- Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка
- Вспомогательное оружие
- Угасание славы
- Сильные и слабые стороны Т-34
- Мощный двигатель
- Международный
- Достоинства Т-34
- Родился в 1940 году
- Тактико-технические характеристики Т-34
- Основываясь на БТ-7
- Большое количество
- Источник вариаций
- Мощные пушки
- Улучшение башни
- Рождение легенды
- «Т-34 произвел сенсацию»
- Гусеницы для советской погоды
- Сварная броня
Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка
Особый интерес к танку «Победа» возник после фильма «Т-34» режиссера Алексея Сидорова. Он собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А после этого, как и в годы Великой Отечественной войны, эшелон бывших лаосских Т-34 пронесся по западу страны, с востока, и это тоже создало большое внимание к этой технике.
Т-34 давно не производится, в войсках не используется. До наших дней дожило не так много танкистов, которые когда-то воевали, находясь внутри танка и управляя им. Так почему же Т-34 по сей день продолжает оставаться одним из самых известных танков в мире? А что такое знаменитая «тридцатьчетверка»? Ведь танк, принятый на вооружение армии в 1939 году, и Т-34-85, проводившие боевые действия на территории Германии и Польши, заметно отличались друг от друга.
Прежде всего отметим, что конструкторы Т-34 смогли предугадать вектор, по которому будет двигаться развитие мирового танкостроения. При этом создали боевую машину с высоким модернизационным потенциалом. Именно это позволило танку вырасти из обычного и ненадежного Л-11 со слабой пушкой в Т-34-85.
В то же время это преобразование произошло в период, когда промышленность в Советском Союзе испытывала наибольшую перегрузку. Целые заводы увозили в тыл, подальше от линии фронта. Многие из них остались на оккупированной врагом территории. Соседние связи были разорваны, материалов и запчастей не хватало, причем нехватка была самой высокой.
А ведь именно простая конструкция Т-34 даже в очень тяжелом 1942 году позволила выпустить 12 578 единиц техники. Именно наличие этих боевых машин в Красной Армии позволило ей нанести решающий удар по вооруженным силам гитлеровской Германии в ходе Сталинградской битвы. В то время были потеряны два крупнейших производителя Т-34 — заводы в Харькове и Сталинграде. Но даже это не могло помешать массовому производству танков в кратчайшие сроки в других местах. Это было бы почти невозможно достичь с любым другим танком в то время.
Вспомогательное оружие
Наряду с основным орудием на Т-34 устанавливались два 7,62-мм пулемета Дегтярева. Один из них устанавливался соосно с основным орудием, другой устанавливался впереди с правой стороны корпуса.
Брошенный Т-34 с приближающимся немецким солдатом Брошенный Т-34 с приближающимся немецким солдатом.
Угасание славы
Эффективность Т-34 была настолько велика, что он оставался опорой Советской Армии в течение десяти лет после войны. Однако к середине 1950-х годов его превзошел преемник Т-54, и Красная Армия начала постепенно отказываться от него в пользу этого танка, а Т-34 окончательно покинул советскую службу в 1960-х годах. После этого он продолжал служить в других коммунистических странах в течение десятилетий, что свидетельствует о превосходном качестве этого самого влиятельного танка.
Т-34-85 с дополнительным бронированием в Чехословакии 1945 г. Т-34-85 с дополнительным бронированием в Чехословакии 1945 г.
Сильные и слабые стороны Т-34
Абсолютно все замечали в Т-34 практически несовместимые понятия: простота и практичность. Это отметили, например, американские военные, испытавшие его в мае 1942 года на полигоне под Абингтоном. Особенно понравились широкие гусеницы, наклонная броня, мощная 76-мм пушка Ф-34 и дизельный двигатель. Впрочем, те же американские военные отмечали и слабые стороны танка: не слишком надежная трансмиссия, теснота внутри, низкая культура производства.
Кроме того, во время испытаний в результате пробега в 340 километров у машины отказал двигатель. Не смог восстановить. Также американские военные были разочарованы, когда увидели топливный бак в боевом отделении, что было довольно опасно. Таким образом, Т-34 оставил у американцев смешанные чувства: в целом боевая машина была неплохой, но и вовсе не отличной.
В самом СССР тоже прекрасно понимали все слабые стороны боевой машины, и по мере возможности исправили недостатки «тридцатьчетверки». За весь период боевых действий в конструкцию танка Т-43 было внесено более 100 изменений, а с началом 1944 года стал выпускаться Т-34-85 — фактически совершенно новый танк. При этом внесенные изменения, да и вообще переход на другую модель, не повлияли на количество выпущенных автомобилей. На протяжении всей Великой Отечественной войны танк выпускался огромными партиями.
Именно это позволяло не только быстро заменять потерянные в боях машины, но и постоянно снижать стоимость Т-34. Простое и дешевое производство, удобство эксплуатации и высокие боевые характеристики — вот что сделало эту машину знаменитым танком. Т-34 тоже стал танком своего времени. Примененные в нем конструкторские решения были взяты за основу при производстве танков следующего поколения советскими и зарубежными конструкторами.
Мощный двигатель
Одной из важнейших особенностей Т-34 был двигатель. Это был мощный дизель, созданный на Харьковском паровозостроительном заводе. Он стал результатом пятилетних исследований и разработок, направленных на создание единого двигателя. Он был и надежен, и устойчив к огню, благодаря чему повысилась живучесть танка.
Международный
Во время холодной войны СССР экспортировал танк Т-34 своим союзникам по Варшавскому договору. В 1951 году чехи начали производить свой собственный Т-34, а поляки последовали их примеру в 1953 году. Польская версия включала в себя несколько улучшений, которых не было в советской модели.
Достоинства Т-34
«Тридцатьчетверка» была воплощением солдата-танкиста, «рабочей лошадкой» на поле боя, чего нельзя сказать об аналогах в других странах. Таким образом, немецкие конструкторы совершили очень большую ошибку, потратив невероятно большие средства и силы на производство таких боевых машин, как «Тигр» и «Пантера».
Они были слишком дорогими и сложными, и выпускались не очень большими партиями. По этой причине они не могли оказать заметного влияния на ход боевых действий и фактически тонули в толпах накатившихся на них танков Т-34. Дорогие и элитные немецкие «коты» с «пеной шерстью» на Курской дуге, оставшееся время войны, лишь изредка выглядывали из своих укрытий и злобно огрызались. Закончилось все тем, что последние экземпляры были уничтожены при взятии Берлина.
Военные США хоть и выпускали дешевый и массовый Шерман, но в самом начале это был далеко не лучший танк сделанный на компромиссах, а Т-34-85 даже не ровня. Когда Т-34 и Шерманы вместе оказались в Корее, американские машины фактически понизили в ранге. Там они подтвердили свое издевательское название «зажигалка Ронсон».
Выдающиеся боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34-85 провоевать почти весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены на переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже как музейный экспонат, уже завтра готов идти в бой. Затем в 2006 году в Будапеште демонстранты без проблем завезли памятник танку Т-34 и попытались прорвать полицейскую блокаду. В 2014 году Т-34 был призван на вооружение в Луганске: танк-памятник был спущен на воду без проблем, но в боевых действиях участия не принимал.
Не забывайте самого главного: Т-34 стал символом победы, без которого победа была бы невозможна. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 г., тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 г., сломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, загрохотала по булыжникам немецких городов в 1945 г и завершила военный конфликт на Дальнем Востоке при славном разгроме Квантун — армии. Т-34 прошел столько испытаний, сколько не проходил ни один другой танк, и из всех вышел победителем. Именно поэтому «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым есть и нужно гордиться.
Родился в 1940 году
Т-34 был запущен в производство в мае 1940 года. Он продолжал использоваться во время Второй мировой войны и после нее.
Тактико-технические характеристики Т-34
Длина без орудия — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по автомагистрали 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (для машин образца 1940 г.), до 90 мм в лобовой части башни для танков конца войны.
Оснащался дизелем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-мм орудиями (Л-11 образца 1938-1939 гг., Ф-34 образца 1940 г.), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметы устанавливались в спаренной установке с одним орудием, другой — в верхнем лобовом бронелисте корпуса). Экипаж состоял из четырех человек — командира, водителя, заряжающего и радиста-пулемётчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа увеличилось до пяти — появился отдельный наводчик.
По словам начальника УКБТМ Андрея Терликова, танк получился новаторским для своего времени: рациональные углы наклона бронелистов корпуса и башни, мощное орудие и дизельный двигатель. В то же время, как выяснилось в ходе боев, у Т-34 были и серьезные недостатки. «Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехступенчатая коробка передач и трудности работы с ней.
Система очистки воздуха и охлаждения двигателя не оправдала ожиданий. Возникли вопросы по поводу низкой техническая надежность, качество изготовления и сборки самой машины», — говорит он. И все это сразу сказалось в тяжелейших условиях первых двух лет войны.
Выдержка из протокола испытаний Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 г.: «Есть основания полагать, что он имеет более высокие эксплуатационные скорости, меньшее сопротивление качению и лучшую маневренность, чем американский танк М4, но является уступает ему в точности изготовления и надежности в работе».
В начале 1942 г с целью усовершенствования конструкции машины инженеры-конструкторы Уральского танкового завода № 183 внесли изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.
Основываясь на БТ-7
Конструкторские работы, которые привели к созданию Т-34, начались в 1936 году. Инженеры начали с БТ-7, боеспособного легкого танка, который претерпел несколько модификаций, поскольку конструкторы искали способы его улучшения. Для Т-34 конструкторы увеличили корпус, добавили дополнительный опорный каток, удлинили подвеску, улучшили двигатель и вооружение.
Опытные образцы Т-34 были изготовлены на заводе Коминтерна в Харькове. Многие другие фабрики были задействованы, когда они начали массовое производство.
Большое количество
Во время войны Советский Союз полагался на массовые силы, чтобы защитить свою родину и в конечном итоге сокрушить немцев. Т-34 идеально подходил для серийного производства и был выпущен большим тиражом — 39 698 штук.
Однако в первые дни войны на Восточном фронте производство было практически остановлено. Продвижение немцев в Россию было настолько быстрым и решительным, что они захватили танковые заводы. Благодаря невероятным усилиям Советскому Союзу удалось эвакуировать все машины с этих заводов и перевезти их по железной дороге вглубь.
Здесь были созданы новые линии по производству танков, в том числе Уралмашзавод (Уральский машиностроительный завод) в Нижнем Тагиле. На этом заводе собрали тысячи Т-34, сохранив при этом запас танков, необходимых Красной Армии. В 1943 году насчитывалось 43 завода, выпускавших только два типа танков — Т-34 и более тяжелый КВ.
Источник вариаций
За свою долгую карьеру конструкция Т-34 претерпела множество изменений. Он же стал основой, на которой строились различные машины, как СССР, так и их союзников. Среди них не менее шести различных бронетранспортеров, построенных в СССР, Чехословакии, ГДР и Польше.
Как и предшествующий ему БТ-7, Т-34 стал основой для проектирования других, более совершенных танков. Советский танк Т-44 был создан на базе Т-34, а в свою очередь стал основой для Т-54.
Мощные пушки
Наряду с улучшенным двигателем и бронированием Т-34 имел мощное для танка такого размера орудие — скорострельную 76-мм пушку.
По мере развития войны и совершенствования немецких танков требовалось более тяжелое вооружение, чтобы пробить их броню. На смену 76-мм орудию пришла 85-мм зенитная установка Д-5Т, которая оказалась столь же эффективной против танков, как и против самолетов. В свое время Т-34/85 был одним из самых мощных танков в мире.
Улучшение башни
Башня первого Т-34 была узкой и ограниченной. Как и многие особенности танка, он постоянно совершенствовался в процессе эксплуатации, создавая более просторную и защищенную башню.
Рождение легенды
Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в КБ завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких гусеничных машин серии БТ, основанной на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.
«Автомобиль рождался довольно тяжело, потому что в конце 1930-х годов подавляющий аппарат был достаточно силен, что повлияло на многих танкостроителей», — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в состав Уралвагонзавода) из государственной компании Ростех) «Особенно когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись очень быстрыми темпами».
13 октября 1937 г. Бронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-техническое задание на разработку колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевой массой 13–14 т, калибром 45 мм толщина пушки и брони от 16 до 25 мм. В мае 1938 года было предложено создать гусеничную машину с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую конструкцию. Работой по созданию А-32 руководили конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко.
Кошкин был прирожденным организатором. Энергия в нем просто бурлила, он был одержим новой мыслью и сумел передать эту одержимость всем нам. Человек с большой буквы. Его умение разговаривать с людьми, скромность, решительность в ответственные моменты работы были хорошим примером
В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По результатам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет Обороны при СНК СССР принял решение о присвоении А-32 наименования Т-34 и принятии его на вооружение с условием доработки: повышение основную броню до 45 мм, улучшив обзор, установить пушку калибра 76 мм и дополнительный пулемет калибра 7,62 мм. Все новые образцы прошли испытания во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
«Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до изготовления заводом опытного образца, а изготовлена она была только в январе-феврале 1940 года», — говорит инженер-конструктор УКБТМ. «Видимо пришли к выводу, что необходимо окончательно принять решение об использовании машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это показало. По тем временам это была революционная машина».
Пройдя все испытания на подмосковном полигоне Кубинка в марте 1940 года, два Т-34 пробежали по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в один конец). А 17 марта в Кремле в Москве автомобили продемонстрировали членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По свидетельству очевидцев, Сталин тогда сказал: «Это будет ласточка наших танковых войск!» Так оно и было.
31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне Волгоградский тракторный завод).
Однако «тридцатьчетверка» не только прославила своего «отца», но и стала причиной его гибели. Этот забег оказался роковым. Этой весной 41-летний конструктор помог вытащить танк из холодной воды, после чего был госпитализирован в Харькове с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940 года его заместитель Морозов руководил доработками Т-34. В 1942 году за создание танка трое его создателей были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).
В отличие от сторонников всех абстрактных решений, мы исходили из того, что дизайн должен быть простым, без всего лишнего, случайного и надуманного. Конечно, всегда легче создать сложную машину, чем простую, с которой справится не каждый конструктор… Конструктивная простота танка Т-34 позволила в самый трудный для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, гораздо больше, чем иметь противника
Всего к началу Великой Отечественной войны было выпущено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск выпуск танка был начат одновременно на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово» (ныне в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, Уралмаше (ныне в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске. (ныне Омский транспортно-технический завод) и Уральский танковый завод №183 (сегодня — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт отправился первый эшелон из 25 машин.
Кстати, за годы войны на Уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех немецких предприятиях вместе взятых. Такой производительности не было ни у одного танкового завода в мире. С мая 1942 года каждые 30 минут с конвейера сходил танк (каждый день на фронт уходил слой бронетехники). Последний Т-34-85 сошел с конвейера завода в феврале 1946 года. Здание, где производились эти машины, сохранилось — сейчас это автосборочный конвейер.
Читайте также: Бомбардировщик Ил-28 конструкция, технические характеристики, модификации
«Т-34 произвел сенсацию»
В годы Великой Отечественной войны Т-34 показал себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте изготовления и обслуживания, хорошо адаптирован к массовому производству. На начало войны 76,2-мм пушка была самой мощной среди боевых машин своего класса.
Отправной точкой на вершину танкового Олимпа для Т-34 стала Сталинградская битва. Уже в середине ноября 1942 года танки «Урал» вошли в состав 7-го танкового корпуса и сразу же получили боевое крещение. Именно они освободили от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их атаке 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда распрощалась с идеей вырваться из сталинградского котла.
Т-34, по словам начальника УКБТМ, к концу 1942 г в той или иной степени превосходил немецкие средние танки Pz. Kpfz III и Pz. Kpfz IV по уровню защищенности и мощности артиллерийского вооружения. «Пушка Ф-34 сумела иметь наилучшие характеристики по дальности и бронепробиваемости. Именно поэтому, несмотря на недостатки и дефекты, «тридцатьчетверка» произвела на противника прекрасное впечатление», — говорит Терликов. «Германия сделала мощный шаг к созданию достойного «противоядия».
При технических недостатках танк также был сложен в производстве. Для первых машин не хватало дизелей В-2, поэтому в 1941 и начале 1942 года Т-34 оснащались бензиновыми двигателями, которые требовали большего внимания к обслуживанию и чаще ломались. «Машина потеряла мощность и подвижность. Проблема серийного производства В-2 была решена только летом 1942 года», — сказал Терликов.
Это была война не только на поле боя, но и между конструкторскими подразделениями противоборствующих сторон. Гитлеровские инженеры создали новые танки — Т-34 по сравнению с ними обладал меньшей огневой мощью и нуждался в перевооружении. Поэтому серийное производство модификации Т-34-85 началось в 1944 году с новой башней, усиленным бронированием и новой 85-мм пушкой, позволявшей вести дуэли с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дальних дистанциях.
Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых частей и малой габаритной высотой машины делала танк Т-34-85 труднодоступной мишенью на полях сражений.
Т-34 показал превосходство в вооружении, броне и маневренности нашим привыкшим к победам танкистам… Танк Т-34 произвел фурор… Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, сделали большую скачок в танкостроении. Появление на фронте новых машин оказало большое влияние. Попытка создать танк по образцу советского Т-34 после его тщательных испытаний немецкими конструкторами оказалась невозможной
Уникальность Т-34, по мнению инженера-конструктора УКБТМ, заключалась в высоком уровне безопасности, наличии мощного орудия, высоких характеристиках подвижности и маневренности, проходимости, а также простоте и обслуживании, эксплуатации и высокая производительность. «Все это в совокупности сделало машину уникальной и признанной всеми сторонами лучшим танком Второй мировой войны», — считает Колмаков. Бывало, что за 20-30 дней наступления усилиями ремонтников два-три раза возвращали танк в строй — ремонтировать Т-34 удавалось прямо на передовой.
Когда у противника танки получше, это страшно. Вы даете полный газ, но ваш танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки настолько быстры, что с близкого расстояния они могут взобраться на холм или через болото быстрее, чем вы перевернете башню…
Гусеницы для советской погоды
Важность работы в плохую погоду была доказана во время войны с Финляндией в 1939 году, многие машины перестали работать в снегу. Хотя условия в СССР редко были такими суровыми, как финские зимы, советская зима тоже могла быть изнурительной, и танк должен был преодолевать грязь и снег. Поэтому для Т-34 были разработаны широкие гусеницы.
Сварная броня
Многие более ранние танки имели клепаную броню. Однако боевые действия в гражданской войне в Испании и в пограничных спорах между Китаем и Японией проверили пределы этой конструкции и доказали уязвимость клепанного танка. Таким образом, броня Т-34 была не склепана, а сварена, чтобы сделать ее более жесткой.
Угол брони также был переосмыслен. Она была наклонена, чтобы не выставлять лицо под прямым углом к траектории выстрела. Это сделало гораздо более вероятным отражение вражеских снарядов.