Танк ИС-7: тяжёлый, как выглядит, сколько весит, тактико-технические характеристики (ТТХ), история создания

Военная техника

История создания ИС-7

История танка ИС-7 началась в конце 1944 года, когда конструкторы завода № 100 приступили к разработке эскиза тяжелого автомобиля нового типа. Этот образец должен был воплотить в себе все наработки советских разработчиков танкостроения, собранные за годы войны. Проект поддержал нарком внутренних дел Л.П. Берия.

ИС 7 в Кубинке

Именно благодаря его поддержке начались работы по проектированию новой машины. Первые проекты создавались под номерами 257, 258 и 259. Основным отличием этих образцов был тип трансмиссии (устанавливались варианты с электрической и механической передачей мощности).

Работы по созданию очередного объекта № 260 были организованы в Ленинграде уже после окончания войны. Для более тщательной проработки проекта было сформировано несколько групп бригад специалистов, имеющих большой практический опыт создания тяжелой бронетехники.

В конструкции также учитывался опыт эксплуатации и боевого применения бронетехники в годы Великой Отечественной войны. Чертежи были выполнены очень быстро и в начале сентября 1945 г утверждены главным конструктором Ж.Я. Котин.

Лоб корпуса ИС-7 был выполнен в виде «щучьего носа», как и на ИС-3, но с меньшим выступом вперед.

На танке планировалось использовать спаренные дизельные двигатели В-16, суммарная мощность которых должна была составить 1600 л.с. Силовая передача — электромеханического типа (аналогична конструкции, примененной на машине ИС-6). Благодаря размещенным под большим углом броневым листам образовались пустоты в местах размещения топливных баков.

Башня ИС-7 — литая, уплощенной формы. Вооружение проекта составляли 130-мм нарезная пушка и пулеметы в количестве 5 единиц (3 пулемета ДТ и 2 крупнокалиберных пулемета Владимирова калибра 14,5 мм). Масса машины достигала 65 тонн. Объект в натуральную величину был выполнен только в виде деревянной модели.

Описание конструкции танка ИС-7

Танк ИС-7 имел классическую общую компоновку с постом управления, расположенным в носовой части корпуса, боевым отделением в средней части корпуса и установленной сверху башней, а также моторно-трансмиссионным отделением в кормовой части корпуса корпус. Экипаж танка состоял из пяти человек и располагался: командир танка в башне справа от орудия, механик-водитель в отделении управления по продольной оси танка, наводчик в башне слева от орудия вооруженное орудие, заряжающие в башне позади командира танка и наводчика.

Корпус танка сварен из листов катаной гомогенной брони с лобовой частью типа «щучий нос» и изогнутыми бортами. Верхний бронелист в носовой части корпуса толщиной 150 мм имел наклон от вертикали под углом 68° и имел углы поворота 580. Нижний бронелист в носовой части корпуса толщиной 150 мм, имел угол наклона 500 от вертикали.

Борт корпуса танка был сварен из трех бронелистов: верхнего листа толщиной 150 мм, расположенного под углом 52° от вертикали, среднего сплошного гнутого листа толщиной 100 мм и днища толщиной 16 мм, имевшего угол наклона 630. Крыша корпуса, состоявшая из двух бронелистов толщиной 20 мм.

Неразъемная башня сферической формы имела переменную толщину брони в лобовой части от 210 до 90 мм с углами наклона стенок от 00 до 450. Диаметр погона башни «в свету» составлял 2300 мм. В носовой части башни имеется бойница для установки пушки и спаренных пулеметов, прикрытая броневой маской.

В крыше башни имелись: в передней части крыши над местами командира танка и наводчика — люки с поворотными погонами и приборами прицеливания и наблюдения, в средней части крыши — большой прямоугольный люк для десантные заряжающие и загрузки боекомплекта, перед этим люком — башенный вентилятор, на задней части крыши — кронштейн с зенитным пулеметом. На стенках кормовой ниши башни установлены бронекорпуса, при этом подвижные пулеметы ориентированы назад.

Описание конструкции

Основное вооружение танка состояло из 130-мм нарезной пушки С-70 с малогабаритным механизмом заряжания (на модели устанавливалась не спаренная с пушкой (устанавливалась поверх артустановки), другое — зенитная (устанавливалась на кронштейн в кормовой части крыши башни), шесть 7,62-мм пулеметов РП-46 (два — спаренных с пушкой, два курсовых — установлены в броневых рукавах по бортам в средней части корпуса, два кормовых — установлены в бронекорпусах на стенках кормовой ниши танка) состоял из 30 выстрелов раздельного гильзы, 400 выстрелов калибра 14,5 мм и 2500 выстрелов калибра 7,62 мм.

Для стабилизации вооружения в вертикальной плоскости при стрельбе с ходу на танке применялся гироскопический прибор управления огнем «Штурм» (прикрепленный к лафету) с электромеханическими следящими (амплидиновыми) силовыми приводами вертикального наведения орудия, что обеспечивало автоматическое наведение оружия на цель по стабилизированной линии визирования и стрельба с необходимым наведением.

Для прицеливания при стрельбе из пушки и спаренных пулеметов использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-46В (устанавливался на блоке «Штурм») и перископический прицел ПТ-47А с дальномерной шкалой. Для управления огнем танка и его корректировки пост командира танка был оборудован двухуровневыми следящими системами управления, включенными в систему амплидиновых электроприводов поворота башни и подъема орудия.

Для наблюдения и корректировки огня место командира танка оборудовалось перископическим наблюдательным прибором ТПК-2, с помощью рукояток управления командир танка мог взять на себя управление огнем из пушек и спаренных пулеметов, кроме того, он мог вести огонь из зенитного пулемета.

Силовая установка для танка использовала V-образный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения М-50Т (эжекторная система) и приводной центробежный нагнетатель мощностью 1050 л.с. В силовой передаче танка применялась однопоточная механическая коробка передач, в состав которой входили: планетарная коробка передач, механизм поворота типа ЗК, две комбинированные двухрядные (однорядная планетарная) коробки передач и гидравлическая следящая система управления.

Ходовая часть танка, по отношению к одному борту, состояла из одного двускатного литого рулевого колеса спереди с кривошипно-винтовым механизмом натяжения гусеницы, семи двускатных опорных катков с внутренней амортизацией диаметром 730 мм с индивидуальным балочным торсионом подвеска, рычажно-поршневые гидравлические амортизаторы (внутри балансиров первого, второго, шестого и седьмого узлов подвески) и пружинные упоры на балансирах, одно заднее ведущее колесо со сменными фонарными шестернями и малой шарнирно-сочлененной гусеницей с резино- металлическая петля на 93 паза шириной 700 мм.

Шасси для танка

Для внешней связи на танке была установлена ​​радиостанция 10РТ, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-47. Для тушения пожара в танке использовалась автоматическая установка углекислотного пожаротушения с термовыключателями и световой сигнализацией возгорания. Для постановки дымовой завесы использовались дымовые шашки МДШ.

Вооружение

  • 130-мм пушка С-70 имела стабилизатор для повышения точности стрельбы, цепной механизм заряжания с электроприводом и круглоствольный дульный тормоз.
  • Масса оружия, кг — 4225
  • Боеприпасы, шт. — тридцать
  • Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с — 900
  • Прицельная дальность, м, — 3000
  • Углы места, град: Неизвестно

Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются относительно горизонтальной поверхности.

  • Бронепробиваемость на дистанции 500 м, мм/град. – 250/90°
  • Бронепробиваемость на дальности 2 км, мм/град. – 210/90°
  • Бронепробиваемость на дальности 3 км, мм/град. – 180/90°
  • Скорострельность, выстр/мин — до 8

Расположение бака

Дополнительное вооружение

Всего на ИС-7 было 8 пулеметов, из них два 14,5-мм и шесть 7,62-мм. Один 14,5-мм пулемет и два 7,62-мм пулемета были спарены с пушкой и устанавливались в обтекателе орудия, другой 14,5-мм пулемет устанавливался на крыше башни, из оставшихся четырех 7,62-мм пулеметов два устанавливались по бортам задней части башни и еще два — на надгусеничных полках.

Все танковые пулеметы, кроме установленных в маске орудия, оснащались внешним электроприводом. Боекомплект пулемета состоял из 400 патронов калибра 14,5 мм и 2500 патронов калибра 7,62 мм.

Преемники тридцатьчетвёрки (средние танки Т-44)

Средний танк Т-44

Проект №260

в следующем году началась разработка нового проекта. Этому объекту был присвоен номер 260, такой же, как и предыдущему. Конструкторы Кировского завода сделали чертежи и собрали два прототипа. С первой машиной, собранной 8 сентября 1946 года, были проведены пробеговые испытания. Танк прошел 1000 км и мог развивать скорость до 60 км/ч. Достигнутые результаты соответствовали заявленным требованиям. Второй танк, выпущенный 25 декабря 1946 г., имел пробег 45 км.

Для движения танка ИС-7 в соответствии с установленными требованиями необходимо было установить дизельный двигатель мощностью не менее 1200 л.с.

Силовой установки, полностью соответствующей заявленным параметрам, не было, и было принято решение о сборке взаимосвязанного агрегата в составе 2-х дизелей В-16 производства завода №77. В то же время Минтрансмаш отправил задание на завод №800 на изготовить двигатель с необходимыми характеристиками.

В результате завод №800 не создал двигатель, а блок с двумя дизелями не был готов в оговоренный срок. Дальнейшая установка дизельного блока и испытания завода №100 показали несостоятельность идеи установки 2-х двигателей. Инженеры Кировского завода, ограниченные во времени, обратились на завод № 500 Министерства авиационной промышленности, где было принято решение о разработке танкового двигателя на базе авиадвигателя под маркой АЧ-300, мощность которого составляла 1500 л.с. Проект дизеля получил название ТД-30.

Новым прибором оснащались построенные образцы ИС-7. В ходе испытаний силовая установка показала хорошие результаты, но все результаты были испорчены плохим качеством сборки двигателей.

Танк ИС 7 фото

Силовая передача машины ИС-7 была представлена ​​двумя типами. Первая – коробка передач (6 передач), имеющая 2-х ступенчатый механизм поворота. Механизм управлялся гидравлическими сервоприводами. Силовая передача при испытаниях показала хорошие результаты. Разработка второго проекта механической коробки передач (6 передач) с планетарным четырехступенчатым механизмом поворота велась совместно с Московским государственным техническим университетом. Бауманн. Управление также осуществлялось с помощью гидравлических следящих приводов.

Конструкторское бюро разработало несколько типов подвески, которые устанавливались и испытывались на серийных бронемашинах и на первом серийном ИС-7. По результатам испытаний была сформирована окончательная конструкция подвески. В машине внедрены такие новшества, как 2-полосные амортизаторы, усиленные катки с внутренней амортизацией и торсионы балочного типа. ИС-7 передвигался по гусеницам шириной 710 мм с литыми траками, соединенными резинометаллическими шарнирами.

Применение таких шарниров позволило снизить шумность и износ гусеничных башмаков, но изготовление этих шарниров было очень сложным и трудоемким.

Танк ИС-7 был вооружен 130-мм пушкой С-26 с дульным тормозом нового типа (разрезным). На пушку был установлен механизм заряжания, позволивший увеличить скорострельность до 6 выстрелов в минуту. На машине было установлено 7 пулеметов. Шестерка имела калибр 7,62 мм, при работе использовался электропривод.

Башня, состоящая из двух 7,62-мм пулеметов, была установлена ​​в районе заднего броневого листа башни. Проведенные испытания показали отличные огневые возможности башни. Также предполагалось установить один пулемет калибра 14,5 мм.

Танк ИС-7

Для испытаний на бронепробиваемость Ижорский завод дополнительно изготовил 2 бронекорпуса и 2 башни. После изготовления они были перевезены в Кубинку, в расположенный там район, где были обстреляны из артиллерийских систем калибра 88 мм, 122 мм и 128 мм. Обстрел показал хорошую бронезащиту образцов, что способствовало дальнейшему утверждению проекта.

Последняя версия танка ИС-7

На основании выявленных замечаний продолжались работы по совершенствованию проекта ИС-7. Корпус из катаной гомогенной броневой стали имеет более широкую форму с загнутыми бортами, а башня более «приплюснута». Броня корпуса: лоб, борта (сверху) 150 мм, днище 100 мм, корма 60 мм и 100 мм (сверху и снизу соответственно), днище и крыша 20 мм. Защита лба башни составляла 210 мм (броня маски — 350 мм), борта — 150 мм, кормы — 94 мм, крыша башни — 50 мм.

Танк был оснащен артсистемой С-70 калибром 130 мм и длиной ствола 54 калибра.

Выстрел был произведен снарядом массой 33,4 кг (с начальной скоростью 900 м/с). Использовалась система управления огнем со стабилизацией и автоматической стрельбой.

Этот прототип ИС-7 был оснащен 6 7,62-мм пулеметами РП-46 и 2 14,5-мм крупнокалиберными пулеметами Владимирова. КПВ вместе с двумя 7,62-мм пулеметами устанавливался непосредственно в маске орудия. Второй крупнокалиберный пулемет устанавливался на станке и имел электрический привод направляющих, что позволяло вести огонь дистанционно, при этом этот пулемет мог использоваться как зенитный.

Схема IC 7

Кроме того, для усиления зенитного огня инженеры КБ Кировского завода спроектировали вариант встроенной пулеметной установки, которая состояла из пулемета КПВ и двух РП-46. Остальные 4 пулемета меньшего калибра размещались в следующем порядке: 2 ствола устанавливались на надгусеничных полках, а остальные 2 монтировались в заднем бронелисте башни.

Все пулеметы имели возможность вести дальнюю стрельбу.

Машина комплектовалась боекомплектом в 30 снарядов с принципом раздельного заряжания и патронами: 400 шт для крупнокалиберных пулеметов и 2500 шт для РП-46.

Экипаж ИС-7, состоящий из пяти человек, был распределен следующим образом: четыре танкиста рассредоточены в башне (командир находился справа от орудия, наводчик располагался слева, 2 члена экипажа отвечали за заряжание орудия) орудие и управляющий огнем пулемет размещались сзади), один член экипажа корпуса (механик-водитель).

На заводе установлен новый 12-цилиндровый дизель М-50Т, разработанный на базе серийной морской энергетической установки. Агрегат развивал мощность 1050 л.с и имел наддувную систему охлаждения. Максимальная скорость, достигаемая с этим двигателем, составляла 60 км/ч (при движении по шоссе) и 32 км/ч при движении по пересеченной местности.

Также на танк ИС-7 была установлена ​​6-ступенчатая механическая силовая коробка передач, разработанная в 1946 году. Подвеска машины также была изменена и состояла из 7 распределенных по бортам сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, опорные катки были демонтированы. На этой машине было смонтировано устройство для гашения колебаний с двухходовой гидравликой, внутри балансиров установлены корпуса амортизаторов.

Музей ИС-7

В моторном отсеке ИС-7 была установлена ​​система пожаротушения, состоящая из нескольких огнетушителей и датчиков температуры. Система настроена на 3 срабатывания при обнаружении пожара.

При проектировании ИС-7 продолжился монтаж различных наработок, ранее не использовавшихся. Так на прототип планировалось установить фильтры из материи с 2-мя ступенями очистки воздуха. Топливные баки объемом до 1300 литров были мягкими и изготавливались из особого типа материала, максимальное давление, которое они выдерживали, составляло 0,5 атм.

Тактико-технические характеристики ИС-7

  • Масса, т — 68
  • Экипаж, часов — 5
  • Длина корпуса, мм — 7380
  • Длина с инструментами, мм — 10000
  • Ширина корпуса, мм — 3400
  • Высота, мм — 2480
  • Заказ:
  • Панорамирование по корпусу (вверху), мм/град. – 150/65°
  • Панорамирование по корпусу (снизу), мм/град. – 150/50°
  • Борт корпуса (верх), мм/град. – 150/45°
  • Борт корпуса (днище), мм/град. – 100/40…65°
  • Корма корпуса (верхняя), мм/град. – 60/55°
  • Корма корпуса (снизу), мм/град. – 100/15°
  • Днище, мм — 20
  • Крыша корпуса, мм — 20
  • Чаша башни, мм/град. – 210/51-60°
  • Маска орудия, мм/град. – 350/0°
  • Стол револьверной головки, мм/град. – 150/30-65°
  • Подача башни, мм/град. – 94/0°
  • Крыша башни, мм — 50

Тактико-технические характеристики

Ходовые качества:

  • Мощность двигателя, л.с. — 1050
  • Максимальная скорость, км/ч — 60
  • Запас хода, км — 300
  • Удельная мощность, л.с./ч — 15,4
  • Скороподъемность, гр. — 30°

Торнадо, зародившийся в Европе (многоцелевой истребитель Panavia Tornado)

многоцелевой истребитель Panavia Tornado

Основные модификации танка ИС-7

«Объект 260» (ИС-7 обр. 1946 г.) — опытный тяжелый танк, разработанный конструкторским бюро Ленинградского отдела опытного завода № 100 и отделом главного конструктора танкового производства ЛКЗ под руководством Ж. Я. Котина (ведущий инженер П.П. Исаков) в 1945-1946 гг на основе проектов тяжелых танков «Объект 258», «Объект 259», «Объект 260» и «Объект 261». 12 февраля 1946 года постановлением СНК СССР танку было присвоено открытое обозначение ИС-7, в основу которого легла конструкция танка «Объект 260».

Всего на ЛКЗ было изготовлено два опытных танка Объект 260 и два комплекта корпусов и башен для обстрелов, получивших впоследствии обозначение ИС-7 образца 1946 года (первый 8 сентября, второй 25 декабря 1946 г.). В течение 1946 года оба танка прошли интенсивные заводские испытания. 1 августа 1947 года завершились испытания танка, основное внимание уделялось доработке проекта в усовершенствованный вариант танка ИС-7.

Танк Объект 260 отличался от танка ИС-7 образца 1947 года:

  • Конструкция бронекорпуса, имевшего меньшую ширину, составной борт из катаных броневых листов (верхний толщиной 150 мм, средний — 100 мм, нижний — 16 мм), иная конструкция моторного отделения за счет применения другой двигатель и силовая передача, другая крыша двигателя — коробка передач, за счет применения вентиляторной системы охлаждения силовой установки.
  • Форма литой башни (толщина брони лобовой части 240 мм) с выраженной кормовой нишей и другой лобовой частью (в ходе обстреловых испытаний она была признана неудачной и подлежала замене). Диаметр погона башни «в свету» составлял 2000 мм. На сварной крыше башни толщиной 30 мм размещалось: в лобовой части справа — командирская башенка с тремя смотровыми приборами и люком, слева — головка прицела наводчика, посередине части башни в центре был смонтирован кожух вентилятора башни, за ним справа находился прямоугольный двухстворчатый люк первого заряжающего, слева — люк для десанта наводчика и второго заряжающего с вращающимся погон, на котором крепилась зенитная пулеметная установка, имелась пулеметная турель со спаренными пулеметами, расположенная в задней стенке кормовой башни.
  • Основное вооружение танка состояло из 130-мм нарезной пушки С-26 с автоматом заряжания в кормовой нише башни, 14,5-мм пулемета КПВ-44 (на зенитной пулеметной установке), семи 7,62-мм Пулеметы ШКАС (один спаренный с пушкой, два в бронированных ящиках на маске орудия, два в бронированных ящиках на надгусеничных полках для стрельбы сзади, два в дистанционно-управляемой турели в задней части башни). Боекомплект танка составлял 30 выстрелов отдельного гильзового к орудию, 300 выстрелов калибра 14,5 мм и 2000 выстрелов калибра 7,62 мм.
  • В качестве силовой установки использовался четырехтактный V-образный двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения ТД-30 (вентиляторная система) с приводным центробежным нагнетателем мощностью 1200 л.с..
  • Силовая передача на танк представляла собой однолинейную механическую трансмиссию, состоящую из многодискового главного фрикциона, трехосной шестиступенчатой ​​трансмиссии с зубчатыми кронштейнами и синхронизаторами, двух двухступенчатых планетарных поворотных механизмов, двух планетарных бортовых передач и одной гидравлическая сервосистема управления.
  • В ходовой части танка в отличие от ИС-7 использовалась двухосная трубчато-стержневая подвеска и опорные катки диаметром 703 мм.
  • Для внутренней связи в танке было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис.

Основные модификации

Для танка «Объект 260» на основе немецких разработок были разработаны инфракрасные блоки прицеливания и наблюдения, но их создание затянулось до начала 1950-х годов.

Шрам от ИС-7. 1947 г. — опытный тяжелый танк конструкции ОКБ ЛКЗ (с 1 января 1947 г отдел главного конструктора танкового производства ЛКЗ и ОКБ Ленинградского филиала Опытного завода № 100 объединились) под руководством Ж.Я. Котина в 1947-1948 годах на основе конструкции танка ИС-7 обр. 1946 г. Первая модель танка была изготовлена ​​на ЛКЗ 24 августа 1947 г., вторая — 6 октября, третья — 30 декабря, четвертая — 11 июля 1948 г.

После принятия решения о прекращении работ по доводке тюнинг танка ИС-7, продолжал экспериментальные танки для отработки узлов и агрегатов перспективных тяжелых танков вплоть до начала 1950-х гг.

Ходовая часть

Из-за больших габаритов двигателя корпус с традиционной подвеской был бы слишком высоким. Поэтому были разработаны балочные торсионы, обеспечивавшие высоту корпуса даже меньше, чем у ИС-2 и ИС-3.

Рулевое колесо находилось впереди, ведущее сзади, между ними было 7 опорных катков, при этом от опорных катков отказались.

Для обеспечения плавности хода на ИС-7 были установлены гидравлические двухсторонние амортизаторы.

Гусеница с резинометаллическими шарнирами и литыми траками была сложна в изготовлении, но обладала хорошей износостойкостью и пониженной шумностью.

полный размер.jpg

Летом 1948 года Кировский завод выпустил четыре ИС-7, которые после заводских испытаний были переданы на гос. Председателем государственной комиссии был назначен генерал-майор А.М.Сыч. Танк произвел на членов комиссии сильное впечатление: при массе 68 т машина легко развивала скорость 60 км/ч и обладала отличной проходимостью.

Рассмотрим ИС-7 в сравнении с танками послевоенного поколения. Наиболее важными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение состояло из 83,2-мм и 90-мм орудий с большой начальной скоростью пули (оба впоследствии получили по 105-мм орудию) пушка с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжелых танков на расстоянии более 1000 м.

Бортовая защита выдерживала попадание снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. Она выдерживала попадания немецкой 128-мм пушки и даже своей 130-мм. В годы войны 128-мм орудие поражало любой танк на любой дистанции, в том числе и ИС-2. Собственная пушка ИС-7 имела калибр 130 мм, начальную скорость снаряда 900 м/с и бронепробиваемость более 185 мм на дальности 1,5 км.

Основная проблема крупнокалиберной пушки — скорострельность — была решена. С помощью механизма заряжания и введения в состав экипажа двух заряжающих достигалась скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Система прицеливания также была значительно усовершенствована, танк получил возможность вести бой на дальней дистанции с наибольшей точностью. Таким образом, ИС-7 может уничтожать все типы танков НАТО, находясь вне их зоны поражения.

В годы Второй мировой войны тяжелые танки, превосходившие средние по боевым характеристикам, значительно уступали им в подвижности. Эту проблему решили установкой 1000-сильного двигателя и новейшей коробки передач с сервоприводами. Броневая защита в то время была практически неуязвимой. Достаточно сказать, что ИС-7 выдержал огонь не только 128-мм немецкой пушки, но и своей 130-мм пушки.

В ходе испытаний был проведен интересный эксперимент по определению влияния на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. Собак разместили на местах экипажа, после чего ИС-7 был обстрелян. Однако результаты обстрела не повлияли на состояние животных.

Рассмотрим ИС-7 в сравнении с танками послевоенного поколения. Наиболее важными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение состояло из 83,2-мм и 90-мм орудий с большой начальной скоростью пули (оба впоследствии получили 105-мм орудие) пушка с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжелых танков на расстоянии более 1000 м.

Бортовая защита выдерживала попадание снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. В годы войны 128-мм орудие поражало любой танк на любой дистанции, в том числе и ИС-2. Собственная пушка ИС-7 имела калибр 130 мм, начальную скорость снаряда 900 м/с и бронепробиваемость более 185 мм на дальности 1,5 км. Основная проблема крупнокалиберной пушки — скорострельность — была решена.

С помощью механизма заряжания и введения в состав экипажа двух заряжающих достигалась скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Система прицеливания также была значительно усовершенствована, танк получил возможность вести бой на дальней дистанции с наибольшей точностью.

Таким образом, ИС-7 может уничтожать все типы танков НАТО, находясь вне их зоны поражения. В годы Второй мировой войны тяжелые танки, превосходившие средние по боевым характеристикам, значительно уступали им в подвижности. Эту проблему решили установкой 1000-сильного двигателя и новейшей коробки передач с сервоприводами. Огромный 68-тонный танк разгонялся до 60 км/ч и легко управлялся. Более-менее адекватные по бронезащите и вооружению М-103 и Conqueror значительно уступали ему в скорости и подвижности.

Для борьбы с небронированными целями и пехотой наш танк имел еще и чрезвычайно мощное стрелковое вооружение. В результате СССР мог получить прототип современного основного танка, который обесценил бы танковый арсенал вероятного противника. К сожалению, достижения в области противотанковых, ядерных вооружений и авиации поставили под сомнение концепцию «идеального» танка. Усовершенствование кумулятивных боеприпасов резко снизило ценность его тяжелой баллистической броневой защиты.

Такие революционные нововведения в конструкции танка также страдали культурой военного производства и отсутствием технологической базы. Двигатель постоянно выходил из строя, система пожаротушения не работала, коробка передач с трудом выдерживала нагрузку, были и другие «детские болезни». Разумеется, за все эти превосходные качества пришлось расплачиваться запредельной массой в 68 тонн, из-за чего эксплуатационная подвижность сильно снижалась.

Транспортировка танка с такой массой в Советской армии не давалась, а вот с перевозкой 68-тонного «Королевского тигра» и 72-тонного «Ягдтигра» немцы вполне справлялись».

Вооружение

В качестве вооружения танк изначально оснащался 130-мм пушкой С-26, 3 пулеметами ДТ и 2 КПВ.

Позже орудие заменили на С-70 того же калибра, с начальной скоростью 900 м/с и 8 пулеметами.

Появился прибор управления огнем, делавший прицеливание независимым от положения орудия. Наводчик указывал точку прицеливания, после чего стабилизированное орудие автоматически наводилось в нужное место.

Еще одной новинкой стал транспортер снарядов, облегчивший работу экипажа. Благодаря ему и 2-м заряжающим скорострельность ИС-7 достигала 8 выстрелов в минуту.

в маске пушки было установлено 3 пулемета, 2 РП-46 на надгусеничных полках, еще два в задней части башни, также имелась зенитная установка, установленная на шесте, прикрепленном к крыше башни. Все они имели дистанционное управление и управлялись заряжающими.

Боекомплект пушек составлял 30 гранат, пулеметов — 400 крупнокалиберных и 2500 мелкокалиберных патронов.

полный размер.jpg

полный размер.jpg

полный размер.jpg

Дальнейшая судьба проекта

В середине 1948 года Кировский завод выпустил еще 4 модели ИС-7. После заводских испытаний эти машины отправили на гос. Члены комиссии остались полностью довольны результатами государственных испытаний.

При весе 68 т машина спокойно разгонялась до 60 км/ч, а защита не позволяла пробить снаряды 128- и 130-мм танковых орудий.

Но не все испытания танка ИС-7 проходили гладко. При обстреле снаряд, срикошетивший сбоку и попавший в ходовую часть, вырвал каток гусеницы вместе с частью подвески из броневого листа. При проверке пробега одной из машин произошло возгорание двигателя, закончившийся гарантийный пробег. Система пожаротушения не смогла локализовать возгорание после 2-х попыток, и танк полностью выгорел.

Советский танк ИС-7

Государственные испытания машины ИС-7 показали хорошие результаты, и в 1949 году Кировский завод получил госзаказ на производство 50 единиц. Но вскоре вышло постановление об ограничении работ по бронетехнике, вес которой превышал 50 тонн. В форсированном темпе работы были свернуты, и ни один из заказанных ИС-7 так и не был произведен.

Читайте также: Подводные лодки проекта 941 «Акула» уйдут на покой — какая подлодка придёт на замену АПЛ «Дмитрий Донской»

Двигатель и трансмиссия

В самом начале было подготовлено несколько вариантов силовой установки, например состоящая из 2-х дизелей В-16 мощностью 1200 л.с и электрической или механической коробки передач.

Позднее на танк был установлен серийный и хорошо зарекомендовавший себя дизель М-50Т мощностью 1050 л.с. Недостатком было то, что он предназначался для морских лодок, а потому имел довольно большие размеры.

На ИС-7 впервые для советского танкостроения была установлена ​​эжекторная система охлаждения и инерционный воздушный фильтр.

Трансмиссию излишне не усложняли и оставили обычную механическую. Испытатель позже вспоминал, что переключение передач было очень легким, как и управление танком в целом.

Также установили автоматическую систему пожаротушения производства Шемелина, которая с помощью датчиков следила за состоянием МТО и могла включаться до 3 раз, но в ходе испытаний один танк полностью сгорел, и потушить его не удалось.

полный размер.jpg

Трансмиссия танка была разработана в двух вариантах. Первый, изготовленный и испытанный на ИС-7, имел шестиступенчатую коробку передач с тележкой и синхронизаторами. Механизм вращения планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. В ходе испытаний коробка передач показала хорошие тяговые характеристики, что обеспечило высокие средние скорости танка.

Второй вариант механической коробки передач разработан совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с поворотным механизмом типа ЗК. Управление танком облегчили гидравлические следящие приводы с перспективным рядом передач.

В ходе разработки шасси конструкторский отдел спроектировал ряд вариантов ходовой, изготовленных и подвергнутых лабораторным испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основе были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

Впервые в отечественном танкостроении гусеницы с резинометаллическим шарниром (или, как тогда говорили, с сайлентблоком), гидравлические амортизаторы двойного действия, опорные катки с внутренней амортизацией, работающие при больших нагрузках, балочные торсионы были использованы.

ТТХ ИС-7 в сравнении с ИС-4

Практически одновременно с ИС-7 велись работы по проектированию и созданию ИС-4. Машины имели практически одинаковые параметры. ИС-7 оказался тяжелее ИС-4 и имел более мощную артиллерийскую систему, но уступал в бронировании. При этом, несмотря на то, что ИС-7 имел больший вес, чем ИС-4, силовая установка большей мощности позволяла машине увеличить скорость до 60 км/ч.

Мир танков ИС-7

В конце сороковых концепция ведения войны изменилась после появления ядерного оружия. Предпочтение отдавалось бронетехнике, имеющей меньшую массу с возможностью быстрого развертывания в случае военного конфликта.

Вес и т.д. 60 68
Длина и т д 9790 11170
Ширина и т д 3260 440
Высота и т.д. 2480 2600
Клиренс и т.д. 410 410
Поддон корпуса и т.д. 160 150
Таблица корпуса и т.д. 160 150-100
Кормление корпуса и т.д. 100 100-60
Бронезащита башни (лоб, корма) 250-170 210-94
Вооружение Д-25Т кал. 122 мм, 2 пулемета С-70 кал. 130 мм, 8 пулеметов
Скорость (шоссе/бездорожье) 43/20 60/32
Власть 750 1050

Танк ИС-7 имел массу 68 тонн, что очень затрудняло его транспортировку, как своим ходом, так и по железной дороге. С другой стороны, характеристики машины позволяли доминировать на поле боя. В то время на вооружении бывших союзников бронетехники с такими параметрами не существовало. А инновации, использованные в проекте, продолжили свою жизнь на следующих, уже серийных основных машинах.

Ложка дегтя

За комфортабельной иномаркой: тест-драйв американского танка Sherman

За рулем

Или взять тот же двигатель. Дизель мощностью 1200 «лошадей» ленинградцы не могли получить от промышленности, на что рассчитывали конструкторы — с ним всегда были какие-то проблемы. В итоге пришлось ограничиться двигателем для торпедных катеров, выдававшим 1050 сил. Но все это не было чем-то принципиально страшным — пока что главным было проведение министерских испытаний. Доводку современных механизмов и поиски двигателя можно было провести позже, когда ИС-7 был принят на вооружение.

Государственные испытания

Один из двух изготовленных прототипов был испытан 23 ноября 1947 года. Условия были жесткими: в попытке проверить надежность и работоспособность конструкции танк не щадили. До завершения испытаний в марте следующего года ИС-7 преодолел 2000 км без единой серьезной поломки. Танк уверенно показывал скорость 60 км/ч и отличался нетипичной для советских машин легкостью управления, что порадовало водителя-испытателя. Солдаты были счастливы.

Второй прототип перед началом министерских экзаменов.
Второй прототип перед началом министерских экзаменов.

Правда, прототип сгорел через два дня после официального завершения испытаний — что-то пошло не так в двигателе, не сработала система пожаротушения. Но главное, что это произошло не на глазах наблюдателей из Москвы. Кстати, это было не единственное ЧП. Первый прототип при испытаниях на заводе сначала сбросили с моста (к счастью, без последствий), а затем случайно столкнулись с идущим на полном ходу паровозом.

К счастью, танк, не заметив поезда, только начал въезжать на переправу, так что локомотив только зацепился за пушку. Башню резко развернуло, и упор, фиксирующий орудие в походном положении, был сорван. После непродолжительного ремонта танк вернулся в строй.

По последнему слову техники

Наш Т-72Б3 против немецкого Леопарда-2: пришельцы из прошлого

За рулем

Но все остальное обещало быть отличным. Серьезная масса не делала ИС-7 неповоротливым сараем — планируемый 1200-сильный двигатель мог обеспечить максимальную скорость 60 км/ч. Лобовой брони было достаточно, чтобы противостоять любому танковому орудию и выдержать попадание тяжелого патрона «Фауст.

На этом преимущества проекта не закончились. Ленинградцы старались использовать весь накопленный мировой опыт, до которого им удалось добраться. Поэтому будущий проект ИС-7 включал в себя высокие технологии на любой вкус. Например, специальный механизм с электрическим приводом, ускоряющий зарядку пистолета. С ее помощью скорострельность 130-мм пушки с раздельным заряжанием снаряда была доведена до восьми выстрелов в минуту.

Интересным было и зенитное вооружение. Это были встроенные, защищенные легкобронированным кожухом, два 7,62-мм и один 14,5-мм пулеметы на башне. Стрелять ими можно было бы, не выходя из танка, с помощью «следящего механизма» на пульте управления.

ИС-7 в заводском цеху.
ИС-7 в заводском цеху Фейерверк: какие машины и механизмы отвечают за праздничную атмосферу

За рулем

Мы также рассмотрели немецкий опыт ночных боев. На ИС-7 было два инфракрасных прицела — для механика-водителя и командира. Первый был проще и позволял разделять объекты и рельеф на расстоянии 50 метров. Другой обеспечивал видимость до 120 метров.

Обратите внимание на топливные баки новой конструкции. Изготовленные из резинового материала, они легко принимают заданную форму. Это позволяло размещать баки в труднодоступных внутренних местах корпуса, при этом они были проще в изготовлении и обслуживании, чем жесткие аналоги сложной формы.

ИС-7 на территории Кировского завода.
ИС-7 на территории Кировского завода.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector