- Потопленные суда
- Гиперзвуковые крылатые ракеты: Россия близка к успеху, про США неизвестно
- Самые известные факты о секретном оружии России Ю-71
- История
- Командиры
- Флотилии
- История службы
- Волчьи стаи
- Атаки и происшествия
- История развития гиперзвукового оружия
- Гиперзвуковая авиация: американский разведчик SR-72 появится не раньше 2030 года
- Хитроумная боеголовка
- Преимущества и недостатки в случае космических аппаратов
- Этап возвращения
- Стоимость
- Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке
- Ю-71: что известно на сегодняшний день
- Оружие как инструмент политической борьбы
- Конкуренты Ю-71
- Военная тайна. Испытания Ю-71, Сирия. Репортаж.
- Заявления
- Удар с орбиты
- Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке
- Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке
- Проекты других стран
Потопленные суда
Дата | Тип | Принадлежность | Дата | Тоннаж (брт) | Груз | Судьба | Место |
Ранджа | танкер | Норвегия Норвегия | 17 марта 1941 г. 17 марта 1941 г | 063556 355 | бензин | пониженный | 38°00′ с.ш. 65°20′ з.д. / 38.000° с.ш. 65.333°W д. / 38.000; -65.333(G) |
Окмар | грузовое судно | США США | 1941-03-2020 март 1941 г | 057665 766 | марганцевая руда, каучук, мешковина | пониженный | 36°22′ с ш. 68 ° 50′ з.д. / 36,367 ° с.ш. 68,833°з.д./36,367; -68.833(G) |
Дикси Эрроу | танкер | США США | 1941-03-26 26 марта 1941 г | 080468 046 | 2318 тонн сырой нефти | пониженный | 34°55′ с ш. 75 ° 02′ з.д. / 34,917 ° с.ш. 75,033° шир д. / 34,917; -75.033(G) |
Сан-Херардо | танкер | Великобритания Великобритания | 31 марта 1941 г. 31 марта 1941 г | 01291512 915 | 17 000 тонн нефти | пониженный | 36°00′ с.ш. 67°00′ з.д. / 36.000° с.ш. 67 000° з д. / 36 000; -67,000 (G) |
Истмур | грузовое судно | Великобритания Великобритания | 1941-04-11 апреля 1941 г | 058125 812 | 7 500 тонн генеральных грузов | пониженный | 37°33′ с ш. 68°18′ з.д. / 37,550° с.ш. 68.300° Ш д. / 37.550; -68.300 (G) |
Гиперзвуковые крылатые ракеты: Россия близка к успеху, про США неизвестно
Крылатые ракеты — еще одно важное направление гиперзвукового оружия. Они могут быть разных типов — противокорабельные, авиационные и т.д.
Что касается Соединенных Штатов, то страна добилась определенного прогресса в этой области. Внимание следует обратить на два проекта. Первым был Х-43А. Эта экспериментальная крылатая ракета развивала огромную скорость 9,65 Маха (1 Мах = 1 скорость звука) на высоте около 30 километров. Однако ракетный двигатель работал всего ок. 10 секунд, так что продукт был чистым испытательным стендом. На работы было выделено 230 млн долл.
Второй проект — X-51 WaveRider — прототип гиперзвуковой крылатой ракеты, более близкий к реальному боевому образцу. Всего было проведено 4 испытательных пуска ракеты, обнародована видеозапись с последнего из них. На последнем испытании в 2013 году Х-51 пролетел 426 километров, развив скорость 5,1М (6100 км/ч) на высоте около 18 километров.
Создание этого прототипа крылатой ракеты продемонстрировало, что США получили технологии, обеспечивающие устойчивый гиперзвуковой полет на достаточно большие расстояния. Однако Х-51 не имела системы наведения и не предназначалась для нанесения ударов — ракета представляла собой «летающую лабораторию» для отработки технологий. За 8 лет из военного бюджета на WaveRider было выделено 300 миллионов долларов, из них 520 миллионов долларов было инвестировано в два исследовательских проекта.
Другой информации об американских ракетных проектах нет, поэтому судить о том, насколько США близки к созданию настоящей боевой гиперзвуковой крылатой ракеты, пока невозможно. Стоит отметить, что самой сложной технической задачей является именно реализация целеуказания на столь высоких скоростях — плазменное облако мешает работе приборов и экранирует сигналы тех же навигационных спутников GPS. Американские прототипы еще даже не пытались решить эту проблему.
В России работа над гиперзвуковыми крылатыми ракетами идет полным ходом. Судя по всему, ближе всего к серийному образцу подошла ПКР «Циркон». По разным оценкам, он будет развивать скорость до 5-6М (6-7 тыс км/ч), а поражать цели на расстоянии до 400 километров. Не так давно было объявлено, что российские тяжелые крейсера проекта 1144 «Орлан» могут получить это оружие к 2021 году.
Это соответствует срокам, данным начальником КТРВ Борисом Обносовым (эта компания участвует во всех гиперзвуковых ракетных проектах российского Федерация) — по его словам, гиперзвуковое оружие следует ожидать на вооружении российской армии в начале российской армии. 2020-е годы.
Конечно, учитывая сложность задачи, сроки могут быть немного сдвинуты, но середина 2020-х почти наверняка будет «гиперзвуковой».
Сколько будут стоить такие ПКР, опять же оценить очень сложно. Например, российская экспортная сверхзвуковая противокорабельная ракета П-800 «Яхонт» стоит около 5-6 миллионов долларов. Для российской армии ценник будет примерно в 2 раза ниже. Логично предположить, что «Циркон», даже с учетом его превосходства над предшественниками, не будет закуплен, если его цена превысит 10 млн долларов за ракету (даже такая стоимость очень высока).
Еще один проект, который вообще находится на завершающей стадии испытаний, — крылатая ракета Х-32. Она сможет развивать скорость 4-5М — это можно считать порогом для гиперзвука. Большая часть полета ракеты проходит на высоте 40 километров (там меньше сопротивление воздуха, а значит и нагрев), после чего она пикирует к цели.
Максимальная дальность пуска оценивается в 1000 километров. Принятие Х-32 на вооружение на порядок повысит возможности дальних бомбардировщиков Ту-22М3М (они являются основным носителем этой ракеты). Финансовая составляющая этого проекта примерно эквивалентна Циркону. Не исключено, что ведутся работы и над другими проектами, но информации о них на данный момент нет.
Самые известные факты о секретном оружии России Ю-71
Скрытный планер Ю-71, являющийся частью российской программы создания сверхзвуковых ракет, способен долететь до Нью-Йорка за 40 минут. Хотя официально эта информация не подтверждена, исходя из того, что российские сверхзвуковые ракеты способны развивать скорость свыше 11,00 км/ч, такие выводы можно сделать.
Согласно той немногочисленной информации, которую о нем можно найти, планер Ю-71 способен:
- Летать со скоростью более 11 000 км/ч;
- Обладает невероятной маневренностью;
- Может планировать;
- Во время полета он может уйти в космос.
Хотя испытания еще не завершены, все указывает на то, что к 2025 году Россия может иметь этот сверхзвуковой планер, вооруженный ядерными боеголовками. Такое оружие могло бы появиться практически в любой точке мира в течение часа и нанести точечный ядерный удар.
Дмитрий Рогозин заявил, что российская оборонная промышленность, которая была самой развитой и передовой в советское время, сильно отстала в гонке вооружений в 1990-х и 2000-х годах. За последнее десятилетие российская армия начала возрождаться. На смену советской технике приходят современные высокотехнологичные образцы, а вооружение пятого поколения, «закрепившееся» в конструкторских бюро в виде бумажных проектов с 1990-х годов, начинает обретать достаточно специфические формы.
По словам Рогозина, новое российское оружие может удивить мир своей непредсказуемостью. Под непредсказуемым оружием, скорее всего, подразумевался планер Ю-71, вооруженный ядерными боеголовками.
Хотя этот аппарат разрабатывался как минимум с 2010 года, информация об испытаниях дошла до военных США только в 2015 году. Пентагон впал из-за этого в полное отчаяние, ведь когда речь заходит о применении Ю-71, вся ракета система обороны, которая установлена по периметру территории России, совершенно бесполезна. Кроме того, сами США становятся беззащитными перед этим секретным ядерным планером.
Ю-71 способен не только наносить ядерные удары по противнику. Благодаря наличию мощной современной системы радиоэлектронной борьбы планер способен за несколько минут, пролетая над территорией США, вывести из строя все станции обнаружения, оснащенные электронным оборудованием.
Если верить сообщениям НАТО, с 2020 по 2025 год в российской армии может появиться до 24 единиц типа Ю-71, все они способны незаметно пересечь границу противника и несколькими выстрелами уничтожить целый город.
История
Заказ на постройку подводной лодки был отдан 25 января 1939 г. Лодка заложена 21 декабря 1939 г на верфи Germaniawerft в Киле под строительным номером 618, спущена на воду 31 октября 1940 г. Лодка вступила в строй 14 декабря 1940 г под под командованием капитан-лейтенанта Вальтера Фласенберга.
Командиры
- 14 декабря 1940 г. — 3 июля 1942 г. Капитан корвета Уолтер Фласенберг
- 3 июля 1942 г. — 1 мая 1943 г. Хардо Родлер фон Ройтберг
- июль 1943 г. — май 1944 г. Оберлейтенант цур се Уве Кристиансен
- 1 июля — июль 1943 г. Эрих Кремль
- май — 7 июня 1944 г. Оберлейтенант zur se Курт Хартманн
- 8 июня 1944 г. — 27 февраля 1945 г оберлейтенант цур Зе Эмиль Ранзау
Флотилии
- 14 декабря 1940 г. — 31 мая 1941 г. — 7-я флотилия (учебная)
- 1 июня 1941 г. — 31 мая 1943 г. — 7-я флотилия
- 1 июня 1943 г. — 30 июня 1944 г. — 24-я флотилия (учебная)
- 1 июля 1944 г. — 1 февраля 1945 г. — 22-я флотилия (учебная)
История службы
Лодка совершила 10 боевых походов. Она потопила 5 кораблей общим водоизмещением 38 894 брутто-тонны. Она была потоплена 2 мая 1945 года в Вильгельмсхафене в рамках операции «Регенбоген».
Волчьи стаи
U-71 входила в состав следующих «волчьих стай»:
- Вольф 13 июля — 21 июля 1942 г
- Штейнброк 1 августа — 7 августа 1942 г
- Вейльхен, 24 октября — 6 ноября 1942 г
- Фальке 31 декабря 1942 г. — 22 января 1943 г
- Ландскнехт 22 января — 28 января 1943 г
- Адлер 8 апреля — 12 апреля 1943 г
Атаки и происшествия
- 25 июня 1941 года британский корвет HMS Gladiolus заметил на поверхности лодку, пытавшуюся проникнуть в центр конвоя, и заставил ее совершить аварийное погружение. Затем Gladiolus сбросил 30 глубинных бомб за 5 проходов, корвет HMS Nasturtium сбросил 6 глубинных бомб. Поврежденная лодка всплыла и предприняла попытку уйти от преследования в надводном положении. Ей удалось уйти, но по крайней мере один снаряд «Гладиолуса» попал в боевую рубку подводной лодки.
- 26 октября 1941 г при атаке конвоя HG-75 катер безуспешно атаковал сторожевой корабль веером из четырех торпед. Ответная атака глубинным ударом продолжалась семь часов. Для устранения полученных повреждений U-71 была вынуждена вернуться на базу.
- 30 ноября 1941 года в Бискайском заливе, западнее Нанта, Франция, в районе с координатами 46°55′ с.ш. 07°16′ з.д. / 46,917° с.ш. 7,267°W д. / 46,917; -7.267 (G) (Z) U-71 была атакована глубинными бомбами с британского самолета класса Whitley. Ранее считалось, что U-206 была потоплена в результате этой атаки.
- 5 июня 1942 года U-71 была атакована глубинными бомбами и пулеметным огнем австралийского самолета «Сандерленд». Лодка затонула и вернулась в Ла-Палис. После устранения повреждений через неделю вышла в море. Патрулирующий Сандерленд был атакован немецким Focke-Wulf Fw-200. Оба самолета получили повреждения.
- 12 апреля 1943 г эсминец, охранявший конвой ОН-176, артиллерийским огнем заставил лодку затонуть и сбросил на нее 38 глубинных бомб. Повреждений практически не было, но лодка находилась под водой ок. 6 часов и потерял связь с конвоем.
- 17 апреля 1943 года встретились два одиночества: U-631 столкнулась с U-71 посреди Северной Атлантики. Обе лодки получили повреждения, а U-71 даже была вынуждена вернуться на базу. После ремонта использовалось как учебный зал.
История развития гиперзвукового оружия
Первые испытания летательных аппаратов, способных летать со скоростью, превышающей скорость звука, начались в 50-х годах 20 века. Это произошло из-за эпохи холодной войны, когда две сильнейшие сверхдержавы мира (США и СССР) пытались перещеголять друг друга в гонке вооружений. Первой советской разработкой в этой области стала спиральная система. Это был небольшой орбитальный самолет, и он должен был соответствовать следующим параметрам:
- Система должна была превосходить американский X-20 «Dyna Soar», который представлял собой аналогичный проект;
- Гиперзвуковой самолет-носитель должен был развивать скорость около 7000 км/ч;
- Система должна была быть надежной и не разваливаться при перегрузке.
Несмотря на все старания советских конструкторов, характеристики гиперзвукового транспортного самолета даже близко не приблизились к заветному скоростному показателю. Проект пришлось закрыть, так как система даже не взлетела. К большому удовольствию советского правительства, американские испытания также провалились. В то время мировая авиация была еще бесконечно далека от скоростей, в несколько раз превышающих скорость звука.
Гиперзвуковая авиация: американский разведчик SR-72 появится не раньше 2030 года
Еще одна категория перспективного гиперзвукового оружия — авиация. Он может быть как пилотируемым, так и беспилотным. Учитывая, что присутствие пилота заранее увеличивает вес и ухудшает аэродинамику самолета, а управление машиной на гиперзвуковых скоростях будет чрезвычайно сложной задачей, пока единственный проект в этой категории разрабатывается в беспилотной конфигурации. Речь идет об американском беспилотном разведчике SR-72, о работе над которым объявил в этом году промышленный гигант Lockheed Martin.
Задача поставлена очень сложная — самолет должен летать со скоростью до 6М, при этом первый прототип, являющийся демонстратором технологий, взлетит в 2023 году (до этого момента планируется потратить около 1 миллиарда долларов) и Соединенные Штаты хотят использовать готовый продукт к 2030 году.
Конечно, говорить о сроках и точных оценках, когда речь идет о подобных проектах, очень сложно — многое будет зависеть от успешности испытаний и финансирования (возможен и совсем неудачный сценарий). В настоящее время SR-72 — единственный разрабатываемый гиперзвуковой самолет, о котором есть хоть какая-то информация.
Что же касается гиперзвуковых штурмовиков, то их создание представляет собой еще более сложную задачу, поскольку возникают такие трудности, как отделение вооружения от носителя на больших скоростях, повышенная масса самолета и т д. Более простой и оптимальный выбор на данном технологическом уровне — оснащение традиционными дозвуковые или сверхзвуковые бомбардировщики с гиперзвуковыми крылатыми ракетами большой дальности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Россия уж точно не отстает в «гиперзвуковой гонке», более того, судя по имеющейся информации, занимает лидирующие позиции. Это может показаться удивительным, но этому факту способствует большое научное отставание в этой области, доставшееся в наследство от СССР.
Однако определенные успехи в гиперзвуке есть и у США, и отсутствие информации о новых проектах может свидетельствовать о том, что работы ведутся тайно. В любом случае мир приблизился к новым скоростям, которые сделают баланс сил на планете более шатким. Что касается гиперзвуковой авиации, в том числе и гражданской, то ожидать ее появления в ближайшие 15-20 лет точно не стоит.
Пока что «гиперзвуковая гонка» не несет финансового риска для участников, так как дело еще не дошло до производства серийных образцов и попыток обогнать соперника по численности на вооружении. А суммы, выделенные США и Россией, вполне укладываются в существующие оборонные бюджеты. Для США потраченные за эти годы на «гиперзвук» 2 миллиарда — это мизерная сумма (при годовом военном бюджете около 600 миллиардов долларов).
Например, на заведомо бесперспективный проект лазера противоракетной обороны Boeing YAL-1 было потрачено 5 миллиардов долларов, после чего проект был закрыт. Россия тоже достаточно жестко относится к такому порядку сумм, особенно с учетом заинтересованности страны в развитии ударных комплексов для противодействия развертываемой США глобальной ПРО.
Хитроумная боеголовка
Первые сведения о выводе изделия Ю-71 (как его обозначают на Западе) на низкую околоземную орбиту ракетой РС-18 «Стилет» и его возвращении в атмосферу появились в феврале 2015 года позиционный район Домбровского соединения 13-й ракетной дивизии РВСН (Оренбургская область). Также сообщается, что к 2025 году дивизия получит 24 изделия Ю-71 для оснащения уже новых ракет «Сармат». Изделие Ю-71 в рамках проекта 4202 также создавалось НПО Машиностроения с 2009 года.
Изделие представляет собой сверхманевренную боевую часть ракеты, способную планировать со скоростью 11 000 км/ч. Он может выходить в ближний космос и поражать оттуда цели, а также нести ядерный заряд и оснащаться системой радиоэлектронной борьбы. В момент входа «пикировать» в атмосферу скорость может быть 5000 м/с (18000 км/ч) и по этой причине Ю-71 имеет защиту от перегрева и перегрузок, и может легко менять направление полета без уничтожается.
Изделие Ю-71, обладающее высокой маневренностью на гиперзвуковых скоростях по высоте и курсу и летящее по небаллистической траектории, становится недосягаемым для любой системы ПВО. Кроме того, боевая часть управляема, благодаря тому, что имеет очень высокую точность попадания: это также позволит использовать ее в неядерном высокоточном варианте. Известно, что в течение 2011-2015 годов было произведено несколько пусков. Предполагается, что изделие Ю-71 поступит на вооружение в 2025 году и будет оснащено МБР «Сармат».
Преимущества и недостатки в случае космических аппаратов
Преимущество гиперзвукового самолета, такого как Х-30, заключается в устранении или уменьшении количества переносимого окислителя. Например, внешний бак космического корабля МТКК при запуске содержит 616 тонн жидкого кислорода (окислитель) и 103 тонны жидкого водорода (горючее). Этот космический шаттл весит при посадке не более 104 тонн. Таким образом, 75% всей структуры составляет транспортируемый окислитель.
Устранение этой лишней массы должно облегчить судно и, как мы надеемся, увеличить долю полезной нагрузки. Последнее можно считать главной целью изучения ГПВРД, наряду с перспективой снижения стоимости доставки грузов на орбиту.
Но есть определенные недостатки:
- Низкая тяговооруженность
Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) отличается очень высокой тяговооруженностью (до 100:1 и более), что позволяет ракетам достигать высоких характеристик при доставке полезного груза на орбиту. Наоборот, отношение тяги ГПВРД к его массе составляет ок. 2, что означает увеличение доли двигателя в массе РН (без учета необходимости уменьшения этой величины как минимум в четыре раза из-за отсутствия окислителя). Кроме того, наличие нижнего предела скорости для ГПВРД и падение КПД с ростом скорости определяет необходимость применения на таких космических системах ЖРД со всеми их недостатками.
- Необходимость дополнительных двигателей для выхода на орбиту
Гиперзвук имеет теоретический диапазон рабочих скоростей от 5-7 М до первой космической скорости 25 М, но как показали исследования в рамках проекта Х-30, верхний предел задается возможностью сгорания топлива при прохождении расход воздуха и составляет ок. 17 М. Таким образом, требуется еще одна дополнительная система реактивного разгона в нерабочем диапазоне скоростей. Поскольку необходимая разница в скоростях пополнения незначительна, а доля ПН в стартовой массе гиперзвукового самолета велика, вполне приемлемым вариантом является использование дополнительных ракетных ускорителей различных типов.
Противники исследований ГПВРД утверждают, что какие-либо перспективы для этого типа летательных аппаратов могут проявиться только для одноступенчатых космических систем. Сторонники этих исследований утверждают, что варианты многоступенчатых систем с использованием ГПВРД также оправданы.
Этап возвращения
Потенциально нижнюю часть теплозащитного экрана гиперзвукового космического корабля нужно было бы удвоить, чтобы вернуть аппарат на поверхность. Использование абляционного покрытия может означать потерю после выхода на орбиту, активная тепловая защита с использованием топлива в качестве охлаждающей жидкости требует, чтобы двигатель функционировал.
Стоимость
уменьшение количества топлива и окислителя в случае гиперзвуковых аппаратов означает увеличение доли стоимости самого аппарата в общей стоимости системы. На самом деле стоимость одного ГПВРД может быть очень высока по сравнению со стоимостью топлива, потому что стоимость космической техники как минимум на два порядка выше, чем стоимость жидкого кислорода и баков.
Таким образом, аппараты с ГПВРД наиболее оправданы как многоразовые системы. Можно ли повторно использовать оборудование в экстремальных условиях гиперзвукового полета, не совсем ясно — все спроектированные до сих пор системы не предусматривали возврат и повторное использование.
Окончательная стоимость такого устройства является предметом бурных дискуссий, ведь сейчас нет однозначной уверенности в перспективности подобных систем. По-видимому, для экономической обоснованности гиперзвуковой аппарат должен иметь большую полезную нагрузку по сравнению с ракетой-носителем с той же стартовой массой.
Читайте также: Cамый большой пассажирский самолет в мире
Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке
Хотя точных сведений о развитии гиперзвукового оружия за период с 2000 по 2010 год нет, после сбора материалов из открытых источников видно, что эти разработки велись по нескольким направлениям:
- В первую очередь разрабатываются боеголовки для межконтинентальных баллистических ракет. Хотя их вес намного превышает обычные ракеты этого класса, из-за выполнения маневров в атмосфере они не смогут быть перехвачены штатными системами ПРО;
- Следующим направлением развития сверхзвуковых технологий является разработка комплекса «Циркон». Этот комплекс создан на базе сверхзвуковой ракетной установки «Яхонт/Оникс»;
- Также разрабатывается ракетный комплекс, ракеты которого смогут развивать скорость, превышающую скорость звука в 13 раз.
Если все эти проекты объединить в одну компанию, то ракета, которая будет создаваться совместными усилиями, может быть как наземной, так и воздушной или корабельной. В случае успеха американского проекта «Быстрый глобальный удар», предусматривающего создание сверхзвукового оружия, способного в течение часа поразить любую точку мира, Россия сможет защитить только межконтинентальные сверхзвуковые ракеты собственной разработки.
Ю-71: что известно на сегодняшний день
В середине 2020 года большой резонанс вызвала статья в американском издании The Washington Free Beacon. По данным журналистов, в феврале 2020 года в России прошли испытания нового военного гиперзвукового самолета Ю-71. В материале сообщается, что российский аппарат может развивать скорость до 11 тыс км/ч, а также маневрировать на траектории спуска. Такие характеристики делают его практически неуязвимым для всех современных систем ПРО.
Ю-71 еще называют планером. Он был выведен на околоземную орбиту, и туда его доставила межконтинентальная баллистическая ракета SS-19 Stiletto (UR-100 N). Пуск был произведен из района дислокации Домбаровского соединения РВСН. Согласно тому же изданию, именно эта воинская часть до 2025 года будет вооружена планерами с аналогичными БЧ.
Эксперты считают, что Ю-71 является частью сверхсекретного российского проекта 4202, который стартовал в 2009 году и связан с разработкой нового стратегического оружия. Информации о новой БЧ очень мало (что вполне объяснимо), называется только скорость и возможность маневрирования на конечном участке траектории. Впрочем, даже с такими характеристиками Ю-71 уже не страшны никакие системы противоракетной обороны современности.
Еще в 2004 году Генштаб России заявил, что испытал самолет, способный развивать гиперзвуковую скорость при выполнении маневров как по высоте, так и по курсу. Это время совпадает с пуском МБР УР-100Н УТТХ с полигона Байконур по цели на полигоне Кура.
В 2011 году появилась информация об испытательном пуске баллистической ракеты со специальным оборудованием, способной преодолевать современные и перспективные системы ПРО. Вероятно, одна из перспективных российских баллистических ракет будет оснащена новой боевой частью, которую чаще всего называют новой ракетой «Сармат» (МБР РС-28).
Дело в том, что такие БЧ имеют относительно большую массу, поэтому их лучше устанавливать на мощные носители, способные нести сразу несколько Ю-71.
По малоинформативным российским источникам, НПО машиностроения в подмосковном городе Реутове разрабатывает проект 4202. Кроме того, в прессе сообщалось о техническом перевооружении производственного объединения «Стрела» (г. Оренбург), проводимом для участия в проект 4202.
Боевые части современных баллистических ракет на траектории спуска развивают гиперзвуковую скорость и способны выполнять достаточно сложные маневры. Специалисты считают, что главное отличие Ю-71 — еще более сложный полет, сравнимый с полетом самолета.
В любом случае принятие таких блоков на вооружение значительно повысит эффективность российских РВСН.
Имеются сведения об активной разработке гиперзвуковых крылатых ракет, которые могут стать новым оружием для российской боевой авиации, особенно перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА. Такие ракеты представляют собой очень сложную цель для ракет-перехватчиков в системах ПРО.
Подобные проекты могут сделать систему ПРО в целом бесполезной. Дело в том, что объекты, летящие с большой скоростью, крайне сложно перехватить. Для этого ракеты-перехватчики должны обладать высокой скоростью и способностью маневрировать с огромными перегрузками, а таких ракет пока не существует. Очень сложно рассчитать траектории маневрирующих боеголовок.
Оружие как инструмент политической борьбы
Если к 2025 году на вооружении будут стоять не только гиперзвуковые ракеты с ядерными боеголовками, но и планеры Ю-71, это серьезно укрепит политические позиции России на переговорах с США. И это совершенно логично, ведь в ходе переговоров все страны выступают с позиции силы, диктуя противоположной стороне выгодные условия. Равноправные переговоры между двумя странами возможны только при наличии у обеих сторон мощного оружия.
Владимир Путин во время выступления на конференции «Армия-2015» сообщил, что ядерные силы получают новые межконтинентальные ракеты в количестве 40 единиц. Это оказались именно гиперзвуковые ракеты, и они сегодня могут преодолевать существующие системы ПРО. Виктор Мураховский, член экспертного совета военно-промышленной комиссии, подтверждает, что МБР с каждым годом совершенствуются.
Россия также испытывает и разрабатывает новые крылатые ракеты, способные летать с гиперзвуковой скоростью. Они могут приближаться к целям на сверхмалых высотах, что делает их практически невидимыми для радаров. Более того, современные системы ПРО, находящиеся на вооружении НАТО, не могут поразить такие ракеты из-за их малой высоты полета. Кроме того, они теоретически способны перехватывать цели, движущиеся со скоростью до 800 метров в секунду, тогда как скорость самолетов Ю-71 и крылатых ракет значительно выше. Это делает системы противоракетной обороны НАТО практически бесполезными.
Конкуренты Ю-71
Гиперзвуковые технологии являются предметом работы ведущих мировых держав. Кто-то добился серьезных достижений, у кого-то затраты оказались высокими или не удалось добыть крайне технологичные проекты. Основными конкурентами России сегодня являются США и Китай.
Конкуренты | Описание |
1. Glider Advanced Hypersonic Weapon (США). | Самолет AHW стал частью программы Prompt Global Strike. Технические аспекты скрыты за семью печатями. • Известно только, что планер развивает скорость до 8 Маха (10 000 км/ч). • Первые испытания были признаны успешными, а во время вторых ракета-носитель взорвалась. Так что можно смело сказать, что работа за границей еще не завершена. |
2. Планер ВУ-14 (КНР). | Основные амбиции Китая направлены на создание гиперзвуковых баллистических ракет и крылатых ракет. Но планер WU-14 тоже находится в разработке. • Известно, что он достигает скорости 10 Маха (чуть более 12 000 км/ч). • В некоторых источниках также приводится информация о том, что китайцы работают над собственным прямоточным гиперзвуковым двигателем специально для прямого запуска планера с самолета. |
Человечество в 21 веке вплотную подошло к гиперзвуковому оружию.
Если верить утечкам информации, Россия может первой объявить о завершающем этапе, а именно о внедрении таких технологий. Это даст ощутимое преимущество в военном плане.
Военная тайна. Испытания Ю-71, Сирия. Репортаж.
Заявления
На данный момент испытания российского гиперзвукового самолета Ю-71 еще не завершены. Однако некоторые эксперты утверждают, что к 2025 году Россия может получить этот сверхзвуковой планер, и его можно будет оснастить ядерным оружием. Такой самолет будет принят на вооружение и теоретически сможет нанести точечный ядерный удар в любую точку земного шара всего за час.
Представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что за гонкой вооружений в последние десятилетия стоит некогда самая развитая и передовая промышленность СССР. Но совсем недавно армия стала возрождаться. На смену устаревшей советской технике приходят новые образцы российской разработки.
Кроме того, оружие пятого поколения, застрявшее в 90-х в виде проектов на бумаге, обретает видимую форму. По словам политика, новые образцы российского оружия могут удивить мир непредсказуемостью. Вполне вероятно, что Рогозин имеет в виду новый гиперзвуковой самолет Ю-71, который может нести ядерную боеголовку.
Считается, что разработка этого самолета началась в 2010 году, но в США о нем узнали только в 2015 году. Если информация о его технических характеристиках соответствует действительности, Пентагону предстоит решить непростую задачу, так как противоракетная системы, используемые в Европе и на ее территории, не смогут противостоять такому самолету. Кроме того, США и многие другие страны будут просто беззащитны перед таким оружием.
Удар с орбиты
Речь пойдет о гиперзвуковых маневрирующих управляемых объектах — маневрирующих боеголовках МБР, гиперзвуковых крылатых ракетах, гиперзвуковых БПЛА. Что мы на самом деле подразумеваем под гиперзвуковым самолетом? В первую очередь предназначены следующие характеристики: скорость полета — 5-10 М (6150-12 300 км/ч) и выше, перекрываемый рабочий диапазон высот — 25-140 км. Одной из самых привлекательных особенностей гиперзвуковых аппаратов является невозможность надежного сопровождения средствами ПВО, поскольку объект летит в непрозрачном для радаров плазменном облаке.
Также стоит отметить высокую маневренность и минимальное время реакции на поражение. Например, гиперзвуковому аппарату требуется всего час после схода с орбиты, чтобы поразить выбранную цель.
Проекты гиперзвуковых аппаратов не раз разрабатывались и продолжают развиваться в нашей стране. Можно вспомнить Ту-130 (6 М), самолет «Аякс» (8-10 М), проекты скоростных гиперзвуковых самолетов ОКБ им. Микояна на углеводородном топливе различного назначения и гиперзвуковой самолет (6 М) на двух видах топлива — водороде для больших скоростей полета и керосине для меньших.
Разработанная в США гиперзвуковая ракета Boeing X-51A Waverider.
Проект ОКБ им. Микояна «Спираль», в которой возвращающийся космический гиперзвуковой летательный аппарат выводился на орбиту гиперзвуковой ракетой-носителем, а после выполнения боевых задач на орбите возвращался в атмосферу, совершал в ней маневры также на гиперзвуковых скоростях. Наработки по проекту «Спираль» использовались в проектах космических кораблей «БОР» и «Буран». Есть официально неподтвержденная информация о гиперзвуковом самолете «Аврора» производства США. Все о нем слышали, но никто никогда его не видел.
Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке
Хотя точных сведений о развитии гиперзвукового оружия за период с 2000 по 2010 год нет, после сбора материалов из открытых источников видно, что эти разработки велись по нескольким направлениям:
- В первую очередь разрабатываются боеголовки для межконтинентальных баллистических ракет. Хотя их вес намного превышает обычные ракеты этого класса, из-за выполнения маневров в атмосфере они не смогут быть перехвачены штатными системами ПРО;
- Следующим направлением развития сверхзвуковых технологий является разработка комплекса «Циркон». Этот комплекс создан на базе сверхзвуковой ракетной установки «Яхонт/Оникс»;
- Также разрабатывается ракетный комплекс, ракеты которого смогут развивать скорость, превышающую скорость звука в 13 раз.
Если все эти проекты объединить в одну компанию, то ракета, которая будет создаваться совместными усилиями, может быть как наземной, так и воздушной или корабельной. В случае успеха американского проекта «Быстрый глобальный удар», предусматривающего создание сверхзвукового оружия, способного в течение часа поразить любую точку мира, Россия сможет защитить только межконтинентальные сверхзвуковые ракеты собственной разработки.
Развитие сверхзвуковых технологий в 21 веке
Хотя точных сведений о развитии гиперзвукового оружия за период с 2000 по 2010 год нет, после сбора материалов из открытых источников видно, что эти разработки велись по нескольким направлениям:
- В первую очередь разрабатываются боеголовки для межконтинентальных баллистических ракет. Хотя их вес намного превышает обычные ракеты этого класса, из-за выполнения маневров в атмосфере они не смогут быть перехвачены штатными системами ПРО;
- Следующим направлением развития сверхзвуковых технологий является разработка комплекса «Циркон». Этот комплекс создан на базе сверхзвуковой ракетной установки «Яхонт/Оникс»;
- Также разрабатывается ракетный комплекс, ракеты которого смогут развивать скорость, превышающую скорость звука в 13 раз.
Если все эти проекты объединить в одну компанию, то ракета, которая будет создаваться совместными усилиями, может быть как наземной, так и воздушной или корабельной. В случае успеха американского проекта «Быстрый глобальный удар», предусматривающего создание сверхзвукового оружия, способного в течение часа поразить любую точку мира, Россия сможет защитить только межконтинентальные сверхзвуковые ракеты собственной разработки.
Проекты других стран
Известно, что Китай и США также разрабатывают аналог российского гиперзвукового самолета. Характеристики вражеских моделей пока неясны, но уже можно предположить, что китайская разработка способна конкурировать с российским самолетом.
Китайский самолет, известный как Wu-14, прошел испытания в 2012 году, и уже тогда он был способен развивать скорость более 11 000 км/ч. Однако вооружение, которое способна нести эта установка, нигде не упоминается.
Что касается американского беспилотника Falcon HTV-2, то он был испытан несколько лет назад, но разбился через 10 минут полета. Однако до этого был испытан гиперзвуковой самолет X-43A, которым занимались инженеры НАСА. В ходе испытаний он показал удивительную скорость — 11 200 км/ч, что превышает скорость звука в 9,6 раза. Прототип прошел испытания в 2001 году, но затем в ходе испытаний был разрушен из-за выхода из-под контроля. Но в 2004 году устройство успешно прошло испытания.
Подобные испытания России, Китая и США ставят под сомнение эффективность современных систем противоракетной обороны. Внедрение гиперзвуковых технологий в военно-промышленный комплекс уже совершает настоящую революцию в военном мире.