СУ-30: истребитель, характеристики (ТТХ), скорость, примение

Военная техника

Как был создан Су-30

Основной причиной создания истребителя Су-30 стала изменившаяся концепция воздушного боя в связи с развитием новых технологий. В те годы главенствующее место занимал американский F-15, которого называли «королем небес». Советский Союз не мог оставить такое обстоятельство без ответа.

СУ-30

Командование военной авиации СССР отдало приказ о создании в короткие сроки конкурирующего самолета. Разработку поручили ОКБ Сухого. За основу был взят двухместный учебно-тренировочный образец Су-27УБ, созданный на базе всепогодного многоцелевого истребителя четвертого поколения.

Разработка проекта началась в середине 80-х годов.

В то время технический прогресс заметно изменил облик военной авиации. На доработанный истребитель было решено установить систему дальнего радиоуправления (ДРЛО). По задумке инженеров, это позволило бы одной единице нового самолета:

  • обнаруживать цели на большом расстоянии;
  • уничтожить противника на значительном расстоянии;
  • управлять ударной авиагруппой.

Боевое соединение могло атаковать авиацию противника на расстоянии до 110-120 км. Для этого использовались ракеты типа РВВ-АЕ, управляемые по подсвету цели. Но преимущество отдавалось ракетам со всеракурсным наведением. Это решение характеризовалось простым аспектом «выстрелил и забыл».

Благодаря внедренным технологиям Су-30 показал отличные результаты в тренировочных матчах с зарубежными конкурентами. Он смог справиться не только с F-15, но и с F-16, поставляемым ВВС США. Кроме того, Сушка выиграла учебную битву против истребителя Eurofighter Typhoon британских ВВС, считавшегося в то время перспективным.

Установка радара дальнего действия позволила использовать истребитель в качестве воздушного разведчика. Су-30 мог координировать звено бомбардировщиков Су-34 для ликвидации наземных и надводных целей. Широкий боевой потенциал нового самолета привел к многочисленным заявкам на закупку у иностранных ВВС. Модернизированные версии истребителя с индексом «К» (коммерческий) до сих пор успешно экспортируются и имеют репутацию надежных боевых машин.

Компоновочные части Су-30

Новый истребитель Су-30 имеет интегрированную компоновку и выполнен по обычной аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен заодно с крылом и состоит из следующих основных частей:

  • головная часть выполнена в виде цельнометаллического полумонокока, в котором размещены БРЭО, отсеки РЛС, створка ниши шасси, радиопрозрачный обтекатель и фонарь кабины;
  • средняя часть с основной несущей силовой установкой самолета — средняя секция, выполненная в виде отсека топливного бака, с кожухом силовой установки, технические возможности которой позволяют установить в ней аппаратуру и линии связи, створки основных стоек шасси, тормозной люк;
  • хвостовая часть с двумя мотогондолами, хвостовой балкой, центральным лонжероном фюзеляжа, включающим задний отсек топливного бака, центральный аппаратный отсек, законцовку центрального лонжерона с бортовыми закрылками и контейнер с тормозными надгусеничными полками;
  • регулируемые воздухозаборники расположены ниже наплыва крыла и снабжены специальной выдвижной сеткой, препятствующей попаданию в двигатели посторонних предметов при взлете и посадке.

Истребитель СУ 30

Трапециевидный центроплан изготовлен из деревянных лонжеронов и имеет кессонную конструкцию. Механизация состоит из отгибаемых флаперонов площадью 4,9 м2 с функциями элеронов и закрылков, а также отгибаемых адаптивных двухсекционных носков площадью 4,6 м2. Отклонение носков и выпуск флаперонов производится при взлете и посадке или при маневрировании, когда приборная скорость составляет до 860 км/ч.Отъемные консоли крыла имеют угол стреловидности 42°.

Удлиняемая ходовая часть имеет усиленную конструкцию для увеличения взлетно-посадочной массы. Он выполнен трехопорным, а основные опоры одноколесными, носовые-двухколесными.

Двухместная кабина летчика на Су-30 выполнена по схеме «тандем» для двух летчиков и разделена на две части, заднюю и переднюю. Обе части кабины полностью герметичны и имеют общий для обеих частей специальный двухсекционный каплевидный фонарь с большой поверхностью остекления и подвижным сегментом.

Истребитель СУ-30

Передняя кабина оснащена многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями с индикаторами, отображающими прицельную и навигационную информацию, и панелями управления на фоне лобового стекла. Джойстик имеет джойстик для прицеливания и обрезки, переключатель выбора оружия с кнопкой огня сзади.

Командир группы располагается в задней кабине самолета, сиденье которого приподнято по отношению к передней кабине, что обеспечивает хороший обзор во все стороны обоим членам экипажа. Также имеются дублирующие рычаги управления полетом и специальная аппаратура наведения и связи. Кабина оборудована телевизионным широкоформатным индикатором тактической обстановки, предназначенным для сбора всей необходимой тактической информации о характеристиках и координатах движения целей и положении в воздухе перехватчиков группы.

Истребитель СУ 30

Конструкция

Истребитель Су-30 имеет стандартную аэродинамическую схему с интегральной компоновкой от Су-27УБ. Трапециевидные деревянные лонжероны крыла с небольшой конструкцией и плавным соединением с фюзеляжем. Вместе они образуют монолитное тело. Самолет был оснащен парой ТРДД с вектором тяги. Это двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф. Двигатели самолета располагались в двух отдельных мотогондолах, расположенных под корпусом центроплана.

В случае повреждения одной силовой установки Су-30 мог свободно продолжать выполнение боевой задачи.

Между мотогондолами в образовавшемся проеме имеются крепления для последовательной установки двух управляемых ракет.

Дифференциально изгибаемый стабилизатор и два руля направления образуют хвостовое оперение. Они крепятся к боковым балкам в задней части фюзеляжа. К этим же балкам крепятся кронштейны стабилизатора. Конструкция шасси — трехопорная. Носовая опора состоит из двух колес. Боковые опоры — односторонние. По сравнению с моделью Су-27УБ новый самолет имеет усиленное шасси, рассчитанное на повышенную взлетную массу.

СУ-30 конструкция

Новая теория конструкции позволила не использовать классическую механическую линию управления, которая ранее размещалась в продольном канале. На смену ему пришла СДУ — электрическая система дистанционного управления.

Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30

  • Су-30 (1992 г., обозначение НАТО: Flanker-C) — базовая модель двухместного многоцелевого истребителя на базе учебно-боевого Су-27УБ.
  • Су-30К (К — Коммерческий, 1993 г.) — коммерческая модификация Су-30 с бортовой системой дозаправки топливом и спутниковой навигацией.
  • Су-30МК (МК — модернизированный, коммерческий, 1993 г.) — Су-30 с расширенной номенклатурой вооружения, увеличенной с 4 до 8 тонн боевой нагрузкой, увеличенным на 1/3 ресурсом планера (до 3000 часов) и почти вдвое увеличенным ресурсом двигателей (1500 часов). Стартовая масса увеличилась с 30 до 38,8 тонн.
  • Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский, 1997 г., обозначение НАТО: Flanker-H) — Су-30МК для Индии, отличался передним горизонтальным оперением, двигателем с управляемым вектором тяги, новой РЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР).) и расширенный состав вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Вооружение одного из индийских Су-30.

  • Су-30КН (коммерческий, новый, 1999 г.) — тяжелый истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР Перо. Телевизионные экраны с индикаторами прямой видимости в кабинах заменены жидкокристаллическими цветными экранами. В систему управления вооружением добавлен ЭВМ МВК для управления новыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
  • Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский, 1999 г., обозначение НАТО: Flanker-G) — Су-30МК для Китая? имеет расширенные возможности по работе с наземными целями. БРЛС Н001ВЭ, двигатели — АЛ-31Ф.
  • Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий, индийский для Алжира) — Су-30МКИ для Алжира, отличающийся РЛС Н011М.
  • Су-30МКМ (Модернизированный, Коммерческий, Малазийский) — Су-30МКИ для Малайзии, отличающийся РЛС Н011М.
  • Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий-2, 2002 г.) — улучшенный Су-30МК с двигателями АЛ-31Ф и РЛС Н001.
  • Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — Су-30МК2 для Вьетнама.
  • Су-30МК2В — Су-30МК2 для Венесуэлы.
  • Су-30М2 (2010 г.) — Су-30МК2 для ВВС России.
  • Су-30СМ (серийная модернизация, 2012 г.) — Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП для ВВС России.

Фото Су-30СМ

Стартовое изображение Су-30СМ

Су-30МКИ ВВС Индии

Су-30МКИ ВВС Индии

Су-30МК2 ВВС Венесуэлы

Су-30МК2 ВВС Венесуэлы

 

Су-30МКА ВВС Алжира

Самолет Су-30МК ВВС России

Су-30МК ВВС России

Особенности вооружения истребителя Су-30

Самолет Су-30 может нести вооружение, состоящее из ракет и пушечно-стрелкового оборудования. Стрелковое вооружение установлено в наплыве правого крыла и представлено одноствольной скорострельной пушкой ГШ-301 калибром 30 мм с боекомплектом 150 патронов. Ракета базируется на АКУ (авиационная катапультная установка) и ВСУ (авиационная пусковая установка).

Управляемое вооружение состоит из ракет разных модификаций:

  • р-27 класса «воздух-воздух» средней дальности;
  • с радиолокационными полуактивными головками самонаведения Р-27Р;
  • с термоголовками Р-27Т;
  • ближний бой с тепловыми головками Р-73;
  • увеличенная дальность полета Р-27ЭР или Р-27ЭТ.

Ракетное вооружение может висеть на 10 точках, из них 4 расположены под консолями крыла, 2 — под: тандемными центропланами, мотогондолами, законцовками крыла. Вес полной боевой нагрузки может составлять — 8000 кг.

Истребитель СУ-30

Сегодня военные истребители Су-30 производятся корпорацией «Иркут». В 2020 году она заявила о выпуске 60 боевых машин, часть из которых будет использована для оснащения авиабаз в Крыму.

Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами

Поскольку истребитель Су-30 был ответом вероятному противнику с господством в воздухе F-15 и Eurofighter Typhoon, проведем сравнительный анализ его ТТХ с параметрами, приведенными в таблице.

Мануфактурная страна СССР/Россия США Великобритания
Экипаж, ребята 2 1 1
Длина, м 21,9 19.43 15,96
Высота, м 6,36 5,63 5,28
Размах крыла, м 14,7 13.05 10,95
Масса, т 18,8 (пусто)
38,8 (предел)
12, 7 (пусто)
30,8 (предел)
11 (пусто)
23,5 (предел)
Авиадвигатели ТРДДФ АЛ-31Ф (2шт) Pratt & Whitney F100-PW-100 (2 шт) Евроджет EJ 200 (2 шт)
Тяга (кгс) на двигателе 12 500 (форсаж)
7770 (без форсажа)
10810 (форсаж)
6655 (без форсажа)
9180 (форсаж)
6120 (без форсажа)
Максимальная скорость, км/ч 1350 (у земли)
2350 (высокий)
1450 (у земли)
2650 (высокий)
1400 (у земли)
2450 (высокий)
Дальность полета, км 1270 (у земли)
3000 (высокий)
1967 (у земли)
5750 (высокий)

3790 (высокий)
Практичная крыша, м 17 300 20 000 19 812
Боевое снаряжение Стандартная авиационная пушка ГШ-30-1 (30 мм),
12 точек подвеса,
Ракеты Р-77, Р-27, (6 шт),
Авиабомбы 0,5 т (8 шт),
Контейнеры КМГ-У (7 шт),
Блоки НАР С-13 (4шт).
Пневматическая пушка General Electric M-61A1 типа Гатлинга (20 мм),
УР АИМ-9Л / АИМ-9М
(4 вещи),
УР АИМ-7Ф/АИМ-7М (4 шт),
УР AIM-120 AMRAAM (8 шт)
Пневматическая пушка Маузер БК-27 (27 мм),
РВВ АИМ-9 Сайдвиндер,
РВЗ АГМ-84 Гарпун,
Авиабомбы: Paveway 2, Paveway 3,
Контейнер для лазерного целеуказания LITENING

Российский истребитель крупнее и тяжелее своих конкурентов. Возможно, поэтому он уступает в скорости и дальности полета. Однако тяга силовой установки выше, чем у зарубежных аналогов.

Двигатели Су-30

Силовая установка истребителя Су-30 состоит из двух двухкамерных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф, которые обеспечивают ему скорость 2350 км/ч на большой высоте и 1350 км/ч у земли. Величина тяги при этом на форсажном режиме составляет 12500 кгс, на максимальном режиме каждые 7770 кгс. Двигатель имеет модульную компоновку и состоит из: реактивного, сверхзвукового сопла и форсажной камеры, 9-ступенчатого компрессора высокого давления, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления, кольцевой камеры сгорания, внешнего контура, 4 компрессор низкого давления турбины низкого давления с регулируемой скоростью, промежуточный корпус с центральным редуктором.

Такие двигатели имеют характерную особенность – это уникальные турбинные лопатки с идеальными эксплуатационными и механическими свойствами. Они оснащены эффективной системой охлаждения и изготовлены из жаропрочного монокристаллического сплава.

Истребитель СУ 30

Двигатели Су-37 могут работать в течение 20-30 секунд в режиме так называемого «масляного голодания» (когда давление масла падает до 0 после начала перевернутого полета), в условиях отрицательных и практически нулевых перегрузок. Для повышения надежности маслоснабжения двигателя в таких условиях эксплуатации была переработана и усовершенствована конструкция маслобака и маслосистемы. Новый маслоблок в своей конструкции имеет гибкий маслозаборник, отсек отрицательной перегрузки, циклонный воздухо-маслоотделитель, воздушные клапаны отсека отрицательной перегрузки.

Двигатели АЛ-31Ф имеют автономную систему управления вектором тяги. Он работает на керосине, который берется из системы подачи топлива двигателя и не зависит от гидросистемы самолета.

Двигатели размещены в отдельных мотогондолах, что позволяет избежать аэродинамических помех.

Истребитель СУ 30

Модификации и поставки

В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя Су-30К («коммерческий»), эта модель изначально поставлялась в Индию, но впоследствии была заменена модифицированным и адаптированным вариантом Су-30МКИ для этой страны (в настоящее время также состоит на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.

В дальнейшем наиболее популярными за рубежом стали экспортные варианты Су-30: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись в Китай (Су-30МКК), Вьетнам (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэлу (Су-30МКВ))-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжире (Су-30МКИ2). В 2017 году был подписан контракт на поставку Су-30СМ в Беларусь. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны России Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о закупке этим государством шести экземпляров Су-30.

Поставки модификаций Су-30 в ВВС и Морскую авиацию ВМФ России начались в 2010 г.; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента России Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.

Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.

Боевое применение

Основным заказчиком нового истребителя стала авиация ПВО, так как технические характеристики самолета позволяли осуществлять перехват и патрулирование на большом расстоянии. Но в начале 90-х военная доктрина вновь изменилась и войска ВВС стали получать высокоточные ракетные пуски таких классов, как «воздух-поверхность» и «воздух-корабль.

Вылет СУ-30

Практически все крупные производители вооружений приступили к разработке носителей для этого типа ракет. ОКБ Сухого не стало исключением. Таким образом, серийное производство Су-30 не получило развития. Изначально самолет стали выпускать на экспорт.

В 1998 г проводилась проработка возможности боевого применения в длительном 10-часовом полете с дозаправкой. Согласно плану полета, испытания проводили 4 серийных Су-30 и два истребителя-перехватчика МиГ-31Б. Боевой группой командовал полковник Мартин Карапетян. Самолеты преодолели более 8000 км и трижды дозаправлялись в воздухе.

Летом 1999 года на общекомандных учениях ВВС России истребители Су-30 выполняли задачу по сопровождению бомбардировщиков стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС.

Полет был совершен на север, к острову Новая Земля. Чуть раньше, в апреле, самолет совершал аналогичные полеты, находился в воздухе 8 часов и осуществил 12 дозаправок. В настоящее время 4 самолета Су-30СМ несут боевое дежурство в Сирии. Они приписаны к смешанному 120-му полку ВКС России и находятся на военной службе с 2015 года.

Читайте также: ГАЗ-61: автомобиль, история создания, технические характеристики (ТТХ), модификации и применение, конструкция

↑ Характеристики СУ 30

Самолет СУ 30 построен по обычной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегрированную компоновку. Трапециевидное крыло средних размеров с небольшим удлинением плавно сообщается с фюзеляжем и образует единый несущий корпус.

Два двухконтурных ТРД с форсажными камерами типа АЛ-31Ф расположены в отдельных мотогондолах, установленных под основным корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что позволяет избежать их аэродинамических помех и подвесить две управляемые ракеты между ними по схеме «тандем.

Су-30
Су 30 фото

Обтекатель шасси плавно переходит в хвостовые балки — служебные площадки для установки горизонтальных хвостовых консолей с прямой осью вращения, двухкилевых хвостовых балок, расположенных по внешним бортам, вертикального оперения и спинок нижней балки.

Самолет разработан с учетом концепции «электронной устойчивости» и не имеет традиционной механической проводки управления в продольном канале — вместо нее используется электродистанционная система управления (ЭДУ). Шасси самолета трехопорное, с одним колесом на каждой ноге.

  • Длина полета – 21,9 м;
  • Высота полета — 6,36 м;
  • Размах крыла – 14,7 м;
  • Время полета без дозаправки — 3,5 часа;
  • Скорость на высоте – 2125 км/ч;
  • Скорость у земли – 1350 км/ч;
  • Экипаж — 2 человека.

Основные сведения

Су-30 (по классификации НАТО — Flanker-C) — российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ Сухого в конце 1980-х годов на базе учебно-тренировочной версии истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 для решения задач по завоеванию господства в воздухе, прикрытию наземных войск и объектов, уничтожению десанта, а также ведению воздушной разведки и уничтожению наземных или надводных целей.

 

От базового самолета отличается расширенной номенклатурой вооружения, модернизированным оборудованием и наличием бортовой системы дозаправки топливом. Предсерийный вариант совершил первый полет 31 декабря 1989 г. Принят на вооружение в 1992 г., однако в ВВС (ВВС) РФ было поставлено только три экземпляра базовой модификации.

Самолеты семейства производятся в России на Иркутском авиационном заводе (корпорация «Иркут») и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях Hindustan Aeronautics Limited.

След в истории авиации и играх

Су-30 стал родоначальником модифицированных версий истребителя, которые выпускаются по сей день. По информации на 2016 год, в парке ВКС России имеются следующие модели: Су-30 (3 ед.), Су-30М2 (16 ед.), Су-30СМ (39 ед.). Черноморский флот имеет 8 истребителей Су-30СМ. В Крыму дислоцированы 5 самолетов Су-30СМ. Самолет Су-30 М2 создан на базе экспортного самолета Су-30МК2. Истребитель оснащен высокоточным оружием.

Истребитель СУ-30

Не обошли стороной и Су-30 создатели электронных игр. Управляя авиасимулятором, вы сможете выполнять боевые задачи и вносить свой мнимый вклад в борьбу с терроризмом. Самая популярная игра называется СУ-30. Судя по описанию и отзывам пользователей, особенности натурализации управления позволяют шутеру поставить самую высокую оценку среди других аналогов. Есть и мобильные версии — скролл-шутер СУ-30.

Истребитель Су-30 выпускался во время распада Советского Союза.

Несмотря на отсутствие финансирования, авиаконструкторы создали очередной шедевр отечественной авиации. Более 25 лет различные модификации истребителя «Сушка» с индексом 30 находятся в боевом строю ВВС России и более 10 других стран.

Череда катастроф с 1999 по 2018 годы ничуть не разрушила репутацию самолета. В большинстве случаев причиной аварий был человеческий фактор или форс-мажор. Например, последняя авиакатастрофа произошла 03.05.2018 из-за попадания птицы в силовую установку (по официальной версии). К сожалению, пилоты погибли. Но случаи с трагическим исходом единичны.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector