Тягач МТЛБ конструкция, технические характеристики, место работы

Военная техника

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство приняло решение обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы удешевить этот процесс, было решено взять за основу что-то из гражданской техники. Наиболее подходящим кандидатом оказался легкий транспортер МТ-Л, который особо не нужно было менять, достаточно было разработать для него бронекорпус. Большинство систем и механизмов машины остались прежними.

Разработкой трактора занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было запущено серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера изготавливался из стальных листов небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины — менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера — он может преодолевать водные преграды на скорости 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ придают машине низкое давление на грунт, что является залог отличной проходимости трактора.

Многоцелевой легкий бронетранспортер

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занялся Харьковский тракторный завод. В конце 60-х авианосец начал массово поступать в части Советской Армии. МТ-ЛБ активно экспортировался, благодаря чему участвовал в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотоцикл» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать и на просторах бывших «великих и могучих».

Отличные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особую популярность приобрели вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы такие автомобили стали известным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада Советского Союза конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались в Украине. С того момента харьковчане успели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимается несколько компаний. Самые известные из них — Муромтепловоз (Муром) и Рубцовский филиал Уралвагонзавода. Эти производители сотрудничают с Минобороны России, МЧС и регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, безусловно, занимается гораздо больше фирм, предприятий и простых умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что трактор МТ-ЛБ устарел и нуждается в замене на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ часто называют бронетранспортер БТР-3Ф.

С фронта

Эта идея кажется не очень хорошей. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, затраты на МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолиги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создавать на ее базе вполне современные автомобили.

Транспортно-грузовой отсек

В задней части бронетранспортера расположено транспортно-загрузочное отделение, где перевозятся загрузочно-десантные подразделения. Попасть в машину можно несколькими способами: через задние двери или через люки в крыше автомобиля.

Для движения в конвейере ЯМ3-238 — дизельная установка оснащена восемью цилиндрами и имеет мощность 240 л.с. С такими характеристиками на ровном шоссе тягач способен разогнаться до 61,5 км в час.

Для значительного облегчения движения по водным преградам сконструированы опорные катки, в которых имеется воздушная камера. Кроме того, канавки создают небольшое удельное давление – 0,45 кг на см2.

Автомобиль имеет независимую подвеску (торсион).

И, конечно же, машина умеет плавать, благодаря активной работе гусениц.

ТТХ (тактико-технические характеристики) вездехода

Среди своего класса МТЛБ выделяется одной особенностью – рулевой расположен на стыке коробки передач и двигателя. Гидроизоляция не является проблемой для носителя. В этом ему помогают задние и передние колеса, наполненные воздухом внутри. Как было сказано ранее, личинки участвуют в передвижении по воде. Обычно на воде вездеход движется со скоростью, не превышающей 6 км/ч.

Сердце машины

В северных районах страны довольно часто сталкивались с осложнением в виде незапуска двигателя. Создатели «Мотолыги» учли эту проблему и встроили в силовую установку предстартовую систему.

Дизельное имя ЯМ3-238В
Власть 240 лошадиных сил
Тип используемого топлива Дизель
Расположение цилиндров и их количество V-образный, восьмицилиндровый

Габариты МТЛБ

Вес трактора 9,7 ч
Масса прицепа или буксируемого груза 4,5 ч
Объем, или соотношение между длиной, шириной и высотой, м 6,45 х 2,86 х 1,86
Груз: полезный до 2 часов
Нагрузка: максимальная 2,5 т, не считая прицепа

Маневренность и подвижность

Автомобиль имеет шестиступенчатую коробку передач, с помощью которой МТЛБ способен передвигаться по дорогам с достаточно твердым покрытием, грунтовками, пересеченной местностью и преодолевать водные преграды.

Максимальная скорость шоссе 61 км/ч
Средняя скорость по пересеченной местности 30 км/ч
Расход топлива на 100 км от 90 до 120 литров (в зависимости от площади)
Распродажа 40 см (средний)
Скорость на водных поверхностях 6 км/ч

Модифицированные версии МТЛБ

Замечательные характеристики, простота ремонта и обслуживания, невероятная проходимость – все эти достоинства стали причиной широкого использования вездехода в России и за рубежом. Таким образом, появилось множество апгрейдов заводских улучшений. Кроме того, многие машины были построены на базе МТЛБ. Техника нашла свою популярность не только в военной промышленности, носитель использовался в охотничьих, геолого-спасательных службах. Вот список самых популярных модификаций, разработанных в разных уголках России и других государствах:

  • МТЛБ-В Модификация, целью которой было повышение проходимости автомобиля повышенной проходимости. Это было достигнуто за счет расширения канавок, что привело к уменьшению давления, действующего на поверхность.
  • МТЛБ-ВНС «Алтай» и МТЛБ-ВН — это машины, адаптированные к хозяйственным нуждам людей.
  • МТЛБ туалет. Единственное отличие — входящий в комплект пулемет НСВТ (12,7 мм).
  • МТЛБ-ВМ1К. Для работы в высокогорье на машину устанавливали более мощный двигатель ЯМ3-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация тягача с башней БТР-80. Предусмотрено несколько вариантов предустановленных орудий: 7,62-мм пулемет ПКТМ, 12-мм пулемет «Корд» или автоматический гранатомет. Вы также можете поставить на башню минометы, которые стреляют дымовыми гранатами.
  • Некоторые машины были изобретены сотрудниками Муромтепловоза в России. Все доработки их продукции сводятся к установке боевых модулей. Примером может служить МТЛБ-ЛПТ — тягач, созданный для нужд пожарных на базе МТЛБ.
  • МТЛБМ2. Разработан и изготовлен на Курганмашзаводе, имеет обновленную коробку передач и дизельный агрегат.
  • МТЛБ-Р6. Модификация попала к нам от конструкторов Харьковского тракторного завода. Из доработок — новый дизель и башня, в которой установлены 30-мм пушка, пулемет (7,62-мм), ПТРК (два) и система облачной подачи (дымовая). Повышенная безопасность для пассажиров и экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Еще одна модель из Украины. На этот раз главным улучшением стал штурмовой модуль, используемый для боя. В его состав входят 30-мм пушка, пулемет (7,62 мм), ПТРК (два), автоматический гранатомет и дымовые завесы.
  • МТ-ЛВ. Модификация из Польши, оснащенная пулеметом ДШКМ (12,7 мм).
  • «Айбат» создан израильской компанией Soltam специально для вооруженных сил в Казахстане. Это самоходный миномет.
  • МТЛВ-АМ. Представлен в Азербайджане. Как и у большинства, у него стандартный пулемет (7,62 мм). Также используется пусковая установка (57 мм) с 15 НАР из серии С-5 и автоматический гранатомет.

Транспорт, займите основу перевозчика

Вот некоторые примеры:

  • МТП-ЛБ. Это автомобиль технической помощи; для этого на месте бывшей малой башни разместили грузовую платформу.
  • Объект 26. Тут все просто: САУ «Гвоздика» установили на немного удлиненное шасси нашего БТР.
  • 2С24. Ситуация аналогичная, только на этот раз минометный комплекс «Дева» конструкторы решили разместить на шасси тягача.
  • РХМ «Кашалот». Машина для химической разведки на базе МТ-ЛБ.
  • «Тунец». Представляет собой базу минометного комплекса (самоходного, 120 мм), где он взят с БТР.

На базе МТЛБ в разное время создавалась различная техника. Его разработки и технологии применялись для самых разных военных и не только транспортных средств: от боевых (БМП, минные заградители) до разведывательно-транспортных для лечения.

Конструкция МТЛБ

Кузов машины состоит из нескольких бронелистов толщиной в несколько миллиметров, броня эффективно защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это тоже дает плюс, трактор обладает высокой плавучестью и маневренностью. При весе всего 9,7 тонн это неудивительно.

Корпус внутри просторный и комфортный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.

Установка состоит из комнаты для снаряжения, расположенной в носовой части. Впереди находятся посты управления, здесь же установлена ​​турель с пулеметом, который находится под управлением командира машины. Моторный отсек и отсек для груза и пассажиров расположены в средней и задней части тягача соответственно.

Движение обеспечивает 8-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как и на всех советских гусеничных машинах, при помощи рычагов. Место водителя МТЛБ приспособлено для управления всей электроникой в ​​автомобиле. С помощью панели приборов можно контролировать все электронные и механические системы.

МТЛБ на стоянке

В конструкциях, разработанных для севера, устанавливалась дополнительная печка. Гусеницы шириной 350 мм обеспечивают отличный проход практически по любой поверхности.

Они благодаря своему движению позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по поверхности воды. Свою роль играет небольшая, всего 9,7 тонны, масса аппарата. Но за все надо платить, в данном случае за расход топлива. Агрегат расходует 80-100 литров топлива на 100 км пути.

Технические характеристики МТЛБ

Вес (кг 9700
Грузоподъемность, кг: 2500
Количество мест:
в кабине 2
сзади одиннадцать
Измерения и т д
длина 6454
ширина 2850
высота 1865
Вооружение 7,62-мм ПКТ
Максимальная скорость, км/ч 61,5
Двигатель ЯМЗ-238

Зона управления

Далее идет зона контроля. Он отделен от предыдущего бронированной перегородкой. Здесь место начальника и место водителя. Члены экипажа имеют хороший обзор благодаря лобовым стеклам с защитой. Справа — турель с установленным впереди 7,67-мм пулеметом, которым управляет командир вездехода.

Место работы

МТЛБ — типичная «рабочая» машина. В культуре и быту обыватели мало знают о существовании этого многоцелевого трактора, а уж тем более о том, что означает эта аббревиатура.

Тем, кто связан с работой в тяжелых условиях на севере или в армии, трудно представить нормальную службу или работу без этой машины.

Грузоподъемность и грузоподъемность, безотказность в эксплуатации, относительно дешевые запчасти и простота ремонта дают гусеничному вездеходу МТЛБ неоспоримые преимущества перед конкурентами, как среди военнослужащих вооруженных сил, так и среди геологов «Транснефти» из Ханты-Мансийского автономного округа. Модификации можно увидеть в кино и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в регионах, где на этих суровых машинах трудились суровые люди.

Читайте также: ЗиЛ-4102, технические характеристики и описание автомобиля, как создавался и для кого предназначался, перспективы проекта и забвение, дизайн и особенности конструкции

Трансмиссионный отсек

Трансмиссионное отделение расположено в передней части автомобиля. Место здесь отдано редуктору и механизму поворота.

Модернизации и ближайшие конкуренты

Отличные технические характеристики позволили создать на базе этой машины большое количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 вариантов получили ярко выраженные «боевые» функции.

МТ-ЛБ Фото

Можно перечислить с небольшим описанием технический блок некоторых из них:

  • МТ-ЛБВ, модель для северных районов с удлиненными гусеницами, способными передвигаться по болотам и снегу;
  • МТ-ЛБВ-Н, «мирная» машина для нужд сельского хозяйства;
  • МТ-ЛБВМ1К адаптирован для высокогорья;
  • МТ-ЛБВМ, вооруженный 12,7-мм зенитным пулеметом;
  • МТ-ЛБМ, продукция Муромского завода;
  • Объект 6МА с последующим индексом от 1 до 4, с разным вооружением размещенным на Mahrerf=»https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/» target=»_blank»>БТР-80 . Так под 1 идет тягач с установленной АГС «Пламя», 2 и 4 — 23 мм пушки, 3 — несколько ПТРК.

Армейский список можно продолжить зенитным комплексом «Стрела», санитарным автомобилем, машиной химической разведки командно-штабного варианта, техническими тягачами со стрелой для эвакуации техники и многим другим.

Кроме того, есть много разработок для геологов, лесников, пожарных. Каждый из них имеет свои отличительные черты, такие как увеличенная подача топлива, вращающиеся конвейерные ленты и мосты или встроенные баки и так далее. Поскольку трактор используется более чем в 20 странах мира, уследить за всеми изменениями очень сложно.

МТЛБ еще не БМП, но уже и не тягач

Аналоги существуют, но они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тракторы, получившие широкое распространение во время Второй мировой войны, в настоящее время не так популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.

Советские конструкторы создали машину, которая одинаково хорошо справляется с самыми разнообразными задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи, без брони и без вооружения. Например М939, грузовик это колёсный тягач, а не гусеничный тягач, который стоит на вооружении армии США, даже не легкобронированный.

Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американский М939 не столь универсален.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ — настоящий рекордсмен по количеству апгрейдов. Значительно и количество специальных машин, созданных на его базе. Этот трактор используется не только военными, он также востребован геологами, охотниками и специалистами спасательных служб. Ниже приведены некоторые из наиболее удачных модификаций МТЛБ, разработанных в разных странах:

  • МТЛБ-В. Данная модификация машины имеет большую проходимость по сравнению с базовой. У него более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тракторы, адаптированные к нуждам народного хозяйства.
  • МТЛБ туалет. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, предназначенная для работы в тяжелых условиях. Он оснащен более мощным дизельным двигателем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Может быть оснащен пулеметом ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. На башне также могут быть установлены минометы для стрельбы дымовыми гранатами.
  • Несколько модификаций МТЛБ изготовили инженеры российской компании ОАО «Муромтепловоз». Основное их отличие — боевые модули, устанавливаемые на вездеход. МТЛБ-ЛПТ — пожарный тягач Муромтепловоза».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, выполненная конструкторами Курганмашзавода. Отличается от базовой модели новым двигателем и коробкой передач.
  • МТЛБ-Р6. Модификация трактора, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемет и система дымовой завесы «Туча». Повышена безопасность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входят 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два противотанковых комплекса, автоматический гранатомет и дымовые гранаты.
  • МТ-ЛБ. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, изготовленный для вооруженных сил Казахстана израильской компанией «Солтам».
  • МТЛБ-АМ. Азербайджанская модификация машины помимо штатного 7,62-мм пулемета вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-й НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Моторное отделение

В средней части МТЛБ, после БЩУ, расположено машинное отделение. Здесь установлены двигатель и сцепление.

Вы можете найти смазочные материалы для своей техники на сайте http://voenmasla.ru

Бронетранспортёр для Арктики

Бронетранспортер МЛБШ на базе МТ-ЛБББТР МЛБШ на базе МТ-ЛБ

Несмотря на то, что в 2015 году Россия приостановила действие соглашения об ограничении численности техники сухопутных войск (ДОВСЕ), модернизация МТ-ЛБ продолжалась.

Эта машина имеет лучшую проходимость, чем колесные БТР, что немаловажно в Арктике и других труднодоступных районах нашей страны.

В 2017 году на заводе «Ремдизель» в Набережных Челнах был разработан новый вариант модернизации под названием МЛБШ — многофункциональное легкое бронированное шасси.

МЛБШ получил новый двигатель КамАЗ-740 мощностью 360 л.с., сочетающийся с современной коробкой передач с гидрообъемным рулевым механизмом. Рулевое управление теперь осуществляется не рычагами, как раньше, а штурвалом.

Вариант с доп заказом Вариант с доп заказом

Вместо устаревшей турельной установки с 7,62-мм пулеметом ПКТ у командира МЛБШ установлена ​​новая пулеметная установка ТКБ-01-1 с 12,7-мм пулеметом НСВТ или КОРД. Аналог установленного на танке Т-90А.

Эти машины сейчас стоят на вооружении наших войск в Арктике. Но взамен ему уже создается семейство арктической техники «Витязь».

Корпус машины

Кузов транспортера выполнен из стальных листов, которые не обладают высокой плотностью, поэтому вездеход может противостоять только стрелковому оружию. Однако за счет этого удалось сохранить небольшую по сравнению с другими машинами этого класса массу — 9,7 тонны. При таком весе конструкторам МТЛБ не составило труда обеспечить МТЛБ отличную плавучесть. Еще одним преимуществом машины является низкое давление ремней на грунт, что повышает проходимость трактора. Здание разделено на зоны: контрольную, двигательную, транспортно-загрузочную и трансмиссионную. Всем на борту обеспечены комфортные транспортные условия.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, сделанных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ — машина технической помощи, вместо башни на крыше установлена ​​грузовая платформа.
  • Объект 26 — самоходная артиллерийская установка «Гвоздика», установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Химическая разведывательная машина на базе вездехода.
  • «Туня» — самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

На базе тягача в разное время создавались минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, системы РЭБ, командирские машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector