Су-37 (многофункциональный истребитель)

Военная техника

История создания

С середины 80-х годов в советской военной авиации стали эксплуатироваться новые тяжелые истребители Су-27. Пока пилоты осваивали машину, конструкторы уже работали над дальнейшим усовершенствованием.

Терминатор СУ-37

Во второй половине десятилетия взлетели палубный истребитель Су-33, бомбардировщик Су-34 и усовершенствованный истребитель Су-27М, впоследствии сменивший обозначение на Су-35».

Первые опытные самолеты были перестроены из серийных экземпляров Су-27, и только восьмой экземпляр стал первым построенным с нуля Су-35».

Особая роль выпала одиннадцатому самолету (четвертому в предсерийной партии). Истребитель с заводским обозначением Т-10М-11 и бортовым номером 711 отправился на доработку в Москву.

После установки на него новых двигателей и оборудования он стал уникальным «Терминатором» с индексом Су-37.

След в истории

Су-37 просуществовал недолго, но оставил в сознании чрезвычайно сильное впечатление. И до сих пор мало кто задается вопросом — что же это за самолет? Суперистребитель, опередивший свое время, или демонстратор технологий, эффектный, но непригодный и непригодный для повседневного использования? Факт: «Терминатор» продемонстрировал уникальную маневренность, впервые были продемонстрированы новые маневры.

СУ-37 терминатор

Но и по сей день вопрос о реальных достоинствах впечатляющих фигур высшего пилотажа, выполненных на Су-37, остается спорным. «Терминатор» всегда привлекал внимание на выставках — но вопреки оптимистичным прогнозам никто не решался его купить.

Бесспорно, что «тридцать седьмой» впервые обкатывается двигателями с изменяемой тягой. На современных Су-35 сейчас такие ставят.

Эксплуатация «Терминатора» показала, что истребитель с УВТ не нуждается в переднем горизонтальном оперении, утяжеляющем планер для достижения необходимой маневренности, — нынешний самолет ОКБ Сухого не имеет ПГО.

Так что как опытный образец «тридцать седьмой» оказался удачным и приобрел опыт, необходимый для работы с серийными истребителями. Это также свидетельствует об отсутствии попыток создания второго экземпляра Су-37.

Почему «летающую лабораторию» рекламировали как самолет, готовый к серийному производству? Вероятно, ответ заключается в том, что в те годы для России было важно продемонстрировать, что авиационная промышленность способна создавать действительно передовую технику. И когда последние достижения демонстрирует боевой самолет, близкий по конструкции к серийному, это впечатляет больше, чем опытный образец, который явно не имеет другого применения.

Описание конструкции

Истребитель Су-37 конструктивно близок к своему непосредственному предку Су-27. В основном это касается планера, доставшегося в наследство от Су-27М. Самолет статически неустойчив. Проще говоря, слишком высокая маневренность и лучшая аэродинамика расплачиваются с такими самолетами неспособностью «держать курс» самостоятельно. До применения электродистанционных систем управления такие самолеты практически не строились — настолько они оказались сложными в управлении.

Одно из основных отличий «тридцать седьмого» — двигатели АЛ-31ФП.

От базовых двигателей их отделяли сопла, управляемые гидроцилиндрами, что позволяло изменять вектор тяги в вертикальной плоскости. Также автоматически изменялось отклонение сопел.

Получил «Терминатор» и новую систему управления — цифровую с четырехкратным дублированием (трижды — по боковым каналам). Автоматизированы были не только гибкие сопла, но и все органы управления. Автоматически ограничивались перегрузки, и Су-37 мог «самостоятельно» выходить из штопора. В кабине традиционный рычаг управления был заменен установленным справа джойстиком, а мощность двигателя теперь изменялась многопозиционными кнопками — «джойстиками».

Чертежи СУ-37

Еще одним нововведением в кабине стали четыре многофункциональных жидкокристаллических дисплея, которые заменили большинство обычных приборов и монохромные ЭЛТ-экраны.

В носовой части самолета была установлена ​​новая РЛС с фазированной антенной решеткой, способная сопровождать до 20 воздушных целей на дальности до 170 км. Спинной радар, расположенный в контейнере между двигателями, обнаруживал цели на дальностях до 70 км. Кроме того, в комплекс встроенной электроники Су-37 входили лазерный дальномер и тепловизионная камера.

Вооружение самолета в основном осталось прежним — справа от кабины, в наплыве крыла, была установлена ​​пушка ГШ-30-1.

Зато вариантов ракетного вооружения больше, по сравнению с исходным Су-27. Теперь ударные возможности истребителя не ограничивались неуправляемыми ракетами и свободнопадающими бомбами — Су-37 мог эффективно применять управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», вплоть до противокорабельных.



Introducing Thrust Vector Control

Система TVC позволяет самолету направлять тягу двигателей АЛ-31Ф под другим углом к ​​траектории полета по вертикальной оси. На больших углах атаки самолет обычно глохнет, и пилот теряет управление из-за нарушения воздушного потока над рулями. Даже при очень малых скоростях полета рули перестали работать эффективно. С TVC самолетом в этих условиях все еще можно управлять, используя тягу двигателя вместо воздушного потока.

Новый Су-37 совершил свой первый полет с двигателями TVC 2 апреля 1996 года летчиком-испытателем Сухого Евгением Фроловым. Самолет получил прозвище Терминатор.

Система TVC Су-37 интегрирована в систему дистанционного управления самолетом, что обеспечивает управляемость самолета на запредельных углах атаки и на околонулевых скоростях. Су-37 был способен выполнять фигуры высшего пилотажа, не сравнимые ни с одним современным истребителем.

Примеры включают вертикальные сальто с сохранением траектории полета (чакра Фролова), вынужденные повороты с малым радиусом, контролируемые вращения. Эта сверхманевренность давала Су-37 преимущество в воздушных боях с другими самолетами. Он также поразил публику на авиашоу в Фарнборо в сентябре 1996 года, в Ле Бурже в июне 1997 года и на МАКСе в августе 1997 года.

Сопла двигателей Су-37 качались только вертикально (2D векторизация). Люлька-Сатурн доработал векторное сопло, в результате чего двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП могли двигаться как по вертикальной, так и по горизонтальной осям (трехмерное векторное управление). Двигатель АЛ-31ФП предлагался иностранным заказчикам на более совершенных разработках Су-30МК, как Су-30МКИ ВВС Индии, а также в качестве опции для модифицированных версий более раннего Су-35 «Супер» Фланкер.

Военный портал

Су-37 Терминатор — многоцелевой истребитель, созданный на базе многоцелевого истребителя Су-35. Дальнейшее повышение летных характеристик машины было возможно только за счет установки двигателя с изменяемым в полете вектором тяги. Работы в этом направлении ведутся уже несколько лет в ОКБ им. ЯВЛЯЕТСЯ. Люльки и испытания прототипа проводились весной 1989 года на Т-10-26 Виктором Пугачевым.

Тогда на самолет устанавливался только один двигатель, сопло которого могло менять свое положение в вертикальной плоскости, для чего летчик менял кулисный переключатель в кабине. Для подготовки демонстрационного образца истребителя с отклоняемым вектором тяги взяли один из серийных Су-35, установили на него два двигателя АЛ-31ФП, поставили боковую ручку управления самолетом и тензорную тягу (новый тип кнопка управления двигателем) в кабине.

После соответствующих доработок систем управления полетом и двигателями название машины было изменено на Су-37. 2 апреля 1996 года летчик-испытатель ОКБ Е. И. Фролов поднял самолет в небо, а 18 августа того же года Су-37 впервые показали на авиационном фестивале в Тушино, Москва.

В ходе летных испытаний Су-37 продемонстрировал свою уникальную маневренность. Впервые были придуманы новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и скорости, близкие к нулю. Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:

возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе по заметной авиации);

  • многоканальная и алгоритмическая защита всех информационно-целевых систем;
  • атаковать наземные цели, не входя в зону ПВО противника;
  • полет на малых высотах с облетом и обходом наземных препятствий;
  • автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
  • противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
  • автоматизация всех этапов полета и боевого применения.

Дизайн

Самолет выполнен по схеме «неустойчивый интегральный триплан», сочетающей в себе нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением. Конструкция планера в целом аналогична Су-27, но при создании Су-35/37 использовались новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее получать большее количество топлива.

Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально изгибаемый стабилизатор, каждая консоль которого имеет свой высокоскоростной электрогидравлический привод. ПГО включен в общую цифровую электродистанционную систему управления полетом и способен отклоняться в диапазоне углов -50/+100.

Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, у Су-35/37 практически полностью устранена тряска, значительно усложняющая пилотирование и прицеливание истребителей других типов на таких режимах), ПГО также выполняет ряд других важных функций. В частности, это способствует смещению аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному снижению статической устойчивости.

С помощью ПГО можно «управлять» степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешние узлы подвески. При полете на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным гасителем продольных колебаний и тряски, что повышает безопасность полета, снижает нагрузку на планер и повышает комфортность, а следовательно, и боеспособность летчика в ухабистых условиях условия.

Примененные к самолету аэродинамические усовершенствования позволили добиться снижения нагрузки на фюзеляж и корни крыла, что в свою очередь обеспечило достижение устойчивой перегрузки 10 единиц без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигаемая на истребителей других типов в настоящее время превышает не 9 ед.).

По сравнению с Су-27 несколько увеличены высота и хорда вертикального оперения истребителя. Килевые кессоны из углеродного волокна также используются в качестве топливных баков. Усиленное шасси (из-за увеличенной взлетной массы самолета) носовая опора оснащена двумя колесами. Под крылом добавили два узла внешней подвески (общее их количество увеличили до 14), что позволило увеличить массу вооружения с 6000 до 8000 кг.

На самолете установлено катапультное кресло КД-36ДМ с углом наклона спинки 300. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры для еды и воды, а также устройство для утилизации отходов.

Опытный самолет Су-37 (известный как табл. №711) был оснащен двигателями АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДТФ оборудован цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом. Осесимметрично управляемое сопло отклоняется в вертикальной плоскости на угол 150 с помощью двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость сопел ≈ 300/с).

Серийные истребители Су-37 предполагается оснастить усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500 кгс), которые являются дальнейшим развитием ТРДД АЛ-31. ТРДТФ обеспечивает охлаждение вращающейся части сопла в режиме полного форсажа и максимального угла поворота. В качестве рабочей жидкости в гидроцилиндрах используется авиационное топливо.

Система управления вектором тяги позволяет управлять самолетом как по тангажу, так и по рысканию, что достигается несовпадением направлений тяги правого и левого двигателей. Самолет оборудован выдвижным топливоприемником для системы дозаправки в полете.

Электронное оборудование

Су-37 оснащен цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) самолета. Он выполнен по четырехканальной схеме резервирования в продольном канале и трехканальной схеме — в каналах поперечного движения. Для повышения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно. Автоматизированная система управления полетом обеспечивает управление всеми поверхностями управления, а также отклонение тяги двигателей за счет перемещения ручки управления самолетом.

При этом безопасность полета достигается за счет автоматического ограничения перегрузки в полете в зависимости от массы полета и режима полета. Есть режим автоматического прекращения вращения. Установка нового комплекса бортового оборудования с повышенным энергопотреблением потребовала увеличения мощности электрического и гидравлического питания. По сравнению с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы. Самолет Су-37 оборудован боковым рычагом управления малой скоростью и неподвижным тензометрическим дросселем.

В состав авионики самолета входят системы, использующие элементы искусственного интеллекта и обеспечивающие превентивное поражение воздушных целей (в том числе малозаметных) на дистанциях, гарантирующих возможность ответного удара противника. Все этапы полета автоматизированы, включая боевое применение по воздушным целям, нанесение ударов по наземным целям без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и оптико-электронным средствам радиоэлектронной борьбы.

По информации, полученной от навигационного комплекса, АСУ решает задачи маршрутного полета с облетом запрограммированных промежуточных точек маршрута, возвратом на аэродром, маневрированием перед посадкой и заходом на посадку до высоты 60 м. Есть режим автоматического управления полетом на предельно малой высоте, с облетом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание как по воздушным, так и по наземным целям.

На Су-37 установлен комплекс, включающий импульсно-доплеровскую РЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и РЛС заднего обзора. Усовершенствованный оптико-электронный прицельный комплекс истребителя включает тепловизионную камеру, совмещенную с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивает одновременное обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение нескольких дальних воздушных целей.

Система оптической локализации объединена с РЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс. Самолет оборудован аппаратурой автоматической защищенной системы обмена данными о целях, что позволяет лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой.

В состав оборонительного комплекса входят оптические датчики предупреждения об атаке ракет противника, станция радиотехнической разведки нового поколения, системы активного подавления, работающие в оптическом и радиолокационном диапазоне, а также средства настройки пассивных радиолокационных и инфракрасных помех.

Самолет Су-37 имеет новую кабину информационно-управляющую панель с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными (в отличие от Су-35, где поворотники монохромные) многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. В индикаторах используются жидкокристаллические матрицы. Средства связи включают радиостанции УКВ и КВ, оборудование защищенной телекодовой связи и систему спутниковой связи.




Су-37 - проект ударного самолета

ТТХ и летные данные в сравнении с аналогами

Он призывает сравнить Су-37 с известным американским истребителем F-22 Raptor. Еще одним аналогом станет истребитель Су-35, принятый на вооружение ВКС России. Нужно учитывать, сколько потеряла российская авиация, отказавшись от Терминатора».

СУ-37

Следует уточнить, что сегодняшний Су-35 — это не тот самолет, из которого вырос Су-37. Это гораздо более глубокая модернизация базовой платформы, и прежнему «тридцать пятому» теперь возвращается название Су-27М. Вот их основные технические характеристики.

Су-37 Ф-22 Су-35
Длина, м 22 19 22
Размах крыла, м 14,6 13,5 14,7
Стартовая масса, т. 25 29 25
Максимальный вес, т. 34 38 34
Максимальная скорость, М 2,35 2 2,35
Боевой радиус, км 800 760
Крыша, км 18 20 18
Встроенное оружие 30-мм пушка, 150 снарядов 20-мм пушка, 480 снарядов 30-мм пушка, 150 снарядов

Следует отметить, что приведенные данные о скорости самолета относятся к максимальной скорости на высоте. По наибольшей скорости у земли Су-37 даже немного уступал «Раптору». Пушка, установленная на американском истребителе, имеет меньший калибр, но она не предназначена для поражения бронетехники, а при атаках самолетов меньшую мощность снарядов можно компенсировать скорострельностью и большим количеством боезапаса.

Самолет СУ-37

Судя по цифрам, Су-35 почти ничем не отличается от Терминатора. Но в таблицу не вошли такие данные, как использование на «тридцать пятом» новых двигателей с повышенной тягой, большим ресурсом двигателя и переменным вектором тяги (не только в одной плоскости). На Су-35 установили и новую РЛС с удвоенной дальностью действия.

Маневренность истребителя

Двигатели с вектором тяги давали Су-37 характеристики, которыми сегодня обладают лишь немногие модели самолетов. Он может совершить боевой ход менее чем за десять секунд. Кроме того, истребитель способен набирать высоту, практически сразу разворачивать нос в противоположную сторону, продолжать движение «хвостом вперед».

«Чакра Фролова» и Су-37
Схема пилотажной фигуры «Чакра Фролова»

Однажды освоившись на Су-27 «Кобра», «Терминатор» легко выполняет переход на угол атаки до 180 градусов, удерживая его в течение нескольких секунд. Любой «обычный» самолет при попытке повторить такой маневр обязательно уйдет в сваливание или даже в штопор.

Самолет Су 37 движется с предельно малой скоростью и может в миниатюре делать «мёртвую петлю», разворачиваясь на 360 градусов в плоскости тангажа. Такой маневр, получивший название «чакра Фролова» (по имени летчика-испытателя), впоследствии был освоен на Су-30 и МиГ-29ОВТ.

Поэтому в ближнем бою истребитель Су-37 не оставит ни малейшего шанса никому из своих западных противников, за исключением F-22.

Технические характеристики Су-37

По основным эксплуатационным параметрам самолет Су-37 был достаточно близок к Су-27М:

Начальный вес 25,67 тонны обычно, 34 тонны макс
Длина самолета 22 183 м
Высота 6,35 м
Размах крыльев 14 698 м
Тяговооружённость От 0,82 до 1,09 кгс/кг в зависимости от стартового веса

Нормальная взлетная масса достигалась за счет подвески основного комплекта ракет класса «воздух-воздух» и неполной заправки внутренних баков. Максимальная скорость была несколько снижена для загруженного самолета из-за увеличения аэродинамического сопротивления.

Вооружение Су-37

Состав вооружения истребителя изначально планировался как самолет-перехватчик, но данные, полученные в результате исследований и испытаний, позволили расширить область применения самолета. Истребитель был оснащен автоматической одноствольной пушкой ГШ-301. Он использует патрон калибра 30 мм, имеет общий боезапас 150 выстрелов и скорострельность 1500 выстрелов в минуту. Для достижения полного превосходства в воздухе было решено использовать ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью поражения на разных дистанциях. Кроме того, была установлена ​​новая ракета РВВ-АЕ, способная поражать цели на средней дальности.

На ходу

За уничтожение противника на суше и воде отвечает комплекс ракет класса «воздух-поверхность» с разными типами наведения. Так как самолет может одинаково хорошо функционировать и днем, и ночью, то и ракеты должны соответствовать. Х-29Т — телевизионное наведение, Х-29Л — лазерное наведение, Х-31П — противорадиолокационные ракеты, Х-31А и Х-35 — противокорабельные ракеты. Кроме того, установлен комплекс неуправляемых ракет, авиабомб и баков с напалмом.

Читайте также: F-35: самолёт, истребитель, lightning ii, сильнейший в мире, технические характеристики ТТХ, вертикальный взлёт

Преимущества и недостатки Су-37

Вооружение Су-37
Расположение вооружения на внешней подвеске, а не во внутренних отсеках, делает самолеты Су-27М и Су-37 хорошо заметными на экранах РЛС

О достоинствах и недостатках Терминатора можно говорить лишь условно, ведь этот самолет был по сути экспериментальным.

Тем не менее нельзя не отметить следующие положительные черты:

  1. Непревзойденная маневренность — заслуживает отдельного описания;
  2. Высокопроизводительное бортовое оборудование, практически отвечающее требованиям истребителей пятого поколения;
  3. Практичное управление полетом;
  4. Большое количество вариантов оружия. Истребитель, в отличие от исходного Су-27, стал по-настоящему многоцелевым, не потеряв при этом высоких летно-технических характеристик.

Среди недостатков необходимо выделить, в первую очередь, довольно значительную радиолокационную заметность самолета. Правда, по сравнению с исходным Су-27 его еще можно было потопить, но конкурировать по этому критерию с американским F-22 истребитель явно не в состоянии. Еще одним недостатком является отсутствие в вооружении ракет класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. На момент появления Су-37 их просто не было.

Эксплуатация

Первый полет «Терминатора» состоялся весной 1996 года под руководством летчика-испытателя Евгения Фролова. И той же весной он был официально представлен публике. С 1996 года Су-37 стали гастролировать на авиасалонах, где «тридцать седьмой» всегда становился «гвоздем программы», поражая воображение своей уникальной маневренностью.

Чтобы представить масштабы интереса к истребителю, достаточно следующего факта: получить разрешение на демонстрацию Су-37 в Ле Бурже удалось не сразу.

Иностранные делегации предпочли отложить вылет, но дождаться прилета российского самолета.

На самолете Евгений Фролов впервые продемонстрировал фигуру высшего пилотажа, первоначально названную «салтомортале» — мертвая петля с малым радиусом, выполняемая на малой скорости. Впоследствии фигуре дали малоизвестное название «Чакра Фролова». Заслуга летчика достойна упоминания, а вот откуда взялась «чакра» так и осталось загадкой.

СУ-37 в небе

В последующие годы Су-37 продолжали выступать на авиасалонах во всех уголках планеты. СМИ не жалели слов похвалы. Истребителю пророчили блестящее будущее и большие объемы продаж. А зимой 2002 года под Москвой разбился самолет с бортовым номером 711. Летчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.

Тогда Минобороны сообщило, что Су-35 разбился. После оглашения информации о бортовом номере разбившегося самолета это выглядело как отчаянная попытка скрыть потерю единственного и неповторимого Терминатора».

Позже появились уточнения: в то время на Су-37 были заменены выработавшие свой ресурс двигатели на распространенные для Су-35 АЛ-31Ф (как будто только двигатели делали его уникальным).

Во время маневра с большой перегрузкой у самолета отвалилась часть оперения — вероятно, сказалась накопившаяся за шесть лет тяжелой эксплуатации усталость конструкции. Так и закончилась история звезды авиашоу.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector