ЗИЛ-111 — автолегенда СССР, технические характеристики автомобиля, двигатель и салон, преимущества и недостатки, особенности конструкции и сравнение с Чайкой

Военная техника

История разработки ЗИЛ-111

ЗИЛ-111

История знаменитого лимузина от завода имени Лихачева началась в конце 1940-х годов, когда знаменитый ЗИС-110 устарел по сравнению с зарубежными аналогами. В связи с чем первая крупная модернизация была проведена в 1948 году.

Модернизированный автомобиль технически не отличался от базовой модели, но кузов получил совершенно другую форму, скопированную с американской модели Packard 1948 года. Уже тогда новую модель неофициально называли ЗИС-111, но это был лишь опытный образец.

ЗИС-110 продолжал выпускаться до 1958 года (в 1956 году он был переименован в ЗИЛ-110), но работы по созданию совершенно нового лимузина представительского класса шли полным ходом. Уже в 1956 году конструкторы смогли продемонстрировать прототип ЗИС-111 «Москва», дебютировавший на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Несмотря на то, что при его разработке использовались передовые достижения американского автопрома, а кузов нового автомобиля напоминал Кадиллак и Бьюик тех лет, автомобиль не смог привлечь внимание публики.

Автомобиль получился внешне невзрачным и незапоминающимся, поэтому руководство завода ЗИЛ объявило конкурс на лучшую разработку нового автомобиля. Помимо почти готового к серийному производству московского лимузина, который разработал Ростков, достойным внимания стал проект конструктора Горьковского автозавода Еремеева. Этот человек работал над созданием автомобилей ГАЗ-21 и ЗИМ-13, более известных как «Чайка».

Естественно, что при создании проекта автомобиля ЗИЛ-111 Еремеев отталкивался от своих уже готовых эскизов, которые он сделал на заводе ГАЗ. Однако ему удалось разработать машину, отличавшуюся от «Чайки» как внешне, так и конструктивно.

ЗИС-101

Снова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей

Инженеры во главе с Е. И. Важинским, в отличие от ленинградских предшественников, не стали копировать, а стали выпускать собственную машину. А в 1936 г. Завод им. Сталин выпустил ЗИС-101.

Было бы не совсем верно сказать, что ЗИС-101 ничего не заимствовал у своих конкурентов.

Восьмицилиндровый двигатель с верхним расположением клапанов пришел от Buick, а рулевое управление и задняя подвеска — от Packard. Экстерьер по заказу разработала американская кузовная студия The Budd Company. И американцы со своей задачей справились. Автомобиль не выглядел коммунистически элегантным.

Первые экземпляры вышли в свет весной 1936 года и были подарены Иосифу Виссарионовичу, который остался доволен разработкой. А с начала 1937 года ЗИС запустил конвейерную сборку.

Снова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей

Характеристики

Длина — 5750 мм; ширина — 1890 мм; высота — 1870 мм; дорожный просвет – 190 мм; масса – 2550 кг (полная – 2970 кг); объем двигателя – 5750 куб.см; объем бака – 85 л; расход топлива – 20 литров на 100 км.

Впервые в истории отечественного автопрома салон автомобиля отапливался. Некоторые автомобили были даже оборудованы радиоприемниками. ЗИС-101 развивал эффект около 110 л. С и скоростью 115 км/ч.

Модернизация 101-го

Несмотря на то, что создание объекта. Сталин был встречен тепло, ЗИС имел ряд недостатков. Автомобиль был примерно на полтонны тяжелее конкурентов; двигатель не впечатлил по сравнению с аналогами. Кроме того, завод столкнулся как с финансовыми, так и с кадровыми проблемами: Важинский, руководитель проекта, был арестован, а в 1938 году, по жестокой обстановке того времени, расстрелян.

Несмотря на трудности, конструкторам удалось выжать из проекта максимум. В августе 1940 года был выпущен ЗИС-101А. Древесина больше не использовалась в производстве кузова. Карбюратор — с падающим током. Двигатель модернизированного ЗИСа имел мощность 116 л.с. С.

Снова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей
Одновременно выпущен ЗИС-102 с кузовом кабриолет

На заводе понимали, что прогресс не остановить и что выпускаемый автомобиль уступает времени. Исходя из этого, было принято решение «бить дублем». Завод подготовил сразу два модернизированных варианта: ЗИС-101Б и ЗИС-103. Первый отличался выступающим стволом, отличием второго была независимая передняя подвеска. ЗИС-101Б дала жизнь в мае 1941 года. Всего было выпущено всего два образца.

PS Примечательно, что ЗИС-101 был в распоряжении не только чиновников, но и простых людей. В Москве было более 50 автомобилей этой марки, большая часть которых использовалась в службе такси. Всего было выпущено почти 9000 автомобилей ЗИС-101. Производство ЗИС-101 прекратилось 7 июля 1941 года. Яркая ЗИС-110 продолжила историю отечественного автопрома. Но после войны.

Описание конструкции

В основе конструкции автомобиля ЗИЛ-111 лежит рама, собранная из штампованных элементов сваркой или клепкой. Посередине расположен Х-образный усилитель, передние лонжероны имеют коробчатую конструкцию. Передние колеса лимузина установлены на независимой рычажной подвеске с двухсторонними амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Балка заднего моста установлена ​​на полуэллиптических рессорах с дополнительными амортизаторами.

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-111 оснащено гидроусилителем, в коробке передач установлена ​​катушка управления силовым цилиндром.

Тормозные механизмы всех колес лимузина барабанного типа с вакуумным усилителем в приводе. Механический стояночный тормоз.

Лимузин ЗИЛ-111 имеет закрытый 4-дверный кузов, внутри него 7 мест для пассажиров и водителя. Средний ряд, рассчитанный на 2 человек, можно сложить, что увеличивает доступное пространство для ног людей на заднем диване. Передний ряд сидений лимузина отделен от остального салона прозрачной перегородкой с возможностью опускания. Кузов автомобиля крепится к раме с помощью большого количества болтов и резиновых прокладок.

Лобовое и заднее стекла лимузина ЗИЛ-111 имеют панорамный вид, двери оснащены электростеклоподъёмниками. Дополнительная вентиляция салона автомобиля ЗИЛ-111 осуществляется через вращающиеся окна на передних дверях и сдвижные окна, расположенные в задних стойках крыши.

Для обеспечения комфорта используется кондиционер с кондиционером (модель ЗИЛ-111А).

Система отопления автомобиля состоит из двух независимых радиаторов, соединенных с системой охлаждения двигателя. Кондиционер, наполненный фреоном, расположен в багажнике. Агрегат оснащен индивидуальным вентилятором, нагнетание охлажденного воздуха в салон осуществляется через каналы, расположенные в углах задней верхней части кузова.

Автомобиль ЗИЛ-111 оснащался 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным двигателем с чугунным картером, объемом почти 6 литров, если быть точным — 5969 литров. Два ряда цилиндров расположены V-образно под углом 90⁰. Штампованный поддон крепится к плоскости, расположенной ниже оси коленчатого вала, что повышает жесткость конструкции.

Головки блоков изготовлены из алюминия, каждый цилиндр имеет по 2 клапана со штоковым приводом от общего распределительного вала, установленных в развале рядов цилиндров. Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют специальное покрытие.

Силовой агрегат автомобиля ЗИЛ-111 развивает мощность 200 л.с. (в некоторых источниках — 220 л.с.) при 4200 об/мин степень сжатия возрастала до 9,0, требовалось использование бензина с октановым числом не ниже 92.

Расход — 29/100. Запас топлива находится в баке емкостью 120 литров, который установлен в задней части кузова лимузина ЗИЛ-111. Для подачи топливной смеси используется 4-камерный карбюратор К-85, оснащенный автоматическим регулятором температуры на основе биметаллической пружины.

Состав смеси регулируется автоматически; чтобы запустить холодный двигатель, нужно просто повернуть ключ в замке зажигания. Выхлопные газы выпускаются по двум трубопроводам с индивидуальными глушителями.

ЗИЛ 111 Москва

Радиатор системы охлаждения автомобиля ЗИЛ-111 снабжен дополнительными медными полосами красного цвета, расположенными в районе вентилятора. Для увеличения потока воздуха, проходящего через соты, используется стальной диффузор. Жалюзи устанавливаются перед радиатором лимузина с автоматическим управлением от отдельного термостата. На корпусе помпы расположен дополнительный радиатор, служащий для охлаждения масла АКПП. В конструкции автомобиля ЗИЛ-111 предусмотрен отдельный радиатор для охлаждения масла.

Для изменения крутящего момента используется автоматическая коробка передач, состоящая из 1-ступенчатого гидротрансформатора и планетарной передачи, обеспечивающей 2 скорости переднего и заднего хода. Переключение ступеней осуществляется фрикционными механизмами с электрогидравлическим приводом.

Выбор режима движения осуществляется кнопочным переключателем, установленным на панели приборов.

Выходной вал коробки передач автомобиля ЗИЛ-111 и фланец заднего приводного вала соединены 2-мя карданными валами с дополнительной опорой. Торцевая часть переднего моста имеет скользящее шлицевое соединение. Главная пара гипоидного типа и 2 сателлита расположены внутри стальной балки моста. Колеса автомобиля ЗИЛ-111 оснащены декоративным хромированным капотом с вентиляционными лопастями, улучшающими охлаждение тормозов и бескамерными шинами размером 8,90*15.

ЗИС-115

Снова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей
И, наконец, ЗИС-115 — правительственная машина с бронезащитой

Если первый первоклассный бронеавтомобиль внешне ничем не отличался от серийного ЗИС-110 (разве что отсутствовали белые полосы по бокам, шины большего диаметра и мощная противотуманная фара, установленная по центру переднего бампера), то дизайн изменился кардинально.

Все узлы шасси были усилены за счет веса (шутки ли, 7 тонн!). Сцепление, коробка передач, задний мост, передняя и задняя подвески также подверглись реконструкции (по той же причине). ЗИС-115 имел более мощный (162 л.с.) двигатель с двумя карбюраторами.

Броню изготовил один из оборонных заводов. Все бронепанели были подвергнуты огневым испытаниям. Поскольку бронированных ЗИСов было немного (около 32 экземпляров), на всех частях кузова был выбит индивидуальный номер автомобиля.

Например, один из таких автомобилей был подарен главой атеистического государства Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Первому с формулировкой «За помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Игорь Курчатов (отец советской атомной бомбы) и Ким Ир Сен (основатель северокорейского государства, если что) тоже дослужились до ЗИСа).

Всего было издано 2072 экземпляра. Производство было прекращено в 1958 году. После передачи пальмы первенства ЗИЛу ЗИС-110 отправился на покой.

Трансмиссия

Коробка автомат с гидротрансформатором, двухступенчатая.

Передаточное число:

  • главная передача — 3,54;
  • первая скорость — 1,72;
  • вторая скорость — 1;
  • передача заднего хода — 2,39;
  • тип редуктора — планетарный;
  • переключение передач — кнопка, расположение слева от рулевой колонки.

двигатель зил 111

Силовая установка

Двигатель ЗИЛ-111 атмосферный, карбюраторный, работает на бензине АИ-93.

  • Общий объем цилиндров составляет 5969 куб.см.
  • Конфигурация — V8.
  • Количество цилиндров — 8.
  • Количество клапанов — 16.
  • Клапанный механизм — типа OHV.
  • Диаметр цилиндра — 100 мм.
  • Степень сжатия 9.
  • Ход поршня — 95 мм.
  • Система питания — карбюраторная К-85, четырехкамерная.
  • Мощность — 200 лошадиных сил.
  • Материал головок блока цилиндров — алюминий.
  • Блок цилиндров чугунный.

Внешнее сходство советских автомобилей с лучшими американскими моделями

ЗИЛ-111 на стоянке

Еще до начала Великой Отечественной войны советские автозаводы закупали лучшие образцы американского автопрома, пытаясь копировать их основные узлы. После войны, когда ленд-лизовская техника доказала свою надежность, этот процесс получил широкое распространение. С 1950 года ЗИЛ приобрел для исследований у американского автомобилестроения следующие модели:

  • Несколько Бьюиков разных годов выпуска;
  • Два Линкольна «Космополитен»;
  • Больше Кадиллаков;
  • Паккард;
  • Плимут;
  • Крайслеры различных модификаций.

Все эти элегантные экземпляры были тщательно изучены, после чего перевезены в США. В настоящее время сложно поверить, но послевоенные советские автомобили создавались с учетом последних тенденций мирового автомобилестроения.

Не думайте, что советские инженеры-конструкторы слепо копировали американские образцы, их пропорции и техническое оснащение могут быть совершенно другими. А вот что касается дизайна, то в облике ЗИЛ-11 сразу прослеживаются «фамильные» черты семейства лимузинов Packard».

Автомобили начали выпускать серийно в 1958 году, но в 1962 году было принято решение о их внешней модернизации. Новый ЗИЛ-111Г получил обновленный дизайн передней части кузова, который стал практически полной копией последних автомобилей Cadillac».

Космонавт спас лимузин

Водитель ГОН Илья Жарков был ранен, от чего через несколько дней скончался. Георгию Береговому, сидевшему рядом с водителем, удалось взять под контроль машину, а Василий Зацепилов, мотоциклист из почетного эскорта, сбил Ильина с ног, а стрелок был задержан.

Ильин был признан невменяемым. Почти четверть века он провел в закрытой психиатрической больнице, а после выписки поселился в Ленинграде.

Стрелял ЗИЛ-111Г, указывая точки попадания пуль.
Стрелял ЗИЛ-111Г, указывая точки попадания пуль.

Почему не погиб Брежнев?

Жертв можно было бы избежать, если бы ЗИЛ-111Г был бронирован. Но со времен Хрущева и почти до самой перестройки советских руководителей на бронетехнике не возили. Такой машины не было даже у Брежнева. И не только до, но и после покушения!

История спасения Генерального секретаря 22 января 1969 года до сих пор имеет несколько версий. По одной из них, узнав, что офицер с двумя пистолетами в Ленинграде 21 числа сбежал из воинской части, охранники для безопасности прямо на лету, незаметно для пассажиров, выстроили кортеж и поставили брежневский ЗИЛ в середину колонны. По другой версии, Брежнева ввели в Кремль через Спасские ворота, минуя Боровицкие ворота.

Генеральный секретарь Брежнев в автомобиле ЗИЛ-111Д с откидным верхом.
Генеральный секретарь Брежнев в автомобиле ЗИЛ-111Д с откидным верхом.

ЗИЛ-111: технические характеристики

Ходовые и скоростные характеристики автомобиля соответствовали нормам, принятым для служебного транспорта, обслуживающего общественные структуры. В конструкции ЗИЛ-111 просматривалось внешнее оснащение американских моделей среднего класса, большие окна, плавниковидные задние крылья, низкая посадка и небольшие несоответствия в соотношении ширины автомобиля к его высоте. Шасси было рамным, так как удлиненная колесная база требовала повышенной прочности, которую не мог обеспечить несущий кузов.

Габаритные и весовые параметры:

  • длина автомобиля – 6140 мм;
  • высота — 1640 мм;
  • ширина — 2040 мм;
  • передняя колея – 1570 мм;
  • задняя колея – 1650 мм;
  • колесная база – 3760 мм;
  • дорожный просвет – 210 мм;
  • снаряженная масса – 2605 кг;
  • емкость топливного бака – 120 литров.

зил 111 Москва

Настоящий дебют

Но Ростков не учел одного важного момента: конструкция, которую он взял за основу, тоже устарела. А в Америке от него в то время уже отказались, мода менялась быстро. Следовательно, советский премиальный автомобиль для правящей элиты устарел еще до своего появления.

За короткое время было собрано несколько экземпляров «Москвы», которые демонстрировались на различных выставках. Но творение Росткова никто не оценил. И тогда правительство объявило конкурс на дизайн автомобиля премиум-класса. Вариантов было много, но в финал вышли Лев Еремеев (конструктор Горьковского предприятия, создававший облик Волги и Чайки) и тот же Ростков.

Оба претендента изготовили пластиковые модели своих автомобилей и представили их жюри. Выбор был сделан в пользу Еремеева и его 111-го ЗИЛа. А Ростков тогда написал заявление об увольнении по собственному желанию.

ЗИЛ-111 - Каменный лес Каменный лес

В 1958 году началось мелкосерийное производство нового автомобиля представительского класса. ЗИЛ-111 оказался поистине впечатляющим автомобилем. Длина составляла 6140 мм, ширина — 2040 мм и высота — 1640 мм. Дорожный просвет был не хуже, чем у современных полноценных внедорожников – 180 мм. Изначально планировалось, что для создания автомобиля должна использоваться платформа «американца», на которую просто «повесить» новый кузов. Но инженеры просчитались, силовой агрегат был настолько большим, что просто никуда не помещался.

И специально для автомобиля был создан двигатель ЗИЛ-111 V8 рабочим объемом шесть литров мощностью 200 л.с. (ЗИС-110 выдавал 140 л.с.). Он шел в паре с 2-ступенчатой ​​автоматической коробкой передач. А автомобиль массой более 2,6 тонн может разогнаться до 100 км/ч за 23 секунды. Максимальная скорость составляла 170 км/ч. При этом у 111 был задний привод. Так как автомобиль характеризовался довольно высоким расходом топлива (около 29 литров на 100 километров в смешанном цикле), его оснастили внушительным 120-литровым топливным баком.

ЗИЛ-111 - Каменный лес Каменный лес

Ходовая часть

Автомобили ЗИЛ-111 рассчитаны на малые скорости. По своему назначению автомобили будут двигаться в составе правительственного кортежа по городу, выезжать на Красную площадь в праздничном параде 9 мая, представлять на встрече высоких гостей в аэропорту. Использование автомобиля ограничено.

Тем не менее, ходовая часть машины имеет колоссальный запас прочности. Этот потенциал необходим для того, чтобы транспорт, который обслуживает первых людей в государстве, не подвел, не подвел и не вышел из строя в самый неподходящий момент. Рамное шасси прочного автомобиля имеет переднюю независимую подвеску многорычажной конструкции с поперечной балкой, стальными рессорами и усиленными гидравлическими амортизаторами.

Задняя подвеска опирается на полуэллиптические рессоры, также с гидравлическими амортизаторами. Задний мост, снабженный планетарной передачей с дифференциалом, неразрезной конструкции, соединен с коробкой передач через двухсекционный карданный вал. Гипоидная зубчатая пара обеспечивает тихую работу всей задней подвески. Ходовую часть слышно было только при движении задним ходом.

Как готовилось покушение

Днем ранее, 21 января 1969 года, лейтенант Ильин, вооруженный двумя боевыми пистолетами, пропал из воинской части в Ленинграде. Злоумышленнику удалось благополучно долететь до Москвы. В столице он украл у дяди милиционера форму: фуражку и шинель. Он переоделся и отправился утром 22 января к Боровицким воротам Кремля — убить генсека Брежнева, который, по мнению Ильина, нарушил советскую конституцию.

За рулем

Ильин прорвался через милицейское оцепление у Кремля. Здесь ему снова повезло — Ильин случайно оказался между двумя взводами. Поэтому он не привлекал к себе внимания — его не знали ни в том, ни в другом взводе. Когда кортеж въехал в Боровицкие ворота, Ильин, уверенный, что Брежнева везут в первом лимузине, открыл огонь с двух рук. Ему удалось выстрелить шестнадцатью пулями, одиннадцать из которых попали в первую машину колонны.

А летали на этом ЗИЛ-111Г космонавты Алексей Леонов, Андриан Николаев, Георгий Береговой и Валентина Терешкова. Их посадили в «генсековский» лимузин из-за холодной зимней погоды. Обычно космонавтов перевозили по городу на открытых ЗИЛ-111Д.

Кортеж космонавтов на Ленинском проспекте, 22 января 1969 года.
Кортеж космонавтов на Ленинском проспекте, 22 января 1969 года.

Читайте также: Подводная лодка «Комсомолец» причины трагедии, тайна гибели

ЗИС-110

Снова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей

Все продолжилось в 1944 году, когда инженеры ЗИСа приступили к проектированию новой модели автомобиля представительского класса. За дело взялись основательно: руководитель проекта Б. Фиттерман знал, какая ответственная задача ему поручена и какие результаты ожидаются наверху.

Инженеры сталинского завода знали о любви Джугашвили к американским автомобилям. Поэтому было решено взять за основу Packard в 180 кузове 1941 года. На первый взгляд новый советский представительский автомобиль оказался похож на зарубежный аналог. Но только на первый взгляд.

Отечественные автопроизводители внесли ряд как визуальных, так и технических изменений (также была разработана бронированная версия, но об этом ниже). Подножки спрятаны под дверью, задняя часть кузова заменена запасным колесом. И да, можно сказать, что кузов новой машины был полностью спроектирован и подготовлен в стране (раньше друзья из Америки помогали с дизайном советским конструкторам того времени).

Поскольку Сталин лично руководил проектом, разработка велась очень быстро. В июле появился на свет первый образец ЗИС-110.

Характеристики

Новый ЗИС, как и его предшественник, был рассчитан на 7 мест. Восьмицилиндровый двигатель разгонял шестиметровый автомобиль до 100 км/ч за 28 секунд. Двигатель нового ЗИСа (мощность 140 л.с при 3600 об/мин) до 1950 года считался самым мощным двигателем советского производства.

Конструкторы постарались на славу: двигатель работал тихо и ровно. Максимальная скорость составляет 140 км/ч. Масса — 2575 кг (полная — 3335 кг). Ширина — 1960 мм. Высота — 1730 мм. Расход топлива — 28,0 л на 100 км.

Коробка передач располагалась на рулевой колонке. Коробка механическая, трехступенчатая. На приборной доске располагались спидометр, указатель уровня топлива, термометр, амперметр, указатель давления масла, контрольные лампы левого и правого указателей поворота, дальнего света и зажигания.

В кабине имелись радио, прикуриватель, часы, обогреватель.

Модернизация 110-го

Для нужд скорой помощи был разработан ЗИС-110А. Эта модификация отличалась тем, что имела фонарь с красным крестом над лобовым стеклом, откидывающийся вверх люк в задней части кузова, специальную аптечку и выдвижные носилки в салоне.

Снова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей
ЗИС-110Б — фаэтон со складной матерчатой ​​крышейСнова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей
ЗИС-110В — кабриолет, выпущено всего три штукиСнова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей
ЗИС-110Ш — опытный полноприводный автомобиль. Было изготовлено четыре экземпляра, которые впоследствии были уничтожены, но дали жизнь полноценному полноприводному ЗИС-110ПСнова в СССР: 5 самых роскошных советских автомобилей
ЗИС-110Ш — штабной автомобиль

Сравнение с аналогами

Ближайшими конкурентами советскому лимузину ЗИЛ-111 были американские автомобили. Так длиннобазный Cadillac Series 75 1959-60 модельного года оснащался 6,4-литровым 8-цилиндровым бензиновым двигателем и 4-ступенчатой ​​гидравлической трансмиссией. Преимуществом американской техники было ежегодное обновление конструкции и силового агрегата, советский автопром не мог позволить себе такой роскоши.

Колесная база и т.д. 3760 3805 3277
Длина и т д 6140 6218 5768
Ширина и т д 2040 2029 2035
Высота и т.д. 1640 1506 1440
Собственная масса, кг 2450 2600 2500
Максимальная скорость, км/ч 170 Нд Нд

Автомобили Chrysler Imperial 2-го поколения были представлены в 1956 году и оснащались 2- и 4-дверными кузовами седан или хардтоп. В качестве силовых агрегатов использовались классические американские «биг-блоки» объемом от 6,4 до 7,5 литров. На «имперцах» устанавливалась 3-ступенчатая коробка передач, конструктивно близкая к той, что используется на ЗИЛ-111. Вообще говоря, продукция Chrysler бюджетнее по сравнению с Cadillac. При этом внешний вид Imperial менялся каждый год.

Автомобиль ЗИЛ-111

Автомобиль ЗИЛ-111 стал первым мелкосерийным представительским лимузином завода имени Лихачева. Предыдущие машины ЗиС-101 и 110 строились тысячами, а новая техника строилась вручную в единичных экземплярах. При этом никаких «гражданских» вариантов конструкция лимузина не предусматривала, тот же ЗиС-110 поставлялся для нужд таксопарков и станций скорой помощи».

До наших дней сохранилось множество экземпляров ЗИЛ-111, в том числе два парадных кабриолета 111В, которые использовались по прямому назначению в Киргизии еще в 2015 году.

Многие технические решения, заложенные в конструкцию лимузина, были использованы при создании следующего поколения ЗИЛ-114, не имевшего внешнего сходства ни с одним зарубежным прототипом.

Особенности конструкции ЗИЛ-111

Бампер задний ЗИЛ-111

Попытка создать обновленный ЗИС-110 в 1956 году позорно провалилась. И дело даже не в том, что база и техническое оснащение автомобиля остались на прежнем уровне. Просто новый кузов оказался совершенно неопределенным, что и предопределило его дальнейшую судьбу. Группа конструкторов завода имени Лихачева во главе с Островцовым решила полностью воссоздать не только кузов, дизайн которого разработал Еремеев, но и всю техническую часть лимузина.

Новый ЗИЛ-111, появившийся в 1958 году, полностью отличался от модели предыдущего поколения. Для стандартного советского человека дизайн лимузина был чем-то невероятным. Но дипломаты, которым приходилось бывать в США, безошибочно узнавали в нем паккардовского «карибца». ЗИЛ-111 получил мощный шестилитровый двигатель вместе с автоматической коробкой передач. Так как лимузин не должен был обладать характеристиками гоночного автомобиля, передач было всего три: две вперед и одна назад.

Оснащение автомобиля, выпущенного в конце 1950-х годов, поражает и сегодня:

  • Стекла с электроподъемниками;
  • Обычный кондиционер (с 1959 г);
  • Аудиосистема, представляющая собой радиоприемник с функцией автоматической настройки. Особенностью этой системы была возможность управления с заднего сиденья;
  • Усилитель руля.

Конструкторы основательно поработали с тормозной системой автомобиля. Теперь водителю не приходилось прилагать больших усилий, нажимая на педаль. Вакуумный усилитель сделал нажатие на педаль тормоза легким и легким.

ЗИЛ-111 получился очень комфортным, но цена и конструктивные особенности не облегчили его изготовление. Автомобиль выпускался четыре года.

Различные модификации лимузина ЗИЛ-111

Модификация ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 в исходном виде выпускался до 1962 года. Начиная с этого года, в течение следующих четырех лет выпускалась модификация ЗИЛ-111Г. Этот автомобиль был создан благодаря стремительно развивающемуся североамериканскому автопрому. В начале 1960-х в США вошли в моду автомобили с обилием хромированных деталей и массивными решетками воздухозаборников.

Обновленный ЗИЛ получил следующие изменения:

  • Новая форма лобового стекла;
  • Задние фонари круглые;
  • Списки новой формы;
  • Более мощный двигатель с высоким крутящим моментом.

Кабриолет также выпускался на базе обновленного лимузина. Они получили индекс ЗИЛ-111Д. Первый кабриолет сделали через полгода после дебюта обновленной модели. Через несколько месяцев этот автомобиль был подарен Фиделю Кастро, приехавшему в Москву с дружественным визитом. Ключи от машины кубинскому лидеру передал сам Никита Сергеевич Хрущев.

Через некоторое время было собрано несколько открытых ЗИЛ-111Д, четыре из них предназначались для торжественных военных парадов. Публика смогла увидеть эти машины только в 1967 году, когда отмечали 50-летие революции. До этого в них просто не было необходимости, так как в ходу были более ранние модификации кабриолета, которые эксплуатировались несколько раз в год и находились в идеальном состоянии.

По официальным данным, за все время производства ЗИЛ-111 было собрано около 115 автомобилей. Сколько из них сохранилось до наших дней, неизвестно. В продаже они появляются очень редко, но цена может доходить до 100 000 долларов.

Применение

Лимузины ЗИЛ-111 использовались в качестве государственных автомобилей для перевозки первых лиц СССР и высокопоставленных иностранных делегаций. Кабриолеты использовались во время парадов, а также во время различных торжественных мероприятий. Так полувагон ЗИЛ-111В был транспортом для первого космонавта Ю.А. Гагарин — на этой машине его везли из аэропорта в Кремль.

ЗИЛ-111 фото

Часть автомобилей была передана союзникам Советского Союза, так у кубинского лидера Ф. Кастро был кабриолет ЗИЛ-111В, подаренный тогдашним руководителем страны Н.С. Хрущевым. Как минимум одна машина находилась в ГДР и обслуживала лидера ГДР Эриха Хонеккера. Вышедшие из употребления лимузины доставляли во дворцы бракосочетаний, где они использовались в начале 80-х годов.

С лимузином ЗИЛ-111 тесно связан микроавтобус ЗИЛ-118, который был попыткой сделать производство государственных автомобилей прибыльным.

В автобусе использовались силовой агрегат и коробка передач от легкового автомобиля, кузов имел полностью оригинальную конструкцию. В серию машина так и не пошла, но строилась в единичных экземплярах до начала 90-х годов.

Еще одной оригинальной разработкой на узлах лимузина ЗИЛ-111 стал 2-местный спортивный автомобиль ЗИЛ-112С, собранный в 1962 году. Первая версия оснащалась кузовом из стеклопластика и бензиновым двигателем повышенной мощности (за счет степени сжатия).

ЗИЛ 112 спортивный
ЗИЛ 112 спортивный

Затем кузов сменили на алюминиевую конструкцию, которая изначально устанавливалась на втором прототипе. Машины использовались в соревнованиях союзного уровня до начала 70-х годов. До наших дней сохранился экземпляр гоночного автомобиля ЗИЛ-112С, находящийся в Риге.

Радикальная модернизация

Модификация ЗИЛ-111Г была самой заметной по кардинальным изменениям. Автомобиль отличался двойными фарами спереди, стильными круглыми задними фонарями, стрельчатыми хромированными полосами по бокам и новой никелированной решеткой радиатора. Изменился интерьер, в салоне появился полускрытый кондиционер нового поколения. В результате трансформации автомобиль стал тяжелее на 210 килограммов и длиннее на 5 сантиметров.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector