- ЗИЛ-114 1967-1976 гг. История, характеристики, фотографии.
- Фотография ЗИЛ-114
- макет ЗИЛ-114
- История создания
- Конструкция ЗИЛ-114
- История появления фирменной эмблемы «ЗИЛ»
- Технические характеристики лимузина
- Грузовые автомобили и автобусы
- ЗИЛ-127
- ЗИЛ-130
- ЗИЛ-133
- ЗИЛ-135Л
- ЗИЛ-136
- ЗИЛ-155
- ЗИЛ-157
- ЗИЛ-158
- ЗИЛ-164
- ЗИЛ-3250
- ЗИЛ-4329
- ЗИЛ-4331
- ЗИЛ-4334
- ЗИЛ-4421
- ЗИЛ-4514
- ЗИЛ-4906
- ЗИЛ-4972
- ЗИЛ-5301 Бычок
- Салон ЗИЛ-114
- Фотография салон ЗИЛ-114
- Фотография салон ЗИЛ-114
- Машина для чиновников
- Описание конструкции
- Применение
- Двигатель ЗИЛ-114
- Фотография двигатель ЗИЛ-114
- Конструктивные особенности ЗИЛ-117
- фотография киносъёмочный ЗИЛ-114
- Какой можно сделать вывод?
- Самый мощный автомобиль своего времени
- Медицинский ЗИЛ-114 ЕА
- фотография медицинский ЗИЛ-114
- Киношный ЗИЛ
- ГЛАВНАЯ ПАРА
- Модификации ЗИЛ-114 и история появления медицинского варианта
- Фотографии ЗИЛ-114
- фотография ЗИЛ-114
- фотография ЗИЛ-114
- фотография ЗИЛ-114
- фотография ЗИЛ-114
- фотография ЗИЛ-114
- фотография медицинский ЗИЛ-114
ЗИЛ-114 1967-1976 гг. История, характеристики, фотографии.
ЗИЛ-114 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин. Изготавливается для государственных учреждений, посольств, для первых лиц государства. Гармония и строгость линий в сочетании с солидностью этого автомобиля. Он пришел на смену ЗИЛ-111, который представляет собой более совершенную модель представительского класса.
Фотография ЗИЛ-114
Прототип собрали в 1965 году, он вышел на испытания. Через год была организована штучная сборка, а в 1968 году транспорт занял в СССР очередь первоклассных автомобилей. В 1971 году был небольшой рестайлинг. В большей степени он задел переднюю часть автомобиля.
макет ЗИЛ-114
История создания
С распадом Советского Союза на карте мира появились Россия и другие новые государства. Социальные изменения не могли не коснуться общественных лимузинов, обслуживающих первых людей в государстве.
С 1995 по 1996 год президент России Борис Ельцин передвигался на бронированном на заводе удлиненном Mercedes 600 Pullmann, но с 2004 по 2006 год в сознании руководства страны возобладало представление о том, что президент великой и высокотехнологичной державы следует путешествовать в лимузине отечественного производства, который олицетворял бы технологическую мощь страны и гениальность ее инженеров.
В 2004 году завод имени Лихачева и ЗАО «Депо-Зил» открыли совместный проект по выпуску нового поколения правительственных лимузинов под оригинальным названием «Монолит».
Были разработаны эскизы дизайна кузова для нового автомобиля, а также техническая модель в масштабе 1:5. В 2006 году работа над проектом была возобновлена. Внешний вид ЗИЛ-4112Р, как и эмблема, были разработаны московским дизайнером Герой Калитиным на конкурсной основе. Работу по созданию нового правительственного ЗИЛа возглавили Сергей Соколов и Сергей Рожков.
В декабре 2011 года Сергей Рожков скончался, и в его честь была добавлена буква Р в конце названия марки в ознаменование вклада Рожкова в разработку автомобиля. В 2012 году первый автомобиль ЗИЛ-4112Р был завершен в производстве и увидел свет.
По словам Сергея Соколова в интервью «Известиям», в модели ЗИЛ-4112Р конструкторы хотели показать преемственность автомобиля и продолжить линейку лимузинов представительского класса, на которых ездили первые лица страны. Планировалось изменить дизайн, эргономику салона, ходовые качества, а также системы охлаждения и питания. Почти ни одна деталь в новой машине не похожа на старую. Депо-Зил считает, что его лимузин находится на одном уровне или даже несколько выше лимузинов от Maybach и Rolls-Royce по ходовым и пользовательским характеристикам.
Конструкция ЗИЛ-114
Комфортное движение обеспечивала полностью гидравлическая подвеска, которая не позволяла выбоинам на дорогах беспокоить важного пассажира. Х-образная конструкция рамы автомобиля, имеющая балки с объемным сечением, считалась основой безопасности пассажиров. Такая архитектура обеспечивала большую устойчивость к возможным деформациям и повреждениям. Нововведения могут касаться — дисковых тормозов на всех колесах, возможности регулировки руля по высоте и подвески на торсионах бесшарнирного типа.
История появления фирменной эмблемы «ЗИЛ»
Мало кто знает, что фирменная эмблема завода имени Лихачева появилась только благодаря лимузину ЗИЛ-114. До этого все эмблемы автомобилей ЗИС-ЗИЛ были разными, а на бланках завода были только изображения медалей, присужденных заводу в разные годы. Эмблема ЗИЛ, ставшая официальной на долгие годы, была создана талантливым культуристом И. Сухоруковым. Он придумал его для лимузина ЗИЛ-114.
Скорее всего, она была бы только на ЗИЛ-114, но Матерову, заместителю начальника экспериментального цеха завода, она очень понравилась. Он приложил все усилия, чтобы эта эмблема была выбрана в качестве официального логотипа учреждения. Для этого он уговорил рабочих изготовить небольшую партию значков с гербом, а директора завода Бородина вызвал на своеобразную презентацию. Эмблема понравилась директору, и он подписал приказ о придании ей официального статуса.
Эмблема утверждена 15 января 1972 года. Именно эта дата считается днем рождения официального логотипа завода имени Лихачева.
Технические характеристики лимузина
К машине предъявлялись очень высокие требования. Помимо безопасности пассажиров, он должен был обеспечивать маневренность, высокую скорость передвижения и надежность.
Ходовая подвеска была устроена таким образом, что автомобиль не кренился даже на виражах. При резком старте или торможении вибрации кузова не было.
Все важные системы в машине были продублированы. Имелась дополнительная батарея и резервная тормозная система. Колеса имели дисковые тормозные системы и каскадное усиление отдельных тормозных контуров.
Вес автомобиля составил чуть более 3 тонн. Чтобы легко справиться с такой массой, рулевое управление было усилено гидравлически. Автоматическая коробка передач по своей конструкции позволяла менять передаточное число всего за две ступени. В аварийном режиме также можно использовать ручное управление переключением. При этом максимальная скорость ЗИЛа достигала – 114 190 км/ч.
Грузовые автомобили и автобусы
ЗИЛ-127
Автобус ЗИЛ-127 — автомобиль ЗИС-127, переименованный в 1956 году. Под капотом — дизельный шестицилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. Приводится в движение четырехступенчатой механической коробкой передач.
ЗИЛ-130
Самый популярный грузовик советских времен. Модель была разработана в середине 1950-х годов для замены автомобилей с номерами 150 и 164. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1962 году, а через два года началось серийное производство.
Потребовалось много работы, чтобы перевезти 10,5-тонный грузовик. Был установлен бензиновый двигатель V8 объемом 6 литров мощностью 148 л.с. С. Через некоторое время мощность была увеличена до 150 л.с. В качестве элемента управления использовалась пятиступенчатая синхронизированная коробка передач.
Одной из модификаций этого грузовика стала модель ЗИЛ-131, оснащенная 6,0-литровым восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 150 л.с. С. Все автомобили этой линейки имели пятиступенчатую коробку передач и гидроусилитель руля.
ЗИЛ-133
В 1975 году в производство поступил новый автомобиль ЗИЛ-133, представляющий собой трехосную версию грузовика ЗИЛ-130.
Модель оснащалась 8-цилиндровым бензиновым двигателем объемом 6 литров и могла похвастаться мощностью 150 л.с. ЗИЛ-133ГЯ версии 1979 года уже имел восьмицилиндровый дизель от КамАЗ-740. Этот двигатель имел объем 10,9 л, а мощность достигала 210 л.с. Десятиступенчатая коробка передач была взята от Камаза. Новый двигатель потребовал некоторых доработок и удлинения капота.
С 1992 года начался выпуск грузовиков моделей ЗИЛ-133 с обновленной кабиной, салоном и дизелем ЗИЛ-645 мощностью 185–200 л.с. С
ЗИЛ-135Л
Уникальный военный автомобиль, представляющий собой четырехосное полноприводное шасси. Он был создан в 1961 году и активно использовался вооруженными силами. Оснащался двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375 по 180 л.с каждый. С. Двигатели располагались непосредственно за четырехместной кабиной в салоне. Передачи менялись гидромеханической трехступенчатой коробкой передач.
ЗИЛ-136
Вариант классического грузовика ЗИЛ-130, предназначенный для экспорта. Выпускается с 1965 года и оснащается дизельными двигателями. На автомобиль могут быть установлены следующие двигатели:
- 4 изогнутых цилиндра по 4,2 л и мощностью 125 л. С.
- 6-цилиндровый Perkins объемом 5,8 литра и мощностной характеристикой 140 л. С.
- 6 цилиндровый Leyland объемом 6,5 литров и мощностью 137 л. С.
Конец 50-х ознаменовался разработкой новой модели дизельного двигателя отечественного производителя. Планировалось обозначать его индексом ЗИЛ-136. Изделие должно было работать вместе с бензиновым двигателем с маркировкой ЗИЛ-130. Но по окончательному решению управленческой команды проект был закрыт. Поэтому обозначение ЗИЛ-136 было перенесено на экспортные модели.
ЗИЛ-155
Большой автобус, появившийся в связи с переименованием модели ЗИС-155 в 1956 году. Оснащался двигателем ЗИС-124 мощностью 90 л. С. Машины поставлялись во многие соседние государства.
ЗИЛ-157
ЗИЛ-157 был грузовиком повышенной проходимости. Выпуск стартовал с начала 1958 года. Колесные модели были 6 х 6, имели усложненный вариант коробки передач и имели возможность подкачки колес с помощью централизованного подхода.
Грузовик часто в просторечии называли «Клевером» из-за его характеристик. Он оснащался рядным шестицилиндровым бензиновым двигателем объемом 5,6 л, обеспечивавшим мощностные характеристики до 109 л.с. С. Управляется 5-ступенчатой коробкой передач.
Чуть позже автомобили стали комплектоваться двигателями 5,4 л на 110 л, унифицированными с ЗИЛ-130. С.
ЗИЛ-158
Городской автобус, выпускаемый с 1957 года на заводе ЗИЛ в Москве. Внутри установлен точно такой же силовой агрегат, как и в модели ЗИЛ-164А: рядный бензиновый двигатель, рассчитанный на 6 цилиндров, общим объемом 5,6 литра. Поставлен автомобиль мощностью 109 л. С. Двигатель управляется пятиступенчатой механической коробкой передач.
ЗИЛ-164
Грузовая модель, появившаяся в результате доработки и обновления модели ЗИЛ-150. Линейка была представлена несколькими версиями в зависимости от конкретного назначения. Это был классический грузовик, тягач и самосвал. Он оснащался шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем объемом 5,6 л, который выдавал 97 л.с.
ЗИЛ-3250
Автобус малого класса, впервые представленный в 1997 году. Создан на основе модели салона и конструктивных особенностей грузовика ЗИЛ-5301 «Бык», что повлияло на техническое оснащение автомобиля. Кузов крепился на специальной раме, а отдельные элементы могли быть выполнены даже из пластика.
В качестве силового агрегата использовался турбодизель ММЗ Д-245 объемом 4,75 л и мощностью 108 л.с. Через некоторое время удалось увеличить цифру до 136 л.с и оснастить агрегат пятиступенчатой коробкой передач.
На специальных модификациях можно было встретить зарубежные дизельные двигатели Caterpillar и Renault.
ЗИЛ-4329
Среднетяжелый грузовик, выпускавшийся с 2003 по 2011 год. Под капотом устанавливался четырехцилиндровый турбодизель Д-245.9 объемом 4,75 л и мощностью 105–136 л. С. Параметры мощности зависели от модификации автомобиля. Системой управления была пятиступенчатая коробка передач.
Небольшой процент выпущенных моделей этого автомобиля имел восьмицилиндровый дизельный двигатель ЗИЛ-0550 объемом 6,3 литра на 110 сил.
ЗИЛ-4331
ЗИЛ-4331 — среднетяжелый грузовик, разрабатываемый как альтернатива ЗИЛ-130. Автомобиль поступил на конвейер в 1987 году, когда на заводе еще выпускалась «сто тридцатая» модель.
Изначально на грузовик планировали установить новый атмосферный дизельный двигатель ЗИЛ-645 на 8 цилиндров объемом 8,7 л и мощностью 185 л.с. С. Но на самом деле большая часть серийных автомобилей была сделана с включением старого бензинового двигателя от модели ЗИЛ-508 с 8 цилиндрами по 6 литров на 150 л.с.
В девяностые годы были попытки соединить грузовик с дизелями ММЗ-Д-245 и Caterpillar, но развития такие проекты не получили.
ЗИЛ-4334
В качестве замены модели ЗИЛ-131 был выпущен трехосный автомобиль ЗИЛ-4334. Модель оснащалась турбодизелем ММЗ Д-245 или карбюраторным бензиновым двигателем ЗИЛ-508.
ЗИЛ-4421
Мощный тягач, являющийся модификацией автомобиля ЗИЛ-4331. Грузовик часто использовался для установки различных надстроек.
Следующие модели двигателей ЗИЛ могут использоваться в разных модификациях:
- Дизельный V8 ЗИЛ-645 объемом 8,7 л, 185 л. С. Дополняется девятиступенчатой коробкой передач.
- Бензиновый V8 ЗИЛ-508.10 объемом 6,0 л на 150 л. С. Комплектуется пятиступенчатой механической коробкой передач.
Трактор с индексом 442300 имел в кабине спальный мешок. И помимо этого в конструктивном плане в него входили силовые изделия: ЯМЗ-236А или Caterpillar-3116.
ЗИЛ-4514
С 1993 года завод выпускал небольшие партии автомобилей с традиционным самосвальным кузовом, присвоив им обозначение ЗИЛ-4514. Первоначально это был трехосный грузовик, рассчитанный на 10 тонн. Колеса изначально соответствовали формуле 6 х 4. Силовым агрегатом в данном случае служил 8,7-литровый атмосферный дизель, выдавший 185 л.с. С.
ЗИЛ-4906
Многофункциональный комплекс поисково-спасательных машин, получивший название «Синяя птица». Выпускался длительный период (целых 16 лет), начиная с 1975 года. Под капотом могли устанавливаться бензиновые и дизельные двигатели разных типов, управляемые 10-ступенчатой механической коробкой передач.
ЗИЛ-4972
ЗИЛ-4972 — серия грузовиков повышенной проходимости, появившаяся в модельном ряду компании в 1993 году. Автомобиль разрабатывался на ЗиЛе, но его выпуском занимался Правдинский завод радиорелейной аппаратуры в Нижегородской области. Также все время выпускалось небольшое количество автомобилей, так как упор делался на мелкосерийное производство.
В большинстве случаев на модель автомобиля устанавливался восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-645 объемом 8,7 л. Но часть машин все же могла быть оснащена иностранными двигателями. Предпочтение отдавалось турбодизелю от Caterpillar».
ЗИЛ-5301 Бычок
Автопроизводитель давно пытался разработать новое семейство легковых автомобилей. И вот, в начале 1990-х началась работа над новым грузовиком, который был реализован как прототип модели Mercedes-Benz T2.
В 1994 году появилась первая функциональная модель, с кабиной с салоном от ЗИЛ-4331 и турбодизелем от Мерседес ОМ364 объемом 4,0 л на 115 л. С. Главной особенностью модели стал оригинальный дизайн капота, что и стало причиной появления названия «Бык».
Чуть позже под капотом автомобиля появился модифицированный тракторный турбодизель ММЗ-Д-24. Это решение изначально воспринималось как временное, но в итоге более подходящего двигателя так и не нашли. Двигатель имел четыре цилиндра и объем 4,75 литра. При этом мощность двигателя составляла 109 л. С. Через некоторое время показатель мощности был увеличен до 136 л.с за счет модернизации комплектующих. Все Быки комплектовались пятиступенчатой коробкой передач от ЗИЛ-4331.
Салон ЗИЛ-114
Воздух в салоне охлаждался кондиционером. Пассажирский салон мог отделяться от первого ряда сидений, где обычно располагались водитель и телохранители, звуконепроницаемым стеклом, в котором также имелась электрическая станция. Это позволяло пассажирам во время вождения обсуждать важные государственные дела или вести телефонные разговоры по правительственным каналам связи.
Задние пассажирские сиденья были отделены от места водителя стеклянной стеной, открываемой электростанцией. Впервые реализована система центрального замка. Все электрические стеклоподъемники были с электроприводом. Для обеспечения комфортного температурного режима в салоне в агрегате присутствовал кондиционер. Прочное стекло не позволяло солнечным лучам нагревать салон.
Фотография салон ЗИЛ-114
Фотография салон ЗИЛ-114
Машина для чиновников
Датой создания 117-го является 1971 год. В этот период ЗИЛ-114 был правительственным автомобилем, который и стал базовой моделью новой машины. Внешне 117 практически полностью повторял формы своего прототипа, только в несколько уменьшенном варианте.
По официальной версии ЗИЛ-117 (фото ниже) должен был стать машиной сопровождения, которая, несмотря на внешнее сходство с 114-м, превосходила его по динамическим характеристикам.
Но места для этой машины в эскортах почему-то не нашлось. Как и прежде, правительственные колонны состояли из «Макера» и «Волги». Видимо, поэтому в народе родилась еще одна версия причины появления ЗИЛ-117. По слухам, автомобиль появился благодаря личному заказу «дорогого и любимого Л.И. Брежнева», который якобы лично был замечен за рулем этого автомобиля.
Общая партия выпущенных автомобилей составила не более 70 штук, которые так и не стали автомобилями сопровождения, а были закреплены за служебными автомобилями чиновников из высшего руководства страны.
Описание конструкции
В основе ЗИЛ-114 лежит рамное шасси, сваренное из элементов короба. Передние колеса снабжены поперечными торсионами, на которых крепятся нижние рычаги. Кроме того, установлены гидравлические телескопические амортизаторы и стабилизатор. Расположение осей поворота нижних и верхних рычагов обеспечивает снижение тяги кузова при резком торможении.
Сзади используются асимметричные 4-листовые полуэллиптические рессоры с дополнительными реактивными штангами и телескопическими амортизаторами.
В конструкции предусмотрены резиновые бамперы, ограничивающие ход подвески. Все колеса оснащены штампованными стальными дисками 7,0Л-15 и бескамерными шинами Ил-126 размером 9,35*15. Зимой использовались специальные шипованные шины Ил-137.
Рулевой редуктор автомобиля ЗИЛ-114 построен по схеме «винт-гайка-шестерня-сектор»; в конструкцию встроен гидроусилитель поршневой схемы. Кинематическая схема управления включает маятниковый рычаг и трапецию. Для предотвращения отдачи используется гидравлический демпфер. Рулевая колонка оснащена механизмом наклона, который облегчает водителю посадку и высадку из автомобиля. Кроме того, на руле есть регулировка по высоте.
Автомобиль ЗИЛ-114 оснащен закрытым цельнометаллическим кузовом, рассчитанным на перевозку 7 человек. Средний ряд состоит из 2-х индивидуальных сидений упрощенной конструкции, которые складываются в ниши, сделанные в полу кузова. За спинками передних сидений, которые в отличие от задних рядов имели кожаную обивку, установили перегородку с гнутым 3-х слойным стеклом с электроприводом опускания.
На базе лимузина выпускался упрощенный седан ЗИЛ-117, рассчитанный на размещение 5 человек.
Перегородка на такой машине не использовалась. Для установки кузова на шасси используются 35 болтов с резиновыми шайбами.
Лобовое стекло имело темную полосу, расположенную вверху. Остальное стекло безосколочное, покрытое слоем специальной краски, обеспечивающей теплоизоляцию кабины.
В стандартную комплектацию автомобилей ЗИЛ-114 входила вакуумная система привода замков дверей, управляемая с места водителя. Воздуховоды подают теплый воздух к лобовому стеклу, а также к окнам, расположенным в задней части боковых стенок кузова.
Система кондиционирования воздуха оснащена 2-мя теплообменниками, каждый из которых обслуживает кабину водителя и основной салон лимузина. Для дополнительной вентиляции используются поворотные клапаны, расположенные в передних дверях лимузина. Задние окна в боковой стенке кузова могут перемещаться в горизонтальном направлении.
Автомобиль ЗИЛ-114 оборудован электростеклоподъемниками и передними сиденьями, наружные зеркала заднего вида получили дистанционное управление. Безынерционные ремни безопасности устанавливались стандартно на передний и задний ряды сидений.
В левом подлокотнике заднего дивана, обтянутом велюром, автомобиля ЗИЛ-114 размещены приводы управления системой отопления салона, рычаги распределения воздуха и регулятор скорости вращения вентилятора. Внутри правого подлокотника находится пульт для регулировки параметров магнитолы. Органы управления задним стеклом и воздухозаборники расположены на полке за задним рядом сидений.
Все построенные ЗИЛ-114 оснащались транзисторным приемником АВ-68 с автоматом настройки.
Ресивер оснащен 2 пультами управления, установлены 3 динамика для трансляции музыки. Антенна с ручным управлением из салона, расположена над лобовым стеклом.
Автомобиль ЗИЛ-114 оснащен бензиновым V-образным 8-цилиндровым двигателем с углом развала колес 90⁰. Для увеличения мощности и снижения расхода топлива используется клиновидная камера сгорания. При рабочем объеме 6,96 л агрегат развивает мощность 300 л.с при 4400 об/мин. Блок изготовлен из алюминиевого сплава, рабочие поверхности цилиндров образованы быстросъемными чугунными гильзами. Головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, каждый цилиндр имеет 1 впускной и 1 выпускной клапан.
Механизм газораспределения приводится в движение одним валом, расположенным в развале блоков. Для привода распределительного вала используется бесшумная цепь Морзе. В работе клапана применены гидравлические компенсаторы зазоров, что снизило трудоемкость обслуживания и шум при работе.
Двигатель автомобиля ЗИЛ-114 оснащен транзисторной системой зажигания. На некоторые лимузины, используемые в экстренных случаях, устанавливалась дополнительная система на базе вибратора.
Степень сжатия 10,5, в качестве топлива используется бензин экстра качества, имеющий октановое число 95 единиц. Запас топлива хранится в топливном баке емкостью 120 литров, расположенном под багажником. Двигатель оснащался 4-камерным карбюратором К-254 с падающим потоком смеси и акселератором холостого хода.
Выхлопные газы удаляются через 2 отдельных коллектора с 3 глушителями в каждом.
Система охлаждения жидкостного типа, снабжена расширительным бачком. Перед радиатором тканевая шторка с ручной регулировкой положения. Система охлаждения включает масляный радиатор, расположенный непосредственно в водяной рубашке блока цилиндров.
Теплообменник гидропередачи установлен в нижнем баке основного радиатора. Для подачи воздуха через ячейки радиатора используется 6-лопастной вентилятор с постоянным клиноременным приводом от коленчатого вала. Вокруг вентилятора размещен диффузор для улучшения охлаждения. В конструкцию радиатора введены дополнительные пластины теплообменника из красной меди.
Передача крутящего момента от двигателя осуществляется гидравлическим редуктором, состоящим из трансформатора и планетарного редуктора. Коробка передач имеет пониженную и прямую скорость, а также обеспечивает возможность движения ЗИЛ-114 назад. Водитель может управлять коробкой принудительно с помощью набора кнопок, расположенных на панели приборов, позже стал использоваться селектор. Между коробкой и задним мостом расположены два карданных вала в полой конструкции с дополнительной подшипниковой опорой.
Балка заднего моста автомобиля ЗИЛ-114 построена по схеме «банджо», содержит гипоидный главный редуктор, дифференциал и 2 полуоси частично разгруженного типа.
Для остановки ЗИЛ-114 используются дисковые вентилируемые тормоза с автоматической компенсацией зазоров. В состав станции включен усилитель вакуумного типа, дополнительные гидровакуумные усилители расположены в каждом из 2-х контуров. Каждый из независимых контуров обеспечивает передачу тормозного усилия на все колеса лимузина.
Внутри тормозных дисков задних колес находятся барабанные механизмы стояночного тормоза, имеющие механическое управление от отдельной педали.
При включении передачи трансмиссия автоматически отключается благодаря вакуумной диафрагме. При необходимости стояночный тормоз отключается специальным курком, расположенным под панелью приборов.
Применение
Всего на заводе ЗИЛ было собрано 113 автомобилей ЗИЛ-114, которые поступили в Гараж особого назначения для обслуживания высших партийных деятелей СССР. Упрощенный 5-местный седан ЗИЛ-117 предназначался для перевозки менее важных лиц, а также для сопровождения кортежей.
Уменьшенные габариты и вес сделали автомобиль более динамичным, хотя максимальная скорость возросла всего на 10 км/ч. После ухудшения состояния Л.И. Брежнева была создана специальная версия ЗИЛ-114А с кузовом универсал. Внутри были места для бригады врачей и проводников для сборки носилок. В 1974 году завод ЗиЛ выпустил 2 машины.
Для парадов на Røde Plass использовался 2-дверный кабриолет ЗИЛ-117В, который был оборудован звукопередающей аппаратурой и возвышением на полу, расположенным за спинкой сиденья водителя. Всего было собрано 3 таких вагона серо-голубого цвета. Кроме того, завод выпустил 5 стандартных 5-местных кабриолетов черного цвета.
В начале 80-х началась амортизация автомобилей ЗИЛ-114, часть из которых поступила в различные госорганы.
На базе лимузина силами «Мосфильма» построили киномашину, у которой была демонтирована задняя часть салона. Спереди есть дополнительная площадка для установки камеры и места для оператора. Автомобиль до сих пор находится в эксплуатации компании.
Читайте также: Танк «Пантера»
Двигатель ЗИЛ-114
Двигатель ЗИЛ-114
относительно легкий и компактный карбюраторный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров имел объем 7000 см3, способный развивать до 300 л.с. Автомобиль разгонялся до максимальной скорости 190 км/ч. Карбюратор лимузина состоит из четырех камер, которые включаются последовательно. Система зажигания транзисторного типа и гидравлический толкатель клапанов. Работа над силовой установкой была дополнена автоматической коробкой передач.
Несмотря на это, водитель мог сам выбирать нужную скорость. Транзисторная система зажигания и гидравлические толкатели. Это устройство, впервые примененное на ЗИС-110 в 1946 году, избавляет от необходимости регулировки зазора в клапанном механизме на весь срок службы двигателя. Силовой агрегат – единственный элемент, который проектировался не с нуля в рамках проекта модели 114. Его начали проектировать в 1962 году.
Двигатель работал в паре с четырехкамерным карбюратором и транзисторной системой зажигания.
Фотография двигатель ЗИЛ-114
Конструктивные особенности ЗИЛ-117
Подвеска обеспечивает плавную работу без рывков при резком разгоне или торможении. При входе в поворот на большой скорости качения нет. Передняя бесшарнирная подвеска оснащена продольными торсионами, работающими на кручение. Их разместили по бокам рамы. Их основное назначение – оси нижних рычагов подвески. Задняя подвеска зависимого типа получила стандартную конструкцию: она работает на основе продольных рессор. Тормозной механизм состоит из каскадной системы усилителей и отдельных цепей. Тело
Он 114 крепится к Х-образной раме с балками объемного сечения. Такое устройство придает раме повышенную прочность на кручение. Завод выпустил около 150 экземпляров различных модификаций. Одним из самых популярных стал вариант с большим люком над пассажирскими сиденьями. Он использовался для приветствия публики на парадах и фестивалях. На основе стандартной модели был разработан звукосниматель для использования в киноиндустрии.
фотография киносъёмочный ЗИЛ-114
Какой можно сделать вывод?
ЗИЛ-114 — автомобильная легенда СССР. Это не только красивый и представительный автомобиль, но еще и надежный и долговечный. Запас рабочего ресурса составлял несколько сотен тысяч километров без капитального ремонта. Каждый экземпляр серии оснащался уникальными деталями, которые изготавливались вручную на заводе имени Лихачева.
Купить такой автомобиль в наше время практически невозможно. Остальные экземпляры находятся в музеях и частных коллекциях. Многие автолюбители отчаянно ищут по всей стране законсервированные автомобили, чтобы приобрести их себе и провести полное восстановление до первоначального вида.
Самый мощный автомобиль своего времени
Такие скоростные характеристики машина смогла иметь благодаря мощнейшему двигателю, рабочий объем цилиндров которого составлял 7 литров. Мощность этого «монстра» достигала 300 л.с., что по тем временам было невообразимой цифрой для автомобилей всей планеты. Уникальный механизм имел алюминиевый блок цилиндров. Клапанная система приводилась в действие гидравлическими толкателями.
Благодаря этому механизму не нужно было регулировать зазор между толкателем и распределительным валом. Питание двигателя осуществлялось через карбюратор, оснащенный четырьмя камерами. Система зажигания была электронной – на транзисторах.
Автомобиль ЗИЛ-114, который обслуживал самых важных советских чиновников, был самым совершенным и современным средством передвижения, которое было технически возможно создать в то время.
За 11 лет было выпущено всего 113 автомобилей этой модели. Автомобили СССР при встрече с этим лимузином получили один из самых узнаваемых символов ушедшей эпохи, который сегодня превратился в редкую и очень дорогую коллекционную модель.
Медицинский ЗИЛ-114 ЕА
Первый инфаркт Брежнева Л.И в 1972 году стал основной причиной выпуска машины сопровождения нового типа. Это была практически скорая помощь, только с рядом специфических требований. Правительственная скорая помощь не должна была выделяться в кортеже и поэтому за основу был взят ЗИЛ-114. Также необходимо было сохранить комфорт лимузина. Но главным приоритетом было быстро и безопасно доставить первого человека в больницу.
Оснащение было на уровне базовой машины скорой помощи. В экипаже всегда присутствовало несколько врачей. Врачам экипажа запретили носить традиционные белые халаты, чтобы не раскрывать предназначение машины. Разработчикам предстояло создать из лимузина универсал, чтобы в него было включено все медицинское оборудование. Длина рамы автомобиля позволяла сделать это с минимальными изменениями в конструкции, но на деле все оказалось сложнее. Рама приняла на себя часть силовых нагрузок.
Простое изменение положения некоторых технических узлов приведет к нарушению жесткостных свойств. Инженерам пришлось пересмотреть конструкцию кузова и переработать компоновку. Внутри салона от спинки передних сидений до крышки багажника разместили основание для носилок, три сиденья для врачей и ящики для хранения медицинского оборудования.
фотография медицинский ЗИЛ-114
ЗИЛ-117 — советский легковой автомобиль первого класса с кузовом седан и кабриолет ЗИЛ-117В. Преемник — ЗИЛ-41041 (1986-2000 гг).
Киношный ЗИЛ
Помимо секретных, следует упомянуть еще об одной интересной машине – кинематической ЗИЛ-114. По сути, это обычный базовый лимузин, который был передан «Мосфильму» в 1980-х годах. Дело в том, что машина была повреждена в аварии, и не могла обслуживаться в государственных гаражах по местным правилам даже после восстановления.
Кинематографисты переделали автомобиль и превратили его в платформу для съемок.
Один из ЗИЛ-114 хранился в США. Фото: Youtube.com
Для своего возраста ЗИЛ-114 был революционным. К сожалению, на этом она фактически и заканчивается — на базе этого автомобиля разрабатывались последующие модели государственных лимузинов. Всего было выпущено 113 ЗИЛ-114 различных модификаций.
ГЛАВНАЯ ПАРА
Два ЗИЛ-112С появились в самом начале 1960-х годов. Внешне машины напоминали уже известные Ferrari 250, но внутри… Инженеры сделали все, что могли. Автомобиль со стеклопластиковыми панелями на просторной трубчатой раме был оснащен новейшим 6-литровым двигателем ЗИЛ-111 мощностью 240 л.с. А вот сцепление и трехступенчатую коробку передач пришлось взять от штатного ЗИС-110 (но модернизированного).
Других подходящих подразделений в стране не было. Передняя подвеска и рулевое управление адаптированы к Волге ГАЗ-21. Задняя подвеска — оригинальная полунезависимая типа De Dion. Предусмотрели даже возможность быстрого переключения передач в коробке передач — под конкретную гонку.
На втором автомобиле, построенном чуть позже, были установлены даже передние дисковые тормоза оригинальной конструкции. Отечественных не было, импортные достать было невозможно — на таком заводе, как ЗИЛ, проще сделать свой. Теоретически эта великолепная машина могла разогнаться до 260 км/ч — немыслимая (автомобили-рекордсмены не в счет) скорость для СССР! (На озере Баскунчак в 1962 году на одном из ЗИЛ-112С со специальным кузовом пытались побить несколько рекордов скорости со всего Союза. Но по разным причинам это не удалось.)
Конечно, рядом с их западными аналогами — «ягуары», «мерседесы», «Феррари» ЗИЛ-112С выглядели как любительская поделка на базе элегантных вестерн-гран-туризмо, адаптированных для гонок. У советской машины не было ни динамики (ни разгона, ни торможения), ни управляемости, не говоря уже о качестве отделки и доводки. Но в реальной жизни ЗИЛы соревновались на кольцевых дорогах с совсем другими автомобилями.
Модификации ЗИЛ-114 и история появления медицинского варианта
За все годы выпуска советских лимузинов ЗИЛ-114 было выпущено несколько модификаций этого автомобиля:
- ЗИЛ-114Э – лимузин, оснащенный спецсвязью и оснащенный экранированной системой зажигания;
- ЗИЛ-114К — автомобиль с бронированным кузовом;
- ЗИЛ-117 — седан сопровождения, выполненный на укороченной базе ЗИЛ-114;
- ЗИЛ-114ЭА — медицинская модификация общественного лимузина. Постоянно находилась в составе кортежа Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, с 1974 года.
Что касается медицинской версии лимузина, то история ее появления очень интересна. В 1972 году Леонид Ильич Брежнев перенес первый инсульт. В результате этого инцидента было принято решение включить в состав кортежа медицинский транспорт, оснащенный всем необходимым оборудованием для оказания первой помощи. Главным требованием при создании медицинского автомобиля было то, чтобы он органично вписывался в состав государственного кортежа.
В итоге на базе ЗИЛ-114 создали санитарный автомобиль. Этот автомобиль должен был оказать первую помощь и с максимальным комфортом доставить генсека в больницу. Поскольку состояние здоровья Брежнева тщательно скрывалось, врачам скорой помощи было запрещено носить белые халаты.
Одновременно с санитарным автомобилем на базе ЗИЛ-114 был выдан госзаказ на создание санитарного автомобиля на базе автомобиля «Чайка». Они предназначались для оказания первой медицинской помощи и перевозки высокопоставленных партийных деятелей в больницы и поликлиники. Медицинский ЗИЛ-114 был собран в единственном экземпляре, а «Чайки» для чиновников были собраны в количестве 15 экземпляров.
Для инженеров завода имени Лихачева создание универсала на базе правительственного лимузина оказалось непростой задачей. Основная проблема заключалась в том, что медицинское оборудование должно было поместиться в машине. Хотя конструкция рамы лимузина позволяла создать на базе универсал с минимальными изменениями, развесовка автомобиля была нарушена из-за установки медицинского оборудования.
Инженерам пришлось переделывать всю компоновку кузова. Внутри кабины размещались носилки, а по бокам располагались места для трех врачей и специальные ящики для медицинского оборудования и специальных инструментов.
ЗИЛ-114 оказался первым советским лимузином, показавшим всему миру, что инженеры-конструкторы завода имени Лихачева способны не только копировать американские автомобили, но и разрабатывать свои модели с нуля.
Фотографии ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография ЗИЛ-114
фотография медицинский ЗИЛ-114