- Могущество 6-го поколения
- Предназначение истребителя
- Технические характеристики истребителя-перехватчика МиГ-41
- Не падает тот, кто не летает!
- Самолет-рекордсмен
- Предполагаемые характеристики МиГ-41
- Модернизация МиГ-31: плюсы и минусы
- История появления МиГ-31
- Имеется ли будущее у проекта МиГ-41?
- Замена МиГ-31 на самолёты новейшего образца
Могущество 6-го поколения
Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата МиГ-41 разрабатывается для замены высотного перехватчика МиГ-31. Несомненно, что в ближайшие годы корпорация «МиГ» выпустит истребитель-перехватчик шестого поколения. Отдельные признаки указывают на большой качественный скачок.
Еще на этапе опытно-научных работ по МиГ-41, в августе 2018 года, генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что технологически совершенно новый самолет будет летать на скоростях 4-5 Махов, т е свыше 6000 км/т и выполнять миссии в космосе. Известно, что пилотируемая машина разрабатывается с перспективой перехода к производству базовой беспилотной версии истребителя шестого поколения МиГ-41.
В небе над Казахстаном все спокойно — силы ПВО отбили «атаку» с воздуха 16.09.2020, 12:18 ракета, для которой «прозрачны» все существующие и потенциальные системы ПВО и ПРО вероятного противника на расстоянии до 2000 км. Ранее бывший главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил журналистам, что МиГ-41 будут нести ракеты большой дальности Р-37 класса «воздух-воздух», «а также совершенно новые ракеты». Перехватчик Jager будет обладать выдающимися летными качествами, а его вооружение значительно усилит противоракетную оборону России.
Сегодня создается воздушное ракетное оружие нового поколения, активно развивается лазерное оружие. По данным «Известий», истребитель шестого поколения будет нести «многофункциональный ракетный комплекс дальнего действия, способный поражать гиперзвуковые ракеты».
Как российский Су-57 изменит баланс сил в Средиземноморье?
Специализированное издание Military Watch в своих оценках и прогнозах пошло еще дальше: гиперзвуковой самолет МиГ-41 объединит в себе преимущества перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, значительно усовершенствует их технологиями нового поколения и сможет угрожать космический корабль противника.
Аналитическое издание The National Interest посвятило МиГ-41 целую серию публикаций, в одной из которых отмечается, что российский загадочный стелс-истребитель шестого поколения может изменить правила игры, и с этим трудно не согласиться.
Предназначение истребителя
Разработчик МиГ-41 утверждает, что истребитель сможет выполнять боевые задачи в Арктике и в ближнем космосе. Новый самолет будет обнаруживать и уничтожать баллистические и крылатые ракеты, низколетящие беспилотники и спутники на орбите.
По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, МиГ-41 сможет поражать американские истребители F-22 и F-35. Это станет возможным благодаря активной фазированной антенной решетке, «которой нет в полной мере ни на одном другом самолете в мире».
Технические характеристики истребителя-перехватчика МиГ-41
Основное предназначение новейшего российского самолета, согласно спецификациям, — работа в условиях Крайнего Севера. Но при этом новая воздушная машина будет иметь такие летные характеристики, которые позволят работать и в космосе. Опять же, разработчики рассматривают возможность создания как пилотируемого варианта истребителя МиГ-41, так и создания конструкции для беспилотного управления.
Оснащение вооружением (частично) для истребителей МиГ-41 (вид снизу): 1 — передний отсек вооружения на нижней полусфере; 2 — бортовой отсек вооружения; 3 — основной отсек вооружения; 4 — система предупреждения о сближении
Скоростные характеристики машины впечатляют – параметры хода, по словам конструкторов, рассматриваются на уровне 4 – 4,5 Маха. При этом корпусные детали воздушной машины должны изготавливаться на основе новейших материалов и комбинаций материалов. Такой подход добавит новой технологии еще одну особенность — практически полную невидимость для современных зенитных радиолокационных комплексов.
Помимо «космической» скорости новейший истребитель МиГ-41 российского производства выделяется среди других подобных самолетов повышенной дальностью полета. По предварительным данным, боевой радиус новой российской «ракеты» составит не менее 1500 км. Если сравнивать этот параметр с конструкцией истребителя МиГ-31, то разница в большую сторону почти двукратная.
Не падает тот, кто не летает!
За время эксплуатации МиГ-31 произошло около 40 аварий и катастроф. Причины были разные: отказ материала, ошибка пилота, возгорание двигателя из-за утечки топлива. Наиболее резонансной стала авария 4 апреля 1984 года на аэродроме ЛИИ (Раменское).
Одной из версий было разрушение подшипника промежуточного вала и проставки двигателя, что привело к нарушению управления, а затем взрыву самолета в воздухе. Экипаж (начальник экипажа — заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Александр Федотов и штурман-оператор Валерий Зайцев) погиб.
11 апреля 2008 г с МиГ-31 произошла серьезная авария: на 21-й минуте полета оторвалась разборная часть фонаря первой кабины и разгерметизировались обе кабины самолета МиГ-31. Экипаж (подполковник Владимир Приходько и подполковник Константин Козицкий) принял меры по снижению скорости и высоты полета в условиях экстремально низких температур (ниже 55 °С), после чего совершил благополучную посадку на аэродроме. За мужество и высокий профессионализм летчики были представлены к государственным наградам.
10 марта 2010 г в аэропорту Котлас (Савватия) (Архангельская область) при посадке истребитель МиГ-31 занесло на боковую полосу и перевернулся. В ходе аварии пилот и штурман получили травмы. Самолет уничтожен, сумма ущерба составила 86 миллионов рублей.
11 августа 2020 года дальний перехватчик МиГ-31, у которого разрушились основные стойки шасси, совершил штатную посадку в Пермском крае, сообщили в Центральном военном округе. «Сигнал о готовности от командира аэропорта поступил в 19:50», — сообщил источник, близкий к ситуации. Почти на час у самолета закончилось топливо, чтобы совершить аварийную посадку. На борту находились два члена экипажа. В этот момент в аэропорт были стянуты все экстренные службы. В 20.40 самолет совершил безаварийную посадку.
Несмотря на аварии и катастрофы, эксплуатация МиГ-31 продолжается. Наверное, прав был тот мудрец, который когда-то сказал: «Кто не летает, тот не падает».
Самолет-рекордсмен
Тренировка звена истребителей-перехватчиков МиГ-31 712-го авиаполка для участия в совместных тактических учениях 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа (ЦВО) на территории аэродрома Приволжский © Donat Сорокин /ТАСС Подготовка вылета самолетов-перехватчиков МиГ-31 712 1-го авиаполка для участия в совместных тактических учениях 14-й армии ВВС и ВВС Центрального военного округа (ЦВО) на территории аэропорта Приволжский © Донат Сорокин / ТАСС
Предполагаемые характеристики МиГ-41
По словам Тарасенко, новый самолет сможет летать со скоростью 4-5 Маха и выполнять задачи в ближнем космосе. Характеристики конструкции и фото дают основания полагать, что МиГ-41 создан по принципу летающего крыла, говорит член совета военных экспертов Сергей Белоусов. По его словам, это придаст истребителю высокую маневренность.
«Необходимо помнить, что перехватчик МиГ-31 может выдерживать длительные динамические и тепловые нагрузки за счет конструкции прочного корпуса, состоящего на 50 % из стали, на 33 % из алюминиевых сплавов и на 16 % из титана. Эти свойства, безусловно, будут сохранены, а может быть, и улучшили», — отметил эксперт.
Объем и точные характеристики вооружения остаются нераскрытыми, но эксперты предполагают, что МиГ-41 получит комплекс «Долк» с гиперзвуковой ракетой, способной поражать все существующие и перспективные системы ПВО и ПРО противника на расстоянии до двух тысяч километров.
В 2017 году глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев заявлял, что вооружение МиГ-41 будет состоять из ракет Р-37 и принципиально нового вооружения. При этом запас хода составит 700-1500 километров.
«Это будет сверхсовременный тяжелый истребитель-перехватчик, который сможет противостоять не только стандартным маломаневренным угрозам, таким как крылатые ракеты, бомбардировщики, в том числе беспилотники, но и угрозам со стороны гиперзвуковых ракет», — пояснил Бондарев.
Модернизация МиГ-31: плюсы и минусы
Форсаж двигателей МиГ-31БМ на взлете и наборе высоты © Андрей Шматко / wikimedia.org Форсаж двигателей МиГ-31БМ на взлете и наборе высоты © Андрей Шматко / wikimedia.org
История появления МиГ-31
Чтобы получить представление о том, каким будет новейший истребитель-перехватчик МиГ-41, рассмотрим, как выглядел его предшественник МиГ-31 и почему он нуждается в замене. Так что МиГ-31 — это первый истребитель 4 класса, который был разработан еще в годы СССР. В НАТО МиГ-31 называют «фоксхунд», что означает «лисья собака». Этот истребитель является перехватчиком и его задачей является перехват и уничтожение всех вражеских или неопознанных целей. Эти цели уничтожаются вне зависимости от времени суток и климатических условий.
Самолет МиГ-31 оснащен следующими средствами отражения возможных маневров и контратак противника:
- Системы создания активных радиолокационных помех;
- Аналогичные системы создания пассивных радиолокационных помех;
- Системы запуска «тепловых ловушек».
Эффективность МиГ-31 настолько велика, что 4 истребителя способны контролировать воздушное пространство до 900 км.
По состоянию на 2011 год в составе ВВС России насчитывалось 252 самолета МиГ-31. Часть этих самолетов уже модернизирована до МиГ-31БМ.
Имеется ли будущее у проекта МиГ-41?
Хотя американские военные уверены в реальности МиГ-41, и уже довольно давно ведут разработку оружия, способного ему противостоять, в России дела обстоят не так гладко, как хотелось бы. МиГ-41 существует только в проекте, так как средств на создание хотя бы опытного образца не хватает. Разработка истребителей 5 поколения невероятно дорогая.
Например, американцы потратили около 66,7 млрд долларов на разработку своего истребителя F-22, который является истребителем 5-го поколения. В связи с этим становится понятно, что России проще вложить такие большие средства в создание многоцелевого истребителя, чем создавать довольно специфический образец перехватчика, который не может выполнять многие другие боевые задачи.
Если проанализировать ВВС многих стран мира, то можно увидеть, что, помимо России, большинство развитых стран отказались от использования узкоспециализированных перехватчиков. Только Россия и некоторые страны бывшего «соцлагеря» продолжают МиГ-31 и МиГ-25. МиГ-25 продолжает стоять на вооружении некоторых стран, а в России снят с вооружения в 2013 году.
На вопрос, кто должен выступать в роли перехватчика, есть 2 ответа:
- МиГ-31 каждый год модернизируются до МиГ-31БМ, которые еще долго останутся на вооружении;
- Большую часть задач, выполняемых истребителями-перехватчиками, возьмут на себя новые истребители проекта ПАК-ФА, которые постепенно будут закуплены российскими военными.
Именно по совокупности всех этих причин МиГ-41 может превратиться в очередную легенду, которая никогда не родится. Такие примеры уже были. Например, в США пустили слух о создании новейшего военного самолета «Аврора», который станет самым быстрым самолетом на земле. Многие до сих пор утверждают, что «Аврора» состоит на вооружении спецслужб США, хотя достоверной информации о реальном существовании этого самолета не появлялось за все годы.
Читайте также: Самолет Ту-22М3: технические характеристики, фото
Замена МиГ-31 на самолёты новейшего образца
Несмотря на то, что МиГ-31 до сих пор не имеет себе равных в своем классе, это уже довольно устаревший истребитель. Даже рядом с такими самолетами, как Су-27 или МиГ-29, давно ставшими «ветеранами», МиГ-31 выглядит откровенно устаревшим.
Из переговоров, проведенных вокруг создания замены МиГ-31, можно получить следующую информацию:
- Новый самолет будет иметь огромную максимальную скорость, что будет эффектно смотреться даже на фоне МиГ-31;
- Внешний вид новой машины будет напоминать МиГ-31;
- Истребитель-перехватчик МиГ-41 будет создан на базе МиГ-31БМ, являющегося самой современной модификацией МиГ-31.
Поскольку военные конструкторы по давней традиции умалчивают подробности, связанные с разработкой новой модели, остается только догадываться, каким будет реальный облик МиГ-41. Ясно одно, МиГ-41 может даже внешне не соответствовать своему предшественнику, так как проект может быть изменен в любой момент. Не исключено, что первые разработки военные представят уже к 2020 году, хотя это возможно только в том случае, если работа по созданию нового истребителя-перехватчика будет продолжаться очень близкими темпами.
Если сравнивать будущий МиГ-41 с МиГ-31, то новый самолет будет отличаться наличием большого количества электроники, а его внешний вид будет менее заметным. О вооружении МиГ-41 нельзя сказать ничего определенного, поскольку, хотя в настоящее время ведется разработка новейшей ракеты РВВ-БД, которая должна получить двухрежимный ЖРД, неизвестно, какое оружие появится к 2028 г.
Не исключено, что это оружие станет последними боевыми лазерными системами, разрабатываемыми в настоящее время в лабораториях США. Хотя в России ничего не сказано о разработке боевого лазерного оружия, не исключено, что этот проект тоже существует.
Большие надежды ученые возлагают и на МиГ-41, так как он сможет в штатном режиме выводить на орбиту малые спутники.