- Технические характеристики самосвала
- Двигатель
- КПП
- Кузов
- Тормозная система
- Компрессор
- Электропитание
- Габариты и грузоподъемность
- Модификации грузового автомобиля
- Плюсы и минусы самосвала
- Двигатель
- Размеры в мм (см рис.)
- Сцепление
- Устройство
- Двигатель
- Гидравлика
- Трансмиссия
- Рулевое управление
- Элекросистема
- Тормозная система
- Кузов
- Тормоза
- ЗИЛ-130 фотографии
- фотография ЗИЛ-157
- фотография ЗИС-125
- фотография ЗИС-130 опытные образцы
- фотография ЗИЛ-130В полуприцеп
- фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.
- фотография двигатель ЗИЛ-130
- фотография ЗИЛ-138
- фотография ЗИЛ-130Д1
- фотография ЗИЛ-130 пожарная цистерна
- фотография ЗИЛ-130ИГ
- фотография ЗИЛ-130К
- Описание конструкции
- Двигатель
- Гидравлика
- Трансмиссия
- Рулевое управление
- Электрическая система
- Тормозная система
- Кузов и кабина
- Эксплуатационные данные
- Различные модификации машины
- Модернизации
- Рулевое управление
- Передняя ось
- Топливовоз ТСВ-6-130
- Гидравлика кузова
- Эргономика
- Коробка передач
- Контрольные приборы
- Особенности внешнего вида и модификации
- Применение
- Электрооборудование
- Тормозная система
- Историческая справка
- Интересные факты
- Трансмиссия
- Рама и подвеска
- ГАЗ-66
Технические характеристики самосвала
Технические характеристики ЗИЛ-130 превзошли все ожидания. Появился омыватель ветрового стекла, двигатель прогрелся перед запуском, салон стал трехместным. Машина стала комфортнее.
Двигатель
Двигатель ЗИЛ-130 — V-образный, восьмицилиндровый, 4-тактный «КОНЬ». Рабочий объем двигателя ЗИЛ-130 составляет почти 6 литров, что при его достаточно массивных габаритах очень экономично.
Первоначально двигатель был карбюраторного типа, верхнеклапанный предназначался для дизеля, но после 10 лет эксплуатации стали производить природный газ.
Имя | ЗИЛ-130 |
Размещение | Продольный, передний |
Система снабжения | Карбюратор |
Цилиндры, шт. | 8 |
Клапаны, шт. | 2 |
Объем, л | 5,99 |
Мощность, л.с | 150 |
Частота вращения, об/мин | 3200 |
Охлаждение | Жидко-воздушный |
КПП
Усовершенствованная синхронизированная коробка передач заднего привода ЗИЛ-130 с косозубым постоянным зацеплением. Крутящий момент передается на заднюю ось, что обеспечивает более эффективное сцепление с асфальтовыми или гравийными дорогами.
Коробка передач | Механический |
Количество скоростей | 5 |
Водить машину | Задний привод |
Кузов
В зависимости от модификации имелись кузова с боковой и задней разгрузкой. Высота кузова равнялась высоте железнодорожного вагона, что облегчало погрузку и разгрузку грузов.
Объем кузова ЗИЛ-130 составляет 5 кубометров, а площадь платформы 8,7 кв. Из-за того, что объем кузова самосвала ЗИЛ-130 довольно большой, его иногда использовали в сельском хозяйстве для перевозки рабочих.
Тормозная система
Передние, задние и стояночные тормоза стандартные, колодочные, барабанного типа. Управляется пневматикой.
Технические характеристики МТЗ 82: описание, цены, видео.Отзывы владельцев Tatra 815 можно прочитать, перейдя по ссылке.
Компрессор
Весь воздух находится в специальном баллоне под давлением, которое вырабатывает компрессор ЗИЛ-130. Производительность компрессора на ЗИЛ-130 составляет 220 л/мин при 2000 об/мин.
Электропитание
Электрооборудование ЗИЛ-130 однопроводное. Питание осуществляется от аккумулятора напряжением 12 вольт при токе 90 А/ч.
Габариты и грузоподъемность
Чертеж — Чертеж габаритных размеров грузовика ЗИЛ-130
В Таблице 3 приведены размеры грузовика.
Длина и т д | 6675 |
Ширина и т д | 2500 |
Высота и т.д. | 2400 |
Колесная база и т.д. | 3800 |
Снаряженная масса ЗИЛ-130 составляет 9360 тонн, а масса ненагруженного тяжеловеса ЗИЛ-130 — 4,3 тонны. Грузоподъемность самосвала ЗИЛ-130 варьировалась в зависимости от модели и габаритов груза.
Изначально максимальная грузоподъемность составляла 4 тонны, но затем она достигла 6 тонн. Максимальная нагрузка на переднюю ось составляет соответственно 2,625 т, а на заднюю — 7,9 т.
Модификации грузового автомобиля
ЗИЛ 130 АЗИЛ 130Б
ЗИЛ 130В
ЗИЛ 130W
ЗИЛ 130Г
Спустя несколько лет завод выпускал модификации ЗИЛ-130.
Всего было выпущено 5 типов:
- ЗИЛ-130А — бортовой тягач;
- 130Б — самосвал;
- 130В – седельный тягач;
- 130Вт — с усиленным задним мостом;
- ЗИЛ-130Г — бортовой длиннобазный с платформой.
Последний работал с прицепом.
Плюсы и минусы самосвала
Преимущества:
- Автомобиль работает за рекордно низкую стоимость (по сравнению с китайским самосвалом Shakman), так как в наличии самый дешевый бензин, который расходуется в экономичном режиме.
- Перевозка грузов осуществляется в соответствии с правилами как по обычным дорогам, так и по местности с плохим качеством покрытия.
- Радиус поворота составляет 7 м, что позволяет комфортно передвигаться там, где не могут проехать аналогичные автомобили.
- В некоторых модификациях есть режимы для практической работы с грузом, позволяющие загружать и выгружать его под любым углом и практически в любом месте.
Ошибка:
- Скорость транспортных средств в большинстве случаев ограничена стандартными показателями, что в настоящее время неприемлемо для доставочной работы.
- Грузоподъемность грузовиков не рекордная.
- Есть узконаправленные модели, использование которых ограничивает владельца во многих ситуациях, что нередко провоцирует необходимость покупки новых автомобилей.
Двигатель
Модель и тип ЗИЛ-130, V-образный, четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный Расположение цилиндров под углом 90 градусов Количество цилиндров 8 Диаметр цилиндра и ход поршня в мм 100х95 Ход цилиндра ил 6 Степень сжатия 6,5 Номинальная мощность при 3200 об/мин в л.с., не менее 150 Максимальный крутящий момент в кгс*м, не менее 41 Минимальный удельный расход топлива, л.г с ч. 240 Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8 Нумерация цилиндров (счет ведется от вентилятора двигателя): правая группа 1-2-3-4 левая группа 5 -6-7-8
Сухая масса (масса) двигателя со сцеплением, коробкой передач, стояночным тормозом, компрессором, сервонасосом и вентилятором в кг 640 Головки цилиндров Две, из алюминиевого сплава, с вставными седлами и направляющими клапанов
Поршень Из алюминиевого сплава , овальная юбка Кольца поршневые Три компрессионных — чугунные (два верхних хромированные) и маслосъемное, стальные, составные, хромированные Пальцы поршневые стальные, плавающие, полые Шатуны Шатуны стальные, двутавровые, поршневой палец со смазкой распылением Соединительные шатунный и коренной вкладыши Тонкостенные, сменные, сталеалюминиевые вкладыши (стальная лента, алюминиевый сплав) Коленчатый вал Стальной, кованый, пятиопорный, со смазочными каналами; шейки с грязеуловителями
Чугунный маховик, снабженный стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера Распредвал Стальной, тонированный Фазы газораспределения ****: открытие впускного клапана 31° до смт закрытие впускного клапана 83° после нм t открытие выпускного клапана 67° б.Кр мт закрытие выпускного клапана 47° после прим.Привод распределительного вала
Шестерня со скошенными зубьями; чугунные ведомые шестерни Клапаны верхние, расположенные в головках цилиндров в ряд косо к оси цилиндров; с приводом от одного распределительного вала посредством толкателей, тяг, коромыслов. Выпускные клапаны полые, охлаждаемые, с жаропрочной поверхностью на седле, имеют механизм принудительного поворота клапана в процессе работы Опорные стержни
Механические, стальные, со специальной чугунной поверхностью Коромысел клапанов Кованые или литые, стальные с бронзовой втулкой Выпускной механизм поворота клапанов Принудительный, шарового типа Газопроводы Впускной газопровод из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, снабжен водяной рубашкой для подогрева топливной смеси, расположенной между головками блока; выхлоп — чугун, по одному с каждой стороны блока цилиндров
Размеры в мм (см рис.)
Длина A 6675 5280 7610 5280 6150 Ширина B 2500 2360 2500 2360 2360 Высота C по кабине (без груза) 2400 2400 2400 2400 2400 2400 2400 задняя стенка ТС до 3 оси D расстояние от ТС сзади 1 1 643 1643 1643 16 43 Расстояние D от переднего буфера до передней оси 1075 1075 1075 1075 1075 База E автомобиля 3800 3300 4500 3300 3800 Расстояние I от оси заднего колеса до заднего конца рамы 1462 21029 высота платформы 1462 21101 нагрузка 1450 — 1450 — — Внутренняя высота K платформы 57 5 — 575 — — Внутренняя ширина H платформы 2326 — 2326 — — Внутренняя длина M по платформе 3752 — 4686 — — Колея R на задних колесах (между центрами двойных скатов) 1790 1790 1790 1790 1790 Колея О на передних колесах (на земле) 1800 1800 1800 1800 1800 шкворня седельно-сцепного устройства до задней стенки кабины, мм — 1525 — — расстояния от седла дорожного покрытия (без груза), мм — 1245
Сцепление
Тип Однодисковое, сухое, с подпружиненным гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске Втулки трения Изготовлены из асбестовой композиции Количество пар поверхностей трения 2
Устройство
Дизельный самосвал ЗИЛ на шасси модели 130 представляет собой среднетяжелый автомобиль, предназначенный для использования на строительных работах, в дорожном строительстве, а также в сельском хозяйстве. Автомобиль отличался надежностью, простотой в обслуживании, простой конструкцией и комфортом в кабине.
Двигатель
Базовым двигателем, устанавливавшимся почти на все модификации ЗИЛ-130, был 8-цилиндровый, V-образный двигатель жидкостного охлаждения, представлявший собой урезанную версию силового агрегата, использовавшегося на представительском автомобиле ЗИЛ-111.
Затем, с середины 70-х годов, для повышения экономичности автомобиля, а также учитывая, что для некоторых модификаций автомобиля мощность базового двигателя была избыточной, на шасси самосвала ЗИЛ-130К стали устанавливать двигатели ЗИЛ-157Д. Это 6-цилиндровый рядный двигатель мощностью 110 л.с. В обоих случаях использовался бензин А-72, позже А-76.
Экспортные версии машин могут комплектоваться двигателями иностранного производства:
- Дизельный двигатель Perkins 6.345 мощностью 140 л.с.
- Valmet 411BS, 4-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 125 л.с.
- Leyland 0.400, 6-цилиндровый дизель мощностью 135 л.с.
На машинах, предназначенных для эксплуатации при низких температурах, в районах с холодным климатом предусматривалась установка пускового подогревателя.
С 1977 года выпускаются модификации двигателя, рассчитанные на использование в качестве топлива природного газа. Такие двигатели получили обозначение ЗИЛ-138.
Гидравлика
Гидравлическая система подъема и опускания кузова состоит из бака для рабочей жидкости емкостью 17 литров, механического насоса с приводом от карданного вала и гидроцилиндра подъема кузова. Коробка отбора мощности приводилась в действие реверсивной коробкой передач и давала мощность передачи 4,5 л.с.
Система гидравлики самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 создана на базе ЗИЛ-130
1 — шкворень на корпусе гидроподъемника; 2 — корпус гидроподъемника; 3 — поршень; 4 — втулка; 5 — маслобак; 6 — фильтр; 7 — трубка высокого давления; 8 — предохранительный клапан фильтра; 9 — перепускная труба; 10 — трубка низкого давления; 11 — рычаг переключения коробки отбора мощности и клапана управления; 12 — тяга крана к управлению; 13 — пружина скользящего буфера; 14 — поршневая катушка клапана управления; 15 — регулирующий клапан; 16 — предохранительный клапан; 17 — канал для перепуска подвода масла; 18 — впускной клапан (обратный); 19 — шестеренчатый насос
Трансмиссия
Автомобиль имеет привод на заднюю ось, сцепление сухое однодисковое и механическое, с двумя синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах, пятиступенчатую коробку передач с постоянным зацеплением, за исключением первой и задней , используются.
Этот узел был во многом новаторским для тогдашнего автомобилестроения страны, он был модернизирован, где изменениям подвергся ведомый мост, а его передняя шейка получила подшипник, внесены изменения в некоторые другие узлы.
Коробка передач передает крутящий момент на заднюю ось через карданный вал. Стандартная модель ЗИЛ-130 (колхозник) и удлиненная модификация используют 2 оси с промежуточной опорой, которая крепится к раме. Короткобазная модификация оснащалась мостом, не требующим промежуточной опоры.
Рулевое управление
В рулевом управлении, новом для автомобильного производства СССР, применялся гидроусилитель, двухлопастной насос которого приводился от коленчатого вала двигателя с помощью ремня.
Схема переключения передач самосвала ЗИЛ-130
Элекросистема
Электросистема однопроводная, 12 вольт. Применялся аккумулятор емкостью 90 А/ч (6СТ-90-ЭМ), установленный генератор переменного тока 32.3701 давал максимальное значение 60 А. На двигателях ЗИЛ-157Д применялся генератор постоянного тока Г108-В.
Тормозная система
Автомобиль имеет барабанные тормоза на всех колесах. Приводится в действие пневматической системой. Подача воздуха хранится в специальном цилиндре под давлением, которое подается механическим компрессором, приводимым в движение ременной передачей от шкива водяного насоса. Производительность двухцилиндрового компрессора при 2000 об/мин составляет 220 л/мин.
Стояночный тормоз — барабанного типа, блокирует карданный вал.
Кузов
В зависимости от модификации применялись разные опрокидывающие кузова. Модификации с короткой базой ЗИЛ-ММЗ-555 не предусматривали разгрузки в стороны. Такая возможность была у длиннобазной «сельскохозяйственной» модели 554.
Стандартный закругленный кузов, устанавливаемый на модели ЗИЛ-ММЗ-555, с 1970 года обзавелся козырьком, предохраняющим кабину от падения на нее грузов. Модификация получила индекс ЗИЛ-ММЗ-555Г.
Тормоза
Обувь рабочая, барабанного типа, работает на всех колесах, пневматический привод Стояночный барабанный тип, работает на коробке передач; механического действия Воздушный компрессор Двухцилиндровый, головка и блок с жидкостным охлаждением Диаметр цилиндра и ход поршня в мм 60×38 Поршни компрессора Изготовлены из алюминиевого сплава с плавающими поршневыми пальцами
Работоспособность при частоте вращения коленчатого вала компрессора 2000 об/мин и противодавлении 7 кгс/см2 л/мин 220 Работа компрессора Ремнем от шкива водяного насоса Смазка компрессора От системы смазки двигателя под давлением и разбрызгиванием Регулятор давления Шарикоподшипник Пневматические цилиндры Два, емкостью 20 литров
ЗИЛ-130 фотографии
фотография ЗИЛ-157
фотография ЗИС-125
фотография ЗИС-130 опытные образцы
фотография ЗИЛ-130В полуприцеп
фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.
фотография двигатель ЗИЛ-130
фотография ЗИЛ-138
фотография ЗИЛ-130Д1
фотография ЗИЛ-130 пожарная цистерна
фотография ЗИЛ-130ИГ
фотография ЗИЛ-130К
Описание конструкции
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 представляет собой бронированную конструкцию с задним приводом и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).
Основой станка является клепаный каркас из швеллерных профилей и поперечных арматур.
Рессорные оси зависимого типа на листовых рессорах. Передняя ось оснащена телескопическими амортизаторами, задняя – рессорной подвеской.
Двигатель
Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 оснащались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Е130. Двигатель имел V-образную форму с прямоугольными блоками развала цилиндров. При рабочем объеме 5,2 литра ожидаемая мощность составляла до 135 л.с., но на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.
Мощность 130 л.с удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно велись работы по доработке рядного нижнеклапанного двигателя ЗИЛ-120, из которого выжимали те же 130 сил.
Изменение мандата по увеличению тягового усилия грузовика привело к необходимости использования двигателей мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы перешли к разработке V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 рабочим объемом 6,0 л.
Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.
После доработок двигатели пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗИЛ-130 и имели мощность 148 л.с. (первый год издания).
Двигатель претерпел ряд изменений и использовался до снятия с производства грузовика ЗИЛ-130. В качестве топлива использовался бензин марки А-76 (в том числе этилированный). Средний расход топлива ЗИЛ-130 под нагрузкой составлял 28-30 л/100 км.
Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) имел повышенную степень сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Газовая версия получила обозначение 138А и развивала 120 сил.
С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовика ЗИЛ-130АН, оснащенное рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным, выполненным на базе модели 157. Двигатель имел ряд доработок, связанных с особенностями конструкции грузовика.
Автомобили ЗИЛ-130, которые шли на экспорт, оснащались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.
Двигатели имели рядную 4- или 6-цилиндровую систему.
Гидравлика
Гидросистемы на бортовом грузовике ЗИЛ-130 нет. Привод от гидроцилиндра используется для разгрузки кузова самосвалов. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.
Трансмиссия
Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по конструкции той, что применялась на ЗиС-150. Коробка имеет пять передних скоростей, с синхронизацией на верхних четырех передачах. Овердрайва нет, пятая передача прямая. Сцепление сухое, однодисковое, с механическим приводом.
В дополнение к тягачам и самосвалам он должен был оснащаться двухступенчатым задним мостом с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Устройство не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗИЛ-130 оснащались одноступенчатым задним мостом двухступенчатого типа.
Рулевое управление
Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидроусилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка была жестко установлена в кабине.
Рулевой вал соединялся с коробкой передач карданным валом. Версии для стран с теплым климатом оснащались радиатором охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо выполнено из пластика, оснащено тремя спицами.
Электрическая система
Грузовик оборудован 12-вольтовой системой постоянного тока с подключением отрицательного полюса к кузову. На двигатель устанавливался генератор мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).
Аккумулятор установлен в нише под кабиной.
Армейские варианты комплектовались водонепроницаемым и герметичным оборудованием.
Читайте также: Ханомаг: бронетранспортер sdkfz 250 и 251, 1939 года, бтр изнутри
Тормозная система
Рабочие тормоза грузовика ЗИЛ-130 барабанные, с пневматическим приводом. Пневмосистема включала 2-цилиндровый компрессор и систему с двумя ресиверами емкостью по 20 л каждый. Компрессор приводится в движение ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к обычной системе смазки и охлаждения двигателя.
Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, расположенный на вторичном валу коробки передач. На задней поперечине рядом с тягово-сцепным устройством имеется выход для подключения пневматических тормозов прицепа.
На машинах ЗИЛ-130-80 стали применять раздельный привод на передний и задний мосты с дополнительным регулятором тормозных усилий.
В системе начали использовать четыре приемника.
Для работы стояночного тормоза использовалась отдельная пневматическая система, которая также являлась аварийной. Стояночный тормоз приводился в действие краном из кабины. Барабан ручника снят с вала коробки.
Кузов и кабина
Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллическая, оборудована системой обогрева, мойки стекол, опускаемых окон дверей и поворотных стекол. На крыше ранних машин было два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней особенностью ранних автомобилей (до 1974 г.) является отсутствие повторителей на крыльях.
На гражданских автомобилях применялось цельное лобовое стекло; на автомобили для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (единообразный с ЗИЛ-131).
На кабинах применялись два типа облицовки радиатора:
- Ранний тип (до ноября 1978 г.), с фарами и большими вентиляционными отверстиями радиатора;
- Поздняя версия, с установленными снизу фарами и небольшими прорезями для воздуховодов.
Боковая платформа грузовика выполнена из дерева с металлическими усиливающими элементами. Стандартная платформа имела по бортам два борта, расширенная на ЗИЛ-130ГУ — три. Под полом платформы был установлен инструментальный ящик.
Эксплуатационные данные
Максимальная скорость автомобиля с полезной нагрузкой в км/ч 90 80 (полуприцеп) 90 90 90 Тормозной путь для автомобилей с полной массой без прицепа, движущихся со скоростью 30 км/ч по ровному участку сухой дороги с асфальтовым или бетонным покрытием при действии рабочего тормоза им 11 13 (с полуприцепом) 11 11 11 Условный расход топлива*** на 100 км пути по автомагистрали при скорости 30-40 км/ч и полной загрузке ил 28 35 (с полуприцепом) 28 28 28 Полный радиус поворота в точке автомобиля, наиболее удаленной от центра поворота, в 8,9 8 10,1 8 8,9 Дорожный просвет с полной загрузкой 5000 кг в мм 270 270 270 270 270 Углы луча в градусах: передние 38 38 38 38 38 задние 27 47 22 47 33
Различные модификации машины
Существует большое количество модификаций, каждая из которых показывает лучшие черты той или иной модели и подчеркивает ее достоинства:
- 130А. Необходим для замены всего функционала бортового трактора. Масса установки в комплекте с прицепом составляет 8 тонн.
- 130 г. Платформенный автомобиль имеет длинную базу и оснащен специальной платформой.
- 130В. Относится к системе сидений, предназначенной для реализации функций, адаптированных к трактору. Эта модель имеет укороченную колесную базу.
- 130 Вт. Самым большим преимуществом здесь является усиленная задняя ось.
- 130Б. Этот грузовик выполнен в виде самосвала, так как предназначен для работы в сельскохозяйственных работах.
Варианты с усиленным задним мостом показали, что общий вес конструкции сильно увеличивается без возможности его уменьшения, что часто вызывало снижение общих характеристик этих моделей.
Технические характеристики
Это усовершенствование имеет множество преимуществ, в том числе улучшенные тягово-динамические характеристики. Упрощенная конструкция доступна с односкоростным валом.
Модернизации
За годы производства ЗИЛ-130 претерпел три крупных модернизации, после которых изменилось обозначение базовой модели:
- 1966 г. — обозначение изменено на ЗИЛ-130-66;
- 1976 г. — на ЗИЛ-130-76;
- 1984 г. — на ЗИЛ-130-80 (по справочникам НИИАвтопрома модель введена в 1981 г).
В ходе модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность двигателя до 150 сил. В конструкцию внесен ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.
версия 1976 года имела ресурс 300 тыс км и возросшую до 6 тонн грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 были оснащены улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.
Рулевое управление
Рулевая машина С гидроусилителем, расположенным в общем картере с рулевым червяком; рабочая пара — винт с гайкой на циркуляционных шариках и рейка, входящая в зацепление с зубчатым сектором Насос гидроусилителя лопастного типа, двустороннего действия с приводом от ременного шкива коленчатого вала Замена рулевого механизма 20 Максимальный угол поворота передних колес (внутри) в градусах: правый 34 левый 36 Шаровой шарнир; для поперечины — саморегулирующаяся, для продольной — регулируемая
Передняя ось
Балка переднего моста Двутавровое сечение Угол развала, град 1 Схождение (разность расстояний между ободом заднего и переднего колес на уровне оси колеса), мм 2-5 Боковой наклон шкворня, град 130, ЗИЛ-130Б2), 0°50′ (ЗИЛ-130В1), 1°30′ (ЗИЛ-130Г), 1° (ЗИЛ-130Д1)
Топливовоз ТСВ-6-130
Сегодня представляю вам фотообзор такого особенного автомобиля. Это автоцистерна (топливовоз) ТСВ-6-130, выпускаемая Волгоградским заводом нефтяного машиностроения с 1967 года на базе шасси ЗИЛ-130. Предназначен для перевозки топлива плотностью до 0,86 г/см2 (бензин, керосин, дизельное топливо) по благоустроенным дорогам и для кратковременного хранения. Топливовоз состоит из бака вместимостью 6500 л, самовсасывающего вихревого насоса СВН-180, приводимого через кардан от коробки отбора мощности, рукавов для приема и раздачи топлива, КИПиА, электрооборудования и пожаротушения оборудование.
Резервуар изготовлен из листовой стали, внутренняя поверхность оцинкована, наружная окрашена. В верхней части имеется горловина с заправочным люком, воздушный клапан и указатель уровня топлива со рейкой. На дно бака помещается отстойник. ТСВ-6-130 может наполнять бак собственным насосом, перекачивать топливо из одного бака в другой, обходить собственный бак. Он может подавать топливо из бака с помощью насоса или сливать его самотеком.
На сегодняшний день выпущена модель такого специального автомобиля в масштабе 1:43. Точно могу сказать, что в ближайшее время появится модель бензовоза ТСВ-6-130 в масштабе 1:72 от ОгурецПроект. Напишу отзыв после получения от производителя.
Гидравлика кузова
Устройство для подъема и опускания кузова сконструировано из бака объемом 17 литров, работающего по механическому принципу насоса, работающего от коробки, предназначенной для подачи питания на специальный гидроцилиндр, служащий для подъема кузова.
Специальная селекторная коробка имеет приводной узел, выступающий из дальнего конца коробки передач. Необходимо установить значение передачи максимум 4,5 литра. С.
Эргономика
Почти полная комплектация модификаций ЗИЛ-130 оснащается двигателем, состоящим из 8 цилиндров (например, у соседнего газона 4 цилиндра). Они расположены в стандартной последовательности, образуя букву V. Двигатель работает по принципу жидкостного охлаждения. Некоторые типы грузовиков, которые выпускались на экспорт за границу, оснащались двигателями, произведенными в других странах.
Иногда в конструкции машин устанавливался предпусковой подогреватель. Это необходимо в тех случаях, когда машина предназначена для эксплуатации при низких температурах, т.е в суровых климатических условиях.
Самосвал ЗИЛ-130
Коробка передач
Тип Механическая, с пятью передачами для переднего хода и одной для заднего хода, с двумя синхронизаторами инерционного типа для второй и третьей, четвертой и пятой передач Передаточное число: первая передача 7,44 вторая передача 4,1 третья передача 2,29 четвертая передача 1,47 пятая дает 1 задний ход 7,09
Контрольные приборы
Спидометр Со стрелочным указателем скорости и измерителем общего пробега Указатель давления масла в системе смазки двигателя Мембранный, прямого действия Указатель температуры охлаждающей жидкости Электрический, градуированный до 120 °С, оснащен датчиком, установленным в водяном канале впускной трубы
Указатель уровня топлива Электрический реостатный тип, с установленным на баке датчиком ВМ117-А работает только при включенном зажигании верхняя стрелка показывает давление в пневмобаллонах, нижняя стрелка показывает давление в тормозных камерах
Особенности внешнего вида и модификации
В послевоенные годы практически все грузовики имели кучу недостатков, упор делался на количество, а не на качество. Но к 1956 году ситуация изменилась и ЗИЛ 130 изменился по сравнению со своими предшественниками.
За период производства было выпущено множество различных модификаций, в том числе специальные пожарные автомобили, бортовые автомобили, самосвалы, автокраны и др. при грузоподъемности три тонны он получил следующие версии:
- 130А — трактор, оборудованный сцепным устройством и комбинированной тормозной системой;
- 130Б – самосвал ЗИЛ 130 со стандартной базой 3,8 м;
- 130В – при базе 3,3 м;
- 130 Вт — усиленные мосты;
- 130Г – предназначен для перевозки негабаритных грузов;
- 130 Д — короткий самосвал для строительства с короткой базой;
- 130В1 – седельный тягач, полная масса может достигать более 14 тонн;
- 130Д1 — базовая модель для прицепов ЗИЛ ММЗ 4502, может весить до 15 тонн.
Производитель также выпускал грузовики ограниченной серии, предназначенные для эксплуатации в различных климатических условиях, со всеми шинами и комплектующими.
Применение
Грузовики и шасси ЗИЛ-130 широко использовались в народном хозяйстве. На базе машины выпускались автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗИЛ-130 пошло на создание пожарных автомобилей — автоцистерн, автокранов, насосных станций.
Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Э, имевшая ряд элементов электрооборудования от модели 131. В состав оборудования входили дополнительные емкости емкостью 10 и 20 литров, набор землеройного инструмента, светонепроницаемые колпаки на фары.
Под заказ установлены плиты увеличенной высоты с возможностью монтажа арок под тент. Второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина, может быть установлен на правой боковой балке.
Электрооборудование
Система электрооборудования Однопроводная, минусовые выводы источников питания подключаются к кузову автомобиля (масса) Напряжение сети, В 12 Генератор Г250-И1, переменного тока со встроенными кремниевыми выпрямителями, максимальный ток 40 А Регулятор напряжения ПП350-А, неэлектрический контактный полупроводниковый Аккумулятор Один, 12 В 6 СТ-90-ЭМС; емкостью 90 Ач при 20-часовом режиме разряда Стартер СТ130-А1, электрический, 12 В, постоянного тока, последовательного возбуждения, 1,5 л.с с электромагнитным приводом и муфтой свободного хода
Распределитель зажигания Р4-Д с автоматической регулировкой угла опережения зажигания — центробежный и вакуумные регуляторы Катушка зажигания Б114 Транзисторный выключатель с добавочным сопротивлением СЭ107 ТК102 Свечи зажигания А15-БС или А15-СС, М14х1,25 мм выключатель зажигания Комбинированный замок зажигания и стартер ВК350, с замком, включается ключом с резьбой 6 св — габаритный свет)
Задний фонарь Два (правый — ФП101-Б, левый — ФП101) с двумя лампами 21 и 3 св (лампа 21 св — поворот и стоп) контрольная лампа, лампа 3 св — габаритный свет и освещение номерного знака) Выключатель указателей поворота Р105 -A установлен на рулевой колонке, включается вручную и автоматически выключается. Клапан Звуковой сигнал С44, электрический*******, безвибрационный, безгудок, устанавливается под кожух двигателя
Подкапотный фонарь ПД308, с включением лампы Розетка для переносной лампы 47К, устанавливается в кабине слева боковая панель Розетка прицепная ПС300, семиконтактная, расположена на задней поперечине рамы Предохранители ПР2-Б, биметаллические, кнопочные, 20 А в цепи сигнализации и розетке переносного светильника; биметаллический на 20 А в цепи центрального выключателя, два (ПР510) биметаллических по 6 А в цепях электродвигателя отопителя, блоков управления и измерения и переключателя указателей поворота, расположенных в верхнем бачке радиатора
Тормозная система
Во внутренней конструкции ЗИЛ-130 используются барабанные тормоза. Они расположены на каждом колесе. Они работают через функцию пневматической системы.
Основной запас воздуха содержится в отдельном баллоне под давлением, который нагнетается при участии компрессора. Работает с ременной передачей.
Модель 130
Этот компрессор сконструирован из 2-х цилиндров, которые в совокупности дают производительность равную 2000 об/мин – 220 л/мин. Имеется стояночный тормоз, который необходим для блокировки приводного вала.
Историческая справка
Предшественником модели 130 был ЗИЛ 164. К разработке опытного образца инженеры завода имени Лихачева приступили еще в 1953 году, изначально планировалось запустить опытный образец в серию с индексом 125. Первая опытная партия была готова к заводские испытания в 1957 году, в серию по разным причинам она не пошла.
Только в 1964 году будущий «Колхозник» сошёл с конвейера. С тех пор новый грузовик выпускался до 1992 года, после чего Уральский автомобильный завод стал выпускать эту модель до 2004 года.
После ребрендинга завода машине дали другое имя: Амур 53131. История легенды закончилась относительно недавно, в 2010 году.
Впервые применены инновационные для того периода технологии. С 1966 по 1977 год были внесены значительные улучшения.
Интересные факты
На филиале ЗИЛ в Чите собирали северную версию ЗИЛ-130С, которая оснащалась лебедкой с приводом от редуктора. Машина рассчитана на работу при температуре до -60°С. Машины окрашивались в ярко-оранжевые или красные цвета, а также в армейский цвет хаки».
С 1973 года грузовики и шасси ЗИЛ-130 имеют государственный Знак качества СССР, что подтверждало высокие эксплуатационные характеристики продукции.
На сегодняшний день грузовики ЗИЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.
Остальные экземпляры переделывают, заменяя бензиновый двигатель дизельным агрегатом (обычно продукт Минского моторного завода Д-245). Грузовики раннего выпуска очень редки и стали предметом коллекционирования.
Трансмиссия
ЗИЛ-130 имеет привод на дальний мост. Сцепление выполнено по сухому принципу, имеет 1 диск. Коробка передач имеет 5 ступеней, работает по механическому принципу, а также характеризуется 2-мя синхронизаторами. Шестерни шестерен характеризуются постоянным зацеплением. Исключение составляют 1 и 5 модули.
Когда этот автомобиль только сошел с конвейера, конструктивные особенности коробки передач многим показались новаторскими. Впоследствии этот агрегат претерпел множество усовершенствований, при этом ведомый мост претерпел особые изменения.
Наружная шейка этого узла отмечена специальным подшипником. Многие узлы также претерпели существенные изменения, необходимые для улучшения модели.
Функции на работе
Карданный вал в конструкции служит для оптимальной передачи крутящего момента, расположенного на задней части вала, который выполнен в составе системы коробки передач. В модели, разработанной по первоначальному замыслу и предназначенной для сельского хозяйства, а также в удлиненной версии используются 2 вала, работающие с промежуточной опорой. Он плотно прилегает к раме.
Существует укороченный вариант этой конструкции, где работает 1 ось, для поддержания необходимой промежуточной опоры.
Рама и подвеска
Рама Штампованная, клепаная, со швеллерами, соединенными поперечинами Сцепка****** Задний дышла с замком, передние тяги Подвеска переднего моста и заднего моста На продольных полуэллиптических рессорах; передние концы передних и задних рессор крепятся к раме съемными проушинами и шкворнями, задние концы рессор скользящие Амортизаторы гидравлические телескопические, двойного действия; установлен на передней подвеске