История создания СУ-25 «Грач»
Еще одним подтверждением необходимости специализированной боевой авиации стали проведенные в 1967 году крупные военные учения «Днепр». Роль поддержки сухопутных войск отводилась сверхзвуковым самолетам Су-7Б и МиГ-21. Результат показал непрактичность противовоздушной обороны из-за слишком высоких скоростей полета.
Летчики не успели обнаружить цель, что вынудило их выйти на второй круг атаки. В быстро меняющейся боевой обстановке повторный выход на цель означает потерю времени и, как следствие, невыполнение задачи. Кроме того, средства ПВО успевают взять под контроль сектор воздушного удара.
Прошедшие военные учения заставили задуматься многих военных специалистов. Было очевидно, что армии нужен специализированный штурмовик. При обсуждении результатов сформировалась группа единомышленников, которые нашли плодотворную дебютную идею и на общественных началах приступили к ее реализации.
Энтузиастами идеи стали: полковник Иван Васильевич Савченко, инженер ОКБ Сухого Дмитрий Николаевич Горбачев, заместитель начальника бригады ОКБ Сухого Олег Сергеевич Самуйлович.
Для более детального изучения штурмовика был приглашен конструктор ОКБ Сухого Юрий Викторович Ивашечкин.
В начале 1968 года был разработан предварительный боевой авиационный комплекс, он включал в себя необходимые элементы:
- надежная защита экипажа и основных узлов и агрегатов от бронебойных пуль и осколков ракет;
- размещение в аэропортах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами;
- облегченные механизмы и кузовные детали из доступных материалов;
- короткое время на подготовку к боевому вылету;
- простое управление для пилотирования летным составом средней квалификации.
Прежде чем приступить к разработке проекта, молодые конструкторы внимательно изучили чертежи, описания и технические характеристики штурмовиков времен Великой Отечественной войны. Их интересовал вопрос, что было создано?
Изучение чертежей дало пищу для способов заказа и того, на что обращать внимание в первую очередь.
В мае 1968 года Павлу Сухому впервые представили эскизный проект штурмовика. Генеральный конструктор заинтересовался проектом и поручил продолжить разработку и построить полноразмерную установку. Прототип получил артикул СПБ — самолет поля боя.
Павел Осипович Сухой сообщил о существовании проекта министру авиационной промышленности СССР Петру Васильевичу Дементьеву, который без энтузиазма встретил идею молодых конструкторов. Однако информация была принята к сведению и передана для ознакомления министру обороны СССР Андрею Антоновичу Гречко. Узнав о таком интересном факте, А.А.
Гречко просил П.В. Дементьева организовать конкурс, в котором могли бы участвовать не только ОКБ Сухого, но и Ильюшин, Яковлев, Микоян».
Обработка проектов проходила в июне 1969 года. Военная комиссия внимательно ознакомилась со всеми представленными материалами. Единогласным решением Совета Министров победитель лично был признан ОКБ Сухого наиболее перспективным проектом.
Кроме того, в дополнение к проекту был представлен полноразмерный обзорный макет самолета Су-25.
Несмотря на положительное решение комиссии, создание самолета затянулось на несколько лет. Между военными и конструкторами возник спор по поводу скоростных качеств штурмовика. Первый требовал, чтобы самолет мог развивать скорость до 1200 км/ч, что равнялось скорости звука у земли. Аргумент основывался на необходимости быстрого вызова штурмовика сухопутных войск.
Конструкторы посчитали скорость 900 км/ч достаточной для хорошей маневренности на малых высотах. Компромисс был достигнут на отметке 1000 км/ч.
22 февраля 1975 года впервые поднялся в небо опытный самолет, получивший индекс Т-8, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным. Это прототип будущего штурмовика Су-25. Полет длился 30 минут и завершился благополучно.
Общее описание самолета СУ-25 «Грач»
Компоновка самолета Су-25 наилучшим образом подходит для решения стоящих перед ним задач, а именно: эффективного поражения наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет хорошо ведет себя на малых высотах, практический потолок составляет 10 000 метров.
Самолет стандартной компоновки, с высокорасположенным крылом. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Он оснащен мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.
Самолет имеет два двигателя, которые расположены в мотогондолах под крыльями, на стыке крыла и фюзеляжа.
Воздухозаборник нерегулируемый с наклонным входом. Хвостовое оперение одноохлаждаемое. Самолет оснащен драг-экраном.
Первые машины оснащались двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолет был установлен другой двигатель — Р-195, имевший более высокие технические характеристики. Кроме того, у Р-195 выше живучесть (выдерживает 12-мм снаряд) и меньшая заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция выполнена таким образом, что сводит к минимуму возможность повреждения обоих двигателей одновременно. Су-25 имеет четыре встроенных бака, разработчики уделили много внимания повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков.
На концах крыльев имеются специальные гондолы, на которых установлены тормозные щитки.
При разработке Су-25 особое внимание уделялось безопасности самолета, системам обеспечения выживания и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика продублированы. Особое внимание уделялось защите кабины пилотов. Пилота прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а в особо опасных зонах — до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом.
Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, обеспечивающее спасение летчика на скорости до 1000 км/ч, во всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.
Штурмовик Су-25 имеет мощную систему вооружения. В него входят авиация, управляемые и неуправляемые ракеты, различные типы авиабомб. Всего на машину можно установить 32 вида различного вооружения. Су-25 оснащен автоматической 30-мм зенитной пушкой, в зависимости от боевого применения могут быть установлены и другие виды вооружения. Штурмовик имеет десять точек подвески — по пять под каждым крылом.
Самолет может применять более десяти типов неуправляемых бомб массой до 500 килограммов, неуправляемые авиационные ракеты и три типа управляемых ракет. Для применения этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Летчик должен подсвечивать им цель до момента поражения.
Самолет имеет трехстоечное шасси, что позволяет штурмовику садиться и взлетать даже на плохо оборудованных аэродромах.
Практика применения Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальной разведки и навигации уже недостаточно для современной войны. Последние модификации самолета оснащены современным радиоэлектронным оборудованием.
Боевой опыт
Су-25 в разное время состоял на вооружении около 30 государств, в настоящее время эти самолеты находятся на вооружении армий РФ, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Армении, Анголы, Ирака, Ирана, Сев. Корея, Перу, Чад и др. применялись во время боевых действий в Афганистане (1981-1989 гг.), Ирано-иракской войны (1985-1988 гг.), войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), вооруженных конфликтов на территории Таджикистана (1992-1997 гг.), Абхазия (1992-1993 гг.), Нагорный Карабах (1991-1994 гг.), Чеченская Республика (1994-1996 гг., контртеррористическая операция 1999-2009 гг.), ДР Конго (1998-2000 гг.), Македония (2000 г.) , Южная Осетия (2008 г.), на Украине (с 2014 г.), на севере Ирака (с 2014 г.), в Сирии (с 2015 г).
Почему Су-25 называют «летающим танком»
Поврежденный российский штурмовик Су-25. Фото © ТАСС
Не случайно советский штурмовик для непосредственной огневой поддержки войск называли «летающим танком». После боевых испытаний весной 1980 года стало ясно, что один Су-25 может уничтожить значительное скопление сил противника. Между собой разработчики называли Су-25 «боевым конструктором» — в базовую комплектацию входит только 30-мм зенитная установка ГШ-30-2.
Остальное вооружение подвешивается под крыльями в зависимости от задач: если летчикам необходимо нанести прицельный воздушный удар и «свернуть» штаб противника, под крыло подвешиваются авиабомбы или управляемые ракеты; если целью является колонна снабжения или техники, под крылом находятся блоки неуправляемых ракет.
Но Су-25 называли «летающим танком» по другой причине. Как правило, любой боевой самолет, включая истребитель, можно сбить одной ракетой. В случае с Су-25 срабатывает так называемый эффект Нечаева. Встреча ракеты со штурмовиком была названа в честь майора ВВС неспроста — в 2008 году летчик Иван Нечаев после боевого вылета довел до аэропорта машину, в безопасность которой отказывались верить даже техники.
Хребет был разрушен взрывом зенитной ракеты. 14 лет назад майор Нечаев оказался в той же ситуации, что и ведомый Дениса Литвинова — подбили двигатели, но машина на удивление не отказала и доехала до аэродрома, после чего летчик благополучно посадил штурмовик на бетон.
Бывший пилот Су-25 майор запаса ВВС России Георгий Гаджиев отмечал, что машину, предназначенную для «активного огневого противодействия», очень сложно уничтожить.
Все критически важные элементы самолёта забронированы. Помимо бронированной капсулы лётчика есть титановая защита маслобака двигателей, продольные бронеплиты в гондолах двигателя, защищены кассеты с тепловыми ловушками. Баки забронированы на случай попадания осколков, а внутри находится специальный наполнитель, который закрывает дыры от снарядов, если в самолёт попали с земли
Практически вся центральная часть самолета бронирована, что выделяет самолет уникальной боевой эффективностью.
В Минобороны, наверное, потом расскажут, какие именно «грачи» используются ВКС России в ходе «Операции Z», но у военных есть несколько вариантов такого самолета. Последним и наиболее совершенным является Су-25СМ3. Это глубокая модификация самолета с навигацией ГЛОНАСС и возможностью программирования всех параметров полета. Кабина оснащена цифровым дисплеем. Вся воздушная и наземная обстановка отображается на дисплее и позволяет пилоту максимально ориентироваться в пространстве. Помимо возможности наносить удары высокоточным оружием, «супербашни» оснащены комплексом РЭБ «Витебск» с секретной функцией.
По словам майора Гвардии резерва ВВС России Андрея Лушникова, «Витебск» превращает машину в самолет-разведчик.
Электроника работает в автоматическом режиме и позволяет определять самые опасные направления и точки на карте. Эти данные потом можно передать оперативно-тактической авиации, то есть если Су-25 где-то обстреляют, эта информация тут же отправляется артиллеристам или экипажу ударного звена
Лушников также добавил, что на «супербашни» установлена новая система наведения ОСВ-25. Это расширяет ударные возможности машины и позволяет летчикам летать даже в сильную метель, дождь или наносить удары из облачной зоны. Еще одной особенностью машин является блок наведения СВП-24-25 «Гефест», позволяющий превращать неуправляемые авиабомбы в высокоточное оружие.
Из боевого применения российской военной техники в Украине необходимо сделать как минимум два важных вывода. Во-первых, даже легкая модернизация позволяет многократно увеличить боевые возможности как авиации, так и сухопутных войск. Во-вторых, иностранное оружие, которое в вооруженных силах Украины воспринималось как ультимативное, перестает работать при малейшем намеке на сопротивление со стороны экипажа.
Технические характеристики самолета Су-25
Модификация | Су-25 |
Размах крыла, м | 14.36 |
Длина полета, м | 15.36 |
Высота полета, м | 4,80 |
Площадь крыла, м2 | 33,70 |
Масса, кг пустого самолета | 9500 |
Вес, кг нормальный взлетный | 14600 |
Масса, кг макс пуск | 17600 |
Топливо: внутреннее топливо, кг | 5000 |
Топливо ПТБ | 2 |
Тип двигателя | 2 ТРД Р-195 (первый — Р95Ш) |
Толчок, кН | 2 х 44,13 (40,20) |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 975 |
Максимальная скорость, км/ч высота | М=0,82 |
Практическая дальность, км | 1850 г |
Боевой радиус, км | |
на высоком | 1250 |
близко к земле | 750 |
Практичная крыша, м | 7000-10000 |
Максимальная высота боевого применения | 5000 |
Максимальная рабочая перегрузка | 6,5 |
Экипаж, ребята | 1 |
Сравнение не в пользу?
Самолеты Су-25 и А-10 концептуально похожи, но, как это ни парадоксально, сильно отличаются. Это связано как с активными усилиями по модернизации парка штурмовиков в США, так и с экономическими проблемами постсоветской России.
В результате в 2007 году американцы получили практически новую боевую машину — А-10С, выполненную на базе А-10А, то есть единственный вариант, строившийся серийно. Имеет современное цифровое оборудование, новые средства связи, возможность применения самого современного высокоточного оружия и так далее. В то время на вооружении России стояли все те же советские Су-25. Сейчас на вооружении страны стоит более совершенный Су-25СМ3 (о его возможностях мы поговорим чуть позже).
Летные характеристики. А-10 превосходит Су-25 по ряду важных показателей. Максимальная боевая нагрузка А-10С составляет 7258 кг против 4340 кг у Су-25СМ. «Американка» имеет более высокую практическую дальность. Практический потолок А-10С составляет 13 700 м против 10 000 м у советской/российской машины.
При сравнении летных характеристик авторы часто исходят из максимальной скорости и справедливо отмечают, что у Су-25 она выше. Конечно, в ряде ситуаций скорость может помочь летчику, но для штурмовика это все же не такой критичный показатель, как для истребителя или фронтового бомбардировщика. Также, как было сказано выше, относительно невысокая скорость позволяет лучше идентифицировать цели на земле и с большей эффективностью наводить на них управляемые орудия.
Поскольку они находятся в одной весовой категории и представляют собой машины поля боя, оба самолета обладают удовлетворительной маневренностью. Несмотря на все похвалы Су-25 в СМИ, у нас нет достаточных оснований полагать, что этот самолет более маневренный, чем А-10С. Как впрочем и наоборот.
В целом, если рассматривать летно-технические характеристики, которые нужны штурмовику, А-10 выглядит предпочтительнее. В то же время преимущество вряд ли можно назвать решающим, а Су-25 вряд ли можно назвать «неудачным» самолетом по ТТХ.
Защита. Кабина Су-25 выполнена из сварной титановой брони АБВТ-20, толщина броневых листов от 10 до 24 миллиметров. Лобовое стекло представляет собой блок стекла толщиной 55 мм, обеспечивающий противопульную защиту. Все жизненно важные системы штурмовика были продублированы и экранированы менее значимыми.
Схема средств обеспечения боевой живучести Су-25
Самолет оказался исключительно прочным. Во время Афганской войны были случаи, когда Су-25 возвращались с боевого задания с до полутора сотнями пробоин. В среднем на один сбитый штурмовик приходилось 80-90 боевых ранений. Если сравнивать эти цифры с другими боевыми самолетами СССР, не имеющими такой защиты, то разница может быть до шести раз. При этом не следует забывать, что у истребителей-бомбардировщиков другие задачи. И другие возможности.
- ВВС США получили первые штурмовики нового типа ВВС США получили первые самолеты AT-6E Wolverine. Поставка осуществлена в рамках программы AERONet (Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network), направленной на испытания авиации
Кроме того, броня отнюдь не является универсальным средством защиты. После появления переносных зенитно-ракетных комплексов потери Су-25 стали расти. Конечно, при удачном стечении обстоятельств машина может пережить несколько попаданий зенитных ракет, но это скорее исключение.
Кроме того, на протяжении всего срока службы самолет оставался уязвимым для ракет класса «воздух-воздух». На ней нет ни радиолокационной станции, ни средств борьбы с истребителями, если конечно таковыми не считать давно устаревшие ракеты малой дальности Р-60 «воздух-воздух». Их Су-25 может взять два. Американский А-10 также может нести две ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности: в его случае это AIM-9. Де-факто он также беззащитен против истребителей с дальнобойными ракетами с радиолокационным наведением.
Множественные повреждения А-10, пилотируемого капитаном Ким Кэмпбеллом, над Багдадом (апрель 2003 г.) в результате иракского зенитного огня. Выведены из строя: один двигатель и обе гидравлические системы самолета (основная и резервная)
Как и Су-25, А-10 обладает отличной живучестью. В мае 1999 года во время военной операции против Югославии А-10 совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье с одним двигателем. Второй был снят: позже его даже показывали по югославскому телевидению.
Кабина А-10 изготавливалась из катаной титановой брони толщиной от 13 до 38 миллиметров. Конструкция А-10 должна выдерживать одиночные попадания 23-мм советских зенитных самоходных установок (ЗСУ) «Шилка». Опять же, эти данные не следует понимать неправильно: сильный обстрел из ЗСУ буквально превратит самолет в решето, и он не только не сможет выполнить поставленную задачу, но и просто вернется на базу.
Кабина А-10С
Вообще выражение «летающий танк» (будь то советский Ил-2 или американский А-10) — некая метафора. Самолет по умолчанию уязвим, поэтому любой, даже самый бронированный штурмовик правильнее было бы называть не «танком», а самолетом с повышенной живучестью. Пропагандистского эффекта это конечно не окажет, а значит эпитет по отношению к штурмовикам не скоро забудется.
Но в случае с А-10 это вообще-то очень оригинальное решение, повышающее живучесть на фоне не только истребителей, но и по сравнению с Су-25.
Создатели оснастили самолет двумя широко разнесенными двигателями, установленными высоко по обеим сторонам хвостовой части. Таким образом, они частично защищены крыльями и хвостом от огня с земли с некоторых ракурсов. Кроме того, у А-10 двойное хвостовое оперение, а у Су-25 — одинарное. Теоретически это означает, что пилот американского штурмовика меньше боится потерять управление в случае повреждения хвостовой части.
Общий вид самолета А-10, вид сбоку. Двигатели защищены от передней и задней полусфер консолями крыла и хвостовым оперением
Не будет преувеличением сказать, что машины имеют примерно одинаковую живучесть, и каждый отдельный случай поражения требует отдельной оценки.
Вооружение. А теперь к самому интересному — какое оружие может использовать штурмовик. А-10 иногда называют «самолетом, построенным вокруг пушки», имея в виду 30-мм пушку GAU-8/A. Это пистолет Гатлинга с вращающимся блоком стволов, который издает характерный звук, вошедший даже в массовую культуру.
Такая махина уверенно поражает не только БТР и БМП, но и танки. При использовании подкалиберных боеприпасов из обедненного урана на дистанции 1200 метров такой снаряд нормально пробивает 50 мм брони, что при атаке в верхнюю полусферу достаточно для вывода танка из строя. Магазин барабанного типа вмещает 1350 патронов.
GAU-8/A рядом с Volkswagen Beetle
На Су-25 установлена интегрированная артиллерийская установка ВПУ-17А с двухствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2. Скорострельность составляет 3000 выстрелов в минуту (против 3900 у GAU-8/A). На фоне американской системы имеет сравнительно небольшой боекомплект — 250 патронов.
ГШ-30-2
Пушка часто считается основным оружием штурмовика. Учитывая развитие современных средств поражения, это верно лишь отчасти. Например, А-10 уже давно способен использовать ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick с телевизионной и тепловизионной головками и дальностью стрельбы до 30 километров. Эти ракеты способны поражать движущиеся цели по принципу «выстрелил-забыл» и с расстояния, значительно превышающего радиус действия систем ПВО, таких как советско-российская «Тунгуска».
AGM-65 Maverick
В «Сушке» в этом смысле все скромнее. Базовая версия может использовать управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ, С-25Л и Х-29Л. Хотя концептуально они похожи на Maverick, это принципиально разные ракеты. Советские образцы имеют дальность всего 10 километров (семь километров у С-25Л) и наводятся по лазерному лучу. Конечно, в них нет принципа «выстрелил-забыл»: летчику приходится удерживать марку на цели до момента удара, что сильно сковывает его в маневре.
Х-25МЛ / Су-39
Су-25 — как и А-10, если уж на то пошло — имеет огромный арсенал неуправляемых бомб и ракет, требующих входа в зону действия ПВО противника с понятным риском для самолета.
Су-25Т и его развитие в лице модели Су-39 отличаются друг от друга. Ни один штурмовик не имел такого широкого арсенала ракет, как они. Самолеты могли применять особо противорадиолокационные ракеты типа Х-58 и Х-31, ПКР и многое другое. Однако было построено всего несколько десятков Су-25Т/Су-39. Сейчас этот маршрут закрыт.
Су-39
Таким образом, самой мощной версией Су-25 на сегодняшний день стал Су-25СМ3, который можно назвать «экономным» вариантом модернизации. Из открытых источников известно, что к нему добавилась спутниковая навигационная система ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров. Что еще более важно, самолет уже получили ВКС России.
- В США представили перспективный штурмовик MC-145B Wily Coyote Корпорация Sierra Nevada провела презентацию самолета MC-145B Wily Coyote, разработанного для Командования специальных операций США nude-science.ru
На машине установлен прицельно-навигационный комплекс СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), повышающий точность беспилотного авиационного оружия. Однако, к сожалению, совсем не до степени точности современного управляемого оружия, как пишут в СМИ: управляемая бомба точнее и, естественно, имеет большую дальность действия.
Су-25СМ3
Американцы ранее пошли другим путем с JDAM, набором оборудования на основе GPS, который превращает существующие свободнопадающие бомбы в высокоточные бомбы. Такие боеприпасы могут применяться, в том числе и А-10.
Новейшая ракета класса «воздух-поверхность» ЛМУР, более известная как «Изделие-305», действительно может увеличить потенциал Су-25. Об оснащении самолетов этой ракетой стало известно в сентябре прошлого года.
«Изделие 305»
Сразу после пуска ЛМУР использует высокоточную бортовую инерциальную навигационную систему, а на конечном участке активируется головка самонаведения. «Изделие-305» может захватывать цель самостоятельно или по команде оператора. Вариант, показанный на военно-техническом форуме «Армия-2021», имеет дальность полета около 14,5 километров. Это меньше дальности Maverick, но с другой стороны ракета имеет меньшую массу — 105 килограммов против 200-300 у различных модификаций AGM-65.
Впрочем, детальное сравнение Maverick и LMUR бессмысленно, так как США уже давно имеют на вооружении боеприпасы нового поколения. Не так давно А-10С получил бомбу GBU-39 с дальностью полета 110 километров и массой 130 килограммов. Небольшой вес и габариты позволяют А-10 нести до 18 таких боеприпасов.
У GBU-39 есть один недостаток: он может поражать только неподвижные цели. Поэтому сейчас в США создана улучшенная версия — GBU-53/B StormBreaker (у автора нет данных об использовании А-10 именно для этой версии).
GBU-53/B StormBreaker
Вообще и Су-25 и А-10 — примеры удачных штурмовиков. Обладая большими финансовыми возможностями, американцы подошли к вопросу модернизации своей машины более комплексно: за последние десятилетия А-10 научили использовать многие типы управляемых бомб и ракет, в том числе наиболее совершенные в техническом отношении. Таких возможностей у Су-25 пока нет.
Вооружение Су-25
Вооружение: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сокращение штурмовиков
В конце 1980-х советское руководство заключило соглашение с НАТО об ограничении обычных вооружений в Европе. Под него попали и ударные части ВВС, но не соединения морской авиации, где Запад имел большое преимущество и не собирался его терять. Во избежание утилизации большого количества новейших самолетов часть Су-25 передали морякам. Из них был сформирован 299-й МШАП ВВС Черноморского флота (аэродром Саки, Крым), еще 66 штурмовиков отправлены на консервацию на базу хранения ВВС Черноморского флота в г. Овруч, Западная Украина.
Су-25УБ
На переломном 1991 году несколько Су-25 оставались на Тбилисском авиационном заводе, многие другие уже были приняты ВВС и ожидали своего получателя в России.
Простота конструкции самолета и особенно оборудования, использование уже освоенных в эксплуатации двигателей, систем прицеливания и вооружения обеспечили быстрое развитие самолета. Еще в 1982 г. Су-25 участвовали в учениях, проводившихся на уровне главкома ВВС, а в 1984 г. — в крупных учениях «Щит Содружества 84», в которых были задействованы все виды вооруженных сил СССР, а также войск из всех стран Варшавского договора. Эти командно-штабные учения проводились под общим руководством лично министра обороны СССР, и Су-25 получил высокую оценку.
Штурмовикам ставилась задача по поражению живой силы противника на боевых позициях и на марше самостоятельно или во взаимодействии с самолетами МиГ-27 и Су-17М. Истребители-бомбардировщики подавляли зенитно-ракетные комплексы противорадиолокационными ракетами Х-27ПС и Х-58, а также уничтожали дальние оборонительные сооружения, широко применяя управляемые ракеты Х29Л/Т, Х-25 и управляемые бомбы КАБ-500л наряду с обычные виды вооружения.
Читайте также: БПЛА на вооружении России — беспилотники в российской армии
Боевое крещение и применение
В 1980 году самолет Су-25 завершил первый цикл испытаний и перешел ко второму этапу. Кроме того, Минобороны решило испытать новый штурмовик в реальных боевых условиях. В то время в Афганистане активно воевал ограниченный воинский контингент, поэтому о месте особо не задумывались. Испытательная операция получила кодовое название «ROW». В апреле 1980 года два самолета прилетели в афганский аэропорт Шинданд. Практически сразу начали проводить сортировки.
Уже первые полеты в горах показали высокую маневренность штурмовика. Они наносили удары по противнику в районах, где другому самолету было бы трудно выполнить боевую задачу. Среди маневренных характеристик СУ-25 стоит отметить способность быстро снижать скорость и точно ее поддерживать при атаке цели. Этому качеству способствовали тормозные щитки на концах крыльев.
Именно в Афганистане испытательный самолет получает свое первое прозвище «Грач», это был радиопозывной первого самолета. Тогда военные, оценив боевую мощь СУ-25, назвали ее «Огнедышащей ладьей». Его еще называют «Гребенка» «Гребенка» из-за количества пилонов. А простая администрация добавила никнейм «Велосипед».
Но в основном военные называли их «грачами» и «летающими танками».
Боевые вылеты серийных штурмовиков продолжались 50 суток, и в июне 1980 года самолеты покинули Афганистан. По результатам боевых испытаний СУ-25 была принята на вооружение Советской Армии. В феврале 1981 года началось формирование отдельной штурмовой авиаэскадрильи, после чего она была направлена в Афганистан для продолжения боевого крещения.
Несмотря на хорошие летные характеристики, боевая служба в Афганистане выявила недостатки конструкции самолета. В основном они касались боевого выживания. Конструкторы разработали ряд мероприятий по повышению характеристик машины. В частности, на капот установили дополнительную титановую броню для защиты двигателей. Но для облегчения установку сделали на один двигатель, так как с одной полезной силовой установкой самолет может вернуться в заданную точку.
В 1987 году на вооружении моджахедов появились переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер». Потери советской авиации в Афганистане резко возросли. Первоначально на СУ-25ТМ было установлено 128 тепловых ловушек для противодействия ракетам с инфракрасным наведением. Летчик мог сам выбирать интервал стрельбы.
Но в реальных боевых условиях все внимание летчика оказалось сосредоточено на управлении пилотированием самолета, выборе вооружения и своевременном сбросе бомб или пуске ракет. Часто летчик не успевал или просто забывал расстреливать ловушки. Конструкторы решили оснастить самолет автоматическим срабатыванием ловушек при одновременной атаке. Серия срабатываний ловушек продолжалась до тех пор, пока самолет не покинул опасную зону.
Бои, в которых участвовали СУ-25:
- Ирано-иракский военный конфликт 1980/1988 гг
- Бой в Персидском заливе 1991 г
- Гражданские беспорядки в Таджикистане 1992/1997 гг
- Абхазский военный конфликт 1992/1993 гг
- Карабахский военный конфликт 1991/1994 гг
- Чеченская компания 1994/1996 гг
- Чеченская компания 1999/2000 г
- Военные действия в Конго 1997/2002 гг
- Эфиопско-эритрейская война 1998/2000 гг
- Военные действия в Македонии 2001 г
- Французско-Ивуарская компания 2004 г
- Бизнес в Южной Осетии 2008
- Военный конфликт в Дарфуре с 2003 г
- Гражданская война на востоке Украины (с 2014 г)
- Вооруженные столкновения на севере Ирака 2014 г
- Вооружённая рота России в Сирии с 2015 года
Модификации на базе Су 25
Постоянная модернизация Су-25 на протяжении всего существования самолета разделила его облик на модификации:
- Су-25УБ — двухместная учебно-боевая машина
- Су-25К, экспортный вариант. Всего с 1984 по 1989 год было построено 180 коммерческих штурмовиков.
- Су-25ТМ, вариант на базе двухместного Су-25УБ для борьбы с танками. Сиденье второго пилота оборудовано для установки радиоэлектронной аппаратуры с усилением центральной части обтекателя. Кабина имеет улучшенные герметизирующие свойства. Передняя часть самолета доработана для установки прицельного комплекса И-251 Шквал, размещен ИЛС.
- Су-28, самолет для тренировочных полетов.
- Су-25УТГ, модернизированная модель для частей ВМФ и авианосцев. Кабина пилота двухместная, для выполнения тренировочного взлета-посадки с палубы авианосца. Буква «Г» в конце аббревиатуры означает крюк, которым самолет цепляется за трос при посадке на палубу авианосца. Компоновка, чертеж 25UTG несколько отличается от базовой модели.
- Су-39, более современная версия противотанкового штурмовика Су-25ТМ. На корпусе установлен подвесной контейнер с радиолокационной станцией «Вопье-25».
- Су-25КМ, израильская версия модификации штурмовика ВВС Грузии. Внесены доработки в соответствии с классификацией боевой техники НАТО.
- Су-25СМ, реконструкция базовой модели Су-25ТМ с использованием: БРЭО, АО, АВ, ИЛС, МФИ.
- Су-25БМ — модифицированный двухместный самолет на базе Су-25СМ и Су-39. Штурмовик предполагает использование в качестве учебного аппарата и возможность использования в качестве боевой единицы.
- Су-25М1 модель была модернизирована украинскими конструкторами для нужд собственной армии. Работы выполняет авиаремонтное предприятие «МиГремонт».
- Су-25СМ3 — модифицированный одноместный штурмовик. Добавлено новое навигационное оборудование ГЛОНАСС (GPS) с более точной настройкой ориентации, позволяющее использовать его в любых условиях.