Танк Шерман: американский м-4, вид изнутри, применение в красной армии, сколько было поставлено в СССР, история

Военная техника

История создания танка

США встретили начало Второй мировой войны, только начав производство среднего танка М2. Анализ боев в Польше показал, что танк совершенно не соответствовал реальным условиям войны, после чего заказ был сокращен, а произведенные танки переклассифицированы в учебные.

Танк М3 Ли

Для замены М2 в экстренной ситуации (даже опытные образцы не были изготовлены) был разработан танк М3 (впоследствии названный «Ли» и «Грант»). Это считалось временной мерой, и создание нового современного танка началось сразу же после завершения работ по «Ли”.

С целью сокращения сроков разработки и внедрения в производство танк был максимально унифицирован с М3.

В частности, двигатель, литье днища и подвеска были позаимствованы с минимальными изменениями.

В сентябре 1941 года был построен опытный образец с литым корпусом, получивший индекс Т6. От машин последующих серий он отличался наличием двух дополнительных пулеметов во лбу корпуса, а также наличием люка для экипажа в борту корпуса.

Серийное производство танков М4 началось зимой 1942 года. Первые танки были собраны на паровозостроительном заводе в Лиме и относились к серии М4А1. И эти первые танки были произведены для Великобритании.

T6 и «Баран»

Первый прототип появился через год: в сентябре 1941 года. Опытный танк был выпущен в одном экземпляре и получил наименование Т6. Все пожелания были учтены. В процессе изучения машина получила определенные доработки и изменения, после чего поступила в серию под названием М4. Интересно, что в это же время на базе М3 был создан канадский вариант среднего танка, получивший название «Ram» («Таран»).

Было построено почти 2000 «Барановых», но все они использовались только в учебных целях или служили базой для других машин, так как было очевидно, что они не могут конкурировать с немецкими танками на поле боя. Одним из главных недостатков было слабое орудие: 40-мм на первых танках и 57-мм на последующих.

Конструкция

«Шерман» имеет следующую компоновку: коробка передач находится в передней части корпуса, двигатель — в корме. Боевая комната и башня расположены между ними, почти посередине. Высота редуктора и необходимость размещения в корпусе радиального двигателя определили размеры танка — он получился высоким.

Все модификации «Шермана», кроме М4А1, имели сварной корпус из катаной брони.

На М4А1 корпус был литым. Общим для всех вариантов была нижняя лобовая часть корпуса, выполнявшая также функцию кожуха шасси. Верхний броневой лист имел толщину 51 мм и устанавливался с наклоном 56 градусов (позднее — 47 градусов). Борта вертикальные, толщиной 38 мм, такую ​​же толщину имеет кормовая броня.

Толщина лба литой башни 76 мм (при наклоне 60 градусов), бортов и кормы 51 мм. Ранние башни имели по одному люку — для командира и наводчика позже добавили грузовой люк. Башня имела электрогидравлический или электрический привод механизма поворота.

Шерман дизайн

В случае выхода из строя механизма его можно было провернуть вручную.

Башня «длинноствольных» «Шерманов» отличалась толщиной брони — 64 мм по кругу.

Вооружение

Первоначальным вооружением «Шермана» была 75-мм пушка М3. Это орудие было развитием французского полевого орудия образца 1897 года, принятого на вооружение США. В варианте М2 орудие устанавливалось на ранние танки М3, тогда как более поздние «Лисы» и «Шерманы» получили М3 с увеличенной до 40 калибров длиной ствола.

Бронепробиваемость орудия цельнолитым снарядом М72 достигала 110 мм, несколько хуже пробивал броню каморный снаряд М61 — до 90 мм. Однако в начальный период войны этого было достаточно для борьбы с любыми танками противника.

Трехдюймовая пушка М1 была разработана в 1942 году, когда возможностей короткоствольной М3 стало недостаточно, а более мощная пушка М7 Шермана оказалась слишком тяжелой.

«Длинноствольные» Шерманы пошли в бой в 1944 году. Пробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда М62 превышала 120 мм, чего уже не хватало для борьбы с наиболее тяжелобронированной немецкой техникой. А вот подкалиберный снаряд М93 на коротких дистанциях пробивал свыше 200 мм.

Интересно, что производство «Шерманов» не остановилось на орудии М3 — более раннее орудие имело более мощный осколочно-фугасный снаряд, что было критически важно для американской танковой доктрины. В ее рамках основной задачей танков была поддержка пехоты, с которой хуже справлялись «длинноствольные» Шерманы.

Шерман вооружение

Более двух тысяч «Шерманов» модификаций М4А1 и М4А4, поставленных в Великобританию, были вооружены 17-фунтовой 76,2-мм пушкой. Эти машины получили название Firefly. Из «семнадцатифунтовки» выпускался сплошной бронебойный снаряд, пробивший броню толщиной до 157 миллиметров, что делало «Светлячок» способным бороться со всеми немецкими танками.

Курсовой пулемет с «Светлячков» убрали для увеличения боекомплекта пушки. Это привело к сокращению экипажа до четырех человек. Стабилизатор орудия был демонтирован.

Гигантский танк Шерман

Некоторые «Шерманы» серий M4 и M4A3 были вооружены 105-мм гаубицей M4. Они должны были стать «штурмовыми орудиями» для непосредственной поддержки пехоты. В противотанковых целях гаубицы «Шерманов» использовать не предполагалось, но тем не менее в боекомплект входил кумулятивный снаряд М67, пробивший до 130 мм брони.

Были у таких машин и некоторые конструктивные отличия — пушка не имела стабилизатора, была усилена лобовая броня.

Дополнительным вооружением, по меркам того времени, были курсовой пулемет, смонтированный в противопульной маске в лобовом листе, и спаренный с пушкой пулемет.

В обоих случаях использовался пулемет «Браунинг» модели М1919А4. Калибр – 7,62 мм (.30-06). Наводчик-радист вёл огонь из курсового пулемёта, а наводчик из спаренного пулемёта, используя электроспуск.

Над командирским люком в башне находился 12,7-мм пулемет М2НВ, пригодный для зенитной установки. Оснащение танка крупнокалиберным зенитным пулеметом было новшеством по тем временам, и только к концу войны его стали применять повсеместно.

С 1943 года на все «Шерманы» ставили миномет для постановки дымовых завес.

Размещение экипажа и оборудование танка

Экипаж из пяти человек размещался в танке следующим образом: места механика-водителя и его помощника (он же стрелок-радист) по обеим сторонам коробки с коробкой передач. Каждый имел люк со смотровым перископом, располагавшийся на краю лобовой секции или в крыше перед башней. Наводчик и командир танка сидят друг за другом в правой половине башни, а заряжающий занимает левую.

Экипаж Шермана

На линейных «Шерманах» устанавливалась УКВ-радиостанция, располагавшаяся в задней нише башни. Ее антенна была выведена на крышу башни. Командирские танки также имели коротковолновую радиостанцию ​​в правой надгусеничной полке с антенной, выведенной через лобовой броневой лист.

Бронетелефон входил в состав штатной радиостанции, также мог дополнительно устанавливаться телефон для связи с сопровождающим пехотным танком.
Для движения в сложных метеоусловиях танк был оборудован гирокомпасом.

Танк с 75-мм пушкой оснащался тройным оптическим прицелом М55 и резервным прицелом М38А1, встроенным в перископ наводчика.

Танки-гаубицы вместо прицела М38А1 имели модель М77С. «Длинноствольные» М4 оснащались прицелами М51 и М47А2.

Позднее их заменил универсальный перископ М10, в который были встроены два бинокулярных прицела — шестикратный и без увеличения. Этот блок заменил всю предыдущую линейку прицелов. Для стрельбы с закрытых позиций использовался индикатор углов наведения орудия. Пушки М3 и М1 имели гироскопический стабилизатор.

Двигатель и трансмиссия

Разные версии Шермана имели разные двигатели. Радиальный двигатель R975 устанавливался на M4 и M4A1. М4А2 получил силовую установку из двух спаренных двухтактных дизелей ГМ 6-71. M4A3 был оснащен восьмицилиндровым бензиновым двигателем Ford GAA (разработан как авиационный двигатель, но нашел применение только в бронетехнике).

В удлиненном корпусе танка М4А4 монтировалась конструкция из пяти шестицилиндровых автомобильных двигателей производства Chrysler. Наконец, ограниченная серия M4A6 имела радиальный дизельный двигатель Caterpillar. Мощность двигателей варьировалась от 350 до 500 л.с.

В отличие от многообразия двигателей, коробка передач для Шермана была всего одна – пятиступенчатая механическая, с синхронизаторами.

Трансмиссия располагалась в носовой части корпуса, а ее наружный корпус из броневой стали служил одновременно и нижней передней частью.

Такое расположение редуктора обеспечивало лучшую развесовку, повышенную ремонтопригодность, а при ударе узлы могли защитить членов экипажа от поражения. Минусом была повышенная уязвимость самой трансмиссии, которую можно было вывести из строя осколками вторичной брони даже без ее пробития.

Ходовая часть

Подвеска танка в целом аналогична применяемой на танках М3, с тремя двухкатковыми тележками. Каждая из кареток имеет две вертикальные пружины. В ходе боевого применения выявились недостатки такой подвески — на мягком покрытии падала проходимость танка, был невысокий срок службы устройств.

В результате в конце войны в производство была запущена подвеска с горизонтальными рессорами и двойными обрезиненными катками.

Ранняя подвеска обозначалась как ВВСС, позже — ХВСС.

Танк «Генерал Шерман»

Сразу отметим, что в Красной Армии этот танк, как правило, не называли «Шерманом». В документах чаще упоминается только модификация. В СССР по ленд-лизу в основном поставлялись танки М4А2, имевшие следующие характеристики — масса превышала 30 тонн, максимальная скорость по шоссе составляла 48 км/ч, экипаж состоял из 5 человек. Основным вооружением была 75-мм пушка с длиной ствола 37,5 калибра, способная поражать средние и легкие немецкие танки.

Боекомплект состоял из 97 выстрелов. Пулеметное вооружение включало два 762-мм и один 12,7-мм зенитный пулемет. Броневая защита «Шермана» соответствовала требованиям 1942 года, но бурное развитие немецких противотанковых средств вынуждало постоянно усиливать броню танка, что, естественно, не могло быть бесконечным. Кроме того, уже в 1943 году было ясно, что броня все меньше спасает на поле боя, а модернизация и установка более мощного вооружения перспективны.

Так появился M4A2(76)W, который мог бороться практически со всеми немецкими танками. Эта модификация имела 76-мм пушку, снаряд пробивал броню немецкого «тигра» на значительном расстоянии, что для Т-34/85 было затруднительно.

Бронебойный снаряд советской 85-мм танковой пушки в силу особенностей производства уступал снарядам 76-мм пушки М4А2(76)W по бронепробиваемости на больших дистанциях. В то же время наладить серийное производство бронебойных снарядов более высокого качества без смены станочного парка на предприятиях СССР оказалось невозможным.

4.jpg

Герой Советского Союза Д. Ф. Лоза 1922−2001. (Пинтерест)

Войсковые поставки танков М4А2 в Советский Союз начались в конце 1942 г., но осуществлялись крайне нерегулярно, в связи с трудностями доставки (северные конвои, южный маршрут через Иран и поставки через Дальний Восток) и реальными военными. -политическая ситуация, когда в первую очередь нуждалась собственная американская армия и английские союзники. Какова доля танков М4А2 различных модификаций среди бронетехники, поступившей в СССР по программе ленд-лиза?

Всего в СССР прибыло 10 395 американских, британских и канадских танков с учетом потерь при транспортировке, из них 4065 «Шерманов». В Красной Армии появились целые соединения, оснащенные М4А2, что облегчало обслуживание и ремонт танков. Так, 1-й мехкорпус 2-й гвардейской танковой армии на 23 января 1945 г имел на вооружении 136 М4А2 и ни одного Т-34.

При этом на вооружении 9-го гвардейского танкового корпуса той же армии на тот момент находилось 142 Т-34, а «Шерманов» не было вообще. В некоторых случаях это может быть смешанный состав. Например, 8-й гвардейский танковый корпус по списку на 16 июля 1944 года имел 76 Т-34 и 140 М4А2.

В целом, в отличие от большинства других танков, поставленных по ленд-лизу, М4А2 получил в Красной Армии положительную оценку. Помимо вместительного боевого отделения преимуществом танка было наличие мощных радиостанций, что позволяло обеспечивать связь и управление танковыми подразделениями. К недостаткам М4А2 можно отнести довольно значительную высоту танка, делавшую его более заметной целью для противника, проблемы с применением в сложных климатических условиях, а также низкое качество брони первых машин.

Специальные танки, САУ и БРЭМ

На базе танка серии А3 создан штурмовой танк M4A3E2 Jumbo. К лобовому листу и верхней части борта были приварены дополнительные бронелисты толщиной 38 мм, усилен кожух шасси. Jumbo не предназначался для танкового боя, он нес пушку M3, но позже некоторые танки были оснащены длинноствольной M1 и использовались в качестве сканеров тяжелых танков.

M4A3E2_Sherman_Jumbo

На крыше башни некоторых танков устанавливалась РСЗО Calliope — 60 направляющих для пуска 114-мм ракет М8. Существовало несколько вариантов огнемета «Шерман”.

«Шерманы», оснащенные минными тралами и бульдозерными ножами, использовались в инженерных частях. Амфибийная модификация ДД использовалась для форсирования рек.
На базе «Шермана» строились «истребители танков» — высокомобильные легкие бронированные машины с открытой башней. К ним относятся М10 с 76-мм пушкой и М36 с 90-мм пушкой.

Самоходки М7 оснащались 105-мм гаубицей в открытой рубке, а пушки калибром до 203 мм устанавливались на специальном шасси с открытой платформой.

Для ремонтно-эвакуационных работ были созданы машины М32 и его модернизированная версия М74. Они были оснащены краном, лебедками и бульдозерным отвалом. М32 без эвакуационного оборудования служил артиллерийским тягачом.

Танки с какими двигателями поставлялись в нашу страну?

Официально считается, что только эта модель поставлялась в СССР по ленд-лизу. Но некоторые советские танкисты, описывая танк М4 «Шерман», говорили, что «он загорелся, как спичка». Часто встречаются также упоминания о бензиновых двигателях. Все это говорит о том, что М4 или М4А1 тоже поставлялись в Советский Союз.

Кроме того, можно предположить, что некоторое количество бензиновых «Шерманов» попало в нашу страну из Англии, куда США поставляли как дизельные, так и бензиновые модификации (британские войска в равной степени снабжались бензином и дизелем). Сами американцы в основном использовали бензиновые модификации. Единственным исключением были морские пехотинцы, у которых был неограниченный запас судового дизеля.

Собственно поэтому дизельный Шерман был так популярен в нашей стране. Танк в СССР (как и в США) примерно до 30-х годов считался вспомогательным устройством, расходным материалом. Когда требовалось что-то более серьезное, оказалось, что бензина для танковых полчищ просто не хватило. Пришлось использовать дизель, который в те годы считался отходом нефтепереработки.

Самой «продвинутой» моделью стал М4А3. Специально для нее был разработан V-образный восьмицилиндровый двигатель Ford GAA. Его мощность составляла 500 лошадиных сил. Самой сложной и громоздкой конструкцией был М4А4: танк приводили в движение пять автомобильных двигателей (обычных, серийных). Только представьте, что и как думали в случае поломки горе-механики, вынужденные чинить это чудо инженерной мысли.

Послевоенные варианты

После войны страны, которые не могли позволить себе новейшие танки, пытались повысить эффективность «Шермана» с помощью модернизаций.

В Израиле «Шерманы» прошли первое перевооружение в 1956 году. Им был присвоен индекс М50. Три сотни таких танков получили французскую 75-мм пушку. В ходе очередной модернизации, в 1962 году, израильский М4А1 был оснащен дизелем Cummins VT8-460, орудие было заменено на 105-мм орудие и получило наименование М51. В 1970-х часть машин была передана в Чили, где они прослужили до 90-х годов.

Шерман Египетский и Израильский

Египетские «Шерманы» были М4А4, с дизелем от М4А2. Вместо «родной» башни установили качающуюся от легкого танка АМХ-13. В башне устанавливалась 75-мм пушка и автомат заряжания.

Двигатель и трансмиссия

Танк Шерман

Как уже было сказано, танк получил большую высоту корпуса за счет вертикальной установки радиального авиадвигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Кроме него Шерман получил еще 4 варианта силовой установки, в итоге появилось 6 модификаций.

М4 и М4А1 получили описанный выше двигатель, а вариант М4А2, использовавшийся в СССР по ленд-лизу, должен был установить пару шестицилиндровых двигателей GM 6046 мощностью 375 л.с мед., так как в советских войсках используется к использованию дизельного топлива.

М4А3 получил мощный V8Ford GAA, развивавший 500 л.с., а М4А4 интересную силовую установку Chrysler A57 multibank мощностью 470 л.с., собранную из 5 автомобильных бензиновых двигателей L6 и вынудившую разработчиков удлинить кузов.

Последним вариантом был M4A6 с дизельным двигателем Caterpillar RD1820 мощностью 450 л.с., но заказ на него вскоре был аннулирован, так как дизель характеризовался плохими характеристиками.

Для прогрева двигателя и зарядки аккумулятора на «Шерман» устанавливалась дополнительная одноцилиндровая силовая установка, что позволяло делать это без запуска основного двигателя.

Передняя трансмиссия дополнительно защищала экипаж, но в случае пробития могла обжечься горячим маслом и повышала риск обездвиживания даже без пробития.

На танк устанавливалась механическая пятиступенчатая коробка передач с реверсом, а повороты выполнялись двумя раздельными тормозами, управляемыми серво-рычагами.

Крутящий момент передавался посредством карданного вала и двойного дифференциала Cletrac.

Трансмиссия особых изменений не претерпела, разве что кожух был полностью отлит, а управление стояночным тормозом было изменено с ручного на ножной.

Размещение экипажа и оборудование танка

Жилые помещения экипажа и оборудование танка
0 Экипаж из пяти человек размещался в танке следующим образом: места механика-водителя и его помощника (он же стрелок-радист) по обеим сторонам коробки с коробкой передач. Каждый имел люк со смотровым перископом, располагавшийся на краю лобовой секции или в крыше перед башней. Наводчик и командир танка сидят друг за другом в правой половине башни, а заряжающий занимает левую. Одна из легенд Второй мировой войны: танк
0 На линейных Шерманах устанавливалась УКВ радиостанция, располагавшаяся в задней нише башни. Ее антенна была выведена на крышу башни. Командирские танки также имели коротковолновую радиостанцию ​​в правом крыле с антенной, выведенной через лобовой броневой лист.

Бронетелефон входил в состав штатной радиостанции, также мог дополнительно устанавливаться телефон для связи с сопровождающим пехотным танком.

Для движения в сложных метеоусловиях танк был оборудован гирокомпасом. Одна из легенд Второй мировой войны: танк
0Одна из легенд Второй мировой войны: танк
0Одна из легенд Второй мировой войны: танк
0 Танк с 75-мм пушкой был оборудован тройным оптическим прицелом М55 и запасным прицелом М38А1, встроенным в перископ наводчика.

Танки-гаубицы вместо прицела М38А1 имели модель М77С. «Длинноствольные» М4 оснащались прицелами М51 и М47А2.

Позднее им на смену пришел универсальный перископ М10, оснащенный двумя бинокулярными прицелами — шестикратным и без увеличения. Этот блок заменил всю предыдущую линейку прицелов. Для стрельбы с закрытых позиций использовался индикатор углов наведения орудия. Пушки М3 и М1 имели гироскопический стабилизатор. Одна из легенд Второй мировой войны: танк
Читайте также: ЗИЛ-114 история советского лимузина характеристики фотографии

Верный союзник

С осени 1942 года, когда танки «Шерман» стали поступать на вооружение Советской армии, они участвовали практически во всех крупных сражениях на советско-германском фронте, в том числе и в Курской битве. Всего за время войны было выпущено более 49 тысяч танков «Шерман» различных модификаций. Можно сказать, что это одна из самых массовых бронемашин в мире.

К сожалению, наш Шерман не успел проявить себя на поле боя, и затонул всего за пару месяцев до окончания войны. Тем не менее, эта машина, наряду с другими «бронированными ветеранами», является символом времени. Сейчас он находится в музее ВВС Северного флота и ждет за кулисами, чтобы снова по традиции принять участие в ежегодном Параде Победы в Мурманске.

Отличия моделей

Несмотря на такое разнообразие, эти модели практически не отличались друг от друга (разве что форма башни была превосходной). Исключением является М4А1, который резко выделялся на фоне других своим литым корпусом. Размещение агрегатов, орудия и ходовой части на всех «Шерманах» было абсолютно одинаковым. Следует отметить, что американские машины существенно отличались от своих советских и немецких аналогов тем, что оснащались комплектами накладной брони.

Танки первой серии имели смотровые щели в лобовом листе. Только после этого они были полностью закрыты кожухами и установлены перископы. Затем существенно изменился наклон лобовой брони: был 47° и стал 56°. Именно по этой причине машина в игре World of Tanks имеет средние характеристики. «Шерман» там во многом соответствует Т-34. Впрочем, это правда (судя по отзывам ветеранов).

Поставки по ленд-лизу и боевое применение

Британские войска получили из выпущенных «Шерманов» 17 181 танк. «Шерманы» были достроены по британским стандартам и получили новые обозначения. Изменения включали, например, замену раций на британские, установку дымового миномета и дополнительных систем пожаротушения.

Впервые британские «Шерманы» пошли в бой в Африке в середине 1942 года.

В составе британских войск они принимали участие в битве при Эль-Аламейне и, по мнению британцев, внесли значительный вклад в победу. В конце того же года в Тунисе появились американские «Шерманы». Африканская кампания доказала высокие боевые возможности М4, но после появления в Тунисе немецких танков «Тигр» стало очевидно недостаточное вооружение танка.

С 1943 года в СССР поставлены дизельные М4А2, в количестве 4065 штук.

Танки в Красной Армии ценились — экипажи хвалили удобство эксплуатации, качество приборов и связи. Низкий уровень шума Шерманов сделал их подходящими для скрытных атак. При этом были обнаружены недостаточная проходимость в зимних условиях и склонность к опрокидыванию из-за высокого центра тяжести.

В Советском Союзе первые Шерманы приняли участие в Курской битве. Правда, в то время таких мыслей было немного. Но с 1944 года количество поступающих Шерманов позволяло создавать из них даже отдельные корпуса. Советские М4А2 участвовали во всех последующих сражениях войны, включая разгром Квантунской армии.

Отложения земли Шермана

В Европе «Шерманы» появились во время высадки десанта на Сицилии. А ко вторжению в Нормандию уже были подготовлены модификации с улучшенным вооружением. Но в ходе первых боев танкам М4 не удалось реализовать (в силу специфических природных условий) свое преимущество в подвижности, и танкисты понесли большие потери.

Ситуация изменилась только после того, как союзные войска вошли в операционную. Также в ходе боев стала очевидна недостаточная приспособленность «Шермана» к городскому бою. Но к этому времени танк уже считался устаревшим, и эту проблему должны были решить новые танки.

На Тихоокеанском ТВД «Шерманы» редко сталкивались с японскими танками. Танков противника было слишком мало и они были плохо вооружены, чтобы быть эффективной силой. Характер боя позволил в полной мере раскрыть все сильные стороны американского танка, а также его ракетной и огнеметной модификаций.

К началу Корейской войны «Шерманы» уже считались устаревшими, но только «Шерманы» могли быть быстро переброшены на фронт из Японии.

А позже выяснилось, что более мощный и современный М26 в корейских горах имеет недостаточную подвижность. Так что «Шерман» оставался самым важным американским танком в той войне. В боях с Т-34-85 оба танка оказывались примерно равными противниками, и зачастую исход боя решала лучшая подготовка американских танкистов.

Во время Суэцкого кризиса модернизированные египетские «Шерманы» столкнулись с модернизированными израильскими. В результате большая часть египетской техники была либо уничтожена, либо захвачена израильтянами.

Танк Шерман в Корее

В войне 1967 года израильские «Шерманы» применялись на второстепенных направлениях, но успели проявить себя и там, уничтожив, например, колонну египетских Т-54.
Обе стороны использовали «Шерманы» в качестве машин второй линии в индо-пакистанских войнах. По некоторым данным, «Шерманы» использовались в Югославии в 1990-е годы, но точных подтверждений этому нет.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены характеристики «ранних» и «поздних» Шерманов в сравнении с ближайшими аналогами.

М4А1 M4A3(76)W ХВСС Т-34 обр. 1942 г Т-34-85 обр. 1944 г Pz.KpfW.IV Ausf.H
Размеры
Длина с пушкой, м 5,84 7,54 6,62 8.10 7.02
Ширина, м 2,62 3:00 утра 3:00 утра 3:00 утра 2,88
Высота, м 2,74 2,97 2,52 2,72 2,68
Боевая масса, т 30,3 33,6 30,9 32,0 25,7
Бронирование и т.д.
Пан на корпусе 51/56° 64/47° 45/60 ° 45/60 ° 80
Борта корпуса и корма 38 38 45-40 / 40° 45-40 / 40° 300-20
Лоб башни 76 64…89 53 90 50
Борта и корма башни 51 51 53 52-75 30
Вооружение
Пистолет 75мм М3 76мм М1 1 × 76мм Ф-34 1 × 85мм С-53 75-мм KwK.40 L/48
Пулемет 1 х 12,7 мм М2НВ, 2 х 7,62 мм М1919А4 1 х 12,7 мм М2НВ, 2 х 7,62 мм М1919А4 2 × 7,62-мм ДТ 2 × 7,62-мм ДТ 2 × 7,92-мм МГ-34
Боеприпасы, выстрелы/патроны 90 / 300 + 4750 71 / 600 + 6250 77/2898 60/1890 87 / 3150
Мобильность
Двигатель Бензиновый 9-цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C1, 350 л.с. Мед. Бензиновый 8-цилиндровый V-образный «Форд» GAA, 450 л.с. Мед. 12 цилиндров. V-образный дизель В-2, 500 л.с. 12 цилиндров. V-образный дизель В-2, 500 л.с. Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л.с. Мед.
Максимальная скорость по трассе, км/ч 39 42 54 54 38
Запас хода по трассе, км 190 160 300 300 210

Следует отметить, что приведенная в таблице модификация танка Pz.IV является «промежуточной» между ранней и поздней. Но от более ранних Т-4 он отличался в основном оптимизированной конструкцией без изменения основных характеристик, а в более поздних сериях изменения сводились к упрощению и удешевлению. Так что Шерман явно не уступал своему главному сопернику, а если бы смог встретиться с ним в 1941 году, то и превзошел бы его.

Ходовая часть

Шасси
0 Ходовая часть танка в целом аналогична применяемой на танках М3, с тремя двухкатковыми тележками. Каждая из кареток имеет две вертикальные пружины. В ходе боевого применения выявились недостатки такой подвески — на мягком покрытии падала проходимость танка, был невысокий срок службы устройств.

В результате в конце войны в производство была запущена подвеска с горизонтальными рессорами и двойными обрезиненными катками.

Ранняя подвеска обозначалась как ВВСС, позже — ХВСС. Одна из легенд Второй мировой войны: танк

Оценка машины

Вооружение «Шермана» на момент его появления можно признать «адекватным». 75-мм пушка М3 по своим характеристикам не уступала советским орудиям Ф-34 и ЗиС-5, что позволяло бороться со всеми средними танками противника. Появление танков Pz.IV с улучшенным бронированием, а также «Тигров» и «Пантер» сделало его малоэффективным.

Танк Шерман в галерее Ирака

76-мм пушка М1 лишь немного уступала советской 85-мм пушке Д-5 по бронепробиваемости, даже превосходя ее при использовании подкалиберного снаряда. Такие «Шерманы» могли бороться даже с тяжелыми танками противника. Основным недостатком орудия была малая мощность осколочно-фугасного снаряда. Из-за высокой начальной скорости пришлось увеличить толщину стенки снаряда, при этом массу заряда взрывчатого вещества свести к минимуму.

В целом вооружение М4 соответствовало современным средним танкам, а по эффективности даже превосходило их за счет качественной оптики и наличия стабилизатора.

При рассмотрении безопасности «Шермана» следует помнить, что в годы его разработки типовым вооружением большинства танков были пушки калибра 40–45 мм.

А в распоряжении пехоты были только противотанковые орудия и крупнокалиберные пулеметы. По сравнению с Т-34 Шерман уступал ему по толщине бортов, лишенных наклона. А вот борта даже поздних версий немецкого Pz.IV имели толщину меньше, чем у М4.

Лобовая броня «Шермана», по результатам немецких испытаний, при небольшом изгибе корпуса могла выдерживать попадания 88-мм орудия «Тигра». М4А4Е2 с улучшенной бронезащитой, конечно, превосходил своих конкурентов, но таких танков было немного.

Ранние «Шерманы» с боеукладками, расположенными в надгусеничных полках, страдали от детонации боеприпасов при пробитии корпуса. Этот недостаток был исправлен размещением боеукладки на полу корпуса в ящиках с водяной рубашкой (так называемая «мокрая» боеукладка).

Схема Шермана

Тактическая и стратегическая мобильность «Шермана» была высоко оценена. Танк, благодаря малым габаритам, легко грузился на любой вид транспорта, в том числе и на железнодорожный. При движении своим ходом ресурс двигателя позволял преодолевать большие расстояния, обрезиненные гусеницы не ломали дороги, а конструкция подвески давала экипажу некоторый комфорт.

У «Шермана» была хорошая скорость, хорошая маневренность, которая несколько ограничивалась невозможностью разворота на месте. На танках серии Е2 применялись разные передаточные числа для сохранения подвижности при повышенной массе.

Вооружение

Танк Шерман

Основным орудием танков первой серии была 75-мм пушка М3 L/37,5, установленная на М3, чуть позже, в октябре 1942 г., были установлены усовершенствованная маска орудия, спаренный пулемет и оптический прицел наводчика. Шерман.

Оружие имело несколько интересных особенностей, а именно вертикальную стабилизацию с помощью гироскопа, 90-градусную артустановку для управления затвором в горизонтальной, а не вертикальной плоскости, и широкие углы наведения от -10° до +25°.

В целом по эффективности такая пушка была примерно эквивалентна Ф-34, установленной на советский Т-34, и была способна поражать все ранние немецкие машины, лишь поздние версии PzKpfW VI были относительно защищены от нее.

Позднее, с появлением среднего танка «Пантера» и тяжелого «Тигра», потребовалась установка длинноствольной нарезной пушки М1 калибром 76,2 мм и длиной ствола 55 калибров. Также она получила больше вариантов, например, с резьбой для съемного дульного тормоза, со смещенными выступами или измененными нарезами.

На «Шерманы» британская армия установила свои 17-фунтовые орудия MkIV, которые не требовали модификации башни.

Американские танки, использовавшиеся для артиллерийской поддержки пехоты, получили нарезную 105-мм гаубицу М4 и лишились стабилизатора из-за плохой балансировки вооружения.

Боекомплект разных орудий сильно различался, например у М3 он составлял 90 снарядов, у MkIV 77, у гаубицы М4 66.

В качестве вспомогательного вооружения на «Шерман» устанавливалось несколько пулеметов.

Наводчик имел пушку М1919А4 калибра 7,62 мм вместе с электроспуском, такой же наводчик-радист устанавливался в шаровой установке на ВЛД, их общий боекомплект составлял 4750 выстрелов.

На командирском люке находилась турель с 12,7-мм зенитным пулеметом М2Н и боезапасом в 300 патронов.

В июне 1943 года «Шерман» получил 51-мм дымовой миномет М3 на крыше башни слева с казенной частью под броней и управляемый заряжающим.

Рождение знаменитого «Шермана»

В феврале 1942 года началось серийное производство танков М4. Они производились на нескольких заводах, в том числе Generals Motors, Ford и Chrysler. Впоследствии появились различные модификации танков, а всего было построено почти 50 000 «Шерманов», кстати, название «Шерман» машины получили в честь Уильяма Шермана, генерала времен Гражданской войны, воевавшего на стороне Севера. Также новые танки изначально почему-то прозвали англичане.

Надежность

Высокая культура производства американских заводов дала Шерманам высокое качество изготовления и очень хорошую надежность. Танковые агрегаты не требовали частой регулировки. Ремонтопригодность танка заслуживает наивысших похвал. Советские танки в этом плане тоже уступали «Шерману.

Из-за низкой культуры производства и технологического оснащения допуски были такими, что узлы приходилось подгонять вручную.

Оборотной стороной была точность танков относительно уровня квалификации обслуживающего персонала.

Аналоги танка

Советский аналог Т-34 несколько превосходил «Шерман» по эффективности бортовой брони, был примерно таким же по вооружению и значительно проигрывал по комфорту экипажа.

Т-34

Более поздний Т-34-85 имел мощный осколочно-фугасный снаряд (отсутствие которого вынуждало производить «короткоствольные Шерманы»), а его эффективность повышалась за счет разделения задач наводчика и командира . Стоит отметить, что у «горючего» Шермана топливные баки располагались в моторном отделении, а у Т-34 — в боевом отделении.

Основным немецким аналогом М4 был Pz.IV.

Ранние модели уступали «Шерману» по всем параметрам, но к середине войны сравнялись по вооружению и бронезащите. В то же время поздние «Пантеры» (Pz.V (Т-5)) отличались низким качеством сборки.

Хотя «Пантера» превосходила «Шерман» и по вооружению (при том же калибре орудия), и по толщине брони. Главным его недостатком была низкая надежность.
В британской армии было два танка собственной конструкции, примерно похожих на «Шерман». Первый — «Кромвель», вступивший в бой в 1944 году. Его 57-мм пушка уступала американским орудиям, а также была менее защищена.

Второй танк — «Комета», вооруженный укороченной версией 17-фунтовой пушки. По огневой мощи он примерно равнялся американским «Шерманам» (но несколько уступал «Файрфлаям»), имел аналогичную защиту и большую подвижность за счет мощного двигателя.

Танк «Шерман» стал настоящим триумфом американской промышленности. Не имея большого опыта в танкостроении, американцы не только смогли в кратчайшие сроки разработать танк с удачной и продуманной конструкцией — они запустили его в серийное производство, сохранив при этом высокое качество изготовления и отделки. А модернизационный потенциал «Шермана» позволял ему успешно противостоять более современным танкам.

Система «Старт-стоп»

Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34

За рулем

Интересно, что М4 Шерман заводится с кнопки, как и многие современные автомобили. Вам просто нужно включить землю и нажать кнопку запуска, назовем это так. Это впечатляет. Мы, российские автолюбители, только лет десять как привыкли, что это может быть кнопка вместо замка зажигания. Что уж говорить о военной технике. Садишься к нам в машину, подкачиваешь масло, а потом приходится заводить либо от воздуха, либо от аккумулятора, либо комбинированным способом. Сделать это без определенных знаний и навыков не получится. А тут все просто. Подойдет даже человек, который до этого танк видел только по телевизору.

Машина сегодня не только ездит, но и стреляет. Правда, не боевые, а градовые снаряды. Как и наш Т-34, пушка М4 «Шерман» в ходе войны была модифицирована: первые танки получили 75-мм орудие М3, более поздние модели оснащались 76-мм пушкой М1 с улучшенными противотанковыми свойствами. Некоторые машины были вооружены 105-мм гаубицей M4, которая представляла собой модифицированную гаубицу M2A1 для использования в танках. Их основным назначением была непосредственная огневая поддержка пехоты.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector