- История создания
- Технические характеристики
- Технология № 3 — виртуальная мишень
- Вооружение
- Производство и эксплуатация Ту-160
- Технология № 2 — новая система управления
- Особенности конструкции
- Фюзеляж
- Крыло
- Шасси
- Силовая установка
- Двигатель
- Топливная система
- Вооружение
- Оборудование
- С дальним прицелом
- Количество самолетов в стране
- Технология № 4 — титановый скелет
История создания
После нескольких лет разработки, в 1981 году, машину впервые представили на аэродроме в Жуковском в окружении двух Ту-144. Заголовки зарубежных СМИ тут же заговорили о том, что самолет в пропагандистских целях настраивают для съемок с американских спутников.
Стрельба на самом деле производилась одним из пассажиров аэропорта Быково. После этого появилось кодовое название бомбардировщика Ram-P, а по коду НАТО — Blackjack. Именно с этими именами мир узнал о самом тяжелом стратегическом сверхзвуковом бомбардировщике всех времен — Ту-160.
История создания Ту-160 восходит к середине 20 века.
Приказом МАП № 285 от 15 сентября 1969 г был объявлен конкурс на создание сверхзвукового многорежимного стратегического бомбардировщика-носителя ядерного оружия.
Тема конкурса получила порядковый номер 18. В разработке участвовало несколько КБ: КБ Туполева, Мясищева, Яковлева и Сухого. Коллектив Туполева имел опыт разработки стратегических бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также пассажирского сверхзвукового авиалайнера Ту-144. Но конкурс выиграло ОКБ Мясищева с бомбардировщиком М-18.
Но в связи с малочисленностью КБ, отсутствием необходимых ресурсов для дальнейшей работы над проектом весь материал по этой теме был передан в КБ Туполева ММЗ «Опыт». Эти разработки легли в основу прототипа Ту-160.
Полет первого прототипа состоялся в конце 1981 г. Бомбардировщик поступил в серию еще в 1984 г., и в том же году поднялся в воздух первый серийный самолет. В 1985 году цеха покинули еще два самолета.
При проектировании нового самолета учитывались следующие требования:
- Максимальная дальность полета Ту-160 должна была составить 13 000 км при V = 2 500 км/ч и высоте полета 18 км.;
- Подходить к цели на дозвуковых скоростях, а также преодолевать средства ПВО на крейсерских и сверхзвуковых скоростях.;
- Боевая нагрузка приближается к весу 45 000 кг.
Выпуск самолета продолжался до распада СССР и был практически прекращен после обещания Е.Б. Ельциным американцам в 90-х годах прошлого века: не наращивать вооружения. Во время его правления заводы были практически остановлены, и о серийном выпуске уже не могло быть и речи.
Бомбардировщики Ту-160, которые несли боевое дежурство после отделения Украины, частично остались на территории, частично их распилили на металл, 6 самолетов все же перевели на авиабазу Энгельс в Саратовской области.
Уже в это время всем Ту-160 помимо номеров были присвоены собственные имена. В конце 90-х начале 2000-х производство Ту-160 возобновилось, в 2000 году на вооружение были приняты две машины. Стоит отметить, что часть машин отправили на капитальный ремонт и модернизацию.
В том же 2000 году проводились учения с участием Ту-160 и Ту-95МС. Здесь впервые была применена знаменитая крылатая ракета Х-555, которая только подвешивалась на этих типах самолетов. В 2003 году в крупнейших учениях приняли участие два Ту-160, а также 4 самолета Ту-95МС.
В ходе учений использовалась заправка топливом от Ил-78.
Осенью того же года возникла ЧП — разбился один из самолетов Ту-160. Экипаж увел машину из опасного места и погиб вместе с ней.
Стратегическая авиация всеми силами сохраняла боеспособность довольно долго — 15 лет, с 1992 года. Это было время скудного финансирования и отсутствия денег на модернизацию. Полеты происходили только в особых случаях или во время учений.
В августе 2007 г. Президент Российской Федерации В. Путин выступил с заявлением о возобновлении полетов и обслуживания дальнемагистральной авиации. Именно поэтому стратегические бомбардировщики постоянно стали летать в самые дальние уголки мира. Самолеты использовали альтернативные аэродромы для дозаправки и перелетели все океаны, демонстрируя при этом мощь блока НАТО.
В 2008 году Казанский завод передал ВВС новый самолет Виталия Копылова. В ноябре 2017 года со складов вышел очередной стратег, модернизированный Ту-160М3, он проходит испытания и пока не имеет личного имени. В 2010 году 2 самолета Ту-160 обновили мировой рекорд дальности полета, который составил 18 000 км. В ходе полета были проведены две дозаправки в воздухе от Ил-78.
Технические характеристики
Популярность самолета в России и во всем мире обусловлена, прежде всего, его техническими характеристиками. Ниже мы приводим все основные данные, которые позволят нам оценить масштабы и размеры Ту-160 по прозвищу «Белый лебедь».
- Размах крыла – 55,7 метра;
- Длина фюзеляжа – 54,1 метра;
- Высота самолета 13,1 метра;
- Площадь крыла – 232 квадратных метра;
- Масса пустого самолета – 110 тонн;
- Максимальная масса топлива 171,1 тонны;
- Полная взлетная масса – 275 тонн;
- Максимальная скорость полета – 2200 км/ч;
- Минимальная посадочная скорость – 300 км/ч;
- Максимальный потолок полета — 15 000 м;
- Дальность — 6000 километров;
- Требуемая длина для старта — 2000 м;
- Максимальная масса оружия составляет 40 тонн.
Ту-160 в настоящее время является боеспособным элементом сил сдерживания. Летно-технические характеристики самолета находятся на уровне, недоступном для западных производителей.
Технология № 3 — виртуальная мишень
Особым предметом гордости разработчиков машины является встроенная система защиты на борту. Помимо датчиков обнаружения пусков ракет, новые Ту-160 будут иметь специальную станцию постановки помех. Он будет включаться автоматически — каждый раз, когда «стратег» будет облучаться радарами самолета вероятного противника, вокруг самолета будет «рисоваться» десяток виртуальных целей.
Собеседники Life, близкие к ВПК, отмечают, что эта разработка внедрена после изучения отечественного и зарубежного опыта проектирования систем ПРО. Так же, как и боевые части ракет, Ту-160 имеет систему постановки ложных целей, но принцип работы комплекса — государственная тайна.
Вооружение
Вооружение самолета также впечатляет. Во-первых, полезная нагрузка составляет 40 тонн и может состоять из крупнокалиберных свободнопадающих и управляемых бомб и ракет класса «воздух-поверхность», в том числе крылатых, а также несущих стратегические ядерные боеголовки.
Все вооружение находится в бомбоотсеке самолета, в барабанной установке МКУ-6-5А
Производство и эксплуатация Ту-160
Первые два Ту-160 были переданы ВВС СССР в 1987 году.
В 1992 году Россия переживала тяжелые времена экономического кризиса. Денег в бюджете не было, а на производство Ту-160 их нужно было очень много. Поэтому первый президент России Борис Ельцин предложил США прекратить производство «белых лебедей», если американцы прекратят производство В-2.
На момент распада Советского Союза на территории УССР (Прилуки) находилось 19 Ту-160. Независимой Украине, отказавшейся от ядерного оружия, эти самолеты были точно не нужны. В конце 90-х восемь украинских бомбардировщиков Ту-160 были переданы России в счет погашения долга за энергоносители, остальные были распилены на металл.
В 2002 году Минобороны России подписало с КАПО контракт на модернизацию всех стоящих на вооружении бомбардировщиков.
В 2003 году один из Ту-160 разбился в Саратовской области, экипаж погиб.
В ходе учений, которые проводились в 2006 году, группе Ту-160 удалось незаметно войти в воздушное пространство США. Позже об этом сообщил журналистам главком Дальней авиации РФ Хворов, однако дальнейших подтверждений этому факту не последовало.
В 2006 году первый модернизированный Ту-160 был принят на вооружение ВВС России. Через год начались регулярные полеты российской стратегической авиации в отдаленные районы, в которых принимали (и принимают участие) и «белые лебеди».
В 2008 г в Венесуэлу прилетели два Ту-160; в качестве прыжкового аэродрома использовался аэродром в Мурманской области. Полет длился 13 часов. На обратном пути была успешно проведена ночная дозаправка в воздухе.
На начало 2017 года в составе ВКС России имелось 16 самолетов Ту-160. В августе 2016 года публике была показана новейшая модификация ракетоносца — Ту-160М. Чуть позже Казанский авиационный завод сообщил о начале возрождения основных технологий, необходимых для возобновления производства Ту-160. Планируется начать к 2023 году.
Технология № 2 — новая система управления
Экипаж одного из стратегических ракетоносцев Ту-160. Фото © ТАСС/Министерство обороны Российской Федерации
Ту-160 был во многом новаторским самолетом благодаря технологии пилотирования. «Белый лебедь» — первый советский серийный тяжелый самолет, на котором использовалась электрическая система дистанционного управления (ЭДСУ). Собеседники Life, близкие к военной авиации, отмечают, что на новой машине совершенствуются технологии — все параметры полета анализируются специальным бортовым компьютером. Малейшее отклонение в заданном режиме полета сглаживается вмешательством электроники.
Благодаря этой технологии самолет невероятно устойчив даже при сложных маневрах, предшествующих применению оружия. При обнаружении угрозы встроенная система защиты отправляет сигнал на компьютер, а тот выдает экипажу «рекомендацию к действию», запрашивая необходимые и наиболее безопасные действия в зависимости от ситуации. Нечто подобное, по слухам, будет установлено на новейшем американском стратегическом самолете B-21 Raider, но эта машина будет летать на более низких скоростях и не сможет активно маневрировать.
Особенности конструкции
Конструкция Ту-160 полностью соответствовала его назначению. Это моноплан с изменяемой стреловидностью крыла, классическим оперением и четырьмя двигателями в гондолах под средней секцией.
Описание можно начать с одной из особенностей машины, где фюзеляж объединен в одно целое с центропланом и фюзеляжем. При интегрированной компоновке появляется возможность, не увеличивая геометрических размеров машины, значительно высвободить объем внутри нее, создав тем самым дополнительное место для топлива, вооружения и оборудования.
Материалы, из которых изготовлен самолет Ту-160, различны для разных частей машины. В основе лежит алюминиевый сплав АК4-1чТ1, титановый сплав ОТ-4, а также высокопрочные сплавы, также обладающие высокой вязкостью. Легированная сталь и титан используются для высоконагруженных узлов и элементов машин.
Свободная внутренняя полость самолета выполнена сотовой, это придает этим конструкциям необходимую жесткость, при минимальном весе. При сборке узлов и конструкций применяют сварку, болтовые соединения и заклепки. Обслуживание бомбардировщика осуществляется через люки и съемные панели.
Читайте также: Самолеты Ильюшина: история создания компании и модельный ряд
Фюзеляж
Фюзеляж самолета имеет несущую обшивку и выполнен цельным, конструктивно разделен перегородками на несколько отсеков. В центральной части расположен бомбоотсек с барабанной установкой МКУ-6-5У, служащей для размещения вооружения. В носовой части находится пост управления, бортовой радар и навигационно-электронное оборудование.
БЩУ полностью герметична, есть отдельный производственный блок под индексом Ф-2. Кабина рассчитана на четырех членов экипажа. Кроме того, есть туалет и комната отдыха для экипажа, в связи с длительным перелетом.
Вход в каюту снизу, по лестнице.
За рубкой управления находится ниша шасси со всеми механизмами, затем топливные баки сзади. В кормовом обтекателе расположены элементы радиооборудования и помещение с тормозным экраном.
Крыло
Самолет имеет крыло изменяемой стреловидности, достаточно сложная система, позволяющая оптимизировать скорость и дальность полета при значительной экономии топлива. Именно это создало уникальные летно-технические характеристики Ту-160, сделавшие его «звездой» мировой боевой авиации.
Шасси
Рулевое управление на свободнонесущих поворотных колесах, основные стойки неповоротные. Опоры убираются во время полета. Гидравлическая система втягивает и выдвигает шасси.
Устройство узла обеспечивает использование самолета Ту-160 на взлетно-посадочных полосах с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2,5 км и более.
Силовая установка
В состав этой системы входят двигатели НК-32, топливная система, маслосистема, вспомогательная силовая установка ТА-12, система управления двигателями, система управления работой силовой установки, система сигнализации и пожаротушения.
Двигатель
Двигатель НК-32 имеет уменьшенный расход топлива. Чтобы удешевить производство нового аппарата, прототипом стал прежний НК-25. При этом стоимость самого самолета была отнюдь не дешевой – 7,5 млрд рублей. Известно, что именно по этой причине было создано всего 32 самолета, в настоящее время на боевой службе находится 16 самолетов.
Топливная система
Вместимость цистерн 171 тонна. Этого топлива достаточно для полета на максимальную дальность при движении на крейсерской скорости и оптимальном потолке.
Каждый двигатель питается от своей группы баков, хотя в аварийной ситуации вполне возможно пересесть с одного бака на другой или слить топливо из группы баков, отключив при этом остальные от системы.
Система наполнения воздухом имеет схему «шланг-конус». Заправщики — Ил-78 и Ил-78М.
Вооружение
Вооружение самолета также впечатляет. Во-первых, полезная нагрузка составляет 40 тонн и может состоять из крупнокалиберных свободнопадающих и управляемых бомб и ракет класса «воздух-поверхность», в том числе крылатых, а также несущих стратегические ядерные боеголовки.
Все вооружение находится в бомбоотсеке самолета, в барабанной установке МКУ-6-5А
Оборудование
На самолете установлено новейшее навигационное оборудование, состоящее из большого количества компьютеров.
Прицельный комплекс «Обзор-К» обнаруживает и идентифицирует объекты на больших расстояниях. Комплекс обороны «Байкал» обнаруживает средства ПВО противника, их положение, блокирует их помехами или ставит ложную завесу за самолетом.
В хвосте контейнеры с отражателями и инфракрасными ловушками. Также имеется теплопеленгатор «Огонёк», обнаруживающий ракеты и самолёты противника.
С дальним прицелом
Решение о возобновлении производства Ту-160 фактически было принято по итогам сирийской кампании.
В 2015 году самолет впервые получил реальные боевые задачи. До этого времени они рассматривались исключительно как средство нанесения ядерного удара по противнику и не привлекались к другим задачам. Выяснилось, что за время «опытно-боевой» службы ракетчики уже засуетились. Помимо стратегической крылатой ракеты Х-55 с ядерной боевой частью, легендарное КБ «Радуга» (входит в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение», член Союза машиностроителей России) создало сразу двух новых дальнобойных неядерных подельников — Х-555 и Х-101.
Он похож на своего предшественника X-555 только внешне. Новая ракета имеет модифицированный двигатель, цель и боевую часть. Благодаря использованию дополнительных топливных баков серьезно увеличилась и дальность полета: по некоторым данным, она составляет около 3,5 тыс км.
В движении Х-555 может не только менять высоту, но и летать над землей, скользя по местности. Наведение ракеты на цель осуществляет головка самонаведения, получающая данные как от собственной оптико-электронной, так и от многоканальной спутниковой навигационной системы GPS/ГЛОНАСС.
Вместо компактной 130-килограммовой ядерной боевой части, как на Х-55, здесь может быть установлена бронебойная, кумулятивная, осколочная или фугасная боевая часть массой не менее 350 кг. Полетное задание вводится в ракету на аэродроме. Он же загружается в автопилот бомбардировщика, и после пуска ракеты люди просто контролируют исполнение.
О Х-101 известно меньше. Внешне эта ракета серьезно отличается от пары Х-55/Х-555. Форма фюзеляжа более современная — приплюснутая. Есть информация, что фугасная боевая часть весит почти полтонны. Есть еще машина со специальной боевой частью Х-102, но ее пока никому не показали. Обе ракеты способны поразить цель на расстоянии 5,5 тыс км с точностью 7-8 м. Самолет может нести 12 таких ракет.
Ведущий аналитик Международного института стратегических исследований в Лондоне Барри Дуглас отметил в интервью британскому Forbes: «Даже базовый Х-101 позволит «Блэкджеку» (обозначение НАТО Ту-160 — ред.) поразить любую цель в Европе, остается глубоко в воздушном пространстве России» — то есть работать без входа в зону поражения средств ПВО и истребителей Североатлантического альянса. И это делает российские бомбардировщики крайне опасным оружием.
270-тонный бегемот может летать как на минимальных скоростях, так и на сверхзвуковых, а также легко подниматься в стратосферу.
Количество самолетов в стране
На сегодняшний день на вооружении ВКС России находится 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правительство приняло решение о полной модернизации самолета, получившего название Ту-160М2.
Первый полет модернизированной машины намечен на февраль 2018 года. После этого планируется доработать каждую из стоящих на вооружении машин Ту-160. Это способствует обновлению дальней авиации и повышению обороноспособности страны.
Технология № 4 — титановый скелет
Производство модернизированного Ту-160 на Казанском авиационном заводе. Фото © ТАСС / Егор Алеев
В 2017 году произошло историческое событие: заводу удалось сварить первый центроплан. Значение этого события невозможно переоценить: основные силовые элементы планера Ту-160 изготовлены из титана, а крепить детали на открытом воздухе обычными электродами невозможно. Для этого используется специальная установка для электронно-лучевой сварки.
В 1994 году серийное производство Ту-160 было остановлено, но сейчас технология восстановлена. Титан позволяет Ту-160 легче выдерживать серьезные нагрузки как при обычном полете, так и при маневрировании. Отчасти прочность силовых элементов обеспечивается уникальными высокопрочными соединениями — они, как и многое другое, были восстановлены с учетом первоначальных заводских значений.
Эту технологию, по некоторым данным, в начале и середине 90-х годов пытались купить «посредники» частных и государственных западных структур. Интерес иностранных спецслужб был вполне объясним: дешевая качественная продукция могла помочь США в разработке собственных стратегических ракетоносцев.