УТ-2
Год издания: 1935.
Этот малогабаритный самолет длиной 7 метров и размахом крыла до 10 метров был изготовлен для тренировочных полетов, в нем размещались два человека: инструктор и курсант. В годы Великой Отечественной войны его переделали, заменив двигатель на более мощный в 125 л.с и улучшив ходовые качества. Производство этого самолета продолжалось до 1944 года, летать на нем будущие летчики учились до 1948 года, затем его производство было прекращено в связи с выпуском более совершенных моделей самолетов.
УТ-1
Год издания: 1937.
Этот самолет, внешне очень похожий на УТ-2, но одноместный и более надежный. Предназначен для спортивных и тренировочных полетов, обладает высокой устойчивостью и легкой управляемостью, может выполнять сложные фигуры высокого пилотажа. Снят с производства в 1940 году.
ЯК-4
Год издания: 1939.
В то время советские разработчики задались целью создать очень быстрый и легкий двухместный самолет. Им стал Як-4, способный развивать скорость до 575 км/ч благодаря двум мощным двигателям по 1100 л.с. Но установка на него стрелкового вооружения значительно утяжелила конструкцию и скорость самолета снизилась почти вдвое. Поэтому в Великой Отечественной войне этот самолет не участвовал, уступив лавры быстрого и надежного бомбардировщика ПЕ-2.
ЯК-1
Год издания: 1940.
Перед авиаконструкторами стояла задача создать сверхустойчивый, легко летающий и легкий истребитель. С этой задачей они справились, выпустив Як-1, который в первые годы Великой Отечественной войны был основным истребителем, превосходящим по скорости и маневренности немецкие истребители Bf-109E.
После того, как немецкие авиаконструкторы модифицировали свой истребитель, не отставали от них и советские авиаконструкторы, увеличившие мощность двигателя с 1100 до 1210 л.с на Як-1, улучшив тем самым его маневренность. Чуть позже на Як-1 установили радиостанцию, пулемет заменили на более эффективный, улучшили обзор из кабины. Этот легендарный истребитель успешно прошел всю Великую Отечественную войну.
ЯК-3
Год издания: 1943.
Чтобы советские истребители могли легко уклоняться от самолетов противника на большой скорости, авиаконструкторам пришлось основательно поработать над конструкцией нового самолета. Як-3 благодаря укороченному крылу и малой массе обладает прекрасной горизонтальной и вертикальной маневренностью и может развивать скорость до 646 км/ч, что в то время считалось запредельным. Помимо советских летчиков, истребитель Як-3 высоко ценили французские летчики, восхищавшиеся его легкостью, маневренностью и скоростью.
Ястреб
- орнитол. (орнитологическая) хищная птица семейства ястребиных (лат. Accipitrinae) ◆ Высоко в небе над Ангарой парил ястреб с маленькой точкой, что-то искал и думал, и впервые в жизни Настя пожалела для этой вредной птицы: хлеб ей тоже не сладок. В.Г. Распутин, «Живи и помни», 1974. ◆ А в воздухе, иногда на огромной высоте, парят и поджидают свою добычу хищные птицы: ястребы, ястребы, малые степные орлы. Н. Покровский, «Белая», 1936 г
- полицейский жаргон. (политический жаргон) обычно пл. ◆ Мало кто ожидал, что новый хозяин Белого дома, построивший свою кампанию на критике иракской авантюры Буша, объединится с ястребами из Пентагона, настаивавшими на расширении присутствия США в Афганистане. Александр Терентьев, «Страдания Черного Гамлета», 2010 // «Однако» ◆ Решив начать боевые действия, финские «ястребы» уже всеми силами пытались изобразить из себя невинных жертв. Игорь Пыхалов, «Мечта имперского финна», 2003 г. // «Спецназ России»◆ Ухудшение советско-китайских отношений было явно спровоцировано, а затем использовано советскими «ястребами» для проведения невообразимо дорогого военного перевооружения границы с Китаем. А.Н. Яковлев, «Пул памяти. Т.1», 2001 г
ЯК-9У
Год издания: 1944.
Это был самый прочный и маневренный самолет времен Великой Отечественной войны благодаря очень мощному по тем временам двигателю в 1650 л.с и улучшенной аэродинамике. Практически все выпущенные в годы войны самолеты Як-9У участвовали в боевых действиях, превосходя по своим характеристикам самолеты противника. На нем было очень легко летать, и им могли управлять пилоты средней квалификации. После него перестали выпускать самолеты с поршневым двигателем, так как летом двигатель сильно перегревался даже на обычных оборотах.
ЯК-15
Год издания: 1946.
После прекращения производства поршневых самолетов Як-15 стал первым советским самолетом с ТРД, способным развивать скорость до 805 км/ч. Внешне и внутренне он очень похож на истребитель Як-3, но без лопастей винта, благодаря чему летчики легко переучивались с поршневых истребителей на реактивные. В общем, он был учебным бойцом.
Самолеты Яковлева
За годы деятельности ОКБ коллектив создал более 200 типов и модификаций самолетов, из них более 100 серийных. Под руководством Яковлева было создано 75 типов самолетов, построено общим количеством свыше 66 тысяч экземпляров. Среди них:
- самолет местной связи АИР-6 (1932 г);
- первые массовые учебно-тренировочные монопланы УТ-2 (1935 г.) и УТ-1 (1936 г);
- поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940 г.), Як-7 (1941 г.), Як-9 (1942 г.) и Як-3 (1943 г);
- принят на вооружение первый советский истребитель Як-15 (1946 г);
- первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949 г);
- сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958 г);
- сверхзвуковой бомбардировщик Як-28 (1958 г);
- самолеты ВТОЛ Як-36 (1964 г.) и Як-38 (1972 г);
- учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945 г.), Як-18 (1946 г.), Як-18Т (1967 г.), Як-52 (1974 г);
- легкий многоцелевой самолет Як-12 (1947 г);
- спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);
- реактивный пассажирский Як-40 (1966 г.), Як-42 (1975 г.) и др.
Яковлев также создал первый СВВП. В 1987 году появилось новое поколение таких самолетов — Як-141. Именно эта разработка Яковлева первой среди самолетов своего класса преодолела скорость звука. Он опередил аналогичные проекты в мире как минимум на 10 лет.
В 1990-е годы был разработан учебно-боевой самолет Як-130. С 2016 года ведутся летные испытания учебно-тренировочного самолета Як-152 с поршневым дизелем. Летные испытания магистрального реактивного пассажирского самолета МС-21 запланированы на май.
ЯК-38
Год выпуска: 1964.
После начала холодной войны авиаконструкторы создали боевой самолет Як-38 для защиты границ СССР, получивший название штурмовика. Функция — вертикальный взлет и посадка, система катапультирования пилота, максимальная скорость 1150 км/ч. Як-38 оснащен мощным оружием, способным поражать наземные цели и надводные корабли как в темное время суток, так и днем.
Благодаря своим боевым характеристикам и отличной маневренности штурмовик Як-38 участвовал в боях в Афганистане в 80-е годы. В начале 90-х производство Як-38 было прекращено из-за высокой аварийности. Благодаря продуманной системе катапультирования большому проценту летчиков удалось выжить.
ЯК-18Т
Год выпуска: 1967.
Легкий самолет Як-18Т создавался для учебных полетов летчиков и подготовки летного состава. Для удобства обучения в кабине места курсанта и инструктора расположены рядом; в критической ситуации инструктор может полностью взять управление самолетом на себя. Кроме того, самолет, имеющий два дополнительных места, может регулярно перевозить пассажиров или небольшие грузы весом до 150 килограммов. Несмотря на слабую мощность двигателя в 300 л.с., Як-18Т до сих пор используется в качестве патрульного по лесам и шоссе.
ЯК-40
Год выпуска: 1967.
Небольшой пассажирский самолет Як-40, оснащенный тремя реактивными двигателями, не может преодолевать за один раз более 1800 километров при максимальной скорости 546 км/ч, поэтому использовался только на местных авиалиниях. В зависимости от модификации и года выпуска имел от 24 до 32 пассажирских места.
В то время было экономически невыгодно перевозить небольшое количество пассажиров, поэтому производство было прекращено в 1981 году в пользу более усовершенствованного самолета с большей мощностью и большим количеством пассажирских мест. Один из самолетов Як-40 в 1986 году использовался при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Читайте также: Радиорелейная станция р-419 л1, обзор технических характеристик ттх машины, дальность и диапазоны военной станции связи
История конструкторского бюро
- Авиета АИР-1 создавалась в 1926-1927 годах в Москве группой конструкторов по собственной инициативе, разработка машины никаким заказом не оформлялась. Авиаконструктор Александр Яковлев работал механиком в Военно-воздушной академии Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВА РККА). 19 июля 1927 г. АИР-1 совершил рекордный беспосадочный перелет по маршруту Севастополь — Москва (1 тыс. 420 км за 15 часов 30 минут).
- В 1931 году Александр Яковлев окончил ВВА Красной Армии, получил диплом инженера и был распределен на авиазавод № 39 его имени. В. Р. Менжинского (Москва), где им была организована официально зарегистрированная группа легкой авиации.
- В 1931-1934 годах этот коллектив проектировал и строил самолеты АИР различных конструкций, с разными летно-техническими характеристиками.
- В январе 1934 года группа была выделена в отдельное конструкторско-производственное бюро (КПБ) в Спецавиатресте Главным управлением авиационной промышленности (ГУАП) СССР. В том же году агентство было переименовано в Завод легких самолетов, затем в Завод № 1. 115.
- В 1940 году Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о присвоении советским самолетам названий по первым буквам фамилий конструкторов; новый одноместный истребитель завода 115 получил наименование Як-1.
- В 1966 году предприятие было переименовано в Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Скорость». Александр Яковлев был главным (1935-1956 гг.), затем генеральным (1956-1984 гг.) конструктором завода. В 1990 году компании было присвоено его имя.
- 31 августа 1993 г. ММЗ «Скорость» им. КАК. Яковлев, как и ряд других государственных предприятий, создан в соответствии с указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 1 июля 1992 года. С 1996 года — ОКБ имени А.С. Яковлева».
- В 2009 году на базе конструкторского коллектива ОКБ Инженерному центру присвоено имя им. КАК. Яковлева в составе Научно-производственной корпорации «Иркут» (входит в ОАК).
ЯК-52
Год выпуска: 1974.
Очень маленький и легкий самолет Як-52 с усиленным крылом предназначался для обучения пилотов в авиационных школах. При разработке были учтены все пожелания пилотов-инструкторов. Места инструктора и ученика расположены друг за другом. Двигатели мощностью 360 л.с могут развивать скорость не более 280 км/ч, что достаточно для обучения начинающих пилотов, которые под руководством своих инструкторов могли бы выполнять на этом самолете фигуры высшего пилотажа. Для обучения своих пилотов Як-52 закупили такие страны, как Румыния, Вьетнам, Венгрия, Таджикистан, США и Армения. Производство Як-52 прекращено в 1998 году.
ЯК-42
Год выпуска: 1975.
Перед авиаконструкторами ОКБ Яковлева стояла задача создать авиалайнер, способный заменить устаревшие Ил-18 и Ту-134. А потом появился Як-42, оснащенный тремя малошумными реактивными двигателями. Як-42 вмещает до 120 пассажиров, в нижней части самолета есть два грузовых отсека для перевозки багажа и почты. После авиакатастрофы Як-42 конструкторы модифицировали его, увеличив дальность полета и максимальный взлетный вес.
В 2011 году при крушении самолета Як-42 под Ярославлем погибли почти все пассажиры, в том числе и знаменитый хоккейный клуб «Локомотив». Выжил только один человек. Причиной аварии назвали человеческий фактор. Самолеты Як-42 до сих пор продолжают эксплуатироваться местными авиалиниями.