ЗиЛ-41047 — советский правительственный лимузин, история разработки и эксплуатация, особенности конструкции и характеристики, достоинства и недостатки автомобиля, модификации

Военная техника

История создания

Задача разработки новой модели правительственного автомобиля СССР для специалистов завода имени Лихачева была обусловлена ​​несколькими важными соображениями, не имевшими никакого отношения к технической стороне дела. Помимо необходимости поддерживать сложившуюся к этому времени традицию обновления модельного ряда раз в десятилетие, возник дополнительный политический фактор.

Важнейший пост Генерального секретаря ЦК КПСС в 1985 году занял новый молодой лидер Михаил Горбачев, провозгласивший курс на «перестройку» всего Советского Союза.

Значительно обновившееся руководство Советского Союза многократно увеличило свою активность в плане поездок по стране и международных контактов. Таким образом, роль их репрезентативного носителя приобрела важную смысловую нагрузку в составе общего политического «образа», призванного символизировать новый курс развития страны.

В результате новая модель, технически говоря, была полностью основана на предыдущем, проверенном, ЗИЛ-41045. Все основные изменения в дизайне государственной транспортной новинки сосредоточены исключительно на дизайнерских решениях, которые в дальнейшем будут называться «рестайлинг».

Внешний вид ЗИЛ-41047
Внешний вид представительского лимузина получился очень современным для своего времени

Обновление дизайна удачно придало внешности новой модели элементы современности, сохранив при этом общий внушительный «имперский» облик, а также отличные динамические характеристики предшественников. Двигатель, коробка передач, редуктор, то есть практически вся ходовая часть, были полностью унаследованы от предыдущей модели зиловской разработки, как и бронекапсула и общий дизайн кабины.

ЗИЛ-41047 был оснащен новейшей на тот момент конструкцией шин, которым было присвоено специальное клеймо «Гранит». Такие шины давали автомобилю возможность продолжать движение даже при неоднократных проколах. Эта возможность была достигнута за счет придания максимальной жесткости боковинам шины и помещения внутрь нее специального геля.

Технические характеристики

Результатом работы разработчиков ЗИЛ-41047 по техническим характеристикам стала машина, признанная для своего класса самой длинной и самой массовой в мире из всех серийных моделей, выпускавшихся в то время. В традиционном варианте автомобиль представлял собой 4-дверный 7-местный лимузин с колесной базой 3880 миллиметров.

Габариты и вес

По длине советский лимузин ЗИЛ всего на семь миллиметров отставал от мирового рекордсмена за всю историю конструкции этого типа — американского Cadillac Series 75, выпускавшегося в середине 1970-х годов. Суммарные параметры (длина, ширина, высота в миллиметрах) составили 6339х2086х1500 соответственно.

Снаряженная масса автомобиля составляет 3335 килограммов. Максимально допустимая (полная) масса обычного образца (без бронекапсулы) составляла 3860 кг, из них на переднюю ось приходилось до 1793 кг, а на заднюю — 2067 кг. Вес специально бронированных VIP-юнитов обычно превышал 5 тонн.Двигатель ЗИЛ-41047
Силовая установка ЗИЛ-41047

Двигатель

Лимузин получил под капот проверенный почти десятилетием карбюраторный двигатель ЗИЛ-4104 V8 (V-образный, 8-цилиндровый, 16-клапанный) объемом 7695 л. Таким образом, камера сгорания каждого цилиндра имела объем почти один литр, а степень сжатия равнялась 9,3. В качестве материала для блока цилиндров использовался алюминий.

Мощность такой силовой установки составляла 315 лошадиных сил (232 кВт), что позволяло развивать обороты двигателя до 4600 в минуту. Максимальный крутящий момент составлял 608 Н/миль в диапазоне 2500-2700 об/мин.

Силовая установка приводилась в действие 4-камерным карбюратором. Важным элементом модернизации по сравнению с предшественниками стала бесконтактная система зажигания.

Трансмиссия и подвеска

В конструкции предыдущих разработок сохранились трехступенчатая гидромеханическая коробка передач и привод исключительно на заднюю ось.

При этом типы подвески были разные: независимая (с рычажно-торсионной системой стабилизации) спереди и зависимая (с пружинной системой натяжения) сзади.

Перья достигали полутораметровой длины. Их дополнительно проложили полимерными вставками между листами.

Особенность этой конструкции заключалась в том, что «автомобиль класса люкс» отличался повышенной плавностью хода. Кроме того, машина хорошо показала себя на гравии. При этом дорожные просветы были совсем небольшими: от 17 до 19,5 сантиметров.

КПП и тормоза

Трехступенчатая автоматическая коробка передач относилась к планетарному типу. Коэффициент трансформации этого агрегата имел значение 2,0. Механический упор позволял эффективно удерживать машину в гору.

Тормозная система была дискового типа и была двухконтурной. Также любая из этих схем может независимо работать на все 4 колеса. Стояночный тормоз приводился в действие ножной педалью.

Расход топлива на 100 км

Средний расчетный расход топлива на сто километров составлял 22-23 литра. Такой автомобиль не предназначался для длительной поездки без дозаправки, так как емкость бензобака ограничивалась 120 литрами топлива АИ-95.

Максимальная скорость

Автомобиль при движении по шоссе был способен развивать максимальную скорость 190-200 километров в час (для различных модификаций). При этом тяжелый лимузин мог разогнаться с 0 до 100 км/ч за 12-13 секунд.

Последние поездки вождей

И вот настало время, когда генсеки стали меняться чаще, чем казенные машины. Осенью 1982 года Леонид Брежнев умер, и его место занял Юрий Андропов. В 1983 году началось производство модернизированного ЗИЛ-41045. От модели 4104 он отличался мелкими деталями — светотехникой, бамперами, массивной хромированной решеткой радиатора.

Генеральный секретарь Константин Черненко у лимузина ЗИЛ-41045.
Генеральный секретарь Константин Черненко у лимузина ЗИЛ-41045. Самые быстрые автомобили в СССР

ЗИЛ-118

Но Андропов редко появлялся в этой машине на публике. Последние месяцы своей жизни он провел в больнице. А с весны 1984 года основным пассажиром ЗИЛ-41045 стал новый генсек Константин Черненко. Чуть больше года спустя следующим и, как оказалось, последним Генеральным секретарем в истории Советского Союза стал Михаил Горбачев.

В отличие от своих предшественников, он много путешествовал по миру, поэтому ЗИЛ-41045 видели в разных странах. И в разных ситуациях.

А за рулем у них Брежнев

Леонид Ильич был страстным автомобилистом, любил водить сам. Что совсем не понравилось его охране. В качестве пассажира генеральный секретарь обычно ехал на переднем сиденье, рядом с водителем. Вся страна видела это в телерепортажах.

Леонид Брежнев любил ездить рядом с водителем.
Леонид Брежнев любил ездить рядом с водителем.

Секретная миссия британцев

ЗИЛ-111 и одиннадцать пуль в Брежневе

За рулем

Разработка новой модели началась в 1975 году. В заводских документах автомобиль назывался ЗИЛ-115, а в печати и справочниках по новому советскому ГОСТу — ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-4104 получил заметно измененный кузов с высокой массивной решеткой радиатора, двигатель V8 рабочим объемом 7,69 л и мощностью 315 л.с. Автомобиль стал самым быстрым среди советских серий — он развивал скорость 190 км/ч.С 1975 года на последний ЗИЛ-114 устанавливалась не двух-, а трехступенчатая коробка передач, а затем, соответственно, и на ЗИЛ-4104.

ЗИЛ-4104 возле знаменитого дома №3 по улице Грановского, где в разные годы жили многие руководители страны.
ЗИЛ-4104 возле знаменитого дома №3 по улице Грановского, где в разные годы жили многие руководители страны.

Мало кто тогда знал, что в разработке экстерьера автомобиля для первых людей в СССР участвовали британские специалисты. Кроме того, английская дизайнерская фирма «Capco» частично разработала интерьер лимузина. Разумеется, пресса об этом не писала.

Серийное производство ЗИЛ-4104 началось в 1976 году.

Внешний вид ЗИЛ-41047 и особенности его салона

ЗИЛ-41047 в снегу

Самое первое, что бросается в глаза при первом взгляде на лимузин ЗИЛ-41047 – огромные размеры автомобиля. Из-за этого лимузин стал самым длинным серийным автомобилем в мире того времени. Качество покраски ЗИЛ-41047 совершенно не соответствует распространенному мнению о покраске советских и российских автомобилей. Даже старые автомобили, сохранившиеся в общественных гаражах, удивляют качеством покраски. На заводе каждый автомобиль окрашивался в 9-15 слоев, каждый из которых проходил полную сушку, после чего полировался.

Фары прямоугольные. Им были предоставлены раковины и чистящие средства, чтобы качество освещения было на высшем уровне при любой погоде. Для реализации идеи фар пришлось обратиться к немецкому производителю BOSCH. Наконец, были убраны поворотные дефлекторы на передних окнах, а в углах передних окон стали монтироваться зеркала заднего вида. Парадная модель получила специальные резиновые заглушки на передние крылья. Кронштейны с флажками прилагаются. Крышка бензобака находится под задним номерным знаком.

В интерьере есть вставки из ценных пород дерева. Главный минус внутренней отделки – использование в ней некачественных пластиковых элементов. В новых машинах они выглядели нормально, но сейчас пластик коробится. Между водительским и пассажирским сиденьями находится массивная панель, под которой хранится различное спецоборудование.

Устройство и технические характеристики ЗиЛ-4104

Технические характеристики:

  • Вместимость — 7 человек;
  • Длина – 6,3 метра;
  • Ширина – 2,1 метра;
  • Высота — 1,5 метра;
  • Колесная база – 3,88 метра;
  • Клиренс – 17 сантиметров;
  • Масса — 3,9 тонны;
  • Двигатель — карбюраторный;
  • Объем силового агрегата 7,7 литра;
  • Мощность силовой установки составляет 315 лошадиных сил при 4-4,6 тыс оборотов;
  • Коробка передач — автомат;
  • Максимальная скорость – 190 км/ч;
  • Разгон до 100 км/ч – 13 секунд;
  • Средний расход топлива – 22 литра на 100 км;
  • Объем бака 120 литров.

Закрытый металлический корпус оснащен четырьмя дверцами. Рассчитан на перевозку семи человек. Задний и передний ряды отделены друг от друга стеной со стеклянной перегородкой. Средние сиденья можно сложить. Комфортные условия достигаются за счет систем кондиционирования, отопления, вентиляции. Дополнительным элементом является всеволновая стереомагнитола, а также электростеклоподъемники. Для участия в парадах и праздниках была разработана модификация открытого типа (41044).

Двигатель

Силовая установка работает на бензине, оснащена восемью цилиндрами, расположенными V-образно. При 4-4,6 тысячах оборотов достигается максимальная мощность в 315 лошадиных сил. Для уменьшения веса транспорта головка и блок цилиндров изготовлены из прочного алюминия. Каждый блок имеет верхний распределительный вал, который приводится в движение двухрядной роликовой цепью. Каждый цилиндр имеет по два клапана с гидравлическими компенсаторами зазоров.

Силовая установка работает на бензине

Двигатель ЗИЛ-4104 работает в паре с четырехкамерным карбюратором и двумя электрическими топливными насосами. Есть два масляных радиатора. Один питается от системы охлаждения автомобиля, другой — от воздушного охлаждения. Тип транзистора выбран для системы зажигания.

АКПП

Автоматическая коробка передач дополнена гидротрансформатором и имеет три передачи. Для смены ступеней используется селекторный переключатель, расположенный между передними сиденьями. В конструкции коробки передач предусмотрен механический упор, позволяющий удерживать автомобиль на спуске.

Деактивируется автоматически во время движения. Два карданных вала разделены промежуточной опорой. Задний мост представляет собой неразрезную штампосварную балку. Главная передача гипоидного типа имеет передаточное число 3,62 или 3,31. Конические роликовые подшипники используются для установки ступиц колес.

Подвеска

Каркас сварного типа состоит из штампованных балок и поперечин. Передняя независимая подвеска бесшарнирного типа установлена ​​на поперечных рычагах. Мягкость и плавность хода достигаются за счет упругих торсионов, расположенных вдоль рамы. В состав агрегата входят телескопические амортизаторы для предотвращения вибраций и вибраций от неровностей дорожного покрытия. Задняя подвеска представлена ​​продольными полуэллиптическими рессорами большой длины. Ширина одного листа 7,5 сантиметров, а толщина 8 миллиметров.

Между листами имеются полиэтиленовые прокладки, также снижающие колебания и колебания при движении по неровным поверхностям. Конструкция пружин дополнена реактивными тягами. Сварные колеса имеют глубокий обод. С-образные шпильки используются для соединения ступиц. Бескамерные шины 9,35-15.

Рулевой механизм состоит из двух основных частей:

  • Винт с гайкой на циркуляционных шариках;
  • Стойка с зубчатым сектором.

Передаточное число — 17,5. Для снижения усилия водителя на руле при прохождении поворотов был внедрен гидроусилитель. Он приводится в действие лопастным насосом, который расположен на носке коленчатого вала двигателя. Положение рулевого колеса регулируется в зависимости от положения водителя.

Тормоза

Тормозная система представлена ​​дисковыми механизмами на всех колесах. Дополняется гидравлическим приводом и автоматической регулировкой клиренса. Устройство имеет внутреннюю систему охлаждения. Состоит из двух контуров. Каждый контур влияет на все колеса. В каждом контуре имеется вакуумный усилитель, им также оснащен главный цилиндр. Стояночный тормоз представлен барабанным механизмом на задних колесах. Активируется нажатием на педаль. После начала движения стояночный тормоз автоматически отключается.

Рулевой механизм состоит из двух основных частей

Электрооборудование питается от 12-вольтовой системы. Он работает с помощью генератора мощностью 1,15 кВт и двух аккумуляторов (по 120 Ач каждый). Для улучшения освещения дороги ночью или в плохих погодных условиях передние и противотуманные фары оснащались галогенными лампами.

Особенности внешнего вида

Автомобильный завод ЗиЛ выпускал серийные автомобили представительского класса по примеру судостроительной техники, используя стапель вместо конвейерной установки. Продолжительность такого процесса составляла около 5-6 месяцев, а в среднем завод выпускал не более полутора-двух десятков готовых экземпляров в год.

При производстве кузовных панелей широко применялись ручные операции: сборка деталей производилась по назначению для конкретного случая. Поскольку имелись разногласия, связанные с дальнейшим использованием заказанных автомобилей, они отличались комплектацией ряда агрегатов, качеством материалов отделки.

При покраске кузова использовалась нитроэмаль темного металлического оттенка. Наносили последовательно подряд до 15 слоев, а в промежутках между этими операциями каждый раз проводили полировку.

Рулевое колесо ЗИЛ-41047
Сиденье водителя автомобиля ЗИЛ-41047

Салон и корпус

По сравнению с предыдущими моделями семейства ЗИЛ-4104 общее устройство кабины принципиально не изменилось. В стандартной 7-местной версии лимузина середина из трех конструктивно уложенных линий сидений была страпонной, выдвигаемой на специальную перегородку между двумя отсеками.

Оба сиденья первого ряда были обиты натуральной кожей, а два места для «основных пассажиров» — велюром высочайшего качества. Для облицовки внутренней стороны дверей, оконных рам и некоторых других деталей интерьера использовались элементы ценных пород дерева, как правило, карельской березы.

Салон ЗИЛ-41047
Комната для «главных пассажиров» в лимузине

Микроклимат внутри салона обеспечивался раздельными кондиционерами для первого и VIP-залов. Подлокотники служили высокопоставленным пассажирам местом для размещения органов управления электрическими лифтами, наружными окнами и перегородкой, разделяющей пространства двух комнат. Также можно было управлять аудиосистемой или кондиционером с задних сидений. Отдельные ниши в задней части корпуса предназначались для размещения абонентских устройств специальной связи.

Внешний вид кузова претерпел значительное дизайнерское обновление. В первую очередь это коснулось оптики. Сдвоенные фары традиционной круглой формы были заменены более современной «квадратной» конструкцией. Передние указатели поворота изменили свое положение, став продолжением пар фар в поворотах, изменили свой вид и сигнальные огни сзади.

Кроме того, конструкторы ЗиЛа сделали более выразительной облицовку радиатора. Зеркала заднего вида были встроены в новую раму. Они крепились не к плоскости двери, а непосредственно к кузову. Известные по предыдущим десятилетиям форточки на боковых окнах были ликвидированы.

Бронирование

Специальная бронезащита семейства ЗИЛ-4104 начала приниматься на вооружение в 1983 году под моделью 41045. Курганский машиностроительный завод, специализирующийся на выпуске боевых машин пехоты, в течение нескольких лет изготовил 20 специальных бронекапсул, на на базе которых затем строились представительские бронированные лимузины. Эта версия получила название ЗИЛ-4105.

При этом вес таких конструкций заметно увеличился, составив более 5,5 тонн. Но испытания ЗИЛ-4105 показали, что бронезащита спокойно отражает бронебойные пули, выпущенные из 7,62-мм пулемета и снайперской винтовки Драгунова. Бронекапсула оказалась непроницаемой для снарядов даже при подрыве прямо у бензобака.

Такая возможность была достигнута за счет использования отечественных марок броневой стали высочайшего качества, которая по праву считалась лучшей в мире. При этом толщина бронирования была относительно небольшой: она варьировалась в пределах 4-10 миллиметров.

Боковые окна в отсеке также отличались надежностью и могли выдержать одиночное попадание бронебойного огненного снаряда. В конечном итоге степень защиты ЗИЛ-4105 превзошла все имевшиеся тогда иностранные образцы.

За исключением нескольких опытных образцов, бронеавтомобили на базе ЗИЛ-41045 получили обозначение ЗИЛ-41051, а с 1987 года стали выпускаться бронированные лимузины ЗИЛ-41052 на шасси ЗИЛ-41047. При этом на шести экземплярах новых агрегатов использовались бронекапсулы от машин предыдущего поколения, у которых пробег достиг предельно допустимого значения.

В 1990-х годах ради эксперимента три стандартных ЗИЛ-41047 пытались бронировать по западным технологиям с использованием кевлара и углепластика. Этот заказ выполнила немецкая компания Trasco Bremen, оставив одну из машин в качестве тестового образца на полигоне. Два готовых экземпляра пришлось снова менять на ЗиЛе, так как шасси уже не соответствовало возросшей массе автомобиля. Два полученных таким образом бронированных лимузина получили наименование ЗиЛ-41053.Бронированный ЗИЛ-41052
Бронированная модификация ЗИЛ-41052

Сравнение с аналогами

Сравним ЗИЛ 4104 с конкурирующими лимузинами, использовавшимися в то время в США и Великобритании. С 1983 года президент США Рональд Рейган путешествовал в специальной версии лимузина Cadillac Fleetwood. Королева Великобритании в то время передвигалась на лимузине Rolls-Royce Phantom VI, выпущенном специально для нее в 1978 году.

Двигатель V8, 7,7 л., 315 л.с V8, 350-400 л.с. (по разным данным) V8, 6,2 л, 200-220 л.с. (точных данных нет)
Разгон до 100 км/ч 13 секунд нет данных 13,5 секунды
Передача Трехступенчатая автоматическая коробка передач Четырехступенчатая автоматическая коробка передач Четырехступенчатая автоматическая коробка передач
Длина 6,3 м 6,2 м 6,7 м

Как видно из таблицы, ЗИЛ-4104 уступает Cadillac по мощности двигателя, но значительно превосходит Rolls-Royce. Все лимузины имеют автоматическую коробку передач, но у западных аналогов на одну ступень больше. По габаритам лидирует Rolls-Royce, который сильно расширили для комфорта королевы.

Замена карбюратора как спецоперация

Жизнь стала стремительно меняться, что отразилось даже на качестве советских государственных лимузинов. В середине 1980-х, во время официального визита Горбачева во Францию, сотрудники ГОН за считанные минуты поменяли огромный четырехствольный карбюратор К-259 прямо во дворе Елисейского дворца в Париже. Выхода не было: в блоке растворился бензин. одна из прокладок!

Кортеж Михаила Горбачева в Норильске, 1988 год
Кортеж Михаила Горбачева в Норильске, 1988 год

Ремонт проходил под прикрытием (в прямом смысле) силовиками, которые сделали все, чтобы «операцию» увидело как можно меньше людей.

Читайте также: Танк ИС-7: тяжёлый, как выглядит, сколько весит, тактико-технические характеристики (ТТХ), история создания

Бронированные версии ЗИЛ-4105

ЗИЛ-4105

После убийства Леонида Ильича Брежнева в 1969 году было принято решение о заказе государственных лимузинов. На базе ЗИЛ-41047 было построено 14 бронеавтомобилей, получивших индекс ЗИЛ-4105. Несмотря на новое название, эти автомобили ничем не отличались от стандартных лимузинов этой модели, кроме веса, который превышал 5 тонн. В некоторых документах говорится, что на шести из 14 бронемашин использовались бронекапсулы от ЗИЛ-41045.

В начале 1990-х в Германию было продано три бронемашины на базе ЗИЛ-41047. Там один из них подвергся масштабным испытаниям, состоящим в массированных обстрелах из стрелкового оружия различных типов. После этого два оставшихся бронированных лимузина отправили в правительственный гараж. Однако огромный вес автомобиля создавал проблемы в эксплуатации этих транспортных средств. Подвеска и тормозная система оказались к этому не готовы. Машины отправили на завод имени Лихачева для капитального ремонта. В результате появилась новая модификация, получившая индекс ЗИЛ-41053.

Бронированная версия советского лимузина имела следующие характеристики:

  • Толщина брони составляла 8,5 мм;
  • Броня легко выдерживала прямое попадание пули с жаростойким сердечником калибра 7,62 мм;
  • Броня выдерживала и прямое попадание из винтовки СВД;
  • Нижняя и верхняя броня могли выдержать разрывы снарядов на крыше и под днищем лимузина;
  • Бронированные стекла также выдерживали прямые попадания пуль из пистолетов, автоматов и винтовок.

По уровню безопасности собранный на базе ЗИЛ-41047 бронированный лимузин превосходил не только отечественные, но и зарубежные аналоги этого класса.

Модификации представительского автомобиля ЗИЛ-4104

За период серийного производства были произведены следующие модификации автомобиля ЗИЛ-4104:

  • ЗИЛ-4104. Базовая модификация машины, введена в эксплуатацию в 1978 г;
  • ЗИЛ-41041 Седан. Автомобиль-компаньон с укороченной базой и пятиместным кузовом седан. Выпуск автомобиля начался в 1986 году, всего было изготовлено 26 экземпляров автомобиля;
  • ЗИЛ-41042. Скорая помощь с кузовом универсал, сделанная на базе ЗИЛ-4104. Машина имела несколько удлиненный кузов и надстройку над медицинской частью салона. Задняя дверь состояла из двух половинок, причем верхняя поднималась, а нижняя откидывалась назад. В машине могла разместиться бригада из трех врачей и лежачий пациент. ЗИЛ-41042 был окрашен в черный цвет, чтобы не выделяться на фоне кортежа. Позже на базе модификаций ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 были созданы и медицинские версии;
  • ЗИЛ-41043. Специальный автомобиль общественной связи с комплексом электронного оборудования и встроенной в крышу антенной. Данная модификация производилась с 1980 по 1983 год;
  • ЗИЛ-41044 Фаэтон был создан в 1981 году. От базовой модели он отличался укороченной базой, двумя дверями, автоматически складывающимся верхом и рамами боковых окон. В кабине отсутствовало правое сиденье, а посередине устанавливалась тумба. Кроме того, машина оснащалась микрофоном и радиостанцией. Всего было изготовлено три машины этой модификации, и до 2009 года они регулярно участвовали в парадах. В настоящее время эти лимузины находятся на балансе российского военного ведомства;
  • ЗИЛ-41045. Модификация машины, выпускавшаяся с 1983 по 1985 год. С приходом нового генсека конструкцию главной машины в стране было решено немного «обновить». От базовой модели он отличался только косметически;
  • ЗИЛ-41046. Автомобиль со специальной системой связи «Кавказ»;
  • ЗИЛ-41047. Модификация лимузина, появившаяся в 1985 году после очередной смены высшего руководства страны. Как и в случае с ЗИЛ-41045, изменения коснулись только дизайна автомобиля: формы передних и задних фонарей, решетки радиатора и зеркал заднего вида. Двигатель ЗИЛ-41047 получил электронную систему зажигания, а также несколько снизили токсичность выхлопных газов. Кроме того, автомобиль оснащался 16-дюймовыми колесами и специальными шинами, рассчитанными на то, чтобы выдерживать до семи пулевых попаданий;
  • ЗИЛ-41048. Модификация оснащена системой климат-контроля;
  • ЗИЛ-41049. Автомобиль специальной связи на базе ЗИЛ-41047. Он предназначался для замены ЗИЛ-41046. Всего было изготовлено два экземпляра этого автомобиля;
  • ЗИЛ-41072 «Скорпион». Модификация автомобиля, созданная для охраны высших должностных лиц государства. Автомобиль имел широкие подножки, поручни на кузове и в салоне, а также люк и механизм непосредственного открывания заднего стекла. Кабина имела поворотные кресла, удобные как для стрельбы, так и для наружного наблюдения.

Интересные факты

На появление новой линейки лимузинов ЗИЛ-4104 мог повлиять и новый секретарь партии — Леонид Ильич Брежнев, который был известен своей страстью к автомобилям, а когда вступил в должность, имел большую коллекцию иномарок.

Интересным фактом о кузовных панелях лимузина ЗИЛ-4104 является то, что они были изготовлены по технологии плавления свинца: после сварки на них наносился слой свинцового сплава, который затем расправлялся специальным инструментом. В некоторых статьях пишут, что это делалось для защиты от радиоактивного излучения — но это всего лишь заблуждение, на самом деле корпус оплавляли свинцом только для придания поверхности идеального вида и устранения дефектов.

Лимузин ЗИЛ-4104

Специально для Л.И. Брежнева салон лимузина ЗИЛ-4104 был выполнен с красным велюром и позолоченными ручками. Для этого кузов машины даже вывезли в Англию, так как в Советском Союзе таких технологий не было. Но по большей части все салоны ЗиЛа были однотипными — это делалось для упрощения замены одного автомобиля на другой по тем или иным причинам. Так что пассажиры вообще могли не заметить, что машина другая.

Примечательно, что передний вариант лимузина ЗИЛ-41044 окрашивался только в серый цвет генеральской шинели. По воспоминаниям рабочих, генерал, получивший автомобили, лично приложил к машине рукав пальто и сравнил оттенок. Салон перед ЗИЛом ​​был выполнен из желто-красной кожи — так решил министр обороны Д. Ф. Устинов.

Лимузин ЗИЛ-4104 верой и правдой служил Советской стране до заката солнца, после чего о нем незаслуженно забыли – чиновники «нового» мира предпочитали отечественным автомобилям иностранные «Мерседесы» и «Роллс-Ройсы.

Но какое-то время завод продолжал выпускать лимузины серии ЗиЛ-4104 для частных лиц, а в 2010 году уже полупустой завод получил заказ на новые правительственные кабриолеты для парадов — их собирали из оставшихся кузовов.

К 2013 году производство на заводе имени Лихачева было полностью остановлено. Сейчас завод практически полностью разрушен, но цех сборки лимузинов сохранился и стал отдельным предприятием ООО «МСЦ-6 АМО ЗИЛ» — оно продолжает сборку и ремонт лимузинов из оставшихся запчастей.

Хочется верить, что выпуск госавтомобилей в нем возобновится, но, скорее всего, лимузины ЗИЛ вскоре окончательно уйдут в историю, став очередным памятником автомобилестроению из безвозвратно ушедшей эпохи.

Описание конструкции лимузина ЗИЛ-4104

Автомобиль имел кузов типа лимузин, со специальной звуконепроницаемой перегородкой, его семиместный салон делился на две совершенно независимые части. Один из рядов сидений откидывался к перегородке, что позволяло значительно увеличить доступное пространство для пассажиров.

Описание конструкции

Салон автомобиля был оборудован всевозможным мультимедийным оборудованием, существовавшим на тот момент: имелись всеволновый радиоприемник и магнитофон, а по периметру были установлены шесть динамиков. Каждая часть салона имела свой обогрев и кондиционирование воздуха. Автомобиль имел триплексные стекла с электростеклоподъемниками. Интерьер каждого автомобиля был выполнен индивидуально, согласно пожеланиям заказчика.

Абсолютно все детали кузова ЗИЛ-4104 изготавливались и подгонялись вручную, затем кузов покрывался 10-15 слоями краски, каждый из которых просушивался и полировался.

Автомобиль оснащался бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами. Его мощность составляла 315 л. С.

Коробка передач ЗИЛ-4104 автоматическая с трехступенчатой ​​коробкой передач и гидротрансформатором.

Передняя подвеска автомобиля независимая с торсионами в качестве упругих элементов. Задняя часть зависит от традиционных листовых рессор. Автомобиль был оборудован вентилируемыми дисковыми тормозами на всех колесах.

Модификации ЗиЛ 4104

Несмотря на небольшой тираж этого автомобиля, на его базе было выпущено немало модификаций. Это связано с различными государственными нуждами, с которыми обычный лимузин ЗИЛ-4104 не справлялся.

ЗИЛ-41041 — укороченная версия лимузина, предназначенная для сопровождения, по сути — наследник 117-го ЗИЛа.

ЗИЛ-41042. Медицинская модификация универсала предназначена для перевозки важных пассажиров в больницу. Такие модификации уже были на шасси ЗИЛ-114, но для обновления базовой модели потребовались и новые медицинские машины. Стоит отметить, что данная модификация использовалась по прямому назначению не так уж и редко, в связи с тем, что средний возраст старших политработников в союзе давно перевалил за 60 лет.

ЗИЛ-41042

ЗИЛ-41043. Эта машина имела мобильную радиотелефонную систему для переговоров с различными командными пунктами и другими службами.

ЗИЛ-41044. Парадный вариант автомобиля с кузовом шезлонг. У этого ЗИЛа была укороченная база, 2 двери вместо четырех, а вместо сиденья была установлена ​​тумба с перилами. Такие лимузины окрашивались в серый цвет, соответствующий оттенку генеральской шинели.

ЗИЛ-41045. Фактически это рестайлинг обычного 4104. Изменения в нем в основном внешние: изменена решетка радиатора, установлены квадратные фары вместо круглых, перенесены боковые молдинги и некоторые другие мелкие изменения. Обновленный лимузин выпускался с 1983 по 1985 год.

ЗИЛ-41046. Еще одна машина специальной связи. На нем установлена ​​усовершенствованная система связи «Кавказ”.

ЗИЛ-41047. Очередное обновление классического ЗиЛа, появившееся в 1985 году. У лимузина снова были изменены фары и решетка радиатора, убраны треугольные окна с передних окон, изменена форма зеркал.

ЗИЛ-41072. Предназначен для защиты населения. Изменения коснулись только салона: появились поручни для удобного ведения огня, а также был оборудован люк в крыше. С 1989 года было собрано 8 таких лимузинов ЗиЛ.

ЗИЛ-41072

Выпускались и бронированные модификации ЗиЛа. Такие машины строились на базе моделей 4104, 41045 и 41047, и представляли собой бронекапсулу, вокруг которой затем собиралась машина. Окна такой машины заменили на более прочные, а также установили новый бензобак, способный затягивать пулевые отверстия для предотвращения возгорания.

Всего было собрано 14 бронемашин в разных кузовах.

Также в 90-е годы на заводе ЗиЛ пытались установить импортную навесную броню, но из-за тяжести лимузинная подвеска быстро вышла из строя, и от этой идеи отказались.

ЗиЛ-4104 на службе

За время использования лимузинов ЗИЛ-4104 в Гаражах Особого Назначения на этом автомобиле перевозили многих высокопоставленных лиц, и в первую очередь это были генеральные секретари ЦК КПСС. Первым генсеком, переехавшим на новый ЗИЛ, стал Леонид Ильич Брежнев — с 1978 года и до конца своего срока он передвигался на модели ЗИЛ-4104.

Изменения на основе 4104

После Брежнева Ю.В глава государства.

Первый президент России Борис Ельцин поначалу тоже пользовался отечественным лимузином, это был бронированный ЗиЛ-41052, но позже он сменил его на бронированный лимузин Mercedes-Benz Pullman, произведенный по спецзаказу на базе седана поколения W140.

Помимо генеральных секретарей лимузины ЗИЛ-4104 перевозили также различных важных чиновников, партийных работников и министров.

Кроме того, к ним передвигалась и охрана, сопровождавшая важных персон. ЗиЛ также активно использовался на парадах.

Модификации

В большинстве случаев модифицированные версии ЗиЛ 41047 представляли собой специализированные автомобили-кортежи, предназначенные для сопровождения «первых людей». При этом внешнее сходство автомобилей охраны и спецсвязи с VIP-лимузином послужило фактором, дополнительно повышающим безопасность.

Модификации Характеристики Год выпуска Количество автомобилей
ЗИЛ-41041 Автомобиль сопровождения с 5-местным кузовом «седан» с урезанной до 3300 мм базой. За счет меньшей длины (5750 мм) и веса (3,2 т) увеличились динамические данные 1986-2000 гг 26
ЗИЛ-41042 «Чёрный доктор» Медицинский автомобиль с кузовом универсал. Задняя дверь открылась. Вес – 3,9 т. Функции скорой помощи не имел, а ограничивался транспортом для последующей госпитализации под наблюдением бригады из 3 врачей. 1986-2000 гг 3
ЗИЛ-41049 «Дружба» Автомобили со специальной связью с оборудованием типа «Кавказ» 2000 г 2
ЗИЛ-41052 Модификация на базе специальной бронекапсулы 1987-1999 гг 14
ЗИЛ-41053 Альтернатива, дополненная традиционным способом заказа 1993-1995 гг 2
ЗИЛ-4107 Автомобиль специальной связи с аппаратурой дискового типа 1988-1999 гг Нет данных
ЗИЛ-41071 Автомобиль специальной связи с оборудованием типа Depeche 1988-1999 гг Нет данных
ЗИЛ-41072 «Скорпион» Автомобиль специального назначения с защитой выезда. Он оснащен широкими подножками, длинными рейлингами по бортам корпуса и внутри него, а также большим люком на крыше, позволяющим вести круговой огонь. Кормовое окно кабины имело возможность быстро открываться. Оснащен радиоэлектронными комплексами «Персей», «Завеса» 1988-1999 гг 8
ЗИЛ-410441 Автомобиль для военных парадов с трансформируемым кузовом. Не принят заказчиком (Минобороны РФ) 2009 г 2

В отличие от универсалов практически все модификации седана производились с 1997 по 2000 год. «Фронткабриолет» создавался на основе «задела» предыдущих лет после фактического прекращения сборки автомобилей ЗИЛ-41047 после 2002 года.

Применение машины

Основным заказчиком и эксплуатантом автомобилей был Гараж особого назначения (ГОН), который обеспечивал специализированным транспортом высшее руководство Советского Союза, а затем и России. До сегодняшнего дня ГОН является структурным подразделением Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Правительственные лимузины использовались для обеспечения безопасного передвижения первых лиц страны, в том числе их работы во время официальных международных мероприятий. В частности, главы большинства иностранных государств, посещавшие Советский Союз и Россию, перевозились на отечественных представительских автомобилях.

Последним экземпляром серийного номера ЗиЛ-41047, построенным заводом, стал президентский лимузин для официальных мероприятий по распоряжению администрации главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. В 2009 году была попытка возобновить сборку автомобилей. Невостребованный заказчиком экземпляр модификации 410441 («кабриолет») был продан четвертому президенту Украины Виктору Януковичу для его личного гаража, откуда с 2014 года переехал в качестве экспоната в украинский «Музей коррупции» в г. Межигорье.

В советское время было крайне престижно оснастить кого-то из представителей высшего партийного и государственного руководства автомобилем семейства ЗИЛ-4104 в качестве служебного личного автомобиля, подчеркивая принадлежность этого лица к кругу носителей верховной власти. Но после распада Советского Союза для руководства обретшей «независимость» России такие соображения со временем совершенно потеряли актуальность. Тем не менее, эксплуатация ЗИЛ-41047 ГОН продолжалась до 2008 года.

Следует отметить важную деталь: пробег каждого из государственных автомобилей имел четко обозначенный лимит – 100 тысяч километров. При достижении этого показателя спидометры автомобиля уходили «на амортизацию», сопровождавшуюся полной разборкой. Именно по этой причине автомобиль такого класса дожил до настоящего времени так мало.ЗИЛ-41047 на улицах
ЗИЛ-41047 на улицах Москвы в русскую эпоху

Чем «ёж» отличался от «санитарки»?

Модификаций было много, в том числе и санитарный — ЗИЛ-41042, который всегда, на всякий случай, ездил в кортеже пожилого генсека. Были машины специальной связи. Пятиместный (вместо откидных сидений — лямки были спецоборудованием) ЗИЛ-41043 сотрудники ГОН прозвали «ежиком». За то, что многие усики «выпирают.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector