Броня – толще, орудие – лучше
Первоначально проект был передан Porsche. Но на этот раз Фердинанд Порше потерпел неудачу, и в результате танк «Тигр-2» достался компании «Хеншель». Однако в разработку были включены некоторые конструктивные решения от других компаний. В январе 1944 года появились первые серийные «Тигры-2», или, как их еще называли, «Королевские тигры».
Толщина лобовой брони нового танка варьировалась от 120 до 150 миллиметров. Для сравнения, тот же ИС-2 имел поддон толщиной «всего» 100 – 120. Броня по бортам и корме была восемьдесят миллиметров. Толщина крыши корпуса составляла 40 мм. Масса машины достигала 68 тонн. На момент своего появления Тигр-2 был, пожалуй, самым защищенным танком в мире.
Однако к этому времени королевство, явно проигрывающее коалиции, уже имело весьма серьезные проблемы, в том числе и с ресурсами. Поэтому при производстве «Королевских тигров» приходилось использовать менее подходящие марки стали, что негативно сказывалось на безопасности создаваемых машин.
Тигр-2 был вооружен пушкой KwK 43 — фактически несколько улучшенной версией пушки первого Тигра. Калибр остался прежним — 88 миллиметров, но была увеличена длина ствола. Это улучшило и без того отличную бронепробиваемость и точность стрельбы. Многие специалисты называют пистолет «Королевский тигр» лучшим пистолетом Второй мировой войны в своем классе.
В отличие от своего предшественника, второй «Тигр» получил не один, а два пулемета. Один по-прежнему устанавливался вместе с пушкой, а другой находился в шаровой установке, что позволяло наводить его независимо от орудия. Так же, как и более поздние модели первых «Тигров», «Тигр-2» оснащался минометом для стрельбы осколочными снарядами на короткие дистанции.
Королевский Тигр был оснащен слегка модифицированным двигателем от первого Тигра. Максималка предсказуемо оказалась чуть ниже: 41,5 км/ч (по шоссе).
Башня
50 башен, разработанных Porsche, оказались неудачными из-за их закругленной формы спереди. Снаряды, попадая в этот участок, часто рикошетили и пробивали броню на крыше. Поэтому была спроектирована новая башня с простой прямой плитой толщиной 180 мм с наклоном 10°. Такая, казалось бы, простая конструкция прекрасно защищала экипаж и позволяла не опасаться рикошетов в крышу корпуса.
Позже качество брони башни и корпуса значительно снизилось из-за отсутствия никеля, он стал слишком твердым и ломким, теряя прочность.
В башне имелся не только традиционный командирский люк с подбашенным и грузовым люком на крыше, но и большой люк в корме, предназначенный для эвакуации, смены орудия, заряжания снарядов или выброса гильз. Отверстие в крыше использовалось для вентиляции.
Несмотря на огромное орудие, которое чуть не раскололо башню пополам, внутри было достаточно свободно и комфортно, по сравнению с другими танками.
Был гидравлический привод поворота с работой благодаря основному двигателю с возможностью ручного дублирования.
Корпус
Чтобы добиться хорошей защиты, по примеру танка «Пантера», инженеры разместили броневые листы под углом. Кроме того, плита ВЛД имела толщину 150 мм и защищала от любых снарядов своего времени. Борта и корма были менее защищены, всего 80 мм при наклоне 25°-30°, что в дальнейшем использовалось советскими войсками.
Дополнительную защиту обеспечивал слой циммерита, закрывавший большую часть бака. Покрытие служило защитой от магнитных мин и, по некоторым данным, дополнительно маскировалось из-за своей неровной, волнистой поверхности.
Ослабленной зоной являлись шаровая установка с курсовым пулеметом, люки механика-водителя и стрелка-радиста, люки воздухозаборников моторного отделения. Позже воздухозаборники прикрыли броней, так как вражеская авиация легко повреждала тяжелобронированные «Королевские тигры.
Характеристики «Королевского Тигра»
Примечательно и то, что «королевским» танком обычно называли в Советском Союзе и союзных государствах, тогда как в Третьем рейхе сама боевая машина именовалась «Тигр Б» или «Тигр II». Компоновка «Королевского тигра» была вполне обычной для немецкого танкостроения — передний редуктор с задним расположением двигателя.
Для придания прочности их обычно прикрепляли сложными шиповыми соединениями. При этом Германия понесла конкретные затраты на производство танка: по срокам на изготовление ушло 2 недели, а по ресурсам — 119,7 т стали ушло на стружку чуть меньше половины, для сравнения, Пантере потребовалось всего 77,5 тонн металла.
Корпус «Королевского тигра» был практически идентичен корпусу «Пантеры»: использовались броневые листы толщиной 150 — 250 мм. Для удобства разборки и ремонта агрегатов трансмиссии переднюю часть крыши сделали съемной. Башня диаметром 1850 мм изготавливалась из броневых листов толщиной 40-180 мм, соединенных крепежом типа «ласточкин хвост». Первоначально боекомплект составлял 77 выстрелов, после чего этот показатель был увеличен до 84 выстрелов. Помимо основного грозного орудия, танк получил два 7,92-мм пулемета MG-34.
Ходовая часть
Ходовая часть Tiger 2 оказалась неоднозначной. Она доставляла много головной боли своим экипажам и ремонтным бригадам, но обеспечивала хорошие ходовые качества, маневренность и проходимость.
Несмотря на то, что «Королевский тигр» часто называют перетяжеленной машиной, не предназначенной для использования в условиях бездорожья, американские испытания трофейного танка показали, что по проходимости он превосходит многие другие, а маневренность находится на достаточном уровне.
9 опорных катков, расположенных с каждой стороны в шахматном порядке, вместе с широкими траками обеспечили снижение удельного давления на грунт по сравнению с предшественником и улучшение проходимости. В то же время конструкция требовала замены гусениц на узкие транспортные при перевозке по железной дороге, что значительно снижало скорость переброски танков на большие расстояния.
Двигатель и трансмиссия
Королевский тигр весом 68 тонн приводился в движение четырехтактным двигателем V12 Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с. Мощность развивалась при 3000 об/мин, хотя обычно танк работал при 2500-2600 об/мин, что давало около 600 л.с.
Трансмиссия тяжелого Тигра 2 была очень сложной и значительно увеличивала высоту танка за счет карданного вала, соединявшего двигатель сзади и коробку передач спереди. Коробка передач имела 8 передач переднего и 4 заднего хода, встроенный стояночный тормоз. Благодаря сервоприводу значительно упростилась работа водителя за счет переключения передач рычагом и автоматизации работы сцепления.
Читайте также: Пушка «Рапира»: технические характеристики, модификации и фото
Недостатки «Королевского Тигра»
На практике оказалось, что машина неоднозначная. Вооружение и броня были поистине превосходны. Но как уже было сказано, на практике из-за тотальной нехватки ресурсов оказалось, что броня некоторых танков оказалась хуже расчетной. Двигатель и коробка передач, взятые от предшественников, не справлялись с весом Тигра-2, поэтому их надежность на новой машине резко упала.
Были и другие проблемы, особенно с ходовой частью, часто ломались некоторые детали. Помимо поломок, Тигр-2 требовал планового регулярного обслуживания некоторых узлов, что в условиях военного времени было трудновыполнимо. Кроме того, из-за большой массы страдала, но не катастрофически, открытость танка. Был еще один нюанс: немецкие танкисты не успевали достаточно хорошо изучить новые машины, прежде чем идти на них в бой.
Боевое крещение
Сразу же после появления в распоряжении гитлеровской армии на место прежних «Тигров» стали поступать новые танки, отдельные танковые батальоны для этой цели не создавались. Первое полноценное боевое крещение «Тигров Б» состоялось в Нормандии, на Западном фронте, а именно 18 июля 1944 года. «Королевские тигры» в количестве 26 танков и при поддержке обычных «Тигров» контратаковали англичан в районе Кан.
Первый экземпляр нового боевого оружия Гитлера был уничтожен погодой — довольно редкое явление. Как заявило гитлеровское командование, всего им удалось уничтожить 40 британских боевых машин. Для армии союзников появление нового оружия стало неприятным сюрпризом. Оказалось, что противостоять ему могли только самолеты, наносившие эффективные удары с воздуха, а также ИС-2, которые в 1944 году уничтожили значительное количество «Королевских тигров» 501-го тяжелого танкового батальона.
Несмотря на все достоинства, реальное преимущество «Тигра Б» ощущалось только в том случае, если он оказывался в нужное время и в нужном месте. В остальном это была довольно капризная в эксплуатации боевая машина, недостаточно мобильная и к тому же ненадежная на поле боя.
Вооружение
Мощное 88-мм орудие KwK 43 L/71 не только вдохновило на создание Tiger 2, но и сделало его отличным истребителем танков. Его бронепробиваемость и дальность стрельбы были непревзойденными благодаря скорости снаряда 1000 м/с и позволяли уничтожить «Шерман» на расстоянии 4 км. Кроме «Королевского тигра» таким орудием могли похвастаться только чистокровные истребители танков: «Фердинанд», «Ягдпантера» и «Насхорн», не имевшие башни.
Конечно, были и недостатки, например, длина ствола вместе с дульным тормозом составляла 6592 мм, а вес вместе с маской орудия – 2265 кг. Снаряд весил 23,4 кг, из-за работы заряжающего был не самым легким.
Кроме люка на крыше башни, для отвода пороховых газов из обитаемых помещений, ствол продувался сначала компрессором, позже за счет энергии выстрела орудия.
Имелись также пулеметы, предназначенные для борьбы с живой силой противника. МГ-34 калибра 7,62 мм был спарен с пушкой, второй по курсу, установленной на ВЛД. Третий MG-42 опционально устанавливался на командирскую башенку и использовался для воздушных целей.
Миномет N? хкампфгер? т, стрелявший осколочными и дымовыми снарядами, располагался на крыше башни и использовался для уничтожения пехоты вокруг Тигра 2.
Боекомплект основного орудия составлял от 72 до 84 выстрелов в зависимости от башни. Из-за большой массы боекомплект размещался в кормовой нише башни, максимально близко к орудию. К пулеметам имелось 5850 патронов, распределенных по 39 лентам.