- Эсминцы «Орли Берк». Рекордсмены с ракетным вооружением
- Arleigh Burke-class weapons
- Arleigh Burke destroyer design
- Эсминец УРО USS Thomas Hudner (DDG-116)
- Эсминец УРО USS Paul Ignatius (DDG-117)
- Корабли серии II
- Боевое применение
- Aegis combat system
- Вооружение
- Arleigh Burke-class sensors
- Flight III Arleigh Burke ships
- Эсминец УРО USS Daniel Inouye (DDG-118)
- Эсминец УРО USS Frank E. Petersen Jr. (DDG-121)
- Countermeasures
- Конструкция
- Arleigh Burke-class Flight IIA ships
- Эсминец УРО USS Delbert D. Black (DDG-119)
- Эсминец УРО USS Carl M. Levin (DDG-120)
Эсминцы «Орли Берк». Рекордсмены с ракетным вооружением
В июне 2011 года ВМС США объявили о своих планах на будущее эсминцев ВМС США. Перспективные эсминцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для серийного производства, поэтому от проекта Arleigh Burk как основного эсминца ВМФ было решено отказаться. Кроме того, до начала тридцатых годов текущего века флот пополнится кораблями типа «Орли Бёрк». За это время американские верфи соберут два десятка эсминцев.
Исходя из нормальной продолжительности жизни кораблей ВМС США, можно предположить, что последний корабль класса «Орли Бёрк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. Судя по всему, у командования ВМС США есть свои соображения, позволяющие включать эти эсминцы в столь отдаленное будущее.
Для обеспечения преимущества над советским флотом в середине 70-х годов американские моряки хотели получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хоть и современные корабли, все же не имели больших перспектив и требовали если не замены, то как минимум серьезного дополнения. Вдобавок к этому эсминцы типа Spruance, несмотря на имеющееся вооружение, числились в официальных документах как обычные эсминцы, а время и обстановка требовали полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным вооружением).
Работа по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняла несколько лет, а конкурс на разработку начался только в 1980 году. На создание конкурсных эскизных проектов сразу семи судостроительным предприятиям ушло около трех лет, после чего осталось три участника: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard. Третьей фирме так и не удалось привлечь «внимание» тендерной комиссии, поэтому строительство первых двух кораблей нового проекта было предоставлено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно.
Проект, как и его головной корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Бёрка, который большую часть Второй мировой войны командовал различными соединениями эсминцев. Контракт на 322 миллиона долларов с Bath Iron Works был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца оказалась в несколько раз выше. С учетом всего электронного оборудования, вооружения и так далее, это обошлось Пентагону в 1,1 миллиарда.
Строительство USS Arleigh Burke (DDG-51) началось в конце 1988 года, а в День независимости 1991 года он поступил на вооружение. В дальнейшем две верфи — Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding — построили еще два десятка таких кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта были изготовлены в соответствии с первым вариантом проекта, получившим название Flight I. Вскоре после начала строительства основного проекта первой серии американские кораблестроители приступили к модернизации.
В результате эсминец USS Mahan, введенный в строй еще в 1992 году, был достроен как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев для версии Flight II было в более скромных масштабах: всего семь кораблей. Утверждается, что малая вторая серия изначально считалась переходным звеном от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новый вариант проекта имел в индексе не тройку, а обозначение IIA.
Эта линия оказалась самой многочисленной. В настоящее время построено 34 эсминца Orly Burke серии IIA и строительство продолжается. Общее количество кораблей по старым планам должно было составлять 75 единиц, но в настоящее время их всего 62. Скорее всего, 24 эсминца, которые будут заказаны позже, будут сделаны по следующему варианту проекта.
Все существующие серии кораблей — I, II и IIA — имеют лишь незначительные отличия в конструкции. Они обусловлены функциями установленного оборудования и функциями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Орли Берк» всех трех серий — однокорпусные корабли с длинными тюленями. Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля изготовлено из высокопрочной стали.
Дело в том, что после Второй мировой войны американские кораблестроители стали активно использовать алюминиевые детали при строительстве кораблей этого класса. Технически это была хорошая затея, но опыт боев с участием алюминиевых кораблей вынудил вернуться к стали. Алюминиевые эсминцы «Орли Бёрк» изготавливались лишь некоторыми деталями, например мачтами. Корпус с низкой посадкой имеет относительно небольшой выступ в носовой части и относительно широкую среднюю часть.
Такая форма корпуса немного увеличивает водостойкость, но улучшает остойчивость и уменьшает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб для компенсации деградации течения из-за особенностей обводов корпуса. Водонепроницаемые переборки делят внутренний объем корпуса на 13 отсеков. Любопытно, что нижние палубы имеют компоновку, позволяющую без ограничений передвигаться по кораблю, не покидая верхней палубы.
Это сделано для того, чтобы экипажу не угрожала опасность, если противник применит оружие массового поражения. Помимо специально спланированных интерьеров экипаж защищен от химического, биологического и ядерного оружия специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.
Orly Burke стал первым американским эсминцем, корпус и надстройка которого выполнены по технологии малозаметности. Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, которые соединены парами под острыми углами, что приводит к заметному рассеянию радиоволн. Аналогичным образом изготавливаются дымоходные дома.
Кроме того, выхлоп силовой установки перед сбросом проходит через специальную смесительную камеру, где смешивается с атмосферным воздухом и охлаждается. В результате корабли класса Orly Burke имеют почти вдвое меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники класса Spruence. Использование крупных деталей, в том числе снижающих обзорность, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до спуска на воду проходит 10-15 недель.
Двухвальная силовая установка эсминцев Orly Burke всех серий состоит из четырех газотурбинных двигателей LM2500 производства General Electric. Каждый двигатель оснащен контуром термоизоляции, снижающим расход топлива до четверти, и установлен на амортизирующих опорах для снижения шума. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно полностью демонтировать.
Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил. В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий установлено три газотурбинных двигателя Allison 2500. Мощность основного и резервного двигателей передается на два вала, которые вращают пятилопастные винты изменяемого шага.
Эсминцы проекта Orly Burke способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается при экономической скорости в 20 узлов. При этом эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли II и IIA серий — еще на пять тысяч миль. В то же время некоторые американские источники утверждают, что снижение скорости до 18 узлов могло довести дальность плавания до шести тысяч миль. Однако в этом есть некоторое сомнение.
Первые 28 кораблей типа «Орли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320–350 человек: 22–25 офицеров и 300–330 матросов, офицеров и т д. Разница в численности была обусловлена некоторыми различиями в вооружении и по количеству вертолетов. На кораблях серии IIA пересмотрено потребное количество экипажей в ряде служб и добавлена ремонтная группа на два вертолета.
Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера). Особое внимание американцы обращают на то, что в проектировании жилых помещений кораблей Orly Burke участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому на площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального образа жизни.
В состав вооружения эсминцев Orly Burke входит множество систем, но его основу составляет система управления Aegis (читай «Иджис»). Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) сочетает в себе полный набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входит многофункциональная РЛС с ФАР, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, средства радиоэлектронной борьбы, средства связи и т д. Кроме того, Aegis имеет ряд подсистем вывода информации, передачи данных другим кораблям и системы непосредственного управления вооружением.
Эсминцы Orly Burke вооружены различными типами ракет. В носу и корме кораблей всех серий установлены универсальные силуэтные пусковые установки Мк 41. На кораблях I и II серий носовая и кормовая пусковые установки имеют соответственно 30 и 60 ячеек. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64. Транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной ракетой SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с RIM- В одной ячейке можно разместить 7 зенитных ракет Sea Sparrow.
Стартовая аппаратура позволяет одновременно готовить к пуску 16 ракет разных типов и запускать их со скоростью одна ракета в секунду. Помимо пусковых установок, на Mk 41 имеется несколько кранов для загрузки ТПК ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкция эсминца не позволяют перезаряжать ракеты «Томагавк» или СМ-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка такого оружия возможна только в условиях базы.
Этот недостаток компенсируется гибкостью подбора вооружения: если корабль будет атаковать наземные цели, он получит «Томагавки», если корабль будет выполнять зенитные функции, то будет снаряжен «Си Спэрроу» или SM-2/3.
«Главным калибром» артиллерийского вооружения эсминцев является 127-мм установка Mk 45. В то же время Mk 45 Mod был установлен на первых 30 экземплярах Orly Burke. 2, на остальных — Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в диапазоне от -15° до +65° по вертикали и практически во всех направлениях по горизонтали, разумеется, за исключением сектора, закрытого надстройкой корабля.
Скорострельность Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами падает вдвое. Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом Mk 45 обр. 4 составляет 35-38 километров. При использовании активной ракеты с ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров. В артиллерийском погребе эсминцев «Орли Бёрк» помещается боекомплект из 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов уходит около 15-16 часов.
Зенитная артиллерия «Орли Бёрк» может быть оснащена различными видами вооружения. На кораблях I, II серии, а также на первых эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS со скорострельностью до 3000 выстрелов в минуту. Меньшее количество кораблей было оснащено 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, и почти все Orly Burke имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Browning M2HB.
Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и Bushmaster малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела малоразмерных целей, таких как легкие катера и моторные лодки.
Для поражения более серьезных надводных целей эсминцы всех трех серий имеют по два бортовых торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом шесть торпед. Это может быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев Orly Burke основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после выпуска всех шести торпед не предусмотрена. В ранних вариантах проекта инженеры рассматривали возможность применения на «Орли Бёрк» глубинных бомб, но это тактико-техническое решение не дошло даже до Flight I.
Один вертолет Ш-60 может базироваться на палубе кораблей первой и второй серии. Рядом с местом приземления находилась керосиновая цистерна и небольшой «склад» вооружения — девять торпед Mk 46. Вертолеты, предназначенные для размещения на эсминцах Orly Burke, оснащены противолодочной системой LAMPS-3, интегрированной в общую БИУС Aegis.
Из-за ограниченных объемов кораблей первых двух серий у них не было средств для обслуживания и ремонта вертолета, кроме тех, что находились на борту. Таким образом, любое более или менее серьезное повреждение приводило к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании варианта проекта IIA эти недостатки были учтены, и корабелы сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, за счет этого авиагруппа эсминца была увеличена вдвое.
Именно это потребовало введения в состав экипажа группы технического обслуживания самолетов. Увеличили инженеры и арсенал вооружения вертолетов: на «Орли Берк» серии IIA помещалось до 40 торпед, ракет класса «воздух-земля» разных типов и даже несколько ПЗРК.
эсминцы типа «Орли Бёрк» участвовали в нескольких военных конфликтах практически с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003 годах, Югославия в 1999 году и ряд других операций. Благодаря своей многочисленности (в настоящее время в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждой кампании ВМС США.
Однако в России эти корабли более известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнил в августе 2008 года. Напомним, что тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны за «Три восьмерки» доставило этим судном 55 тонн гуманитарного груза в грузинский порт Батуми.
Помимо боевых успехов и интересного дизайна, эсминцы Orly Burke являются в некотором смысле рекордсменами ВМС США. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8 500 т (серия I), 9 000 т (серия II) и 9 650 т (серия IIA) «Орли Берк» является самым массовым американским военным кораблем водоизмещением более пяти тысяч тонн. Этот факт говорит о том, что этот тип корабля является несомненной удачей американского судостроения.
Также в пользу успеха проекта говорит тот факт, что им сразу же заинтересовались японцы. В 1993-95 годах четыре эсминца типа «Конго» вошли в состав Сил самообороны Японии. По сути, это те же «Орли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать легальным характеристикам японского флота.
Как и все другие проекты, Orly Burke со временем пришлось заменить более новым оборудованием. Но, к несчастью для ВМС США, проект перспективного эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже запланированного. Благодаря такому провалу на Замволте Orly Burke и в дальнейшем останется в строю. Когда эти корабли были введены в строй, их планировалось прослужить около 35 лет.
Но отсутствие возможности серийного производства эсминцев Zumwalt вынудило командование ВМС США начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и наметить планы закупки 24 кораблей в дополнение к уже заказанным 75. Вместе с предположением о возможной продолжительности службы «Орли Бёрк» до семидесятых годов нынешнего века это может помочь этим эсминцам установить очередной рекорд. На этот раз речь пойдет о стойкости.
Arleigh Burke-class weapons
Крейсера вооружены 56 ракетами Raytheon Tomahawk, комбинированными ракетами наземного нападения (TLAM) с навигационной системой, поддерживаемой Tercom, и противокорабельными ракетами с инерциальным наведением. Стандартный блок СМ-2МР из 4 зенитных ракет с командно-инерциальным наведением остается в центре системы Aegis.
И «Томагавк», и стандартные ракеты запускаются из двух систем вертикального пуска Lockheed Martin mk41. Первые испытания системы управления вооружением новой ракеты Tactical Tomahawk (Block IV) состоялись на авианосце USS Stethem (DDG 63) в октябре 2002 г. Полномасштабные серийные поставки ракеты начались в мае 2004 г., а на вооружение ВМС США она поступила в Сентябрь 2004 г. Новая ракета способна осуществлять планирование миссии на борту ракеты-носителя, целеуказание в полете и барражирование.
В декабре 2004 г компания Raytheon начала поставки Standard MissileSM-3. Основанная на технологии «попадание на поражение», SM-3 имеет кинетическую боеголовку и предназначена для поражения баллистических ракет малой и средней дальности. Ракета SM-3 Block 1B также содержит двухцветную инфракрасную ГСН, а также систему отвода газов и ориентации.
SM-3 будет модернизирован до SM-3 Block IIA и SM-3 Block IIB. Военный корабль США «Джон Финн» запустил ракету SM-3 Block IIA для успешного перехвата и уничтожения цели во время летных испытаний у берегов Гавайев в октябре 2018 года.
Имеется восемь ракет класса «земля-земля» Boeing Harpoon и противолодочные системы вертикального пуска Lockheed Martin ASROC, вооруженные торпедой mk50 или mk46. ASROC запускается с mk41 VLS.
Суда Arleigh Burke оснащены ракетой Evolved Sea Sparrow Missile (ESSM), разработанной Raytheon. ESSM — это усовершенствованная корабельная ракета самообороны для использования против противокорабельных ракет.
В июле 2002 года первый морской запуск ESSM был проведен кораблем Flight IIA, USS Shoup. Ракета была запущена из mk41 VLS, а радар Aegis AN/SPY-1D навел ракету на поражение цели. ESSM прошла эксплуатационные испытания и оценку ВМС США (OPEVAL) в сентябре 2003 г и была запущена в серийное производство в марте 2004 г. Новыми ракетами были оснащены авианосцы USS Chaffee и McCampbell.
Суда оснащены 127-мм пушкой Mk45 производства BAE Systems Land & Armaments (ранее United Defense) с электрооптическим прицелом Kollmorgen mk46 mod 1 и двумя 20-мм шестиствольными системами ближнего боя Phalanx mk15 Raytheon/General Dynamics (CIWS). Phalanx block 1B был установлен на USS Howard, Bulkeley и Cole, а также будет устанавливаться на вновь строящихся судах.
Модернизация Phalanx 1B включает в себя тепловизионную камеру Thales Optronics HDTI5-2F, улучшенный радар Ku-диапазона и более длинный ствол орудия, что обеспечивает повышенную скорострельность до 4500 выстрелов в минуту. Авианосец Flight IIA USS Winston Churchill является первым кораблем, оснащенным самой современной пушкой ВМС США, mk45 mod 4, которая может стрелять управляемыми боеприпасами увеличенной дальности (ERGM) на дальность почти 60 миль. Закупка Raytheon 127 мм ERGM была отменена в июле 2008 года.
Эсминцы оснащены шестью (два тройных) 324-мм торпедными аппаратами Mk32 mod 14 для пуска противолодочных торпед ATK (AlliantTechsystems) mk46 или mk50 с активным/пассивным самонаведением.
Arleigh Burke destroyer design
За исключением двух алюминиевых труб, весь корабль сделан из стали, а жизненно важные зоны защищены двумя слоями стали и 70-тонной кевларовой броней.
На эсминце есть площадка для перевооружения и дозаправки вертолета LAMPS III SH-60B/F с противолодочными возможностями, но разместить отдельный вертолет без ангаров корабль не в состоянии. Это первый класс ВМС США, оснащенный противоракетной защитой.
Эсминец УРО USS Thomas Hudner (DDG-116)
Эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke ВМС США
В эксплуатации 9 700 тонн 155,29 м 31 узел 380
Эсминец УРО USS Paul Ignatius (DDG-117)
Эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke ВМС США
В эксплуатации 9 700 тонн 155,29 м 31 узел 380
Корабли серии II
Имя | Дата заказа на отгрузку | Верфь | Начало строительства | Запуск | Введение в эксплуатацию | Домашняя база | Эскадрилья |
«Махан» | 8 апреля 1992 г | Банный металлургический завод | 17 августа 1995 г | 29 июня 1996 г | 14 февраля 1998 г | Норфолк | 22 или 26. Эскадрилья эсминцев УРО |
«Дикейтор» | 19 января 1993 г | Банный металлургический завод | 11 января 1996 г | 10 ноября 1996 г | 29 августа 1998 г | Сан Диего | 7. Эскадрилья эсминцев УРО |
«Макфол» | 21 января 1993 г | Судостроение Ингалла | 26 января 1996 г | 18 января 1997 г | 25 апреля 1998 г | Норфолк | 2 или 22. Эскадрилья эсминцев УРО |
«Дональд Кук» | 19 января 1993 г | Банный металлургический завод | 9 июля 1996 г | 3 мая 1997 г | 4 декабря 1998 г | Норфолк | 2 или 22. Эскадрилья эсминцев УРО |
«Хиггинс» | 19 января 1993 г | Банный металлургический завод | 14 ноября 1996 г | 4 сентября 1997 г | 24 апреля 1999 г | Сан Диего | 23. Эскадрилья эсминцев УРО |
«О’Кейн» | 20 июля 1994 г | Банный металлургический завод | 5 мая 1997 г | 28 марта 1998 г | 23 октября 1999 г | Перл Харбор | 31. Эскадрилья эсминцев УРО |
«Перевозчик» | 20 июля 1994 г | Судостроение Ингалла | 2 декабря 1996 г | 12 ноября 1997 г | 20 марта 1999 г | Норфолк | 2. Эскадрилья эсминцев УРО |
Боевое применение
В начале своей боевой карьеры эсминец класса Arleigh Burke Cole стал «знаменитым» 12 октября 2000 года, когда он был поврежден в йеменском порту Аден лодкой с террористом-смертником и самодельной бомбой. Эсминцы Arleigh Burke активно участвовали в ракетных ударах по целям в Югославии в 1999 году и Ираке в 1996 и 1998 годах.
Самым серьезным полем боя для этих кораблей в 2003 году стала операция «Иракская свобода». 11 эсминцев вошли в Персидский залив для очередной бомбардировки Ирака. Ряд кораблей класса Arleigh Burke и по сей день присутствует в неспокойных водах Персидского залива.
Читайте также: Линкоры-гиганты СССР: корабли, которые не были достроены
Aegis combat system
Эсминцы класса Arleigh Burke оснащены боевой системой Aegis, которая объединяет датчики корабля и системы вооружения для отражения угроз противокорабельных ракет.
Система Aegis имеет унифицированную архитектуру с четырьмя подсистемами, многофункциональной РЛС AN/SPY-1, системой управления и принятия решений (CDS), системой отображения Aegis (ADS) и системой управления вооружением (WCS).
CDS получает данные с кораблей и внешних датчиков через спутниковую связь и обеспечивает управление, контроль и оценку угроз. WCS получает инструкции от CDS, выбирает оружие и задействует системы управления огнем оружия.
Модернизация Aegis, Baseline 7.1, была сертифицирована USN в сентябре 2005 года на борту USS Pinkney (DDG 91). Модернизация включает новый радар AN/SPY-1D(V), который имеет улучшенные средства радиоэлектронного противодействия и более эффективные возможности в прибрежной среде. Базовый уровень 7.1 основан на коммерческой компьютерной архитектуре (COTS). Испытания по модернизации в марте 2003 г включали стрельбу ESSM прямой наводкой.
USS John Finn был первым новостроем, оснащенным Baseline 9. Обновление боевой системы в 2015 году включало активацию Aegis Baseline 9 на USS Arleigh Burke, головном корабле этого класса. Конфигурация Flight III включает в себя серьезные улучшения, позволяющие кораблю одновременно вести как противовоздушную войну, так и операции по противоракетной обороне.
Корабли класса Flight III будут иметь усовершенствованный радар AN/SPY-6(V) и обновление Aegis Baseline 10.
В декабре 2019 года Raytheon получила контракт на сумму 250 миллионов долларов на строительство корабельного радиолокационного комплекса SPY-6 для установки на борт эсминцев Flight III.
Lockheed Martin разработала систему защиты от баллистических ракет Aegis (BMD) для боевой системы Aegis, чтобы поражать баллистические ракеты с помощью ракеты SM-3. 33 эсминца Arleigh Burke были оснащены системой противоракетной обороны Aegis, которая обеспечивает дальнее наблюдение, отслеживание и поражение баллистических ракет малой и средней дальности.
Система получила сертификацию ВМС США для полного развертывания в сентябре 2006 года. Работы на 33 эсминцах были завершены к 2019 году, и корабли вместе с тремя крейсерами Ticonderoga составляют флот ПРО Aegis. 30 июля 2009 года ВМС США испытали систему ПРО Aegis на авианосце USS Hopper (DDG 70).
ПРО Aegis является важнейшим компонентом системы ПРО США морского базирования. Развернутые эсминцы в настоящее время оснащены версиями 3.6.1 и 4.0.1 системы. Будущие обновления программного обеспечения будут включать переход системы на более продвинутые версии 5.0, 5.1 и 5.2.
Системы управления вооружением включают SWG-1A для Harpoon, SWG-3 для Tomahawk, систему управления ракетным огнем mk99 mod 3, систему управления огнем орудия GWS34 mod 0 и систему управления огнем mk116 mod 7 для противолодочных систем.
Вооружение
Основное ударное вооружение корабля под управлением системы «Иджис» состоит из двух пусковых установок Mk. 41 (носовой и кормовой), в том числе от 8 до 56 крылатых ракет типа «Томагавк» с ядерной или обычной боевой частью: дальность поражения целей 1250–1609 км в неядерном варианте и 2500 км в ядерном варианте. Так, эсминец Arleigh Burke, благодаря своей способности нести тактическое ядерное оружие, стал новым аргументом в пользу стратегического господства США на морях.
Пусковые установки противокорабельных ракет на борту американского эсминца
Артиллерийское вооружение представлено 127-мм артиллерийской установкой Mk. 45 с боезапасом 680 выстрелов, 2 зенитно-артиллерийские установки с шестиствольными орудиями Mk. 15 Phalanx CIWS калибра 20 мм, а также 2-4 установки 25-мм пушек Bushmaster или 12,7-мм пулеметов Browning M2. Для борьбы с кораблями противника имеются две установки из 4 ПКР «Гарпун», а также установка из 74 ПКР типа СМ-2 или СМ-3, или 24 более мощных ПКР РИМ -7 типа «Морской воробей.
Противолодочное и противокорабельное вооружение представлено двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами Mk. 32, использующая для стрельбы противолодочные торпеды, и две установки для вертикального пуска крылатых ракет. Авиагруппа состоит из 1-2 вертолетов Ш-60 в противолодочном или разведывательном вариантах.
Торпедные аппараты современного крейсера или эсминца расположены по бортам. Торпеды чаще всего извлекаются из подпалубного подвала с помощью специального крана
В зависимости от боевой задачи соотношение типов ракет в системе «Иджис» может меняться. Для решения задачи ПВО можно увеличить боекомплект зенитных управляемых ракет за счет сокращения количества крылатых и противолодочных ракет, для увеличения поражающей силы можно принять увеличенный боекомплект ракет типа «Томагавк» на борту за счет уменьшения количества ракет и зенитных ракет.
Arleigh Burke-class sensors
Система Aegis оснащена РЛС воздушного поиска и управления огнем Lockheed Martin AN/SPY-ID с 3D-фазированной антенной решеткой, работающей в диапазоне E/F, и радаром наземного поиска DRS Technologies AN/SPS-67(V)3 C (5,4-5,8) ГГц) РЛС. Система также имеет навигационную РЛС Raytheon SPS-64(V)9 I-диапазона и три РЛС Raytheon AN/SPG-62 I/J-диапазона для управления огнем.
Гидроакустический комплекс Lockheed Martin SQQ-89(V)6 включает носовой активный поисково-атакующий гидролокатор Edo Corporation AN/SQS-53C и пассивную буксируемую антенную решетку AN/SQR-19B.
Комплект был модернизирован до SQQ-89 (V) 15 на более чем 100 эсминцах Arleigh Burke (DDG 51), чтобы разрешить развертывание системы дистанционного поиска мин AN / WLD-1 Lockheed Martin.
USS Momsen (DDG 92) был первым судном, оснащенным RMS AN/WLD-1, который будет установлен на всех последующих судах. AN / WLD-1 включает в себя внешний тральщик (RMV), буксирующий эхолот AN / AQS-20A (VDS).
В марте 2022 года Raytheon Missiles & Defense, дочерняя компания Raytheon Technologies, заключила контракт на сумму 651 миллион долларов на поставку твердотельных, фиксированных и вращающихся вариантов радаров AN / SPY-6 (V) для полета III класса Arleigh Burke эсминцы.
Радар SPY-6 установлен на Jack H. Lucas (DDG 125). Он также был доставлен будущему Теду Стивенсу (DDG 128).
Flight III Arleigh Burke ships
Улучшения по сравнению с предыдущими полетами включают ангары для двух вертолетов SH-60B/F LAMPS, новое программное обеспечение боевой системы, увеличенную кабину экипажа, ракету Evolved SeaSparrow, гидролокатор обнаружения мин Kingfisher, оптико-электронный прицел Kollmorgen и модернизацию радиолокационной системы Aegis.
В феврале 2016 года компания Timken заключила контракт с Министерством обороны США на поставку главных редукторов Philadelphia Gear (MRG) для кораблей следующего поколения класса Arleigh Burke DDG 51.
В сентябре 2018 года ВМС США заключили с HII и BIW два контракта на общую сумму 9,29 миллиарда долларов на строительство десяти эсминцев Flight III DDG 51. HII построит шесть эсминцев, а BIW построит оставшиеся четыре. Строительство кораблей будет проходить в период с 2018 по 2022 год.
В декабре 2018 года ВМС США заключили с BIW модификацию контракта на строительство дополнительного эсминца класса Arleigh Burke.
В ноябре 2019 года HII заложила и подтвердила подлинность киля USS Jack H Lucas (DDG 125), первого эсминца класса Arleigh Burke рейса III. DDG 125 был окрещен в марте 2022 года, ввод в эксплуатацию ожидается в 2024 году.
Строительство USS Louis H Wilson Jr (DDG-126) началось на верфи BIW в марте 2020 года.
Другие линкоры класса Arleigh Burke Flight III, которые еще не введены в строй, включают USS Gallagher (DDG 127), Ted Stevens (DDG 128), Jeremiah Denton (DDG 129), William Charette (DDG 130), George M Neal (DDG 131), Квентин Уолш (DDG 132), Сэм Нанн (DDG 133), PCU Джон Э. КИЛмер (DDG 134), DDG 135, DDG 136, DDG 137 и DDG 138.
Эсминец УРО USS Daniel Inouye (DDG-118)
Эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke ВМС США
В эксплуатации 9 700 тонн 155,29 м 31 узел 380
Эсминец УРО USS Frank E. Petersen Jr. (DDG-121)
Эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke ВМС США
В эксплуатации 9 700 тонн 155,29 м 31 узел 380
Countermeasures
Корабельная система радиоэлектронного противодействия/мер поддержки — Raytheon AN/SLQ-32(V)3, выполняющая радиолокационное предупреждение и глушение. Новый вариант SLQ-32 (V) 6 был представлен для улучшения возможностей радиоэлектронной борьбы эсминцев.
Военно-морской флот работает с Northrop Grumman в рамках программы улучшения наземной радиоэлектронной борьбы (SEWIP) Block 3, чтобы обеспечить возможности электронной атаки для системы SLQ-32 (V.
Northrop Grumman поставила первую систему SEWIP Block 3 для установки на эсминец DDG 51 в 2021 году.
Приманки включают в себя две шестиствольные пусковые установки для дипольных отражателей Lockheed Martin Sippican SRBOC и инфракрасные ракеты, а также систему-приманку торпед AN / SLQ-25A Nixie от Argon ST (ранее Sensytech) из Ньюингтона, штат Вирджиния.
Компания Argon получила контракт на модернизацию системы Nixie (SLQ-25C) в ноябре 2006 г и дальнейшую модернизацию (SLQ-25D) в феврале 2008 г. Обновления включают программное обеспечение с открытой архитектурой и новую легкую лебедку.
Корабли Arleigh Burke, крейсеры USN и LPD будут оснащены активными противоракетными ловушками BAE Systems Australia mk53 Nulka. «Нулка» — парящая ракетная система, которая направляет летящие ракеты в сторону от корабля.
Nulka была разработана Австралийской организацией оборонной науки и техники в Канберре и Lockheed Martin Sippican в Массачусетсе, США. В ноябре 2008 года USS Higgins (DDG 76) стал сотым кораблем ВМС США, оснащенным Nulka, и запланировано еще 33.
Конструкция
По водоизмещению 8400 тонн Arleigh Burke ничем не хуже крейсера. Он оснащен газотурбинной энергетической установкой мощностью 20 000 л.с., что дает максимальную скорость хода до 32 узлов.
Впервые за много лет коммерческого судостроения в США корпус Arleigh Burke стали делать почти полностью из стали без применения легкого алюминия. Это решение было принято на основе опыта Фолклендской войны, показавшего недостаточную защиту корпусов кораблей, выполненных с максимальным использованием алюминия.
Arleigh Burke — первый эсминец ВМС США, построенный по технологии малозаметности. Корпус корабля разделен на 13 помещений и имеет двойное дно. Чтобы уменьшить выбросы тепла, дымовые трубы Arleigh Burke включают в себя специальные смесительные баки, которые смешивают горячие выхлопные газы с холодным воздухом, чтобы уменьшить тепловой след корабля. Наружные поверхности стальной надстройки выполнены с эргономическим наклоном к основной плоскости и облицованы радиопоглощающим покрытием. Эсминцы Arleigh Burke оснащены усовершенствованной системой защиты от оружия массового уничтожения.
Arleigh Burke-class Flight IIA ships
Первые 21 эсминец (DDG51-DDG71) относятся к звену I, следующие семь (DDG72-DDG78) — к звену II, а корабли, начиная с Jack H Lucas (DDG 125), — к звену III.
Обновленные корабли Flight IIA были запущены в производство в конце 1997 года. 39 кораблей были введены в строй и находятся в активной эксплуатации.
Позже нанятые по контракту суда класса Arleigh Burke в конфигурации Flight IIA включали Thomas Hudner (DDG 116), Paul Ignatius (DDG 117), Daniel Inouye (DDG 118), Delbert D Black (DDG 119), USS Carl M Levin (DDG 120), USS Frank E Petersen Jr (DDG 121), USS John Basilone (DDG 122), USS Lenah H Sutcliffe Higbee (DDG 123) и USS Harvey C Barnum Jr (DDG 124).
Томас Хаднер (DDG 116) и Пол Игнатиус (DDG 117) поступили на вооружение в декабре 2018 г и июле 2019 г соответственно.
Delbert D Black (DDG 119) был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 года, а в декабре 2021 года в эксплуатацию был введен Daniel Inouye (DDG 118.
Фрэнк Э. Петерсен мл. (DDG 121), 71-й эсминец класса Arleigh Burke, был введен в строй в мае 2022 года.
ВМС США приняли военный корабль США Lenah H Sutcliffe Higbee (DDG 123) от HII в декабре 2022 года и корабль Carl M. Levin (DDG 120) от BIW в январе 2023 года.
ВМС США заключили контракт с General Dynamics на строительство USS Harvey C Barnum Jr (DDG 124), последнего корабля в конфигурации Flight IIA, в марте 2016 года. Первая сталь для DDG 124 была вырезана в мае 2018 года, а киль место закладки найдено в апреле 2021 года.
Michael Murphy (DDG 112), введенный в строй в октябре 2012 года, должен был стать последним из 62 эсминцев Arleigh Burke. Однако первоначально планировалось приобрести флот из 32 эсминцев класса Zumwalt, но ВМС США сократили программу приобретения до трех кораблей после того, как признали необходимость в дополнительных кораблях класса Arleigh Burke для противодействия растущим угрозам баллистических ракет и противокорабельных ракет.
В апреле 2018 года ВМС США также обнародовали планы по модернизации существующих эсминцев, чтобы они оставались в строю еще десять лет. Предполагаемый срок службы корабля увеличится с 35 до 40 до 45.
Эсминец УРО USS Delbert D. Black (DDG-119)
Эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke ВМС США
В эксплуатации 9 700 тонн 155,29 м 31 узел 380
Эсминец УРО USS Carl M. Levin (DDG-120)
Эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke ВМС США
В эксплуатации 9 700 тонн 155,29 м 31 узел 380