- Краткая история военной российской авиации
- Оригинальная конструкция
- Военный самолёт МиГ-29
- История создания самолёта МиГ-29
- МиГ-29 на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания) в 1988 году
- Вооружение самолёта МиГ-29
- Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта МиГ-29
- Ту-95мс
- Бомбардировщики
- Дальний бомбардировщик ТУ-160
- Дальний бомбардировщик ТУ-95
- Дальний бомбардировщик Ту-22М
- Фронтовой бомбардировщик Су-34
- Фронтовой бомбардировщик Су-24
- Другие бомбардировщики
- Точка опоры
- Истребители
- Су-57
- Су-35
- Палубный истребитель Су-33
- Истребитель Су-27
- Истребитель-перехватчик МиГ-31
- Истребитель МиГ-29
- Истребитель Су-30
- Другие истребители
- Прочие военные самолеты России
- Су-25
- Як-141
- Почти пятое поколение
- Концепция шестого поколения
Краткая история военной российской авиации
Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и приступило к обучению пилотов. Императорский флот был одним из лучших, но был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли ВВС Вооруженных Сил СССР, основанные в 1918 г и наиболее интенсивно развивавшиеся в 30-е годы XX века, когда появились истребители И-15, И-16, а также ТБ-1 и ТБ. -3 начали выпускать бомбардировщики.
За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевой авиации были колоссальны, но после победы СССР ВВС стали активно модернизироваться, и в 1947-1950-х гг было начато производство реактивных самолетов.
В конце 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В то же время началась разработка истребителя пятого поколения, стартовали программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта были закрыты).
Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое сокращение численности и боеготовности личного состава, самолетов, аэродромов, низкое финансирование), которая остановилась в начале 2000-х гг. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС России.
Оригинальная конструкция
Впервые Су-34 прошел боевые испытания в Сирии. Отличительной особенностью автомобиля является слегка приплюснутая носовая часть. Благодаря этому самолет получил прозвище «утенок». Такая конструкция необходима для улучшения аэродинамики.
Поскольку конструкция Су-34 предполагает длительные перелеты, в кабине предусмотрено место для отдыха и оборудование для разогрева пищи. Однако модным дизайном наши дизайнеры не увлекаются, в этом нет необходимости.
«Сейчас во всем мире стало модно ставить экраны на истребители, на многие гражданские самолеты… Но на истребителе, как оказалось, при тяжелом пилотировании в воздушном бою мерцание экранов не дает читать информацию правильно. И известен механизм реакции мозга на старые приборы, на приборы наведения. Для получения информации опытному летчику достаточно одного взгляда. Один раз беглый взгляд, и все ясно», — говорит Заслуженный военный деятель Андрей Гусев. Пилот России.
Военный самолёт МиГ-29
Истребитель МиГ-29 — один из самых эффективных самолетов советского времени. МиГ-29 до сих пор считается одной из самых распространенных моделей самолетов в мире. За время активного производства было выпущено чуть более 1600 единиц. Автомобиль использовался в зарубежных странах и даже среди союзников по «НАТО».
Самолет МиГ-29 уникален по своим летно-техническим характеристикам. Он способен выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа, действовать на больших углах атаки, резко менять направление полета, что было недоступно нашим западным «партнерам» в то время.
Все эти особенности потребовали долгой и добросовестной работы конструкторов.
История создания самолёта МиГ-29
В 1969 году среди наиболее перспективных конструкторских бюро было проведено конкурсное мероприятие по созданию нового фронтового истребителя. В нем участвовали конструкторские бюро Сухого, Микояна и Яковлева. По заданию модель должна была развивать скорость выше звукового порога в два раза, иметь большой боевой радиус, маневренность, возможность нести тяжелое вооружение и иметь короткий разбег. А еще — простые, неприхотливые в эксплуатации силовые установки.
Через некоторое время стало ясно, что разработка и производство перспективного фронтового истребителя (ПФИ) обойдется ВВС СССР слишком дорого. Исходя из этого, решили разработать два варианта ПФИ: легкую и тяжелую модификации. Первый вариант разработан ОКБ Микояна, второй — ОКБ Сухого. Разработка первых эскизов началась в 1974 году. Первый испытательный полет изделия № 9 (такое внутреннее обозначение было присвоено модели ЛПФИ МиГ-29) состоялся в 1977 году.
Запуск аппарата в серию из-за потери нескольких опытных образцов состоялся лишь в 1982 г на Московском авиационном заводе № 30. Летом 1983 г серийные образцы МиГ-29Б уже поступают в соединения ВВС. В 1984 году были завершены все заключительные испытания и самолет прошел государственную приемку. По данным на 1985 год два авиаполка были полностью укомплектованы новыми фронтовыми легкими истребителями.
В 1988 году модель PFI была показана широкому кругу зрителей на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания). Тогда западные СМИ были удивлены ТТХ МиГ-29.
Силовая установка, состоящая из двух двигателей РД-33, показала уникальные характеристики. Самолет взлетел с коротким разбегом и обладал высокой маневренностью.
МиГ-29 на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания) в 1988 году
Самолет поставлялся во многие страны мира, поэтому конструкторы создали множество экспортных вариантов, в том числе и для палубной авиации. Сегодня модификации МиГ-29К и МиГ-29КУБ производятся в Подмосковье на РСК «МиГ».
Вооружение самолёта МиГ-29
На самолете установлена авиационная пушка ГШ-301 калибром 30 миллиметров. Под крыльями имеется шесть точек подвески для различных видов вооружения, в том числе бомб массой 250 кг или 500 кг. Машина может использовать ракеты разных классов, например Р-27Р, Р-60М и Р-73, для уничтожения противника на земле и в воздухе. На подвесках под крыльями могут крепиться два блока неуправляемых авиационных ракет С-8 и другого современного вооружения.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта МиГ-29
- Размах крыла 11,36 м;
- Длина корпуса с учетом штока ресивера воздушного давления для дозаправки в воздухе — 17,32 м;
- Высота – 4,73 м;
- Масса ненагруженного устройства 10,9 т;
- Площадь крыла – 38,06 м²;
- Максимальная взлетная масса – 18,1 т;
- Средняя стартовая масса – 15,3 тонны;
- Запас топлива – 4,3 тыс литров;
- Дополнительное топливо во внешних баках – 1,5 тыс литров;
- Силовая установка — два двигателя ТРДДФ РД-33 с форсажной камерой;
- Максимальная тяга – 2*5040 кгс;
- Мощность на форсаже — 2*8300 кгс;
- Максимальная скорость на достаточном расстоянии от земли – 2450 км/ч;
- Максимальная скоростная характеристика у поверхности земли – 1/500 км/ч;
- Экипаж включает одного человека;
- Практичная крыша — 18 км;
- Практическая дальность полета на большой/малой высоте – 1430/710 км;
- Практическая дальность при использовании подвесных баков увеличена до 21 км;
- Максимальная скорость подъема 19,8 км в минуту;
- Перегрузка при экстремальной работе может достигать 9G.
Ту-95мс
По кодификации НАТО: «Медведь» — «Медведь»
Первый советский стратегический бомбардировщик, способный достичь американской территории и атаковать противника ядерным оружием. Первый полет совершил 12 ноября 1952 г., летчик-испытатель — А.Д.Флайгнинг. Бомбардировщик был запущен в серию в 1955 году и выпускался в различных модификациях до 1992 года. Всего было выпущено 500 единиц.
Самый быстрый в мире винтовой самолет. До сих пор это был единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Это был советский символ обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне.
На базе модификаций Ту-95 было создано множество различных самолетов, например, пассажирский межконтинентальный лайнер — Ту-114. Ту-114
Ту-114Ту-114
В свою очередь, на базе Ту-114 создан истребитель ДРЛО Ту-126.
Ту-126 и СкайхокТу-126 и Скайхок
Развитием проекта «95» стал вариант самолета ПЛО модификации Ту-142
Ту-142Ту-142
Ту-95В (существовавший в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки самой мощной в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте — 50 мегатонн. После испытания «царь-бомбы» 30 октября 1961 года этот самолет больше не использовался по прямому назначению.
Ту-95В и Царь-БомбаТу-95В и Царь-Бомба
Ту-95МС, составляющие основу стратегической авиации России, являются носителями крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-95МС6 шесть таких ракет размещены в грузовом отсеке многопозиционной пусковой установки барабанного типа. Ту-95МСМ может использовать ракеты Х-101 и Х-102, имеет внутреннюю и внешнюю подвеску.
Некоторые самолеты Ту-95МС названы в честь городов.
В 1960-х годах Ту-95 был перехвачен британским истребителем «Лайтнинг», при маневрировании с бомбардировщиком британский самолет разбился
В одном из полетов над Атлантикой советский Ту-95 был перехвачен тремя американскими истребителями F-4 «Фантом». При попытке пролететь под самолетом американец хвостом врезался в крыло и потерял управление. Летчики катапультировались и «Фантом» разбился, советский самолет благополучно вернулся на аэродром
После модернизации на Ту-95МС были проведены демонстрационные полеты — беспосадочный полет по периметру границ СССР и полет к границам США и Канады через Северный полюс.
После распада Советского Союза полки из Казахстана были переброшены в Россию. В 1998 году Украина начала уничтожать стратегические бомбардировщики, доставшиеся в наследство от СССР, на средства, выделенные США. А вот три Ту-95 (а также 8 Ту-160 и партию крылатых ракет) обменяли на списание части долга за закупку газа.
Весной 2002 года на территории Украины было уничтожено 19 украинских Ту-95МС, а также 5 российских Ту-95 (3 Ту-95МС и 2 Ту-95К22), находившихся на авиаремонтной базе в Белой Церкви. В Украине остались три самолета Ту-95МС. Один стал музейным экспонатом в Полтавском музее авиации. Два других были переоборудованы в самолеты-разведчики и хранились возле Николаевского авиаремонтного завода. В августе 2015 года стало известно, что эти 2 самолета до конца 2013 года были проданы неизвестным покупателям!
МОДЕРНИЗАЦИЯ Ту-95МС
Первый самолет Ту-95МС, модифицированный под ракеты Х-101/Х-102, получивший имя «Саратов», выкатили из ТАНТК в начале 2015 года. В том же году завод «Авиакор» в Самаре капитальный ремонт самолетов Ту-95МС с установкой пилонов для новых ракет, из расчета три самолета в год.
Как и на других российских самолетах, модернизация проводится в несколько этапов. Первым шагом является замена навигационного оборудования; серийная модернизация началась в 2014 г. Полная модернизация Ту-95МСМ предусматривает замену РЛС «Обзор-МС» на новую РЛС «Новелла-НВ1.021», установку новой системы отображения информации СОИ-021, модернизированную РЛС «Метеор-МС» бортовой комплекс обороны НМ2, и, наконец, модернизация турбовинтовых двигателей Кузнецов НК-12МПМ и установка новых винтов АБ-60Т.
В ночь с 9 на 10 февраля 2008 года с авиабазы Украинка вылетели четыре самолета Ту-95. Два из них подлетели к воздушной границе Японии, а один из них, согласно заявлениям японской стороны, оформившим позже ноту протеста, нарушил границу на три минуты. Вторая пара самолетов взяла курс на авианосец «Нимиц». Когда российские самолеты находились примерно в 800 км от корабля, на перехват были подняты четыре F/A-18.
На расстоянии 80 км от авианосной группы американские самолеты перехватили Ту-95, но, несмотря на это, один из «медведей» дважды прошел над «Нимицем» на высоте около 600 метров.
Впервые Ту-95МС были задействованы в ходе российской военной операции в Сирии с 17 по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-55 по объектам «Исламского государства.
Сейчас в эксплуатации 60 единиц. Максимальная скорость 830 км/ч, максимальная дальность полета 15 000 км, боевой радиус 6 500 км, высота полета (потолок) 10 500 м, максимальная боевая нагрузка 12 тонн.
Экипаж — 7 человек, длина 49 метров, высота 12,5 м, максимальная ширина (размах крыла) 50 м.
Бомбардировщики
Дальний бомбардировщик ТУ-160
Дальний бомбардировщик Ту-160 или «Белый лебедь» — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, разработанный в 1970-х годах. На вооружении с 1987 года. Всего было построено 35 самолетов, что связано с дороговизной его создания, которая на тот момент составляла около 6 млрд рублей.
Технические характеристики:
- Экипаж — 4 человека.
- Длина — 54,1 м.
- Размах крыла – 55,7/50,7/35,6 м.
- Высота — 13,1 м.
- Площадь флигеля — 232 кв.м.
- Двигатель — 4хТРДДФ НК-32.
- Максимальная скорость на высоте — 2230 км/ч, крейсерская — 917 км/ч.
- Продолжительность полета — 25 часов.
- Практический потолок — 21 000 м.
- Скороподъемность – 4400 м/мин.
- Длина пробега/забега составляет 900 и 2000 м соответственно.
Вооружение:
- Стратегические крылатые ракеты Х-55СМ — по 6 на двух барабанных пусковых установках МКУ-6-5У.
- Гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 штук на каждую МКУ).
- Может оснащаться свободнопадающими бомбами различного калибра до 40 000 кг (для его установки требуется соответствующее переоборудование).
Характеристики:
- Бомбардировщик имеет крыло изменяемой стреловидности (один из вариантов геометрии крыла). Благодаря этому самолет имеет достаточно высокую максимальную скорость и хорошие взлетно-посадочные характеристики.
- Автоматическое электрическое дистанционное управление на борту с дублированием механической проводки и четырехкратным резервированием. Рулевое управление двойное, установлены ручки, а не штурвалы.
- На борту есть кухня со шкафчиками, позволяющими разогревать пищу.
Впервые в то время на стратегическом бомбардировщике появился туалет, но летчики не хотели принимать Ту-160 из-за несовершенного санузла.
Дальний бомбардировщик ТУ-95
Ту-95 «Медведь» — стратегический турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый в мире самолет с турбовинтовыми двигателями. Начал серийно производиться и использоваться с 1956 года.
Технические характеристики:
- Экипаж — 8-9 человек.
- Длина — 46,17 м.
- Размах крыла — 50 м.
- Высота — 12,5 м.
- Площадь крыла — 283,7 кв.м.
- Двигатель — 4 ТВД НК-12.
- Мощность двигателя – 4×12000 кгс.
- Максимальная скорость – 882 км/ч, крейсерская – 720-750 км/ч.
- Практический потолок — 11 900 м.
Вооружение:
- 6 спаренных орудий АМ-23 калибра 23 мм, общий боезапас – 2500 снарядов.
- Может принимать до 9000 кг свободнопадающих бомб, подвешенных в фюзеляже.
Характеристики:
- шасси самолета — трехопорное;
- 2 гермокабины предназначены для экипажа, катапультные кресла не предусмотрены;
- система автоматического запуска двигателя;
- принадлежит к самым шумным самолетам в мире благодаря конструкции винтов и высокой мощности двигателя.
В настоящее время Ту-95 является единственным в мире серийным бомбардировщиком и ракетоносцем с турбовинтовыми двигателями.
Дальний бомбардировщик Ту-22М
Ту-22М — советский сверхзвуковой бомбардировщик, который начал эксплуатироваться в 1976 году. В настоящее время используется и выпускается модификация самолета М3.
Технические характеристики:
- Экипаж — 4 человека.
- Длина — 41,46 м.
- Размах крыла – 34,28 м.
- Высота — 11,05 м.
- Площадь крыла — 183,6 кв.м.
- Двигатель — 2 ДТРДФ НК-22.
- Мощность двигателя – 2×22000 кгс.
- Максимальная скорость на высоте — 1800 км/ч, крейсерская — 950-1000 км/ч.
- Практический потолок — 13 000 м.
Вооружение:
- До 9000 кг с ракетами или бомбами.
- Артустановка ДК-20 с пушкой Р-23 с дистанционным управлением для защиты задней полусферы.
Характеристики:
- самолеты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности (крыло переставляется под углами от 20 до 65 градусов).
- полумонококовый фюзеляж и трехколесное убирающееся шасси с носовыми стойками.
На самолетах первой серии для возможной работы техники с земли была установлена раздвижная средняя пара опорных колес, что было признано бесполезным усложнением конструкции и снято с плана машины.
Фронтовой бомбардировщик Су-34
Су-34 «Утка» — многофункциональный истребитель, предназначенный для поражения наземных войск противника в сложных метеоусловиях, а также в условиях применения зенитных комплексов.
Технические характеристики:
- Экипаж — 2 человека.
- Длина — 23,3 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Высота — 6,09 м.
- Площадь флигеля — 62 кв.м.
- Двигатель — 2хТРДДФ АЛ-31Ф-М1.
- Мощность на форсаже – 2×12 800 кгс.
- Максимальная скорость на высоте — 1900 км/ч, у земли — 1400 км/ч.
- Практический потолок — 17 000 м.
Вооружение:
- 1х30 пушка ГШ-30-1.
- Ракеты типов П-27, П-77, П-73 — до 8, 8 и 6 штук соответственно.
- Ракеты Х-59М.
- Бомбы КАБ-1500 (3 шт).
- Радиомаяки различных типов.
Характеристики:
- Имеет 4 топливных бака общей емкостью более 12 тысяч литров.
- Для самолета Су-34 разработана бортовая система дозаправки.
- Автоматическая система пожаротушения (топливные баки защищены от возгорания и взрыва заполнением пенополиуретаном с открытыми порами).
- Может у него и хорошее вооружение, но система прицеливания оставляет желать лучшего.
Фронтовой бомбардировщик Су-24
Су-24 «Фехтовальщик» — российский фронтовой тактический бомбардировщик, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, в том числе на малых высотах.
В настоящее время эти самолеты находятся на вооружении, но были выведены из эксплуатации и постепенно заменяются более современными Су-34.
Технические характеристики:
- Экипаж — 2 человека.
- Длина — 24 594 м.
- Размах крыла – 17 638/10 366 м.
- Высота — 6 193 м.
- Площадь крыла — 55,16/51 кв.м.
- Двигатель — 2хТРДФФ АЛ-21Ф-3.
- Тяга: безфорсажная — 2×7800 кгс, форсажная — 2×11200 кгс.
- Максимальная скорость на большой высоте — 1700 км/ч, на высоте 200 м — 1400 км/ч.
- Практический потолок — 11 000 м.
- Длина трассы/забега -1150-1250/950-1000 м соответственно.
Вооружение:
- 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 на 500 выстрелов.
- Вмещает до 7 тонн различного вооружения, включая управляемые, неуправляемые ракеты, бомбы.
Характеристики:
- лопатка переменной стреловидности с углами от 16 до 69 градусов;
- салон самолета оборудован катапультными креслами К-36 — одними из самых надежных в отрасли;
- малозаметность — Су-24 способен летать со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, легко огибая наземные препятствия и оставаясь невидимым для ПВО противника.
Другие бомбардировщики
Помимо вышеперечисленных бомбардировщиков и их модифицированных модификаций, на вооружении ВКС России в свое время находились:
- Ил-28;
- Ту-16;
- М-4.
Все эти самолеты начали выпускаться в 50-х годах XX века и давно сняты с вооружения.
Ту-16 и М-4, особенно их переделанные модели, использовались до 1993 года, тогда как Як-28 быстро заменил самолет Ил-28 и к концу 50-х годов бомбардировщик стал неактуален.
Точка опоры
В конце 1960-х годов в Советском Союзе начались работы над легким фронтовым истребителем нового поколения, результатом которых стал МиГ-29. Первый полет самолета состоялся в 1977 году, а спустя пять лет началось серийное производство истребителя. Если масса пустого Су-27 составляла 16,3 тонны, то МиГ-29 весил 10,9 тонны.
При этом МиГ-29 имел сопоставимую тяговооруженность: 1,09 килограмма силы на килограмм веса против 1,1-1,2 килограмма силы у Су-27. Такие характеристики обеспечивает пара двигателей РД-33 с суммарной мощностью на форсаже 16,6 тыс кгс. По мнению авторов газеты «Звезда», МиГ-29 превосходит американский F-16 Fighting Falcon по маневренности.
На этом самолете впервые в мире реализована система управления вооружением с нашлемной системой целеуказания и оптической системой локализации. МиГ-29 также получил радиолокационный прицельный комплекс.
Самолет способен нести 2,18 тонны вооружения на шести узлах подвески. Базовый вариант истребителя может использовать ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р, ближней ракеты Р-73 или Р-60М, а также бомбы и неуправляемые реактивные снаряды. Кроме того, МиГ-29 оснащен пушкой ГШ-30-1.
Палубный истребитель МиГ-29К
В 1998 году первый полет совершил модернизированный МиГ-29СМТ, отличавшийся увеличенной дальностью полета, новым набором бортового оборудования и расширенным арсеналом применяемого вооружения. Усовершенствованный самолет может нести, в том числе, ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л и Х-29Т, управляемые авиабомбы и ракеты Х-31 и Х-35. На базе МиГ-29 создан палубный вариант МиГ-29К с новой РЛС «Жук-МЭ», позволяющей вести одновременный огонь по четырем целям. Эти самолеты находятся на вооружении России и Индии.
Легкий истребитель поколения 4++ МиГ-35, впервые взлетевший в 2016 году, остается самым совершенным представителем платформы МиГ-29. Самолет получил новое крыло, фюзеляж и двигатели РД-33МК с увеличенной до 9000 кгс тягой на форсаже, а дальность полета МиГ-35 в полтора раза выше, чем у МиГ-29.
Также самолет отличается от МиГ-29 пониженной радиолокационной заметностью и наличием комплекса защиты с средствами радиоэлектронной борьбы. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря, шесть МиГ-35 уже переданы заказчику, в ближайшие годы ожидаются дополнительные поставки.
Эти самолеты тоже должны поступить в пилотажные группы и, надеемся, найдут применение в ВВС
Истребители
Су-57
Истребитель пятого поколения ПАК ФА или Су-57 (заводской индекс — Т-50) — перспективный российский многоцелевой самолет, поступление которого на вооружение запланировано на 2019 год.
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек.
- Длина — 19,4 м.
- Размах крыла — 14 м.
- Высота — 4,8 м.
- Площадь флигеля — 82 кв.м.
- Двигатель — АЛ-41Ф1.
- Тяга: максимальная — 2×9 500 кгс, форсажная — 2×15 000 кгс.
- Максимальная скорость на высоте — 2600 км/ч, крейсерская — 2,1 М (число Маха).
- Продолжительность полета составляет ок. 5,8 часов.
- Практический потолок — 20 000 м.
- Длина пробега/прогона 350/100 м соответственно.
Вооружение:
- 30-мм встроенная пушка 9А1-4071К.
- Управляемые ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-СД) — 6 шт., РВВ-БД — 4 шт.
- Бомбы и ракеты КАБ-500, Х-38, Х-58УШК 4, 4 и 2 соответственно.
Боевая нагрузка может варьироваться от 1310 до 10 000 кг.
Характеристики:
- многопрограммная электронная система управления движением кресла, новая кислородная маска, система и оборудование жизнеобеспечения;
- оптико-электронная система локализации обнаружения воздушных целей в передней полусфере – ОЛС-50М;
- рЛС н036 «Белка» с АФАР (активной фазированной антенной решеткой), обеспечивающей самолету большую дальность обнаружения, многоканальное сопровождение целей и применение по ним управляемого ракетного оружия.
Су-35
Сверхманевренный истребитель поколения 4++ с множеством функций, принятый на вооружение в 2014 году.
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек.
- Длина — 21,9 м.
- Размах крыла – 14,75 м.
- Высота — 5,9 м.
- Площадь крыла — 62,04 кв.м.
- Двигатель — АЛ-41Ф1С.
- Тяга: максимальная — 2×8 800 кгс, форсажная — 2×14 500 кгс.
- Максимальная скорость на высоте 11 000 м — 2 250 км/ч, на высоте 200 м — 1 400 км/ч.
- Практический потолок — 20 000 м.
- Скороподъемность – 280 м/с.
- Длина пробега/прогона — 450/650 м соответственно.
Вооружение:
- Пушка ГШ-30-1.
- Ракеты класса «воздух-воздух»: РВВ-БД, Р-27Т, Р-27П, Р-73.
- Ракеты класса «воздух-земля»: Х-31, Х-59М, по 6 и 2 соответственно.
- Высокоточные управляемые боеприпасы: Х-25, Х-29, КАБ-1500.
- Неуправляемые боеприпасы: С-8, С-25 (НАР), бомбы различного калибра и назначения до 1500 кг.
- Полная полезная нагрузка самолета составляет максимум 8000 кг.
Характеристики:
- самолет имеет аэродинамически интегрированную компоновку, корпус выполнен из алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов, Су-35 оснащен усиленным стойким шасси, дополнительными узлами внешней подвески под крылом;
- новая головная часть фюзеляжа с боковыми люками для доступа к оборудованию, установлен увеличенный радиопрозрачный обтекатель РЛС для размещения усиленной носовой опоры, система дозаправки топливом;
- специальное токопроводящее покрытие кромки планера и фонаря кабины;
- широкий спектр используемого оружия;
- 2 ТРД АЛ-41Ф1С имеют вектор тяги в одной плоскости и форсажную камеру.
Помимо техники малозаметности и АФАР, Су-35 отвечает большинству требований, предъявляемых к самолетам 5-го поколения.
Палубный истребитель Су-33
Су-33 — палубный истребитель поколения 4++, который начал эксплуатироваться в 1998 году и продолжает использоваться сегодня, несмотря на снятие с производства в 1999 году.
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек.
- Длина — 21,18 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Высота — 5,72 м.
- Площадь крыла — 67,84 кв.м.
- Двигатель — АЛ-31Ф 3 серии.
- Тяга: максимальная — 2×7 670 кгс, форсажная — 2×12 500 кгс, на аварийном режиме — 2×12 800 кгс.
- Ограничение скорости на высоте 2300 км/ч, у земли 1300 км/ч.
- Практический потолок — 17000м.
- Длина пробега/прогона — 105/90 м соответственно.
Вооружение:
- 1 × 30-мм пушка ГШ-30-1.
- Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» (Р-73, Р-27Р/Т).
- Управляемые ракеты класса «воздух-земля» (Х-41 «Москит», П-800 «Оникс»).
- Неуправляемые ракеты (С-25-ОФМ-ПУ, С-13Т).
- Бомбы свободного падения различного назначения, бомбовые кассеты.
Максимальная боевая нагрузка истребителя составляет 6500 кг.
Характеристики:
- оборудован подвесным контейнером УПАЗ, что позволяет Су-33 работать в качестве топливозаправщика, также имеет штатное оборудование для дозаправки в воздухе;
- увеличенная тяговооруженность истребителя для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы;
- усилить шасси и установить посадочный крюк для посадки с большой перегрузкой;
- возможность эффективной работы по надводным целям.
Читайте также: Самолет Су-27 конструкция, технические характеристики, боевое применение
Истребитель Су-27
Су-27 — всепогодный многоцелевой истребитель 4-го поколения, выпускается с 1981 года и эксплуатируется с 1985 года. Всего построено 809 единиц с оборудованием, в настоящее время самолет снят с производства.
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек.
- Длина — 21 935 м.
- Размах крыла — 14 698 м.
- Высота — 5 932 м.
- Площадь крыла — 62,04 кв.м.
- Двигатель — 2хТРДДФ АЛ-31Ф.
- Тяга: безфорсажная — 2×7 600 кгс, форсажная — 2×12 500 кгс.
- Ограничение скорости на высоте – 2500 км/ч, у земли – 1380 км/ч.
- Практический потолок — 18 500 м.
- Скороподъемность — 285-300 м/с.
- Протяженность пробега/прогона 300/650-700 м соответственно.
Вооружение:
- 1 × 30-мм пушка ГШ-30-1.
- Ракеты воздух-воздух, воздух-земля, авиабомбы соответственно Су-33.
Максимальная боевая нагрузка составляет 8000 кг.
Характеристики:
- интегрированная аэродинамическая компоновка;
- автоматизация четырехкратной резервированной электрической системы дистанционного управления (ЭДУ), позволяющая реализовать концепцию продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета с обеспечением его продольной балансировки.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Это дальний сверхзвуковой всепогодный истребитель. Это первый советский истребитель четвертого поколения. Начало эксплуатации — 1981 г., используется по сей день, снят с производства в 1994 г.
Технические характеристики:
- Экипаж — 2 человека.
- Длина — 22,69 м.
- Размах крыла – 13,46 м.
- Высота — 6,5 м.
- Площадь крыла — 61,62 кв.м.
- Двигатель — 2хТРДДФ Д30Ф6.
- Тяга: без форсажа — 9500 кгс, с форсажем — 15500 кгс.
- Ограничение скорости на высоте 3400 км/ч, у земли 1500 км/ч.
- Практический потолок — 21 500 м.
- Скорость всплытия: у земли — 160 м/с, на сверхзвуке — 250 м/с.
- Длина пробега/прогона — 950-1200/800 м соответственно.
Вооружение:
- 1 × 23-мм пушка ГШ-6-23М.
- 4 УР большой дальности Р-33.
- 2 УР средней дальности Р-40Т.
- 4 ракеты малой дальности Р-60.
Набор оружия может меняться в зависимости от требований задания.
Характеристики:
- кабина на 2 члена экипажа (второй человек – штурман-оператор, обязанности которого связаны с другими функциями самолета);
- первое боевое применение фазированной антенной группы, что на момент создания самолета было новинкой в радиоэлектронике.
Истребитель МиГ-29
МиГ-29 — многоцелевой легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, производство которого началось в 1982 году и производится до сих пор (выпущено более 1600 моделей самолетов).
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 или 2 человека.
- Длина — 17,32 м.
- Размах крыла – 11,36 м.
- Высота — 4,73 м.
- Площадь крыла — 38,06 кв.м.
- Двигатель — РД-33.
- Тяга: максимальная — 2×5 040 кгс, форсажная — 2×8 300 кгс.
- Ограничение скорости на высоте — 2450 км/ч, у земли — 1500 км/ч.
- Продолжительность полета — до 2,5 часов.
- Практический потолок — 18 000 м.
- Скороподъемность – 330 м/с.
Вооружение:
- 1 × 30-мм пушка ГШ-30-1.
- Р-60М, Р-27Р1, Р-73, Р-77, БКО «Талисман», Б-8М1, С-24Б, КМГУ-2, ЗБ-5000.
Боевая нагрузка истребителя составляет 2180 кг.
Особенность МиГ 29 в том, что самолет имеет идеально спроектированный планер, мощный двигатель, большую площадь крыла и отличную аэродинамику, что делает его не только мастером маневрирования, но и обеспечивает высокую скороподъемность, возможность выполнять уникальные фигуры высшего пилотажа.
Истребитель Су-30
Су-30 — многоцелевой истребитель поколения 4++, применяемый днем и ночью, в сложных метеоусловиях, на фоне земли с применением активных и пассивных помех. Производится и активно используется в наше время.
Технические характеристики:
- Экипаж — 2 человека.
- Длина — 21,9 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Высота — 6,36 м.
- Площадь флигеля — 62 кв.м.
- Двигатель — 2хТРДДФ «АЛ-31Ф».
- Тяга: безфорсажная — 2×7700 кгс, форсажная — 2×12500 кгс.
- Максимальная скорость на высоте — 2125 км/ч, крейсерская — 1350 км/ч.
- Продолжительность полета — 3,5 часа.
- Практический потолок — 17 300 м.
- Скороподъемность – 230 м/с.
- Длина пробега/прогона — 550/750 м соответственно.
Вооружение:
- 1 × 30-мм пушка ГШ-30-1.
- Боевая нагрузка составляет 7650 кг. Самолет может нести различные ракеты класса «воздух-воздух», свободнопадающие бомбы массой полтонны и менее, контейнеры КМГ-У или блоки НАР С-13, С-8.
Характеристики:
- бортовая система дозаправки;
- радиосистема дальней навигации и наведения;
- улучшенная система жизнеобеспечения.
Другие истребители
В прошлом в России также производились следующие истребители:
- МиГ-23;
- МиГ-27;
- Су-17;
- Су-22.
Однако все эти модели относятся к 3-му поколению и с ними достаточно сложно работать как летчикам, так и наземному персоналу. Кроме того, они значительно уступают истребителям нового поколения и практически полностью утилизированы.
Прочие военные самолеты России
Су-25
Су-25 «Грач» — бронированный дозвуковой военный самолет.
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек.
- Длина — 15,36 м.
- Размах крыла – 14,36 м.
- Высота — 4,8 м.
- Площадь крыла — 30,1 кв.м.
- Двигатель — 2хТРД Р95-Ш.
- Тяга – 2×4 100 кгс.
- Максимальная скорость на высоте — 950 км/ч, крейсерская — 750 км/ч.
- Практический потолок — 7000 м.
- Длина пробега/разгона – 550-600/600-700 м соответственно.
Вооружение:
- Двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2.
- Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-60, «воздух-земля» Х-25МЛ или Х-25МЛП, С25-Л, Х-29Л.
- Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13.
- Свободнопадающие бомбы, патроны.
Характеристики:
- шасси для трициклов для посадки и взлета в плохо оборудованных аэропортах;
- большое разнообразие оружия;
- на концах крыльев имеются специальные гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
- высокая безопасность для самолета.
Як-141
Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный корабельный самолет вертикального/укороченного взлета и посадки (СКВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом Советского Союза и кризисом.
Это третий в мире СВВП, преодолевший скорость звука.
Технические характеристики:
- Экипаж — 1 человек.
- Длина — 18,3 м.
- Размах крыла: в сложенном положении — 5,9 м, в развернутом — 10,1 м.
- Высота — 5 м.
- Площадь крыла — 31,7 кв.м.
- Двигатель — Рx79В-300.
- Силовая установка: максимальная – 1×10 977 кгс, форсажная – 1×15 500 кгс.
- Максимальная скорость на высоте — 1800 км/ч, у земли — 1250 км/ч.
- Практический потолок — 15 000 м.
- Старт 120 м.
Вооружение:
- 1 × 30-мм пушка ГШ-30-1.
- Управляемые ракеты класса «воздух-воздух»: Р-77/27/73/60.
- Управляемые ракеты класса «воздух-земля»: Х-25/31/35.
- Пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.
- Бомбы массой до полутонны (не более 6 штук).
Характеристики:
- двухконтурный ТРД с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
- реактивный руль направления для маневрирования в вертикальном полете.
Почти пятое поколение
Вершиной развития линейки «Фланкеров» стал сверхманевренный истребитель поколения 4++ (в который входят машины, отвечающие большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения) Су-35С. Самолет-прототип впервые испытан в полете в 2008 году. Самолет получил двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, развивающие на форсаже тягу 14,5 тыс кгс, и РЛС Н035 «Ирбис» с фазированной антенной решеткой, способный обнаруживать цели на расстоянии до 400 километров и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно.
Максимальная боевая нагрузка Су-35С составляет восемь тонн — на 12 узлах подвески истребитель может нести неуправляемые ракеты, бомбы, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В арсенале самолета имеются ракеты Р-37М с дальностью пуска до 400 километров. В марте источник РИА Новости сообщил, что вероятность поражения цели ракетой, применяемой в ходе НПРО, практически равна единице. По словам российских пилотов, Су-35С преумножил преимущества базовой модели.
Это его глубокая модернизация, очень удачная. Здесь множатся все достоинства Су-27. И по меркам автомобилей можно сказать, что это Бентли по сравнению с Мерседесом»
Еще одним ответвлением Су-27 стал фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, который предназначен для нанесения ударов по наземным целям. Кроме того, по совокупности боевых возможностей самолет относится к истребителям поколения 4++, что позволяет Су-34 самостоятельно вести воздушный бой, не требуя истребительного прикрытия.
Самолет получил двухместную кабину с расположенными в ряд сиденьями, что позволило избежать дублирования некоторых приборов и упростить взаимодействие между членами экипажа. Су-34 оснащен РЛС, обнаруживающей истребители на расстоянии до 90 километров и крупные наземные цели на расстоянии до 250 километров. Су-34 также способен обнаруживать цель-танк на расстоянии до 75 километров. Это позволяет самолету эффективно поражать малоразмерные цели.
В арсенал истребителя-бомбардировщика с максимальной боевой нагрузкой восемь тонн входят пушка, бомбы, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», для чего самолет получил 12 узлов подвески. Помимо боеприпасов, самолет может нести подвесное разведывательное оборудование. Модернизированные версии Су-34 НВО могут использовать оптико-электронные, радиотехнические и радиолокационные подвесные контейнеры.
Кроме того, Су-34 может быть оснащен бортовым комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины», который предназначен для защиты самолета от зенитных и зенитных средств поражения. В мае 2022 года источник ТАСС сообщил, что «Хибины» для Су-34 прошли модернизацию по результатам использования самолета в спецоперации на Украине. Работа комплекса будет более автоматизирована.
Концепция шестого поколения
Главный вопрос, который сегодня волнует всех любителей боевой авиации: каким будет самолет шестого поколения. У экспертов есть ответ.
«Мы пока не можем представить ни одного продукта шестого поколения, поэтому, конечно, речь идет больше о концептах, и, как показывает практика, многие из концептуальных направлений, заложенных в этих концептах, либо переработаны, либо какие-то новые пункты зрения приобретаются для закрытия этих направлений.
Поэтому, когда мы говорим о шестом поколении, то в первую очередь говорим о самолетах, которые могут управляться как пилотом, так и с помощью беспилотных технологий, с возможностью, с большей протяженностью искусственных разведке, чтобы принимать самостоятельные решения, говорит директор Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.