Советский истребитель МиГ-21: история, технические характеристики, фото, описание, модернизация

Военная техника

Миг-21: история

Самолет начали разрабатывать еще в сталинские времена как истребитель третьего поколения, имевший треугольное крыло и способный развивать скорость, вдвое превышающую звуковой барьер. Впоследствии истребитель МиГ-21 получил звания самого массового и самого бюджетного сверхзвукового истребителя в мире, а также крайне ремонтопригодного. По ценовой эффективности равных не было и скорее всего не будет. Немалая заслуга в этом главного конструктора машины Анатолия Брунова, оттачивавшего свое мастерство на МиГ-15.

Если бы третья мировая война разразилась в 1970-х годах без применения ядерного оружия, то МиГ-21 однозначно завоевал бы господство в воздухе. У стран НАТО тоже были хорошие истребители, но их производили в гораздо меньшем количестве (11,5 тыс. МиГ-21 против 5 тыс американских F-4 «Фантомов»), так что у них были все возможности очень быстро «исчерпаться».

При этом производство «Фантомов» оказалось почти в несколько раз дороже: одноместный и одномоторный советский истребитель весил всего 8730 кг, тогда как масса двухместного и двухмоторного Ф-4 превышала 20 тысяч килограммов.

Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой МиГ-21 руководил А.Г. Брунов, первоначально занимавший должность заместителя главного конструктора.

Другой соперник — французский одномоторный и одноместный «Мираж III» — весил 13 500 кг и больше подходил на роль прямого конкурента, но вряд ли мог быть столь же массовым, как истребитель МиГ-21. «Французов» выпустили менее полутора тысяч штук, тогда как производство «двадцать первых» развернули в Москве, Горьком и Тбилиси, а на случай полномасштабной войны — в Чехословакии, где самолеты находились собран по лицензии, мог бы добавить свои «пять копеек».

«Фантомы» и «Миражи» выпали на борьбу с МиГ-21 в шестидесятых-восьмидесятых годах прошлого века, и советский истребитель показал себя очень хорошо. Западные специалисты преуменьшали достоинства советской машины, традиционно смешивая в одну кучу ее асов и, например, гораздо хуже подготовленных арабских летчиков. Если бы истребитель МиГ-21 был бесполезным самолетом, его бы не выпускали по лицензии в Китае, Индии и Чехословакии, на нем не летало бы полмира.

МиГ-21 прошел долгий путь: Вьетнам, арабо-израильские войны, ирано-иракская война, Афганистан, Югославия и последний на сегодняшний день бой — столкновение с пакистанскими самолетами в небе над Кашмиром 27 февраля 2019 года. Двадцать первый проектировался как истребитель завоевания господства в воздухе, и проделал большую работу по наземным целям, а также показал себя неплохим самолетом-разведчиком.

Прототипы для МиГ-21

Время напряженных маневренных боев закончилось. Штурмовик предназначался для выполнения боевых атак при сближении самолетов на большой скорости и поражения цели с первого залпа ракет. По такому же принципу проектировались сверхзвуковые самолеты противников Lockheed F-104 в Америке и Mirage 3C во Франции.

tre blink

С начала 1957 г главным конструктором был назначен А. Брунов, который должен был руководить всем процессом работ (проектированием, постройкой, испытаниями, доводкой опытных машин.

  • Е-1 — первая модель истребителя из семейства МиГ-21 имела стреловидное крыло. Для нее разработали отдельный двигатель, но в сроки не уложились;
  • Е-2 — второй прототип с двигателем АМ-9Б от МиГ-19 и стреловидным крылом. Максимальная скорость составляет 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разгонялся до 1900 км/ч;
  • Е-4 — этот образец создавался одновременно с Е-2. Форма крыла треугольная. Двигатель АМ-9Б. Продуманная конструкция многорежимного воздухозаборника позволяла машине развивать скорость на 700 км/ч больше, чем у МиГ-19. Хотя в обоих случаях использовалась одна и та же модель двигателя. Рациональность применения треугольного крыла со стреловидностью 57° по передней кромке также была доказана результатами полетов. Максимальные скоростные показатели составляли 2000 км/ч. В ходе доработки машина была доработана до версии Е-6. Она достигла скорости до 2 Маха. Е-6 стал прототипом серийного МиГ-21.

Интересные факты

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы попытались установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи для снижения нагрузки при посадке на грунтовый аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «пришпорили по грязи с ветерком», когда грузовики застряли.

МиГи на лыжах так и не выпустили, а вот для Су-7БКЛ идея пригодилась.

МиГ-21 имел несколько прозвищ: Балалайка прозвана за форму крыльев, Веселый — за относительно небольшие размеры, Голубь мира (первые варианты) — за наличие всего 2-х подвесок.

МиГ-21 заинтересовалась израильская разведка, они хотели получить самолет от ВВС Ирака через подкупленного пилота. Разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).

øyeblikk med fallskjerm

Но первая попытка не удалась, вместо усовершенствованного штурмовика предатель поехал на устаревшем Яке. Поэтому был завербован еще один иракский пилот.

Подходящая возможность представилась не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, не заправляли топливные баки полностью, а только для тренировочных полетов. В августе, когда планировались длительные перелеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, урегулирование войны между Израилем и арабами в 1967 году было бы другим…

Модификация МиГ-21

За долгие годы службы истребитель МиГ-21 неоднократно модернизировался, и в настоящее время его индийская модификация Бизон имеет мало общего со своим прародителем, выпущенным в 1960 году. По характеристикам и оснащению МиГ-21 Бизон это самолет не третьего, а четвертого поколения, хотя конструкция осталась прежней. Конечно, даже самый совершенный самолет не может вечно оставаться на вооружении, хотя «двадцать первый» до сих пор не снят с вооружения в двадцати странах. Даже в Индии, где на смену ему разработан истребитель Tejas, ветерана не спешат хоронить.

Самая лучшая и совершенная модификация представлена ​​МиГами третьего поколения. Этот вариант получил обозначение МиГ-21бис и был единственным в этом поколении.

МиГ-21 остается непревзойденным истребителем ближнего боя, вполне способным противостоять более современным самолетам. Это качество до сих пор ценят все пилоты мира. Независимо от развития технологий, оружие, сделанное для войны, а не для парадов и презентаций, всегда и везде будет оставаться востребованным. «Двадцать первый» — пример именно такого оружия, и это ценное качество позволит ему летать еще как минимум десятилетие.

Конструкция истребителя МиГ-21

Истребитель МиГ-21 представляет собой одноместный одномоторный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и горизонтальным оперением, совершающим непрерывное движение. Фюзеляж полумонокок, в носовой части многорежимный воздухозаборник с управляемым конусом посередине. На днище фюзеляжа установлен подфюзеляжный стержень.

Шасси трехколесное с носовой костью.

От модификации к модификации устанавливались диаметр передней части фюзеляжа, размеры обшивки кабины, конструкция фонаря, расположение планки ПВД, состав оборудования и вооружения, разные двигатели.

Послесловие

Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предыдущих версий в лучшую сторону. Боевая техника была увеличена в весе и арсенале. На подвеске можно было, например, разместить до 10 соток бомб, УБ-32 и другое вооружение.

Благодаря автоматическому прицеливанию по противнику можно было стрелять даже с перегрузкой.

МиГ-21бис как истребитель давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с уничтожением наземных целей. Даже сейчас легендарные самолеты МиГ-21 состоят на вооружении ряда стран — именно эта характеристика говорит лучше всех остальных.

Читайте также: Bell V-22 Osprey: конвертоплан, тяговооруженность, технические характеристики (ТТХ), история создания

Технические характеристики

МиГ-21бис (1972 г.) — последний серийный вариант. Эта машина четвертого поколения признана самой совершенной из всех 21 МиГов. Они были оснащены фото- и электронными приборами для целей разведки.

  • Размах крыла – 7,5 м;
  • Габариты, Д×В – 14,10×4,71 м;
  • Масса машины – 5460 кг;
  • Нормальная стартовая масса – 8726 кг;
  • Масса топлива – 2390 кг;
  • Реактивный двигатель МиГ-21бис — ТРД Р-25-300 с форсажной камерой с увеличенной до 7100 кгс тягой и КР на большой высоте (1 шт.);
  • Нефорсированная тяга — 1×69,60 кН;
  • форсированная — 1×97,10 кН;
  • Максимальная скорость на высоте — 2175 км/ч;
  • Максимальная скорость у земли – 1300 км/ч;
  • Дальность с подвесными топливными баками — 1470 км;
  • Максимальная скороподъемность – 13500 м/мин;
  • Максимальная высота реального использования — 17800 м;
  • Максимальная перегрузка опыта — 8,5;
  • Количество пилотов — 1 человек.

Техническое оборудование:

  • Радиолокационный прицел «Сапфир-21»;
  • Прицел оптический АСП-ПФД-21;
  • Автоматическая система управления СВУ-23ЭСН;
  • Система навигации и посадки РСБСН-5С.

Оружие:

  • Двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, б/к — 200 патронов;
  • Управляемые ракеты малой дальности «воздух-воздух» (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
  • Неуправляемые и планирующие бомбы.

Машины 2013 года выпуска с этой последней модификацией.

Боевое применение истребителя МиГ-21

Первая победа МиГ-21 была одержана 10 марта 1964 года, когда под Магдебургом (ГДР) был сбит американский разведчик RB-66. В дальнейшем истребитель МиГ-21 участвовал практически во всех локальных конфликтах второй половины 20 века. Среди них стоит отметить:

  • Война во Вьетнаме (1966-1968 гг.) — МиГ-21 «серьезно попортили кровь» американским летчикам. Если появление МиГ-17 во Вьетнаме заставило американские истребители-бомбардировщики F-105 Thunderchief впервые с 1943 года «надеть» камуфляж, то МиГ-21 был не менее опасным противником для F-4 Phantom II. За два года МиГ-21 совершил около 1300 самолето-вылетов, одержав 165 побед в воздухе при потере 65 самолетов. При этом следует отметить, что американская группировка ВВС в регионе как минимум в 6 раз превосходила вьетнамскую. Во Вьетнаме появились и первые асы МиГ-21, среди них был абсолютный чемпион Нгуен Ван Кок, имевший на своем счету от 11 до 13 сбитых самолетов противника.
  • Арабо-израильский конфликт (1966-1970 гг.) — из-за слабой подготовки арабских пилотов (и вообще малой интенсивности боев в воздухе) основную тяжесть войны приняли на себя два полка советских истребителей МиГ-21. Однако тогда же появился и второй по результативности ас МиГ-21 — это был Бассам Хамшу, сбивший 7 самолетов противника.
  • Индо-пакистанский конфликт (1971 г.) — 8 побед индийских МиГ-21 над пакистанскими истребителями с потерей 1 своего самолета.
  • Ирано-иракская война (1980-1988 гг.) — данные о потерях и победах, одержанных на МиГ-21, сильно разнятся и колеблются от 30 до 50 машин, в обе стороны.

Fighter MiG-21 kommer inn for landing

Истребитель МиГ-21 заходит на посадку

Помимо упомянутых выше войн, истребитель применялся также:

  • Египетско-ливийская война (1979 г.)
  • Эфиопско-сомалийская война (1977–1978 гг.)
  • Афганская война (1979–1989 гг.)
  • Гражданская война в Югославии (1992-1995 гг.)
  • Военная операция на Шри-Ланке против тамильских тигров (1998 г.)
  • Эфиопско-эритрейская война (1998–2000 гг.)
  • Гражданская война в Сирии (с 2014 г.)

Ив ряде инцидентов на границах стран, вооруженных МиГ-21: СССР, Китая, Кубы, Ирака, Сирии и т.д.

Всего летало 16 асов МиГ-21 с более чем 5 победами, и что примечательно, среди них не было ни одной русской фамилии. Как известно, мы мирные люди, и Советский Союз ни с кем не вел официальных войн, кроме войны в Афганистане. Однако сама природа той войны не предусматривала воздушных боев. Учитывая, что в мире осталось не менее 2000 годных к эксплуатации самолетов этого типа или экземпляров МиГ-21, список асов можно продолжить.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector