- Как создавался «Черный орел»
- ТТХ танка Т-95
- Двигатель т-95
- Каким он мог бы быть
- Почему не взлетел «Черный орел»
- Автомат заряжания танка Т-95
- Хорошо, дорого, немного
- Ходовая часть танка Т-95
- Защита
- Вооружение танка
- Конструкция Т-95
- Технические характеристики Т-95
- Габариты и вес
- Экипаж
- Двигатель и ходовая
- Максимальная скорость и бак
- Органы управления
- Почему остановились работы над прототипом
- Описание конструкции
- Отделение управления
- Боевое отделение
- Башня
- Уровни защиты
- Дойти до переднего края
Как создавался «Черный орел»
Работы по созданию танка, получившего в дальнейшем обозначение «Черный орел», начались в середине 80-х годов в конструкторском бюро ленинградского Кировского завода. После закрытия этого конструкторского бюро работы были переведены в Омск, на завод транспортного машиностроения, который в советское время занимался разработкой инженерной техники и различных модификаций советских ОБТ.
В 90-е годы этот современнейший объект, как и другие предприятия ВПК, оказался в тяжелом финансовом положении. Поэтому спасением для предприятия казался проект создания на базе ленинградских «восьмидесяток» новой боевой машины, которая потенциально могла бы заинтересовать не только российскую армию, но и зарубежных заказчиков.
Первые сведения о новом танке появились в 1996 году, военные обещали продемонстрировать его через год. И вот это случилось: в 1997 году журналистам представили проект «Черного орла». Это был модифицированный корпус танка Т-80У с башней уникальной конструкции. Именно она была главной «изюминкой» в новой машине.
Как уже говорилось выше, первое знакомство с новой боевой машиной проходило в обстановке повышенной секретности. Никого не подпускали ближе чем на 150 метров к танку, разрешалось стрелять только с определенных ракурсов. В любом случае презентация «Черного орла» вызвала массу публикаций как в отечественных, так и в зарубежных СМИ.
В то время некоторые специалисты считали, что журналистам показали результаты работ по созданию нового унифицированного боевого отделения, которое можно было бы устанавливать на старые советские танки. Распространению слухов способствовал еще и тот факт, что военные отказались озвучивать характеристики боевой машины.
Эти годы были очень тяжелыми для российских вооруженных сил. Развал и недофинансирование усугублялись катастрофическими неудачами в чеченской войне, которая была крайне непопулярна в обществе. Военным нужен был хоть какой-то позитив, и демонстрация нового сверхсовременного танка идеально подошла на эту роль.
В 1999 году журналистам показали не макет, а прототип танка. Он больше походил на настоящую военную машину. Танк имел длинный корпус с семью опорными катками, крупную башню с внушительной кормовой нишей. Появились первые ожидаемые черты машины. Сообщалось, что масса танка составляет 48 тонн, а его вооружение состоит из 125-мм гладкоствольной пушки и нескольких пулеметов, мощность силовой установки (ГТД) равнялась 1500 л.с. С.
Печальный чеченский опыт не прошел даром, поэтому главной особенностью автомобиля стала бронезащита новой конструкции. «Черный орел» получил встроенную систему динамической защиты нового поколения, а также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-М», предназначенный для поражения управляемых ракет и реактивных гранат еще в полете. На корпусе танка также разместили датчики, реагирующие на лазерное облучение. Защита крыши башни также была на высоком уровне — ее многослойная броня могла надежно противостоять боеприпасам, атакующим машину сверху.
ТТХ танка Т-95
Габариты танка Т-95 были следующими:
Длина чемодана 6,4 метра
Ширина 2,3 метра
Высота крыши башни 2,5 метра
Высота над навесным оборудованием 3,1 метра
Длина с пушкой по передней оси 9,9 метра
Дорожный просвет 510 мм
Вес от 53 до 58 тонн
Двигатель т-95
Двигатель. Планировалось установить несколько вариантов:
Опытный образец Х-образного дизеля мощностью 1650 л/с разработки КБ двигателей ЧТЗ (Челябинск)
Опытный образец Х-образного дизеля мощностью 1650 л/с КБ БарнаулТрансМаш (г. Барнаул)
ГТД мощностью 1500 л/с разработан заводом. Климов
Всего было испытано около двенадцати модификаций двигателя. Все показали достаточно высокую надежность при наработке не менее 1000 часов.
Скорость Объекта 195 по шоссе составляла 75 км/ч, по пересеченной местности 50 км/ч. Наработка до капитального ремонта 15 000 км.
Каким он мог бы быть
Проект Совершенствование-88, он же Объект-195, он же основной боевой танк Т-95, разрабатывался под покровом строгой секретности в Нижнетагильском УКБТМ, и даже после закрытия темы представители нашего основного танколитейного завода, Уралвагонзавода, категорически отказался обсуждать детали этого проекта, да и вообще все, что связано с танковой тематикой.
Возможно, потому, что в 2015 году планируется появление нового танка на универсальной гусеничной платформе «Армата», и предполагается использовать наработки как в Т-95, так и в другом секретном проекте перспективного танка «Черный орел». При этом широкой публике стала доступна некоторая информация и даже не очень качественные фотографии прототипов.
Черный Орел (Россия). Ранее надежды на создание перспективного танка в России связывались с разработкой Омского конструкторского бюро транспортного машиностроения под названием «Объект 640» (в печати его часто именовали танком «Черный орел». Концепция эта машина чем-то похожа на идею Т-95, во всяком случае орудийная башня там тоже предполагалась незанятой (в боевом положении).Экипаж размещался внутри корпуса.
Сам корпус делился на три продольно герметичных отсеков, причем крайние предусматривались под топливными баками, а пост управления размещался в центральном. Проект разрабатывался еще в 90-е годы, но сейчас о нем вспомнили в связи с перспективной «Арматой».
Главным нововведением перспективного танка стала модульность конструкции, где башня оказалась незанятой и свободной от боекомплекта, при этом боекомплект полностью располагался внутри корпуса. Для защиты экипажа из трех человек от опасного соседства боекомплекта и герметичного топливного бака танкисты должны были размещаться внутри бронекапсулы, установленной в носовой части корпуса. В качестве основного вооружения танка было решено использовать 152-мм гладкоствольную пушку, а также планировалось установить дополнительную автоматическую 30-мм пушку.
Скорость и маневренность танка должен был обеспечивать Х-образный дизель мощностью 1500 л.с., соединенный с гидромеханической коробкой передач. Новая адаптивная подвеска улучшила плавность хода боевой машины.
Система управления огнем должна была строиться на основе многоканальности – информация должна была приниматься одновременно по оптическим, тепловизионным, радиолокационным каналам и синтезироваться. Отдавая должное актуальной в наши дни «сетецентричности», машину намеревались встроить в тактическую систему управления войсками, которая могла бы значительно улучшить взаимодействие бронетехники, пехоты и авиации в составе наземных группировок.
0Challenger 2 (Великобритания). Британский основной боевой танк Challenger 2 поступил на вооружение в 1998 году. В 2000-х годах в рамках Программы повышения боеспособности (CLIP) на всех танках была заменена 120-мм нарезная пушка L30A1 на гладкоствольную пушку Rheinmetall L55. За всю историю в боях было потеряно всего два претендента, еще один попал под «дружественный огонь».
Проект Т-95 пошел гораздо дальше чертежей. 15 июля 2010 г на выставке «Оборона и защита» специально отобранному кругу лиц был показан опытный образец перспективного ОБТ Т-95. Насколько впечатлили присутствующих, история умалчивает, но, как оказалось, Т-95 — это не то, на что армия готова тратить деньги.
Почему не взлетел «Черный орел»
Демонстрацию 1999 года можно назвать самой яркой страницей в истории «Черного орла». После этого случая интерес к танку постепенно стал угасать. В середине 2000-х было официально объявлено о начале работ над новым российским ОБТ Т-95. Примерно в то же время, не выдержав реалий новой эпохи, обанкротился Омский машиностроительный завод.
О боевой машине снова ненадолго вспомнили после публикации патента на танк. Там было дано достаточно подробное его описание, на основании которого можно сделать вывод, что «Черный орел» действительно был во многих отношениях выдающейся машиной. Так, например, по подвижности и защищенности он превосходил Т-90МС.
Окончательный вердикт по «Объекту 640» был оглашен в 2009 году. Министерство обороны официально заявило, что танка под названием «Черный орел» в природе не существует. В 2011 году генерал-майор Коваленко сообщил журналистам, что наработки, достигнутые при создании объекта 640, будут использованы при разработке универсальной боевой платформы «Армата». Таким образом, в этой эпопее была поставлена точка, а «Черный орел» стал еще одной перевернутой страницей в истории отечественного танкостроения.
Почему все так получилось, а этот интересный проект не был завершен, ответить сложно. Скорее всего, эта машина изначально создавалась чуть ли не в инициативном порядке, и думать об этом у военных не было средств. В середине 2000-х уже стало очевидно, что дальнейшие попытки улучшить советскую технику бесперспективны, нужно создавать что-то новое. Так появился проект «Армата», представляющий собой боевую машину другого поколения.
Автомат заряжания танка Т-95
Автомат заряжания представлял собой кольцевой транспортер, боеприпасы размещались в нем вертикально с зазором, чтобы при подрыве и деформации днища можно было подавать снаряды. Кроме того, в игровой комнате были предусмотрены кик-аут-панели. При воспламенении и детонации боеприпаса взрывная волна отклонялась наружу, причиняя минимальный ущерб.
Хорошо, дорого, немного
«Даже если проект будет закрыт, — говорит Василий Копытко, — основные идеи, заложенные в него, верны. Наверняка в перспективном танке следующего поколения — будет ли он называться «Армата» или как-то иначе — эти идеи найдут свое воплощение.В последнее — времена огромных танковых армий требовалось, чтобы танк был простым, но неприхотливым в ремонте и обслуживании и пригодным для массового тиражирования.
Лучший пример такого танка — наш Т-34.Сейчас мы столкнулись с другие реалии,где правильнее делать не «что попроще»,а очень хорошие танки.Пусть дорогие,пусть их мало,но пусть будут.В таких танках оптимальное сочетание боеспособности с защитой от ПТУР, противотанковые гранатометы и атака из верхней полусферы важны, что особенно важно в связи с развитием противотанковых средств воздушного базирования».
Деталь 1 из 3 1/3 Leopard 2 (Германия). Последняя модификация называется Leopard 2A7+ — она была представлена публике год назад в ходе выставки Eurosatory-2010. Танк был усилен модульной броней, круговой защитой от ролевой игры, приняты меры по повышению ситуационной осведомленности экипажа. Новая модификация может участвовать в конфликтах высокой интенсивности, но также адаптирована для ведения боя в городе.
Ходовая часть танка Т-95
Ходовая часть танка Т-95 семикатковая, катки аналогичны каткам танка Т-90. Пружинный торсион с амортизаторами. Система подвески дополнительно оснащалась датчиками продольной и поперечной угловой скорости. Каждый торсионный вал имел датчик кручения, каждый гидроамортизатор имел датчик температуры.
Звучит почти фантастично, но это была система изменения вязкости жидкости амортизатора. Все это под управлением бортового компьютера позволяло резко снижать вертикальные ускорения при движении по пересеченной местности и гасить поперечную и продольную раскачку корпуса. В результате сразу повысилась скорострельность и комфорт экипажа.
Защита
Защита. Первый этап – маскирующая краска с радиопоглощающим покрытием. Применялись различные теплоизоляционные и деформирующие защитные средства типа «Наккидка».
Второй уровень – КАЗ (комплекс активной защиты) «Стандарт». Это своеобразный гибрид «Арены» и «Дрозда».При этом танк защищал комплекс оптико-электронного противодействия «Штора-2». Далее шел комплекс динамической защиты «Реликт», а затем и сама броня.
Броня — комбинация керамических и композитных материалов и стали. Эквивалент 1000 мм гомогенной катаной брони. Последним уровнем защиты была обитаемая капсула. Данных о нем мало, но предположительно он был изготовлен из титана. Весь экипаж был одет в танковый костюм 6Б15 «Ковбой». По сути, это противопожарный бронежилет 1-2 класса защиты, защищающий жизненно важные органы от мелких осколков и огня.
Всего было выпущено две машины. Один прошел испытания в Кубинке, другой на Донгузском полигоне.
Планировалось увеличить количество танков, но больше полков. Проект был заморожен в 2007 году, а в 2010 году финансирование полностью прекращено.
Танк Т-95 в Кубинке
Однако разработчики в инициативном порядке провели работы по доработке этого танка, и большая часть технического потенциала была реализована в танке Т-14 «Армата
Вооружение танка
Пулемет легко снимается для транспортировки
Базовое вооружение танка «Чёрный орел» представлено следующими аспектами:
- 125-мм гладкоствольная пушка с боезапасом 32 выстрела;
- два пулемета — 7,62-мм ПКТ и 12,7-мм «Корд;
- гранатометы для создания дымовой завесы.
Конструкция танка позволяла заменить орудие на более крупное, до 152 мм. Управление пушкой, пулеметами и гранатометом осуществлялось автоматически. При этом наводчик и командир имели равный доступ к оружию.
Автоматизированный механизм заряжания — одна из основных функций танка. Разработки в этом направлении велись и в других странах, основной проблемой была детонация боеприпаса при попадании кумулятивного снаряда.
Это привело к гибели экипажа и танка, из-за чего западные машины, такие как «Леопард-2», «Абрамс», отказались от автоматизированного заряжания. Для них этот функционал обеспечивает четвертый член экипажа — заряжающий.
У танка «Черный орел» боекомплект был вывезен. Снаряды уложены горизонтально в бронированный съемный модуль, расположенный за башней над моторным отделением. Их положение ориентировано по оси орудия, с казенной частью они сообщаются только в момент заряжания.
Конструкция Т-95
Хотя «Черный орел» фактически остался ходовым макетом, в открытом доступе можно найти несколько технических решений, запатентованных КБТМ. На их основе можно воссоздать внешний вид «Чёрного орла».
Корпус «объекта 640» был аналогичен корпусу Т-80, но имел ряд важных отличий.
Большая длина позволяла вносить изменения в компоновку. Произошло разделение внутреннего объема на изолированные помещения. Топливные баки в носовой части находились уже не только в посту управления — они, как и на американских «Абрамсах», были отделены от механика-водителя бронированными перегородками. Люк механика-водителя, имеющий значительную толщину, был смещен вперед по отношению к посту управления.
Боевая комната тоже была новой. Башня не была полностью незанятой, командир и наводчик попадали в танк через люки в крыше. Однако из-за использования автомата заряжания совершенно иной конструкции члены экипажа сидели гораздо ниже, почти в корпусе. Придавалось и «боевое» положение сидений — тогда они опускались еще ниже, полностью в кузов. При этом орудие также отделялось от мест экипажа бронелистами. Наконец, в корме находилось машинное отделение.
В связи с большей длиной корпуса «объекта 640» планировалось увеличить толщину лобового броневого листа и углы его наклона. Верхний броневой лист танка был оборудован динамической защитой «Контакт-5». Толщина бортов, скорее всего, осталась прежней — около 80 мм. Кроме того, борта закрывались резинометаллическими экранами, а в передней части — динамическими защитными устройствами.
Башня «Черного орла» из-за смещения мест экипажа вниз получилась низкой и плоской. Передние стенки также получили увеличенные углы наклона. На случай пробития дополнительную защиту обеспечивали внутренние переборки в башне. На лобовую броню также монтировались блоки динамической защиты «Кактус», отбрасывающие бронелисты на снаряд. К вертикальной кормовой стенке крепился модуль с автоматом заряжания.
В обычное оснащение «Черного орла» должны были входить системы активной защиты.
Комплекс «Штора» засек засветку танка лазерными дальномерами и головками самонаведения, автоматически поставил дымовую завесу и ослепил системы наведения инфракрасными прожекторами. Система «Дрозд» вступала в действие, если не удавалось «обмануть» ракету, уничтожив ее стрельбой осколочными боеприпасами. «Дрозд» смог поразить несколько снарядов.
Вооружение «объект 640» сохранило традиционные советские и российские основные боевые танки. 7,62-мм пулемет ПКТ спарен с 125-мм гладкоствольной пушкой «Рапира», а на крыше башни должна была быть оборудована дистанционно-управляемая установка с крупнокалиберным пулеметом КОРД. При этом в прессу просочились утверждения о том, что такая система вооружения носит временный характер. А в дальнейшем «Черный орел» может быть перевооружен оружием большего калибра.
Хотя танковая пушка 2А83 калибра 152 мм действительно разрабатывалась, заявления о том, что танк будет оснащен несуществующими орудиями калибра 135 и 140 мм, выглядят как минимум очень смелыми.
А вот автомат заряжания «объект 640» был авансом. Механизированная боеукладка всех советских ОБТ была их слабым местом — карусель боеукладки, расположенная за слабозащищенным бортом, не давала шансов на выживание сидящему прямо над ней экипажу. Теперь снаряды и все механизмы разместили в отдельном модуле, пристыкованном к задней стенке башни «Черного орла».
Крыша модуля имела катапультные панели, направлявшие (при попадании в боеукладку) энергию взрыва вверх, а отверстие, через которое снаряды подавались в затвор орудия, перекрывалось глушителем.
Боевые посты командира и наводчика «объекта 640» должны были быть оборудованы унифицированными многофункциональными пультами.
На монитор каждого пульта выводилась по вашему выбору карта местности или информация о состоянии танка, или изображение с тепловизионной камеры. При этом консоли были связаны между собой и все время обменивались данными.
Прототип «Черный орел», скорее всего, оснащался штатным двигателем от Т-80У, но на серийный танк собирались установить газотурбинную установку мощностью 1500 л.с.
С таким двигателем танк, несмотря на возросшую массу, по подвижности превзошел бы Т-90. Предполагалось, что максимальная скорость превысит 80 км/ч. С другой стороны, выбор силовой установки мог работать против «Черного орла» — газотурбинные двигатели экипажей заправщиков не получили признания.
Для того чтобы танк имел повышенную проходимость, при вписывании в железнодорожную колею гусеницы «объекта 640» могли оснащаться съемными расширителями. При их установке удельное давление на грунт уменьшалось.
Читайте также: Гараж «ракушка» (53 фото): размеры и сколько весит, тенты укрытия для большого гаража, увеличение высоты, автоматические ворота
Технические характеристики Т-95
Характеристики танка «Черный орел» долгое время оставались неизвестными и успели обрасти рядом мифов. Однако имеющиеся данные подтверждают конкурентоспособность машины с западными аналогами последних поколений. При этом разработчикам удалось найти оптимальное сочетание компоновки, которое в соответствии с заданной концепцией придает танку живучесть, боевую мощь и возможность эффективно участвовать в локальных конфликтах.
Габариты и вес
По габаритам и весу танк имеет следующие показатели:
- длина корпуса – 7,97 м;
- ширина — 3095 м;
- высота — 1793;
- клиренс — 0,5 м;
- боевая масса – 48 тонн.
Из-за уменьшенных габаритов башни «Чёрный орел» считается одним из самых низких танков. Этот аспект не снижает его прозрачности. Машина способна преодолевать стены толщиной 0,8 м и рвы шириной 2,8 м. С оборудованием для подводного вождения танка (ОПВТ) «Черный орел» способен погружаться на глубину до 5 м.
Экипаж
Экипаж объекта 640 — 3 человека: водитель, командир и стрелок. Первый находится в диспетчерской, остальные — в боевой рубке, общается с той, что под башней.
Двигатель и ходовая
Танк Black Eagle оснащен газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. С. Это повысило удельную мощность машины до 30,25 л/ч, что превосходило западные аналоги с их 20-25 л/ч. Первая версия танка имела модифицированное шасси Т-80У с установленной на нем башней.
Ходовая часть гусеничная, полуопорная, с торсионной подвеской. Имеются съемные удлинители гусениц, снижающие давление на грунт до 0,8-0,81 кг на квадратный сантиметр. Снятие надставок позволяет перевозить цистерну на железнодорожных платформах.
Также допускается установка деталей расширителей только изнутри. Это помогает соответствовать железнодорожному стандарту по габаритам и идти в бой сразу с платформы.
Максимальная скорость и бак
Развиваемая скорость по шоссе до 80 км/ч. Запас хода без дополнительных баков 500 км, с ними дальность увеличивается вдвое. Точных данных об объеме топливных баков нет. Данный запас хода рассчитан на трассу, на пересеченной местности он будет меньше.
Органы управления
Основным элементом управления машиной является многофункциональный пульт дистанционного управления, доступный как наводчику, так и командиру. Все системы интегрированы и позволяют управлять оружием из всех этих мест. В комплексную систему также входят:
- просматривать панели управления;
- баллистические вычислители;
- стабилизаторы оружия;
- грузовые комплексы.
При необходимости танк может быть оснащен дополнительными системами управления вооружением. Комплекс рассчитан на несколько режимов работы — основной, полуавтоматический, автоматический, целеуказание и ручной.
Почему остановились работы над прототипом
После 1999 года танк «Черный орел» больше не экспонировался открыто. Никто не объявил, что он его принял. Из-за отсутствия заказов Минобороны Омский завод обанкротился в 2005 году. Именно этот аспект считается причиной прекращения разработки.
В 2009 году появилось официальное заявление Минобороны о том, что танка «Черный орел» не существует. Все разработки в этом направлении были направлены на создание «Арматы», именно поэтому «Объект 640» считается одним из его предшественников.
Описание конструкции
При разработке танка «Черный орел» была заложена концепция использования этой техники в локальных конфликтах. По словам разработчиков, это связано с уменьшением вероятности крупномасштабных боевых действий с развязыванием крупных танковых соединений.
Учитывая этот аспект, современный танк должен обладать хорошей транспортабельностью для переброски в заданный регион, сочетая в себе маневренность и быстроту развертывания. Главной проблемой для этого была необходимость снижения веса за счет брони и башни, что сказывалось на живучести танка.
В конструкцию танка Black Eagle входят гусеничная ходовая часть, корпус с постом управления и моторно-трансмиссионным отделением, башня на погоне, комплекс вооружения с боеукладкой и броней.
Особенностью корпуса этой машины является наличие бронеперегородок, разделяющих его на три отсека. Весь экипаж располагается ниже уровня башни в обитаемом отсеке. Кресла регулируются, есть походное и боевое положение. Для выхода из машины у каждого члена экипажа есть свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.
Отделение управления
Диспетчерская расположена спереди по классической планировке. Главное отличие – разделение на три комнаты. Водитель занимает средний, по бокам от него за бронеперегородками расположены топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.
Боевое отделение
Боевая комната также имеет нестандартную планировку. Места наводчика и командира расположены в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Экипаж защищен от взрыва боеприпасов и отвода пороховых газов. Заряжание орудия автоматизировано.
Башня
Башня Черного орла — самая узнаваемая часть
Конструкция башни обеспечивает круговую защиту от снарядов, также учитывается вероятность попадания сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, она разделена на две комнаты. Передняя часть имеет угол наклона 20-30 градусов, что снижает вероятность травм.
Учтены размеры и конструкция башни, а защита увеличена в 1,7-2 раза при ведении огня при 35-40 градусах. Общая масса увеличена всего на 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.
Защита от поражения сверху обеспечивает устойчивость башни для сбора парашютных снарядов с прицеливанием. Броня также выдерживает воздействие противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».
Уровни защиты
Для сохранения транспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 тонн. Часто этот показатель достигается за счет уменьшения боекомплекта и бронезащиты, что в конечном итоге сказывается на боеспособности и живучести машины.
«Черный орел» имеет три уровня защиты:
- традиционная броня считается основной пассивной защитой танка, защищая корпус и башню;
- активное поражение снарядов;
- радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.
Броня танков традиционно дифференцирована. Наибольшая защита на лобовой и носовой пластинах, меньшая — с бортов. При этом увеличена и бортовая броня в носовой части. Вертикальные бронелисты для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.
Второй уровень включает в себя активную динамическую защиту с огневыми элементами типа «Дрозд-2». Такая система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания в машину.
Для этого в корпусе предусмотрены минометы, каждый со своим сектором обстрела. Радиусы поражения перекрываются и позволяют гранатам стрелять по всему периметру. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.
Третий уровень защиты представляет собой комплекс приборов типа «Штора», предназначенных для обнаружения и подавления радиоэлектронных средств противника. Работает на расстоянии до 5 км. Кроме того, предусматривается выброс аэрозольных гранат для создания помех.
Общая работа систем защиты предполагает следующее устройство:
- радиолокационная система «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное излучение для наведения снаряда;
- сообщается экипажу, разрешен ли атакующий, автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
- аэрозоль сбивает автоматику наведения, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу ПТРК;
- при выстреле снаряда в действие вступает система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
- последний уровень — танковая броня, включающая навесные блоки с динамической защитой.
При пробитии брони выживаемость экипажа обеспечивается конструкцией танка и внутренними бронелистами. Энергия взрыва направлена вверх и в стороны; для этого есть специальные сквозные люки. Также предусмотрена защита экипажа на случай взрыва боекомплекта или топливных баков.
Дойти до переднего края
Некоторые склонны связывать нынешнюю танковую переправу не только с экономической и технологической ситуацией, но и с определенным кризисом в понимании роли танков в будущих боях. В эпоху «бесконтактной войны» многие рисуют картину боевых действий, в которых танки будут уничтожаться эффективными наземными и воздушными противотанковыми средствами еще до того, как они достигнут линии фронта.
В качестве одного из подтверждений этого рассуждения приводится большое количество бронетехники советского производства, потерянной иракскими войсками в ходе второй американо-иракской войны. Накануне окончательного закрытия проекта Т-95 в прессе появились статьи экспертов, предрекавших перспективному российскому танку лакомое будущее на современном поле боя. Были перечислены типы современных боеприпасов, которые, как считается, легко справляются с бронированием и динамической защитой Т-95.
Василий Копытко категорически не согласен с тем, что в современной войне роль танка сводится к практической цели: «Что такое «бесконтактная война»? Это не очень корректный термин, обозначающий ситуацию, когда противник наносит удар без вход в контрзону другого.Так было в Ираке,когда например ударные вертолёты могли атаковать ПТРК по танкам с дистанции 5000-6000 м,и оставаться неуязвимыми.Но это не вина танков: причина такого простого исполнения-отсутствие или отсутствие ПВО.
Какие бы средства защиты ни были у танка,он не может считаться автономным средством боя-он обязательно должен работать совместно с пехотой,ЗРК и фронтовыми Это, например, известная разработка «Уралвагонзавода» — БМПТ (боевая машина поддержки танков). Можно вспомнить злополучный штурм Грозного, когда федеральные войска потеряли много танков на улицах города Но эти машины остались без поддержки пехоты и стали легкой добычей боевиков, скрывавшихся в близлежащих домах.
Опять же, в сложившейся ситуации виноваты не танки, а безграмотные и неумелые люди, которые их применяли. А вот еще пример — бои многонациональной коалиции в Афганистане. Это похоже на маленькую войну без сплошной линии фронта. Здесь есть простор для легковооруженных спецподразделений. Однако недавно канадский контингент запросил танки для поддержки. В любом случае при современном вооружении нет средства, которое обеспечит более надежную защиту людей, чем танки.
Основные задачи танков в современных условиях во многом останутся прежними: поражение противника, бронеобъектов, укрепленных позиций, оборонительных сооружений. Сейчас в прессе распространено мнение, что современный танк должен только защищаться. Я с этим категорически не согласен – он должен быть хорош и в защите, и в нападении, а при необходимости и в встречном матче».
Боевая машина поддержки танков — очередной проект Уралвагонзавода. БМПТ предназначена для эффективного подавления живой силы противника, оснащенной гранатометами, противотанковыми комплексами и стрелковым оружием. Машина так и не была принята на вооружение ВС РФ.