Танк «Пантера»

Военная техника

Номенклатура танков

Номенклатура бронетехники

Танки (Panzerkampfwagen), использовавшиеся немцами во время Второй мировой войны, первоначально обозначались как PzKw. Это часто вызывало путаницу, поскольку частные автомобили в Германии обозначаются соответствующей аббревиатурой Pkw (Privatkraftwagen). Поэтому немцы постепенно перешли на обозначение PzKpfw или Pz.Kpfw, но произошло это, когда война была уже в самом разгаре. Для отличия одного типа танка от другого использовались римские цифры (PzKpfw IV). Для различения моделей или вариантов танков одного типа использовалась аббревиатура Ausf. (от Ausfuhrung — модификация) и одной из букв алфавита (Ausf.A).

Кроме того, все машины, принадлежавшие немецкому военному ведомству, получили уникальный номер SdKfz (от Sonderkraftzeug — специальная машина), который не менялся в зависимости от версии или модификации. Таким образом, все 12 модификаций танка PzKpfw III получили обозначение SdKfz141. Номер менялся только тогда, когда производился новый тип автомобиля.

Также были названы три последних немецких танка Второй мировой войны — «Тигр», «Пантера» и «Тигр II». Таким образом, полное название танка звучало как PzKpfw V «Пантера» Ausf.G. Для некоторых танков обозначение было изменено задним числом. Так. Например. PzKpfw VI «Тигр» Ausf. H стал известен как PzKpfw VI «Tiger I» Ausf.E.

Что же касается обозначения Ausf., то оно не всегда употреблялось в строгом алфавитном порядке и не все буквы алфавита использовались. Например, в отношении «Пантеры» было несколько вариантов использования обозначения Ausf. Построенные варианты «Пантеры» — Ausf. Б и С — на вооружение не принимались.
Вариант Ausf.D первым был запущен в серийное производство,
ausf.А альтернатива — другое,
вариант ausf.G — последний.

Существовали также подварианты, которые обозначались арабскими цифрами, например PzKpfw IV Ausf. Ф2.
Однотипные танки, но вооруженные разными орудиями, отличались типом основного вооружения. Для обозначения машин использовались любые уникальные индексы.

С 1938 года прототипы и опытные танки сначала обозначались аббревиатурой VK (Vollkettenkraftfahrzeug — гусеничная машина), за которой следовал номер из четырех цифр, из которых первые две означали массу машины в тоннах, две другие использовались для различения один прототип от другого. Когда два производителя давали своим машинам одинаковые обозначения, для их различения использовались однобуквенные индексы в скобках, указывающие на название производителя, например танк Henschel обозначался VK 3001(H) (Хеншель).
Начиная с 1943 года опытные танки получали простое обозначение «Е» (Entwiklungstyp — экспериментальный) с указанием массы машины.

Танк «Пантера». История создания

Одним из самых больших потрясений, испытанных немецкими танковыми войсками за всю историю Второй мировой войны, несомненно, стало первое столкновение с русским танком Т-34. В своих мемуарах «Воспоминания солдата» Хайнц Гудериан рассказывает, как в октябре 1941 года под Мценском «большое количество русских Т-34 было брошено в бой и нанесло большие потери немецким танкам».

Более того, Гудериан признает, что если до этого момента немцы считали свои танки намного превосходящими вражескую бронетехнику, то с появлением русских Т-34 ситуация полностью изменилась. Более того, по мнению Гудериана, если бы Верховное командование так не гордилось своим несомненным преимуществом, немцам удалось бы избежать горечи разочарования.

Эту мысль подтверждает приведенный в воспоминаниях рассказ о том, как в апреле 1941 года по личному приглашению Гитлера советская делегация посетила немецкие танкостроительные заводы и танковые училища. Гудериан откровенно говорит, что русские неоднократно давали понять, что немцы обманывают их, скрывая свои новейшие разработки танков, которые Гитлер лично приказал им показать.

Они не могли поверить, что PzKpfw IV действительно был лучшим и самым тяжелым немецким танком того времени. Такой скептицизм привел многих, в том числе и самого Гудериана, к выводу, что у русских были более тяжелые и современные танки, чем у Третьего рейха того времени.

Прототип танка

Однако победоносное начало операции «Барбаросса», когда немцы легко разгромили русские бронетанковые войска, развеяло эти подозрения. Поэтому встреча с Т-34 была настоящим потрясением. Ситуация усугублялась необходимостью реагировать в предельно сжатые сроки. Гудериан в своем докладе командующему группой армий потребовал как можно скорее направить на фронт специальную комиссию для обсуждения проблемы на месте.

20 ноября 1941 г комиссия, в состав которой вошли представители Управления вооружений Сухопутных войск и Министерства обороны, а также ведущие конструкторы танков Ф. Порше и доктор Адерс, представители крупнейших танкостроительных фирм прибыла 2-я танковая армия. Члены комиссии не только осматривали подбитые танки, но и беседовали с солдатами и офицерами танковых частей, непосредственно участвовавших в противостоянии с «тридцать четвертыми». Странно, что мнения военных и конструкторов оказались диаметрально противоположными.

Фронтовики единодушно предлагали скопировать Т-34 и немедленно начать производство точно таких же танков в Германии, но конструкторы и заводчики восприняли это предложение в штыки. Танк VK 3002 фирмы «Даймлер-Бенц» внешне сильно напоминал Т-34, и это стало основной причиной отказа от предложенного проекта.

Вариант танка Пантера

Главным возражением было то, что в боевых условиях солдаты примут его за Т-34. Куда более перспективным оказался проект компании «МАН». Ее танк VK 3002 также имел большую дальность полета, чем конкурирующая машина Daimler-Benz. 3 февраля 1942 года компания MAN получила рекомендацию завершить строительство прототипа в течение семнадцати недель, что и было сделано. Испытания опытного образца проводились на полигоне 2-го танкового полка в Берке.

Гудериан описывает этот конфликт в своих мемуарах, полностью встав на сторону продюсеров. Он утверждает, что конструкторами двигало не «отвращение к подражанию», а четкое представление о технической невыполнимости задачи, поставленной военными. В частности, на Т-34 в качестве силового упора использовался не карбюраторный двигатель, как на всех немецких танках, а алюминиевый дизель.

Однако отсутствие в Германии цветных металлов делало производство таких двигателей невозможным. Кроме того, немецкая легированная сталь, качество которой из-за нехватки сырья постоянно снижалось, значительно уступала российской.

В итоге было принято компромиссное решение: во-первых, начать производство ранее разработанного проекта танка «Тигр», вес которого составляет почти 60 тонн, а во-вторых разработать более легкий тип танка массой около 35 тонн, который должен был стать прототипом будущей «Пантеры».

Фиксированный бак

25 ноября 1941 года Управление артиллерийского вооружения поручило Daimler-Benz AG и MAN разработать новый средний танк. Условия тактико-технического задания были следующие: ширина до 3150 мм, высота — 2990 мм, минимальная толщина лобовой брони — 60 мм, бортов и кормы — по 40 мм; форма корпуса рациональная, заимствована у Т-34; двигатель мощностью 650-700 л.с.; максимальная скорость — 55 км/ч, крейсерская скорость — 45 км/ч.

Проекту было присвоено общее название ВК 3002 (собственно ВК 3001, создан в октябре 1941 г., и являлся логическим развитием варианта штурмового танка, разработанного еще в 1937 г. Несмотря на то, что проект VK 3001 имел много общего с будущими «Пантерами», наибольшее влияние на создание «тигров» он оказал».

Компания Daimler-Benz AG представила проект VK 3002 (DB), который весил 34 тонны и был очень похож на Т-34. В отличие от всех немецких танков, проект Daimler-Benz AG имел расположение моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес сзади, в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель Daimler-Benz MB507, а опорные катки большого диаметра монтировались попарно к тележкам в ходовой части и подвешивались в сетка на листовых рессорах. Предстояло вооружить новый танк 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

35-тонный проект MAN, VK 3002 (MAN), созданный под руководством инженера Пауля Вибике, был гораздо больше похож на традиционные немецкие боевые машины. Силуэт танка был несколько шире и выше Т-34, корпус имел наклонные броневые листы, а просторная башня немного сдвинулась назад для установки длинноствольной (70 калибра) 75-мм пушки.

Карбюраторный двигатель Maybach HL210 устанавливался в корме, механик-водитель и пулеметчик располагались в носовом отделении. Опорные катки также располагались в шахматном порядке, но имели индивидуальную торсионную подвеску.

Прототип танка

Опытный образец VK 3002 (MAN) выставлен в 1942 г

Процесс создания нового танка не мог обойтись без вмешательства Гитлера. Поначалу фюреру понравился проект Daimler-Benz AG, с условием, что разработчики заменили танковую пушку на более мощную. Компания уже получила заказ на изготовление 200 перспективных танков типа VK 3002 (DB), когда вмешалось Управление вооружений норвежской армии. Выяснилось, что высшее руководство очень скептически отнеслось к проекту Daimler-Benz AG.

Во-первых, их смущал силуэт, настолько напоминающий Т-34, что танки можно было легко спутать в боевых условиях. Во-вторых, как уже было сказано, оснащение танка дизельным двигателем создавало множество дополнительных проблем. В результате восприятие представителей заказчика стало склоняться в сторону проекта MAN. Оставалось только убедить Гитлера передумать. Больше всего на фюрера повлиял довод о том, что установить необходимое мощное орудие в малую башню танка VK 3002 (DB) будет невозможно. Отныне проект Daimler-Benz был окончательно похоронен.

Управление вооружений наземной обороны рекомендует MAN как можно быстрее изготовить прототип своего танка из бронированной стали. Уже в сентябре 1942 года опытный образец Фау-1 отправили на полигон под Нюрнбергом.

Второй опытный образец В-2 прошел испытания на танкодроме в Куммерсдорфе. Испытания проводились под руководством главного инженера Г. Книпкампфа, лично участвовавшего в разработке шасси для проекта MAN. Книпкампф был одной из ключевых фигур в развитии немецкого танкостроения в довоенный период и в годы Второй мировой войны.

Танк Пантера Ausf. Бефельшпанцер Танк Пантера Ausf. ОДИН Танк Пантера Ausf. ОДИН
Пантера Ausf. Бефельпанцер —
Танковый музей Мюнстера (Германия)
Пантера Ausf. А —
Танковый музей Сомюра (Франция)
Пантера Ausf. А —
Танковый музей Сомюра (Франция)
Нажмите на изображение танка, чтобы увеличить

В результате прототип MAN был допущен к серийному производству и получил обозначение PzKpfw V «Пантера» (SdKfz171). Первоначально планировалось выпускать 250 боевых машин нового типа в месяц, но в конце 1942 г эта цифра была увеличена до 600. Поскольку ресурсов MAN было явно недостаточно для обеспечения таких объемов производства, Daimler-Benz AG пришлось участвовать в производстве Пантер.

Через некоторое время серийным производством «Пантер» стали заниматься еще два промышленных гиганта — Hannover MNH и Henschel and Son AG (Кассель) и позднее DEMAG, а также множество более мелких фирм, выполнявших индивидуальные заказы основных производителей.

Прочее оборудование танка

Прицел TZF-12 первых «Пантер» имел фиксированное увеличение 2,5x с полем зрения 30°. Упрощенный (за счет исключения левого тубуса и превращения в монокулярный) прицел ТЗФ-12А получил переменное увеличение — от 2,5× до 5×, при этом поле зрения составляло 30° или 15°.

Командирские «Пантеры» имели несколько радиостанций, занимавших место части боеукладки.

В 1944 году было выпущено 63 «Пантеры» с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и блок наблюдения на командирской башне позволяли наблюдать за местностью на расстоянии до 200 м в ночное время.

Для ночных боев цели должны были подсвечиваться мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортера. С сентября 1943 года на танки наносили покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год эта практика прекратилась.

Разработка

Танк Пантера

Был объявлен конкурс, в котором участвовали Henschel и Porsche. Требовалось сделать 30-35-тонный танк с наклонной броней толщиной 40-60 мм, где это возможно, 7,5-см пушкой KwK 42 и скоростью около 55 км/ч.

На комиссию были представлены 2 машины, ВК3001(Н) и ВК3001(П), но ни одна не была принята. Позже прототип Henschel превратился в VK4501, который впоследствии стал известен как PzKpfw VI Tiger.

Позже в конкурсе приняли участие MAN и Daimler-Benz. Rheinmetall отвечал за вооружение. Прототип ВК3002 (ДБ) получился очень похожим на Т-34, с дизельным двигателем, задней компоновкой, наклонной броней и силуэтом.

Первоначально он очень понравился Гитлеру, и был размещен заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки, такие как дизельный двигатель, требующий мало топлива, длинный удлиненный ствол и меньшую подвижность, чем у прототипа MAN. Также существовал риск дружественного огня в бою из-за сходства с советским Т-34.

Поэтому в серию пошел именно прототип MAN, ставший в итоге знаменитым средним танком «Пантера». Он был не копией Т-34, а переосмыслением конструкции. Сковорода получила прочный броневой лист под углом, ходовая часть с шахматным расположением крупных колес имела широкие гусеницы и обеспечивала плавный ход, а 75-мм орудие было способно уничтожить всю технику противника с дистанции более 2 км, известен случай поражения Т-34 с дистанции 3 км.

При этом компоновка осталась верной немецкой школе танкостроения, с передним расположением коробки передач, подвеской Книспеля и бензиновым двигателем.

Экипаж

Танк Пантера

Экипаж состоял из механика-водителя и радиста, сидевших в корпусе, заряжающего, наводчика и командира в башне. Радист стоял впереди справа, имел доступ к пулемету и отвечал за связь. Этого катастрофически не хватало советским танкам. Наводчик сидел перед башней и имел электроспуск для основного орудия с ручным дублированием.

С помощью педали он мог также управлять пулеметом, спаренным с пушкой. Заряжающий сидел с правой стороны башни, боекомплект размещался на специальных горизонтальных стеллажах по бортам корпуса и на вертикальных в башне. Командир сидел немного сзади, на специальной платформе, поднимающейся на марше.

Водитель и радист имели свои плоские люки, наводчик и командир пользовались одним люком, а заряжающий имел свой в задней стенке башни.

Другие машины

Танк Пантера

На базе «Пантеры» было создано несколько машин. Например, один из лучших истребителей танков Второй мировой войны «Ягдпантера». Она имела орудие 8,8 cm Pak 43/3 L70 и легко уничтожала любых противников.

Bergepanther (Sd.Kfz. 179) — бронированная ремонтно-эвакуационная машина с лебедкой, стрелой и платформой на корпусе вместо башни. Как и «Пантера», БДТ получил высокие оценки.

Были также проекты с машинами наблюдения, самоходно-артиллерийскими установками и зенитными установками, но все они остались только на бумаге, либо выпускались в единичных экземплярах.

В конце войны была разработана серия танков Е, которые должны были быть максимально унифицированы друг с другом. Е-50 должен был стать преемником «Пантеры».

Ответ российскому танку Т-14

Panther KF51 был назван преемником Leopard 2, который более 40 лет был основным боевым танком Германии и поставлялся в другие страны. Однако «Пантера» также является ответом на российский танк Т-14 «Армата», пишет корреспондент The Times Оливер Муди.

Rheinmetall утверждает, что KF51 превосходит российский Т-14 «во всех отношениях». По словам производителя, 130-мм гладкоствольная пушка может стрелять более крупными снарядами и дальше, чем другие современные танки, включая британскую машину Challenger 3 нового поколения и американский M1-A2 Abrams.

Труды и заботы

Восстановление «Пантеры» проходило в два основных этапа. Первый был в 1990-х, когда полувековую «очевидность» автомобиля разобрали в деталях и пустили в ход. В архивах музея есть фотографии той реставрации — танк разобрали, как детский конструктор. Уже тогда специалисты относились к технике с должным пиететом: ничего не выбрасывалось, каждая деталь бережно доводилась до идеального состояния и возвращалась на свое законное место.

Выжившие «Пантеры». 1. АУСФ.Д. Сохранился в двух экземплярах: первый находится в г. Бреда, Нидерланды (памятник танку); другой — в Panzermuseum Thun (Тун, Швейцария). В Туне хранится очень интересный экземпляр, вызывающий много споров. Корпус от модификации D, а башня от G. При этом некоторые элементы танка не соответствуют ни одной из модификаций. Либо это прототип, либо танк изначально модернизировали уже во время войны.

Но время шло, и несколько лет назад, при преобразовании музея, было решено привести мысли о танке, который вроде бы официально на ходу. Подводные камни были обнаружены сразу. Пантера завелась, но в систему смазки начала попадать вода, то есть были трещины в маслопроводе или разошлись прокладки, но в любом случае стало ясно, что двигатель требует капитального ремонта.

В самом музее не было нужного оборудования — ведь здесь нужны высокоточные станки и инструменты, плюс хотя бы испытательный стенд, а Майбах ушел на ЗИЛ, где его разобрали по частям — так же, как и сам танк десять много лет назад. Изношенные детали, которые не подлежали восстановлению, были заменены, все почищено, приведено в отличное состояние и отремонтировано — немцы в 1944 году не могли сделать лучше.

Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке был восстановлен танк — исправлены ошибки, допущенные умельцами в 1990-е годы, добавлены некоторые элементы, сломанные гусеницы заменены на оригинальные, найденные поисковиками на поле боя и сохранившиеся почти в идеальное состояние.

Таких осталось 15 штук. Франция: два экземпляра в Музее слепых де Сомюр (Сомюр), один в Музее Оверлорда (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-памятника в Париже и один экземпляр на свалке оборудования в городе Мурмелон-ле-Гран. Германия: по одной машине в Deutsche Panzermuseum Munster (Мюнстер) и Auto- und Technikmuseum Sinsheim (Зинсхайм)2.

Соединенные Штаты: по одному в Национальном музее бронетехники и кавалерии армии США (Форт-Бенинг) и в Фонде технологий военных транспортных средств (долина Портола). Великобритания: три автомобиля из коллекции Wheatcroft3 и одна из коллекции Rex & Rod Cadman. Канада: Канадский военный музей (Оттава).

В мае 2013 года машина была закончена. Надо сказать, что изначально была идея создать совершенный «картинный» музейный экспонат, вроде учебника по эксплуатации танка. То есть развесить весь саперный инструмент (наверняка на складах есть оригинальные немецкие лопаты и кирки), зарезервировать слоты на специальных крюках, сделать и разместить внутри масштабную копию снаряда и разукрасить танк в цвета и знаки Знаменитая танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Но от этой идеи пришлось отказаться по удивительной причине — танк оказался настолько востребованным, что дальше оттягивать окончание реставрации было просто невозможно. Требовалась и на фестивале Battlefield, и на других военных шоу — разумеется, единственная Пантера в стране, да еще и на ходу. Но вешать траншейный инструмент не стали, так как в этом случае танк приходилось ставить за забором на значительном расстоянии от посетителей музея. Мало ли кому нужна саперная лопата — не уследишь. Но и без дополнительных проблем Пантера вызывает уважение.

3. АУСФ.Г. Номер: 12. Великобритания: по одному в Танковом музее Бовингтона (Бовингтон) и Оборонном колледже управления и технологий (Шривенхэм). Соединенные Штаты: по две копии в Национальном музее доспехов и кавалерии армии США (Форт-Бенинг) и Музее кавалерии и доспехов Паттона (Форт-Нокс). Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon. Россия: Центральный музей бронетанковой техники и вооружения (Кубинка, Россия). Франция: Музей слепых де Сомюр (Самур). Бельгия: памятники танкам в Уффализ, Селле и Гранмениле. Wikipedia Commons 0 ОБЪЯВЛЕНИЕ — ЕЩЕ НИЖЕ 0 ОБЪЯВЛЕНИЕ — ЕЩЕ НИЖЕ

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приведены характеристики наиболее совершенных модификаций — как «Пантеры», так и аналогов, в том числе ее прямого предшественника Pz. IV.

ПЗКПФВ В Пантера

В таблице приведены только ТТХ средних танков, но по советской классификации военного времени «Пантера» считалась тяжелым танком.

Длина с пушкой, м 8,6 7.02 8.10
Ширина, м 3.2 2,88 3.0
Высота, м 2,99 2,68 2,72
Боевая масса, т 44,8 25,7 32,0
Поддон корпуса и т.д. 80/55° 80 45/60°
Борта корпуса и корма и т.д. 50/30° — 40/30° 30-20 45-40/40°
Поддон башни и т.д. 110/10° 50 90
Борта и корма башни и т.д. 45/25° тридцать 52-75
Пистолет 75-мм KwK.42 L/70 75-мм KwK.40 L/48 85мм С-53
Пулемет 2 × 7,92-мм МГ-34 2 × 7,92-мм МГ-34 2 × 7,62-мм ДТ
Боеприпасы, выстрелы/патроны 81/4500 87/3150 60/1890
Двигатель Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 230P45, 600 л.с. Мед. Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л.с. Мед. 12 цилиндров. V-образный дизель В-2, 500 л.с.
Максимальная скорость по трассе, км/ч 55 38 54
Запас хода по трассе, км 250 210 300

Цифры показывают, что танк «Пантера» не уступал танкам противника по подвижности, но превосходил по защите лобовой проекции. Но Pz.V значительно тяжелее своих собратьев (что послужило основанием для его классификации как тяжелого танка). Стоит учесть наличие стабилизатора пушки, позволяющего вести стрельбу на ходу.

Корпус и башня

Танк Пантера

«Пантера» имела верхнюю лобовую деталь толщиной 80 мм под углом 57°, нижнюю лобовую часть толщиной 60 мм под углом 53°. Сверху бортовые листы корпуса имели толщину 40 мм под углом 42°, при более поздних модификациях толщина была увеличена до 50 мм, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм располагался под углом 30°. В днище корпуса имелись технологические люки для управления элементами ходовой части и коробки передач.

Башня приводилась в действие гидроприводом и ручным аварийным приводом. Толщина маски орудия составляла 100 мм, толщина бортов и кормы башни — 45 мм под углом 25°. Крыша была всего 17 мм, но уже на Ausf. G было доведено до 30 мм.

Боевое применение “Пантеры”

Pz.V считались настолько важными для предстоящего наступления на Курской дуге, что начало сражения даже откладывалось, чтобы попытаться собрать в войсках больше «Пантер». В бою машины уничтожали любые советские танки, их лобовая броня не пробивалась 76-мм советскими орудиями. Но надежность танка была недопустимо низкой. Лишь когда 10-я танковая бригада выдвинулась на исходные позиции, четверть «Пантер» вышла из строя.

Реконструкция пантеры

В последующих боях 1943 года «Пантеры» продолжали доказывать свою мощь в бою и ненадежность в эксплуатации. Максимальное количество танков — 522 машины — было собрано на Восточном фронте за летнюю кампанию 1944 года. Проблемы с надежностью в этот период официально считались устраненными.

В том же 1944 году «Пантеры» отправились воевать в Италию. Там их дебют также не принес ожидаемого успеха – из 62 машин 1 батальона 4 полка в ходе боев осталось всего 13 боеспособных машин.

Во время высадки в Нормандии, с одной стороны, танк «Пантера» стал неприятным сюрпризом для англо-американских войск. Ожидалось встретить, как и в Италии, небольшое количество Pz.V, в составе отдельных батальонов. На практике оказалось — почти половина немецких танков в Нормандии — «Пантеры». Но на стороне союзников было численное превосходство и превосходство в воздухе, и немцам в очередной раз приходилось часто выбрасывать на поле боя разбитую технику.

В ходе контрнаступления в Арденнах «Пантеры» в очередной раз доказали свою эффективность на открытой местности, понеся большие потери в городских боях.

Иногда трофейные «Пантеры» (под обозначением Т-5) использовались Красной Армией. Вооружение танков ценилось очень высоко, и в целом применялись они успешно. При этом отмечались сложности с эксплуатацией и ремонтом, а также необходимость использования качественного авиационного топлива.

Ausf. F

Танк Пантера

Осенью 1944 года планировалось начать производство новой модификации Ausf. F, где толщину верхней лобовой детали увеличили до 120 мм, а бортов до 60 мм, а также установили новый Schmalturm 605. Башня разработки Daimler-Benz имела несколько меньшие габариты по сравнению с предыдущей и увеличилась до 120 мм под углом 20° спереди, 60 мм под углом 25°, 150 мм в бронемаске орудия. К концу войны не было выпущено ни одного экземпляра этой модификации.

Механические проблемы

Механические проблемы
Прогорела прокладка ГБЦ. Поврежден вал топливного насоса.

Болты на большой главной передаче сорваны. Часто происходит выпадение пробок, что приводит к течи масла. Масло также часто вытекает через шов между выпускным корпусом и стенкой бака. Болты, которыми бортовые редукторы крепятся к боковой части корпуса, часто ослабевают.

Часто заедает верхний подшипник вентилятора. Смазки недостаточно, даже если уровень масла в норме. Повреждение вентилятора часто сопровождается нарушением работы вентилятора.

Подшипник приводного вала выходит из строя. Изнашивается движущая сила гидравлического насоса. PzKpfw V Пантера. Правда о
Проблемы с постановкой: Заедает муфта компрессора, заклинивает дуло. Прицел TZF 12 выходит из строя в результате попадания в маску оружия. Потребление оптики для прицела очень велико.

Оснащение танка передним пулеметом совершенно необходимо для борьбы с пехотой противника. Необходимость в курсовом пулемете ощущается особенно остро, когда спаренный пулемет замолкает. PzKpfw V Пантера. Правда о
Лобовая броня у PzKpfw V очень хорошая. 76,2-мм бронебойные снаряды оставляют на нем вмятины не глубже 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании 152-мм осколочно-фугасного снаряда — снаряд пробивает броню.

Практически все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не пострадала. В одном случае маска орудия была пробита 45-мм снарядом, выпущенным с дистанции 30 м. Экипаж не пострадал. PzKpfw V Пантера. Правда о
Однако боковая броня очень уязвима. Борт башни одной из «Пантер» был пробит противотанковым ружьем. Борт другой «Пантеры» также был пробит малокалиберным снарядом. Все эти ранения происходят во время боев на улицах или в лесу, где нет возможности закрыть фланги.

Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к растрескиванию сварных швов, и от бронелиста откололся кусок длиной в несколько сантиметров. Очевидно, что шов не был проварен на всю глубину. PzKpfw V Пантера. Правда о
Юбка получилась неплохая. Крепления листов недостаточно надежны и очень неудобно расположены. Поскольку листы подвешены на расстоянии 8 см от борта емкости, они легко отрываются от веток деревьев и кустарников.

Новые опорные катки нареканий не вызвали. Практически все «Пантеры» теряли ход из-за разрывов осколочно-фугасных снарядов. Один ролик ремня был пробит, три повреждены. Сломались несколько опорных катков. Хотя 45-мм и 76-мм снаряды пробивают гусеницы, они не могут обездвижить танк.

Тем не менее, «Пантера» может уйти с поля боя своим ходом. Во время длительных маршей на максимальной скорости быстро изнашиваются резиновые шины опорных катков. PzKpfw V Пантера. Правда о
Пистолет получился отличный, замечено только несколько мелких проблем. Лобовая броня КВ-1 безопасно пробивает с дистанции 600 м. СУ-152 пробивает с дистанции 800 м.

Новая командирская башенка имеет достаточно удачную конструкцию. Отсутствует диоптрий, очень помогавший командиру танка наводить орудие на цель. Три передних перископа следует сдвинуть немного ближе друг к другу. Поле зрения через перископы хорошее, но пользоваться биноклями невозможно. При попадании снарядов в башню оптика перископа часто выходит из строя и подлежит замене. PzKpfw V Пантера. Правда о
Кроме того, перископы механика-водителя и стрелка-радиста должны быть лучше загерметизированы. Когда идет дождь, вода попадает внутрь и очень затрудняет работу.

Отлично зарекомендовали себя буксиры Bergepanther. Одной Бергепантеры достаточно для эвакуации танка в сухую погоду.

В глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно для эвакуации одной Пантеры. На сегодняшний день буксиры Bergepanther эвакуировали 20 «Пантер». В общей сложности поврежденные танки отбуксировали на расстояние 600 м. Бергепантеры использовались только для буксировки поврежденных танков с линии фронта на близкое расстояние.

Опыт батальона показывает, что нужно как минимум четыре буксира Bergepanther, пусть и за счет обычных 18-тонных буксиров. Практичным оказалось оснащение буксиров радиостанциями. Во время боя командиры «Бергепантер» получали указания по радио. PzKpfw V Пантера. Правда о
0 Для буксировки Panther в сухую погоду требуются два тягача Zugkraftwagen 18t. Но по глубокой грязи даже четыре 18-тонных тягача не могут сдвинуть танк.

16 октября батальон начал атаку с участием 31 танка. Хотя дистанция была короткой, 12 «Пантер» вышли из строя из-за механической неисправности. К 18 октября 1943 года в батальоне было 26 боеспособных «Пантер». 39 танков нуждались в ремонте и 6 машин пришлось списать. С 9 по 19 октября среднее количество боеспособных танков составляло 22 «Пантеры». PzKpfw V Пантера. Правда о
Итоги: Подбито 46 танков и 4 САУ. Уничтожено 28 противотанковых орудий, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых ружей. Наши безвозвратные потери – 8 танков (6 подбито и сожжено в ходе боев, два разобрано на запчасти).» PzKpfw V Пантера. Правда о
Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь Гитлер 1 ноября 1943 года принял решение отправить на Ленинградский фронт 60 танков без двигателей, которые должны были быть вкопаны в землю напротив Кронштадтского залива. С 5 по 25 ноября 1943 года 60 «Пантер» (полностью боеспособных) были переданы командованию группы армий «Север». PzKpfw V Пантера. Правда о
30 ноября 1943 года командование армейского корпуса сообщило, что 60 «Пантер» перешли в ведение 9-й и 10-й полевых дивизий люфтваффе. «Пантеры» вкапывались по три вдоль линии обороны, имея перед собой свободное пространство в 1000-1500 м.

Если по каким-то причинам не удавалось окопаться рядом с тремя танками, одну машину усиливали пехотой и противотанковым орудием. 10 наиболее боеспособных машин остались на ходу в качестве подвижного резерва. PzKpfw V Пантера. Правда о
PzKpfw V Пантера. Правда о
Из состава I. Abteilung/Panzer-Regiment 29 выделили 60 человек (20 командиров, 20 водителей, 15 стрелков и 5 стрелков-радистов). 26 декабря III танковому корпусу было приказано собрать все «Пантеры», сохранившие подвижность, в составе I. Abteilung / Panzer-Regiment 29. Окопавшиеся «Пантеры» остались под контролем дивизий.

В ноябре 1943 года на Восточный фронт прибыли два батальона «Пантер». Это были I. Abteilung/Panzer-Regiment 1, который насчитывал 76 «Пантер» (17 танков в роте), а также I.Ableilung/SS-Panzer-Regiment 1 полностью укомплектованный (96 «Panther»). Оба батальона действовали в составе своих подразделения. PzKpfw V Пантера. Правда о
В начале ноября 1 батальон 15 танкового полка получил подкрепление в виде 31 пантеры. В конце декабря 1943 года 1 батальон 1 танкового полка получил 16 новых «Пантер». Не считая 60 «Пантер», отправленных на Ленинградский фронт, всего в 1943 году на Восточный фронт была отправлена ​​841 «Пантера».

К 31 декабря 1943 года у немцев было всего 217 «Пантер», из которых только 80 находились в рабочем состоянии. Списано 624 танка (74% потерь%).

С 5 по 11 декабря 1943 г в 1 батальон 2 танкового полка было поставлено 76 «пантер». Еще 94 «Пантеры» прибыли в качестве замены другим батальонам. Однако все эти танки впервые были применены в бою уже в январе 1944 года. PzKpfw V Пантера. Правда о
5 марта 1944 г. Гудериан сообщил:

«Как показал опыт последних боев, «Пантера» наконец-то доведена до ума. В донесении от 22 февраля 1944 года, полученном из 1-го танкового полка, говорится: «В нынешнем варианте «Пантера» пригодна для фронтового применения . Он значительно превосходит Т-34. Практически все дефекты устранены.

Танк имеет отличное бронирование, вооружение, маневренность и скорость. В настоящее время средний пробег двигателя находится в пределах 700-1000 км. Снизилось количество поломок двигателей. Ошибки конечной станции больше не отмечаются. Рулевое управление и коробка передач вполне надежны». PzKpfw V Пантера. Правда о
Однако этот отчет из 1 танкового полка был преждевременным. Зимой на мерзлой земле «Пантера» конечно чувствовала себя хорошо, но уже в рапорте от 22 апреля 1944 года из 1-го батальона 2-го танкового полка сообщалось о множестве технических неполадок, вызванных бездорожьем родника.

Читайте также: Газ 33081 Егерь, область применения

Пожары двигателя

Двигатель горит
Количество возгораний в моторном отсеке значительно уменьшилось. Установлены следующие причины возгорания:

Течь масла через клапаны из-за плохих уплотнений. Капли масла попадают на горячие выхлопные трубы и воспламеняются.

В некоторых случаях карбюратор переполнен. Свечи залиты бензином и не искрят. Затем несгоревшее топливо выбрасывается в выхлопные трубы и просачивается через уплотнения, вызывая пожар.

Техническая подготовка в Германии

Техническое обучение в Германии
За несколько недель обучения водители и технический персонал не всегда изучили, что требуется на передовой. Некоторые солдаты постоянно занимались какой-то задачей, например заменой опорных катков. Таким образом, многие не имели комплексного представления о конструкции PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты порой добивались отличных результатов в очень короткие сроки. На каждом предприятии, занимающемся сборкой резервуаров, есть возможность изучить материал.

Трансмиссия

Передача
Срок службы коробки передач также увеличился. В среднем через каждые 1500 км пробега выходит из строя третья передача, и в полевых условиях поломку не устранить. Выход из строя 3 передачи происходит из-за ее перегрузки во время движения, но в грязи. Поскольку трансмиссия иногда не переключается, мы эксплуатировали три «Пантеры» с неисправной трансмиссией.

Переключение с 2-й прямой на 4-ю передачу иногда приводило к выходу из строя сцепления, но отремонтировать сцепление гораздо проще. Бывает, танки проходят 1500-1800 км без разрыва сцепления, а 4 «Пантеры» этот рекорд перекрыли уже.

Быстрый износ рулевого управления также связан с постоянной ездой по бездорожью. Управление имеет достаточно сложную структуру, а квалификации механиков-водителей недостаточно для самостоятельного устранения возникающих неисправностей. Поэтому управление танками осуществляется с помощью бортовых тормозов, что приводит к их быстрому износу и частым отказам.

Версия Ausf. D

Версия Ausf. Д
Месяц «МУЖЧИНА» «Даймлер-
Бенц»
«Хеншель» «МНН»
Январь 1943 г 4 0
Февраль 1943 г одиннадцать 6 0 1
Март 1943 г 25 14 10 19
Апрель 1943 г 0 19 26 39
Май 1943 г 68 60 25 41
Июнь 1943 г 31 40 25 36
Июль 1943 г 58 65 19 48
Август 1943 г 38 26 15 36
Сентябрь 1943 г 7 20 10
Общий 242 250 130 220
Сумма всех компаний 842

Версия Ausf. A

Версия Ausf. ОДИН
Месяц «МУЖЧИНА» «Даймлер-
Бенц»
«МНН» «Демаг»
Август 1943 г 3 0
Сентябрь 1943 г 46 50 45 (8)
Октябрь 1943 г 104 90 50 (13)
Ноябрь 1943 г 76 71 75 (10)
Декабрь 1943 г 114 82 60 (11)
Январь 1944 г 105 90 75 (8)
Февраль 1944 г 106 70 90
Март 1944 г 94 85 90
Апрель 1944 г 105 100
Май 1944 г 32 111
Июнь 1944 г 120
Июль 1944 г одиннадцать
Общий 645 675 830 50
Сумма всех компаний 2200

Версия Ausf. G

Версия Ausf г
Месяц «МУЖЧИНА» «Даймлер-
Бенц»
«МНН»
Март 1944 г 2
Апрель 1944 г 105
Май 1944 г 125 78
Июнь 1944 г 130 120
Июль 1944 г 135 125 108
Август 1944 г 155 70 131
Сентябрь 1944 г 140 80 120
Октябрь 1944 г 78 100 96
Ноябрь 1944 г 103 115 100
Декабрь 1944 г 100 105 80
Январь 1945 г 20 109 80
Февраль 1945 г 22 41 65
Март 1945 г 8 32 26
Апрель 1945 г 20 29
Общий 1143 1004 806
Сумма всех компаний 2953

Данные по компании Demag рассчитаны на основе материалов Минобороны. Счета «Демаг» были утеряны во время войны.

В середине июля 1941 г компания Rheinmetall-Borzing получила заказ на разработку и создание танковой пушки, способной пробивать 140-мм броню с дистанции 1000 м, а попутно разработала конструкцию башни, приспособленную для оснащения такой пушки оружие. В начале 1942 года был изготовлен опытный образец 75-мм орудия KwK L/60, но в ходе испытаний орудие не достигло требуемой бронепробиваемости, поэтому компания Rheinmetall-Borzing получила категорический приказ увеличить длину ствола до 70 калибров до июня 1942 года.

Заказ был выполнен в срок и на этот раз орудие полностью удовлетворило заказчика. В серийное производство запущена 75-мм танковая пушка KwK42. Первоначально он был оснащен однокамерным дульным тормозом, который позже был заменен на двухкамерный. Это было без преувеличения мощное орудие, наводившее ужас на танковые войска и пехоту союзников.

Бортовые передачи

Последние прогоны
Очень часто танки выходят из строя из-за выхода из строя бортовой передачи. 11 марта, например, пришлось заменить бортовые редукторы на 30 танках. Последний левый диск выходит из строя чаще, чем правый. Болты на большой главной передаче часто отрываются. Движение задним ходом по грязи особенно негативно сказывается на главной передаче.

Двигатель Maybach HL 230 Р30

Двигатель Maybach HL 230 P30
» В целом новые двигатели намного надежнее своих предшественников. Иногда двигатель проходит до 1700-1800 км без ремонта, а 3 Пантеры, преодолев это расстояние, до сих пор на ходу. Но характер поломок не изменился изменены: разрушение механических частей и повреждение подшипников.»

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector