- С чего все начиналось
- Технические особенности
- Надежность и качество
- Путёвка в жизнь для »Чёрного Доктора»
- ЗИЛ-41042 »Чёрный Доктор» собственной персоной
- Устройство и технические характеристики ЗиЛ-4104
- Двигатель
- АКПП
- Подвеска
- Тормоза
- ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова
- Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ
- Ложементы под носилки и сплошные стеллажи для медицинского оборудования вдоль левого борта
- ЗИЛ-118КА »Юность». Та самая, машина снявшаяся в »ТАСС уполномочен заявить»
- Экс-санитарный »ЗИМ» ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом
- Внимание на заднюю левую дверь, которая дверью на самом деле и не является
- Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери
- Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, »музыка»
- Кадр из фильма »ТАСС уполномочен заявить»
- Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх »Чёрных докторов» последнего выпуска
- ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 »Чайка»
- Перегородка, как и остальной салон, отделаны натуральной кожей и шпоном карельской берёзы
- Вид на медицинский салон через »пятую» дверь
- Накапотная фигурка с отражением в чёрном глянце
- Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное!
- Медицинская »Чайка» ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу
- Особенность всех »Чёрных докторов», кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере. 1979 год, фото из архива ЗИЛ
- Добро пожаловать! (или посторонним вход воспрещён)
С чего все начиналось
Самый высокий уровень мощности предпочитали лимузины ЗИЛ. Они стали основой специального автомобиля – ЗИЛ 41042. Элита, как и простые люди, болеет, страдает всеми человеческими недугами. Но тщательно это скрывает. Чтобы избиратели не волновались. Я был уверен, что во главе государства стоит здоровый, сильный лидер. Если что-то пойдет не так, да, при массовом гулянии все должно быть спрятано за плотно зашторенными окнами Черного доктора».
Специальные медицинские универсалы были разработаны по заказу Четвертого Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР. Ее специально покрасили в черный цвет, чтобы на эту машину не обращали внимания в правительственной колонке, и она ни на что не намекала.
Технические особенности
Создание медицинского танка, так называемого в народе «Чёрный доктор», проходило в несколько этапов, с изменением характеристик и показателей. В 1975 году на базе ЗИЛ-114 было построено два автомобиля ЗИЛ-114ЭА. Испытания прошли успешно. В 1979 году были собраны «переходные» универсалы ЗИЛ-114НА.
Платформой для них, в свою очередь, стал ЗИЛ-114Н, объединивший в себе новый кузов ЗИЛ-115 (он же 4104) и габаритную базу модели ЗИЛ-114. Эти экземпляры отличаются двухстворчатой задней дверью с поднимающимся стеклом и опускающейся дверью багажника. Следующий шаг — уже известная серия ЗИЛ 41042, созданная на базе нового лимузина ЗИЛ-4104.
Три поколения «докторов» меняли внешность, индекс оставался прежним. Передняя часть модели 41042 поочередно заимствовалась у вариантов «4104», «41045» и «41047».
«Черный доктор» не зря называют универсалом. Машина впечатляет своими параметрами. Хотя на первый взгляд они противоречат друг другу:
- длина – около 6,5 м;
- сухая масса – 3,9 т, полная масса – около 5 т; Примерно столько же весит ГАЗ-52;
- V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,7 л;
- при мощности 315 л.с развивал максимальную скорость до 190 км/ч;
- требуется всего 13 секунд, чтобы успеть разогнать его до 100 км/ч.
Надежность и качество
ЗИЛ 41042 был практичен во всех отношениях, со стороны водителя. Сиденья в коже, салон отделан шпоном ценных пород деревьев. Все было лучшим. Пульт управления спецсигналами немецкой фирмы AEG-Telefunken. Тонкий руль с хромированным ободком аудиосигнала практически повторял «копейку». Но преимуществом был мощный гидроусилитель. Несмотря на вес машина была очень маневренной.
Санитарная комната высокая, просторная, есть место для бригады из трех врачей. Даже носилки из натуральной кожи, которые при необходимости демонтировались. Кресла складывались, поверх медицинского оборудования устанавливалась ровная площадка, в результате кабина трансформировалась из медицинской в грузовую. Конечно, эти функции использовались в самых редких случаях.
Шины машины скорой помощи VIP были усилены жесткими боковинами. Они позволяли передвигаться без смены колеса в случае прокола. Задняя дверь слева лишь имитировала вход в салон. А украсила его деревянная оконная рама. А вот «подделка» прикрыла запаску. Там хранились инструменты.
К управлению таким автомобилем допускались только высококлассные водители с правами всех категорий. Эти профессионалы должны и могли бы управлять даже подводными лодками и ракетами «Восток».
Путёвка в жизнь для »Чёрного Доктора»
С «Кремлевкой» были связаны не только партийные и государственные деятели (их было 4 тысячи по всей стране), но и все известные люди страны: художники, писатели, ученые, дизайнеры и члены семей. Всего таких людей было 68 тысяч, которые были подключены к ряду лечебных учреждений в «системе» четвертой палаты — больницам, поликлиникам, санаториям, пансионатам…
Немного цифр: в ЦКБ лечилось 20 тысяч человек в год, поликлиники «системы» приняли более 15 миллионов посещений, а помимо разветвленной сети стационаров и поликлиник «4 отделение» имел 24 санаторно-курортных учреждения на более чем 5 тыс коек. Сейчас эта «система» находится в ведении Администрации Президента РФ, и именно эта система потребовала создания специальных «легковых» машин скорой помощи, разработку которых поручили ГАЗу и ЗИЛу.
ЗИЛ-41042 »Чёрный Доктор» собственной персоной
Интересно, что внешний вид «серийных» врачей из поколения в поколение менялся, но индекс оставался прежним. Так модель «41042» заменила сразу три разных варианта оформления передней части, заимствуя их последовательно у моделей «4104», «41045» и «41047» — причем не меняя ни обозначения, ни конструкции.
Этот «Доктор» относится к машинам последнего поколения, одной из четырех выпущенных. Автомобиль выпущен в 1988 году и принадлежит федеральному государственному бюджетному учреждению «Автотранспортный завод» Управления делами Президента Российской Федерации. Раньше это предприятие называлось «Транспортный отдел ЦК КПСС» — поэтому ему досталась такая специфическая машина.
Длина «Черного доктора» приближается к 6,5 метрам. Однако он выдающийся не только по длине: даже сухая масса ЗИЛ-41042 составляет 3,9 тонны, а полная вплотную приближается к 5 тоннам. Это больше, чем загруженная ГАЗель под завязку, и приближается к загруженному ГАЗ-52!
Алюминиевая «восьмерка» модели ЗИЛ-4104 под капотом развивает 315 л.с., а «максималка» этого медицинского танка впечатляет для его размеров и веса в 190 км/ч.Коробка, разумеется, автоматическая, и разгон этого танка до сотни занимает 13 секунд, что является фантастическим числом для массы.
Интересно, что ЗИЛ даже оснащал свои «легковушки» специальными шинами с прообразом современной технологии RunFlat — благодаря жесткой боковине шины такая машина могла при необходимости без проблем двигаться вперед даже с проколотым колесом.
Естественно, для управления такой машиной необходимы права категории «С». Однако этого было мало – в специальные гаражи допускались только профессионалы высшего класса «членовозы», у которых были открыты все возможные категории, вплоть до подводной лодки и ракеты «Восток».
Устройство и технические характеристики ЗиЛ-4104
Технические характеристики:
- Вместимость — 7 человек;
- Длина – 6,3 метра;
- Ширина – 2,1 метра;
- Высота — 1,5 метра;
- Колесная база – 3,88 метра;
- Клиренс – 17 сантиметров;
- Масса — 3,9 тонны;
- Двигатель — карбюраторный;
- Объем силового агрегата 7,7 литра;
- Мощность силовой установки составляет 315 лошадиных сил при 4-4,6 тыс оборотов;
- Коробка передач — автомат;
- Максимальная скорость – 190 км/ч;
- Разгон до 100 км/ч – 13 секунд;
- Средний расход топлива – 22 литра на 100 км;
- Объем бака 120 литров.
Закрытый металлический корпус оснащен четырьмя дверцами. Рассчитан на перевозку семи человек. Задний и передний ряды отделены друг от друга стеной со стеклянной перегородкой. Средние сиденья можно сложить. Комфортные условия достигаются за счет систем кондиционирования, отопления, вентиляции. Дополнительным элементом является всеволновая стереомагнитола, а также электростеклоподъемники. Для участия в парадах и праздниках была разработана модификация открытого типа (41044).
Двигатель
Силовая установка работает на бензине, оснащена восемью цилиндрами, расположенными V-образно. При 4-4,6 тысячах оборотов достигается максимальная мощность в 315 лошадиных сил. Для уменьшения веса транспорта головка и блок цилиндров изготовлены из прочного алюминия. Каждый блок имеет верхний распределительный вал, который приводится в движение двухрядной роликовой цепью. Каждый цилиндр имеет по два клапана с гидравлическими компенсаторами зазоров.
Двигатель ЗИЛ-4104 работает в паре с четырехкамерным карбюратором и двумя электрическими топливными насосами. Есть два масляных радиатора. Один питается от системы охлаждения автомобиля, другой — от воздушного охлаждения. Тип транзистора выбран для системы зажигания.
АКПП
Автоматическая коробка передач дополнена гидротрансформатором и имеет три передачи. Для смены ступеней используется селекторный переключатель, расположенный между передними сиденьями. В конструкции коробки передач предусмотрен механический упор, позволяющий удерживать автомобиль на спуске.
Деактивируется автоматически во время движения. Два карданных вала разделены промежуточной опорой. Задний мост представляет собой неразрезную штампосварную балку. Главная передача гипоидного типа имеет передаточное число 3,62 или 3,31. Конические роликовые подшипники используются для установки ступиц колес.
Подвеска
Каркас сварного типа состоит из штампованных балок и поперечин. Передняя независимая подвеска бесшарнирного типа установлена на поперечных рычагах. Мягкость и плавность хода достигаются за счет упругих торсионов, расположенных вдоль рамы. В состав агрегата входят телескопические амортизаторы для предотвращения вибраций и вибраций от неровностей дорожного покрытия. Задняя подвеска представлена продольными полуэллиптическими рессорами большой длины.
Ширина одного листа 7,5 сантиметров, а толщина 8 миллиметров. Между листами имеются полиэтиленовые прокладки, также снижающие колебания и колебания при движении по неровным поверхностям. Конструкция пружин дополнена реактивными тягами. Сварные колеса имеют глубокий обод. С-образные шпильки используются для соединения ступиц. Бескамерные шины 9,35-15.
Рулевой механизм состоит из двух основных частей:
- Винт с гайкой на циркуляционных шариках;
- Стойка с зубчатым сектором.
Передаточное число — 17,5. Для снижения усилия водителя на руле при прохождении поворотов был внедрен гидроусилитель. Он приводится в действие лопастным насосом, который расположен на носке коленчатого вала двигателя. Положение рулевого колеса регулируется в зависимости от положения водителя.
Тормоза
Тормозная система представлена дисковыми механизмами на всех колесах. Дополняется гидравлическим приводом и автоматической регулировкой клиренса. Устройство имеет внутреннюю систему охлаждения. Состоит из двух контуров. Каждый контур влияет на все колеса. В каждом контуре имеется вакуумный усилитель, им также оснащен главный цилиндр. Стояночный тормоз представлен барабанным механизмом на задних колесах. Активируется нажатием на педаль. После начала движения стояночный тормоз автоматически отключается.
Электрооборудование питается от 12-вольтовой системы. Работает за счет генератора мощностью 1,15 кВт и двух аккумуляторов (по 120 Ач каждый). Для улучшения освещения дороги ночью или в плохих погодных условиях передние и противотуманные фары оснащались галогенными лампами.
ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова
Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ
Предпосылки для создания таких машин были просты и очевидны: в 1972 году у дорогого Леонида Ильича случился первый инсульт, а другие советские руководители, уже в довольно преклонном возрасте, не могли похвастаться крепким здоровьем.
Такая машина скорой помощи в первую очередь предназначалась для быстрой и комфортной доставки особых больных в лечебные учреждения. Основной идеей технического задания была условная невидимость «Чёрного доктора». Такая особая «скорая помощь» не должна была выбиваться из общего стиля правительственного кортежа, не должна была выдавать со стороны своего назначения. Именно поэтому такие автомобили окрашивались в несвойственный «медикам» черный цвет, а салон был наглухо занавешен шторами.
Ложементы под носилки и сплошные стеллажи для медицинского оборудования вдоль левого борта
Особенностью последнего поколения Black Doctors, как и этого автомобиля, является задняя дверь нового образца, одностворчатая, которая поднимается вверх Последние четыре автомобиля серии 41042 не имеют двери в виде отдельных половинок , как и во всех предыдущих сериях, и номерной знак «переехал» с бампера этой «пятой двери».
ЗИЛ-118КА »Юность». Та самая, машина снявшаяся в »ТАСС уполномочен заявить»
На основе этой легенды в фильме «ТАСС уполномочен заявить» был воспроизведен ход «Юности» со смертью — однако ее исполнил медицинский «Юность» следующего поколения, модель 118КА.
Чтобы представить, какой была эта поездка, попробуйте построить этот маршрут с Яндексом в эти дни; даже ночью, без пробок, по современным широким улицам не меньше сорока минут…
Экс-санитарный »ЗИМ» ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом
Бывшие «санитарки» на базе ЗИМов, как и бывшие такси, сегодня не редкость: после списания такие машины продавались «по остатку» работникам, и продолжали жить в частных руках. Внешне бывшие санитарные ЗИМы можно отличить по следам специальных сигнальных креплений на кузове и по внешним петлям на крышке багажника, позволявшим поднимать ее на больший угол.
Внимание на заднюю левую дверь, которая дверью на самом деле и не является
Уже с приходом Ельцина «черные врачи» утратили свою актуальность. Для системы бывшего «4 Управления» в 90-е годы без раздумий закупались обычные медицинские иномарки (прежде всего американские), а сегодня для ЦКБ и других частей той системы, находящихся сейчас в ведении администрации президента, они покупайте обычные современные «скорые», как и все остальные — ГАЗели, Транзиты, Спринтеры…
Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери
Еще одна интересная особенность «Черных докторов» заключается в том, что левая задняя дверь вообще не ведет в салон. За открытой нижней частью находится отсек для запаски и шоферского инструмента, а верхняя часть, с окошком, глухая. Со стороны отсека дверной проем перекрыт закрытыми стеллажами медицинского оборудования.
Красным обозначены петли багажной двери. Такие устанавливались только на медицинские ЗИМы, и отличают санитарную модификацию от »пассажирской» — там петли были внутренними
В 70-е ситуация уже повернулась иначе: уже уверенно вошли в поток микроавтобусы РАФ и УАЗ, санитарные машины на базе Волги выпускались серийно в течение двух поколений, да и вообще гражданская медицина была оснащена более подходящими для нее машинами . Но тогда советской стране понадобилась еще одна вип-скорая помощь для пассажиров — уже совсем для других целей.
Читайте также: Танки КВ — список, фото, видео
Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, »музыка»
Особых сигналов здесь нет, как и пульта для них от AEG-Telefunken: сложно сказать, были ли они на этом экземпляре в принципе. Скорой помощи не досталась богатая «музыка» лимузина — у «Доктора» простая советская магнитола, как на обычных автомобилях того времени.
Кадр из фильма »ТАСС уполномочен заявить»
Но «Юность» — машина немного другого характера, и она была не совсем той, что требовалась для следования за кортежами. Полноценная скорая помощь на базе микроавтобуса в кортеже от первого лица смотрелась бы слишком вызывающе, всем своим видом подчеркивая старость и дряхлость VIP-пассажира. При этом потребность в медицинском обеспечении всех поездок Брежнева и других руководителей по стране и миру сохранялась, поэтому на ЗИЛ и ГАЗ была поставлена задача создать «легковую», скоростную и незаметную скорую помощь, способную сопровождать кортежи высших должностных лиц.
Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх »Чёрных докторов» последнего выпуска
ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 »Чайка»
По ряду причин ЗИЛу пришлось выполнять спецзаказ собственными силами. Первым «Чёрным доктором» стал ЗИЛ-114ЭА, построенный на базе ЗИЛ-114 — две таких машины были построены в 1975 году на базе бывших в употреблении седанов.
Опыт их испытаний и эксплуатации признали успешным, и в следующем поколении — ЗИЛ-115 — решили продолжить. Для этого в 1979 году было построено несколько образцов «переходных» универсалов ЗИЛ-114НА. За основу «переходных» автомобилей был взят лимузин ЗИЛ-114Н, который представлял собой сочетание нового кузова ЗИЛ-115 (он же 4104) и габаритной базы предыдущей модели ЗИЛ-114.
Перегородка, как и остальной салон, отделаны натуральной кожей и шпоном карельской берёзы
По современной классификации ЗИЛ-41042 относится к классу «А» — как условная «Волга-универсал», либо подготовленная Lada Largus или VW Caddy. В чисто утилитарном отношении ЗИЛ-41042 уступает даже обычному РАФу, более просторному и функциональному — но не такому быстрому. И самое главное, нельзя забывать о главной задаче: не выделяться из кортежа.
Вид на медицинский салон через »пятую» дверь
Накапотная фигурка с отражением в чёрном глянце
ЗИС-110 стал последним легковым автомобилем Московского автозавода, выпускавшимся относительно массово. С внедрением «ЗИМа», или ГАЗ-12, производство автомобилей класса «люкс» на ЗИЛе перешло от мелкосерийного к штучному, а легкое производство, уступившее место грузовым, было спрессовано в один, «шестой» цех завода. ЗИЛ-111 и другие наследники «110-го» уже выпускались поштучно — буквально по паре машин в месяц.
Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное!
Салон медицинского ЗИЛа чуть скромнее, чем в обычном лимузине: там, где у «легкового» 41047 велюр, у «медицинского» 41042 менее маркая кожа. Приборная панель и другие элементы салона отделаны шпоном карельской березы, а все, что похоже на кожу, — настоящая кожа.
Медицинская »Чайка» ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу
ГАЗ сумел «соскочить» со сложного и проблемного заказа, доверив создание медицинской «Чайки» рижскому РАФу, уже накопившему некоторый опыт в производстве машин скорой помощи. Около 20 автомобилей, получивших индекс ГАЗ-13С, было выпущено в Риге, после «распиливания» доставленных из Горького базовых седанов. Поскольку «владельцы» «Чаек» обычно обходились без полноценных кортежей, такие автомобили использовались именно как разъездные «скорые», работающие при медпунктах.
Позже опыт сотрудничества ГАЗ и РАФ был повторен, и на базе «Чайки» следующего поколения был создан аналогичный автомобиль — ГАЗ-14, получивший индекс ГАЗ-РАФ-3920. Таких «чаек» было сделано в два раза меньше.
Особенность всех »Чёрных докторов», кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере. 1979 год, фото из архива ЗИЛ
Очередные «серийные» автомобили на базе совершенно нового лимузина ЗИЛ-4104 (или ЗИЛ-115 по старой индексации) индекс 41042 получили возможность трансформации медицинского салона в «грузовой». Носилки разобрали, кресло врача сложили, а поверх медицинского оборудования поставили специальную плоскую платформу. Для какого «груза» предназначался такой «фургон» — несложно догадаться…
Добро пожаловать! (или посторонним вход воспрещён)
Но самое интересное в этой машине, конечно же, за перегородкой.
В каюте врача есть место для трех врачей: двое сидят спиной к перегородке, еще один на откидном стуле, по правому борту, рядом с носилками. Люльки для носилок перенесены на левый борт — на этой машине их почему-то больше нет. По правому борту, рядом с носилками, предусмотрено место для раскладного кресла третьего врача.