- История создания ЗРК «Оса»
- Трудности при разработке ЗРК «Оса»
- Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики
- Боевое применение ЗРК «Оса»
- Тактико-технические характеристики ЗРК ОСА-АКМ
- Серийное производство ЗРК «Оса»
- Отрывок, характеризующий Оса (гранатомёт)
- Описание конструкции
- Модификация ЗРК «Оса-АКМ»
- Состав комплекса, его ТТХ и возможности
- Модификации Оса, произведённые в других странах
История создания ЗРК «Оса»
Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 27.10.1960 г работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса были начаты в том же 1960 г. НИИ-20 Госкомрадио СССР Electronics была назначена ответственной за разработку. Во главе разработки был поставлен Тарановский, которого вскоре сменил Косичкин.
До сих пор перед советскими конструкторами никогда не ставилась сложная задача разработать полностью автономный зенитно-ракетный комплекс. По замыслу, новый ЗРК должен был объединить на одной базе следующие подразделения:
- Средства обнаружения и сопровождения воздушных целей;
- Пусковая установка, способная запускать зенитную управляемую ракету;
- Инструменты топографии;
- Навигационные средства;
- Автономные источники питания.
В довершение всего новый зенитно-ракетный комплекс также должен был быть плавающим. После нескольких опытно-конструкторских работ стало ясно, что в одиночку НИИ-20 с такой задачей не справится. Именно по этой причине разработка ЗРК была поручена ряду научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро:
- Ответственным за весь проект, как было сказано выше, был назначен НИИ-20 Норвежского комитета по радиоэлектронике. Кроме того, этот НИИ отвечал за разработку боевой машины;
- Ответственным за разработку и испытания зенитной управляемой ракеты назначено КБ №82 завода авиационного машиностроения. А. Потопалов стал главным конструктором ракеты;
- Всесоюзный научно-исследовательский институт электрооборудования отвечал за разработку всей системы электроснабжения ЗРК;
- Шасси самоходки должен был разработать Кутаисский автомобильный завод.
Параллельно с разработкой самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса» разрабатывался соответствующий зенитный комплекс «Оса-М», основным назначением которого являлась защита кораблей ВМФ от низколетящих воздушных угроз.
Поскольку военная разведка СССР в 60-е годы успешно работала в США, советское правительство знало, что потенциальный соперник разрабатывает собственную автономную и мобильную систему ПВО на самоходном шасси. Американская новинка, известная как Mauler, должна была обеспечить американским войскам защиту от низколетящих целей на расстоянии 10-15 км.
В связи с этими обстоятельствами ускоренными темпами началось развитие советской системы ПВО. Как показало время, паника была совершенно напрасной, так как этот американский проект полностью провалился — летом 1965 года его окончательно свернули.
Трудности при разработке ЗРК «Оса»
В СССР развитие ЗРК «Оса» тоже шло очень медленно. Назначенные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро не справились с поставленной задачей. Постоянно менялись главные конструкторы, отвечавшие за разработку различных компонентов, но это мало помогало.
В сентябре 1964 года новым разработчиком был назначен ЗУР-МКБ «Факел». В то время Грушин был главным конструктором «Факела». Разработка плавающего самоходного шасси также была передана новому предприятию, которым стал Брянский автомобильный завод.
Ефремов, директор НИИ Минрадиопрома СССР, был назначен главным конструктором ЗРК.
После столь масштабной реорганизации развитие ЗРК «Оса» пошло более успешно, и в 1970 году первый опытный образец ЗРК «Оса» был отправлен на Эмбинский полигон, где прошел все необходимые испытания. 4 октября 1971 года комплекс был принят на вооружение Армии СССР. На вооружение ПВО сухопутных войск этот самоходный комплекс поступил на вооружение в 1972 году. Впервые зенитно-ракетный комплекс «Оса» был представлен публике во время военного парада, прошедшего на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года.
Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики
Зенитно-ракетный комплекс «Оса» способен самостоятельно сопровождать танковые и мотострелковые дивизии практически в любых погодных условиях. Уникальная конструкция шасси придает ему отличную проходимость и плавучесть. Обладает высокой эффективностью и хорошей защитой от помех. Мобильный самоходный ЗРК «Оса» включает в себя следующие средства:
- Машина 9А33Б, оснащенная средствами наведения и пуска ракет;
- Системы разведки;
- Зарядка машины;
- Ракета 9М33, управляемая.
И грузовая, и боевая машины находятся на плавающем шасси БАЗ-5937. Это трехосное шасси обладает отличной проходимостью в условиях бездорожья и способно преодолевать водные преграды. Кроме того, он оснащен следующими устройствами:
- Средства для электропитания;
- Навигация;
- Системы жизнеобеспечения;
- Генератор отбора мощности.
Этот комплекс, помимо способности передвигаться своим ходом, может транспортироваться грузовым самолетом Ил-76 или по железной дороге. Мощный двигатель способен придать зенитному комплексу максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом комплекс способен передвигаться по грунтовым дорогам со скоростью до 55 км/ч.
При необходимости зенитный комплекс «Оса» способен развивать скорость до 10 км/ч. В этом случае двигатель обеспечивает работу специального водомета. Само шасси может буксировать прицепы массой до 7200 кг.
Для обнаружения воздушных целей на ракетном комплексе используется мощная радиолокационная станция. Он может обнаруживать воздушные цели, как стационарные, так и движущиеся. Кроме того, ЗРК способен идентифицировать цели по признаку «свой-чужой».
Боевое применение ЗРК «Оса»
Первая ливанская война испытала комплекс «Оса» в бою. Повторяя удары израильских ВВС, ливанцы смогли сбить несколько самолетов.
Затем израильтяне дронами, изображающими реальные цели, заставили расчеты использовать весь боезапас и только потом бомбили позиции ЗРК. Им удалось уничтожить три установки, четвертую сбили израильский самолет RR-4E.
В октябре 1981 года ЗРК «Оса», управляемая истребителями Фронта ПОЛИСАРИО, сбил марокканский ВВС (воздушный командный пункт С-130Н «Геркулес»). Затем им удалось уничтожить истребитель Mirage F.1.
В Анголе в ходе боев средства ПВО уничтожили пару БПЛА и один самолет-разведчик. В апреле 1986 года Ливия использовала «Осу» для отражения американских авиаударов.
При подготовке к «Бури в пустыне» спецназовцы США похитили из Кувейта ЗРК «Оса» вместе с расчетом и всеми документами, чтобы научиться эксплуатировать его.
Несмотря на это, Кувейту удалось уничтожить «Томагавк» в 1991 году. Проданные Ираку 9К33М2 появились в ирано-иракском конфликте в 1984 году.
По непроверенным данным, в 2008 году экипаж пусковой установки «Оса» сбил российский Ту-22М3 с грузинской стороны в ходе операции по принуждению Грузии к миру. В Сирии оппозиция сбила из захваченной Осы один вертолет Ми-8 и один Ми-17 правительственных войск.
В различных модификациях «Оса» поставлялась более чем в 17 стран мира и везде показала себя с лучшей стороны. Советские конструкторы заложили в комплекс такой запас прочности и такую возможность модернизации, что система ПВО еще долго будет защищать небо тех стран, где она стоит на вооружении сегодня.
Тактико-технические характеристики ЗРК ОСА-АКМ
- — Разработчик: Научно-исследовательский электромеханический институт
- — Год выпуска: 9К33 с 1970 по 1975 год. 9К33М2 с 1975 по 1980 год. 9К33М3 с 1980 по 1988 год
- — Год эксплуатации: с 1971 г
- — Количество выпущенных, шт.: более 1200
- — Экипаж, чел: 5
- Масса ЗРК ОСА-АКМ- Боевая масса, т: 18
- Габаритные размеры ЗРК «ОСА-АКМ
— Длина корпуса, мм: 9140
— Ширина, мм: 2750
— Высота, мм: 4200 (с опущенной РЛС)
Дальность стрельбы ЗРК ОСА-АКМ
- — Дальность обнаружения цели, (типовой самолет ТА), км: 45
- — Границы зоны поражения: в пределах дальности, км: 1,5-10
- — Границы зоны поражения: по параметру скорости, м: до 6000
- — Скорость по цели, м/с: 10-500
- — Целевой маневр, ед.: до 8
- — Время реакции, стр: 18-26
- — Время перевода с выезда на матч, мин: до 4
- — Время заряжания ПУ, мин: 5
- — Количество ракет на пусковой установке, шт: 6
- — Вероятность поражения: типовые неманеврирующие цели/вертолеты: 0,4-0,96/0,24-0,76
- — Прочее вооружение: 4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях)
Зенитный двигатель ОСА-АКМ
- — Тип двигателя: 5Д20Б-300Б
- — Мощность двигателя, л.с.: 300
Скоростной ЗРК ОСА-АКМ
- — Скорость по шоссе, км/ч: 70
- — Скорость по пересеченной местности, км/ч: 35 по местности, 7..10 по плаву
- — Запас хода по трассе, км: 500
- Колесная формула: 6x
- — Тип подвески: индивидуальная, торсионная на поперечных рычага
- — Преодолимый брод, м: плавучий
Серийное производство ЗРК «Оса»
Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» развернуто на 2-х предприятиях:
- Сама боевая машина выпускалась на Ижевском электромеханическом заводе;
- Зенитные управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе.
До 1975 года «Оса» выпускалась без существенных модернизаций.
В 1975 году на вооружение Сухопутных войск СССР был принят модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Оса-АК». Модернизация ЗРК «Оса» заключалась в следующих изменениях:
- Имелось 6 зенитных управляемых ракет модификации 9М33М2, вместо 4 9М33 у базовой модификации;
- Также увеличена зона поражения модернизированного комплекса. Теперь комплекс мог сбивать самолеты, скорость которых составляла 500 м/с, вместо 420 м/с у базовой модели;
- Радиоэлектронное оборудование (большая его часть) размещалось на новой элементной базе. Это нововведение позволило уменьшить массу комплекса, снизить энергопотребление и повысить общую надежность;
- Ракеты получили взрыватели новой конструкции, позволившие уменьшить минимальную высоту поражения воздушных целей из комплекса с 50 до 25 метров.
В целом модернизированный зенитно-ракетный комплекс значительно превосходил предыдущий образец по основным характеристикам.
Отрывок, характеризующий Оса (гранатомёт)
В тот же вечер Марья Дмитриевна пошла к Архаровым и пригласила барышень пойти с ней. Наташа под предлогом головной боли осталась дома. Вернувшись поздно ночью, Соня вошла в комнату Наташи и, к своему удивлению, застала ее раздетой и спящей на диване. Открытое письмо Анатоля лежало рядом с ней на столе. Соня взяла письмо и стала его читать.
Она читала и смотрела на спящую Наташу, искала в ее лице объяснение тому, что она читала, и не находила. Лицо было тихое, кроткое и счастливое. Соня схватилась за грудь, чтобы не задохнуться, бледная и дрожащая от страха и волнения села на кресло и залилась слезами. «Как я ничего не видел? Как это могло зайти так далеко? Влюбилась ли она в князя Андрея?
И как она могла допустить, чтобы Курагин дошел до этого? Он лжец и негодяй, это точно. Что будет с Николя, дорогой, благородный Николя, когда он узнает об этом? Так вот что значило ее взволнованное, решительное и неестественное лицо на третий день, и вчера, и сегодня, думала Соня; но не может быть, чтобы она любила его! Вероятно, не зная от кого, она вскрыла это письмо. Наверное, она обиделась. Она не может!»
Соня вытерла слезы и подошла к Наташе и снова посмотрела ей в лицо. — Наташа! — сказала она еле слышным голосом. Наташа проснулась и увидела Соню. — Ой, ты вернулась? с решимостью и нежностью, что бывает в минуты пробуждения, она обняла подругу, но когда заметила смущение на лице Сони, лицо Наташи выразило смущение и подозрение. Соня, ты читала письмо? — сказала она. — тихо сказала Соня.
Наташа восторженно улыбнулась. Нет, Соня, я больше не могу! — сказала она. — Я не могу больше от тебя прятаться он пишет… Соня… Соня, как будто не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу. — А Болконский? — сказала она. «Ах, Соня, если бы ты знала, как я счастлива. — сказала Наташа. — Ты не знаешь, что такое любовь… — Но, Наташа, кончено же? Наташа смотрела на Соню широко раскрытыми глазами, как будто не понимая ее вопроса. — Ну, ты отказываешь князю Андрею. — сказала Соня.
Описание конструкции
ЗРК «Оса» — ЗРК малой дальности, способный поражать практически любую воздушную цель на высотах от 50 до 5 тысяч метров на дальности до 10 км даже в условиях значительных средств радиоэлектронного противодействия противника. Кроме того, комплекс обладает хорошей автономностью, проходимостью, время развертывания составляет всего 5 минут.
В состав комплекса входят следующие боевые элементы:
- Боевая машина (БМ) 9А33Б, на которой размещаются средства наведения, разведки и пуска ракет;
- Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М33.
Для полноценного функционирования комплекса также необходимы следующие технические средства:
- техническое обслуживание машины;
- регулировочная машина;
- транспортно-погрузочная машина;
- контрольно-проверочная мобильная станция;
- запасные части для групповых машин;
- наземное оборудование.
В состав комплекса «Оса» также входят следующие системы: станции обнаружения и сопровождения целей, расчетный блок, РЛС прицеливания ракеты, система автоматизации пуска и оптический прицел.
Основным вооружением комплекса является зенитная ракета 9М33. Он выполнен по классической схеме «утка», оснащен твердотопливным двигателем, радиокомандной системой управления и осколочной боевой частью. Неконтактный взрыватель взрывает боеголовку в пяти метрах от выбранной цели. В хвостовой части ЗУР находятся трекеры для слежения за ней с оптическим прицелом. Комплекс может производить стрельбу двумя ракетами по наиболее приоритетным целям с интервалом 3-5 с.
Масса боевой части ракеты 9М33 составляет 15 кг, полная масса — 128 кг, средняя скорость — 500 м/с. Не требуется выполнять предстартовую подготовку перед пуском ЗУР; при поражении цели ракета заходит на нее сверху, что значительно снижает вероятность ошибки.
Транспортно-боевые машины комплекса базируются на трехосном шасси БАЗ-5937. Это дает им отличный уровень открытости и мобильности. Шасси комплекса может преодолевать водные преграды, используя для этого водометы. Боевая машина также имеет систему навигации, топопривязки, электроснабжения и связи, что придает комплексу высокий уровень автономности. Габариты и масса элементов комплекса позволяют транспортировать его самолетом Ил-76 или по железной дороге.
Шасси оснащено мощным дизельным двигателем, позволяющим разгоняться до 45 км/ч при движении по грунтовым дорогам и до 80 км/ч по шоссе.
Станция обнаружения целей ЗРК «Оса» достаточно надежно защищена от помех. Это горизонтально стабилизированный радар на 360 градусов, который вращается со скоростью 33,3 оборота в минуту. Антенна РЛС способна обнаружить истребитель противника, летящий на высоте 5000 м, на расстоянии до 40 км. Цели на малой высоте (50 метров) могут быть обнаружены на расстоянии до 27 км.
После захвата цели данные передаются на сопровождающий диск. Он передает координаты расчетному блоку. Общее время реакции ЗРК не превышает 26 секунд.
Транспортно-грузовая машина способна перевозить и заряжать 12 зенитных ракет.
Серийное производство ЗРК «Оса» развернуто на Ижевском электромеханическом заводе, где изготавливались боевые машины комплекса. Зенитную ракету для него изготовили на Кировском машиностроительном заводе.
В 1975 году был введен в строй новый модернизированный комплекс, он получил название «Оса-АК». Боевая машина этой модификации получила шесть ракет 9М33М2 (вместо четырех 9М33 в базовой версии комплекса), кроме того, «Оса-АК» отличалась от предшественницы более совершенными характеристиками.
При создании радиоэлектронной аппаратуры «Осы-АК» использовалась новая элементная база, что значительно уменьшило габариты и повысило эксплуатационную надежность. Доработан расчетный блок, улучшена защита радиоэлектронной аппаратуры от помех.
Ракета 9М33М2 получила более совершенный радиовзрыватель, позволивший уменьшить минимальную высоту поражения самолетов противника до 25 метров. Ракетный комплекс «Оса-АК» был помещен в специальный контейнер, гарантийный срок которого составляет до пяти лет.
Благодаря проведенным доработкам повысился уровень эффективности комплекса: он способен сбивать истребительные цели на высоте 50 метров с вероятностью 0,35-0,4, а на высоте более 100 метров — 0,42-. 0,85. Также были увеличены зона поражения комплекса и его возможности по борьбе с высокоскоростными целями.
В 1980 году на вооружение была принята еще более совершенная модификация комплекса, получившая название «Оса-АКМ». От своих предшественников он отличался улучшенными возможностями по борьбе с вертолетами противника — советские военные учли опыт ближневосточных кампаний. «Оса-АКМ» способна поражать вертолеты противника практически на нулевых высотах на дальности до 6,5 км.
Зенитный комплекс «Оса» (а также «Оса-АК» и «Оса-АКМ») состоял на вооружении зенитных полков мотострелковых дивизий. В состав каждого такого полка входили пять зенитно-ракетных батарей и полковой командный пункт. В состав одной батареи входили четыре комплекса «Оса» и командный пункт. Выяснилось, что в каждом полку было двадцать боевых машин с 80 ракетами, постоянно готовыми к бою. Если полк был вооружен модификациями «Оса-АК» или «Оса-АКМ», количество ракет увеличивалось до 120 штук — очень серьезная сила.
Читайте также: 12 самых больших танков в мире за всю историю
Модификация ЗРК «Оса-АКМ»
Следующая модернизация зенитно-ракетного комплекса получила название «Оса-АКМ». Это изменение было принято в 1980 году. Основным отличием модификации АКМ стали повышенные возможности борьбы с боевыми вертолетами. Поскольку с конца 1970-х годов военные вертолеты стали массово оснащаться противотанковыми ракетами, комплекс пришлось дорабатывать в соответствии с этими нюансами.
Зенитный комплекс «Оса-АКМ» мог вести эффективный огонь не только по движущимся целям, но и по целям, «парящим» в воздухе. Ракеты комплекса получили модернизированный взрыватель, после чего цели можно было поражать практически на нулевых высотах. При этом расстояние до цели должно быть не менее 2 км. Максимальная дальность поражения составляла до 6,5 км.
Состав комплекса, его ТТХ и возможности
ЗРК «Оса» — это не просто пусковая установка с ракетами, это сложная боевая система, состоящая из нескольких элементов:
- Пусковая установка 4 ракет на многоцелевом шасси, также имеет РЛС наведения, а также другое оборудование, необходимое для прицеливания и ведения огня.
- Подвозчик боеприпасов с оборудованием для перезарядки пусковых установок комплекса «Оса». На нем укладка из 8 дополнительных ракет для перезарядки.
- Средства технического контроля и обслуживания на самоходном шасси.
Любая погода не может помешать «Осе» выявлять и уничтожать самолеты противника на любой высоте двумя ракетными пусками за несколько секунд.
Приведение в бой занимает не более пяти минут.
Оборудование на марше питается от газотурбинной установки 9И120, на постоянном ОП — от двигателя.
На трехосном шасси БАЗ-5937 установлен дизельный двигатель. Преодолевает водные преграды с помощью водомета. Средства навигации обеспечивают топографическую привязку к ОП и прокладывают маршрут по мере вашего движения.
Габариты позволяют перевозить железнодорожные платформы и военно-транспортные Ил-76.
Установлены на гусеничном самоходном шасси:
- SOC, система, используемая для обнаружения самолетов противника.
- STS, РЛС сопровождения, ее задачей является контроль и сбор информации о целях противника для определения направления и параметров движения.
- PSA, компьютер, которому поручена обработка информации и определение параметров запуска боевой ракеты для поражения цели.
- ЗУР модели 9М33, они должны запускаться по заданной программе для достижения и поражения цели по заданному маршруту.
Тактико-технические характеристики комплекса указаны в таблице:
9К33 | |
Классификация | Зенитно-ракетный комплекс |
Боевой вес | 18 ч |
Экипаж | 5 человек |
История | |
Страна производства | СССР |
Год выпуска 1970…1975 1970…1975 1980…1988 | 9К33 9К33М2 9К33М3 |
весло с операцией | с 1971 г |
Номер выдан | более 1200 шт. |
Основные операторы | СССР, РФ, Украина, Беларусь |
Размеры | |
Длина тела | 9140 мм |
Ширина | 2750 мм |
Высота | 4200 (с выключенным радаром) |
Вооружение | |
Стрельбище | 1,5…10 км |
Другое оружие | 4 х ЗУР 9М33 (6 ЗУР на модификациях) |
Мобильность | |
Тип двигателя | 5Д20Б-300Б |
Мощность двигателя | 300 л.с |
Скорость автострады | 70 км/ч |
Скорость | 35 внедорожный 7…10 плавающий |
Диапазон автомагистралей | 500 км |
Колесная формула | 6×6 |
Тип подвески | индивидуальный, торсион на поперечных рычагах |
Пересекаемый брод | плавает |
За успешное выполнение задачи многие участники строительства последней ЗРК были удостоены Ленинской и Государственной премий СССР.
Модификации Оса, произведённые в других странах
Помимо вышеперечисленных модификаций, существует несколько модификаций ЗРК «Оса», которые производились в Белоруссии и Польше.
Оса-1Т — модернизированный комплекс, который производился в Республике Беларусь. Работы по модернизации базового комплекса начались в 2001 году. После завершения комплекс демонстрировался в Минске и польском городе Кельце. В отличие от базового комплекса имеет следующие улучшения:
- Модернизирована защита комплекса от помех, увеличен его радиус действия;
- Появилась современная оптико-электронная система, основной задачей которой является сопровождение цели. Эта система разработана таким образом, что может работать в условиях полного радиоэлектронного подавления;
- Система наведения нового комплекса позволяет ракетам поражать цели, летящие на высоте до 7 км. Расстояние до цели может составлять до 12 км;
- Модернизированный комплекс способен поражать цели, летящие со скоростью до 700 м/с.
Общий ресурс и ремонтопригодность зенитно-ракетного комплекса значительно увеличены.
Следующей модернизированной машиной, созданной на базе зенитного комплекса, является Т-38 «Стилет». Производится также в Беларуси. Основное отличие этой модернизации — наличие двухступенчатой ракеты Т-382. При возникновении проблем с производством двухступенчатых ракет комплекс может с успехом использовать ракеты 9М33М3, которые используются в комплексе «Оса-АКМ».
Еще одна модернизация — польский зенитный комплекс SA-8 Sting. Практически ничем не отличается от белорусской Оса-1Т. Здесь явно просматривается общее развитие с Беларусью.