- История создания вертолета Ми-24
- Применение в боях
- Конструкция вертолета Ми-24
- Технические характеристики Ми-24
- Описание основных модификаций
- ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников
- Преимущества и недостатки
- Достоинства и слабые места
- Россия:
- 22. Ми-24ПН, 2003 г.
- 23-25. Ми-24ПС
- 26. Ми-24ВМ, 2011 г.
- 27. Ми-35М
- 28. Ми-24ЛЛ (ПСВ), 2016 г.
- 29-32. Ми-24П-1М и 2М, 2019 г.
- Боевое применение Ми-24
История создания вертолета Ми-24
Первый экземпляр имел кабину, в которой было два посадочных места, он был оборудован двойным управлением. Для нормального полета экипаж должен был состоять из пилота и оператора, а в дальнейшем развитии в состав экипажа был добавлен еще и авиамеханик. Что касается грузового отсека, то в первой модели он был рассчитан всего на 8 человек. Вертолет был оборудован двумя дверями по бортам грузовой кабины. На иллюминаторы были установлены поворотные системы, которые позволяют десантникам во время полета вести огонь из личного оружия.
Первые опытные вертолеты этой модели имели малое бронирование, в основном оно было представлено бронированным лобовым стеклом и бронированными кожухами двигателя. Именно по этим причинам пилоты первых Ми-24 оснащались бронежилетами и бронешлемами.
При разработке вертолета система «Штурм» еще не была доработана, поэтому на первые агрегаты устанавливали систему вооружения от вертолета Ми-4, имевшую ручную систему управления. Заводские испытания Ми-24 начались в сентябре 1969 г., и было изготовлено сразу десять вертолетов. Уже в конце 1970-х опытные модели доработали на остойчивость, удлинили кабину. Именно в таком виде в войска поступили первые Ми-24. Эта модель вертолета производилась в Арсеньеве, было собрано около 250 вертолетов. Эти машины поступали в войска, в основном их использовали десантники.
Ми-24 получил новый пулемет со скорострельностью 4500 выстрелов в минуту. Установлен новый ракетный комплекс «Фаланга-П». Окончательная доводка машины была остановлена для внесения принципиально новых качественных изменений. Во-первых, изменилась кабина. Теперь она была тандемом. Для улучшения летных характеристик и управляемости использовался рулевой винт от вертолета Ми-14. Хвостовой винт был толкающим, заменив его съемником. На капитальный ремонт вертолета Ми-24 ушло около восьми лет. Только с 1976 года Ми-24 стали поступать на вооружение войск, но достаточно массово.
Применение в боях
Когда американцы создавали свою Кобру, Вьетнамская война была в самом разгаре, поэтому конструкторы заранее знали, в какой оперативный центр отправится их машина и с чем она там столкнется. Но Ми-24 не был предназначен для тех войн, в которых ему приходилось участвовать. Первыми конфликтами для «крокодилов» были война за Огаден, где они атаковали сомалийские силы, и ливийская война с Чадом.
С января 1980 года «двадцатьчетверки» стали использоваться в Афганистане. Именно эта война стала полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолетов и совершенствовалось вооружение.
Первоначально Ми-24 не казался особо подходящим для местных условий, его считали слишком тяжелым и недостаточно маневренным. Однако со временем «универсальные» Ми-8 стали использоваться для ударных задач все реже, а Ми-24 — все чаще. В транспортных целях «крокодил» почти не использовался. С десантом на борту еще больше падала маневренность, а сама кабина была слишком тесной.
В Афганистане выработали следующую тактику применения: запускали неуправляемые ракеты, затем стреляли из пулемета или пушки и, наконец, сбрасывали бомбы.
НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили на более мощные С-8 калибра.
Некоторое количество Ми-24 осталось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они сражались на стороне правительственных войск, а затем приняли участие в новом витке гражданской войны и уже оказались среди противников режима.
После распада Советского Союза Ми-24 использовались в Нагорном Карабахе, причем с обеих сторон. Российские «двадцать четыре» активно использовались во время войны в Чечне.
Ирано-иракская война интересна тем, что Ми-24 неоднократно использовались для воздушных боев. При выполнении таких «неядерных» задач иракские вертолеты были способны сбивать даже истребители.
Но чаще всего бои происходили между вертолетами. Противником «двадцатьчетверки» была «Кобра», тоже плохо (если не хуже) приспособленная для воздушного боя. Исход таких боев обычно определялся уровнем подготовки пилотов, но список побед машин Миля оказался длиннее.
Ми-24 воевали в Анголе, в Индокитае сбивали лагеря красных кхмеров, в Перу помогали бороться с наркомафией. А во время войны в Сьерра-Леоне в 90-е годы Ми-24 находились в распоряжении ЧВК «ExecutiveOutcomes”.
Во время гражданской войны в Сирии Ми-24 используются как сирийскими ВВС, так и российской авиацией.
К сожалению, именно Ми-24 (точнее Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолетом, потерянным Россией в этом конфликте.
Конструкция вертолета Ми-24
Вертолет Ми-24 выполнен по классической схеме одновинтовой машины. Он оснащен несущим винтом, имеющим пять лопастей, и хвостовым винтом, состоящим из трех лопастей. Лопасти винта изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, предупреждающей о трещинах и неполадках в лезвиях. Несущий винт вертолета имеет наклон вперед почти на 5%, но вдобавок он еще почти на 3% наклонен вправо. Это сделано для повышения устойчивости вертолета в прямолинейном полете.
Отличительной чертой этого вертолета являются крылья площадью 6,75 м² и отрицательная конструкция V-12. Такая конструкция крыла обеспечивает подъемную силу 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех выдвижных опор, причем передняя опора может управляться в наземных условиях.
Кабина расположена в носовой части машины, и она тандемная. Оператор находится впереди, в носовой кабине. За ним кабина немного выше (для лучшего обзора во время полета), а бортмеханик находится в отсеке оборудования, где крепится откидное сиденье. Каюты экипажа полностью герметичны и имеют системы вентиляции и отопления.
Кроме того, микроклимат в кабине имеет несколько более высокое давление, чем снаружи вертолета. Это делается для того, чтобы на борт вертолета не попала пыль или загрязненный воздух. Кабина пилотов и некоторые части фюзеляжа оснащены бронелистами. Лобовые стекла для экипажа и спинки сидений также изготовлены из брони.
Силовая установка этой машины представлена двумя двигателями модели ТВЗ, они соединены с одной силовой установкой посредством коробки передач. Два двигателя обеспечивают мощность 4,4 тысячи лошадиных сил. Эти модели двигателей допускают дополнительную установку воздухозаборников, а также устройств, экранирующих выхлоп.
Топливо поступает из четырех баков общей емкостью 2130 литров. Возможна установка дополнительных баков в центре вертолета и на пилонах крыла.
Трансмиссия точно такая же, как установлена на вертолете Ми-8. Трансмиссия и двигатель имеют бронированную защиту от вражеских снарядов. Работа с гидросистемой направлена на обеспечение управляемости вертолета. Но есть и вспомогательная система, отвечающая за освобождение шасси и его очистку.
Вертолет этой модели также имеет воздушную систему, задачей которой является обеспечение кондиционирования кабины вертолета и поддержка работы тормозной системы на колесах. Благодаря системе кондиционирования экипаж может летать при температуре от минус 50 до плюс 37 градусов. С помощью кислородной системы вертолет может летать при низком содержании кислорода в воздухе на высотах более трех километров.
Все электрооборудование на борту машины работает от постоянного тока напряжением 27 вольт. Электричество поступает от двух генераторов, которые расположены на электростанции. Кроме того, вертолет Ми-24 оснащен двумя батареями.
Благодаря качественному навигационному оборудованию пилотирование может осуществляться в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Вертолет оснащен автопилотом и системой автоматического управления модели САУ, автоматически рассчитывающей крен и тангаж. С помощью радиокомпасов, установленных на борту машины, можно определить высоту и угол сноса вертолета. Экипаж имеет средства связи, которые представлены УКВ-радиостанцией и системой «Карат». Вертолет также имеет систему предупреждения об опасности и ошибках на основе голосовых сообщений. Кроме того, у каждого летчика есть своя поисковая радиостанция.
Технические характеристики Ми-24
Вес (кг: | |
пустой | 8500 |
нормальный старт | 11200 |
максимальный старт | 11500 |
Полная длина, м | 21.35 |
Размах крыла, м | 6,66 |
Диаметр ротора, м | 17,3 |
Диаметр рулевого винта, м | 3,91 |
Мощность двигателя, л.с. | 2х2225 |
Скорость, км/ч: | |
максимум | 320 |
крейсерская | 264 |
Статическая крыша без учета влияния земли, м | 2000 г |
Динамический потолок, м | 4600 |
Дальность полета, км: | |
практичный | 595 |
дистилляция | 1000 |
Масса груза, кг: | |
нормальный | 1500 |
максимум | 2400 |
на внешней петле | 2000 г |
Экипаж, ребята | 3 |
Количество десантников, чел | 8 |
Встроенное оружие | пулемет ЯкБ-12,7 |
ПТРК | 9К113 «Штурм-В» |
Описание основных модификаций
Первой серийной модификацией вертолета стал Ми-24А, вооруженный пулеметом А-12,7А, ПТРК «Фаланга-МВ» и блоками НАР С-5. Этот вертолет получил прозвище «Стакан» за характерный внешний вид кабины — это название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище «Крокодил» потом перешло ко всем модификациям вертолета.
Уже в 1971 году он вышел на испытания Ми-24Б с усовершенствованным вооружением.
Пулемет заменили на ЯкБ-12,7, орудие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), со скорострельностью до 4500 выстрелов в минуту. Они представили новую модель ракеты «Фаланга», оснащенную полуавтоматическим наведением.
Но работы быстро прекратились — опыт эксплуатации вертолетов показал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плохой. Затем в 1972 году появился Ми-24В с полностью измененной носовой частью, отличавшейся новой тандемной кабиной. Однако разработка новых ПТРК «Штурм» затянулась, и это привело к появлению переходной модели Ми-24Д, в которой новая кабина была совмещена с системой вооружения Ми-24Б.
В 1975 году завершились испытания Ми-24В с новыми сверхзвуковыми противотанковыми ракетами «Штурм». На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт, перенеся его с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал спусковым, что улучшило устойчивость полета и повысило эффективность управления.
Первый «пушечный» вариант Ми-24П пошел в серийное производство в 1981 году. Он был вооружен курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт использования такого вертолета показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.
Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика — Ми-24К.
Он был оснащен аэрофотокамерой и цифровой системой коррекции. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки в зараженной местности и была оснащена системой жизнеобеспечения, аналитическое оборудование и ракетное вооружение заменены на телеуправляемые экскаваторы для взятия проб грунта. Такие машины использовались во время Чернобыльской катастрофы.
Ми-24ВМ впервые поднялся в воздух в 1999 году. Этот вертолет был оснащен несущим винтом из стеклопластика, четырехлопастным рулевым винтом и управляемыми ракетами «Атака». Шасси сделали неубирающимся, потому что убирающееся не давало заметного преимущества. Компания ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолетов.
Эти машины, известные как «Суперхинд» (Hind — название Ми-24 в странах НАТО), имеют облегченную конструкцию, улучшенную бронезащиту и могут использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.
Читайте также: Lockheed SR-71 Blackbird
ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников
Диаметр ротора, м | 17,3 | 13.41 | 14,6 | 14,63 |
Диаметр рулевого винта, м | 3908 | 2,59 | 2,97 | 2,79 |
Длина фюзеляжа, м | 17.51 | 13.59 | 13,87 | 15.06 |
Ширина фюзеляжа, м | 1,7 | 0,99 | 0,99 | — |
Высота, м | 3,9 | 4.9 | 4,37 | 4,95 |
Максимальный стартовый вес, кг | 11 500 | 4535 | 8409 | 10 400 |
Силовая установка | ТВ3-117В (ВМА) | Т53-Л-703 | Т700-ГЭ-401С | Т700-ГЭ-701Д |
Мощность двигателя, л.с. | 2 х 2500 | 1 х 1690 | 2×1723 | 2 х 2000 |
Экипаж, ребята | 2-3 (до 8 десантников) | 2 | 2 | 2 |
Максимальная скорость в горизонтальном полете, км/ч | 335 | 315 | 287 | 265 |
Практическая дальность полета, км | 450 | 510 | 680 | 480 |
Практичная крыша, м | 4950 | 3720 | 5900 | 6100 |
Пушечное вооружение | 12,7-мм пулемет (Ми-24А-Д), 30-мм пушка (Ми-24П), 23-мм пушка (Ми-24ВП-ВМ) | 7,62-мм пулемет, 40-мм гранатомет. | 20-мм пушка | 30-мм пушка |
Ракетное оружие | НАР С-5, С-8, С-13, С-24. ПТРК «Фаланга», «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А” |
70 мм НАР | 70мм НАР Hydra, ПТРК Hellfire | 70мм НАР Hydra, ПТРК Hellfire |
Преимущества и недостатки
Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то в первую очередь следует отметить его потрясающую надежность и живучесть. Тяжелая броня кабины и силовой установки делала этот вертолет практически неуязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могли только крупнокалиберные орудия.
Еще одним неоспоримым достоинством машины было мощное вооружение. С его помощью вертолет может решить любую задачу: эффективно уничтожать экипажи и бронетехнику противника.
Ми-24 очень тяжелая и крупная машина. Его максимальная взлетная масса составляет 11 500 кг (у американского АН-1 — 4 500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание не для «крокодила», его стихия — скорость.
На сегодняшний день концепция использования Ми-24 устарела. Грузовой отсек, в котором должны были разместиться десантники, так и не использовался по прямому назначению, но это значительно утяжеляло машину.
Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения бронезащиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного применения управляемого оружия, способного поражать противника на значительных дистанциях. При этом вертолету не приходится заходить в зону ПВО противника и подвергать себя опасности. Но для этого боевые машины должны иметь современную оптику, системы прицеливания и управления огнем. Ничего этого нет на Ми-24.
На Ми-35 и ряде других более поздних модификаций вертолета практически устранены основные недостатки машины, но модернизированных машин очень мало. Кроме того, российская армия активно переходит на Ми-28Н.
Многие военные эксперты считают, что в ближайшем будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они намного дешевле, и людям не нужно рисковать. Не исключено, что Ми-28Н, Ка-52, а также их зарубежный аналог AH-64 Apache — последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.
Достоинства и слабые места
Боевая эффективность «двадцатьчетверки» достигалась сочетанием положительных характеристик: мощного комплекса различного вооружения, хорошей бронезащиты и высокой скорости. Надежность и неприхотливость вертолета сделали его популярным во всем мире, а большой потенциал для модернизации означает, что он не устареет и сейчас.
Конечно, были в «Крокодиле» и недостатки. Но фатальных конструктивных недостатков среди них не было, а имеющиеся легко устранялись. Для Ми-24В была исправлена уже упомянутая неудачная конструкция исходного варианта кабины. Недостаточная эффективность рулевого винта была побеждена на Ми-24Д.
Во время Афганской войны вертолеты стали оснащаться высотными двигателями.
Бронирование было оценено как хорошее, а живучесть повышена за счет заполнения топливных баков пенополиуретаном, установки тепловых ловушек для защиты от ПЗРК и стальной защиты гидролиний.
В ходе войны в Афганистане пулемет ЯкБ показал себя мощным, но крайне капризным и ненадежным оружием. Пулемет перегрелся, заклинил, лента порвалась. Но более поздние модификации пушек показали себя намного лучше. Ошибки, конечно, случались, но в целом пистолет полюбился и летчикам, и оружейникам.
«Крокодил» пытались вооружить тяжелыми ракетами С-24 и С-25. Выяснилось, что двигатели мощных ракет своим количеством газа мешают работе вертолетных двигателей, в результате к пуску ракет допускались только опытные летчики. Да и применялись такие ракеты лишь эпизодически. До 1990-х годов не удавалось решить проблему обеспечения работы в ночное время.
Россия:
22. Ми-24ПН, 2003 г.
Для выполнения боевых задач ночью: ТВ/тепловизионная подсистема ночного видения для наведения (создан очень характерный нос). Поставлен в ВС РФ с 2003 г. В 2004 г передано 14 вертолетов.
23-25. Ми-24ПС
Патрульно-спасательные работы выполнены в 3-х вариантах.
Один базируется на Ми-24П с пулеметной установкой, системой спутниковой связи и системой связи, используемой российским спецназом. Прожектор ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Метеорологический радар установлен в носовой части фюзеляжа. В трюме может перевозиться штурмовая группа из 6 человек. Для облегчения посадки на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и крюки (одновременно на землю по канатам могут спускаться 4 человека), а также лебедка ГПГ-4 на борту.
Второй Ми-24ПС не оборудован метеорологическим радиолокатором и пулеметно-пушечным вооружением. Крыло меньше по размеру, под ним два подвесных топливных бака, прикрепленных к пилонам. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном сферическом контейнере размещена тепловизионная камера для поиска объектов в ночное время. Есть мощные динамики.
3 вариант — МЧС. Оружия нет, но поисково-спасательная техника другая.
26. Ми-24ВМ, 2011 г.
Модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубирающееся шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой), всепогодное БРЭО, станция активных ИК-помех СОЭП «Липа», подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми- 24ВП), усовершенствованная РК-аппаратура наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Может нести ПТРК «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». РВВ Р-60 и Игла-В. К 2020 году построено более 60.
27. Ми-35М
Экспортный вариант Ми-24ВМ. Они были построены в 94 году.
28. Ми-24ЛЛ (ПСВ), 2016 г.
Летающая лаборатория на базе Ми-24К с двигателями ВК-2500-1, новыми лопастями несущего винта, убирающимся шасси, без крыла. Создан в рамках работ по перспективному скоростному вертолету Ми-ПСВ. В 2016 году он достиг рекордной для классических вертолетов скорости 405 км/ч (без силовой установки.
29-32. Ми-24П-1М и 2М, 2019 г.
Созданные на тему «Феникс» на базе нереализованного проекта Ми-24ВП-М, впервые представленного в 2017 году, серийные машины уже были представлены на МАКС-2019. Отличается от Ми-35М полноразмерным или удлиненным крылом и убирающимся шасси. Новая ОЭПС с многочастотным лазерным каналом управления позволяет штатно применять ПТРК «Вихрь-1», РВЗ «Гермес-А», РВВ «Сосна» на базе ракет повышенной дальности 9М340 и 9М337.
Антенны радиокомандного канала в обтекателе были демонтированы из-за малой помехоустойчивости, но остались интегрированные в планер антенны радионаведения нового поколения. Многофункциональный комплекс «Атака», РВВ Р-60М4 (возможно использование белорусской модификации), блокировка НАР/УР С-8, С-13, УПК-23.
Вертолеты имеют улучшенную броню, усовершенствованные системы управления, новейшие КОЭП и системы РЭБ. На Ми-24П-2М в качестве основного средства обнаружения используется ОЛС, а на Ми-24П-1М — впервые — АФАР. Уникальная раскраска пикселей.
Их экспортные версии Ми-35П-1М и 2М ничем не отличаются от российских.
Боевое применение Ми-24
Когда американцы создавали свою Кобру, Вьетнамская война была в самом разгаре, поэтому конструкторы заранее знали, в какой оперативный центр отправится их машина и с чем она там столкнется. Но Ми-24 не был предназначен для тех войн, в которых ему приходилось участвовать. Первыми конфликтами для «крокодилов» были война за Огаден, где они атаковали сомалийские силы, и ливийская война с Чадом.
С января 1980 года «двадцатьчетверки» стали использоваться в Афганистане. Именно эта война стала полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолетов и совершенствовалось их вооружение.
Первоначально Ми-24 не казался особо подходящим для местных условий, его считали слишком тяжелым и недостаточно маневренным. Однако со временем «универсальные» Ми-8 для ударных задач стали использоваться все реже, а Ми-24 — все чаще. В транспортных целях «крокодил» почти не использовался. С десантом на борту еще больше падала маневренность, а сама кабина была слишком тесной.
В Афганистане выработали следующую тактику применения: запускали неуправляемые ракеты, затем стреляли из пулемета или пушки и, наконец, сбрасывали бомбы.
НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили на более мощные С-8 калибра.
Некоторое количество Ми-24 осталось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они сражались на стороне правительственных войск, а затем приняли участие в новом витке гражданской войны и уже оказались среди противников режима.
После распада Советского Союза Ми-24 использовались в Нагорном Карабахе, причем с обеих сторон. Российские «двадцать четыре» активно использовались во время войны в Чечне.
Ирано-иракская война интересна тем, что Ми-24 неоднократно использовались для воздушных боев. При выполнении таких «неядерных» задач иракские вертолеты были способны сбивать даже истребители.
Но чаще всего бои происходили между вертолетами. Противником «двадцатьчетверки» была «Кобра», тоже плохо (если не хуже) приспособленная для воздушного боя. Исход таких боев обычно определялся уровнем подготовки пилотов, но список побед машин Миля оказался длиннее.
Ми-24 воевали в Анголе, в Индокитае сбивали лагеря красных кхмеров, в Перу помогали бороться с наркомафией. А во время войны в Сьерра-Леоне в 90-е годы Ми-24 находились в распоряжении ЧВК «ExecutiveOutcomes”.
Во время гражданской войны в Сирии Ми-24 используются как сирийскими ВВС, так и российской авиацией.
К сожалению, именно Ми-24 (точнее Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолетом, потерянным Россией в этом конфликте.