Танк Т-34 — оружие Победы — Статьи

Военная техника

Самый-самый

Этот танк был «самым» по многим параметрам. Из всего, что имелось в этой категории в Красной Армии в конце 1930-х — начале 1940-х годов, Т-34 считался самым маневренным, самым проходимым, самым мобильным. И, конечно же, самое массовое: «тридцатьчетверку» собирали на нескольких машиностроительных заводах, ведущим из которых считался Уральский танковый завод № 1. 183 им. Коминтерн.

Т-34 не только не уступал европейской технике, но по некоторым параметрам даже превосходил ее. «Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шанса неповоротливым немецким «тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противодействии немецкой технике», — заявил Норман Дэвис, профессор Оксфордского университета университета, специалист по истории Второй мировой войны, к такому выводу.

Т-34 1941г.

Т-34 1941 г. Источник: wikipedia.org

Еще не Т-34, но уже не БТ

1938 год действительно стал переломным для нового, но еще не существовавшего танка. 4 мая 1938 г состоялось расширенное заседание Комитета Обороны Советского Союза, на котором неожиданно для оппонентов М.И. Кошкина Сталин поддержал идею разработки нового танка. Для этого он предложил руководству ХПЗ создать две модели, чтобы можно было выбрать лучшую.

В августе 1938 года руководством страны было принято решение о создании танка, предназначенного для введения в боевые действия «в условиях будущей войны».

Эта концепция подтолкнула танкостроителей к активным поискам. В сентябре ХПЗ получил задание на разработку двух моделей танка — А-20 с колесами и гусеницами А-20Г.

Работа по этим направлениям велась достаточно эффективно, но сопровождалась непрекращающимся противостоянием сторонников двух точек зрения. Для полноты картины стоит хотя бы кратко обозначить факты и события:

  • сентябрь 1938 г. ХПЗ получает техническое задание на модели А-20 и А-20Г;
  • начало 1939 г три конструкторских бюро Харьковского завода были объединены в одно во главе с М.И. Кошкиным и его заместителем А.А. Морозовым;
  • май 1939 года (небывалая скорость) первые версии обеих моделей были готовы к заводским и полигонным испытаниям;
  • 23 августа завершились испытания, показавшие некоторые преимущества А-20Г (и переименованного в А-32). Толщина брони была увеличена до 30 мм, корпус стал шире на 15 см, гусеница стала шире. Был добавлен ленточный ролик, обеспечивший запас веса. Отсутствие механизмов управления колесами и трансмиссии также сделало автомобиль легче;
  • 23 сентября 1939 года модели прошли государственные испытания на полигоне в Кубинке. Было рекомендовано увеличить лобовую броню (это позволило уменьшить вес машины) до 45 мм. Танк А-32 переименован в А-34;
  • 19 декабря 1939 г в Постановлении Комитета Обороны «О принятии танков, бронеавтомобилей, артиллерийских тягачей на вооружение Красной Армии и об их производстве в 1940 г.» впервые прозвучало название танка — Т-34 вместо А34. Было решено оставить А-20 с гусеницами.

Не без изъяна

При этом, конечно, Т-34 был далек от идеала. Идея имела и определенные недостатки. В первую очередь это касалось человеческого фактора. Конечно, война — не курорт, и танк — далеко не пятизвездочный отель, но все же даже в таких машинах солдату должно быть удобно и относительно комфортно. Однако в Т-34 было так тесно, что заряжающему приходилось стоять на ящике со снарядами, при этом снаряды падали ему под ноги.

Командир же должен был выполнять функции наводчика, поэтому он, прицеливаясь, не мог в полной мере оценить картину боя. Однако справедливости ради следует отметить, что первые образцы танка были особенно узкими, затем площадь башни была увеличена.

картинка 1.jpg

Советская марка с изображением Т-34. (wikipedia.org)

Среди других недостатков танка обычно отмечают плохую оптику, не дававшую возможности прицелиться издалека, а также довольно тонкую броню. Но у брони были преимущества иного рода: бронелисты располагались под углом, и снаряды противника чаще всего задевали их по касательной и не могли пробить.

Рождение легенды

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937–1940 годах в КБ завода № 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева). Первоначально боевая машина проектировалась в рамках развития конструкции легких гусеничных машин серии БТ, основанной на концепции быстроходных танков американского инженера Джона Уолтера Кристи.

 

«Автомобиль рождался довольно тяжело, потому что в конце 1930-х годов подавляющий аппарат был достаточно силен, что повлияло на многих танкостроителей», — рассказал Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в состав Уралвагонзавода) из государственной компании Ростех) «Особенно когда начались работы по созданию нового среднего танка, Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями. Тем не менее работы велись очень быстрыми темпами».

13 октября 1937 г. Бронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-техническое задание на разработку колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевой массой 13–14 т, калибром 45 мм толщина пушки и брони от 16 до 25 мм.

В мае 1938 года было предложено создать гусеничную машину с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую конструкцию. Работой по созданию А-32 руководили конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко.

Кошкин был прирожденным организатором. Энергия в нем просто бурлила, он был одержим новой мыслью и сумел передать эту одержимость всем нам. Человек с большой буквы. Его умение разговаривать с людьми, скромность, решительность в ответственные моменты работы были хорошим примером

В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По результатам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет Обороны при СНК СССР принял решение о присвоении А-32 наименования Т-34 и принятии его на вооружение с условием доработки: повышение основную броню до 45 мм, улучшив обзор, установить пушку калибра 76 мм и дополнительный пулемет калибра 7,62 мм. Все новые образцы прошли испытания во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

«Интерес состоит в том, что машина была принята на вооружение еще до изготовления заводом опытного образца, а изготовлена ​​она была только в январе-феврале 1940 года», — говорит инженер-конструктор УКБТМ. «Видимо пришли к выводу, что необходимо окончательно принять решение об использовании машины на вооружение. Главный конструктор убедил. И в дальнейшем это показало. По тем временам это была революционная машина».

Пройдя все испытания на подмосковном полигоне Кубинка в марте 1940 года, два Т-34 пробежали по маршруту Харьков — Москва — Харьков (750 км в один конец). А 17 марта в Кремле в Москве автомобили продемонстрировали членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По свидетельству очевидцев, Сталин тогда сказал: «Это будет ласточка наших танковых войск!» Так оно и было.

31 марта 1940 года началось серийное производство Т-34 на заводе № 183 и Сталинградском тракторном заводе (ныне Волгоградский тракторный завод).

Однако «тридцатьчетверка» не только прославила своего «отца», но и стала причиной его гибели. Этот забег оказался роковым. Этой весной 41-летний конструктор помог вытащить танк из холодной воды, после чего был госпитализирован в Харькове с пневмонией. После смерти Кошкина от воспаления легких 26 сентября 1940 года его заместитель Морозов руководил доработками Т-34. В 1942 году за создание танка трое его создателей были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

В отличие от сторонников всех абстрактных решений, мы исходили из того, что дизайн должен быть простым, без всего лишнего, случайного и надуманного. Конечно, всегда легче создать сложную машину, чем простую, с которой справится не каждый конструктор… Конструктивная простота танка Т-34 позволила в самый трудный для Родины момент не только иметь танки, но иметь их много, гораздо больше, чем иметь противника

Всего к началу Великой Отечественной войны было выпущено 1066 единиц Т-34. Однако после вторжения немецких войск выпуск танка был начат одновременно на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово» (ныне в Нижнем Новгороде), Челябинском тракторном заводе, Уралмаше (ныне в Екатеринбурге), заводе №174 в Омске. (ныне Омский транспортно-технический завод) и Уральский танковый завод №183 (сегодня — «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле). 18 декабря 1941 года с конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт отправился первый эшелон из 25 машин.

Кстати, за годы войны на Уральском заводе было собрано 25 914 боевых машин — больше, чем на всех немецких предприятиях вместе взятых. Такой производительности не было ни у одного танкового завода в мире. С мая 1942 года каждые 30 минут с конвейера сходил танк (каждый день на фронт уходил слой бронетехники). Последний Т-34-85 сошел с конвейера завода в феврале 1946 года. Здание, где производились эти машины, сохранилось — сейчас это автосборочный конвейер.

История и современность

Сегодня у Т-34 как минимум две разные функции: в некоторых странах — например, в Лаосе, Мали, Вьетнаме и других — такие танки до сих пор стоят на вооружении; в России уцелевшие танки этой модели в первую очередь памятники истории. Многие Т-34 стали памятниками погибшим солдатам.

Последний Т-34, собранный на Уралвагонзаводе, сразу же занял почетное место перед проходной завода. В 1981 году его перенесли на новый постамент, и с тех пор этот танк стал ежегодно участвовать в майских парадах.

картинка 2.jpg

Т-34 на постаменте в Волгограде. (wikipedia.org)

В Будапеште один из образцов Т-34 недавно буквально обрел вторую жизнь. В 2006 году в венгерской столице прошли антиправительственные демонстрации, в результате которых протестующим удалось угнать танк с организованной в центре выставки военной техники. Он остановил новоиспеченных танкистов, пытавшихся прорвать милицейскую блокаду, только слезоточивым газом.

Лучший танк второй мировой войны

Еще несколько лет назад редко кто, особенно в нашей стране, сомневался в такой оценке танка Т-34, никогда не жаловался на отсутствие посетителей. Сейчас, когда попытки ревизии итогов Второй мировой войны во многих странах Европы возведены чуть ли не в ранг государственной политики, взгляды на события, исторические факты и символы победы все больше меняются.

Да, есть некая идеологическая завеса в рассмотрении роли боевой машины на войне. Но он не скрывает, что без такой бронетехники исход войны мог быть другим.

Почему-то многие, сомневающиеся в правильности высокой оценки Т-34, не поймут, что не было танка, сделанного по «единым лекалам», с четкими, многократно проверенными параметрами и характеристиками. Причем танки модели Т-34, выпускавшиеся на разных заводах, отличались даже внешне. Еще больше отличий имели модели разных годов выпуска. Информация о месте и годе выпуска часто приводилась для уточнения.

Изготовление принципиально новой машины с одновременным поиском и устранением ошибок и дефектов, с необходимостью обмена информацией между производственными предприятиями оказалось очень сложным делом.

В итоге к концу 1940 года удалось собрать всего 116 «тридцатьчетверок». Производственный процесс сопровождался непрерывной работой по изменению, дополнению, упрощению отдельных деталей и узлов. В течение года в конструкцию Т-34 было внесено около 3,5 тыс крупных и мелких изменений. Основная цель — упростить и ускорить производство машины, при этом повысив качество. Вот лишь самые заметные изменения, которые претерпел танк в 1941 году:

  • замена пушки Л-11 на более совершенную Ф-34 (бронепробиваемость с 500 м — 60 мм и 84…100 мм соответственно, скорострельность 1-2 и 4-5 выстрелов в минуту);
  • вместо сварной использована литая башня, более удобная для экипажа и простая в изготовлении;
  • внесены изменения в бронезащиту танка (лобовые бронелисты стали соединяться сварными швами, изменилась форма люка механика-водителя и башни танка);
  • в ходовую часть и подвеску были внесены некоторые нововведения, что повысило маневренность танка.

Все это делалось в условиях жестких требований по увеличению количества направляемых в армию танков. За первое полугодие заводы выпустили 1100 единиц Т-34. Работы продолжались на заводе в Нижнем Тагиле, куда осенью 1941 года был эвакуирован ХПЗ. Процесс совершенствования боевой машины, получивший особую мотивацию в ходе кровавого «соревнования» с немецкими танкостроителями, не прекращался все годы война.

Танк т-34 военные фото

Кстати, немцев удивил внешний вид Т-34 — неизвестной боевой машины. Была создана комиссия для изучения танков, попавших в руки немцев. В итоговом отчете этой комиссии особое внимание уделялось явным преимуществам советского Т-34: наклонной броне, длинноствольной пушке и дизельному двигателю.

Возможно, было бы трудно добиться большей беспристрастности.

Немецкие танки Т-III и Т-IV не могли противостоять «тридцатьчетверке», не могли пробить ее броню. Пока наш танк уничтожал противника с максимальной дистанции.

Немного о дизайне. Танк Т-34, как и в классической схеме, имеет 4 отделения: отделение управления (переднее), боевое (среднее), моторно-трансмиссионное. В отделении управления находится механик-водитель и стрелок-радист. В бою — босс (он же стрелок) и стрелок (он же заряжающий). Над командиром и заряжающим находится турель с пушкой и частью боекомплекта. В башне имеется люк для посадки экипажа, позже было установлено два. Двигатель находится в моторном отсеке.

Дизайн Т-34

Двигатель V-образный, 12-цилиндровый, четырехтактный дизель водяного охлаждения с реактивным впрыском топлива В-2-34 — основной агрегат танка Т-34 нуждается в дальнейшем представлении. Работы над новым силовым агрегатом, получившим впоследствии название В-2, начались в 1931 году на ХПЗ. К 1939 году было разработано пять модификаций, в том числе для среднего танка:

  • мощность — 500 л.с.;
  • объем – 38,88 л;
  • максимальный крутящий момент -1960 Нм;
  • число оборотов -1800 об/мин.

В-2 — был настолько удачным вариантом, что модификации применялись практически на всех боевых машинах вплоть до XXI, а приемники семейства В-2 используются и по сей день. Что можно сказать о 40-х годах.

В трансмиссионном отделении (кормовое) находились: коробка передач, главный фрикцион, бортовые фрикционы, тормоза, электростартер и два топливных бака.

Что касается брони, то ее косое расположение было использовано впервые при создании бронезащиты танка. Например, лобовая броня состояла из 45-мм листов, сходящихся под углом 60 градусов. Это создавало эффект 90-мм брони.

Т-34-85

Не останавливаясь на многочисленных дизайнерских открытиях и технических усовершенствованиях, нельзя упустить один принципиальный момент. В марте 1944 года к серийному производству был готов танк Т-34-85, о котором часто можно услышать как об отдельной модели. Установка на танк 85-мм пушки ЗИС-С-53 значительно повысила его огневую мощь. Экипаж на этом танке увеличился с 4 человек на Т-34 до 5.

Читайте также: Оружие будущего: идеи ученых и фантастика, фото

Тактико-технические характеристики Т-34

Длина без орудия — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 т; максимальная скорость по автомагистрали 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (для машин образца 1940 г.), до 90 мм в лобовой части башни для танков конца войны.

Оснащался дизелем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-мм орудиями (Л-11 образца 1938-1939 гг., Ф-34 образца 1940 г.), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 мм (один из пулеметы устанавливались в спаренной установке с одним орудием, другой — в верхнем лобовом бронелисте корпуса). Экипаж состоял из четырех человек — командира, водителя, заряжающего и радиста-пулемётчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа увеличилось до пяти — появился отдельный наводчик.

По словам начальника УКБТМ Андрея Терликова, танк получился новаторским для своего времени: рациональные углы наклона бронелистов корпуса и башни, мощное орудие и дизельный двигатель. В то же время, как выяснилось в ходе боев, у Т-34 были и серьезные недостатки. «Например, очень стесненные условия работы членов экипажа в башне, недостаточный обзор, несовершенная четырехступенчатая коробка передач и трудности работы с ней.

Система очистки воздуха и охлаждения двигателя не оправдала ожиданий. Возникли вопросы по поводу низкой техническая надежность, качество изготовления и сборки самой машины», — говорит он. И все это сразу сказалось в тяжелейших условиях первых двух лет войны.

Выдержка из протокола испытаний Т-34 на Абердинском полигоне в США в мае 1942 г.: «Есть основания полагать, что он имеет более высокие эксплуатационные скорости, меньшее сопротивление качению и лучшую маневренность, чем американский танк М4, но является уступает ему в точности изготовления и надежности в работе».

В начале 1942 г с целью усовершенствования конструкции машины инженеры-конструкторы Уральского танкового завода № 183 внесли изменения в чертежи 770 деталей, а 1265 просто изъяли из конструкции. При этом, несмотря на короткие сроки и отсутствие экспериментальной проверки, ошибок выявлено не было.

«Т-34 произвел сенсацию»

В годы Великой Отечественной войны Т-34 показал себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте изготовления и обслуживания, хорошо адаптирован к массовому производству. На начало войны 76,2-мм пушка была самой мощной среди боевых машин своего класса.

Отправной точкой на вершину танкового Олимпа для Т-34 стала Сталинградская битва. Уже в середине ноября 1942 года танки «Урал» вошли в состав 7-го танкового корпуса и сразу же получили боевое крещение. Именно они освободили от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их атаке 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда распрощалась с идеей вырваться из сталинградского котла.

Т-34, по словам начальника УКБТМ, к концу 1942 г в той или иной степени превосходил немецкие средние танки Pz. Kpfz III и Pz. Kpfz IV по уровню защищенности и мощности артиллерийского вооружения. «Пушка Ф-34 сумела иметь наилучшие характеристики по дальности и бронепробиваемости. Именно поэтому, несмотря на недостатки и дефекты, «тридцатьчетверка» произвела на противника прекрасное впечатление», — говорит Терликов. «Германия сделала мощный шаг к созданию достойного «противоядия».

При технических недостатках танк также был сложен в производстве. Для первых машин не хватало дизелей В-2, поэтому в 1941 и начале 1942 года Т-34 оснащались бензиновыми двигателями, которые требовали большего внимания к обслуживанию и чаще ломались. «Машина потеряла мощность и подвижность. Проблема серийного производства В-2 была решена только летом 1942 года», — сказал Терликов.

Это была война не только на поле боя, но и между конструкторскими подразделениями противоборствующих сторон. Гитлеровские инженеры создали новые танки — Т-34 по сравнению с ними обладал меньшей огневой мощью и нуждался в перевооружении.

Поэтому серийное производство модификации Т-34-85 началось в 1944 году с новой башней, усиленным бронированием и новой 85-мм пушкой, позволявшей вести дуэли с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дальних дистанциях. Дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых частей и малой габаритной высотой машины делала танк Т-34-85 труднодоступной мишенью на полях сражений.

Т-34 показал превосходство в вооружении, броне и маневренности нашим привыкшим к победам танкистам… Танк Т-34 произвел фурор… Русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, сделали большую скачок в танкостроении. Появление на фронте новых машин оказало большое влияние. Попытка создать танк по образцу советского Т-34 после его тщательных испытаний немецкими конструкторами оказалась невозможной

Уникальность Т-34, по мнению инженера-конструктора УКБТМ, заключалась в высоком уровне безопасности, наличии мощного орудия, высоких характеристиках подвижности и маневренности, проходимости, а также простоте и обслуживании, эксплуатации и высокая производительность. «Все это в совокупности сделало машину уникальной и признанной всеми сторонами лучшим танком Второй мировой войны», — считает Колмаков. Бывало, что за 20-30 дней наступления усилиями ремонтников два-три раза возвращали танк в строй — ремонтировать Т-34 удавалось прямо на передовой.

 

Когда у противника танки получше, это страшно. Вы даете полный газ, но ваш танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки настолько быстры, что с близкого расстояния они могут взобраться на холм или через болото быстрее, чем вы перевернете башню…

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector