Ту-141 «Стриж»: украинский БЛА атаковал Киреевск

Военная техника

Актуальное

  • Интервью менеджера «Лотоса» из группы «Вагнер»: «наш бронепоезд на боковых путях»
  • Бои за Берховку на северном фланге Артемовска карта
  • Истребители Су-35С выбросили БПЛА MQ-9 Reaper 5 из воздушного пространства Сирии и выпустили осветительные ракеты

Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс»: характеристики, скорость, дальность полёта

Ту-143

Ту-143 «Самолет». Фото © Авиационная энциклопедия «Уголок неба»

Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» — многоразовые советские оперативно-тактические беспилотники, разработанные в ОКБ Туполева в 70-х годах. Они имеют разные габариты, дальность полета, грузоподъемность. «Стриж» без дозаправки может пролететь тысячу километров в одну сторону, «Рейс» — только 180.

Изначально беспилотники предназначались для разведки позиций вероятного противника. В 2014 году в Украине начались работы по модернизации беспилотников, но они касались исключительно разведывательных возможностей. Однако переоборудование дронов под использование датчиков GPS проводилось, скорее всего, уже тогда.

После начала спецоперации на Украине вооруженные силы Украины стали использовать их в качестве дронов-камикадзе для провокаций на территории РФ и для сбора данных о местных системах ПВО. По мнению специалистов, после некоторой доработки «Стрижи» и «Рейсы» из «разведчиков» превращаются в «террористов».

— У Стрижень есть груз. Он должен был нести фототехнику. К тому же у него был старый советский роутер, который тоже немало весит. Современные технологии позволяют размещать более легкое авиационное оборудование. Это GPS-устройство. Все остальное они начиняют взрывчаткой, — говорит военный эксперт Алексей Леонков.

По некоторым данным, с 2015 года в программе модернизации Ту-141 и Ту-143 участвуют представители американских компаний Raytheon и Lockheed Martin. Украинские беспилотники сначала оснащались системами GPS из готовых комплектов, а с 2022 года модернизация якобы проходит на Харьковском авиационном заводе при активном участии специалистов из США. Также появилась информация о том, что часть «Стрижей» и «Полетов» еще до начала СВО на Украине была переоборудована под высокоточное оружие американскими инженерами на авиабазе Рамштайн. По предварительным данным, там может находиться около 50 модернизированных «Стрижей» и «Рейсов».

Сколько на Украине беспилотников «Стриж»

Украинский Ту-141. Фото © Авиационная энциклопедия

Украинский Ту-141. Фото © Авиационная энциклопедия «Уголок неба»

По словам военного эксперта Алексея Леонкова, помимо «испытания» российской ПВО Киев поставил перед собой задачу улучшить управление своими беспилотниками. Однако предел здесь очевиден.

«Скажем так, противник будет их улучшать, пока у него не закончатся эти Стрижи и Стаи», — добавил Леонков.

В СССР было изготовлено 152 единицы Ту-141 «Стриж» и 950 Ту-143 «Рейс». По некоторым данным, после распада Советского Союза украинские военные могли утилизировать в общей сложности от 250 до 300 единиц такой техники.

— Возможно, у вооруженных сил Украины на руках около сотни беспилотников. Проблема в том, что с 2014 года статистика по украинским беспилотникам нам недоступна. Мы ориентируемся на данные, которые поступали с 2008 по 2014 год, когда у нас были нормальные отношения с Украиной. Цифры приблизительные, но понятно, что ресурсы ВСУ ограничены. Кроме того, не исключено, что из нескольких неисправных «Стрижей» могут сделать один исправный, — говорит военный эксперт Алексей Леонков.

Основные тактико-технические характеристики Ту-141

Длина БПЛА 14,33 м
Размах крыльев 3,88 м
Высота 2435
Площадь крыла 10 кв.м
Начальный вес 5,37 тонны
Область До 1000 км
Практичный потолок 6000 м
Максимальная скорость 1110 км/ч
Крейсерская скорость 1000 км/ч

«Стриж» мог летать на предельно малой высоте, начиная с 50 метров. К сожалению, точных данных о маневренности Ту-141 нет, но известно, что у этого БПЛА очень маленький радиус разворота.

Конструкция Ту-141

Хотя комплекс ВР-2 проектировался задолго до появления первых самолетов, использующих стелс-технологии, при создании Ту-141 был предпринят ряд мер, целью которых было снижение заметности. В частности, передняя часть корпуса БПЛА выполнена из композитных материалов, поглощающих радиоволны.

Ту-141 построен по бесхвостой аэродинамической схеме. Переднее горизонтальное оперение неподвижно. Крыло треугольное, стреловидность по передней кромке 58 градусов. На задней кромке размещены элевоны, с помощью которых осуществляется управление креном и высотой полета. В транспортном положении крыло складывается, что уменьшает габариты БЛА. Стреловидность по вертикальному оперению составляет 41 градус.

Фюзеляж Ту-141 имеет круглое сечение в передней части и овальное в средней и задней части. Воздухозаборник БПЛА рассчитан на дозвуковые режимы полета. Он расположен над фюзеляжем, начиная с центральной части. Канал воздухозаборника имеет S-образную форму, что позволяет «скрыть» первую ступень компрессора от радиолокационного облучения.

Конструкция и характеристики: Ту-141 Стриж и другие советские разведывательные БПЛА
Силовая установка БПЛА Ту-141.

В качестве силовой установки изначально предполагалось использовать ТРД Р9А-300 — перестроенный и упрощенный вариант двигателя истребителя МиГ-19. При переходе к серийному производству БЛА было решено оснастить его другим двигателем — КР-17А, созданным в ОКБ Сорокина-Гаврилова. Тяга этого двигателя составляла 2000 кгс (19,6 кН).

Бортовое оборудование

Для решения разведывательных задач Ту-141 мог оснащаться пятью различными вариантами специального оборудования. Наиболее часто использовались наборы I и II, называемые «День» и «Ночь» соответственно. Основными элементами первого комплекта были фотоаппараты А-86П (перспективный) и ПА-4/90 (панорамный). При съемке с высоты 300 метров (основной штатный режим полета) давали разрешение 30-40 см.

Основой для комплекта «Ночь» стала тепловизионная камера «Зима». Этот прибор позволял различать объекты, разница температур между которыми составляла 0,3 градуса и более. Такая чувствительность позволяет не только обнаружить, например, двигатель танка, но и определить, как давно он был выключен. Разрешение тепловизионной камеры 70 см.

Другие варианты комплектации предполагали оснащение БЛА системами активных помех, радиационной и химической разведки. Кроме того, этот самолет можно использовать в качестве ретранслятора, обеспечивая радиосвязь на большие расстояния.

Конструкция и характеристики: Ту-141 Стриж и другие советские разведывательные БПЛА
Нос Ту-141.

Бортовое оборудование располагалось в носовой части Ту-141, рядом с тремя топливными баками. Расшифровка информации, собранной в ходе полета, осуществлялась на мобильном пункте обработки, входившем в состав комплекса ВР-2.

Система взлета и посадки БПЛА

Твердотопливный ускоритель разместили под хвостовой частью фюзеляжа Ту-141. Он включался при старте БПЛА со специальной буксируемой установки СПУ-141. После запуска педаль акселератора сбрасывалась и включался ремонтный двигатель. Подобные системы запуска используются и при запуске некоторых современных дронов.

Схема посадки Ту-141 основывалась на использовании парашюта. После возвращения с задания к месту посадки БПЛА были предприняты следующие действия:

  1. Слейте остатки топлива из баков. При этом также производился отвод хладагента из системы охлаждения. Это было сделано как для уменьшения веса БПЛА, так и для предотвращения возгорания.
  2. Снизьте скорость до минимума. Для этого Ту-141 выполнил фигуру высшего пилотажа «горка», двигаясь по восходящей траектории.
  3. Катапультирование хвостового оперения и принудительное раскрытие парашюта. Площадь составила около 900 квадратных метров. После вытаскивания парашют двигался вдоль фюзеляжа так, что Ту-141 приземлился «плашмя», а не носом вниз.
  4. Выпуск шасси и так называемые зонды.
  5. Включение тормозного ракетного двигателя, интенсивно гасившего скорость снижения. Произошло после того, как зонды коснулись земли.

Стойки шасси после посадки часто приходилось заменять, но эта операция не требовала значительных усилий.

Конструкция и характеристики: Ту-141 Стриж и другие советские разведывательные БПЛА
Буксируемая установка для запуска БПЛА Ту-141 «Стриж».

Читайте также: Самолёт Т-4 особенности конструкции, история создания, ттх

 

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector