- Как был создан Су-30
- Компоновочные части Су-30
- Конструкция
- Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30
- Фото Су-30СМ
- Особенности вооружения истребителя Су-30
- Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
- Двигатели Су-30
- Модификации и поставки
- Боевое применение
- ↑ Характеристики СУ 30
- Основные сведения
- След в истории авиации и играх
Как был создан Су-30
Основной причиной создания истребителя Су-30 стала изменившаяся концепция воздушного боя в связи с развитием новых технологий. В те годы главенствующее место занимал американский F-15, которого называли «королем небес». Советский Союз не мог оставить такое обстоятельство без ответа.
Командование военной авиации СССР отдало приказ о создании в короткие сроки конкурирующего самолета. Разработку поручили ОКБ Сухого. За основу был взят двухместный учебно-тренировочный образец Су-27УБ, созданный на базе всепогодного многоцелевого истребителя четвертого поколения.
Разработка проекта началась в середине 80-х годов.
В то время технический прогресс заметно изменил облик военной авиации. На доработанный истребитель было решено установить систему дальнего радиоуправления (ДРЛО). По задумке инженеров, это позволило бы одной единице нового самолета:
- обнаруживать цели на большом расстоянии;
- уничтожить противника на значительном расстоянии;
- управлять ударной авиагруппой.
Боевое соединение могло атаковать авиацию противника на расстоянии до 110-120 км. Для этого использовались ракеты типа РВВ-АЕ, управляемые по подсвету цели. Но преимущество отдавалось ракетам со всеракурсным наведением. Это решение характеризовалось простым аспектом «выстрелил и забыл».
Благодаря внедренным технологиям Су-30 показал отличные результаты в тренировочных матчах с зарубежными конкурентами. Он смог справиться не только с F-15, но и с F-16, поставляемым ВВС США. Кроме того, Сушка выиграла учебную битву против истребителя Eurofighter Typhoon британских ВВС, считавшегося в то время перспективным.
Установка радара дальнего действия позволила использовать истребитель в качестве воздушного разведчика. Су-30 мог координировать звено бомбардировщиков Су-34 для ликвидации наземных и надводных целей. Широкий боевой потенциал нового самолета привел к многочисленным заявкам на закупку у иностранных ВВС. Модернизированные версии истребителя с индексом «К» (коммерческий) до сих пор успешно экспортируются и имеют репутацию надежных боевых машин.
Компоновочные части Су-30
Новый истребитель Су-30 имеет интегрированную компоновку и выполнен по обычной аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен заодно с крылом и состоит из следующих основных частей:
- головная часть выполнена в виде цельнометаллического полумонокока, в котором размещены БРЭО, отсеки РЛС, створка ниши шасси, радиопрозрачный обтекатель и фонарь кабины;
- средняя часть с основной несущей силовой установкой самолета — средняя секция, выполненная в виде отсека топливного бака, с кожухом силовой установки, технические возможности которой позволяют установить в ней аппаратуру и линии связи, створки основных стоек шасси, тормозной люк;
- хвостовая часть с двумя мотогондолами, хвостовой балкой, центральным лонжероном фюзеляжа, включающим задний отсек топливного бака, центральный аппаратный отсек, законцовку центрального лонжерона с бортовыми закрылками и контейнер с тормозными надгусеничными полками;
- регулируемые воздухозаборники расположены ниже наплыва крыла и снабжены специальной выдвижной сеткой, препятствующей попаданию в двигатели посторонних предметов при взлете и посадке.
Трапециевидный центроплан изготовлен из деревянных лонжеронов и имеет кессонную конструкцию. Механизация состоит из отгибаемых флаперонов площадью 4,9 м2 с функциями элеронов и закрылков, а также отгибаемых адаптивных двухсекционных носков площадью 4,6 м2. Отклонение носков и выпуск флаперонов производится при взлете и посадке или при маневрировании, когда приборная скорость составляет до 860 км/ч.Отъемные консоли крыла имеют угол стреловидности 42°.
Удлиняемая ходовая часть имеет усиленную конструкцию для увеличения взлетно-посадочной массы. Он выполнен трехопорным, а основные опоры одноколесными, носовые-двухколесными.
Двухместная кабина летчика на Су-30 выполнена по схеме «тандем» для двух летчиков и разделена на две части, заднюю и переднюю. Обе части кабины полностью герметичны и имеют общий для обеих частей специальный двухсекционный каплевидный фонарь с большой поверхностью остекления и подвижным сегментом.
Передняя кабина оснащена многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями с индикаторами, отображающими прицельную и навигационную информацию, и панелями управления на фоне лобового стекла. Джойстик имеет джойстик для прицеливания и обрезки, переключатель выбора оружия с кнопкой огня сзади.
Командир группы располагается в задней кабине самолета, сиденье которого приподнято по отношению к передней кабине, что обеспечивает хороший обзор во все стороны обоим членам экипажа. Также имеются дублирующие рычаги управления полетом и специальная аппаратура наведения и связи. Кабина оборудована телевизионным широкоформатным индикатором тактической обстановки, предназначенным для сбора всей необходимой тактической информации о характеристиках и координатах движения целей и положении в воздухе перехватчиков группы.
Конструкция
Истребитель Су-30 имеет стандартную аэродинамическую схему с интегральной компоновкой от Су-27УБ. Трапециевидные деревянные лонжероны крыла с небольшой конструкцией и плавным соединением с фюзеляжем. Вместе они образуют монолитное тело. Самолет был оснащен парой ТРДД с вектором тяги. Это двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф. Двигатели самолета располагались в двух отдельных мотогондолах, расположенных под корпусом центроплана.
В случае повреждения одной силовой установки Су-30 мог свободно продолжать выполнение боевой задачи.
Между мотогондолами в образовавшемся проеме имеются крепления для последовательной установки двух управляемых ракет.
Дифференциально изгибаемый стабилизатор и два руля направления образуют хвостовое оперение. Они крепятся к боковым балкам в задней части фюзеляжа. К этим же балкам крепятся кронштейны стабилизатора. Конструкция шасси — трехопорная. Носовая опора состоит из двух колес. Боковые опоры — односторонние. По сравнению с моделью Су-27УБ новый самолет имеет усиленное шасси, рассчитанное на повышенную взлетную массу.
Новая теория конструкции позволила не использовать классическую механическую линию управления, которая ранее размещалась в продольном канале. На смену ему пришла СДУ — электрическая система дистанционного управления.
Модификации истребителя-бомбардировщика Су-30
- Су-30 (1992 г., обозначение НАТО: Flanker-C) — базовая модель двухместного многоцелевого истребителя на базе учебно-боевого Су-27УБ.
- Су-30К (К — Коммерческий, 1993 г.) — коммерческая модификация Су-30 с бортовой системой дозаправки топливом и спутниковой навигацией.
- Су-30МК (МК — модернизированный, коммерческий, 1993 г.) — Су-30 с расширенной номенклатурой вооружения, увеличенной с 4 до 8 тонн боевой нагрузкой, увеличенным на 1/3 ресурсом планера (до 3000 часов) и почти вдвое увеличенным ресурсом двигателей (1500 часов). Стартовая масса увеличилась с 30 до 38,8 тонн.
- Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский, 1997 г., обозначение НАТО: Flanker-H) — Су-30МК для Индии, отличался передним горизонтальным оперением, двигателем с управляемым вектором тяги, новой РЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР).) и расширенный состав вооружений класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Вооружение одного из индийских Су-30.
- Су-30КН (коммерческий, новый, 1999 г.) — тяжелый истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР Перо. Телевизионные экраны с индикаторами прямой видимости в кабинах заменены жидкокристаллическими цветными экранами. В систему управления вооружением добавлен ЭВМ МВК для управления новыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
- Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский, 1999 г., обозначение НАТО: Flanker-G) — Су-30МК для Китая? имеет расширенные возможности по работе с наземными целями. БРЛС Н001ВЭ, двигатели — АЛ-31Ф.
- Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий, индийский для Алжира) — Су-30МКИ для Алжира, отличающийся РЛС Н011М.
- Су-30МКМ (Модернизированный, Коммерческий, Малазийский) — Су-30МКИ для Малайзии, отличающийся РЛС Н011М.
- Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий-2, 2002 г.) — улучшенный Су-30МК с двигателями АЛ-31Ф и РЛС Н001.
- Су-30МК2В (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) — Су-30МК2 для Вьетнама.
- Су-30МК2В — Су-30МК2 для Венесуэлы.
- Су-30М2 (2010 г.) — Су-30МК2 для ВВС России.
- Су-30СМ (серийная модернизация, 2012 г.) — Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП для ВВС России.
Фото Су-30СМ
Су-30МКИ ВВС Индии
Су-30МК2 ВВС Венесуэлы
Су-30МКА ВВС Алжира
Су-30МК ВВС России
Особенности вооружения истребителя Су-30
Самолет Су-30 может нести вооружение, состоящее из ракет и пушечно-стрелкового оборудования. Стрелковое вооружение установлено в наплыве правого крыла и представлено одноствольной скорострельной пушкой ГШ-301 калибром 30 мм с боекомплектом 150 патронов. Ракета базируется на АКУ (авиационная катапультная установка) и ВСУ (авиационная пусковая установка).
Управляемое вооружение состоит из ракет разных модификаций:
- р-27 класса «воздух-воздух» средней дальности;
- с радиолокационными полуактивными головками самонаведения Р-27Р;
- с термоголовками Р-27Т;
- ближний бой с тепловыми головками Р-73;
- увеличенная дальность полета Р-27ЭР или Р-27ЭТ.
Ракетное вооружение может висеть на 10 точках, из них 4 расположены под консолями крыла, 2 — под: тандемными центропланами, мотогондолами, законцовками крыла. Вес полной боевой нагрузки может составлять — 8000 кг.
Сегодня военные истребители Су-30 производятся корпорацией «Иркут». В 2020 году она заявила о выпуске 60 боевых машин, часть из которых будет использована для оснащения авиабаз в Крыму.
Технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
Поскольку истребитель Су-30 был ответом вероятному противнику с господством в воздухе F-15 и Eurofighter Typhoon, проведем сравнительный анализ его ТТХ с параметрами, приведенными в таблице.
Мануфактурная страна | СССР/Россия | США | Великобритания |
Экипаж, ребята | 2 | 1 | 1 |
Длина, м | 21,9 | 19.43 | 15,96 |
Высота, м | 6,36 | 5,63 | 5,28 |
Размах крыла, м | 14,7 | 13.05 | 10,95 |
Масса, т | 18,8 (пусто) 38,8 (предел) |
12, 7 (пусто) 30,8 (предел) |
11 (пусто) 23,5 (предел) |
Авиадвигатели | ТРДДФ АЛ-31Ф (2шт) | Pratt & Whitney F100-PW-100 (2 шт) | Евроджет EJ 200 (2 шт) |
Тяга (кгс) на двигателе | 12 500 (форсаж) 7770 (без форсажа) |
10810 (форсаж) 6655 (без форсажа) |
9180 (форсаж) 6120 (без форсажа) |
Максимальная скорость, км/ч | 1350 (у земли) 2350 (высокий) |
1450 (у земли) 2650 (высокий) |
1400 (у земли) 2450 (высокий) |
Дальность полета, км | 1270 (у земли) 3000 (высокий) |
1967 (у земли) 5750 (высокий) |
— 3790 (высокий) |
Практичная крыша, м | 17 300 | 20 000 | 19 812 |
Боевое снаряжение | Стандартная авиационная пушка ГШ-30-1 (30 мм), 12 точек подвеса, Ракеты Р-77, Р-27, (6 шт), Авиабомбы 0,5 т (8 шт), Контейнеры КМГ-У (7 шт), Блоки НАР С-13 (4шт). |
Пневматическая пушка General Electric M-61A1 типа Гатлинга (20 мм), УР АИМ-9Л / АИМ-9М (4 вещи), УР АИМ-7Ф/АИМ-7М (4 шт), УР AIM-120 AMRAAM (8 шт) |
Пневматическая пушка Маузер БК-27 (27 мм), РВВ АИМ-9 Сайдвиндер, РВЗ АГМ-84 Гарпун, Авиабомбы: Paveway 2, Paveway 3, Контейнер для лазерного целеуказания LITENING |
Российский истребитель крупнее и тяжелее своих конкурентов. Возможно, поэтому он уступает в скорости и дальности полета. Однако тяга силовой установки выше, чем у зарубежных аналогов.
Двигатели Су-30
Силовая установка истребителя Су-30 состоит из двух двухкамерных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф, которые обеспечивают ему скорость 2350 км/ч на большой высоте и 1350 км/ч у земли. Величина тяги при этом на форсажном режиме составляет 12500 кгс, на максимальном режиме каждые 7770 кгс. Двигатель имеет модульную компоновку и состоит из: реактивного, сверхзвукового сопла и форсажной камеры, 9-ступенчатого компрессора высокого давления, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления, кольцевой камеры сгорания, внешнего контура, 4 компрессор низкого давления турбины низкого давления с регулируемой скоростью, промежуточный корпус с центральным редуктором.
Такие двигатели имеют характерную особенность – это уникальные турбинные лопатки с идеальными эксплуатационными и механическими свойствами. Они оснащены эффективной системой охлаждения и изготовлены из жаропрочного монокристаллического сплава.
Двигатели Су-37 могут работать в течение 20-30 секунд в режиме так называемого «масляного голодания» (когда давление масла падает до 0 после начала перевернутого полета), в условиях отрицательных и практически нулевых перегрузок. Для повышения надежности маслоснабжения двигателя в таких условиях эксплуатации была переработана и усовершенствована конструкция маслобака и маслосистемы. Новый маслоблок в своей конструкции имеет гибкий маслозаборник, отсек отрицательной перегрузки, циклонный воздухо-маслоотделитель, воздушные клапаны отсека отрицательной перегрузки.
Двигатели АЛ-31Ф имеют автономную систему управления вектором тяги. Он работает на керосине, который берется из системы подачи топлива двигателя и не зависит от гидросистемы самолета.
Двигатели размещены в отдельных мотогондолах, что позволяет избежать аэродинамических помех.
Модификации и поставки
В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя Су-30К («коммерческий»), эта модель изначально поставлялась в Индию, но впоследствии была заменена модифицированным и адаптированным вариантом Су-30МКИ для этой страны (в настоящее время также состоит на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.
В дальнейшем наиболее популярными за рубежом стали экспортные варианты Су-30: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись в Китай (Су-30МКК), Вьетнам (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэлу (Су-30МКВ))-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжире (Су-30МКИ2). В 2017 году был подписан контракт на поставку Су-30СМ в Беларусь. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны России Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о закупке этим государством шести экземпляров Су-30.
Поставки модификаций Су-30 в ВВС и Морскую авиацию ВМФ России начались в 2010 г.; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента России Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ принят на вооружение ВВС России.
Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.
Боевое применение
Основным заказчиком нового истребителя стала авиация ПВО, так как технические характеристики самолета позволяли осуществлять перехват и патрулирование на большом расстоянии. Но в начале 90-х военная доктрина вновь изменилась и войска ВВС стали получать высокоточные ракетные пуски таких классов, как «воздух-поверхность» и «воздух-корабль.
Практически все крупные производители вооружений приступили к разработке носителей для этого типа ракет. ОКБ Сухого не стало исключением. Таким образом, серийное производство Су-30 не получило развития. Изначально самолет стали выпускать на экспорт.
В 1998 г проводилась проработка возможности боевого применения в длительном 10-часовом полете с дозаправкой. Согласно плану полета, испытания проводили 4 серийных Су-30 и два истребителя-перехватчика МиГ-31Б. Боевой группой командовал полковник Мартин Карапетян. Самолеты преодолели более 8000 км и трижды дозаправлялись в воздухе.
Летом 1999 года на общекомандных учениях ВВС России истребители Су-30 выполняли задачу по сопровождению бомбардировщиков стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС.
Полет был совершен на север, к острову Новая Земля. Чуть раньше, в апреле, самолет совершал аналогичные полеты, находился в воздухе 8 часов и осуществил 12 дозаправок. В настоящее время 4 самолета Су-30СМ несут боевое дежурство в Сирии. Они приписаны к смешанному 120-му полку ВКС России и находятся на военной службе с 2015 года.
Читайте также: ГАЗ-61: автомобиль, история создания, технические характеристики (ТТХ), модификации и применение, конструкция
↑ Характеристики СУ 30
Самолет СУ 30 построен по обычной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегрированную компоновку. Трапециевидное крыло средних размеров с небольшим удлинением плавно сообщается с фюзеляжем и образует единый несущий корпус.
Два двухконтурных ТРД с форсажными камерами типа АЛ-31Ф расположены в отдельных мотогондолах, установленных под основным корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что позволяет избежать их аэродинамических помех и подвесить две управляемые ракеты между ними по схеме «тандем.
Су 30 фото
Обтекатель шасси плавно переходит в хвостовые балки — служебные площадки для установки горизонтальных хвостовых консолей с прямой осью вращения, двухкилевых хвостовых балок, расположенных по внешним бортам, вертикального оперения и спинок нижней балки.
Самолет разработан с учетом концепции «электронной устойчивости» и не имеет традиционной механической проводки управления в продольном канале — вместо нее используется электродистанционная система управления (ЭДУ). Шасси самолета трехопорное, с одним колесом на каждой ноге.
- Длина полета – 21,9 м;
- Высота полета — 6,36 м;
- Размах крыла – 14,7 м;
- Время полета без дозаправки — 3,5 часа;
- Скорость на высоте – 2125 км/ч;
- Скорость у земли – 1350 км/ч;
- Экипаж — 2 человека.
Основные сведения
Су-30 (по классификации НАТО — Flanker-C) — российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ Сухого в конце 1980-х годов на базе учебно-тренировочной версии истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 для решения задач по завоеванию господства в воздухе, прикрытию наземных войск и объектов, уничтожению десанта, а также ведению воздушной разведки и уничтожению наземных или надводных целей.
От базового самолета отличается расширенной номенклатурой вооружения, модернизированным оборудованием и наличием бортовой системы дозаправки топливом. Предсерийный вариант совершил первый полет 31 декабря 1989 г. Принят на вооружение в 1992 г., однако в ВВС (ВВС) РФ было поставлено только три экземпляра базовой модификации.
Самолеты семейства производятся в России на Иркутском авиационном заводе (корпорация «Иркут») и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях Hindustan Aeronautics Limited.
След в истории авиации и играх
Су-30 стал родоначальником модифицированных версий истребителя, которые выпускаются по сей день. По информации на 2016 год, в парке ВКС России имеются следующие модели: Су-30 (3 ед.), Су-30М2 (16 ед.), Су-30СМ (39 ед.). Черноморский флот имеет 8 истребителей Су-30СМ. В Крыму дислоцированы 5 самолетов Су-30СМ. Самолет Су-30 М2 создан на базе экспортного самолета Су-30МК2. Истребитель оснащен высокоточным оружием.
Не обошли стороной и Су-30 создатели электронных игр. Управляя авиасимулятором, вы сможете выполнять боевые задачи и вносить свой мнимый вклад в борьбу с терроризмом. Самая популярная игра называется СУ-30. Судя по описанию и отзывам пользователей, особенности натурализации управления позволяют шутеру поставить самую высокую оценку среди других аналогов. Есть и мобильные версии — скролл-шутер СУ-30.
Истребитель Су-30 выпускался во время распада Советского Союза.
Несмотря на отсутствие финансирования, авиаконструкторы создали очередной шедевр отечественной авиации. Более 25 лет различные модификации истребителя «Сушка» с индексом 30 находятся в боевом строю ВВС России и более 10 других стран.
Череда катастроф с 1999 по 2018 годы ничуть не разрушила репутацию самолета. В большинстве случаев причиной аварий был человеческий фактор или форс-мажор. Например, последняя авиакатастрофа произошла 03.05.2018 из-за попадания птицы в силовую установку (по официальной версии). К сожалению, пилоты погибли. Но случаи с трагическим исходом единичны.