Реальная оценка боя СУ 35 против F 22
Ф-22 «Раптор» против Су-35 ни разу не имел реального боя, даже учебного боя. Но было два условных столкновения истребителей, лестных для нашего самолета:
- В июле 2008 года Австралия выбирала, какие истребители покупать в США. На американской базе на Гавайях было смоделировано 20 воздушных боев Су-35 против F-22 «Раптор» (а также других «эфоксов»: F/A-18 и F-35). В итоге австралийцы отказались покупать «эфкс»: ВВС США выиграли всего 1 раз. Подробности не разглашаются, победу Су-35 объяснили сверхманевренностью;
- В декабре 2017 года F-22 Raptor и Су-35 встретились в Сирии. По данным Минобороны России, F-22 мешали Су-25 планирующему уничтожению террористов, по американским данным, это наши самолеты нарушили их воздушное пространство (хотя откуда они взяли воздушное пространство в Сирии?). На помощь соотечественнику пришел Су-35, «Раптор» сразу же вышел из зоны прицеливания.
«Сушки» словно специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защищали другие Су-25 от F-22. А Су-27 когда-то защитил самолет Сергея Шойгу — опять от «Раптора»!
Эксперты Business Insider и National Interest сходятся во мнении о трех преимуществах Су-35 перед их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):
- супер маневренность;
- системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, другими словами противорадиолокационные и противоракетные) — глушение GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет;
- боевая часть (12 ракет класса «воздух-воздух» с дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что дает дополнительную мощность).
Военный эксперт Defense Industry Daily Билл Свитман также отмечает сверхманевренность. Модель ракет воздух-воздух где цель будет в течении 1-2 секунд, а фигуры типа «кобра» или «блин» не вписываются в алгоритмы. У F22 также нет боковых датчиков (бокового радара). Если цель вдруг уйдет вбок (90о и более), Раптор тоже должен будет изменить курс и «вести» ракету, иначе потеряет целеуказание (оно идет от истребителя на последний участок).
Sukhoi Su-35
Самолет Су-35 был разработан в Советском Союзе в 1980-х годах. Это одноместные двухмоторные сверхманевренные многоцелевые истребители. Су-35С — модернизированная версия истребителя Су-27. Его спроектировала российская фирма «Сухой». Выпускается Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением. Он совершил свой первый полет 19 февраля 2008 года и был представлен в декабре 2014 года.
Су-35 — двухмоторный одноместный многоцелевой истребитель, первый полет которого состоялся в 2007 году. Он представляет собой модернизированную версию Су-27 и использует тот же планер. Однако у него более мощные двигатели и авионика. Су-35 имеет большую дальность полета и может нести больше вооружения, чем Су-27. Он также более гибкий. Су-35 проданы Китаю и России. Индия также проявила интерес к самолету.
Why was the Su-35 developed and built?
Су-35 был разработан для экспортных рынков. Однако в основном его закупали российские войска из-за бюджетных ограничений в 1990-х годах. «Сухой» планирует продать Москве 192 Су-35 к 2025 году. Российские ВВС заявили, что им нужно 400 самолетов Су-35С. ВВС Индии планируют закупить 144 истребителя Су-35С в рамках сделки на сумму 13 миллиардов долларов.
Индонезия подписала контракт на поставку 12 Су-35 в феврале 2015 года. Китай разместил заказ на 24 истребителя в ноябре 2015 года с опционом на еще 12 самолетов.
Сравнение характеристик СУ 35 и F 22
F-22 «Raptor» делает ставку на скрытность и дальний бой: быстрее обнаруживает противника (150 км против 90 км) и быстрее запускает ракету (дальность действия самого современного AIM-120D Scorpion — 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (воздушного боя). Если он выдержит дальнюю атаку (а шансы достаточно высоки) и увидит врага на радаре, у F22 будут серьезные неприятности.
Основные важные сравнительные технические характеристики приведены в следующей таблице:
Ф-22 | Су-35 | |
5 характеристик поколения | ||
ЭПР | 0,001-0,1 м2 | 0,7-2 м2 |
РЛС | AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Диапазон обнаружения:
Су-35 — 150 км Аэрофотосъемка с ЭПР = 1м2 — 225 км |
«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Диапазон обнаружения:
«Раптор» (цель с ЭПР=0,01 м2) — 90 км Воздушная цель с ЭПР=3 м2 — 150-400 км |
Оптика в инфракрасном спектре | Нет (не будет отслеживать других бойцов ночью) | ОЛС-35 (оптическая система локализации) с тепловыми и телевизионными каналами |
Инфракрасная система обнаружения и сопровождения целей | нет | ИРСТ (инфракрасная система пассивного сканирования — не сдается, т.к не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность — 80 км, 4 цели одновременно. |
Предупреждение о ракете | да | да |
Сверхзвук без форсажа | Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) | Да (крейсерская скорость — 1350 км/ч, или 1,1 Маха) |
Размеры и летные характеристики | ||
Максимальная скорость форсажа | 2,25 Маха (2410 км/ч) | 2,25 Маха (2410 км/ч) |
Боевой радиус | 760 км | 1600 км |
Перегоночная площадка (без подвесных топливных баков и дозаправки) | 3220 км | 3600 км |
Максимальная высота | 20 км | 20 км |
Размер | 19x14x5 м | 22x15x6 м |
Масса | Пустой — 19,7 тонн
Взлетная — 38 тонн Топливо — 8,2 тонны |
Пустой — 19 тонн
Взлетная — 34,5 тонны Топливо — 11,5 тонн |
Вооружение | ||
Максимум ракет воздух-воздух | 6 внутри + 2 снаружи | 6 внутри + 8 снаружи |
Боевая нагрузка | 3,5 ч | 8 ч |
Оружие дальнего боя | AIM-120 в различных модификациях с инфракрасным и радиолокационным поиском, дальность — 50-180 км | Р-27 в различных модификациях с инфракрасным или радиолокационным поиском, дальность — 50-110 км
К-77М с радиолокационным поиском, дальность — 190 км Р-37 с радиолокационным поиском, дальность — 300 км |
Оружие ближнего боя | Новый AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управлением вектором тяги. Дальность — 18 км | Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной измерительной головкой и аэрогазодинамическим контролем. Дальность — 20 км |
Аэроган | Барабан 20 мм Вулкан М612А | 30мм ГШ-30-1 |
Сколько и за сколько | ||
цена | 140 миллионов долларов | 50 миллионов долларов |
Количество в использовании (с 2020 г) | 180+ | 50 |
Пользовательский опыт | С 2005 года | С 2014 года |
Су-35 уязвим, когда не видит противника на радаре (или воочию). На своей территории при поддержке ПВО он хозяин неба
F 35 против СУ 35
F-35 «Лайтнинг II» (Молния) — истребитель-бомбардировщик-невидимка 5-го поколения в 3-х модификациях:
- наземные (CTOL) F-35A, экспортированные союзникам по НАТО;
- вертикального взлета и посадки (СТОВЛ) F-35B;
- шина (ШВ) F-35C.
Lockheed Martin может свести с ума — они создали вертолет-истребитель с вертикальной посадкой и взлетом!
Модификации различаются размерами (палуба самая большая, но все же меньше, чем у Су-35) и летными характеристиками, но назначение всех трех — бомбить землю после того, как тяжелые истребители (например, Raptors F-22) очистили территорию воздух. «Молния вторая» имеет ракеты «воздух-воздух» (дальность до 180 км) и 25-мм авиапушку (у F-35B и C есть отдельный подвесной контейнер), но это оружие не самое главное.
F-35 любой ценой избежит ближнего боя в воздухе:
- Само понятие «невидимость» предполагает дальний бой (первый увидел — первый запустил ракету);
- Задача бомбардировщика не воевать со сверхманевренными истребителями.
По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не предназначен для воздушного боя. Внутренних подвесок 4, внешних 6, но они сильно снижают скрытность (ЭПР наверное 0,005 м2*). И ставка все-таки делается на невидимость, а не на сверхманевренность или сверхскорость:
- ф-35 может пролететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа только 150-240 км (по разным данным) — у двигателя низкие характеристики;
- крейсерская скорость – 850 км/ч;
- максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч);
- дальность — 2500 км;
- высота — 18 км.
Точных параметров невидимости Ф-35 нет, но есть нарекания — ВВС Австралии очень недовольны качеством стелс-покрытия
Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, то все вышеперечисленные характеристики Су-35 проигрывают. А вот то, что есть у «Лайтнинга» выше всяких похвал, так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решеткой:
- обзор — 360о;
- дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 — 250-400 км;
- ночная навигация;
- пассивная инфракрасная камера с альтернативной перспективой (не излучает волны, а только поглощает, не отдавая себя).
С его помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в обстановке, оставаясь невидимым. Если успеет, то выполнит боевую задачу и улетит целым и невредимым. Если ракета готова, она подойдет на 180 км и попытается сбить противника, а он попытается увеличить дистанцию (вдруг ракета не долетит до цели…). И в любом случае уклонится от сближения — по оценке австралийских специалистов, вероятность победы в бою с Су-35 составляет 28%.
Ф-35 выглядит на радаре маленькой железной мухой, а Су-35 — грудой металлолома
Читайте также: Проект 1241, ракетный катер типа Молния, причина создания, особенности конструкции, ТТХ и вооружение, современное применение