Великобритания
В феврале 1915 года Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства, сформировал и возглавил Комитет по сухопутным кораблям. Любопытно, что одним из источников идеи послужила замечательная повесть Герберта Уэллса «Сухопутные линкоры». Лишь через год состоялась успешная демонстрация прототипа, и армия заказала сотню машин под кодовым названием tank (то есть «танк», «танк»). По соображениям секретности поползли слухи, что англичане по заказу русской армии делали «полевые цистерны для воды».
Яркой особенностью первых британских танков является их ромбовидный профиль с гусеницами, проходящими по всему корпусу. При этом основное вооружение разместили в спонсерах (бортовых выступах) — конструктивное решение, заимствованное у флота.
Франция
Французские боевые машины на гусеничном шасси называли «штурмовой артиллерией». Первенцы, средние (по весовой категории) танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон», участвовали в боевых действиях с весны 1917 года. Но самым удачным французским танком Первой мировой войны считается легкий (первый из своего класса) Renault FT-17. Это также первый танк в классической схеме: спереди находится пост управления, посередине — боевая рубка, сзади — машинное отделение. Легкий танк был дешевле в производстве, маневреннее, к тому же его можно было доставить на передовую на грузовиках. FT-17 стал самым массовым танком войны. Более того, он эксплуатировался армиями разных стран вплоть до 1940-х годов.
Попытки создания танков в России
Несмотря на то, что в годы правления императора Николая II в России наблюдался достаточно интенсивный экономический рост, общий уровень развития промышленности в стране все еще оставлял желать лучшего. Соперничать с Великобританией или Францией в создании новых боевых машин в таких условиях было невозможно.
Тем не менее, в годы Первой мировой войны русские конструкторы все же разработали несколько проектов танков. Наиболее известным был так называемый «Вездеход» — машина, созданная А. А. Пороховщиковым. Поскольку этот проект зародился в 1914 году, его создатель даже пытался оспорить британский приоритет в изобретении танков.
К сожалению, воспринимать всерьез проект АТВ или АТВ-2 (представленный в январе 1917 года) просто невозможно. Пороховщиков был явным любителем, но явно талантливым. Достаточно сказать, что квадроцикл приходилось поворачивать с помощью шеста. Бронекорпус и вооружение на прототип так и не поставили, а если бы это было сделано, то машина, скорее всего, просто застряла бы в земле.
Столь же бесперспективной оказалась и другая боевая машина, получившая название «Царь-танк». Он был создан в так называемой «лаборатории военных изобретений», которую возглавлял Н. Н. Лебеденко. Об этом человеке почти ничего не известно. В то же время в проекте так или иначе участвовали «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский и два его племянника Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, впоследствии ставшие конструкторами советских авиадвигателей. Не исключено, что АН имел какое-то отношение к цартанку. Туполева, который тоже иногда работал в этой лаборатории.
Современная «реплика» танка Лебеденко.
Как следует из воспоминаний Микулина и Стечкина, Лебеденко был не инженером, а ловким, но предприимчивым предпринимателем, имевшим знакомства в «высших кругах». Это позволило ему получить заказ на создание чудовищного «Царь-танка», основанного на гигантских колесах высотой 9 метров.
Проект ожидаемо провалился — «Летучая мышь», как назвали ее сами создатели, застряла в земле и сломалась при первом пробном запуске.
Архивные документы
Обращение к русскому народу Верховного Главнокомандующего генерал-адъютанта Николая Меморандума «Укрепленные позиции в Гродно» (Документы: Россия II, № 14). Корпус 78. 7 отделение. Меморандум «Укрепленные позиции в Гродно» (документы: Россия II, № 14). Дело 78. 7 отделение. Меморандум «Укрепленные позиции в Гродно» (документы: Россия II, № 14). Дело 78. 7 отделение.
Германия
Немцы начали разрабатывать свой танк в конце 1916 года. Первый серийный танк в империи получил наименование А7В по аббревиатуре 7-го (транспортного) отдела Главного управления военного министерства. Эта громоздкая машина с экипажем из 18 человек больше походила на мобильную крепость и больше подходила для круговой обороны, чем для прорыва вражеских укреплений. Хотя с оборонительной точки зрения имел недостатки в виде «слепых» зон.
Немецкие танки
Из всех промышленно развитых стран Германия произвела наименьшее количество бронированных гусеничных машин. Хотя некоторые сведения о создании нового боевого оружия просочились из Британии, немецкие генералы не придали этому большого значения. Только после того, как в сентябре 1916 года на поле боя появились первые британские Mk I, Германия начала серьезно относиться к этому оружию.
Заказчиком немецких танков стало 7-е отделение Главного управления военного министерства, сокращенное до A7V. Эта же аббревиатура использовалась и в качестве названия первой боевой бронированной машины. В его создании участвовали такие компании, как Opel, NAG/AEG, Benz и Daimler. Капитан Йозеф Фоллмер стал руководителем работ.
Немецкий тяжелый танк A7V — вид спереди.
В декабре 1916 г был составлен проект, в принципе достаточно похожий на французский СА-1, но все же заметно более рациональный. Так орудие также разместили в передней части корпуса, но по центральной оси. Мощность силовой установки, состоящей из двух двигателей, составляла 200 л.с. — почти в три раза больше, чем СА-1. Система управления была достаточно совершенной – танком мог управлять водитель, выполняя самые замысловатые маневры. Конструкция пулемета позволяла вести почти полный круговой обстрел — исключение составляла только часть передней полусферы, так как в носу устанавливалась пушка.
Тактико-технические характеристики танка A7V:
Длина бака | 7,35 м |
Ширина | 3,06 м |
Высота | 3,3 м |
Боевой вес | 30 тонн |
Экипаж | До 18 человек |
Скорость | 12 км/ч |
Запас хода | 35 км |
Заказ | Поддон — 30 мм, борта — 20 мм |
Вооружение | 57-мм пушка, пять пулеметов MG.08 (7,92-мм) |
Мощность электростанции | 200 л.с. (два двигателя) |
Разработка этой машины и постройка первых опытных образцов в условиях продолжавшейся войны затянулась. Всего было выпущено 20 таких танков. Все принимали участие в боевых действиях.
Основными недостатками A7V были слишком большая высота и плохая регулировка — танк мог опрокинуться. Кроме того, размещение орудия было признано неудачным. Чтобы попытаться исправить ситуацию, немецкие конструкторы попытались создать свой вариант английского «ромба». Этот танк, получивший обозначение А7ВУ, так и остался экспериментальной машиной — времени и ресурсов на его «устранение неполадок» не хватило.
Танк А7В, вид сзади.
Читайте также: И-16 — самолёт Ишак второй мировой войны: технические характеристики (ТТХ) и аэродинамика советского истребителя
Жизнь экипажа танка
То, что мы описали выше, напрямую сказалось на условиях работы экипажа. Их количество варьировалось от 2 (у FT-17) до 18 человек (у немецкого A7V), хотя обычно составляло 5-9 человек. В их число входили командир, механик-водитель и его помощник, механик, который обслуживал двигатель, прицелы и боеприпасы, размещенные в отдельных орудийных гнездах. A7V, рекордсмен в этом отношении, имел экипаж из 12 человек, укомплектованных только пулеметами, из которых у этого типа было до шести. Так что в тесных салонах было жутко тесно, люди часто смешивались друг с другом.
Отсутствие амортизации приводило к тому, что солдат бросало на неровную поверхность. Многотонные машины, выкатившиеся из бункеров, быстро падали, а находившиеся в них люди разлетались от стены к стене. Они спотыкались о выступающие части брони или спрятанные внутри механизмы. Раны, ушибы, переломы и ожоги были в порядке вещей.
Последнее в основном было вызвано работой двигателей. Они устанавливаются посередине и обычно не экранируются. Таким образом, защитив себя от падения, вы можете легко попасть под горячий блок двигателя или выхлопную трубу. Кроме того, шум казался опьяняющим. Двигатели, работающие на полную мощность, также значительно повысили температуру внутри. Солдатам в толстых шерстяных мундирах, вспотевшим, брошенным к стенам, оглушенным ревом мотора и окружающими взрывами, было крайне трудно выполнять свои обязанности. Вдобавок ко всему, пушки не имели никакой устойчивости.
Скорость во время боя позволяла собственной пехоте держаться на одной линии с машинами. Тактика взаимодействия танков и пехоты, которая только развивалась в этот период, в основном основывалась на том, что танковая сталь защищала пехотинцев. С другой стороны, пехотные стрелки имели лучший обзор обстановки, чем полуслепые расчеты, у которых было мало смотровых люков, поэтому они более эффективно обнаруживали угрозы.
Впрочем, малая скорость была и проклятьем — машины становились легкой добычей вражеской артиллерии, даже той, что вел огонь не прямо, а сзади. Гранатометный обстрел танка сразу вывел его из строя.
В бою танкисты также могут быть ранены винтовочными пулями или осколками, попавшими через смотровые щели. Отскакивая от стен, они представляли смертельную угрозу для каждого солдата и для самой машины. Точно так же аналогичное действие оказывали куски стали, вырванные изнутри брони в результате попадания пули снаружи. Чтобы защититься от этого, они носили кольчуги или хотя бы шипастые маски.
Ранние танки, как и все ранние машины, были подвержены различным неисправностям. Более того, даже сегодня такие сложные машины, как танки, требуют колоссального обслуживания и часто выходят из строя, несмотря на самый лучший и тщательный уход. В условиях Первой мировой войны и новой технологии танкостроения они были обездвижены из-за проблем с трансмиссией или поломанных гусениц. Такие машины становились легкой добычей вражеской артиллерии.
Трудно не восхищаться теми, кто служил первыми танкистами. Условия, в которых им приходилось сражаться, были ужасны, они подвергались всевозможным опасностям — жаре, ожогам, обезвоживанию, обморокам, ушибам, переломам, порезам, колото-резаным ранам, выстрелам, взрывам, и вдобавок они имели ограниченную видимость, плохие возможности прицеливания, им было трудно работать вместе в тесноте и дурманящем шуме. Несмотря на эти трудности, танки рассматривались как оружие будущего и разрабатывались. В течение следующих 20 лет, к началу Великой Отечественной войны, их состояние значительно улучшилось.