- История создания
- Двигатель автомобиля «Урал-375»
- Трансмиссия «Урал-375»
- Кривошипно-шатунный механизм
- Renault Magnum
- Подвеска
- Ходовая часть
- Мосты
- Рулевое управление
- История модели и назначение
- Модификации модели:
- Тормозная система
- Приборы
- Емкости для горючего
- Технические характеристики
- Цена нового и б/у Урал 375
- Особенности конструкции грузового автомобиля «Урал-375»
- Двигатель
- Топливная система
- Ходовая часть и тормоза
- КПП и трансмиссия
- Элементы управления
- Расход топлива
- Сферы применения автомобиля Урал-375
- Особенности модификации Урал-375
- Плюсы и минусы «Урал-375»
- Модификации
- Устройство
- Габариты модели:
- Позиции на рынке
- Советская история предприятия
- Интересные истории
- Руководство по эксплуатации
История создания
В начале 50-х годов в Советской армии имелись вездеходы грузоподъемностью 1 тонна (ГАЗ-67 и перспективный ГАЗ-69), 2 тонны (ГАЗ-63) и 3 тонны (ЗиС-151 и ЗиЛ) — 157 в разработке). Для перевозки тяжелой техники приходилось использовать гражданские грузовики МАЗ-200 и ЯАЗ-210 с задними ведущими колесами.
На базе гражданского грузовика МАЗ-200 выпускались модификации с полным приводом МАЗ-502, но осевая нагрузка превышала допустимые для автомобилей повышенной проходимости пределы. Поэтому в 1953 году в институте НАМИ начались работы над перспективным многоцелевым вездеходом.
Разрабатываемая машина грузоподъемностью 5 т должна была занять промежуточное положение между ЗиС-151 и КрАЗ-214 (вариант ЯАЗ-210 с полным приводом). Опытный образец получил обозначение НАМИ-020 и был оснащен бензиновым двигателем мощностью 180 л.с. В конструкции использовались неразрезные мосты и пневмогидравлические тормоза. После испытаний документация была передана на Уральский автомобильный завод.
Первые машины были собраны в 1958-59 годах, параллельно с реконструкцией производственных мощностей на заводе.
Испытания предсерийных машин проводились в конце 1959-начале 1960-х годов.
По результатам испытаний конструкция вездехода претерпела незначительные изменения, и уже 7 ноября 1960 года был собран первый серийный Урал-375. Вездеход принял участие в торжествах, посвященных годовщине Октябрьской революции. Серийное производство началось в январе 1961 года.
Завод выпускал бензиновые версии автомобилей до 1992 года. С 1977 года основную долю производства стал занимать дизельный вездеход Урал-4320, который быстро заменил машины семейства 375 строевых частей армии. Всего было выпущено не менее 110 тысяч автомобилей Урал-375 различных модификаций.
Двигатель автомобиля «Урал-375»
На вездеходе Урал-375 используется 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель ЗИЛ-375. Двигатель имеет конструкцию, аналогичную силовому агрегату армейского и гражданского автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Отличия заключаются в диаметре цилиндров, разных поршнях, разной форме маховика и масляного поддона.
До 1966 года выпускные коллекторы двигателя имели монолитную конструкцию.
Затем была введена составная конструкция, состоящая из трех частей, отлитых из ковкого чугуна. Использование такого коллектора позволяло преодолевать водные преграды повышенной глубины без риска образования трещин.
Бензиновый двигатель развивает мощность 180 л.с при рабочем объеме 7 литров. Интересной особенностью ранних двигателей ЗИЛ-375 является использование деревянных уплотнительных элементов для предотвращения течи масла на заднем конце коленчатого вала.
Еще одной особенностью двигателя является необходимость использования в качестве топлива высокооктанового бензина АИ-93. Другие военные вездеходы (ГАЗ-66 или ЗИЛ-131) адаптированы под бензин А-76.
Двигатель вездехода крепится к передней части рамы в трех точках. Передняя точка крепления расположена за шкивом и представляет собой кронштейн, закрепленный на поперечине рамы. Сзади двигатель крепится через два прилива, выполненных на картере маховика. Дополнительно установлены тяги, оснащенные резиновыми опорами. Тяга не допускает продольного перемещения двигателя и соединяет его с первой поперечиной рамы автомобиля Урал-375».
Трансмиссия «Урал-375»
Для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач используется двухдисковое сцепление. Коробка передач ЯАЗ-204 оснащена пятью передачами переднего хода, при этом пятая скорость ускоряет, а четвертая – прямая.
Раздаточная коробка используется для расширения диапазона тяги и распределения трансмиссии на три оси. Обе скорости в коробке передач снижены.
В состав коробки передач автомобиля Урал-375 входит дифференциал, пропорционально распределяющий крутящий момент между редукторами на переднем мосту и задней тележке. Дифференциал оснащен механизмом принудительной блокировки.
Особенностью коробки передач вездехода «Урал-375» является постоянно подключаемый привод переднего моста. В конструкции карданных валов использованы шарниры от грузовиков ЗИЛ и МАЗ. Ранние выпуски вездехода оснащались раздаточной коробкой передач, что позволяло отключать привод переднего моста.
Кривошипно-шатунный механизм
Картер двигателя ЗИЛ-375 отлит из чугуна со вставными сменными цилиндрами и двумя резиновыми уплотнительными кольцами. Для лучшей износостойкости сверху цилиндра установлена вставка из нирезиста.
Сверху картер закрыт алюминиевой головкой с запрессованными направляющими и седлами клапанов. Между головкой блока цилиндров и картером установлена уплотняющая металлоасбестовая прокладка, препятствующая проникновению рабочих жидкостей в камеру сгорания. Каждая головка крепится на семнадцати штифтах.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, на корпусе которого выполнены канавки под три компрессионных кольца и маслосъемное кольцо. Компрессионные кольца снаружи хромированы. На базовых модификациях двигателя маслосъемные кольца были чугунными; позднее стали применяться комплекты из двух стальных и двух рифленых колец. Для более плавной работы поршней их рабочая часть покрыта жестью.
В бобышках поршня с помощью стопорных колец закреплены стальные пальцы жидкостного типа. Они изготовлены из высокопрочной хромистой и никелевой стали и служат для соединения шатунов с поршнями. Пальцы изготовлены с высокой точностью, для их подбора к шатунам и поршням существует сортировка по определенным группам.
Обозначение группы наносится на бобышках шатуна, малой головке шатуна, внутренней поверхности пальца. При сборке все детали должны принадлежать к одной группе.
Коленчатый вал откован из стали, установлен на пяти коренных подшипниках со сталеалюминиевыми втулками. Радиальный зазор коренных подшипников составляет 0,026 — 0,085 мм, осевое перемещение упорных подшипников должно быть в пределах 0,075 — 0,245 мм. Коленчатый вал имеет четыре колена, на которых установлены два стальных шатуна. Смазка деталей оси обеспечивается масляными каналами, прорезанными в шатунных перьях.
Для предотвращения течи масла на задней кромке коленчатого вала установлен маслоотводной гребень, расположенный в кольцевой канавке подшипника. За кулачком находится асбестовый сальник, закрывающий спиральную масляную накатку на валу.
Вертикальная поверхность коренного подшипника уплотнена деревянными прокладками, горизонтальная поверхность сопряжения с картером уплотнена маслостойкой резиновой прокладкой.
На передней кромке коленчатого вала крепятся ступица ведущего шкива агрегата, маслоотражатель и распределительный механизм. На конце вала имеется храповик для ручного запуска силового агрегата. В корпусе крышки редуктора запрессована рамка с двухкромочным сальником с защитным фильтрующим кольцом.
Renault Magnum
Урал-375Д
Подвеска
В состав передней подвески «Урал-375» входят две рессоры, дополненные телескопическими амортизаторами.
Элементы подвески позаимствованы у бортового грузовика МАЗ-500.
Задняя тележка балансировочной системы снабжена двумя рессорами. Концы рессор заводят в опорные кронштейны, надевают на чулки среднего и заднего моста. Центральная ось оснащена упорами подвески. Ограничительные элементы выполнены из стального троса. В состав подвески входят реактивные тяги, предназначенные для передачи тяговых и тормозных усилий, возникающих при движении вездехода «Урал-375».
Ходовая часть
В основе шасси вездехода Урал-375 лежит клепаная рама. Элементы каркаса изготавливаются методом штамповки. Буксирные крюки жесткого крепления расположены на передних болтах.
Сзади могут быть размещены буксировочные устройства разной схемы (в зависимости от модификации). Седельные тягачи оснащены жестко закрепленным на раме тягово-сцепным устройством, а также седлом, заимствованным у тягача МАЗ-200В. Остальные квадроциклы оснащены крюком с замком и пружинным амортизатором, работающим в обе стороны.
Мосты
Передний мост вездехода Урал-375 оснащен шкворнями. Передача крутящего момента на маховики осуществляется посредством шарниров с постоянной частотой вращения. На гражданской версии Урал-377 спереди монтируется кованая балка двутаврового сечения.
Задние оси сменные.
Редуктор для центрального моста проходной, он используется для привода заднего моста. В редукторах мостов используется двойная главная передача. Передача состоит из конической пары и дополнительной цилиндрической шестерни. Гражданский и северный варианты вездехода оснащались коробкой передач с уменьшенным до 8,05 передаточным числом (в стандарте 8,9).
Рулевое управление
Рулевое управление вездехода Урал-375 состоит из червячной передачи и гидроусилителя. Редуктор включает червячный вал с двухзаходной резьбой и сектором.
Для работы усилителя используется лопастной насос. Насос установлен на двигателе и приводится ременным приводом от шкива на коленчатом валу.
История модели и назначение
В 1958 году по решению ЦК КПСС специалисты Уральского автозавода приступили к разработке новейшего 5-тонного грузовика повышенной проходимости, с помощью которого планировалось решать различные задачи в народном хозяйстве и в вооруженные силы страны. Первая партия должна была быть запущена в производство уже в 1960 году. Опытные образцы Урала ЗИС НАМИ 375 были представлены конструкторами Уральского автомобильного завода в 1958 году.
Через год началась подготовка к серийному выпуску. В связи с большой загруженностью основных производственных мощностей было принято решение установить новинку на опытном заводе. Осенью 1960 года, в очередную годовщину Октябрьской революции, в автоколонне появился серийный номер Урал 375. Основной упор разработчики делали на проходимость и надежность.
Первые партии грузовика поставлялись исключительно в вооруженные силы, и большинство моделей выпускалось в армейском варианте со сварной цельнометаллической платформой, дополненной брезентовым тентом и дугами, и 3-местной кабиной с брезентом сверху. По бокам платформы монтировались откидные сиденья для перевозки людей.
Для работы с периферийными устройствами машина была оборудована основным и дополнительным отбором мощности. Некоторые версии получили барабанную лебедку длиной 65 м и тяговым усилием 7000 кг. Такое оборудование позволяло машину вытащить. Урал 375 отличался высоким качеством, а его технические характеристики были подтверждены в процессе испытаний.
Вскоре состоялась первая незначительная модернизация модели. Разработчики отказались от размыкателя заднего моста и перенесли лебедку в заднюю часть рамы. Автомобиль получил цельнометаллическую кабину с 4-секционным лобовым стеклом. Также внутри была установлена более мощная система отопления.
В 1964 году Уральский автомобильный завод приступил к выпуску усовершенствованной версии автомобиля с индексом Урал 375Д. В своем классе по проходимости и эффективности работы машина стала лучшей (для того времени). В 1973 году грузовик получил легендарный Знак качества, что означало признание технического совершенства транспорта.
Однако модернизация машины продолжалась. Вскоре у него появился разъем для охлаждения двигателя, по которому циркулирует вода при выключенном радиаторе. Появилась и полнопоточная центрифуга. В 1977 году линейка силовых установок пополнилась дизельным двигателем КамАЗ-740 с уменьшенным расходом топлива.
Страна экспортировала Урал 375Д. Первой грузовик получила Монгольская Республика, затем несколько партий отправились в ГДР. Основным недостатком автомобиля считался большой расход топлива. Именно он предопределил судьбу автомобиля. Урал 4320, появившийся в 1977 году, легко заменил своего конкурента. Производство Урал 375Д продолжалось до 1992 года, но спрос на него в последние годы был низким.
На базе модели было сделано множество модификаций и специальных версий. Основное применение шасси Урал 375Д нашли в качестве основы для установки различной военной техники. На грузовик монтировались комплексы «Ураган» и «Град». Гражданские версии автомобиля стали популярны позже. Однако для сейсмологов, газовиков, геологов и нефтяников они оказались незаменимыми помощниками.
Модификации модели:
- Урал 375 — базовый вариант с брезентовой кабиной (выпуск окончен в 1964 г);
- Урал 375Д — вариант с металлической кабиной;
- Урал 375А — удлиненное шасси для установки фургона К-375;
- Урал 375Э — шасси для установки надстройки;
- Урал 375С — седельный тягач;
- Урал 375К — версия для Крайнего Севера;
- Урал 375Н — отечественная эконом-модель с деревянным кузовом и более упрощенной конструкцией.
Тормозная система
Вездеход «Урал-375» оснащен рабочими тормозными механизмами барабанной конструкции. Одной из особенностей системы является комбинированный привод, состоящий из пневматической и гидравлической частей.
Пневматическая работа осуществляется от 2-цилиндрового компрессора, установленного на силовом агрегате.
Пневматическая часть станции имеет один контур. Подушки приводятся в действие напрямую от гидравлической части, разделенной на два контура. Первый контур отвечает за работу переднего и центрального моста. Тормозной привод заднего моста выполнен по второму контуру. Для удержания внедорожника на стоянке используется отдельный барабанный тормоз, закрепленный на вторичном валу раздаточной коробки.
Приборы
Перед водителем установлена приборная панель со стандартным для советских грузовиков набором приборов. В центре щитка установлен спидометр, справа — индикаторы количества топлива в основном баке и индикатор состояния сети на борту, слева — индикатор температуры охлаждающей жидкости и индикатор давления масла в система смазки. Щит вездехода оснащен двумя задними фонарями, закрытыми козырьками.
В нижней части расположены индикатор дальнего света и указатель поворота (с зеленым светофильтром). Слева от щита расположены манометры давления воздуха в шинах и в тормозном приводе.
Под панелью приборов расположен ряд индикаторов и переключателей (ввод осуществляется с водительской двери):
- красная лампа аварийного низкого давления масла;
- выключатели света;
- красная лампочка минимального давления в шинах;
- красная лампа, указывающая на аварийное состояние тормозной системы;
- выключатели освещения кабины;
- замок зажигания;
- выключатели системы вентиляции и основного света.
Емкости для горючего
Запас топлива на вездеходе Урал-375 осуществляется в основной бак емкостью 300 литров, а также дополнительный, рассчитанный на 60 литров. На гражданских версиях дополнительного бака нет. Основной бак крепится на кронштейнах, приклепываемых к левой боковой балке рамы.
На северном варианте вездехода 375К используется дополнительный бак на 120 литров, а на седельном тягаче применен бак на 110 литров. На машинах 375СК1 выпуска после 1977 года дополнительный бак отсутствует. Гражданский седельный тягач 375Ч с завода комплектовался канистрой, рассчитанной на 20 литров бензина.
Технические характеристики
Грузоподъемность, кг | 5000 (при установке лебедки — 4500) | 5500 | 7000 (при установке лебедки — 5000) |
Масса прицепа на земле, кг | 5000 | 12000 | 7000 |
Масса прицепа на трассе, кг | 10 000 | — | 10 000 |
Расход топлива, л/100 км | 46 | 57 | 46 |
Скорость, км/ч | 75 | 65 | 75 |
Длина и т д | 7366 | 6986 | 7611 |
Ширина и т д | 2674 | 2500 | 2500 |
Высота и т.д. | 2980 | 2680 | 2600 |
Цена нового и б/у Урал 375
Производство моделей семейства Урал 375 закончилось в 1992 году. Однако эти автомобили до сих пор можно приобрести на внутреннем рынке. Это объясняется несколькими факторами:
- многие автомобили находились в консервации;
- грузовики отличались длительным сроком службы и высокой надежностью.
Средняя стоимость автомобиля на ходу зависит от технического состояния и модификации и варьируется от 300 000 до 800 000 рублей. Модели 1979–1981 годов будут стоить 150 000–340 000 рублей, 1985–1986 годов — 420 000–470 000 рублей, 1990–1991 годов — 730 000–810 000 рублей. В то же время сохраняется интерес к технологиям. Это связано с простотой обслуживания и уникальной проходимостью.
Особенности конструкции грузового автомобиля «Урал-375»
Первый серийный грузовик «Урал-375» был выпущен в 1961 году. Этот грузовик разрабатывался для использования в армии, но отлично подходил для эксплуатации в отдаленных районах СССР. Несмотря на большой вес машины, проходимость Урал-375 была просто феноменальной. Этому способствовали колесная формула 6х6 и мостовая компоновка Урал-375. Два задних ведущих моста и подключаемый при необходимости передний мост «Урал-375» в сочетании с клиренсом в 400 мм делали эту машину настоящим военным внедорожником.
Поскольку основная модель «Урал-375» разрабатывалась для нужд армии, она имела следующие особенности:
- Кабина автомобиля имела мягкий брезентовый верх, который крепился к аркам и легко снимался;
- Лобовое стекло было прямым, так как его можно было опустить вместе с рамкой (в которой оно крепилось) на капот;
- Шасси первой модели Урал-375 оснащалось деревянным кузовом, в котором можно было перевозить как грузы, так и людей. Для этого могли открываться три стороны кузова, а для перевозки людей использовались специальные лежачие скамьи.
Что же касается основных технических характеристик Урал-375, то они были следующими:
- Длина автомобиля составляла 7 350 мм;
- Ширина – 2 690 мм;
- Высота кабины – 2 680 мм. Если автомобиль эксплуатировался с тентом, высота по тенту составляла 2980 мм;
- Он мог перевозить груз массой до 4 тонн. Для такой машины это немного, но вес тягача может достигать 10 тонн;
- Что касается расхода топлива, то он намного превышал заявленные 48 литров на 100 км и мог доходить до 70 литров. Такой расход топлива был нормой для старого двигателя ЗИЛ-6Э129, который хоть и неплохо работал в связке с КПП Урал-375, но характеризовался и крайне малым ресурсом. После установки на «Урал» нового двигателя (с 1964 г.) расход топлива сократился.
Двигатель
Первые модели грузовиков оснащались двигателем ЗИЛ 375. Силовая установка была четырехтактной на восемь цилиндров, вращал коленчатый вал. Хорошая балансировка позволила двигателю стабильно работать при высоких нагрузках и малых оборотах.
Блок цилиндров изготавливался из чугуна, головка блока цилиндров — из алюминиевого сплава. Рабочий объем 7 литров, номинальная мощность 180 литров. С. Рекомендуемый бензин — А-92.
Позднее на грузовики Урал-375 стали устанавливать восьмицилиндровые дизельные двигатели КамАЗ-740. Устройство соответствовало экологическому стандарту Евро-1 и хорошо справлялось с высокими нагрузками. Рабочий объем составлял 10,85 л, номинальная мощность — 210 л с., крутящий момент — 667 Нм.
Топливная система
Топливная система имеет двухкамерный карбюратор. Для заправки использовался бензин АИ-92, а АИ-72 был разрешен в качестве временной меры. Топливных баков два, основной на 300 литров и дополнительный на 60 литров.
Ходовая часть и тормоза
Передняя подвеска грузовика Урал-375 состоит из двух полуэллиптических рессор. Их передние концы крепились к раме пальцами и ушками, задние оставались скользящими. Также использовались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия.
Задняя подвеска сбалансирована, также на двух листовых рессорах с подшипниками скольжения. Средний мост имел ограничительные тросы, удары передавались реактивными тягами. Передний управляемый мост был ведущим, а для полуосей предусматривались шарниры угловых скоростей.
Тормозная система ножного типа, на все колеса устанавливались колодки. Для передней и центральной оси имелся общий пневмогидравлический привод. Для тыла аналогичная станция была отдельной. На выходной вал дополнительной коробки устанавливался ручной тормоз барабанного типа с внутренними колодками. При скорости 40 км/ч тормозной путь составляет 15 м.
Читайте также: Пикирующий бомбардировщик Ю-87 «Штука» — ИнВоен Info
КПП и трансмиссия
На грузовике Урал-375 установлена механическая коробка передач ЯМЗ-204У, рассчитанная на пять передач вперед и одну назад. В коробке передач Урал 375 передаточные числа были совмещены с синхронизаторами 2, 3, 4 и 5 скоростей. Сцепление двухдисковое сухое, имелись периферийные пружины. Карданная передача открытая, на четыре оси.
Элементы управления
Приборная панель Урал 375 проста. Все системы представлены датчиками и индикаторами, позволяющими контролировать состояние машины в любых условиях. Рулевой механизм — червячный с зубчатым сектором и гидроусилителем, коробка передач — механическая.
Расход топлива
Для грузовиков Урал 375 расход топлива первых моделей составлял до 70 литров на 100 км. Позже, с заменой двигателя и модернизацией топливной системы, показатель был снижен до 50 л.
Расход топлива во многом зависел от типа местности. По трассе на большой скорости расход минимальный. На пересеченной местности, а также в холодном климате расход топлива увеличивался до 50%. Учитывая этот аспект, запас хода указан в смешанном виде и составляет до 750 км.
Сферы применения автомобиля Урал-375
Ассортимент дизельных и бензиновых Урал-375 достаточно широк. Так как грузовик имеет оптимальную грузоподъемность и отличается повышенной проходимостью, его применяют:
- в экономической деятельности;
- в военном деле (используется для перевозки боеприпасов, снаряжения, буксировки легкого вооружения, перевозки солдат, как шасси для установки ударных снарядов);
- в сейсмологической, газовой, геологической, нефтяной, строительной и других областях.
Особенности модификации Урал-375
Так как конструкторы все время работали над совершенствованием автомобиля, он имеет несколько модификаций, в том числе:
- базовая модель Урал 375 — в нее встроена кабина, оборудованная брезентовым тентом (прекращена в 1964 г);
- авто (D), где появилась цельнометаллическая кабина;
- А — с удлиненным шасси, позволяющим установить фургон;
- E — позволяет монтировать различные дополнения;
- С — седельный тягач;
- К – специальная разработка, предназначенная для эксплуатации в условиях Крайнего Севера;
- Н — часто используется в народном хозяйстве.
Плюсы и минусы «Урал-375»
Основными преимуществами грузовиков Урал-375 являются ходовые качества, надежность и проходимость. Машины можно было использовать для всех типов местности, как на крайнем севере, так и при высоких температурах.
Простая сборка и массовое производство таких грузовиков облегчали ремонт и поиск запчастей. Этот аспект также сказался на взаимозаменяемости большинства узлов с разными модификациями.
До сих пор Урал-375 и его модификации по-прежнему востребованы в народном хозяйстве. На вторичном рынке в зависимости от модификации и технического состояния такой грузовик можно купить за 300-800 тысяч рублей. Модели 1979-81 годов можно купить за 150-340 тысяч, 1985-86 годов — за 420-470 тысяч. Последние выпуски 1990-91 годов стоят 730-810 тысяч рублей.
Главный недостаток Урал-375 — повышенный расход топлива. Особенно это относится к ранним моделям и бензиновым двигателям. Более поздние модификации частично решили эту проблему за счет снижения стоимости эксплуатации грузовиков.
Модификации
На базе автомобиля «Урал-375» был произведен ряд модификаций:
- «Чистый» «Урал-375» выпускался с 1961 года. Вариант оснащался кабиной с тканевой складной крышей. Лобовое стекло имело плоскую форму и устанавливалось в складную рамку. Половины рамы имели подвижное соединение по центральной колонне. Производство вездехода было прекращено в 1964 году.
- Версия «Урал-375Д», оснащенная металлической кабиной. В серии с 1964 года. На вездеходе использовалась цельнометаллическая платформа, оборудованная откидным задним бортом. Внутри установлены откидные скамейки, закрепленные вдоль боковых столиков. Есть тревожная кнопка, предназначенная для информирования водителя. Для поставок в страны с тропическим климатом выпускалась версия 375ДЮ.
- Шасси с удлиненными в задней части рамы Урал-375А перекладинами. Основным назначением шасси была установка армейских королей модели К-375. Отличие вездехода в том, что основной бак перенесен вниз (с измененной горловиной), а выхлопные патрубки перенесены в другое место. Запасное колесо находится на кронштейне, расположенном на заднем свесе рамы.
- Шасси «Урал-375Э» со стандартной балкой. Поставлялся для установки армейского оборудования и вооружения. Танки АПА-5, АТ-5,4-375 или АЦ-5,5-375 могли устанавливаться на шасси Урал-375, в этом случае глушитель выхлопной системы выводился под передний бампер. На шасси смонтированы армейские краны 8Т-200/210, несколько реактивных установок БМ-21 «Град», радиолокационные станции «Терек».
- Седельный тягач для армии «Урал-375СК1» и гражданской СН. Имеются сведения о выпуске небольшой партии седельных тягачей на базе вездехода, оснащенного кабиной с тканевой крышей. Согласно ряду нормативных каталогов, такие машины выпускались до 1964 года и носили обозначение «Урал-375С». Армейские автомобили использовались для перевозки частей ракетных комплексов.
- Арктический вариант «Урал-375К», оснащенный дополнительной теплоизоляцией кабины и морозостойкими резинотехническими изделиями. Перед радиатором установлена дополнительная решетка. Вездеход оснащался деревянной платформой с откидной спинкой и боковыми столиками.
- Гражданская версия Урал-375Н, которая оснащалась деревянной платформой с тремя откидными бортами. Вездеход не был оборудован системой регулирования давления в шинах и не имел наружного воздухозаборника на капоте. Машины оснащались гражданским вариантом двигателя без экранированного электрооборудования и узлов трансмиссии без герметизации соединений. Это был дополнительно упрощенный гражданский вездеход «Урал-377», не имевший привода на переднюю ось.
Устройство
Основой шасси Урал 375 была штампованная клепаная рама из листовой стали. На нем изначально были установлены деревянная платформа для перевозки грузов и людей и металлическая кабина. Переднее крепление — это 2 жестких буксировочных крюка, заднее — двухстороннее буксирное крепление.
Передняя подвеска включала в себя 2 продольные полуэллиптические рессоры, передние концы которых крепились к раме с помощью шкворней и проушин, а задние концы были скользящими. В подвеске использовались гидравлические телескопические амортизаторы двойного действия.
Задняя подвеска была сбалансированной и базировалась на двух полуэллиптических рессорах на подшипниках скольжения. Для среднего моста были предусмотрены ограничительные тросы. Силы тяги передавались реактивными тягами. Грузовик приводился в движение передним управляемым мостом. Полуоси включали дисковые шарниры с угловыми скоростями.
В автомобиле использовались ножные тормоза открытого типа. Блоки устанавливались на все колеса. Тормозная система включала общий пневмогидравлический привод для среднего и переднего мостов и отдельный пневмогидравлический привод для заднего моста. На выходной вал вспомогательной коробки устанавливался ручной тормоз барабанного типа с внутренними колодками. Трансмиссия была заблокирована обычным тормозным краном для торможения прицепа при парковке.
Урал 375 комплектовался механической коробкой передач ЯМЗ-204У с 5 передачами вперед и 1 назад. Коробка передач имела синхронизаторы 2, 3, 4 и 5 скоростей. Сцепление — двухдисковое сухое с периферийными пружинами. Кардангир — открытый с 4 осями.
Рулевой механизм располагался в кабине слева. Усилитель руля появился на последних модификациях модели.
Система электропроводки на Урал 375 12 В (минусовые клеммы подключены к корпусу машины). Экранированный водонепроницаемый генератор постоянного тока с приводом от клинового ремня от шкива коленчатого вала.
Для автомобиля Урал 375 использовались специальные колеса с коническими полками, проставочным кольцом и разъемными ободами. В базовой версии использовались шины ОИ-25 с переменным давлением. Регулировка давления в шинах была централизованной с внутренней подачей воздуха. Проверка регулировки производилась прямо из кабины.
Первые модели оснащались 3-местной металлической кабиной с откидными оконными рамами и мягким верхом. Однако вскоре его заменила металлическая 3-местная кабина с откидными окнами, прозрачным ветровым стеклом и раздвижными окнами. Отопление в салоне — вода из системы охлаждения (использовалась для обогрева стекол и салона).
Лобовое стекло было разделено металлической вставкой, придававшей дополнительную жесткость. Боковые стекла опустились. Внутри салона все было максимально строго. Жесткие стулья и минимальное количество приборов (спидометр, механические часы, манометр и несколько стрелок) делали условия труда спартанскими.
Начиная с версии Урал 375Д автомобиль оснащался металлической платформой с задним бортом. Он был оборудован съемным тентом и откидными скамейками. Спереди и по бокам были надставки и решетки.
Габариты модели:
- длина — 7350 мм;
- ширина — 2690 мм;
- высота — 2680 мм;
- высота с тентом – 2980 мм;
- колесная база – 3525+1400 мм;
- дорожный просвет – 400 мм;
- задняя колея – 2000 мм;
- передняя колея – 2000 мм;
- минимальный радиус поворота 10500 мм.
Масса автомобиля 8400 кг, грузоподъемность 4500 кг. Модель способна развивать скорость до 75 км/ч. Тормозной путь при скорости 40 км/ч – 15 м. Максимальный наклон – 40 градусов.
На первых версиях Урал 375 расход топлива составлял 65-70 л/100 км, на более поздних модификациях — 48-50 л/100 км. Расход топлива менялся в зависимости от условий эксплуатации и функций. Так при езде по бездорожью расход увеличился на 40-50%. Запас хода машины составлял 650-700 км. Топливный бак модели вмещал 360 литров (300 литров — основной бак, 60 литров — дополнительный бак).
Грузовик имеет колесную формулу 6 х 6, что обеспечивает хорошие внедорожные характеристики.
Позиции на рынке
На данный момент Уральский завод в городе Миасс постоянно совершенствует характеристики своей продукции военного назначения. Недавно специалисты автомобильной промышленности представили новые разработки систем узлов и агрегатов, которые значительно улучшили параметры новых автомобилей серии «Урал» и превратили их в многофункциональные изделия.
При разработке новых схем в приложении используются дуальные технологии. Изделиям придан характер серийного производства. Новые образцы максимально адаптированы к коммерческой модели Урал. Применяемые на заводе технические подходы позволяют выполнять все объемы заказов Министерства обороны Российской Федерации. Высокая производительность автомобиля делает его конкурентоспособным даже на внешнем рынке.
Преимущества моделей автомобилей марки «Урал» очевидны:
- автомобиль можно хранить без гаража;
- техническое обслуживание единообразно Есть ряд других особенностей, которые были достигнуты за годы разработки;
- наличие отличных показателей проходимости на сложных дорогах;
- конструкция капота обеспечивает достаточно высокий уровень безопасности для находящихся в кабине;
- выполняет все запросы по тактико-техническим требованиям;
Советская история предприятия
В самом начале Великой Отечественной войны в небольшом городке под названием Миасс, расположенном на Урале, из цеха на машиностроительный завод эвакуировали несколько цехов. После этого, буквально через год, работа на предприятии немного возобновилась на базе производства коробок передач и двигателей внутреннего сгорания. Буквально через два года с конвейера сошли первые автомобили, получившие название ЗИС-5В. Через несколько лет компания сменила название на УралЗИС, что и послужило фактором переименования автомобилей.
ЗИС-5В
В послевоенное время производство в основном выпускало простые трехтонные автомобили. Со временем эти машины устарели, но компания все время продолжала их модернизировать. Параллельно с этим велась разработка и запуск в производство газогенераторной версии машины, облегченной на 90 килограммов. При этом на базовую модель установили гидравлическую тормозную систему и обновленную грузовую платформу.
После 1950 года УралЗИС-5М постоянно модернизировался. Это отражается практически на всех системах — и на их расположении, и на конфигурации, и на эффективности, и на мощности. Последняя увеличилась до 85 лошадиных сил. После этого периода производство новых автомобилей развивалось очень быстро. Компания постоянно разрабатывает новые модели, в том числе УралЗИС-355, УралЗИС-354 и УралЗИС-355М. Конец этой эпохи наступил в 1963 году, когда производство грузовиков было прекращено.
ЗИС-5М
В 60-х годах ХХ века предприятие приобрело название Уральский автомобильный завод (УралАЗ). После этого события и модернизации конвейера началось производство нового пятитонного полноприводного автомобиля под названием Урал-375. Он предназначался для нужд армии и сельского хозяйства. Этот грузовик характеризовался следующими факторами:
- система трансмиссии с постоянным полным приводом;
- дисковые карданные шарниры с равными угловыми скоростями на переднем мосту;
- блокировка межосевого дифференциала в раздаточной коробке;
- центральная проезжая часть сквозного типа;
- бензиновый двигатель ЗИЛ-757 V8, мощностью 180 лошадиных сил и объемом 7 литров;
- пятиступенчатая коробка передач;
- двойные главные передачи;
- усилитель руля;
- гидравлический ресивер запасного колеса и т д
В 1964 году ему на смену пришел Урал-375Д. Для него была изготовлена цельнометаллическая грузовая платформа. Эта конструкция оснащалась продольными скамейками и тентом. Автомобиль отличался системой регулирования давления в шинах. Грузоподъемность этого автомобиля составляла 4,5 тонны. Скорость достигала 75 километров в час.
Урал-375Д
Параллельно с Урал-375Д выпускались автомобили под названием Урал-375А, использующиеся для специально разработанных кузовов, Урал-375К, работающий при температуре до -60 градусов Цельсия, Урал-37510, применяемый в жарких климатических условиях, и Урал-37510. 375C, представляющий собой тягач общей массой 19,5 тонн.
Уже в 1965 году завод выпускал автомобиль Урал-377. Ему предоставили увеличенную деревянную платформу. Разработчики решили взять карданный вал от автомобиля МАЗ-500. Он имел телескопический гидравлический амортизатор. Этот производственный период в истории завода стал одним из самых успешных. За время своего существования удалось изготовить более 1,3 миллиона двигателей и более 500 тысяч автомобилей. За это УралАЗ был награжден орденом.
В 1972 и 1975 годах были разработаны и запущены в производство два базовых грузовика с шинами 11,00х400 мм. Грузоподъемность машин поднялась до уровня 7 тонн. Постепенно, когда завод КамАЗ выпустил свой дизель мощностью 210 лошадиных сил, этот силовой агрегат стал использоваться на автомобилях Урал.
До начала 90-х годов ХХ века завод УралАЗ еще выпускал несколько автомобилей, имевших достаточный уровень популярности, но сегодня они используются редко.
Интересные истории
При поставке с завода вездеходы и седельные тягачи «Урал-375» окрашивались в цвет хаки или песочный. Северная версия была окрашена в ярко-оранжевый цвет. Камуфляж на автомобилях применялся непосредственно в частях.
На сегодняшний день встретить внедорожники из семейства 375 в первозданном виде практически невозможно. Расход бензина до 80 литров на 100 км, поэтому карбюраторный двигатель заменен на дизельный.
Несмотря на большой расход топлива, проходимость бензиновых Урал-375 выше, чем у дизельных автомобилей.
причина в отсутствии регулятора частоты вращения коленчатого вала, позволяющего изменять скорость и тягу колес нажатием на педаль газа. На дизеле при увеличении сопротивления движению происходит автоматическое увеличение подачи топлива, вызывающее пробуксовку колес.
Руководство по эксплуатации
Сервисная документация, инструкции и руководство пользователя рекомендуют:
- Переключайте передачи только на неподвижном автомобиле.
- Продолжительная эксплуатация техники с заблокированным межосевым дифференциалом запрещена.
- Не снижайте давление в шинах ниже 0,5 кгс/см². Закрывайте вентили колес при длительной стоянке.
- Не начинать движение при давлении в пневмосистеме ниже 4 кгс/см².
- Проверьте и отрегулируйте зазоры между барабанами и вкладышами подушек.