Танк Т-72: технические характеристики (ТТХ), вес в тоннах, боекомплект, устройство, калибр, экипаж, история

Военная техника

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало долгожданное появление Т-64, нового основного танка Советской Армии. Автомобиль был оснащен оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ с возвратно-поступательным движением поршня, для сборки которого в Харькове было запущено специальное производство. Однако возможности завода обеспечивали выпуск автомобилей только в мирное время, любое увеличение выпуска автомобилей приводило к нехватке силовых установок.

Т-72 на параде

В качестве альтернативы стал рассматриваться вариант танка с более простым дизелем В-45, освоенный промышленностью. Танк предполагалось изготавливать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первая разработка ОКБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относится к 1961 году. В результате в 1967 году было построено три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплексную интенсивных испытаний. После этого двигатель и КПП поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так родился «объект 438», который проходил испытания в 1967-68 гг. На основании приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые несколько отличались от своих предшественников. Испытания показали идентичность характеристик автомобилей с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не был запущен в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных конструкторских бюро. На Урале решили создать новую машину на базе узлов собственного «объекта 167», дополненную автоматом заряжания. Но некоторые решения по корпусу и башне были заимствованы у Т-64, хотя детали не были взаимозаменяемыми. Получившаяся машина получила обозначение «объект 172М», которое стало Т-72, ​​получившим приставку «Урал».

В 1973 году Уралвагонзавод собрал первую серийную партию из 30 танков, а в следующем году началось полномасштабное производство. Запуск серии Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно лоббировал интересы Уралвагонзавода. Параллельное производство Т-64А и Т-72, ​​машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, для советской военной техники нонсенс.

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ИЗДЕЛИЯ:

  1. Т-72СИМ-1 (Грузия) — вариант модернизации грузинского Т-72М израильской компанией Elbit Systems.
  2. Т-72М1-А (Словакия) — более простая версия Т-72М2, без автоматического оружия.
  3. T-72M4 CZ (Чехия) — чешский вариант комплексной модернизации Т-72М и Т-72М1.
  4. Tank EX (Индия) — шасси Т-72 с установленной башней от танка Arjun. Вес 48 тонн, построено всего 2 прототипа.
  5. ПТ-91 «Тверды» (Польша) — польский модернизированный вариант танка.
  6. М-84АВ1 (Сербия) — сербский вариант модернизации танка.
  7. Т-72КАЭ (Казахстан) — машина представляет собой значительно улучшенную версию танка Т-72А.
  8. Т-72БМЭ (Беларусь) — белорусский вариант модернизации танка Т-72А, представленный 140-м бронетанковым заводом.
  9. Т-72А «Аслан» (Азербайджан) — вариант модернизации, разработанный все той же израильской компанией Elbit Systems.
  10. Т-72Э (Украина) — вариант модернизации танка, созданный на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе.

Основные снаряды

Одной из самых мощных боевых бронированных машин России всех времен является Т-72. Вооружение танка предполагает наличие следующих снарядов:

  • автомат АКМС калибра 7,62 мм;
  • сигнальная пушка;
  • 10 ручных гранат.

т 72 тактико-технические характеристики танка

Танк имеет двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения, который совмещен с оптическим прицелом-дальномером. Основными задачами этого комплекса являются следующие:

  1. Автоматически удерживать пушку и пулемет в определенном положении при движении танка.
  2. Наведите стабилизированную пушку и пулемет, плавно регулируя скорость наведения.
  3. Наведите нестабилизированное орудие в горизонтальной плоскости.
  4. Сделать целеуказание от командира танка наводчику.
  5. Аварийный поворот башни водителем.

С помощью стабилизатора обеспечиваются угловые скорости, на основании которых осуществляется управление пушкой по вертикали в автоматическом режиме. При составе боекомплекта танка — 39 выстрелов к пушке, 2000 выстрелов к пулемету ПКТ, 300 выстрелов к пулемету, 12 выстрелов к сигнальному пулемету и 300 патронов к зенитному пулемету.

Броня

Т-72А
Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатой ​​формы, собрана из листов катаной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из двух плит, сходящихся в клин комбинированной брони. Верхняя пластина состоит из внешнего стального слоя толщиной 80 мм, стекловолокна толщиной 105 мм и внутреннего стального слоя толщиной 20 мм. Нижняя плита катаная из гомогенной броневой стали 85 мм.

Приведенная комбинированная защита соответствует 305-410 мм брони. Остальная часть корпуса изготовлена ​​из гомогенного проката. Борта по вертикали — 80 мм спереди и 70 мм в районе двигателя и коробки передач. Последнее отделено от боевого отделения бронеперегородкой.

Крыша также состоит из двух бронелистов, днище имеет корытообразную форму. На первых танках Т-72 защита башни была монолитной, что считалось недостатком машины. Позднее комбинированную защиту получила и башня Т-72А. По мере модернизации танк также получил дополнительную броню.

Как устроена башня?

масса танка т 72

Для его изготовления использовалась фасонная отливка из броневой стали, к ней сверху приваривалась крыша, а также головки, защищающие базовую трубу дальномерного прицела. Башня характеризуется монолитной конструкцией, толщина стенок которой варьируется. Лобовая часть снабжена амбразурой, в которой установлена ​​пушка, бортовые поверхности снабжены носовыми щеками, играющими важную роль в бронировании стенок корпуса.

Справа от орудия имеется бойница, в которой расположен спаренный пулемет. Слева от оружия имеется кронштейн, куда крепится лампа ночного прицела в сочетании с трубкой, по которой к оружию подводится электропривод. В левой половине крыши имеется основание люка, в котором находится наводчик. Башня вращается с помощью гидравлического и ручного механизма. Все это отличает танк Т-72, ​​характеристики которого позволяют сделать вывод о боевых качествах бронемашины.

Достоинства и недостатки

Страна эксплуатанта Т-72
Операторы Т-72 и его модификаций, предыдущие операторы отмечены красным

Главным преимуществом Т-72 является его универсальность. Оптимальное сочетание основных показателей сделало танк одним из самых массовых, особенно среди ранних моделей. До сих пор сохраняется спрос на модернизированные версии.

Еще одним преимуществом танка является хороший ресурс апгрейда. Первая конструкция не только оказалась удачной для практического использования, но и позволила усовершенствовать машину, разработав ряд модификаций.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитную броню башни, заменив ее комбинированной. Однако возникли проблемы с компоновкой и тесным размещением экипажа.

Этот аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае взрыва автомобиля покинуть его достаточно сложно, особенно при пожаре или повреждении. Это также отрицательно сказывалось на экипаже, часто из-за паники все еще годные к бою и ремонту танки бросали.

Также отметим посредственную приспособленность танка к городскому бою. Есть несколько уязвимых мест в конструкции и броне, применение высокоточного противотанкового оружия позволяет быстро вывести Т-72 из строя.

Помните о высоких затратах на модернизацию, особенно в отношении электронного оборудования. Этот аспект ставит под сомнение дальнейшее использование Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это, использование таких машин в массовых боях по-прежнему актуально.

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам, стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 миллиона рублей. Оснащение устаревших моделей современными агрегатами и вооружением обходится гораздо дороже. Например, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо потратить около 50 млн рублей (в ценах 2013 года).

Ходовая часть и оборудование

Боевая масса танка Т-72 — 44,5 т, при этом ходовая часть — шесть обрезиненных опорных катков с двухскатным и три односкатных катка, заднее ведущее колесо, рулевое колесо с кривошипно-шатунным механизмом. Танк имеет индивидуальную торсионную подвеску, которая усилена гидравлическими амортизаторами и шестью опорными катками. Личинки имеют мелкие звенья с числом следов в них 97.

Из дополнительных агрегатов на танке можно отметить радиостанцию ​​и переговорное устройство, рассчитанное на четырех абонентов. Радиостанция выполняет функции приемопередатчика и телефона, обеспечивая дальность связи до 20 км. Радиостанция работает на рабочей частоте 1261, при этом прием и передача сигнала осуществляется на общей частоте.

Вооружение

Танк Т-72

Основным орудием служила 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А46), имеющая специальную конструкцию, позволяющую менять ствол прямо в полевых условиях, не разбирая самого орудия. Боеприпасы размещались в различных местах. Автомат заряжания карусельного типа вмещал 22 выстрела, а остальные 23 снаряда размещались в немеханизированных боеукладках корпуса и башни.

Дополнительное вооружение состояло из двух пулеметов разного калибра. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов, а зенитный 12,7-мм пулемет НСВТ располагался на крыше башни и имел боекомплект 300 патронов.

Позднее к бортам башни были добавлены дымовые гранатометы для самостоятельного создания дымовых завес.

Наследник тридцатьчетверки

Наш Т-72 меньше, ниже и значительно легче Леопарда-2. Принятый на вооружение в 1973 году, он является практически идеальным образцом простого и, главное, массивного танка. За годы производства он несколько раз модернизировался. Последняя модификация под индексом Т-72Б3 поступила на вооружение в 2011 году и на сегодняшний день успела добиться ряда доработок в 2014 и 2016 годах.

Зачем возиться со старомодным танком? Насыщение армии боевой машиной четвертого поколения Т-14 «Армата» — вопрос не дня и даже года. Наилучший способ сохранить боеспособность бронетанковых войск в переходный период — довести до современных требований машину с хорошим модернизационным потенциалом.

Т-72Б3 модификация 2016 г. На танк установлен комплекс динамической защиты Реликт с бортовыми экранами и решетками.
Т-72Б3 модификация 2016 г. На танк установлен комплекс динамической защиты Реликт с бортовыми экранами и решетками.

По сравнению с «немцем» отечественный танк — это воплощение совсем иной концепции: низкий силуэт, мощное вооружение на компактном и маневренном шасси. Российское гладкоствольное орудие 2А46М-5 калибром 125 миллиметров разве что даст фору леопарду. Это последняя модернизация пушки 2А46М с повышением точности на 20 процентов и уменьшением разброса в 1,7 раза при стрельбе с ходу. Автомат заряжания доработан под новые бронебойные подкалиберные снаряды Свинец 1.2.

Место водителя в Т-72Б3 ближе, чем в немецком танке. Органы управления - педали и рычаги.
Место водителя в Т-72Б3 ближе, чем в немецком танке. Органы управления — педали и рычаги Танк Т-72Б3: с чем мы встретим Армату

Т-72Б3

Здесь необходимо отступление. Благодаря автомату заряжания в башне всего два человека — командир и наводчик. Это означает, что башня меньше и легче, чем у немецкой боевой машины. Добавьте сюда округлую форму, оптимальную для рикошета вражеских снарядов, хорошее бронирование, динамическую защиту (в ранних модификациях «Контакт-5», в поздних — «Реликт») и зенитный пулемет калибром 12,7 мм. Что касается «верхов» Т-72БЗ, то он как минимум не хуже «Леопарда». И это при том, что для достижения приличной огневой мощи на нашем танке не нужно было городить огромный «чердак» с электростанцией.

Конечно, с цейсовскими прицелами и зарубежной электроникой тяжело конкурировать. Но модернизация значительно улучшила оснащение нашего танка. Он получил новый прицел наводчика «Сосна-У» с тепловизионным каналом, машину сопровождения цели, современный цифровой баллистический вычислитель и дисплей водителя с камерой заднего вида. На последних модификациях также появился панорамный стабилизированный командирский прицел.

К сожалению, внедрение нового оборудования не обошлось без досадных ошибок, связанных с эргономикой и удобством использования. Но в целом точность стрельбы как с места, так и с ходу повысилась, блоки наведения работают надежно при любой погоде и в любое время суток. А стрельбище не уступает лучшим испытаниям в мире. Будем считать, что по оптике и электронике с Леопардом у Т-72Б3 последних модификаций паритет.

Особенности компоновки танка

Т-72 — танк классической конструкции, когда силовое отделение расположено в корме. Управление сосредоточено в носовой части машины, здесь находятся топливный бак, баковая стойка, прибор управления механиком-водителем и электрооборудование.

танк СССР

Пост управления состоит из места механика, который управляет танком Т-72. Над сиденьем водителя есть люк. В шахту бронеплиты был установлен прибор для наблюдения за обстановкой. Водитель сидит за рулем, что обеспечивается продуманной конструкцией самого сиденья в нижней части бака.

Силовое отделение

дальность стрельбы танка т 72

В кормовой части находится силовое отделение. Двигатель танка Т-72 расположен с левой стороны, а между ним и перегородкой для двигателя находится система охлаждения, масляный фильтр, кран расширительного бачка. Воздухоочиститель установлен с правой стороны. Корпус имеет кормовое лезвие, где расположена система охлаждения. Кроме того, силовое отделение оборудовано дополнительным и основным маслобаками, которые способствуют смазке двигателя. Силовой отсек закрывается крышкой. Расход топлива танка Т-72 на 100 км следующий:

  • при движении по грунту — 260-450 л;
  • по асфальтированной дороге — 240 литров.

История создания танка Т-72

Основной боевой танк Т-72 («объект 172М») — самый массовый и знаменитый советский танк последних десятилетий ХХ века (и самый массовый танк второго поколения в мире). Разработка Т-72 велась с 1967 по 1972 год на Уралвагонзаводе, а основой для машины послужил бывший танк Т-64А, но с ходовой частью от опытного танка, известного как «объект 167».

В 1971 году первые Т-72 вместе с «конкурентами»: проверенным Т-64А и новым газотурбинным Т-80 участвовали в беспрецедентных испытаниях боевых машин. В составе трех рот (каждая рота укомплектована танками одной модели) танки прошли путь от Днепропетровска до Слуцка и обратно, затем прошли через Баку и пустыню Каракумы почти до Ашхабада. Причем это был не просто «драйв» машин: постоянно проводились учения по стрельбе, ротные и отрядные учения, в общем, делалось все для выявления действительно лучших образцов.

По результатам испытаний ЦК КПСС и Совета Министров СССР 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под наименованием Т-72 «Урал». В том же году была выпущена первая партия из 30 машин, а уже в 1974 году было выпущено 220 серийных танков.

Чертеж основного боевого танка Т-72

Чертеж основного боевого танка Т-72

Танк Т-72 серийно выпускался на УВЗ с 1974 по 1992 год, а с 1978 по 1990 год также на Челябинском тракторном заводе. Всего было выпущено около 20 000 танков Т-72. Помимо Советского Союза производство по лицензии осуществляли:

  • Чехословакия (с 1981 г.), выпущено около 2000 танков.
  • Польша (с 1982 г.), произведено 1610 танков.
  • Индия (середина 1980-х), 1108 штук.
  • Югославия тоже имела лицензию на производство, а Иран (с 1997 г.) собирал Т-72 из поставленных комплектов запчастей (300 комплектов).

В настоящее время на вооружении: Россия (2000 в строю, 7000 в резерве), Азербайджан (220), Алжир (325), Ангола (35), Армения (102), Беларусь (1465), Болгария (362), Венгрия (238).), Вьетнам (более 120), Грузия (41), Индия (1950), Ирак (77, чехословацкого производства), Иран (480), Йемен (93), Казахстан (980), Кения (110, опять Украина) , Кыргызстан (150), Ливия (200), Македония (31), Марокко (100), Мьянма (14), Польша (586), Сербия (13 + 210 М84), Сирия (1600), Словакия (245), Таджикистан (30), Туркменистан (670), Узбекистан (70), Украина (не более 885), Хорватия (3) и Чехия (175).

Данные приблизительные, на 2010 год количество реальных машин, кроме России, неизвестно.

Основной боевой танк Т-72 первых модификаций

Основной боевой танк Т-72 первых модификаций

Подвижность

Танк Т-72

ОБТ оснащался известным в СССР многотопливным дизелем. На первых модификациях устанавливался 12-цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Мощность достигала 840 л.с при 2000 об/мин.

Свой момент он передал на механическую коробку передач с гидравлическим приводом, имеющую семь ступеней вперед и одну назад. Она же обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3-х опорных малых, рулевых колес спереди и ведущих сзади.

Т-72 отличался хорошей подвижностью на любой местности и развивал скорость 60 км/ч при движении по шоссе и 35 км/ч при движении по пересеченной местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в заброневом объеме и пять внешних топливных баков, расположенных на правой надгусеничной полке. Емкость внутренних баков достигала 705 литров, а внешних — 495 литров. Кроме того, на дальних маршах можно было подключить два дополнительных бака, установленных на корме и объемом до 500 литров. Все это давало дальность полета 500 км, а с установленными внешними баками до 700 км.

Современная модификация Т-72Б3 с новым мощным двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоевывать первые места в танковых марафонах.

Читайте также: Нона САУ 2с9 самоходное артиллерийское орудие, технические характеристики ТТХ оружия с фото пушки-миномета и видео установки

Боевое применение

Танк Т-72

Впервые танк применялся в боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и на помощь им было решено отправить элитную бригаду, оснащенную новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских M60 практически без повреждений, тем самым прорвав окружение.

В Ираке советские машины показали себя еще лучше, уничтожив «Чифтенов» и «Скорпионов» практически не встретив достойного сопротивления, а всего за 8 лет войны было потеряно 60 танков.

Танк Т-72

Но во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские М1А1 «Абрамс» новой модификации, оснащенные 120-мм немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда застрявший в грязи Абрамс был атакован 3-мя Т-72, ​​уничтожил их и был отбуксирован на базу, после чего снова поступил на вооружение.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием в Ираке современных снарядов, способных бороться с броней «Абрамсов.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 снова понесли большие потери, а в Осетии ими были вооружены обе стороны конфликта, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает, что все эти потери произошли только из-за плохого экипажа обучение и плохой менеджмент.

Фактически при наступлении на Грозный танки применялись без прикрытия артиллеристов в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Отмечалась надежность на марше в горных условиях и способность выдерживать многократные попадания без заметных повреждений.

Модификации и опытные версии

На базе машины Т-72 было создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного производства появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единый танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезной 130-мм пушки модели 2А50. Параллельно велись опыты по установке гладкоствольной 125-мм пушки 2А49. Эти машины не вошли в серию.

Интересным экспериментом стал «объект 186», оснащенный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Двигатель развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.

Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный комплексом навигационного оборудования и радиостанций. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, которая обеспечивала связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к уменьшению количества укладок и возимого боекомплекта до 31 выстрела.

В 1979 году в производство был запущен танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицелами, модернизированным орудием, дымовым гранатометом, доработанным дизельным двигателем и другими узлами. На базе модернизированной версии была построена командирская машина Т-72АК с уменьшенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использовалась автономная генераторная установка с приводом от малогабаритного двигателя.

Т-72 в парке «Патриот».

На экспорт предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Чуть позже, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, установленным на передней части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни, заполненные песком.

С 1985 года на отечественный рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными баками динамической защиты, а чуть позже началось производство Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также дизельным двигателем В-84-1 мощностью 840 л.с. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины был известен как Т-72БК.

В начале 90-х на танки стали устанавливать встроенную динамическую защиту, заимствованную у Т-80У.

Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, это неофициальный индекс — Т-72БМ. Экспортный вариант Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).

В последующем были разработаны программы модернизации до образца Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор в усовершенствовании сделан на использование современного электронного оборудования и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.

БРЭМ-1

Кроме танков на базе Т-72 был построен ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них эвакуационный тягач БРЭМ-1, асфальтоукладчик МТУ-72. Шасси Т-72 послужило основой для самоходки Мста-С.

Технические характеристики Т-72

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что вес советской машины был на 20 тонн меньше. Кроме того, «англичанин» использовал нарезную пушку калибром 120 мм, не способную запускать ракеты. И распространенность «Челленджера» (всего построено 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

Т-72 Челленджер 1 М1 Абрамс
Длина корпуса, мм 6670 7925
Общая длина (с выдвинутой вперед башней), мм 9530 11500 9766
Ширина над экранами и т д 3460 3520 3653
Высота и т.д. 2190 2490 2400
Боевая масса, кг 41000 62000 54400
Максимальная скорость по трассе, км/ч 50 56 72
Запас хода по трассе, км 700 400 480
Высота преодолеваемой стены, м 0,85 0,9 1,24
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8 2,8 2,74

Американский «Абрамс», оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости, уступая по дальности. Версия М1 использовала 105-мм нарезную пушку, уступавшую по своим характеристикам советской гладкоствольной. Позднее была установлена ​​120-мм гладкоствольная пушка, уравнявшая шансы соперников. Большим плюсом американских машин является наличие кондиционеров в боевых помещениях, что снижает утомляемость экипажа на маршах.

Несмотря на почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» до сих пор пользуется спросом.

Этому способствует ряд программ модернизации, позволяющих повысить производительность машины. Также существуют модифицированные версии танка, предлагаемые на экспорт в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащенный 120-мм гладкоствольной пушкой КБМ-2. И эта разработка далеко не уникальна. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 прослужит в боевом строю не один десяток лет.

Защитные системы

экипаж танка т 72

Несмотря на внушительную массу танка Т-72, ​​он был оснащен дополнительными системами, защищавшими бронемашину от оружия массового поражения. Системы способны защитить танк и его внутреннее оборудование от ударных волн, излучения ядерного взрыва, обеспечить безопасность экипажа при воздействии отравляющих веществ или биологического оружия.

Защиту от ударной волны обеспечивает продуманная броня, а также качественная герметизация. Внутри танка используется специальный надежный материал, при этом боевое отделение и посты управления надежно герметизированы. Система защиты действует как световая и звуковая сигнализация, проверяет уровень радиации и избыточного давления внутри бака и наличие отравляющих веществ снаружи.

Система пожаротушения состоит из трех двухлитровых баллонов, заполненных огнетушащим составом, а также трех трубопроводов, соединяющих баллоны и помещения, и девяти термодатчиков. Специальная многофункциональная система выступает надежной защитой от дыма. Работает на дизеле.

Из дополнительного оборудования танков Т-72 можно отметить систему подводного вождения, позволяющую преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. К этому оборудованию также относятся спасательные жилеты, газовые маски, предназначенные для всех членов экипажа.

Конструкция

Корпус танка Т-72 изготовлен путем сварки катаных и резаных листов броневой стали. Верхняя лобовая часть корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (положенной под тем же углом к ​​нормали). Пластина включает внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещено стекловолокно. Нижний лист изготовлен из стандартной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена ​​вертикально, имеет толщину 80 мм в обитаемом пространстве и 70 мм в районе двигателя-редуктора. Внутренняя часть брони в обитаемых помещениях имеет покрытие, предохраняющее от повреждения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий вырыть защитную траншею для установки цистерны. В зависимости от твердости грунта земляные работы занимают 20-25 минут.

Для дополнительной защиты по бокам Т-72 установлены четыре плоских щита из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щиты отводятся на угол 60⁰, предохраняя бортовую броню танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позже от этой конструкции отказались в пользу сплошного экрана из резины, армированной тканью.

Начиная с версии танка Т-72АВ, запущенной в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стали устанавливать дополнительную динамическую защиту из отдельных контейнеров. Также был установлен дополнительный 20-мм броневой лист, уложенный на верхнюю часть основного корпуса.

Дизайн Т-72

Танк Т-72 имеет литую башню с изменяемой толщиной стенок. Броневая защита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позже, с началом производства версии Т-72А, стали применять комбинированное бронирование с установкой отмывок. Использование такой брони повысило устойчивость к попаданиям снарядов. При этом произошло изменение формы передней части башни, где появились уступы («скулы»).

Экипаж танка Т-72 включает трех человек. Рабочее место механика-водителя расположено в средней части корпуса в носовой части. Над механиком в верхнем листе корпуса сделан отдельный люк. Сиденье опущено почти до пола, что обеспечивает сидячее положение механика.

На многих зарубежных тестах водитель размещается в полулежащем боевом положении, что отрицательно сказывается на комфорте работы.

Три внутренних топливных бака расположены по бокам от рабочего места механика-водителя. Танк управляется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 размещаются два члена экипажа танка, наводчик слева и командир справа. На крыше башни находится вращающаяся командирская башенка, оборудованная парой приборов наблюдения. Вне боевого положения командир сидит на башне машины, прикрытой съемным щитом. Для обеспечения связи имеется УКВ радиостанция. Между башней и диспетчерской есть узкий проход.

Теоретически там может ходить человек, но на самом деле для этого нужна некоторая подготовка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что через этот проход невозможно извлечь раненого механика-водителя. Эвакуация осуществляется через стандартный люк.

Т-72 фото

В кормовой части корпуса машины расположено силовое отделение, с поперечно расположенным двигателем. В качестве силовой установки на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Двигатель имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового двигателя В-2, испытанного на Т-34 и БТ-7.

При последующих модернизациях использовался дизельный двигатель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оснащенный турбокомпрессором. Мощность силовой установки возросла до 1000 л.с. Моторно-трансмиссионное отделение танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по днищу. На машину предустановлено дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться дизельное топливо различного качества, авиационный керосин, низкооктановый бензин класса А-72, а также смеси этих марок топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи можно установить четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается с помощью электростартера, который при работающем двигателе выполняет роль генератора. При работе пускателя используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумулятора.

В состав трансмиссии танка Т-72 входит гитара, передающая крутящий момент на два бортовых редуктора. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Танк-гитара представляет собой одноступенчатый повышающий редуктор, оборудованный местами для установки радиаторов компрессора, генератора и вентилятора охлаждения.

Т-72 внутри танка

Встроенные коробки передач Т-72 построены на основе планетарных передач, обеспечивают семь скоростей переднего хода и одну скорость заднего хода. Управление переключением передач гидравлическое, коробка включает боковую муфту. Использование разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка за счет включения пониженной передачи в отстающей гусенице. Это дает семь различных радиусов поворота для машины.

Дополнительная главная передача также построена по планетарной схеме, она служит для снижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы передачи, узлы танков Т-64 и Т-72 невзаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидроамортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катках. Торсион размещен поперек танка по всей ширине корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками с внешней амортизацией в виде резинового бандажа.

Для ограничения движения подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Ролики имеют спаренную форму, изготовлены из алюминиевого сплава. С каждой стороны машины установлено по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, снабжены сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, снабженные кривошипом для обеспечения предварительного натяга гусеницы. Гусеничный ремень фонарного механизма состоит из 97 звеньев шириной 580 мм.

Представляет собой вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за разной конструкции гусениц зубчатые венцы на ведущих колесах разные. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три катка, снабженных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125-мм пушка Д-81ТМ (впоследствии стала применяться модель 2А46), оснащенная стволом с гладким внутренним каналом. Орудие имеет встроенный двухосный электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь с ходу. В боекомплект машины (44 выстрела, на ранних моделях — 39) входят различные гранаты, а также реактивные снаряды. На модификации Т-72Б использовалась модернизированная пушка 2А46М-5, использующая более эффективные боеприпасы.

Электромеханический автомат заряжания, установленный на танке, позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды размещаются раздельно в два слоя на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянный.

Гильза имеет конструкцию, частично выгорающую при выстреле — от нее остается только донышко, которое выбрасывается. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере израсходования снарядов экипаж укладывает боекомплект в ящики машины.

При переходе на ручное заряжание скорострельность снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах использовался обычный оптический) позволяет вести стрельбу днем ​​на дальность 4000… 5000 м. Дальность стрельбы ночью до 2000 м.

Для освещения целей в ночное время используется инфракрасный прожектор.

На ранних Т-72 он устанавливался в передней части башни слева от орудия, но затем его перенесли в точку, расположенную над спаренным пулеметом. Модернизация проводилась для повышения безопасности водителя, так как были случаи смертельных травм от прожектора. При использовании дополнительного прицельного оборудования орудие Т-72 позволяет вести огонь осколочно-фугасными снарядами на дальность 9…10 км.

В установке с пушкой установлен 7,62-мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Лента содержит 250 кассет. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дальность до 1800 м (с использованием дальномерного прицела). Для защиты от нападения с воздуха на командирской башенке корабля установлен 12,7-мм пулемет «Уте». Установка имеет прицел, позволяющий вести огонь по наземным целям.

Изображение Т-72Б3

Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте 60 выстрелов. Возимый боезапас включает пять бандажей. Внутри танка находился усиленный 5,45-мм автомат АКМС, а также сигнальная 26-мм реактивная пушка. Для ближней обороны имеется 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал КМТ-5 или 6.

Основные цели и задачи Т-72

Т-72 относится к средним танкам. Основной упор таких машин делался на скорость и хорошую ударную мощь, что позволяло развивать наступление и преодолевать слабоукрепленные рубежи. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевой особенностью этого типа оборудования является универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет возможности танка. Его можно использовать в крупных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживая небольшие подразделения или преодолевая укрепленные рубежи обороны.

Отдельных боевых задач или специализаций для таких машин нет. Они определяются прифронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно этот аспект считается главным достоинством основного боевого танка.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector