Танк Меркава: Израильский боевой монстр, как переводится с иврита название, технические характеристики, вес

Военная техника

Создание «Меркавы»

С момента создания государства Израиль силы самообороны закупали технику за границей, в основном в Великобритании и США. Во-первых, это были образцы, оставшиеся со времен Второй мировой войны. Затем на вооружение «Цахала» стали поступать новейшие на тот момент модели танков «Чифтен». Сложная международная обстановка привела к тому, что в 1970 году Великобритания отказалась поставлять Израилю новую технику.

Израильский танк Меркава

В принципе, израильский генерал был готов к такому развитию событий. Развернутая работа по предполагаемому привестному танку возглавил Исраэль Таль.

На момент описываемых событий «Талик» служил в Еврейском легионе британской армии во время Второй мировой войны, а также участвовал в Шестидневной войне. Блестящий теоретик, именно он создал тактику и стратегию применения бронетанковых сил Цахалы, а также координировал создание «идеального» танка для действий в климатических условиях Палестины.

Проект получил название «Меркава», что переводится как «лафет». Важно знать, что ваши имена имеют религиозное происхождение. В полном объеме еврейских текстов Меркава – колесница Бога, престол, на котором передвигается Всевышний в книге пророка Иезекииля. Пафосное название для танка, в конструкцию которого вложил душу один из лучших танков в истории.

При разработке модели Таль исходил из общей стратегии Армии обороны Израиля.

Он подразумевал осознание полного превосходства противника в живой силе и технике, невозможность стратегического или тактического отступления, а также ведение войны «на истощение». Читал все особенности климата Палестины и Ближнего Востока, где танки должны были себя показать.

Машина должна соответствовать нескольким боевым параметрам. Первое, и самое главное, новый танк должен был иметь заниженный силуэт и маленькую башню. Анализ боевых действий показал, что большая часть попаданий пришлась именно в башню. Пробитие брони в большинстве случаев означало гибель или серьезные ранения экипажа.

Рисковать танкистами ни Таль, ни кто бы то ни было, не телефон, донного друга учли. Еще один важный момент, стрельба на дальние дистанции. Израильтянам предстояло подбить танки противника как можно раньше, на подходе к оборонительным позициям уделяет особое внимание оружию и подготовке наводчика.

Декабрь 1974 года ознаменовался первыми серьезными армейскими испытаниями прототипов. В 1979 году Цахал получил первую партию серийных танков, принятых на вооружение.

«Меркава 1»

Производство первой версии танка началось в 1979 году. Всего было выпущено около 250 экземпляров. В ходе использования танка в Ливанской войне 1982 года был выявлен ряд дефектов машины. Тогда было принято решение о создании обновленной версии «Меркави». Позже все танки первой модификации были модернизированы и доведены до уровня новых версий.

Вооружение

Изначально танк был вооружен американской 105-миллиметровой пушкой М68, являющейся лицензионным вариантом английской L7A1, но конструкция башни сразу же предусматривала возможность установки пушки большего калибра. Боекомплект машины состоял из 62 снарядов, но его всегда можно было увеличить за счет большого боевого отделения. Начиная с третьей модификации танк оснащался 120-миллиметровой израильской пушкой модели MG251.

Вспомогательное вооружение «Меркави» включает спаренный с 7,62-мм пушкой пулемет и два дополнительных съемных пулемета FN MAG, установленных на крыше башни. Суммарный боекомплект сообщение 2 тысячи патронов. В качестве дополнительного вооружения может быть установлен 12,7-мм пулемет М2Н8. За постановку дымовой завесы отвечает миномет, позволяющий вести огонь, находясь под прикрытием брони второго и последующих вариантов танка.

Система управления огнем (СУО) «Матадор» в целом выполнена на высоком уровне и обновляется при выпуске каждой новой модификации машины. Однако скорострельность и точность оставляют желать лучшего. В первую очередь это связано со специфическим составом танка.

Строительство танка «Меркава

Как и в других современных боевых танках, наведение на цель производится с помощью прицельных приспособлений. Проблема в том, что мотор, расположенный спереди, снижает возможности этих приборов, создавая вокруг них постоянное тепловое поле. Частично этой трудности можно избежать, стреляя с заранее подготовленных позиций с остывшим двигателем, но на практике такая возможность есть далеко не всегда.

Кроме того, из-за обычной компоновки передняя часть танка сильно перегружена, поэтому при стрельбе возникают значительные продольные колебания, снижающие точность второго выстрела. Чтобы избежать этих отклонений, необходимо делать паузы между выстрелами, что иногда снижает скорострельность орудия.

По мнению израильских военных, описанные недостатки не являются критическими, а использование корректируемых боеприпасов позволяет даже нивелировать их.

Конструкция «Меркавы»

Такие особенности, как климат и небольшие размеры Израиля, позволили сделать танк уникальным по своим характеристикам. Основное отличие заключалось в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Такая необычная для танка компоновка позволяла защитить экипаж и давала свободное пространство в корме.

Его можно было использовать для безопасной перевозки пехоты или грузов. Но у таких компоновок есть и минусы. Среди них вылет и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а также горячие восходящие потоки воздуха от двигателя сбивают прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, находящийся в корпусе. Его место сделано в полулежачем получиний, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть минусы, расположение трансмиссии и двигателя сдвинуло машину далеко влево, уменьшив сектор обзора. На свое место истребитель попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальным экипажем через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, командир за ним, заряжающий слева. Все члены экипажа расположены максимально низко в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони было больше шансов выжить.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В него устанавливается подвижная пушка (которая различается в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни — подвешенный на цепи металлический груз. Они необходимы для предотвращения попадания кумулятивных снарядов и других потенциально опасных предметов в зазор между корпусом и башней. Еще одной особенностью танка является его большая по современным меркам масса. Поскольку транспортировка танков не представляет особой проблемы, в силу небольших размеров страны инженеры по сути получили карт-бланш на любые изменения массы, не мешающие работе силовой установки.

На машине используется дизельный двигатель американской конструкции AVDS-1790-5A, развивающий мощность до 900 л.с за счет турбонаддува.

Изготовление пиловых установков осуществляет теристирование УСАЦА. Трансмиссия также мериканская, но аппатированная на основе, как клиама, так и тактики очень БТВ.

Ходовая изображение типа, имеющая основную легендарную конструкцию Чона Кристи. На каждом борту израильского танка «Меркава» установлено по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих катков. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало можно бронировать днища. Подрыв на мине крепуу «Меркавы» только необходимо менять гусеницы. Все траки имеют 110 траков, ширина 640 мм.

Вооружение первых моделей состояло из лицензионной американской 105-мм пушки М68, спаренной с пулеметом. В боеукладку входили 62 выстрела, осколочно-фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка MG251, а затем и более совершенная MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы «Браунинг», но даже 60-мм миномет, приваренный к башне.

Основной боевой танк

Производство танка на 28% сосредоточено за границей, с этими жизненно важными двигателями и некоторыми другими системами. Остальные производятся и ремонтируются в Израиле, в том числе импортными деталями.

Модификации танка

Разработки и верхнествание бюллетеней машиностроения по сей день. Каждая модификация имеет сотни мелких улучшений, подсказанных ежедневной службой и участием в боевых действиях. Основные модификации машины:

  • Mk.1, первый танк в серии, с набором «детских болезней», испытанный во время Ливанской войны;
  • Мк.2, с усиленной бронезащитой и силовой установкой;
  • Mk.3, получивший модульную броню;
  • Mk.4, лучший базовый танк по мнению многих военных ведомств, который, однако, имеет множество недостатков, таких как высокий корпус, проблемы с наведением и стрельбой с ходу. Многочисленные боевые столкновения заставили усилить системы защиты машины, а также сменить марку двигателя, что серьезно улучшило ходовые качества.

Разработка нового «танка будущего» еще продолжается. Будет ли это очередная модификация «Меркави» или принципиально новая боевая машина, неизвестно.

Модели танка Меркава

Израильское правительство и военные умеют хранить секреты, так что о Mk.5 практически ничего не известно.

Силовая установка и трансмиссия

Танки модели «Меркава» оснащались американскими 900-сильными дизелями AVDS-1790 и несколько модифицированными американскими полуавтоматическими трансмиссиями «Allison CD-850-6B». Из-за необычного расположения этих элементов едва ли какой-либо снаряд, пробивший лобовую броню, мог обездвижить машину. Однако благодаря тому, что двигатель с трансмиссией собраны в одном модуле, в походных условиях их можно быстро заменить. В других ОБТ, при налоговом падении, основная нагрузка приходится на экипаж, и машина может продолжать свою работу.

Спасибо

Смотрим модификации израильского танка.

Уникальность проекта

После демонстрации проекта «Меркава» публике он стал предметом споров. Наибольшее удивление вызвал состав танка, который, по мнению многих специалистов, был неоправданным для современного ОБТ. При разработке машины конструкторы учитывали в основном оборонительную тактику боя и необходимость защиты экипажа на максимально возможном уровне, что в итоге привело к изменению приоритетов. Большинство ОБТ построены по принципу «огневая мощь-можно-защита», для «Меркавы» приоритетом стала просто защита.

Израильтяне хотели создать такой танк, который использовался только на их территории и за границу не поставлялся. В итоге так и оказалось – «Меркава» полностью удовлетворяет специфическим требованиям вооруженных сил Израиля, но, по мнению представителей армий других стран, имеет ряд недостатков.

Маркировка танка изначально использовалась как временная, но позже и ее прикрепили к ней. В переводе «Меркава» с иврита звучит как «Огненная колесница».

Боевой танк

Сравнение с аналогами

Как известно, характеристики танка наилучшие, если сравнивать их с аналогичными показателями вероятного противника. Эта таблика производственных данных главные данные машин проспеченных майных танков и их модификация.

Вес, т 70 46,5 54,4…63,1 50,5…63
Толщина брони, мм 800 750 750-950 фронтальный 700
Орудие 120-мм MG253 125-мм 2А46М-5 120-мм М256 Рейнметалл Rh-120 мм
Скорость, км/ч 60 65-70 66-72 68-72
Запас хода, км 500 550…650 440…480 500…550
Количество единиц, шт 1970 г Более 2000 Более 10 000 3264

Как видно из таблицы, у «Меркавы» низкие ходовые качества, но сила ее в другом.

Танк Израиля Меркава

Расположение силовой установки серьезно повышает бронезащиту и безопасность экипажа в случае попадания средств ПТО противника. Не учтено развитие системы активной и динамической брони танков. Важен момент боевого применения машины. Опыта крепевам еврейских танков не занимать, чего не имеют значения о, к примеру, проверенных танкистов.

Ходовая часть

Создавая ходовую часть танка «Меркава», израильские военные решили взять за основу аналогичный элемент танка «Центурион». Подвеска британской машины отличается хорошей устойчивостью к взрывным устройствам и минам. В нем используются спиральные пружины, а каждый узел подвески отдельно крепится к кузову с помощью четырех болтов.

Последняя особенность позволяет легко заменить поврежденные детали, а также сделать днище корпуса V-образным, тем самым повысив его устойчивость к взрывам снизу. С каждого борта танк имеет по 6 опорных обрезиненных катков, 5 опорных катков, направляющее колесо сзади и направляющее колесо спереди. Конструкция гусеницы также была позаимствована у британского Centurion».

История создания танка Merkava

Израильский основной боевой танк «Меркава» («Колесница») был разработан исследовательским центром при государственном объединении «Военная промышленность Израиля» совместно с США в 1970—1978 гг., в рамках концепции обеспечения максимальной выживаемости танков машины и защиты экипажа. В основе конструкции танка «Меркава» лежит стремление обеспечить максимальную выживаемость и защиту экипажа.

Для усиления защиты экипажа двигатель с трансмиссией расположены в носовой части корпуса и тем самым служат дополнительным барьером для снаряда в случае пробития лобовой брони. Кроме того, для дополнительной защиты сзади двигателя установлена ​​еще одна бронеперегородка.

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

Израильский основной боевой танк Merkava Mk 1

По этой причине, а также из-за того, что в кормовой части «Меркавы» имеется небольшой отсек (с дверьми в кормовой части), достаточный для перевозки нескольких раненых, десантников или значительного количества дополнительных снарядов, вес и габариты танка весьма значительны. В какой-то степени «Меркава» — это даже не танк, а хорошо защищенная мобильная огневая точка.

Чодство это оцепония завершается, если объявляется, что пружинная подвеска танка не устанавливает программы орудие танка при стрельбе с ходу. Таким образом, с одной стороны, «Меркава» — более универсальная машина, чем «обычный» танк, но и более ориентированная на использование в обороне.

Первый образец был испытан в 1974 г., но первые четыре серийные машины были испытаны армией только 26 апреля 1979 г., а официальная приемка оружия состоялась 29 октября 1979 г. В том же 1979 года на заводе в г. Тел-а-Шумер было серийное производство.

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство «Меркава» — хорошо заметно стоящее опередний в кормовой части танка

Главный секрет израильского танка

Фото © Дэвид Сильверман / Getty Images

Фото © Дэвид Сильверман / Getty Images

Из 16 уничтоженных израильских танков только пять были Mk.4. Ливанская сторона заявила об уничтожении 150 машин, чего на самом деле быть не могло, но потеря пяти сверхсекретных танков для Израиля стала ощутимым ударом. Большую часть бодитых машин эвакуировали. Но два танка остались стоять на ливанской земле.

Первую, по слухам, «растащили» на сувениры местные опличенцы, а вторую.. вывезли с места продыва неизвестные люди с тяжелой техникой. Куда делся этот танк, сказать сложно — бывший командир танкового полка Киевского военного округа Андрей Рубан пояснил, что даже в таком виде «Меркава» представляет интерес для целого ряда стран.

У танка могла сохраниться какая-то часть электроники, бронирование осталось. Если всё это дело разобрать и посмотреть, что там внутри, химические компоненты брони определить, например, то можно собственные танки модернизировать. Ну или по крайней мере понять, что из себя представляет израильская боевая машина. Насколько я понимаю эту историю, танк вывезли с поля боя целиком, то есть двигатель, электроника, часть боекомплекта и другие системы могли уцелеть

Андрей Рубан

Командир танкового полка Киевского военного округа, полковник запаса

Секрет защиты «Меркави», вероятно, был раскрыт значительно позже — все танки 4-й версии и более совершенные машины на ее базе были оснащены комплексом серийной защиты «Трофи». Его ближайший аналог — российский КАЗ «Афганит» для танков Т-14 «Армата» появился значительно позже. Оба комплекса объединяет высокий уровень секретности — известен только принцип действия, но не технические подробности и уж тем более характеристики.

Танки с системой «Трофи» во время вторжения в Ливан охранялись израильтянами как ядерное оружие — ни одна машина с этим комплексом не сражалась в одиночку и даже во время дозаправки, перезарядки или отдыха экипажа ее охраняли вооруженные солдаты.

Читайте также: Танки: поражения и триумфы Великой Отечественной

Защита

Броня танка уникальна и не имеет аналогов до сих пор. Благодаря специфическому расположению перегородок между мотором и трансмиссией они дополнительно защищают автоцистерны. Корпус и башня выполнены методом литья и имеют сильный наклон. Верхний броневой лист может демонтироваться. Он имеет специальный выступ, который закрывает место соединения головы и тела. По бортам корпуса установлены экраны, защищающие шасси.

Броня танка

Лобовая проекция башни танка «Меркава» имеет малые габариты, что было достигнуто за счет применения клиновидной формы. Это также позволяет увеличить вероятность рикошета. Конструкция башни уникальна не только своей формой, но и защитой — между двумя слоями разбросанной брони установлены пулеметные патроны. Опыт ливанских боевых действий показал, что такой защиты для танка недостаточно, поэтому последующие модификации получили дополнительное бронирование башни. В целом с каждой новой версией танка толщина его брони увеличивалась.

Еще одной интересной особенностью конструкции танка «Меркава» являются фары, которые спрятаны в корпусе под слоем брони и открываются только на время эксплуатации.

«Меркава 3»

На танке третьего поколения применена модульная бронезащита башни и корпуса. Он состоит из набора модулей, которые крепятся с помощью болтов. Такая конструкция позволяет быстро и легко заменять части брони в случае повреждения и повышать защищенность танка за счет установки еще более совершенных компонентов.

Обновленный танк получил систему лазерного излучения LWS-2, которая предупреждает экипаж о направлении любого оружия на машину. Система управления огнем была заменена на более качественную новую. Ядральские приводы провоцируют башни танка записи на электрические, с возможностью ручного дублирования.

Огневая мощь танка была увеличена за счет установки на него израильской 120-миллиметровой гладкоствольной пушки MG251, а подвижность — за счет силовой установки до 1200 лошадиных сил. Кроме того, танк получил улучшенную подвеску и израильскую трансмиссию. Всего с конвейера сошло около 640 единиц такой техники.

Поворот башни танка

«Меркава 2»

Эта версия получила повышенную огневую мощь, повышенную проходимость и улучшенную защиту. Защита башни была усилена дополнительными экранами, а бортовые экраны полностью заменены на более толстые. На заднюю часть башни навешивались корзины для имущества и металлические цепи с шариками, повышающие защищенность машины от кумулятивных снарядов.

Внутреннее оборудование танка также было изменено. Он получил израильскую трансмиссию «Ашот», тепловизор и систему управления огнем «Матадор-2». Емкость топливного бака модернизированной машины увеличена на 25%. Всего было выпущено около 600 экземпляров танка «Меркава 2».

«Меркава 4»

Это последняя и самая полная модификация танка «Меркава». Защищенность машины возросла еще больше, в результате чего ее масса возросла до 70 тонн. Для сохранения подвижности днища тяжелого танка его оснастили новым 1500-сильным мотором GD 883. Установленный на машине комплекс Trophy обеспечивает эффективную активную защиту от управляемых снарядов и гранат.

Четвертое поколение израильского танка «Меркава» получило увеличенную башню, которая, как и предыдущая модель, имеет модульную броню. Этот танк стал последним в серии. На смену ему большой против принципиально новых машин, которые программы другие обзоложение.

Боевое применение танка Merkava

Впервые «Меркава» (Mk 1) применялась в боевых действиях во время Ливанской войны 1982 года. С израильской стороны участвовало около 200 машин этой модели (это все имевшиеся на тот момент), танк показал хорошую живучесть, общие потери составили 30-50 машин, безвозвратно потеряно не более 10 танков.

Неплохой результат, продажа, свидетельствует по большей части только о том, что все подбитые машины чоде учестного еврейского онспления могут на теристирой подконтрольной Израилю и были учено отреморованы после.

Поскольку с современными машинами класса «Меркава» в той войне столкнуться не довелось (отсутствовали данные о реальном боевом контакте с сирийскими Т-72), судить о реальной боеспособности Мк 1 в та война. Также стоит отметить, что «Меркава» Мк 1 была к тому времени новой техникой, не до конца испытанной, и по этой причине имелся достаточно значительный процент небоевых поломок, в основном связанных с перегревом двигателя.

Как видно даже по фотографии

Как видно даже по фотографии «Меркава» Мк 4 уже совсем другая машина

Второй большой войной для «Меркави» является Ливанская война 2006 года, в которой приняли участие танки модели Мк 2-4, в количестве 200-400 машин. Опять же, основным противником были не танки, а зенитные орудия — около 50 машин получили повреждения различной степени тяжести от попадания в них, при этом 5 танков были полностью сожжены.

Танк действительно оправдал свое звание надежной машины: из 18 поврежденных «Меркав» модели Мк.4 броня была пробита только в 6 случаях, при этом средние потери экипажа на «пробитых» танках составили 1 человека.

Среди эпизодических вооруженных конфликтов с применением «Меркави» стоит отметить конфликт в Южном Ливане (1997 г.) и операции в секторе Газа (до 2014 г.) — во всех случаях танки были поражены противотанковыми ракетами разной степени «древности» и частично выведены из строя, однако случаев полного разрушения в результате попаданий (кроме подрыва 2-х машин на фугасах в 2002 г в секторе Газа) не отмечено.

С другой стороны, Израиль не делится точными данными о потерях своей техники (особенно самой современной), а по словам представителей организации «Хизбалла», потери в «Мерквах» гораздо чувствительнее, чем принято считать учитывать.

Подписывайтесь авторизуйтесь id =»wc-textarea-wpdiscuzuniqueid» name=»wc_comment» class=»wc_comment wpd-field»> {}+Имя*Email*Веб-сайт0 комментариев Межтекстовые Отзывы Посмотреть все комментарии

Справочная литература

Справочник по огнестрельному оружиюсправочник стрелково оружие
Справочник линкоровкорабль проекта 11356 адмирал григорович

Израильский Новый год

Фото © Кристофер Ферлонг / Getty Images

Фото © Кристофер Ферлонг / Getty Images

Достоверных сведений о массовом боевом применении танков «Меркава» Мк.4 в ходе новой эскалации конфликта между Палестиной и Израилем в мае 2021 года нет. Отдельные заявления палестинской стороны в настоящий момент не воспринимаются всерьез, но один курьезный инцидент уже произошел. В Twitter появилось видео, на котором виден горящий танк «Меркава», установленный на грузовике.

На кадрах горит боевая машина, и автор видео утверждает, что это произошло после попадания ракеты комплекса 9М133 «Корнет». Видео поражения танка до сих пор не опубликовано, а очевидной связи ракеты «Корнет» с израильским танком нет.

Если информация о попадании ракеты «Корнет» в борт израильского супертанка подтвердится, то у ЦАХАЛ появятся три большие проблемы. Во-первых, уничтожение танка будет свидетельствовать о том, что у палестинцев есть «Корнеты» и они умеют их применять. Во-вторых, израильские танки рискуют просто не доехать до поля боя — если на фронте не будет боевых машин, то наземная операция против Палестины окажется под угрозой.

В-третьих, подрыв «Корнетома» нанес еще один болезненный удар по репутации «Меркави», которую израильтяне активно модернизируют последние несколько лет. Под угрозой оказалась не только боевая машина, но и комплекс «Трофи», который сейчас крупными партиями продается за границу.

Пока что «Меркава» Mk.4 занимает пятое место в рейтинге самых современных боевых танков, но это, как говорят военные, «дело поправимое». Если Израиль решится на полномасштабную наземную операцию, то у палестинцев и их союзников есть все шансы испортить имидж этого танка.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector