У ВМФ России появляются новые дизель-электрические подлодки

Военная техника

«Главная проблема» неатомных субмарин

Подводная лодка «Кронштадт» была спущена на воду на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге еще в 2018 году. ВМФ должен был получить ее еще в 2019 году, но сроки сдвинулись.

«Их надо постоянно держать в зале ожидания НАТО» Глава Пентагона Ллойд Остин посетил Грузию и Украину. Накануне визита Пентагон сообщил, что… 19 октября 16:32

«Всего было построено три корабля проекта «Лада»: в 2010 году он был принят в опытную эксплуатацию и только в 2021 году — головной корабль «Св». Строительство шло долго, замороженное в связи с завершением проекта. АПЛ этого проекта будут строиться дальше и в каком количестве официально не сообщается.По первоначальным планам предполагалось, что будет построено 20-30 единиц ДЭПЛ.Будут ли они построены в этом проекте или в следующем, более совершенном, также не сообщалось, рассказывает «Газете.Ru» научный сотрудник ИМЭМО ЕАТ Примаков, военный эксперт Илья Крамник.

Подводные лодки типа «Лада» предназначены для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и судов, береговых объектов противника, а также постановки минных заграждений, высадки и приема разведывательно-диверсионных групп. Эти подводные лодки водоизмещением 1800 тонн способны развивать скорость до 21 узла и погружаться на глубину до 350 метров.

Контр-адмирал Всеволод Хмыров отметил важность оснащения российских дизель-электрических подводных лодок «прогрессивным оборудованием». Главной проблемой всех отечественных ДЭПЛ, и особенно ПЛ проекта «Лада», было отсутствие воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ).

«Такими установками оснащены дизель-электрические подводные лодки многих стран. Это позволяет дизелю работать под водой без доступа атмосферного воздуха. Это резко увеличивает дальность плавания, делая продолжительность плавания под водой сравнимой с длительностью атомной подводной лодки. По скорости атомная подводная лодка все равно будет впереди из-за огромного энергозапаса, которого нет у неатомной подлодки, но продолжительность может возрасти, сказал Крамник.

Эксперт отметил, что пока воздухонезависимой энергетической установки у России в принципе нет, но разработка ведется: изначально считалось, что первым ее получит проект «Лада», но, видимо, она появится в следующем поколении подводных лодок. Однако официальных заявлений по этому поводу пока нет.

Специальные работы по созданию ВНЭУ проводит КБ «Рубин», но об установке системы на транспортный корабль даже для испытаний также официально пока не сообщается.

Описание конструкции подлодок проекта 677

Подводная лодка проекта 677 выполнена по так называемой полуторной компоновке корпуса, что несколько необычно для советской и российской кораблестроительной школы. Это означает, что легкий корпус лишь частично закрывает прочный. Такая компоновка дает подводной лодке меньший уровень шума, по сравнению с привычным нам двойным корпусом.

Внутренняя организация

Прочный корпус имеет асимметричную форму и изготовлен из стали АВ-2. Диаметр одинаковый почти по всей длине. Концы тела сферические. Корпус разделен водонепроницаемыми плоскими переборками на пять отсеков по длине, кроме того, по высоте платформы он разделен на три слоя.

Легкий корпус имеет обтекаемую форму, что придает кораблю отличные гидродинамические свойства. Ограждение выдвижных устройств (катерная рубка) по форме идентично аналогичному конструктивному элементу на подводных лодках проекта 877. На нем расположены передние горизонтальные рули, что снижает помехи в работе ГСК. Кормовое оперение подводной лодки проекта 677 выполнено крестообразным.

Вооружение подводных лодок проекта 677 состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 18 торпед. Также для стрельбы могут использоваться крылатые ракеты «Оникс» или «Калибр». На борту может быть 22 мины модели ДМ-1.

Катер может вести как одиночный, так и залповый огонь, допускается залп из шести стволов одновременно. Перезарядка торпедных аппаратов автоматическая, осуществляется с помощью комплекса «Мурена», управление процессом осуществляется дистанционно с центрального поста. В целом подлодка проекта «Лада» стала первым кораблем такого класса в российской истории с таким большим количеством сложной автоматики на борту. Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой «Литиум» и автоматизированной системой управления движением «Лиана».

Высокая степень автоматизации корабля позволила сократить экипаж до 35 человек.

Антенны

Гидроакустический комплекс «Лира» включает в себя три высокочувствительные антенны, одна из которых занимает почти всю носовую часть корабля, а две другие расположены на бортовых поверхностях. Кроме того, подлодка также оснащена буксируемой антенной, которая высвобождается из верхней точки вертикального оперения.

Лодка также оснащена перископическим комплексом «Парус-98», в состав которого помимо командирского непроникающего перископа входят РЛС, цифровой комплекс радиосвязи «Дистанция», лазерный дальномер и навигационная система с инерциальной системой и система спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS.

Главная энергетическая установка катера дизель-электрическая с полным электродвижением. В его состав входят два дизель-генератора постоянного тока (мощностью по 1 тыс кВт каждый), две группы аккумуляторных батарей (их общая мощность 10 580 кВт/ч), всережимный тихоходный винтовой двигатель с возбуждением от постоянных магнитов.

Электродвигатель приводит в движение малошумный воздушный винт с семью саблевидными лопастями. Максимальная подводная скорость составляет 21 узел, а в надводном положении подлодка может разогнаться до 10 узлов. Запасы топлива, воды и продовольствия дают подводной лодке автономность 45 суток.

На случай экстренной эвакуации подводная лодка оборудована спасательным комплексом автоматического спуска спасательных плотов.

Подлодки проекта 677 «Лада» отличаются чрезвычайно низким уровнем шума. По этой характеристике они превосходят даже очень «тихие» корабли проекта «Варшавянка» и приближаются к значениям морского фона. Такая скрытность достигается за счет использования виброизоляторов, особой формы гребного винта и покрытия корпуса материалом нового поколения «Молния», который не только эффективно гасит внутренние шумы подлодки, но и поглощает гидроакустические импульсы.

Как легко понять из описания, подводные лодки проекта 677 «Лада» — грозные боевые корабли, с высочайшей степенью автоматизации, малошумностью и мощным вооружением. Почему же тогда сами моряки относятся к этим подводным лодкам без особого энтузиазма, а флотское руководство вообще едва не пресекло этот проект «в зародыше»? В чем подвох?

Об условиях жизни и работы экипажа судна

Экипаж состоит из 35 человек. Для спасения людей в аварийных ситуациях предусмотрена система спасения КСУ-600. Он предполагает автоматический дистанционный сброс спасательных плотов модели ПСНЛ-20. Всего их два, они расположены в надстройке за выдвижными агрегатами. Жилая зона на подводной лодке находится в третьем отсеке. В отличие от надводных кораблей СССР и РФ для экипажа созданы очень хорошие бытовые условия. Для персонала предусмотрены двухместные каюты. У каждого офицера есть отдельная комната.

Питание осуществляется в палате, совмещенной с буфетной. Продовольственные запасы в зависимости от их характеристик и требований к хранению располагают в охлаждаемых и неохлаждаемых кладовых. В последние годы на подводных лодках этой серии устанавливается камбузное оборудование нового типа: при очень компактных размерах оно позволяет готовить полный и разнообразный рацион питания для экипажа.

Запасы пресной воды хранятся в резервуарах из пищевой нержавеющей стали. Доливать корм можно свежей водой непосредственно в полевых условиях. Для этого предусмотрены опреснительные установки, использующие для работы тепло от работающих дизелей. В целом при обычном течении кампании запасов воды вполне достаточно для обеспечения не только бытовых, но и технических нужд. Полностью загруженная всем необходимым субмарина остается автономной в течение 45 суток.

Подводные лодки проекта 677

«Хмуриться не надо, «Лада»

«Кронштадт» был заложен в 2005 году, но спустя четыре года строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 2013 году. Поэтому «значение этого события трудно переоценить», — подчеркнул во время торжественной церемонии спуска на воду генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков. «Корабль претерпел как задержки в строительстве, так и в финансировании, но тем не менее спуск сегодня состоялся. Задержка в строительстве позволила учесть на этом корабле опыт постройки и эксплуатации АПЛ «Санкт-Петербург», — сказал он.

Кстати, заложенный еще в 1997 году головной корабль проекта 677 «Санкт-Петербург» тоже давно передан флоту — конструкторы и кораблестроители запомнили его на долгие годы (передача состоялась в 2010 году). Фактически подлодка стала стендом, на котором подготовлено более сотни новейших опытно-конструкторских работ. И даже сейчас он продолжает находиться в опытной эксплуатации на Нордфлотене, которую планируется завершить в 2019 году.

По всем параметрам эта подводная лодка (проект «Лада») превосходит своих предшественников — лодок проекта 636. Мы верим, что будущее ВМФ России в составе неатомных подводных лодок за проектом 677, верим, что это будет большая серия

Александр Бузаков Генеральный директор Адмиралтейских верфей

В ходе испытаний головного катера этой серии во второй половине 2000-х годов особенно выявились проблемы с акустическим комплексом и главной энергетической установкой. В ноябре 2011 г было принято решение о перевооружении головной ПЛ и достройке уже списанных лодок по выполненному проекту — с модернизацией систем управления, электродвижения и навигационных систем.

Согласно открытым источникам, контракт между военными и Адмиралтейскими верфями на достройку второй лодки вступил в силу 9 июля 2013 года, в конце 2014 года был подписан контракт на продолжение строительства третьей лодки. Первоначально он был заложен 10 ноября 2006 года как Севастополь, а в 2015 году переименован в Великие Луки.

Тогда же сообщалось, что эта субмарина будет строиться с учетом скорректированного технического проекта, разработанного в ЦКБ морской техники «Рубин» на базе петербургских испытаний. Конструктор провел работы по совершенствованию катера и созданию модернизированных комплексов — систем навигации, управления судовыми техническими средствами и электродвижителей.

Изначально «Лада» проектировалась как самый современный корабль, для нее создавались новые образцы техники, которые должны были пройти испытания. По результатам опытной эксплуатации, а также с учетом того, что за это время появились новые электронные средства и другие системы, Рубин создал усовершенствованный проект

Игорь Вильнит Генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин»

«Заказ Минобороны РФ на две «Лады» — «Кронштадт» и «Великие Луки» — свидетельствует о том, что перед флотом поставлена ​​задача по увеличению потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить», — заявил лидер рассказали в интервью ТАСС в 2016 году Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».

Неоднократно сообщалось, что вторая и третья подводные лодки — «Кронштадт» и «Великие Луки» — должны были быть переданы ВМФ России в 2018 и 2019 годах, а контракт на четвертую предполагалось подписать в 2018 году. Летом этого года президент ОСК Алексей Рахманов заявил в интервью ТАСС, что основной причиной задержки сдачи второй и третьей «Лад» стали электродвигатели подводных лодок, «по поводу которых остаются вопросы».

Во время церемонии спуска на воду второй лодки генеральный директор «Адмиралтейских верфей» сообщил, что Санкт-Петербургское судостроительное предприятие планирует в следующем году подписать контракт на создание четвертой и пятой подводных лодок проекта 677 по программе ГПВ (государственная программа вооружений). — примечание ТАСС.

В июне 2017 года источник в российской делегации на Международном военно-морском салоне сообщил ТАСС, что катер «Санкт-Петербург» пройдет ремонт и модернизацию. «Речь идет не только о проведении среднего ремонта этого корабля, но и о его модернизации до состояния первой серии (второй по счету — прим. ТАСС). Такие работы займут два-три года», — сказал собеседник агентства сказал, без уточнения сроков.начала ремонта.

Что нового?

В конструкции проверенного корабля будет много нововведений. Разработчик — известная компания ЦКБ МТ «Рубин». В середине 2013 года было окончательно принято решение о том, что подводная лодка «Лада» останется на вооружении ВМФ России. В модернизированном варианте, разумеется. Отечественные специалисты много внимания уделили модернизации электронных систем на борту. Полностью переосмыслена автоматика торпедной установки, почти полностью переделана механика электросиловой установки (с учетом применения современных технологий).

Навигация также не была «обойдена стороной»: учитывая, сколько новых решений в нее заложено, можно смело сказать, что эта система воссоздана заново. Неудивительно, что такая подводная лодка «Лада» неизбежно привлекает внимание зарубежных заказчиков.

На сегодняшний день подводные лодки проекта 677 «Лада» стали одними из самых совершенных неатомных подводных лодок в мире. Можно с уверенностью сказать, что при сохранении темпов работ не только отечественный флот, но и многие иностранные заказчики с удовольствием приобретут их, поддерживая бюджет страны.

Подводные лодки проекта 677

Безвоздушные сложности

Самым большим преимуществом последнего «хлопца» разработчиков стала его усовершенствованная ВНЭУ на водородных топливных элементах. С ним субмарина могла двигаться без всплытия до трех недель. По этому показателю он приблизится к премьер-лиге. Но разработка мощной и безопасной ВНЭУ — очень сложная научно-техническая задача.волноваться

Возвращение «Лады»: получат ли ВМФ новые дизельные лодки Параметры программы строительства ДЭПЛ необходимо пересмотреть

В 1950-е годы в России было построено около 30 дизель-электрических подводных лодок с замкнутым циклом эксплуатации, не требующих надводной подзарядки. Но тогда обеспечить надежность и безопасность силовой установки не удалось, и от ее использования быстро отказались.

Современные «Жигули» планировалось оснастить двигателем с электрохимическим генератором разработки ЦКБ МТ «Рубин». Водород планировалось не хранить на борту в баках высокого давления, а производить из дизельного топлива и кислорода. Такое расположение является более безопасным и обеспечивает низкий уровень шума. Но разработка двигателя еще не завершена, что привело к задержкам в строительстве лодок.

В 2019 году сообщалось, что создание ВНЭУ приостановлено из-за отсутствия финансирования. Но в том же году Минпромторг и «Рубин» подписали новый контракт на продолжение разработки, которую планируется завершить в середине 2020-х годов.

АО «СПМБМ «Малахит» также разрабатывает собственный вариант воздухонезависимой двигательной установки. Предлагается использовать газотурбинный двигатель замкнутого цикла, который может применяться как в надводном, так и в подводном положении.

Мера силы: зачем России самая длинная в мире подлодка АПЛ «Белгород» — один из самых амбициозных судостроительных проектов страны

Силовая установка

«Сердце» подлодки — дизель-электрическая энергетическая установка, выполненная по схеме, обеспечивающей движение исключительно на электроэнергии. Именно это отличает подводную лодку «Лада» от зарубежных аналогов. ТТС (транспортно-технические системы) иностранных судов этого класса могут обеспечить движение только на дизеле.

Дизельный двигатель расположен в четвертом отсеке. Для выработки электроэнергии используются два генератора 28ДГ, совмещенные с выпрямителями мощностью по 1000 кВт каждый. Энергия хранится в двух группах аккумуляторов. В каждом из них по 126 предметов (они есть в первой и третьей комнатах). Суммарная суммарная мощность всей установки в пиковом режиме составляет 10 580 кВт/ч. Рабочий двигатель электрический, возбуждаемый постоянными магнитами. Марка СЭД-1, удельная мощность 4100 кВт.

Выбранная мощность двигателя и емкость аккумулятора не случайны. Дело в том, что именно при таком соотношении становится возможным ускорение загрузки аккумуляторов, что практически вдвое сокращает время нахождения ПЛ на перископной глубине. Поскольку генератор не имеет щеточного токосъемника, обслуживание и эксплуатация всей установки значительно упрощается и становится намного безопаснее. В этом плане «Лада» — лодка, которая во многом опередила свое время.

Подводные лодки проекта 677

Тактико-технические характеристики подводных лодок 677 «Лада»

Тип корабля…………………..многоцелевая дизель-электрическая подводная лодка
Скорость (надводная)…………………..10 узлов
Скорость (под водой)…………………..21 уз
Рабочая глубина погружения…………………..250 м
Максимальная глубина погружения…………………..00 м
Навигационная продолжительность ……………..45 (30 для «Амур-950») сут
Экипаж………………..35 (21 для «Амур-950») человек
Надводное водоизмещение…………………..1 765 (1 150) т
Подводное водоизмещение…………………..н/д
Максимальная длина (по КВЛ)……………..66,8 (58,8) м
Максимальная ширина корпуса………………7,1 (5,65) м
Силовая установка ГЭУ с полным электродвижением…….ДГ с двигателями Д49; ВНЭУ на топливных элементах (в перспективе)
Торпедное минное вооружение…….6 ТА калибр 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружение…УВП на 10 ракет РК П-800 «Оникс» и/или «Калибр»
ПВО…………………..ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ракет в ТПК

Читайте также: Оружие победы «Катюша»: история, применение во время войны, фото

Гидролокационный комплекс

Комплекс «Лира», включающий в себя мощные чувствительные антенны, отвечает за гидроакустическую разведку. В состав установки входят сразу три антенны, одна из которых расположена на носу подлодки, а две крепятся по бортам. Инженеры максимально увеличили диаметр для точного измерения подводного шума. Так что передняя антенна занимает почти все место на носу подлодки. На случай повреждения бортовой аппаратуры выпускается гидроакустическое оборудование, которое ПЛ «Лада» (пр. 677) может буксировать за собой на марше.

Прочие элементы навигационной системы

Важнейшим элементом является радиолокационная система модели радара KRM-66 Kodak. Включает в себя активный и пассивный радиоканалы, может работать в комбинированном режиме. Во время активного использования может быть активирован особо безопасный, скрытый канал связи. Он дает полное представление об обстановке вокруг ПЛ (в том числе надводной), но в то же время не демаскирует корабль. В этом смысле подводная лодка «Лада» (проект 677) является во многом уникальным объектом, действительно не имеющим аналогов в мире, как бы озлобленно не звучало это выражение.

Цифровая система связи модели «Дистанция». Позволяет обмениваться информацией по двустороннему защищенному каналу передачи информации с береговыми командными пунктами, кораблями и авиацией (при условии нахождения на перископной глубине). Если возникает необходимость отправить срочное сообщение с большой глубины, используется буксируемая вытяжная антенна. Это оборудование размещено в особо прочном корпусе, способном защитить его даже в случае боевых действий. Проще говоря, «Жигули» — очень крепкая лодка.

Наконец, комплекс навигационного оборудования Appassionata. Содержит инерциальную навигационную систему, а также модуль спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Точность позиционирования при использовании чрезвычайно высока, но зависит от близости к месту расположения базовой станции коррекции того или иного «провайдера».

Подводные лодки проекта 677

Вооружение подлодки проекта 677 «Лада»

Основными средствами обороны и нападения являются шесть 533-мм торпедных аппаратов, с двумя минами на верхней палубе, предназначенными для стрельбы управляемыми боеприпасами. Стандартный боекомплект включает 18 торпед. Чаще всего на подводной лодке «Лада 677» используются универсальные боеприпасы (САЭТ-60М, УГСТ), специальные торпеды для поражения подводных лодок противника. На борту могут находиться крылатые ракеты, а также 22 мины модели ДМ-1.

Имеется возможность боевого применения противолодочных ракет типа «Шквал». Система стрельбы позволяет вести как одиночные выстрелы, так и залповую стрельбу из шести мин одновременно. За перезарядку торпедных аппаратов отвечает комплекс Murena, что позволяет проводить всю операцию в полностью автоматическом режиме. Весь процесс полностью контролируется с командного пункта, которым оборудована подводная лодка. Проект «Лада» стал первой неатомной подводной лодкой Советского Союза, в которой использовалось такое количество сложных и высокоэффективных систем автоматизации.

Для защиты лодки от боевых самолетов противника экипаж может использовать шесть ПЗРК модели «Игла-1М». Слаженность работы всех боевых систем обеспечивается за счет использования системы «Литиум». Таким образом, подлодка «Лада», вооружение которой мы расписали, при своих малых габаритах способ доставить большие проблемы любому противнику.

Подводные лодки проекта 677

Основная схема работы двигателей

Электроэнергетическая установка на всех режимах играет роль первичного двигателя во всех запасенных состояниях корабля. В принципе, мы уже говорили, что движение на одном только дизеле не дано в принципе. Винт имеет семь лопастей и изготовлен по специальной малошумной технологии. Это условие во многом было достигнуто благодаря лопастям саблевидной формы, производящим минимальный уровень шума при движении. Кроме того, на подводной лодке установлены две дистанционно управляемые рулевые колонки марки РДК-35.

Максимально достижимая надводная скорость достигает 21 узла. В подводном положении подводная лодка не развивает скорость более 10 узлов. Запас хода около 6000 миль, но при экономичном движении можно увеличить ресурс еще на 650 миль.

Подводные лодки проекта 677

Система навигации

Навигационная система — инерциального типа. Отвечает за предоставление информации о точном местоположении корабля, а также определение оптимальной скорости, при которой бортовое вооружение может быть использовано с максимальной эффективностью.

В состав комплекса входит перископическая аппаратура типа УПК Парус-98, в состав которой входят следующие элементы:

  • Непроникающий командирский перископ «Парус-98КП». Есть дневные и низкоуровневые каналы (оптические и ТВ). Степень увеличения варьируется от 1,5 до 12Х, есть возможность видеозаписи наблюдаемых данных.
  • Мачта оптопары непроникающая типа «Парус-98УП». По сути, это многофункциональный универсальный перископ. В конструкции предусмотрены два канала (дневной и низкоуровневый), степень увеличения такая же, как у командирской зрительной трубы, это очень эффективный лазерный дальномер.

Таким образом, подводная лодка «Лада», ТТХ которой мы кратко описали, может с одинаковым успехом применяться в дневных и ночных условиях. Она всегда остается невидимой для врага.

Подводные лодки проекта 677

Модификации

«Амур-950» — экспортная модификация проекта 677 «Жигули» оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способных произвести залп из десяти ракет за две минуты. Экипаж — 18 (по другим данным 21) человек. Автономность — 30 дней. Глубина погружения — 250 метров.

«Амур-1650» — еще одна экспортная модификация. Он имеет пеленгаторную антенну, способную обнаруживать особо малозаметные цели, и может вести залп из шести ракет.

Представители

Б-585 «Санкт-Петербург» — в опытной эксплуатации до 2016 г

Б-586 «Кронштадт» — до середины 2012 г., строительство заморожено и возобновлено только 09.07.2013 г

Б-587 «Великие Луки» — перезаложен 19 марта 2015 г

Подводные лодки проекта 677

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector