Модификации вертолета МИ-8
За годы истории, после выпуска первого прототипа, было выпущено множество различных модификаций этого самолета. При этом каждая из этих модификаций предназначалась для выполнения определенных задач. Все возможные варианты моделей вертолетов снабжались различным оборудованием в зависимости от цели применения. Все модели этого вертолета можно разделить на несколько типов:
- Опытный. Первые образцы как самого МИ-8, так и его модификаций. Другими словами, это разные модели этого вертолета, в которые были внесены определенные изменения.
- Пассажир. Из названия понятно, что данные модели вертолетов используются для перевозки пассажиров. Причем речь идет как о гражданских, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить 18-30 человек в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
- Транспорт. Ми-8 способен перевозить грузы общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться такими характеристиками. А за счет возможности использовать его для выполнения многоцелевых задач, он остается и вовсе вне конкуренции.
- Многократное использование. Помимо всего вышеперечисленного, МИ-8 может решать и другие боевые задачи. Наглядным примером этого является установка до 200 противопехотных мин. В ряде случаев их используют для выполнения различных технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Известны случаи использования Ми-8 в поисково-спасательных операциях. Иногда его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.
Отдельно стоит отметить одну из последних модификаций вертолета МИ-8, которая была спроектирована буквально в конце прошлого года – МИ-8МТВ-5. Именно эта модификация изначально разрабатывалась с целью ведения боевых действий в самых разных климатических условиях. В отличие от старых моделей, здесь внедрили возможность перевозки крупногабаритного груза, прикрепив его к внешней подвеске вертолета.
А благодаря своим боевым и скоростным характеристикам новая версия вертолета имеет возможность выполнять огневую поддержку пехоты союзников. Тем более, что благодаря новейшему оборудованию вовсе не обязательно осуществлять огневую поддержку днем.
И если эта модель хорошо зарекомендует себя в боевых условиях, ее обязательно примут на постоянную службу. А иметь такую надежную и эффективную технику для любой страны очень важно. Ведь именно благодаря ей обеспечивается безопасность всего государства.
Интересные факты
Когда «восьмерки» стали заменять Ми-4, стало ясно, что их предшественники уступают им во всем. Ми-8 превосходили «четверку» по скорости, грузоподъемности и простоте обслуживания. Например, газотурбинные двигатели избавили механиков от постоянной борьбы с утечками масла. Но в одном старый вертолет долго не могли превзойти — он был выше по высоте. Поэтому до появления модификации Ми-8МТ поршневые Ми-4 продолжали работать в горах.
Хотя пассажирский вариант Ми-8 был одним из «изначально разработанных», таких машин в советское время было выпущено немного.
Но в 21 веке иностранные и российские заказы на пассажирские вертолеты очень помогли заводам.
Довольно часто под универсальностью понимают способность машины делать все, но плохо. Круг задач, которые успешно решал вертолет Ми-8, ставит под сомнение правомерность такого подхода. За свою полувековую карьеру он возил грузы и пассажиров, служил в ВВС африканских стран и в МЧС России.
«Восьмерка» работала как воздушный госпиталь и летающий кран. Мины ставились и трались сбоку. Вертолет выполнял функции штурмовика и разведчика. Конечно, можно списать его распространение на неизбежный результат сферы влияния Советского Союза, но ведь официально Ми-8 экспортировались в страны Запада еще в советское время. И спрос на него не прекратился с распадом Советского Союза. Остается только признать «восьмерку» настоящим шедевром вертолетостроения.
Конструкция вертолета МИ-8
Ми-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять основных винтов и три хвостовых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, имеют цельную балку из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения любой из лопастей пилоты будут немедленно оповещены об этом.
Благодаря наличию двух двигателей, при выходе из строя одного мощность, подводимая к другому, увеличивается автоматически с использованием современного оборудования. Дает возможность не терять скорость и маневренность в случае поломки. И это неоспоримое преимущество среди других вертолетов аналогичной модели.
В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Часто такие модификации используются в боевых моделях. И такие вариации очень часто принимаются разными странами.
В конструкции шасси установлены статические ступичные подшипники в количестве трех штук. Это позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. В этом его несомненное преимущество.
Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших систем защиты от замерзания. Она та, кто не дает вертолету замерзнуть. Благодаря этому его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
Вертолет МИ-8 имеет отличную систему отопления и вентиляции. Он позволяет обогревать или охлаждать не только кабину, но и салон, делая все полеты очень комфортными. Кроме того, эта система также работает на передних окнах вертолета и воздухозаборниках.
Вертолет МИ-8 имеет довольно серьезную электронную начинку. Более того, он, в свою очередь, имеет совершенно другие свойства и предназначение. Но именно поэтому у вертолета есть свои особенности.
Следует отметить, что летные характеристики самого вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, грузопассажирские возможности делают его фаворитом среди одновинтовых одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана относительно давно, ее модификации очень активно развиваются и по сей день.
История
Вертолет В-8 изначально создавался специалистами Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) на Государственном авиационном заводе № 1. 329 (ныне ОКБ Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля) в рамках проекта модернизации многоцелевого вертолета Ми-4, разработанного в начале 1950-х гг. Улучшенную машину планировалось оснастить газотурбинным двигателем вместо поршневого, улучшить эргономику и увеличить грузоподъемность.
Однако объем изменений, внесенных командой разработчиков под руководством Михаила Миля, оказался весьма обширным. Вскоре стало ясно, что необходимо полностью перепроектировать конструкцию Ми-4, повторяющую конструкцию уже устаревшего на тот момент американского вертолета Sikorsky S-55 Chickasaw.
Получившийся прототип В-8 принципиально отличался от «модернизированной» машины: силовая установка была перенесена из носа в пространство над кабиной, кабина пилотов была оборудована панорамными окнами, а вместо квадрацикла было установлено трехопорное шасси. — носит один. 9 июля 1961 года поднялся в воздух первый прототип В-8 с одним турбовинтовым двигателем АИ-24В и четырехлопастным винтом.
2 августа 1962 года прототип В-8А с двумя двигателями ТВ2-117 и пятилопастным винтом впервые оторвал от земли летчик-испытатель Николай Лешин, а 17 сентября того же года машина совершила свой первый полный полет. Серийное производство Ми-8 началось в марте 1965 года на авиационном заводе № 387 в Казани, в 1970 году вертолет начал выпускаться на заводе в Улан-Удэ.
Вооружение
Первоначально для войск разрабатывался только транспортный вертолет, но уже в 1968 году военным был представлен его вооруженный вариант. И вооружен очень сильно. На внешних консолях подвешивалось до шести блоков 57-мм неуправляемых реактивных снарядов или до 1500 кг бомб. Четыре управляемые ракеты «Фаланга» позволяли танковать, а установка 12,7-мм пулемета в кабине дополняла арсенал.
По огневой мощи Ми-8ТВ почти не уступал специализированному штурмовику Ми-24, но по безопасности не мог с ним сравниться.
Хотя кабину дополнительно защищали броней толщиной до 8 мм. Явным недостатком вертолета был его повышенный вес. Полностью загруженные вооружением и десантники сбрасывали машину с трудом, дальность полета сокращалась.
Во время войны в Афганистане ракеты калибра 57 мм были заменены более мощными аналогами С-8 калибра 80 мм. Арсенал пополнялся подвесными контейнерами с автоматическими гранатометами калибра 30 мм или пушками калибра 23 мм.
Конструкция и устройство
Вертолет Ми-8 построен по классической одновинтовой схеме. Фюзеляж вертолета цельнометаллический, обшивка гладкая и функциональная. В носовой части фюзеляжа расположена кабина управления с местами для пилотов и бортинженеров. В центральной части находится грузовой отсек (или пассажирский салон, в зависимости от версии). Третья часть фюзеляжа — хвостовое оперение и концевые лонжероны.
Первые Ми-8 оснащались газотурбинными двигателями ТВ2-117 номинальной мощностью 1000 л.с каждый.
В 1967 году на амфибийном варианте Ми-14 началась разработка совершенно новых двигателей ТВ3-117.
Вертолет Ми-8МТ с новыми двигателями пошел в серию в 1977 году. На нем появилась и вспомогательная силовая установка — небольшая газовая турбина, предназначенная для раскручивания несущих винтов основной энергетической установки при пуске. Более ранние модели запускались либо от аккумуляторов, либо от внешнего стартера. Если один из двигателей выйдет из строя, другой автоматически перейдет в режим повышенной мощности, что позволит завершить полет.
Турбины Ми-8 вращают винты через трансмиссию трех редукторов — главного, промежуточного и хвостового. Несущий винт изначально был аналогичен винту Ми-4 — цельнометаллический, с четырьмя лопастями. В ходе испытаний его заменили, количество лопастей увеличили до пяти. Шасси на колесах, не раздвижное. Носовое колесо самоориентирующееся. На опытных вертолетах имелись колпаки колес, но на серийных машинах от них отказались.
Топливные баки внешние, подвешены на бортах. Емкость левого бака 1154 литра, правого, несмотря на более длинный капот, 1044 литра. Объясняется это тем, что керосиновый обогреватель дома находится под крышкой правого бака. В трюме можно установить до двух дополнительных баков емкостью 915 литров каждый. Начиная с модели Ми-8 МТВ топливные баки защищены.
Вертолеты оснащались автопилотом типа АП-34Б, стабилизирующим машину по крену и тангажу (при необходимости и по направлению, и по высоте). Имеется система пожаротушения, позволяющая тушить пожар как в двигателях и ВСУ, так и в керосинке. Гидравлическая система дублирована, она питает усилители системы управления.
Читайте также: Самолёт ТУ-4: история создания, дальний бомбардировщик, технические характеристики (ТТХ), конструкция
Технические характеристики ТТХ вертолета МИ-8
- Требуемый экипаж: 3 человека.
- Максимальная скорость полета: 250 км/ч.
- Максимальная высота полета: 4700 м.
- Максимальная дальность для транспортных самолетов: 445 км.
- Максимальная дальность для пассажирских самолетов: 500 км.
- Вес вертолета: 6600 кг.
- Максимальный вес нагрузки на подвеску: 3000 кг.
- Масса топлива: 2800 кг.
- Длина вертолета: 25,24 м.
- Мотор: 2 х ТВ2-117А
- Максимальная мощность двигателя: 1700 л.с
- Расход топлива: 0,680 т/ч.
Модификации вертолёта
Количество модификаций Ми-8 огромно. Среди них не только пассажирские и боевые машины, но и специальные — от противопожарных версий до морских амфибий. Отметим основные варианты. Основными вариантами вертолетов первых серий с двигателями ТВ2-117 были пассажирский Ми-8П, транспортный Ми-8Т и боевой Ми-8ТВ. Вертолет специального назначения с кабиной повышенной комфортности имел индекс Ми-8ПС.
Военный вертолет для радиоэлектронной борьбы получил название Ми-8СММ.
Плавающий Ми-14 представлял собой сильно модифицированный Ми-8 с двигателями ТВ3-117. Она стала «мостиком» к следующему поколению «восьмерок», которые шли на экспорт под общим названием Ми-17. В СССР они назывались Ми-8МТ. В 1980-х годах в серию запустили новую базовую модель с увеличенной высотой — Ми-8 МТВ. Улучшенный вариант получил название Ми-8МТВ-1, а универсальный ударный вертолет получил индекс Ми-8МТВ-2.
На экспорт новые вертолеты продавались как Ми-171, а модифицированная модель для внутреннего рынка была известна как Ми-8АМТ.
В середине 90-х в России были разработаны «восьмерки» с улучшенной аэродинамикой — Ми-8МТВ-5. Радиолокационная станция, установленная в носовой части вертолета, потребовала замены частей стекла кабины на светонепроницаемое покрытие.
В каждое поколение Ми-8 входили и медицинские модификации, от Ми-8МБ до Ми-171ВА. Для поставок конкретному заказчику был разработан ряд вариантов. Стоит упомянуть Ми-8ВСМ — постановщик противопехотных мин. А под названием Ми-9 скрывается летающий командный пункт командиров дивизий.
Технические характеристики ЛТХ МИ-8 1965 года
- Год выпуска: с 1965.
- Всего произведено: около 12 тысяч штук.
- Боевое применение: военные конфликты второй половины ХХ века.
- Экипаж — 3 человека, десант — до 28 человек.
- Стартовая масса — 12 тонн.
- Размеры: длина (с винтами) — 25,3 м, высота (с рулевым винтом) — 5,5 м, диаметр несущего винта — 21,3 м.
- Вооружение: 1 × 12,7-мм или 7,62-мм пулемет, узлы подвески для ракет и бомб.
- Газотурбинные двигатели.
- Максимальная скорость составляет 260 км/ч.
- Практичная крыша — 4,2 км.
- Дальность полета — 425-480 км.