- История возникновения
- ОХОТА НА БЕЗДОРОЖЬЕ
- О ходовой части
- Основное предназначение
- Модификации
- БРОСОК НА ДОБЫЧУ
- Конструкция
- О нынешних реалиях
- Тактико-технические характеристики
- О конструктивных особенностях
- Результат
- Конструкция автомобиля
- Силовой агрегат
- Трансмиссия
- Подвеска
- Рулевое управление
- О силовой установке
- Конструкция бронеавтомобиля «Тигр»
- ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПУЛЕМЕТЫ
- О бронеавтомобилях в других странах
- О вооружении
- С чего все начиналось?
- Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
- Преимущества и недостатки
- ТТХ
История возникновения
Необходимость использования автомобилей в армии проявилась во время Второй мировой войны, ее не зря называли «моторной войной», использовались не только транспортные свойства автомобилей, но и подвижные свойства автомобилей.
Стоит отметить активное использование «Виллисов», «Доджей» и «Лэндроверов» в войсках для разведки, патрулирования и диверсионных операций. Известны, например, факты установки на автомобили артиллерийских установок, пулеметов для усиления вооружения и длительной и эффективной патрульной службы «Розовых пантер» в Африке.
После мировой войны доктрина мобильных сил несколько изменилась.
Для армейских дивизий требовались легкие и маневренные машины с повышенной проходимостью. Но в Россию эта доктрина пришла только на рубеже веков, когда стало ясно, что прорыв танковых клиньев и использование дивизий и армейских соединений в мобильном конфликте себя не оправдывают.
Также были разработаны новые требования к боевой машине, в том числе:
- возможность обеспечения легкой броневой защиты экипажа и десанта;
- установка вооружения, в том числе ПТРК;
- надежная база и мотор;
- повышенная проходимость;
- возможность использования в разных климатических зонах.
Самый известный пример такой машины — бронеавтомобиль типа HMMWV производства США, его гражданский вариант «Хаммер» известен почти всем. Однако на момент принятия новой доктрины такие автомобили «Хамви» отсутствовали среди имеющихся в Республике Армения. Минобороны получило бронеавтомобиль по довольно интересному сценарию.
Король Королевства Иордания Абдалла II принял решение организовать в стране собственное производство военной техники. Компания получила название — Конструкторско-конструкторское бюро короля Абдаллы II, в переводе: конструкторское бюро короля Абдаллы II. Перед конструкторским бюро стояла задача по созданию отечественных образцов боевых машин, в том числе легкого бронеавтомобиля типа «Хамви».
Разработка проекта была поручена арабской компании Bin Jabr Group Ltd, которая в свою очередь обратилась к российской компании ГАЗ за помощью в создании многоцелевого автомобиля. Цена контракта составляла 60 миллионов долларов.
По условиям контракта российские конструкторы обязались построить три опытные машины с разными вариантами кузова.
Экспортный заказ изначально планировался как аналог HMMWV, а о гражданской версии машины речь не шла. Основным требованием в техзадании на бронеавтомобиль было следующее:
- низкие производственные затраты;
- возможность эксплуатации в условиях пустыни, а это значит высокие температуры и большое количество пыли, чего не выдерживали американские Хаммеры»;
- высокая маневренность и проходимость;
- большой объем для перевозки личного состава или спецтехники;
- возможность установки бронирования для защиты личного состава от стрелкового оружия или минных заграждений.
Прототипом нового армейского внедорожника послужил гражданский Hammer. К созданию бронеавтомобиля привлекались конструкторские бюро ряда российских предприятий. Через короткое время условия контракта были выполнены, а готовые модели были показаны заказчику. Прототип получил индекс ГАЗ-2975 «Тигр».
Созданный прототип выполнил условия заказа и был принят арабской стороной без каких-либо нареканий. Три единицы с новым оборудованием были представлены на международной выставке вооружений IDEX-2001, проходившей в Абу-Даби (ОАЭ) с 18 по 22 марта 2001 г. Машина получила название — Tiger HMTV (High Mobility Transportation Vehicle — высокомобильное транспортное средство).
Успех вдохновил партнеров на совместное производство, которое планировалось на предприятиях BJG и ГАЗ.
На Ближнем Востоке HMTV стали выпускать самостоятельно с 2005 года, а количество собранных автомобилей составило 500 единиц. Автомобиль получил название «Нимр».
При этом у российских промышленников еще оставались необходимые чертежи и наработки для разработки проекта бронеавтомобиля такого класса, но уже адаптированного к российским условиям. В процессе испытаний, проходивших в конце 2002 года в московском СОБРе, бронеавтомобилем «Тигр» всерьез заинтересовалось руководство МВД.
Был сделан первый заказ на партию внедорожников, которые передали Арзамасскому машиностроительному заводу. Завод занимается производством и ремонтом бронетранспортеров, и вполне удобно было доверить разработку легкого бронеавтомобиля именно этому предприятию, имевшему немалый опыт в производстве бронекорпусов.
ОХОТА НА БЕЗДОРОЖЬЕ
«Вы включаете газ прямо здесь, так что это более эффективно с места», — командует фотограф по радио. Он не в курсе, что «Тигр» — это не просто большой бронированный вездеход. Военная машина требует мастерства, и даже с ним 205 сил дизельного Камминса не взорвут, а сдвинут эту махину.
При разгоне успеваешь оценить легкость и информативность педали сцепления и хороший крутящий момент отзывчивого двигателя, почувствовать, что коробка передач жесткая, но очень понятная, когда дело доходит до переключений, хорошо крутишь руль, поначалу никак не укладывается в нужный радиус. А потом, торжествующе взглянув на спидометр, удивиться стрелке, которая только чуть перешагнула… 30 км/ч.
Cummins B-205 — одна из трех версий дизельного двигателя, устанавливаемого на «Тигр». Для новейшего «Тигра-М» поставляется отечественный турбодизель производства ЯМЗ.
Нет, резкости он точно не любит, да еще и на грунтовых дорожках армейского полигона. Здесь, как ни старайся, все заканчивается на третьей передаче, где Тигр практически не разгоняется, а просто держит заданный темп. У водителя есть два варианта на выбор. Первый — двигаться, не разбирая дороги. Затем на земле можно постепенно дойти до восьмидесяти. Крепкие энергоемкие подвески позволяют это сделать. Другой вариант — плавать по ухабам, заботясь о машине и экипаже. При этом едет не очень быстро и порой без нужного запаса тяги.
Я собираюсь использовать раздаточную коробку (она работала безупречно на нашей машине) и прикрутить нижнюю. При этом «силовая» первая передача становится почти ненужной, зато остальная часть коробки передач теперь вполне работоспособна и до 60-70 км/ч очень тяжело.
О ходовой части
Стремясь обеспечить высокую скорость движения броневика по шоссе, асфальтированной дороге и бездорожью, разработчики применили в конструкции машины новые торсионы, усиленную сцепную подвеску и энергоемкие амортизаторы. По мнению специалистов, благодаря этим элементам Tiger одинаково стабилен в любых условиях.
Благодаря наличию модифицированной подвески, постоянного полного привода, высокого дорожного просвета и продуманной колесной базы бронеавтомобиль успешно эксплуатируется на местности с влажным и болотистым грунтом. По шоссе техника движется со скоростью 150 км/ч, в условиях бездорожья – 75 км/ч.
Основное предназначение
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная транспортировка военнослужащих по территории, где возможно возникновение различных диверсионных, иррегулярных или террористических формирований;
- Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и на передовую в условиях ведения «обычной» войны;
- Эвакуация раненых с поля боя;
- Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии их оснащения соответствующим вооружением);
- Огневая поддержка для атаки или защиты юнитов;
- Обычная, химическая и радиологическая разведка;
- Доставка спецподразделений полиции к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
Вообще говоря, по характеристикам Тигр довольно близок к бронетранспортеру.
Модификации
Российская оружейная промышленность выпускает следующие варианты бронеавтомобиля «Тигр»:
- ГАЗ-233034 — СПМ-1. Технология с третьим классом защиты.
- ГАЗ-233036-СПМ-2. Для этого варианта предусмотрено наличие защиты 5 класса.
Первые два варианта используются правоохранителями. Помимо полиции и пограничных служб, свою эффективность в подавлении массовых беспорядков и разгоне несанкционированных демонстраций доказала бронетехника с третьим и пятым уровнями защиты.
- ГАЗ-23014. Это военная версия. Крыша машины оборудована поворотным люком для монтажа орудий. Зал со специально отведенными местами для матчевой формы.
- КШМ Р-145БМА. Бронеавтомобили предназначены для использования командным составом. В машине также находятся представители гражданской власти. Зона вооруженных конфликтов и районы стихийных бедствий являются основными сферами применения данной версии бронеавтомобиля. Как и СПМ-2, это версия «Тигра» с пятым классом защиты.
- ГАЗ-3121. Это экспериментальная версия гражданского бронеавтомобиля Tiger. Изготовлено рабочими Арзамасского машиностроительного завода. Он может быть оснащен шестицилиндровым двигателем Cummins B205 мощностью 25 л.с или турбированным дизельным агрегатом Steyr. В последней версии мощность несколько ниже — 190 лошадиных сил. Соответственно бронетехника движется по шоссе с разной скоростью: 140 и 160 км/ч. Вес автомобиля 3500 кг. На 100 км требуется до 15 литров топлива. Цена автомобиля составляет 120 тысяч долларов США.
- ГАЗ-СП46. Это специальный автомобиль, который используется во время различных торжеств. «Тигр» с открытым кузовом как у кабриолета. В отличие от армейских бронеавтомобилей, для переднего варианта предусмотрена дорогая отделка салона. Кроме того, у него есть специальная ручка-бегунок. ГАЗ-СП46 относится к классу автомобилей класса люкс.
- ГАЗ-233114 «Тигр-М». Бронеавтомобиль официально не состоит на вооружении армии РФ. Серийное производство осуществляет Арзамасский машиностроительный завод. Несколько транспортных единиц производятся для экспорта в другие государства. «Тигры» этой модификации покупают Бразилия, Республика Конго, Гвинея и Уругвай. Бронеавтомобиль оснащен фильтрующей установкой, новым бронекапотом и новым дизельным двигателем ЯМЗ 5347-10 повышенной мощности. Кроме того, количество мест в машине было увеличено до девяти. В поворотной платформе двухстворчатый люк заменили на квадратно-шарнирный. Баллистическая защита в «Тигр-М» 5 класс. Водитель и командир находятся в кабине. 7 десантников — внутри машины. Бронеавтомобиль использует колесную формулу 4х4. Показатель грузоподъемности увеличен и составляет 1,5 тонны. Вес армейской техники составляет 7800 кг. По ровной поверхности он движется со скоростью 125 км/ч.Автомобиль имеет 5-ступенчатую автоматическую коробку передач. Также можно использовать 6-ступенчатую механику.
- ГАЗ-233001. Представляет собой гражданскую версию бронеавтомобиля «Тигр». Производство стартовало в 2009 году. Базой для создания этого варианта стала армейская спецмашина. Гражданская версия с объемным пятидверным кузовом. Автомобиль имеет большой грузовой отсек, в котором можно перевозить четырех человек и различные грузы общей массой до 1,5 т. Автомобиль с полным приводом, увеличенным дорожным просветом, независимой подвеской и двумя электрическими лебедками для практического бездорожья проходимость автомобиля. Для гражданской версии поставляется мощный, но экономичный дизельный двигатель. Топливо содержится в двух вместительных баках, благодаря которым «Тигр» может преодолевать расстояния не более 800 тысяч метров без дополнительной заправки. Гражданская версия с повышенной скоростью до 160 км/ч.У автомобиля вместительный багажник. На задней двери есть лестница. Крышка снабжена люком, через который в кабину выводится электропривод. Салон отделан натуральной кожей и замшей. В гражданской версии используются камеры заднего вида и электрические стеклоподъемники. Кроме того, в автомобиле установлены электроприводы передних сидений.
БРОСОК НА ДОБЫЧУ
Самое удивительное, что «Тигр» не воспринимается как неуклюжий. Душно — да. Система вентиляции несовершенна, в броне на солнце очень жарко! В остальном я постепенно осваиваю правила общения с тяжелой машиной, она становится понятной и даже по-своему уверенной. Вдумчивые реакции на поворот руля? Может быть, им нужно быть более активными?
И вот «Тигр» уже послушно мчится в нужном направлении. Оказывается, он умеет изящно реагировать на команды водителя; а между тем канавы, ямы, вырванные кем-то корни деревьев исчезают под колесами! Подвески, которые поначалу казались неудобными, в этих условиях работали как часы, старательно защищая находящихся внутри.
Внедорожный? Мечты о непроходимых танковых гусеницах после дождя, где по замыслу фотографа нужно просто утонуть, материализовались в виде заброшенного капонира с чистыми стенами почти метровой высоты. Сначала тест-драйв — где меньше.
Принудительная, с характерным размытием, блокировка межосевого дифференциала, диагональное вывешивание и так… Перед глазами сначала земля, потом небо, вой мотора (вот тут и пригодился первый пониженный!), Хруст межколесных самоблоков. Раскачиваясь, как на качелях, колосс изо всех сил карабкается вперед, скользит боком, в сторону большей глубины — земля мягкая. «Тигр», возможно, получил даже больше, чем предполагал грязный сценарий. Глухой, не выдерживающий нагрузок двигатель закусил гидроусилитель руля. Но мы выбрались, хоть и пришлось изрядно попотеть.
Конструкция
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне соответствуют зарубежным аналогам, отличает его только одно, он способен служить в нашем российском климате. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Автомобиль имеет рамную конструкцию, кузов полностью металлический, на рамной основе.
Трюм отделен от поста управления переборкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съемной. В трюме можно разместить различное радиооборудование, посадочные места или боезапас для установленного вооружения. Полторы тонны перевозимого веса вполне оптимальны для этого класса автомобиля.
Стандартное оборудование состоит из следующих устройств и систем:
- независимая подвеска колес с рабочими элементами торсионов;
- гидроусилитель руля;
- система блокировки дифференциала последней передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
Дополнительное оборудование:
- кондиционер;
- электропривод открывания/закрывания окон;
- антиблокировочная система ABS;
- аудиосистема.
Силовая установка может иметь несколько вариантов, в том числе двигатель Cummins «В» рабочим объемом V-5,9 и ЯМЗ-534/V-4,5. Генерируемая мощность от 180 до 215 л/с.
О нынешних реалиях
Со временем происходит изменение внешнего вида армии и военной стратегии. Сейчас промышленные возможности находятся на совершенно другом уровне и позволяют разрабатывать и производить новую и усовершенствованную военную технику.
Сегодня бронеавтомобили — это надежно защищенные машины, способные повысить мобильность как армии, так и спецподразделений. Разведка, рейды в тыл врага, доставка личного состава к месту боевых действий и огневая поддержка стали основными направлениями использования бронетехники в войсках. Благодаря тому, что стесненные городские условия не являются препятствием для таких автомобилей, они достаточно популярны среди полицейских спецподразделений.
Тактико-технические характеристики
В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
Колесная формула | 4 х 4 | 4 х 4 |
Длина и т д | 5750 | 4550 |
Ширина и т д | 2210 | 2160 |
Высота и т.д. | 2205 | 1850 г |
Клиренс и т.д. | 400 | 405 |
Центральная колесная база, мм | 3300 | 3300 |
Треки и т.д. | 1850 г | 1650 |
Палуба | 335/80 Р20 | 370×125 R16.5 |
Разрешенная масса автомобиля, кг | 6000 | 5900 |
Грузоподъемность, кг | 1250 | 2400 |
Топливный бак, л | 70 х 2 | 95 |
Максимальная скорость, км/ч | 140 | 129 |
Максимальная дальность, км | 1000 | 480 |
Допустимый угол подъема | 32 градуса. | 60 градусов. |
Допустимый угол спуска | 30 градусов. | — |
Банк | 30 градусов. | — |
Максимальная глубина футеровки, мм | 1200 | 760 |
Радиус поворота, м | 10 | — |
Как уже было сказано выше, российский «тигр» создавался как ответ американскому HMMWV по заказу ближневосточной компании.
Эти машины объединяет общий тип — рамная платформа с возможностью установки различных кузовов. Трансмиссия имеет разный тип: у американца автоматическая 4-ступенчатая коробка передач, а у русского – механическая. (Автоматическая коробка передач поставляется на гражданской версии).
Западная модель оснащена восьмицилиндровым V-образным двигателем Detroit Diesel объемом 6,5 л, а российская — дизелем ЯМЗ объемом 4,4 л.
Но разница в объеме не давала американцу преимущества в мощности: 195 л/с против 215 л/с в пользу ярославца.
Экипаж HMMWV — 4 человека; В броневик Арзамы могут сесть 6 бойцов. Как видите, техника очень похожа. В таблице приведены основные характеристики «Тигра» и его конкурента «Хамви»;
О конструктивных особенностях
Конструкторские работы по российскому бронеавтомобилю «Тигр» велись с учетом пожеланий спецслужб. По одной из версий, разработчики Арзамасского машиностроительного завода использовали узлы и агрегаты ГАЗ-66. Однако это суждение опровергается экспертами, так как обе машины имеют только одну общую колесную формулу.
Бронеавтомобиль «Тигр» (фото транспортной единицы представлено в статье) с жесткой рамой с независимой торсионной подвеской, для которой предусмотрены гидравлические амортизаторы. Машина с бронированным трехдверным кузовом, вмещающая до девяти бойцов. Кроме того, кузов приспособлен для перевозки различных грузов, общий вес которых не превышает 1,2 тонны.
Результат
За основу бронемашины был взят американский Hammer. Российские конструкторы также использовали узлы и агрегаты бронетранспортера модели 80 и автомобиля «Водник».
Над новой боевой транспортной единицей работали несколько российских заводов и конструкторских бюро. Спустя два года заказчику были оснащены бронированные и гражданские небронированные версии военной машины, получившие обозначение ГАЗ-2975 «Тигр». В 2001 году в Абу-Даби прошла выставка вооружений, где публике был продемонстрирован бронеавтомобиль «Тигр». Несмотря на то, что оборудование было одобрено заказчиком, власти по неизвестным причинам отказались от его закупки.
Однако в 2005 году производство подобных бронемашин было запущено в Иордании. Российские автопроизводители приобрели готовый к реализации проект и богатый опыт производства техники этого класса. По словам специалистов, впервые эти бронемашины планировали собирать в России.
Однако технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр» заинтересовали российские правоохранительные органы. В результате у Горьковского машиностроительного завода появился новый заказчик. Первый имевшийся у конструкторов проект бронемашины подвергся тщательной доработке с учетом требований, предъявляемых российскими силовыми структурами. Работа длилась один год. В 2002 году в Москве прошел автосалон, на который были поставлены Тигры в количестве пяти единиц. В России этот бронеавтомобиль уже числится как ГАЗ-2330 «Тигр».
Бронеавтомобили в количестве двух единиц прошли кратковременные испытания в Московском СОБРе. Позже техникой заинтересовалось МВД России. Арзамасский машиностроительный завод в 2002 году получил первый заказ на производство небольшой партии бронеавтомобилей «Тигр». Вскоре этим транспортным средством заинтересовались и другие правоохранительные органы. По мнению специалистов, потребность в такой машине назрела давно: в основном для перевозки командиров среднего звена как в военное, так и в мирное время.
Конструкция автомобиля
Основным несущим элементом вездехода ГАЗ-2330 является жесткая сварная рама. На него навешиваются все остальные узлы и агрегаты. Кузов полностью металлический, сварной, бронированный. Толщина металла зависит от модификации и является одним из факторов, определяющих класс защиты. Компоновка: капот «универсал», сзади имеются двери, открывающиеся наружу. В салоне поддерживается постоянная температура воздуха, что обеспечивается системами климат-контроля.
Салон одного из гражданских вариантов «Тигра»
Силовой агрегат
На бронеавтомобиль «Тигр» может быть установлен один из следующих двигателей:
- Камминс Б180-20. Объем – 5 883 литра, мощность – 180 лошадиных сил. Крутящий момент – 650 Нм при 2500 об/мин;
- Камминс Б205-20. Достигнута мощность 205 лошадиных сил при сохранении того же объема цилиндров. Крутящий момент – до 750 Нм при 1900 об/мин;
- Камминс Б215-20. Мощность возросла до 215 лошадиных сил. При 1500 об/мин двигатель развивает крутящий момент 700 Нм;
- ЯМЗ-5347-10. Это многотопливный двигатель — его можно заправлять как дизелем, так и бензином. Мощность составляет 215 лошадиных сил, крутящий момент — 735 Нм при частоте вращения от 1300 до 1600 об/мин.
На опытных автомобилях первой серии устанавливался двигатель ГАЗ-562 мощностью 150 лошадиных сил. Кроме того, премьер-министру России Медведеву показали версию автомобиля, оснащенную двигателем мощностью 420 л.с. В серию такая машина не пошла.
Все варианты двигателей оснащены предпусковым подогревателем и электрическим подогревателем впускного воздуха. Эти устройства обеспечивают безопасный запуск двигателя в любых климатических условиях.
Трансмиссия
Внедорожник «Тигр» может комплектоваться автоматической коробкой передач, но такая возможность есть только у гражданских версий автомобиля. Военные варианты комплектуются шестиступенчатой механической коробкой передач ГАЗ-2330-1700010. Также имеется раздаточная коробка, позволяющая распределять усилия от двигателя между осями машины.
Двигатель ЯМЗ-5347-10, устанавливаемый на ГАЗ-2330
С помощью специального рычага можно включить более низкую передачу (1:4,5). При этом на колесах создается крутящий момент в 2000 Нм, что значительно повышает проходимость большегрузного автомобиля, и дает ему возможность проехать, например, через полутораметровый слой недавно выпавший снег.
Чтобы передние и задние колеса вращались с одинаковой скоростью, водитель может включить блокировку межосевого дифференциала, нажав одну из кнопок на панели.
Читайте также: ТДА-3 дымовая машина: характеристики и описание, принцип работы и применение
Подвеска
ГАЗ-2330 оснащен торсионной, полностью независимой подвеской. Многие элементы конструкции разрабатывались с учетом компоновки аналогичных агрегатов бронетранспортера БТР-80, что позволило повысить устойчивость и «живучесть» важнейших деталей. Передние колеса оснащены устройством, обеспечивающим поперечную устойчивость при движении, а каждое из задних колес оснащено двумя гидравлическими амортизаторами.
Кроме того, автомобиль оснащен колесными редукторами, что позволило увеличить дорожный просвет, а значит еще больше повысить проходимость.
Рулевое управление
Используется тип рулевого управления «винт – шариковая гайка». Поскольку машина имеет более чем внушительную массу, установлен гидроусилитель. Благодаря этому устройству при вождении «Тигр» мало чем отличается от обычного автомобиля.
О силовой установке
Первоначально на российском бронеавтомобиле использовался турбированный двигатель Cammins B205 производства США. Этот дизельный двигатель отличается высокими динамическими характеристиками. Мощность силового агрегата составляет 210 лошадиных сил.
В последнее время американские дизели заменены на аналогичные российские двигатели ЯМЗ-534, для которых предусмотрен турбонаддув. Эти 6-цилиндровые агрегаты полностью соответствуют экостандарту Евро-3 и, несмотря на компактность, обладают большей мощностью, чем импортные аналоги. Российский двигатель способен развивать мощность до 235 л.с. С.
Конструкция бронеавтомобиля «Тигр»
Технические характеристики автомобиля «Тигр» вполне соответствуют зарубежным аналогам, отличает его только одно, он способен служить в нашем российском климате. Что автоматически означает его универсальность: пустыня, тундра, лесостепь – «Тигр» свободно акклиматизируется к любому климату и грязи.
Автомобиль имеет рамную конструкцию, кузов полностью металлический, на рамной основе.
Грузовой отсек отделен от отделения управления перегородкой, но для упрощения эксплуатации эту панель сделали съемной. В трюме можно разместить различное радиооборудование, посадочные места или боезапас для установленного вооружения. Полторы тонны перевозимого веса вполне оптимальны для этого класса автомобиля.
Стандартное оборудование состоит из следующих устройств и систем:
- независимая подвеска колес с рабочими элементами торсионов;
- гидроусилитель руля;
- система блокировки дифференциала последней передачи;
- автоматическая регулировка давления в шинах.
Дополнительное оборудование:
- кондиционер;
- электропривод открывания/закрывания окон;
- антиблокировочная система ABS;
- аудиосистема.
Силовая установка может иметь несколько вариантов, в том числе двигатель Cummins «В» рабочим объемом V-5,9 и ЯМЗ-534/V-4,5. Генерируемая мощность от 180 до 215 л/с.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПУЛЕМЕТЫ
Узкие прямоугольные бойницы из бронированного стекла и широкие проемы массивных дверей. Просторный верхний люк (сразу понятно для кого) и бесконечный ряд ящиков из-под пулеметных лент; кронштейны для крепления черт знает какого другого оружия. И как раз вдобавок ко всему этому комплект из четырех пассажиров. нет, не сидения — скорее компактные кресла, намертво прикрученные к кузову.
Сиденья водителя и командира одинаковые, хотя и с регулировками, например продольной. А если вооружиться инструментом, то угол наклона спинки можно отрегулировать. Духовное напряжение определенно есть — за какую бы ручку я ни брался, они все такие же гужевые, словно выточенные из цельного куска твердой стали. А некоторые еще и с защитными клипсами. Попытался открыть водительское окно — безрезультатно! Во-первых, целый ритуал последовательных действий. Смиряюсь — значит, надо.
Перед водителем находится множество кнопок и тумблерных переключателей. Есть необычные — например, централизованная подкачка шин (ручной и автоматический режимы) и предпусковой подогреватель. Естественно, не забыты трюки с затемнением и прожекторы: простенькая пистолетная рукоятка торчит из потолка.
Все остальное доступно и понятно. Что-то свое — пневматические усилители тормозов и педали сцепления, что-то позаимствованное у гражданских грузовиков — подрулевые переключатели, приборы. Ну, пожалуй, в этой композиции доминируют три основных рычага – раздаточная коробка, 5-ступенчатая коробка передач и стояночный тормоз. С последним вы точно не пропустите из-за места в матче.
О бронеавтомобилях в других странах
Государства-члены НАТО принимают участие в различных военных конфликтах, которые вновь всплывают на поверхность. В связи с этим обстоятельством при проектировании новых образцов боевой техники разработчики должны уделять большое внимание уровню защиты солдат. В 2009 году военное командование США разместило у Oshkosh Truck заказ на 1000 бронированных автомобилей M-ATV. Этот 14,5-тонный бронеавтомобиль, грузоподъемность которого составляет 1900 кг, способен развивать скорость до 105 км/ч. Для этой транспортной единицы поставляется турбодизель мощностью 370 лошадиных сил.
В дополнение к этому заказу министерство обороны США объявило тендер на создание бронемашины отечественного производства, способной заменить уже морально устаревший «Хаммер». В Германии на вооружении правоохранительных органов имеется бронеавтомобиль ATF Dingo с V-образным днищем, эффективно обеспечивающим противоминную защиту, и LAPV Enok, обладающий отличными скоростными характеристиками.
Из стран постсоветского пространства среди военной техники этого класса наиболее известны автомобили украинского производства «Дозор-Б» и КрАЗ МПВ ТС. Проектирование российского бронеавтомобиля «Тигр» было начато в конце 90-х годов. Работа проводилась с учетом всех достоинств и недостатков, присущих зарубежной технике. Бронеавтомобиль «Тигр» (фото боевой машины в статье) в технической документации значится как СТС ГАЗ-2330.
О вооружении
На крыше армейской модели бронеавтомобиля «Тигр» установлена специальная поворотная платформа, на которой установлено современное стрелковое вооружение: крупнокалиберные пулеметы «Корд» или «Печенег», гранатометы АГС-17 или АГС-30. По мнению специалистов, из этой бронемашины могут вести огонь одновременно два стрелка во всех направлениях. Для боевого варианта «Тигра» предусмотрены отдельные бронированные модули вооружения как российского, так и зарубежного производства.
Боеприпасы к оружию содержатся в специальных отсеках, которыми оборудован бронеавтомобиль. Кроме того, в оснащении имеется специальное навесное оборудование, с помощью которого экипаж может использовать дополнительное вооружение: ручные реактивные гранатометы и ПЗРК. Для практической эксплуатации бронетехники ночью армейский вариант «Тигра» был оснащен двумя мощными прожекторами, управление которыми осуществляется из кабины.
С чего все начиналось?
В 1999 году король Иордании Абдалла II начал беспокоиться о состоянии отечественных вооруженных сил. Вскоре для проведения модернизации по его инициативе была создана специальная компания «Конструкторско-конструкторское бюро». Иорданские военные специалисты считали, что королевской армии нужен специальный вездеход, альтернатива американскому «Хаммеру». Броневики производства США не устраивали арабов, потому что были очень дорогими и очень дорогими в обслуживании.
Создание нового бронеавтомобиля было поручено ООО «Бин Джабр Групп», которое вскоре передало заказ российским конструкторам Горьковского машиностроительного завода. Задачей российской стороны было спроектировать три прототипа бронеавтомобиля с разными вариантами кузова.
Техника разрабатывалась исключительно для нужд армии, создание гражданской версии не предусматривалось. Поскольку американские «Хаммеры» часто ломались, новые бронемашины должны были быть простыми в производстве и достаточно надежными для эксплуатации в суровых условиях пустыни.
Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
ГАЗ-2330 выпускался в разных модификациях, которые отличались друг от друга бронированием, силовой установкой и вооружением.
Тактико-технические характеристики приведены для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:
Полная масса | 7,8 тонны |
Вес нетто | 6,6 тонны |
Максимальный вес | До 1,4 т + прицеп до 2,5 т |
Максимальная скорость по бездорожью | Точных данных нет, предположительно до 80 км/ч |
Максимальная скорость по шоссе | 125 км/ч (по другим данным до 140 км/ч) |
Запас хода | 1000 километров |
Глубина брода | 1,2 м |
Допустимый угол наклона | 30 градусов |
Ширина канавы | 0,5 м |
Высота подъема | До 40 см |
Распродажа | 400 мм |
Ширина колесной базы | 3300 мм |
Высота корпуса (без орудий) | 2300 мм |
Длина транспортного средства | От 5650 до 5700 мм |
Ширина транспортного средства | От 2300 до 2400 мм |
Баллистическая броня передней части машины соответствует уровню 3 (5 класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминная защита — уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв агрегата, эквивалентного по силе шести килограммам тротила, в случае наезда на колесо.
Преимущества и недостатки
ГАЗ-2330 имеет следующие преимущества:
- Высокая проходимость;
- Комфортные (по военным меркам) условия путешествия;
- Высокий уровень вариативности машины – ее можно оснастить разнообразным вооружением и специальными устройствами;
- Возможность использования различных видов топлива.
В целом «Тигр» вполне достойный конкурент практически любому западному «оппоненту», что доказано успешными поставками этих машин за границу.
Однако есть у него и недостатки:
- Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока отстает от зарубежных аналогов, в том числе от арабского Нимра, хотя и спроектированного на базе ГАЗ-2330;
- Корпус выполнен цельносварным, при этом самые современные версии бронемашин имеют модульную конструкцию;
- Закупочная цена слишком высока, что не позволяет закупать машины в больших количествах.
Опыт эксплуатации «тигров» в боевых условиях в целом положительный, но сильного сопротивления они пока почти не встречали. Не исключено, что какие-то подобные эпизоды имели место и в Сирии, но информации о них мало.
ТТХ
- Бронеавтомобиль «Тигр» с колесной формулой 4х4.
- Общая длина 570 см, ширина и высота по 220 см.
- Оборудование имеет грузоподъемность до 1,2 тонны.
- Он движется с максимальной скоростью 150 км/ч.
- Военная версия «Тигра» с запасом хода до 1 тыс км.
- Бронемашины весят 7600 кг.
- Клиренс — 40 см.
- Расход топлива 35 литров.
- Радиус поворота не превышает 10 м.
- Преодолевает водные преграды глубиной до 120 см, спуски под углом 36 градусов, подъемы – 32.