- История создания
- «Будете забирать тела?»
- Смена поколений
- «Мы сами принимаем решения»
- Описание конструкции
- Фюзеляж
- Бронирование
- Оперение
- Силовая установка
- Кабина пилота
- Стабилизатор самолета
- Шасси и стойки
- Радиоэлектронное оборудование
- Прицельный комплекс «Шквал»
- Конструкция
- Летно-технические характеристики
- Сравнение не в пользу?
- Су-39 в сравнении с прямыми конкурентами
- Боевое применение
- Технические характеристики
- Габариты, вес, длина
- Лётные данные
- Расход топлива
- «Каждый нашел мотивацию сражаться»
- Бомбардировщик Су-34 «Утенок»
- Штурмовик Су-25 «Грач»
- Су-25
- Вооружение
История создания
Прототипом нынешнего Су-39 стал штурмовик Су-25, который прошел испытания на поле боя и зарекомендовал себя как весьма удачная машина. У этого штурмовика была главная цель — борьба с бронетанковыми силами противника. Но нужно было создать более совершенную машину, способную нести высокоточное оружие и обладающую более широким спектром действия.
Январь 1986 года стал началом конструкторской подготовки нового штурмовика. За основу был взят фюзеляж Су-25УБ — это учебно-боевой вариант знаменитого штурмовика, рассчитанный на 2 пилотов. Место второго пилота использовалось для размещения танка и части бортовой РЛС. Поэтому Су-39, который так назвали после прохождения первых полетов в августе 1995 года, является 1-местной машиной.
Официально госпроцедура испытаний штурмовика стартовала в 1997 году, но до сих пор самолет на конвейере не стоял.
В какой-то момент этому помешала явная нехватка проектных средств, позже выяснилось, что сказалось долгое ожидание. Появились новые виды вооружения, которые обязательно нужно было адаптировать под возможности Су-39.
На сегодняшний день известны четыре составных штурмовика Су-39. Конечно, для военных целей это ничего. Но проект можно назвать удачным, так как в нем был заложен надежный и проверенный временем планер и очень продуманная начинка военного самолета.
Возможно, Су-39 никогда не увидит свет в качестве штурмовика, но можно не сомневаться, что он послужит базой для дальнейшей модернизации.
«Будете забирать тела?»
Очень скоро мы отправились на наши первые экскурсии. Боевое крещение состоялось недалеко от разрушенного завода. Несколько дней по нам работали танки, но один мы успели сжечь. И тут же поступил приказ переходить к штурму.
Изначально планировалось, что мы пойдем в темноте. Но из-за автомобильной аварии мы задержались и уехали рано утром. Мы вошли в «десант» украинских позиций и разнесли там все к чертям. Стали держать, пока не пришли свои.
Но когда взошло солнце, они начали работать над нами всеми возможными способами. Полетели артиллерия, мины, менты…
Сохранять спокойствие было невозможно, и наш командир отряда принял неожиданное решение штурмовать еще одну позицию вперед!
Боец полка милиции особого назначения имени Героя России Кадырова А.А. МВД Чеченской Республики во время зачистки жилого фонда в Мариупольском районе Левобережья, 9 апреля 2022 г
Мы пошли под шквальный огонь буквально на том же моральном духе
Пошли-пошли, дальше-дальше, а на агрессии взяли еще одно очко. Чудо, но тогда обошлось без потерь.
Вообще, ночные рейды — наша специализация. Наводим артиллерию, уничтожаем технику и блокпосты. Ищем расположение вражеского оружия, слушаем выходы гранат и отправляем координаты. А когда врываемся в окопы, держим до подхода основных сил. Мы видим, откуда они бьют по нам, и предотвращаем попытки контратак.
В одном из таких вылетов мы потеряли двух хороших парней — командира отделения и бывшего контрактника, который служил в Сирии и привез домой много медалей.
Сначала нас пропустили украинские военные, но потом им удалось огнем отрезать нас от другой группы. У них была бетонная «опора», которую РПГ и легким оружием пробить практически невозможно.
При движении к цели взвод был подбит польской бесшумной миной, «прибытие» которой распознать просто невозможно. Летает без свистка. Осколки попали под бронежилет, он упал и начал истекать кровью. Наш товарищ полез за ранеными, но сам попал под обстрел. Потом мы были вынуждены отступить, не имея возможности подобрать тела.
Самое подлое, что украинские военные тогда забрали рацию у нашего покойника и начали трансляцию: «Трупы забрать хотите? Давай, мы тебя ждем.» И рассмеялся прямо в трубку
Мы были в полном шоке, но знали, что хотим отомстить. Кровь закипела, конечно. Мы хотели атаковать прямо с места, но понимали, что это не удастся и мы потеряем еще больше людей.
Должностные лица Народной милиции ДНР ведут наступление в районе села Марьинка, 21 марта 2022 г
Фото: Михаил Андроник/РИА Новости
Вскоре представилась возможность заплатить, и противник очень сожалел о том, что так поступил с нами. Через несколько дней мы собрали тела и вернули их на родину
Слава богу, с тех пор у нас в палате не было ни одного раненого. Самое главное, что мы поняли тогда, это то, что нужно сохранять хладнокровие.
Кто поддается эмоциям — погибает
Смена поколений
1 ноября 2017 года бывший главнокомандующий ВКС России, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев призвал к разработке нового штурмовика, который штатно заменит Су-25. Самолет Грача».
«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него очень надежный планер, большой модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю летать будет еще лет 10-15. Естественно, со временем он должен будет измениться, сегодня рассматриваются разные варианты», — сказал Бондарев в интервью ТАСС.
По словам генерал-полковника, перспективный штурмовик необходимо создавать на базе многофункционального двухместного истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. Бондарев предложил «сделать кабину пилота» и оставить двигатели Су-34 без изменений.
«Мое мнение, что новый штурмовик все же надо создавать на базе Су-34. Замечательный самолет: маневренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырех у «двадцать пятого», отличные характеристики точности», — сказал Бондарев.
92 000 авиаударов: каких результатов добились ВКС России за два года операции в Сирии 30 сентября исполняется два года с начала воздушной операции РФ в Сирии. В отличие от США и других западных стран, Москва действует на арабском…
Кроме того, как заявил Бондарев, через 10-15 лет «Грач» исчерпает свой модернизационный ресурс в связи с окончанием срока службы планера.
В феврале 2017 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил о прекращении серийного производства Су-25. По его словам, учебно-боевая машина Як-130 заменит учебную версию самолета. При этом о планах по замене армейских штурмовиков ничего не сообщалось.
В 2014 году Минобороны России обнародовало информацию о ходе опытно-конструкторских работ по созданию перспективного штурмовика на базе Су-25. Проект получил шифр «Шершень-ЭП» и был включен в Госпрограмму вооружений до 2020 года. Предполагалось, что «Шершень» получит более совершенные двигатели Р-195 и новое радиоэлектронное оборудование.
По словам источника ТАСС, опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию нового штурмовика будут проводиться, как сообщил Бондарев, на базе Су-34. Работы могут начаться в 2018 году.
«Мы сами принимаем решения»
В дни без атак мы обычно на передовой. Противник знает, когда заканчивается наша смена и в этот момент начинает нас обстреливать снарядами. Часы бьют обычно в четыре утра.
Был случай, как только мы подошли к траншеям, нас тут же стали обливать минометами. Некоторые проходили, наверное. А когда вышли, начали бить фосфорными зарядами. Когда эти спреи попадают под кожу, они все равно продолжают гореть.
Человек, испытывающий боль, буквально засовывает руки в раны, чтобы облегчить боль, но от этого она жжет еще сильнее
Это как осветительные боеприпасы, только с фосфором. Прожигает практически любую броню, в том числе и танки. Затем он упал в 15 метрах от нас.
В другой раз наших товарищей подбил танк. Взрыв вызвал отслоение одной из сетчаток. На какое-то время почти ослеп. У другого был разрыв диафрагмы и разрыв слухового нерва, и он получил сильное сотрясение мозга. Сейчас они выздоровели и продолжают бороться.
Украинские военнослужащие ведут танк по прифронтовому полю, Запорожская область, 19 февраля 2023 г
Фото: Рейтер
В общем, вернуться домой с язвой теперь практически невозможно. Либо мертвый, либо что-то надо оторвать. Вы идете в госпиталь, они возвращаются служить, но берутся за более легкие задачи. Для эвакуации, например, или для разгрузки гранат.
Боевые действия — это чистый хаос, что ни говори. Неразбериха с обеих сторон, и это вполне естественно
Был случай, мы заняли позицию, и к нам спешила ротация части. Но из-за суматохи мы потеряли точку, наши не успели к нам подойти. Враг был раньше.
Но самое смешное, что в тот же день аналогичная история произошла с украинскими военными. Мы снова заняли его без всякого сопротивления. Правда, после боя там все оказалось настолько разбито, что спрятаться было некуда. Сидишь под огнем и молишься, чтобы не зацепило.
На самом деле, когда нас отправляют на задание, никто не знает подробностей ситуации. Все равно лучше нас ситуацию никто не понимает. Поэтому, прежде чем выйти на улицу, мы сами все обдумываем и принимаем решения.
То есть командование ставит задачу, а мы сами думаем, как ее решить.
Учитесь в бою! Мы знаем, что при выводе нам особо никто не поможет, мы диверсанты
Хорошо, что у некоторых из нас есть боевой опыт за плечами. Кто воевал в Чечне, кто в Сирии. Иногда мобилизованных новобранцев зачисляют в контрактные части, где они быстрее осваивают военное дело и привыкают жить под огнем. И мы должны учиться друг у друга! Но мы быстро учимся.
Описание конструкции
Чертеж Су-39 с вооружением и дополнительными топливными баками
Общая конструкция Су-39 повторяет учебно-боевой Су-25УБ. Основное отличие в том, что место второго пилота занимает дополнительный топливный бак и электронное оборудование. С учетом размещения дополнительного БРЭО двуствольную артустановку сместили вправо на 273 мм. Передняя стойка шасси смещена влево на 222 мм.
Фюзеляж
Носовая часть фюзеляжа получила удлиненную и расширенную форму для размещения системы «Шквал». Отличается и форма носовой части лазерной системы целеуказания. Средняя часть фюзеляжа повторяет конструкцию Су-25УБ, в хвосте расположен дополнительный топливный бак.
Бронирование
Броня штурмовика была позаимствована у оригинального Су-25. Пилот размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони. Толщина имеет следующие показатели:
- борта — 24 мм;
- задняя стенка и дно – 10 мм;
- передняя стенка – 24 мм;
- лобовой бронеблок – 57 мм.
В некоторых случаях бронированная кабина выдерживает попадание 30-мм снарядов. Это обеспечивает высокую живучесть экипажа.
Оперение
Одним из существенных отличий нового штурмовика от базовой модели является появление в продольном канале горизонтального хвостового оперения. Крыло нового штурмовика унифицировано с Су-25УБ, но канистры тормозных щитков получили антенны от системы «Иртыш».
Силовая установка
Су-39 оснащен двумя ТРД Р-195. По сравнению с силовой установкой исходного Су-25 увеличены ресурс генерации и тяга в аварийном режиме, снижены расход топлива и инфракрасное излучение. ТТХ двигателя имеют следующие показатели:
- топливо — керосин, бензин, дизельное топливо;
- длина двигателя – 7,88 м;
- диаметр — 0,805 м;
- базовая масса – 574 кг.
Расход топлива составил 0,89 кг/кгс в час. При необходимости двигатель был взаимозаменяем с Р-95Ш.
Кабина пилота
Кабина пилота герметичная, размещена в бронекапсуле. Избыточное давление — 0,25 кг на квадратный сантиметр, что позволило поднять высотный порог до 10 тысяч метров. Давление поддерживается автоматически блоком управления и выпускным клапаном. Фонарь кабины состоит из неподвижного козырька с прозрачным блоком капота и откидной части с бронированным подголовником.
Стабилизатор самолета
Стабилизатор штурмовика рассчитан на три положения — полет, маневрирование и взлетно-посадочное. Переключение осуществляется гидроцилиндром.
Шасси и стойки
Шасси Су-39 трехопорное, стойки унифицированы с Су-25 и Су-25УБ. Тормозное колесо КТ-163Д. Во время полета шасси убираются, ниши закрываются створками с кинематическими приводами. Освобождение и уборка опор осуществляется с помощью двух гидросистем.
Радиоэлектронное оборудование
Су-25УБ — именно его конструкция легла в основу Су-39
Электронное оборудование штурмовика Су-39 представлено радиолокационным комплексом Spear-25, имеющим следующие характеристики:
- трековая антенна, диаметр – 0,5 м;
- угол сканирования по углу места — +25°/-55°, по азимуту — ±40°;
- диапазон обзора — ±10°/±20°/±40°;
- количество одновременно сопровождаемых целей – 8;
- количество одновременно атакуемых целей — 2.
Дальность обнаружения воздушных целей с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) пять квадратных метров в свободном пространстве составляет 57 км навстречу и 30 км вдогон. Второй показатель на фоне Земли снижается до 20 км.
Обнаружение наземных целей зависит от их типа. Су-39 способен идентифицировать эсминец в пределах 200 км, стационарные объекты типа железнодорожного моста — 100 км. Группа танков фиксируется в радиусе 20 км.
Наведение противотанковых управляемых ракет корректировалось радиолокационным комплексом «Кинжал». Также на самолете имелся комплекс противодействия ПВО «Иртыш», в состав которого входили:
- система обнаружения и идентификации воздействия;
- станция создания активных радиопомех «Гардения»;
- контейнер с инфракрасными ловушками и мякиной;
- генератор активных инфракрасных помех «Сухогруз»;
- система выбора маршрута для обеспечения радиолокационной малозаметности «Омуль».
Все используемые системы объединены в общую прицельно-навигационную систему «Орбита-20». Он позволяет распознавать и наводить малоразмерные наземные цели с автоматическим целеуказанием для всего вооружения самолета. В эту систему входит и система прицеливания «Шквал».
Прицельный комплекс «Шквал»
Оптико-электронная система «Шквал» имеет следующие характеристики:
- широкий и узкий угол обзора дневного блока — 2,7×3,6° и 0,73×0,97 соответственно;
- широкий и узкий угол ночного видения — 18,2×13,7° и 7,3×5,5°;
- угол наведения по углу места и азимуту — +15°/-80° и ±35°.
В зависимости от высоты система позволяет видеть полосу местности от 500 до 2000 метров. Частный дом обнаружен на расстоянии 15 км, танк — 8-10 км. Цель берется на сопровождение, которое сохраняется вне зависимости от выполняемых маневров. Автоматическая дальность не только обеспечивает целеуказание для управляемых ракет, но и повышает точность неуправляемых боеприпасов, в том числе свободнопадающих бомб.
Наряду с системой «Шквал» используется обозначение лазерного дальномера «Причал». Ночью используется система «Меркурий», кроме того, может использоваться тепловизионная система малой ночной навигации «Ход». Последний сочетается с комплексом «Кинжал».
Конструкция
Су-39 сохранил облик Су-25, но получил незначительные изменения. В целом штурмовик Су-39 получил классический дизайн и форму военного самолета. Многое было сделано для того, чтобы машина оставалась живучей, надежной и даже могла выдерживать прямые попадания из некоторых видов оружия.
Конструктивно Су-39 представляет собой высокоплан.
Габариты штурмовика достаточно компактны, если не сказать малы. Это делает его маневренным, уклоняющимся от ударов, способным летать на малых высотах, обходить препятствия и особенности местности. Штурмовики этой серии можно отличить по обтекателю на носу. На Су-39 он получил больший угол наклона, чем на базовой модели.
Места в кабине было достаточно (Су-39 управлял 1 пилот, а вот кабина его предшественника Су-26УБ предполагала 2 места) хватило для установки на борту радиоэлектронной аппаратуры. Из-за довольно крупных размеров пришлось сместить двуствольную 30-мм пушку ГШ-30 (относительно оси симметрии она была смещена вправо на 273 мм) и переднюю стойку шасси (влево) на 222 мм). Штурмовик получил характерный горб за кабиной пилота, что делает Су-39 легко узнаваемым в модельном ряду ОКБ Сухого».
Под днищем фюзеляжа появилась последняя РЛС «Копье». Незаменим в воздушном бою, позволяет обнаруживать летящие объекты противника и выполнять прицеливание.
Управление самолетом считается очень простым, так как большую часть работы выполняет автоматика. Су-39 получил световую индикацию, проецируемую на стекло кабины (аналогично МиГ-29).
Задача штурмовика — ограничить движение сухопутных войск противника в тыл. По этой причине самолет был спроектирован так, чтобы находиться в эпицентре удара. Кабина выполнена из титана, а фонарь кабины — из пуленепробиваемого стекла. Даже прямое попадание из 30-мм пушки не повредит ни пилоту, ни критическим системам управления.
Еще одним качеством, гарантирующим высокую надежность штурмовика, является использование двух двигателей, расположенных по бокам фюзеляжа.
Самолет может успешно продолжить полет и приземлиться даже при отказе одной из турбин. Две основные стойки шасси расположены под крылом и убираются в специальные ниши, хвостовое оперение одноохлаждаемое.
Летно-технические характеристики
Штурмовик получил весь функционал исходя из целей, для которых он должен был использоваться:
- Первоначально штурмовики использовались для уничтожения бронетехники противника (Су-39, например, ракетами «Вихрь» пробивает до метра брони).
- Су-39 получил вооружение (управляемые ракеты класса «воздух-поверхность»), что позволяет бороться даже с крупными группировками противника на море. Благодаря большому радиусу действия (самолет эффективен на расстоянии до 900 километров от точки старта) он способен защищать береговую линию.
- Пилот может поразить или нанести значительный ущерб РЛС противника, его системам ПВО и ПРО. Су-39 относительно эффективен в воздушном бою и может поражать тяжелые транспортные самолеты и некоторые бомбардировщики, летящие на малых скоростях.
Штурмовик ОКБ Сухого получил очень хорошие характеристики по малозаметности. Нижняя часть фюзеляжа окрашена таким образом, что самолет визуально сливается с небом. Специальное покрытие также снижает заметность для вражеских радаров. В инфракрасном диапазоне штурмовик тоже плохо виден.
Для обеспечения малозаметности он лишен турбофорсажных камер и получил сопло с нерегулируемыми лопастями. Это повлияло на динамику и скорость, но обнаружить штурмовик на тепловой карте стало сложнее. В этих же целях разработчики пошли на снижение температуры выхлопных газов, создав технологию их смешивания с атмосферным воздухом.
Системы живучести реализованы в станции разведки (находит координаты РЛС противника), установке «Гордения» (отвечает за проецирование помех и помех), системе сухогрузов (используется для вывода ракет, подошедших на опасное расстояние).
Кстати, у последней линии обороны Dry Cargo есть несколько способов спасти самолет одновременно.
Работает штатно, выпуская тепловые цели, сбивая наводку (установка ППИ-26), и запуская цезиевые лампы, расположенные по краям крыла. Эти мощные лампы (по 6 кВт каждая) создают оптические и тепловые помехи, отклоняющие управляемую ракету в сторону.
Сравнение не в пользу?
Самолеты Су-25 и А-10 концептуально похожи, но, как это ни парадоксально, сильно отличаются. Это связано как с активными усилиями по модернизации парка штурмовиков в США, так и с экономическими проблемами постсоветской России.
В результате в 2007 году американцы получили практически новую боевую машину — А-10С, выполненную на базе А-10А, то есть единственный вариант, строившийся серийно. Имеет современное цифровое оборудование, новые средства связи, возможность применения самого современного высокоточного оружия и так далее. В то время на вооружении России стояли все те же советские Су-25. Сейчас на вооружении страны стоит более совершенный Су-25СМ3 (о его возможностях мы поговорим чуть позже).
Летные характеристики. А-10 превосходит Су-25 по ряду важных показателей. Максимальная боевая нагрузка А-10С составляет 7258 кг против 4340 кг у Су-25СМ. «Американка» имеет более высокую практическую дальность. Практический потолок А-10С составляет 13 700 м против 10 000 м у советской/российской машины.
А-10С / ©nxgphotos
При сравнении летных характеристик авторы часто исходят из максимальной скорости и справедливо отмечают, что у Су-25 она выше. Конечно, в ряде ситуаций скорость может помочь летчику, но для штурмовика это все же не такой критичный показатель, как для истребителя или фронтового бомбардировщика. Также, как было сказано выше, относительно невысокая скорость позволяет лучше идентифицировать цели на земле и с большей эффективностью наводить на них управляемые орудия.
Поскольку они находятся в одной весовой категории и представляют собой машины поля боя, оба самолета обладают удовлетворительной маневренностью. Несмотря на все похвалы Су-25 в СМИ, у нас нет достаточных оснований полагать, что этот самолет более маневренный, чем А-10С. Как впрочем и наоборот.
В целом, если рассматривать летно-технические характеристики, которые нужны штурмовику, А-10 выглядит предпочтительнее. В то же время преимущество вряд ли можно назвать решающим, а Су-25 вряд ли можно назвать «неудачным» самолетом по ТТХ.
Защита. Кабина Су-25 выполнена из сварной титановой брони АБВТ-20, толщина броневых листов от 10 до 24 миллиметров. Лобовое стекло представляет собой блок стекла толщиной 55 мм, обеспечивающий противопульную защиту. Все жизненно важные системы штурмовика были продублированы и экранированы менее значимыми.
Схема средств обеспечения боевой живучести Су-25 / ©wikipedia
Самолет оказался исключительно прочным. Во время Афганской войны были случаи, когда Су-25 возвращались с боевого задания с до полутора сотнями пробоин. В среднем на один сбитый штурмовик приходилось 80-90 боевых ранений. Если сравнивать эти цифры с другими боевыми самолетами СССР, не имеющими такой защиты, то разница может быть до шести раз. При этом не следует забывать, что у истребителей-бомбардировщиков другие задачи. И другие возможности.
- ВВС США получили первые штурмовики нового типа ВВС США получили первые самолеты AT-6E Wolverine. Поставка осуществлена в рамках программы AERONet (Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network), направленной на испытания авиации
Кроме того, броня отнюдь не является универсальным средством защиты. После появления переносных зенитно-ракетных комплексов потери Су-25 стали расти. Конечно, при удачном стечении обстоятельств машина может пережить несколько попаданий зенитных ракет, но это скорее исключение.
Кроме того, на протяжении всего срока службы самолет оставался уязвимым для ракет класса «воздух-воздух». На ней нет ни радиолокационной станции, ни средств борьбы с истребителями, если конечно таковыми не считать давно устаревшие ракеты малой дальности Р-60 «воздух-воздух». Их Су-25 может взять два. Американский А-10 также может нести две ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности: в его случае это AIM-9. Де-факто он также беззащитен против истребителей с дальнобойными ракетами с радиолокационным наведением.
Множественные повреждения А-10, пилотируемого капитаном Ким Кэмпбеллом, над Багдадом (апрель 2003 г.) в результате иракского зенитного огня. Выведены из строя: один двигатель и обе гидравлические системы самолета (основная и резервная) / ©USAF
Как и Су-25, А-10 обладает отличной живучестью. В мае 1999 года во время военной операции против Югославии А-10 совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье с одним двигателем. Второй был снят: позже его даже показывали по югославскому телевидению.
Кабина А-10 изготавливалась из катаной титановой брони толщиной от 13 до 38 миллиметров. Конструкция А-10 должна выдерживать одиночные попадания 23-мм советских зенитных самоходных установок (ЗСУ) «Шилка». Опять же, эти данные не следует понимать неправильно: сильный обстрел из ЗСУ буквально превратит самолет в решето, и он не только не сможет выполнить поставленную задачу, но и просто вернется на базу.
Кабина А-10С
Вообще выражение «летающий танк» (будь то советский Ил-2 или американский А-10) — некая метафора. Самолет по умолчанию уязвим, поэтому любой, даже самый бронированный штурмовик правильнее было бы называть не «танком», а самолетом с повышенной живучестью. Пропагандистского эффекта это конечно не окажет, а значит эпитет по отношению к штурмовикам не скоро забудется.
Но в случае с А-10 это вообще-то очень оригинальное решение, повышающее живучесть на фоне не только истребителей, но и по сравнению с Су-25.
Создатели оснастили самолет двумя широко разнесенными двигателями, установленными высоко по обеим сторонам хвостовой части. Таким образом, они частично защищены крыльями и хвостом от огня с земли с некоторых ракурсов. Кроме того, у А-10 двойное хвостовое оперение, а у Су-25 — одинарное. Теоретически это означает, что пилот американского штурмовика меньше боится потерять управление в случае повреждения хвостовой части.
Общий вид самолета А-10, вид сбоку. Двигатели защищены от передней и задней полусфер консолями крыла и хвостовым оперением / ©wikipedia
Не будет преувеличением сказать, что машины имеют примерно одинаковую живучесть, и каждый отдельный случай поражения требует отдельной оценки.
Вооружение. А теперь к самому интересному — какое оружие может использовать штурмовик. А-10 иногда называют «самолетом, построенным вокруг пушки», имея в виду 30-мм пушку GAU-8/A. Это пистолет Гатлинга с вращающимся блоком стволов, который издает характерный звук, вошедший даже в массовую культуру.
Такая махина уверенно поражает не только БТР и БМП, но и танки. При использовании подкалиберных боеприпасов из обедненного урана на дистанции 1200 метров такой снаряд нормально пробивает 50 мм брони, что при атаке в верхнюю полусферу достаточно для вывода танка из строя. Магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов.
GAU-8/A рядом с Volkswagen Beetle
На Су-25 установлена интегрированная артиллерийская установка ВПУ-17А с двухствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2. Скорострельность составляет 3000 выстрелов в минуту (против 3900 у GAU-8/A). На фоне американской системы имеет сравнительно небольшой боекомплект — 250 патронов.
ГШ-30-2
Пушка часто считается основным оружием штурмовика. Учитывая развитие современных средств поражения, это верно лишь отчасти. Например, А-10 уже давно способен использовать ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick с телевизионной и тепловизионной головками и дальностью стрельбы до 30 километров. Эти ракеты способны поражать движущиеся цели по принципу «выстрелил-забыл» и с расстояния, значительно превышающего радиус действия систем ПВО, таких как советско-российская «Тунгуска».
AGM-65 Maverick
В «Сушке» в этом смысле все скромнее. Базовая версия может использовать управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ, С-25Л и Х-29Л. Хотя концептуально они похожи на Maverick, это принципиально разные ракеты. Советские образцы имеют дальность всего 10 километров (семь километров у С-25Л) и наводятся по лазерному лучу. Конечно, в них нет принципа «выстрелил-забыл»: летчику приходится удерживать марку на цели до момента удара, что сильно сковывает его в маневре.
Х-25МЛ / Су-39
Су-25 — как и А-10, если уж на то пошло — имеет огромный арсенал неуправляемых бомб и ракет, требующих входа в зону действия ПВО противника с понятным риском для самолета.
Су-25Т и его развитие в лице модели Су-39 отличаются друг от друга. Ни один штурмовик не имел такого широкого арсенала ракет, как они. Самолеты могли применять особо противорадиолокационные ракеты типа Х-58 и Х-31, ПКР и многое другое. Однако было построено всего несколько десятков Су-25Т/Су-39. Сейчас этот маршрут закрыт.
Су-39
Таким образом, самой мощной версией Су-25 на сегодняшний день стал Су-25СМ3, который можно назвать «экономным» вариантом модернизации. Из открытых источников известно, что к нему добавилась спутниковая навигационная система ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров. Что еще более важно, самолет уже получили ВКС России.
- В США представили перспективный штурмовик MC-145B Wily Coyote Корпорация Sierra Nevada провела презентацию самолета MC-145B Wily Coyote, разработанного для Командования специальных операций США nude-science.ru
На машине установлен прицельно-навигационный комплекс СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), повышающий точность беспилотного авиационного оружия. Однако, к сожалению, совсем не до степени точности современного управляемого оружия, как пишут в СМИ: управляемая бомба точнее и, естественно, имеет большую дальность действия.
Су-25СМ3
Американцы ранее пошли другим путем с JDAM, набором оборудования на основе GPS, который превращает существующие свободнопадающие бомбы в высокоточные бомбы. Такие боеприпасы могут применяться, в том числе и А-10.
Новейшая ракета класса «воздух-поверхность» ЛМУР, более известная как «Изделие-305», действительно может увеличить потенциал Су-25. Об оснащении самолетов этой ракетой стало известно в сентябре прошлого года.
«Изделие 305»
Сразу после пуска ЛМУР использует высокоточную бортовую инерциальную навигационную систему, а на конечном участке активируется головка самонаведения. «Изделие-305» может захватывать цель самостоятельно или по команде оператора. Вариант, показанный на военно-техническом форуме «Армия-2021», имеет дальность полета около 14,5 километров. Это меньше дальности Maverick, но с другой стороны ракета имеет меньшую массу — 105 килограммов против 200-300 у различных модификаций AGM-65.
Впрочем, детальное сравнение Maverick и LMUR бессмысленно, так как США уже давно имеют на вооружении боеприпасы нового поколения. Не так давно А-10С получил бомбу GBU-39 с дальностью полета 110 километров и массой 130 килограммов. Небольшой вес и габариты позволяют А-10 нести до 18 таких боеприпасов.
У GBU-39 есть один недостаток: он может поражать только неподвижные цели. Поэтому сейчас в США создана улучшенная версия — GBU-53/B StormBreaker (у автора нет данных об использовании А-10 именно для этой версии).
GBU-53/B StormBreaker
Вообще и Су-25 и А-10 — примеры удачных штурмовиков. Обладая большими финансовыми возможностями, американцы подошли к вопросу модернизации своей машины более комплексно: за последние десятилетия А-10 научили использовать многие типы управляемых бомб и ракет, в том числе наиболее совершенные в техническом отношении. Таких возможностей у Су-25 пока нет.
Читайте также: Линкор «Бисмарк» подробный обзор немецкого крейсера
Су-39 в сравнении с прямыми конкурентами
У российского штурмовика хорошие характеристики. Серьезным конкурентом ему можно назвать только французские «Миражи.
В США основное предпочтение отдается истребителям. Таким образом, с момента принятия на вооружение в 1976 году и до сегодняшнего дня Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II является единственным самолетом, развернутым для поддержки бронетанковых сил и экипажей. Но он серьезно уступает более современному Су-39.
Длина полета/размах крыла/высота, м | 15.06/14.36/5.2 | 15,55/8,22/4,5 | 16,26/17,53/4,47 |
Площадь крыла, кв.м | 30.10 | 35 | 47.01 |
Масса пустого/максимальный вылет, т | 10,6/21,5 | 7,15/13,7 | 9,17/13,62 |
Боевая нагрузка, т | 4.4 | 4 | 7,25 |
Емкость топливного бака, л | 4890 | 6300 (с подвеской) | 6200 |
Двигатели, количество и тяга, кгс | 2х4500 ТРД Р-195(Ш) | 1х4197 ТРД SnecmaAtar 9C | 2х4112 General Electric TF-34-GE-100 |
Высота полета, км | 12 | 18 | 13.38 |
Дальность полета максимальная/матч, км | 650 (близко к земле), 1050 (высоко) | 1250 высокий | 463 (близко к земле) / 740 (высоко) |
Максимальная скорость, км/ч | 950 | 956 | 722 |
Интересно, что Су-39 уже очень неприхотлив и готов к самым тяжелым условиям эксплуатации, по доброй традиции всей российской и советской военной техники. Он способен вести бой днем и ночью, в любых погодных условиях, благодаря автоматическому пилотажно-навигационному оборудованию и усовершенствованным системам наведения.
Для взлета штурмовику понадобится достаточно небольшая полоса — всего 1,2 км. Он может взлетать и садиться с грунтовых аэродромов вплоть до высоких гор (не выше 3 км над уровнем моря).
По условиям эксплуатации и цене штурмовик Су-39 является одним из лучших вариантов штурмовиков в мире.
По оценкам специалистов, стоимость и эффективность Су-39 в 1,4-2,2 раза лучше, чем у зарубежных аналогов нашего времени. Это сделало штурмовик желанным, поэтому завод в Улан-Удэ, где его планируется собирать, уже имеет заказы на производство, хотя самолет пока считается прототипом.
Боевое применение
Реплика Су-39 на выставке
Су-39 не принимался на вооружение и не запускался в серийное производство, а потому в боевых условиях не использовался. Актуальность разработки и представленные ТТХ самолета основывались на опыте использования Су-25. Эти штурмовики участвовали во многих конфликтах в Европе и Азии со времен афганской войны. Имеются сведения об их применении на востоке Украины и в Сирии.
Разработка Су-39 была направлена на повышение противотанковых возможностей модификации Су-25Т. Новым штурмовикам предстояло бороться с боевой техникой противника, в том числе и с уничтожением кораблей. Такие возможности сделали самолет средством поддержки наземных и надводных операций.
Подвесной контейнер с радиолокационной системой Spear-25 расширял возможности штурмовика и позволял вести полноценный воздушный бой с истребителями противника. Именно для этого новые самолеты были оснащены ракетами класса «воздух-воздух».
Технические характеристики
Бронирование Су-25, усиленное на Су-39
Технические характеристики Су-39 основаны на четырех предсерийных самолетах и проекте модернизации Су-25Т. Соответственно летно-технические характеристики штурмовика представлены по проведенным испытаниям и полученным результатам.
Габариты, вес, длина
По габаритам Су-39 имеет следующие показатели:
- общая длина – 15,33 м;
- размах крыла – 14,36 м;
- высота — 5,2 м;
- площадь крыла — 30,1 кв м;
- угол стреловидности — 20°;
- база шасси – 3,58 м;
- колея шасси – 2,5 м.
Масса пустого самолета 10,74 т, масса нетто 13,15 т, масса топлива 3,84 т, нормальная взлетная масса 16,99 т, максимально допустимая взлетная масса самолета 20,5 т.
Лётные данные
Летные характеристики штурмовика представлены следующими величинами:
- с полной боевой нагрузкой самолет летит со скоростью 950 км/ч;
- посадочная скорость – 240 км/ч;
- разбег по бетонной и грунтовой взлетно-посадочным полосам составляет 550 и 600 м соответственно.
Разрешенная практическая высота полета составляет 10 000 м. В боевом применении штурмовик может достигать высоты от 30 м до 7 км. Дальность боевого полета на приемлемой высоте — 900 км, у земли — 400 км. С выносным топливным баком (ПТБ-800) эти значения возрастают до 1250 и 750 км соответственно. Дальность полета парома с четырьмя дополнительными баками (2х1150 и 2х800 л) составляет 2500 км.
Расход топлива
По сравнению с Су-25 установка новых двигателей позволила снизить расход топлива до 0,89 кг/кгс в час. Для сравнения, у базовой модели этот показатель составлял 1,28 кг/кгс. Расход воздуха у Су-39 66 кг/с.
«Каждый нашел мотивацию сражаться»
Иногда думаешь, а как мы жили до той спецоперации? Драка сильно ломает людей, и к ней невозможно полностью привыкнуть. Некоторым очень сложно адаптироваться, они до сих пор не могут к этому привыкнуть. Крышу срывает, и все в ступоре.
Когда нас одного бросили из пулемета, начало трясти. Кричи, хоть дай мне быть здесь, но слезы на глазах. А до наших позиций оставалось буквально 30 метров. Мы это, конечно, понимаем и стараемся это поддерживать.
Помощь товарищей важнее всего. Никто не был в состоянии сражаться в одиночку
Местный житель осматривает воронку от снаряда, село Куприяновка, Запорожская область, 7 декабря 2022 г
Фото: Рейтер
Тяжелее всего тем, кто до мобилизации жил в тепличных условиях. Но мы другие, раньше жизнь была не сахар. Сами мы деревенские, ничего совсем диким нам не казалось, к грязи и прочим трудностям можно было быстро привыкнуть.
Выживает тот, кто приспосабливается. Например, мы быстро поняли, что тентовое полотно помогает спрятаться от тепловизионных камер. Они начали брать ее на миссии, чтобы спрятаться от дронов. Ведь если вы не успеете сбежать, через три-четыре минуты по вам начнут стрелять.
Противник определенно хорошо укреплен и подготовлен
У него много техники, в том числе хорошие вертолеты. Гранаты от них вообще постоянно засыпаются. И поначалу нам было тяжело с этим. Не было ни приборов ночного видения, ни тепловизоров, ни другого оборудования. Ты идешь ночью, и темнота хоть глаза выпячивает. Со временем мы к этому привыкли, времена такие, хотя сейчас стало лучше.
В общем, основной проблемой пока остается безопасное соединение. Мы точно знаем, что нас слушают, и стараемся общаться другими способами. Мы надеемся, что это скоро изменится.
А иногда из-за ошибок приходится отдуваться за соседние отряды. Банальная поломка оборудования или другие аварии. Вот и получается, что никто, кроме нас, как говорится. Но бывает и наоборот.
На днях к нам приехал генерал, чтобы своими глазами оценить ситуацию. Я смотрел всю эту игру, куда-то звонил, и через час украинским военным устроили ад. Отключают все калибры и системы. «Опорники» горели очень долго. Они буквально сожгли все свое оборудование. Мы шли ночью — везде одни трупы валялись. Даже если войти без оружия, артиллерия все зачистит. Так было бы всегда.
Беспилотник ВСУ пролетает возле границы с Беларусью, 1 февраля 2023 г
Фото: Дэниел Коул/AP
В общем, каждый нашел свою мотивацию для борьбы. Например, мы считаем, что если это не остановить сейчас, то рано или поздно конфликт перерастет в более глобальный, и нам придется воевать дома
Страшно, конечно, от всего пережитого. Я очень хочу домой, но что поделаешь? Мы все еще впереди.
Вскоре их отбрасывает в другом направлении. Где именно, не скажем, но точно знаем, что там будет гораздо теплее, чем здесь. Так что мы потихоньку привыкаем к войне, потому что знаем, что рано или поздно все это закончится.
Бомбардировщик Су-34 «Утенок»
Самолет Су-34 разрабатывался для замены фронтового бомбардировщика Су-24. Серийно выпускается с 2005 года, принят на вооружение в 2014 году.
Отличительной особенностью этих машин является конструкция кабины. Для повышения комфорта экипажа при дальних перелетах пилотов было решено сажать рядом, а не друг за другом. В кабине можно встать в полный рост. У самолета более широкий «нос», и именно за эту своеобразную форму носа летчики прозвали Су-34 «Утка».
Штурмовик Су-25 «Грач»
В феврале 1975 года прототип советского штурмовика Т-8, впоследствии поступившего на вооружение под обозначением Су-25, впервые поднялся в воздух. Самолет получил название «Грач» — из-за формы широкого крыла и толстых гондол двигателей он чем-то напоминает эту ловкую и трудолюбивую птицу.
Есть и другая версия происхождения названия. В январе 1984 года майор Григорий Алексеевич Чехов стал командиром 200-й отдельной штурмовой эскадрильи. Заднюю часть кепки он подписал инициалами «Гр.А.Ч». Именно с этого момента сначала личный состав эскадрильи, а затем и самолеты Су-25 стали называть «грачами».
Су-25
Все сказанное в той или иной форме справедливо и для Су-25 — самолета дешевого, надежного и хорошо зарекомендовавшего себя на поле боя. Советская машина появилась позже: если А-10 поступил на вооружение в 1977 году, то Су-25 начал эксплуатироваться в 1981 году. Отечественных самолетов было построено почти в два раза больше: 1350 против 700.
Характеристики Су-25:
- Экипаж: один пилот;
- Длина: 15,36 метра;
- Размах крыла: 14,36 метра;
- Высота: 4,8 метра;
- Масса пустого: 9315 кг;
- Вес нетто: 11 600 кг;
- Нормальный стартовый вес: 14 600 кг;
- Силовая установка: два ТРД Р-95Ш;
- Максимальная скорость: 950 километров в час у земли;
- Практическая дальность: 640 км (без подвесных топливных баков).
Штурмовик Су-25 всегда следует всем внешнеполитическим амбициям советского и российского руководства. От афганской войны до первой чеченской войны. От Южной Осетии до войны в Сирии.
Су-25 пережили советские истребители-бомбардировщики: машины сложнее, дороже и технически совершеннее. От, например, МиГ-27 отказались еще в 1990-х годах. Скорее всего, Су-25 останется на вооружении дольше, чем фронтовой бомбардировщик с изменяемым крылом Су-24М, который сейчас стремительно заменяется более современным Су-34, построенным на базе истребителя Су-27.
Проблема в том, что сейчас в России нет ни одной машины, которую можно было бы считать полноценной заменой 25-му (аналогичная проблема стоит перед США в случае с А-10). Как известно, истребитель четвертого поколения придет на смену Су-57. Стратегические бомбардировщики – перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) О штурмовиках нового поколения в последние годы практически ничего не слышно, хотя ранее в СМИ периодически мелькали определенные данные.
Вооружение
Одной из отличительных особенностей Су-39 является его огромный оружейный потенциал. На самом деле, когда он встает из аэропорта, он один может выполнять самые сложные задания. Установленная в носовой части (спрятанная за носовым обтекателем) система «Шквал-М» выводит изображение местности под самолетом на экран летчика в кабине.
Качество настолько высокое, что танк на 10 км по трассе видно, а жилой дом даже на 15 км. В ширину мониторинг работает на 2 км. Все это позволяет эффективно захватывать цели или видеть пуск ракет на Су-39 и своевременно принимать меры по их отражению.
Ключевой особенностью вооружения самолета является высочайшая точность. Например, основное вооружение — противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (штурмовик может нести до 16 штук) — поражало цель с разбросом всего 60 см при пуске за 10 км до нее. Например, его предшественник Су-25 имел гораздо больше (160 штук) неуправляемых ракет С-8, поэтому все они использовались для поражения одной цели.
Су-39 способен уничтожить до 14 бронированных целей противника за один боевой вылет.
Вероятность поражения движущегося танка «Вихрь» в настоящее время оценивается в 80-85%.
Точному наведению помогает автоматическая система сопровождения целей. Это еще одна особенность штурмовика, делающая его незаменимым на поле боя.
Вооружение штурмовика подвешено на 11 узлах (по 5 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем).
Су-39 способен нести на борту:
- неуправляемые установки С-8 (160 ракет), С-13 (40) или С-24;
- ракеты класса «воздух-воздух» Р-60 (2) или Р-73 (2);
- сверхзвуковые ракеты класса «воздух-земля» Вихрь (16), Х-25Л (4), С-25Л (8), Х-29Л (4), Х-58 (4), Х21 А/АД/П (4) или Х-35 (4);
- бомбы свободного падения ФАБ-250 или -500, РАБ-250 или -500 (8);
- подвесные контейнеры с пистолетами.
При оснащении штурмовика Су-30 комбинированным оборудованием (для работы по воздушным, морским и наземным целям) самолет способен сдерживать наступательные силы противника. При этом он будет достаточно маневренным и способен обходить средства ПВО и ПРО.
Штурмовик Су-39 определенно зарекомендовал себя как удачный самолет, который можно использовать для различных военных целей в небе. Он одинаково успешно справится с работой разведчика, штурмовика, бомбардировщика или даже истребителя. Этот универсализм конечно предопределил будущее проекта.
Хотя тяжелые экономические времена наложили серьезный отпечаток на штурмовик, не позволивший запустить в серию Су-39, перспективы самолета по-прежнему очевидны.
У него есть шанс послужить базой для будущих поколений штурмовиков. Не исключено, что для этого потребуется лишь доработка вооружения, бортового радиоэлектронного оборудования и двигателей при сохранении той же компоновки планера, кабины и фюзеляжа.