- История создания Т-34-85
- Компоновка танка
- Основные модификации Т-34-85
- Конструкция танка
- Достоинства и недостатки
- Технические характеристики Т-34-85
- Т-34-85 в послевоенное время
- Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53
- Основные цели и задания
- Зарубежные операторы
- ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин
- Модификации
- Боевое применение Т-34-85
- Память о танке
- Танк в культуре
- Фильмы
- Игры
История создания Т-34-85
Разработка более мощной артсистемы началась в январе 1943 года. Через пять месяцев были готовы чертежи новой пушки, и в июне 85-мм орудия Д-5Т были отстреляны в металле. В то же время другие конструкторские бюро разрабатывали новые артиллерийские системы: С-53, С-50, ЛБ-85.
Для установки новой пушки на Т-34 пришлось делать новую башню. Проект башни с 85-мм системой типа установки взяли на себя конструкторское бюро завода «Красное Сормово», а также конструктор завода № 183. В результате было выпущено два проекта литой башни.
Этому заводу был отдан заказ на производство «тридцатьчетверок» с 85-мм артиллерийской системой.
В декабре 1943 года танк Т-34 с 85-мм артсистемой под индексом Т-34-85 был принят на вооружение Красной Армии. Основным изменением доработанной машины стала установка башни новой формы с удлинением погона.
С появлением увеличенной башни была устранена основная проблема Т-34-76, а именно теснота и невозможность добавления пятого члена экипажа. В башне монтировалась артиллерийская система Д-5Т калибром 85 мм, разработанная в КБ №9.
Компоновка танка
В целом Т-34-85 был идентичен прототипу, отличаясь лишь конфигурацией новой башни — она была шестигранной со скругленной передней частью и покатыми боковыми стенками. По сравнению с предыдущей моделью он имел большее внутреннее пространство, что было связано как со стремлением к общему повышению эргономики, так и с тем, что пистолет Д-5Т имел увеличенный размер казенной части, что затрудняло работу с ним.
Поэтому в итоге было решено оснастить машину стволом ЗИС-С-53 того же калибра, но более легким и компактным, что обеспечивало достаточно эффективную работу обслуживающих ее танкистов.
Хочу отметить, что конструкторы в попытке уменьшить вес башни немного сэкономили на горизонтальной броне, но общий вес Т-34-85 зашкаливал более чем на тридцать тонн, но это практически не повлияло на ходовые качества автомобиля.
Т-34-85 имел следующие ТТХ:
- Габариты – 8,1 (с пушкой)/3/2,7 м.
- Вес — 32 тонны.
- Бронирование — косое: 45-90мм; по горизонтали: 10-20 мм.
- Двигатель — 1×V2, 500 л.с. С.
- Скорость — 60 км/ч.
- Запас хода — 345 км.
- Вооружение — 1 × Д-5Т или ЗИС-С-53 — 85 мм, 2 × ДТ — 7,62 мм.
- Экипаж — 5 человек.
Всего было выпущено более 30 500 экземпляров.
Основные модификации Т-34-85
В годы Второй мировой войны советская танковая промышленность была в основном ориентирована на выпуск линейных танков, поэтому большая часть модификаций на базе Т-34-85 пришлась на послевоенный период.
Как правило, они предназначались для «подведения» машины к образцу первых послевоенных десятилетий, когда она еще была одной из самых распространенных в танковых войсках. Так, кроме базовой модели, были созданы:
- От-34-85 — огнеметный вариант.
- Т-34-85 с дизелем В-2-34М, новой радиостанцией и более совершенной триплексной оптикой.
- ПТ-34 — тральщик.
В 1960 году танки были оснащены новыми дизелями В-54 или В-55 мощностью 520 л.с., кроме этого, они получили некоторые элементы от ХЧ Т-55, новое радио- и электрооборудование, а также повышенный БК. Кроме того, на шасси «тридцатьчетверки» были изготовлены десятки самоходок и инженерных машин.
Конструкция танка
Катков было по 5 с каждой стороны (двойного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска на машине была индивидуальной, рессорного типа. Задние колеса вели, задние части гусениц зацеплялись установленными на них катками. Направляющие колеса были литыми и имели кривошипно-шатунный механизм для регулировки натяжения гусениц. Масса каждой гусеницы 1150 кг, ширина стыка 550 мм. Количество стальных траков составляло 72 штуки (36 гребневых и 36 безгребневых).
Силовой установкой машины служил 12-цилиндровый дизель В-2-34, развивавший максимальную мощность 500 л.с.
Топливные баки вмещали 545 литров дизеля марки ДТ, дополнительно устанавливались два подвесных топливных бака, объем которых составлял 90 литров каждый, при этом эти баки не подключались к системе питания двигателя. Два радиатора трубчатого типа, установленные под углом, обеспечивали охлаждение двигателя.
Очистка воздуха производилась воздухоочистителями «Циклон» в количестве 2-х единиц. Запуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом, хранившимся в 2-х баллонах (расположенных в БЩУ) или с помощью электростартера.
Трансмиссия включала в себя главный и бортовой фрикционы, коробку передач (с 5 передачами), бортовую передачу и тормоза. Электропроводка выполнена по однопроводной схеме (напряжением 12 и 24В). На танке применялось следующее электрооборудование: стартер, двигатель для привода механизма поворота башни, системы вентиляции, освещения, КИПиА и др. радиосвязь обеспечивалась с помощью радиостанции 9-РС (прием и передача), внутри танка экипаж использовал агрегаты ТПУ-3бисФ.
Первоначально производилась установка артиллерийской системы Д-5Т калибром 85 мм со спаренным пулеметом ДТ с боекомплектом 56 выстрелов к основному орудию и 1953 пулеметных патрона. Для наведения использовались панорама ПТК-5 и телескопический совместный прицел.
В башне разместилась новая командирская башенка с двумя открывающимися люками, оснащенная перископом МК-4 с круговым прицелом.
Броневая защита корпуса не изменилась и составила: порядка лба корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхний 60°, нижний 53°), броневая защита кормы машины 45 мм (верх 48°, низ 45°), бортовая броня 45 мм под углом 40°, бронезащита крыши 20 мм. Сам корпус был сварным, из катаных броневых листов.
В 1943 году были предприняты попытки увеличить броню Т-34 до 75 мм (вариант Т-43). Перед конструкторским бюро встал вопрос, насколько можно увеличить массу танка, чтобы не пострадала его маневренность. Установка новой пушки на проект Т-43 сильно увеличила вес танка, поэтому от идеи усиления бронезащиты пришлось отказаться.
Новая башня танка Т-34-85 имела неплохую броню: лоб башни имел броню 90 мм, бортовую броню 75 мм, бронезащиту задней башни 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.
Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Расположение экипажа в танке было следующим: наводчик (наводчик), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист — в корпусе машины.
Достоинства и недостатки
К достоинствам Т-34-85 можно отнести все те характеристики, которые в совокупности перекрывают весь список достоинств среднего танка. Среди них:
- высочайшая маневренность;
- большой запас хода;
- экономичный двигатель;
- достойная бронезащита;
- мощная пушка.
Полностью отражая эти характеристики, обновленный Т-34 показал значительно более высокую надежность по сравнению с исходной моделью. Учитывая простоту изготовления и отличную ремонтопригодность, его можно считать одним из самых совершенных проектов средних танков в мире.
Отдельные недостатки, в основном обусловленные напряженностью военного периода, в целом особо не сказались на высоком общем уровне боевых возможностей Т-34-85. Среди них специалисты отмечают слабую подвеску и недостаточно улучшенный обзор, а также отсутствие вращающегося места для опоры заряжающего, что затрудняло его действия в бою.
Танки Т-34-85 6-й гвардейской танковой армии на берегу Ляодунского залива, фото 22 августа 1945 г
Технические характеристики Т-34-85
Общая информация
- Классификация — средний танк;
- Боевая масса – 32,2 тонны;
- Планировка классическая;
- Экипаж – 5 человек;
- Год выпуска — 1943-1958;
- Годы эксплуатации — с 1944 по 1993 (официальная в СССР и РФ);
- Количество выпущенных – более 35 000 штук.
Размеры
- Длина корпуса — 6100 мм;
- Длина с пушкой вперед — 8100 мм;
- Ширина корпуса – 3000 мм;
- Высота — 2700 мм;
- Клиренс — 400 м.
Заказ
- Тип брони — сталь катаная гомогенная;
- Панели корпуса (верх и низ) — 45/60° мм/град;
- Борт корпуса (верх) — 45/40° мм/град;
- Борт корпуса (днище) — 45/0° мм/град;
- Корма корпуса (верхняя) – 45/48° мм/град;
- Корма корпуса (дно) — 45/45° мм/град;
- Низ — 20 мм;
- Крыша корпуса — 20 мм;
- Поддон башни — 90 мм;
- Маска орудия — 40 мм;
- Борт башни — 75/20° мм/град;
- Кормление башни — 52/10° мм/град;
- Крыша башни — 15-20 мм.
Вооружение
- Калибр и марка орудия — 85 мм ЗИС-С-53;
- Тип ружья — нарезной;
- Длина ствола – 54,6 калибра;
- Боекомплект пушки — 56-60;
- Углы ВН- 5…+22 градуса;
- Углы ГН — 360 градусов. (ручной поворотный механизм или электромеханический привод);
- Прицельные приспособления — шарнир телескопический ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
- Пулемет — 2×7,62 мм ДТ-29.
Мобильность
- Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
- Мощность двигателя — 500 л.с.;
- Скорость по шоссе – 55 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 250 км;
- Запас хода по пересеченной местности – 220 км;
- Удельная мощность – 15,6 л.с./ч;
- Тип подвески — подвеска Кристи;
- Удельное давление на грунт – 0,83 кг/см²;
- Преодолеваемый подъем — 30°;
- Преодолеваемая стена – 0,75 м;
- Преодолимый ров – 3,4 м;
- Преодолимый брод — 1,3 м.
Т-34-85 в послевоенное время
Производство последней серии «тридцатьчетверки» завершилось в 1946 году, ее заменил средний танк с индексом Т-44. В послевоенный период Т-34-85 оставался основным танком, в этом статусе он оставался до 1950 года. Поставки Т-44 в войска были в небольших количествах, а выпуск Т-54 был очень медленный.
По мере обновления бронетанкового парка Советского Союза Т-34-85 переходили в статус учебных и постепенно снимались с вооружения, а например, машины размещались в учебных частях Забайкальского и Дальневосточного округов, используемых до начала 1970-х гг.
После окончания войны Т-34-85 участвовал практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, на Кубе, в Афганистане и других. «Тридцатьчетверка» также принимала участие в военных конфликтах в Европе: венгерском восстании 1956 года, военных столкновениях между турками и киприотами на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-е годы.
Танти Т-34-85 во Вьетнаме
Т-34-85 состоял на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении государств Юго-Восточной Азии. Сегодня «тридцатьчетверки» продолжают нести военную службу в ряде государств (Вьетнам, Гвинея, Йемен, Северная Корея, Лаос, Куба и др.).
Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53
В начале 1944 года ГКО принял на вооружение Т-34 с 85-мм артсистемой ЗИС-С-53. Причиной отказа от пушки Д-5Т стали недостатки конструкции, например, часто выходил из строя подъёмный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 сошли с конвейера в марте 1944 года. Ряд конструктивных изменений претерпел и сам танк.
Выстрелы и снаряды к 85-мм пушке ЗИС-С-53.
- 1. Отстрелять УБР-365П снарядом БР-365П (Подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд типа «Катушка»).
- 2. Расстрелять УБР-365 снарядом БР-365 (Тупоголовый с баллистическим наконечником с локаторами слежения).
- 3. Стрельба из УБР-365К снарядом БР-365К (Точечно-трассирующий с локализаторами).
- 4. Выстрел УО-365К со снарядом О-365К (Осколочная цельнокорпусная граната с взрывателем КТМ)
Выстрел и гранаты к 85 мм пушке ЗИС-С-53.
- 1. Отстрелять УБР-365П снарядом БР-365П (Подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд типа «Катушка»).
- 2. Расстрелять УБР-365 снарядом БР-365 (Тупоголовый с баллистическим наконечником с локаторами слежения).
- 3. Стрельба из УБР-365К снарядом БР-365К (Точечно-трассирующий с локализаторами).
- 4. Стрелять УО-365К снарядом О-365К (Стальная осколочная граната с взрывателем КТМ).
Башню перенесли и установили у кормы башни, облегчив нахождение членов экипажа, радиостанцию сняли с корпуса и установили на башню, ПТК-5 демонтировали.
Также заменены на новые воздухоочистители «Мультициклон». В остальном конструкция не изменилась. В 1945 году двустворчатый люк в башне заменили на люк с одностворчатым открыванием.
Основные цели и задания
После смерти главного создателя Т-34 Михаила Кошкина конструкторское бюро, возглавляемое Александром Морозовым, продолжало совершенствовать Т-34 с первых лет войны. На основе этой идеи летом 1942 года началась разработка новой модели, в которую предстояло внести ряд существенных конструктивных изменений. Во-первых, это предусматривало замену типа подвески на торсионную и усиление бронезащиты. Новую версию советского среднего танка изначально планировалось назвать Т-43.
Несмотря на весьма привлекательные перспективы новой машины, доработка конструкции без потери ТТХ требовала времени, что, как стало ясно с началом Курской битвы, серьезно преумножило потери советских танков в противостоянии с немцами. «тигры» и «пантеры». Кроме того, запуск серии Т-43 неизбежно привел бы к сбоям в едва налаженном серийном производстве Т-34, и такое решение считалось неприемлемым.
Более рациональным хозяйством СССР представлялась глубокая модернизация Т-34, где следует максимально органично внедрить в конструкцию нововведения, предназначенные для Т-43. В конечном итоге этот подход воплотился в танке, получившем название Т-34-85, который стал прославленной и победоносной версией самого массового танка Великой Отечественной войны.
Жесткий и решительный выбор в пользу обновленного Т-34 вместо Т-43 был сделан по личной просьбе И.В.Сталина. По воспоминаниям главного конструктора танка А. А. Морозова, советский вождь по этому поводу приводил такое сравнение: «При пожаре насосы не рассчитаны, а вода транспортируется во всем, что можно для этого использовать».
Опытный танк Т-43-76
Читайте также: Танк Т-80 конструкция, технические характеристики, вооружение
Зарубежные операторы
В период противостояния антагонистических блоков СВД и НАТО Т-34-85 поставлялись в страны с социалистической направленностью, благодаря чему состояли на вооружении десятков армий мира.
Хочу обратить ваше внимание на то, что по сей день сотни «тридцатьчетверок» состоят на вооружении в некоторых странах третьего мира или находятся на хранении. При этом многие из них были модернизированы своими операторами, переоборудованы в САУ или инженерные машины.
ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин
Аналогами «тридцатьчетверок» с 85-мм артсистемой были немецкие «четверки» поздних модификаций (Pz Kpfw IVH, J) и американские Sherman. В то же время мощная пушка позволяла Т-34-85 бороться с более тяжелой бронетехникой Вермахта, чем его конкуренты.
Масса, т | 32 | 25 | 30,3 |
Длина и т д | 5920 | 5920 | 5893 |
Ширина и т д | 3000 | 2880 | 2616 |
Высота и т.д. | 2720 | 2680 | 2743 |
Клиренс и т.д. | 400 | 400 | 432 |
Эффект, л/с | 500 | 272 | 395 |
Максимальная скорость, км/ч | 52 | 40 | 42 |
Броневая защита корпуса (лоб, борта, корма) и т.д. |
45, 45, 45 | 80, 20, 30 | 51, 38, 38 |
Броневая защита башни (лоб, борта, корма) и т.д. |
90, 52, 75 | 50, 30, 30 | 76, 51, 51 |
Вооружение | 85-мм С-53, 2 пулемета | 75-мм KwK.40 L/48, 2 пулемета | 76,2-мм пушка М-1, 3 пулемета |
Скорость снаряда, м/с | 800 | 790 | 792 |
Бронепробиваемость (1500м), мм | 93 | 74 | 83 |
Т-34-85 практически по всем характеристикам превосходил аналогичные машины как Германии, так и стран-союзников. Несмотря на большую массу, благодаря более мощному двигателю «тридцатьчетверка» была заметно быстрее и маневреннее американских и немецких танков. Советский танк уступал только в бронезащите лба корпуса.
Советский средний танк Т-34-85 по многим параметрам превосходил своего предшественника Т-34-76. Простота производства и обслуживания, простота эксплуатации и маневренность — все это в сочетании с хорошим вооружением привело к успеху на поле боя и позволило стать самым массовым и одним из лучших танков Второй мировой войны.
Кроме того, высокие тактико-технические характеристики Т-34-85 способствовали использованию танка во многих мировых военных конфликтах, в которых он участвовал вплоть до 90-х годов XX века.
Модификации
- Т-34-85 1943 г. Мелкосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускался с января по март в связи с неудовлетворительным размещением орудия С-53 в штатной башне;
- Т-34-85. Основная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
- ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета у него был поршневой огнемет АТО-42;
- 1947 г. Т-34-85 с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
- 1960 г. Т-34-85 с двигателем В-54 или В-55 мощностью 520 л.с., переработанный интерьер, новое электронное оборудование, новая радиостанция, увеличенный боекомплект и ходовая часть от Т-55;
- ПТ-34 — танковый тральщик, созданный на базе Т-34 образца 1943 года.
Боевое применение Т-34-85
Новая «тридцатьчетверка» впервые выкатилась из сборочного цеха горьковского завода «Красное Сормово» в последний день 1943 года. Объем производства был небольшим, всего 80–100 машин в месяц. Только с марта 1944 года новая машина стала поступать на фронт в необходимых количествах. Основным поставщиком новеньких «тридцатьчетверок» стало предприятие «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Именно этот объект обеспечил фронт основной массой новых советских танков. В отдельные периоды 1944-45 годов с конвейера Нижнетагильского завода сходило до 700 автомобилей в месяц.
Горьковский завод «Красное Сормово» немного уступал по срокам выпуска новой машины. Горьковские танкостроители давали стране по 250-300 машин в месяц. Летом на требуемые объемы производства вышел и третий танкостроительный завод в Омске.
Интересный факт, учитывая объемы производства новых танков, следует учитывать стоимость готовой продукции. За счет серийного производства нижетагильская тридцатьчетверка вышла самой дешевой — 136 тысяч рублей. В Горьком новый танк уже обошелся казне в 173 тысячи рублей.
Официально производство нового танка велось до 1946 года. Однако объем выпускаемых деталей и узлов Т 34 85 был настолько велик, что советские заводы были вынуждены продолжить выпуск машин в следующем 1947 году. Это никоим образом не повлияло боеспособность советской армии, которая была вынуждена иметь крупные бронетанковые соединения в Восточной Европе.
В дальнейшем для оснащения вооруженных сил своих союзников СССР на лицензионных условиях передал техническую документацию Польше и Чехословакии. В этих странах «тридцатьчетверки» производились в 1950-х годах.
Несмотря на то, что новому танку удалось поучаствовать в боевых действиях лишь на завещательном этапе войны, вклад этой машины в разгром гитлеровской Германии, а после и Квантунской армии Императорской Японии трудно переоценить. Новые советские средние танки Т 34 85 массово применялись в ходе Балатонской оборонительной операции, в Восточно-Прусской операции и при штурме Берлина.
В компании самоходно-артиллерийских установок СУ 76, СУ 85 и СУ 100, с тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2 советский танк Т-34 с 85-мм пушкой чувствовал себя на поле боя более уверенно. Проблема прямого столкновения с тяжелыми немецкими танками была устранена применением других огневых средств. Главным противником советских танков на последнем этапе войны были немецкие 88-мм пушки и панцефаусты. Ни один танк того времени не мог похвастаться эффективной бронезащитой от воздействия этих противотанковых средств.
Советский танк Т 34 85, историю его применения и эксплуатации по праву можно назвать легендарным. Несмотря на то, что машина была изготовлена еще в 1943 году, танк прошел славный бой. Танку пришлось принять активное участие во многих боевых кампаниях и послевоенных конфликтах. Советские «тридцатьчетверки» воевали в Корейской войне 1950-53 годов, танк успешно воевал в составе армии АОИ во время Войны за независимость Израиля.
Помимо Советского Союза, Польши и Чехословакии, Т-34 с 85-мм орудиями составляли основу танкового парка армий стран Варшавского договора. Советские машины состояли на вооружении танковых частей Народно-освободительной армии Китая. Советский средний танк поставлялся в страны социалистического лагеря и режимы с просоветской направленностью. Для Кубы, Судана, Эфиопии, Вьетнама и Анголы эти танки стали символами борьбы за независимость. В армиях Египта, Сирии, Ливии, Сомали и Судана Т-34 был основным боевым танком.
Последний факт о боевом применении Т-34-85 был отмечен во время гражданской войны в Югославии, вспыхнувшей в 90-х годах XX века. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения вооруженных сил РФ лишь в 1997 году, более чем через полвека после принятия на вооружение.
Память о танке
Т-34-85 — один из самых массовых танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей только слышали о танке Т-34, во многих музеях есть копии Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во многих городах России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.
Танк в культуре
Танк Т-34-85 получил широкое отражение в культуре, и их часто заменяли более ранними Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.
Фильмы
Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Самые известные из них:
- Главный дизайнер. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка снимался Т-34-85;
- Падение Берлина;
- На войне как на войне;
- Эпический фильм «Освобождение»;
- Теплый снег;
- Вечный призыв;
- Четыре танка и собака (несмотря на то, что во время сериала экипаж сражается сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, Т-35-85 все время снимался в фильме с небольшими изменениями);
- Белый тигр;
- Спасите рядового Райана. Здесь нет упоминания Т-34-85, но именно эти танки, замаскированные под PzKpfw VI «Тигр», появились в бою».
Игры
Т-34-85 фигурирует в ряде игр о Второй мировой войне, таких как Red Orchestra: Ostfront 41-45, World War II, Sudden Strike 3: Arms for Victory и Sudden Strike: The Last Stand, «Call of Duty», « Блицкриг», а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».