САУ PzH 2000: характеристики, преимущества и недостатки — 04

Военная техника

Поставки PzH 2000 на Украину

Вооруженные силы России завладели одной из гаубиц PzH 2000, которые Германия поставила Киеву. Как сообщает немецкая газета Bild, российские солдаты обстреляли гаубицу из немецкого гранатомета, который ранее также был привезен в Украину из Германии. Сейчас военные РФ изучают поступившую к ним установку.

О том, что Германия и Нидерланды дополнительно поставят Киеву шесть гаубиц PzH 2000, стало известно 28 июня 2022 года.

«Мы дополнительно поставляем Panzerhaubitze 2000 в Украину, — сказал министр Ламбрехт. — Вместе с Нидерландами мы поддержим (Украину. — РЕН ТВ) шестью дополнительными системами, три из которых — из Германии. Panzerhaubitze 2000 — одна из самых современных артиллерийских систем в мире», — говорится в сообщении министерства обороны Германии.

Украинские военные начали обучение обращению с гаубицами в мае 2022 года. По данным Минобороны ФРГ, обучение проводится на территории Германии. При этом в ведомстве отметили, что данный факт не делает ни Германию, ни НАТО стороной конфликта.

 

История разработки

PzH 2000 — самоходная артиллерийская установка (САУ), работы над ней начались в 1986 году в сотрудничестве с Италией, Великобританией и Германией. В PzH 2000 были перенесены удачные решения из закрытого проекта САУ PzH 155-1 (SP70). В частности, SP70 уже имел большую часть стрелковой механики PzH 2000, включая «огневой налет».

Для разработки установки стороны подписали совместный баллистический меморандум НАТО (Joint Ballistics Memorandum of Understanding, JBMOU). Планировалось создать САУ с длиной ствола 52 калибра для замены устаревшей артиллерии с длиной ствола 39 калибров, но с совместимостью со старыми снарядами. Тендер выиграла компания Krauss-Maffei Wegmann, с которой в 1996 году был подписан контракт на поставку 185 единиц.

Штурмовые орудия

Трудно поверить, но вступая во Вторую мировую войну, немецкая пехотная дивизия по техническому оснащению мало чем отличалась от кайзеровских дивизий. Вся техника Вермахта была собрана в танковых дивизиях, а имущество, артиллерию, продовольствие и боеприпасы в пехоте по-прежнему таскали на лошадях. Единственными боевыми машинами пехотных дивизий были штурмовые орудия Sturm Geschütz (StuG). Это были полностью бронированные безбашенные машины с короткой 75-мм пехотной пушкой, установленной в корпусе танка Panzer III.

В быстроходных ротах на Западе StuG III показал себя хорошо. Но в жесточайших боях, разгоревшихся с невиданной силой на Восточном фронте, для самоходного штурмового орудия требовалось более мощное орудие.

StuG III Т-35
StuG III Т-35

В Сталинградских боях 1942 года прошла испытания самоходка StuIG 33, вооруженная 150-мм пушкой. Но мощное орудие в огромной рубке сильно перевешивало ходовую часть от «тройки». Поэтому накануне страшных событий под Курском на более прочное шасси от танка Panzer IV установили 150-мм орудие (самоход «Бруммейбл») и легкую 105-мм пехотную гаубицу (САУ StuH 42) размещался в рубке «Штурмгешютц». На Курской дуге также дебютировали 88-мм штурмовые орудия «Фердинанд», зарекомендовавшие себя как неплохие истребители танков.

Но даже имея новые, более мощные штурмовые орудия, вермахт в 1943 году не смог повернуть войну в свою пользу.

Настоящей диковинкой в ​​семействе ударных СУ был «штурмовой тигр», вооруженный 380-мм противолодочной реактивной установкой. Судьбой этого штурмового монстра, появившегося в 1944 году, стало уничтожение мятежной Варшавы и обстрел скоплений американской техники на Западном фронте. На фоне такого «красавца» было не стыдно сфотографироваться.

;Грозовой тигр
«Шторм-Тигр»

Разумеется, восемнадцать «Штурмовых тигров» не смогли повернуть войну в пользу Германии. Но в историю они вошли с двумя эффектными хитами. Один раз — в большой дзот, занятый противником на «Линии Зигфрида», другой раз — в скопление американских танков, когда почти испарились три «Шермана», а еще пять уничтожены.

Штуиг 33
StuIG 33, впервые испытанные под Сталинградом, на Курской дуге использовались и в танковых дивизиях ВермахтаStuH42
StuH 42, вооруженный 105-мм пушкой, у нас его называли то ли «артистурм», то ли даже самого «ФердинандаШтурмовой пистолет
Штурмовое орудие Ferdinand, как и StuG III, очень быстро превратилось в настоящую истребитель танков. Не имея пулемета, неповоротливый «Фердинанд» был очень уязвим в ближнем бою
«Брумбар» (Хрюкающий медведь) получил свое название из-за грозного вида и рычащего двигателя Panzer IV. Нарисованный здесь оборонительный пулемет появился на более поздних этапах

Особенности PzH 2000

PzH 2000 — самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из стальной брони, при этом лобовая броня установки способна выдержать пули калибра до 14,5 мм, а также крупные осколки артиллерийских и минометных снарядов, а остальная броня — пули от мелких оружие.

Установка оснащена 155-мм гаубицей длиной 52 калибра, системой навигации, автоматизированной системой управления огнем, боекомплектом 60 патронов и 228 модульных метательных зарядов.

PzH 2000 способен произвести три выстрела за девять секунд или десять выстрелов за 56 секунд. САУ рассчитаны на быстрый залп очень малым количеством снарядов и немедленную смену позиции, где быстрое перемещение установки является основным средством ее защиты. Некоторые источники утверждают, что стрельба PzH 2000 полностью автоматическая, при этом в экипаже установки имеется два заряжающих для ручной перезарядки. После заряжания снаряда один из членов экипажа должен руками поместить модули пороха в ствол. Поэтому на самом деле скорострельность зависит еще и от опыта работы с расчетом.


Фото: © Global Look Press/Philipp Schulze/dpa

Артустановка оснащена комбинированным прицелом (дневного и ночного видения), лазерным дальномером и системой динамической защиты, защищающей машину от воздействия кассетных боеприпасов. Реактивная броня прикрывает наиболее критические для САУ места сверху. Для повышения защищенности экипажа САУ PzH 2000 расположенные в задней части башни заряды отделены от боевого отделения прочной специальной перегородкой. В случае детонации зарядов энергия взрыва будет направлена ​​назад, что значительно повышает живучесть экипажа в боевых условиях.

PzH 2000 также оснащен системой обнаружения возгорания и автоматического пожаротушения, системой защиты от оружия массового поражения. Кроме того, на крыше и бортах башни возможна установка навесных устройств динамической защиты.

Дополнительное вооружение САУ PzH 2000 включает 7,62-мм пулемет MG3 и 8 гранатометов, предназначенных для стрельбы дымовыми шашками (по 4 с каждого борта).

Тактико-технические характеристики

  • боевая масса – 55,3 тонны;
  • длина кузова – 7870 мм;
  • ширина — 3480 мм;
  • калибр и марка орудия — 155 мм L52;
  • дальность стрельбы — 30-50 км;
  • мощность двигателя — 1000 л.с.;
  • скорость по шоссе – 67 км/ч;
  • скорость по пересеченной местности – 45 км/ч;
  • экипаж — 5 человек.

Самоходные гаубицы

Самоходные гаубицы sIG 33 стали настоящими «кувалдами» в танковых дивизиях Вермахта. Пушка, обладавшая сокрушительной силой, впервые была установлена ​​на шасси танков Panzer I в исходном виде — на артиллерийском лафете, да еще и на колесах! Однако вскоре от ненужных колес в рубке отказались. Высота обрыва оказалась большой, поэтому самоходка могла упасть на бок на склонах. Шасси, рассчитанное всего на двух танкистов и небольшую башню с двумя пулеметами, едва выдерживало тяжелую гаубицу в огромной рубке с экипажем из четырех человек.

sIG 33 на базе Panzer II
Модель sIG 33 на базе Panzer II

И все же при всех своих недостатках первая самоходная гаубица вермахта была незаменима в танковых дивизиях. В отличие от орудий, буксируемых тягачами, она открывала огонь на ходу, не теряя времени на отсоединение орудия и приведение его в боевое положение. А самоходка sIG 33 была особенно востребована в войне с Россией, где в борьбе с Т-34 и КВ были бессильны не только все танки вермахта, но и противотанковые САУ Panzer Jager I, вооруженные 47-мм пушка.

А самоходная 150-мм гаубица sIG 33 могла разрушать сильные укрепления и выводить из строя новые советские танки. Поэтому как производство самих гаубиц не прекращалось до конца войны, так и ее самоходных вариантов. После Panzer I на шасси Panzer II и Panzer III стали устанавливать sIG 33, но наиболее массовым стало производство САУ на базе чешского танка LT-38. Очень разные по внешнему виду, назывались они по-разному. Грозные машины ранних серий назывались «зубрами», поздних — «кузнечиками».

В 1943 году Вермахт пополнился еще двумя «насекомыми». Легкая 105-мм гаубица на базе Panzer II получила название «Оса», а тяжелая 150-мм гаубица на базе Panzer IV — «Шмель».

самоходная 150-мм гаубица «Зубр»
Самоходная 150-мм гаубица «Зубр»Самоходная 150-мм гаубица «Кузнечик»
Самоходная 150-мм гаубица «Кузнечик»Самоходная 150-мм гаубица «Хамбл»
Самоходная 150-мм гаубица «Хамбл»Самоходная 105-мм гаубица «Оса»
Самоходная 105-мм гаубица «Оса»

Jagdtiger

Проанализировав опыт применения в боевых условиях различных противотанковых САУ и штурмовых средств, Управление артиллерийского вооружения летом 1942 г обратилось к идее создания полностью бронированных истребителей танков, вооруженных крупнокалиберными орудиями, с высокая начальная скорость.

А осенью того же года Гитлер отдал приказ начать разработку бронированной самоходной ПТРК, вооруженной длинноствольной 128-мм пушкой. В ходе аванпроекта, начатого в 1943 г., одним из вариантов было оснащение самоходки «Фердинанд» 128-мм пушкой PaK 44 L/55, но отдел вооружений проталкивал использование ходовой части проектируемого Tiger II бак».

Деревянная модель новой машины была продемонстрирована Гитлеру 20 октября 1943 года в Арисе. Машина произвела на фюрера самое благоприятное впечатление, и ее приказали подготовить к серийному производству в следующем году. 7 апреля 1944 года Гитлер назвал новую самоходную установку Panzerjager Tiger (SdKfz 186), а 20 апреля 1944 года Henschel начал серийное производство.

Первоначальный заказ был на 100 машин, но производство не шло хорошо до осени 1944 года, а 16 октября 1944 года союзники нанесли массированный воздушный налет на заводы Henschel Group, сбросив на них около 143 тонн бомб. После этого до конца войны здесь было изготовлено не более 20 «Ягдтигров». Всего за время серийного производства немцам удалось выпустить около 70 машин, которые по праву считались самыми мощными противотанковыми САУ Второй мировой войны.

Первые «Ягдтигры», вышедшие из ворот завода-изготовителя в марте 1944 года, поступили на вооружение 3-й роты 130-го учебного противотанкового дивизиона. После этого все прибывшие на фронт «Ягдтигры» поступили на вооружение 512-го и 653-го тяжелых противотанковых дивизионов.

немецкий ягдтигр, противотанковые САУ, немецкая артиллерия

В марте 1945 года первая рота 512-го батальона приняла участие в боях у Ремагенского моста. На тот момент она имела только половину штата — 6 «Охотничьих тигров», но все же успешно уничтожала танки союзников, практически без потерь. Вторая рота в апреле 1945 г участвовала в боях в районе Рура, здесь ее САУ за пять дней боев подбили 36…40 американских танков.

Девять «Ягдтигров» из состава 512-го батальона были отправлены в Австрию, где действовали в составе 6-й танковой армии СС. Вечером 9 мая 1945 года остатки части в составе трех САУ, собрав все имеющееся горючее, прорвались к линии разграничения и уничтожили два танка ИС-2 и два танка Т-34 вдоль трассы пути, после чего они сдались американским войскам.

653-й тяжелый противотанковый дивизион вступил в бой в начале декабря 1944 года в составе 5-й танковой армии, нанеся большие потери наступающим англо-американским танковым частям. Так, 7 декабря «Ягдтигр» на перекрестке за три часа уничтожил 19 «Шерманов», не получив в ходе боя ни одной пробоины (по заверениям немцев, американцы даже стреляли плохо и нанесли всего четыре тангенциальных попадания за весь период боя).

овцы, танки, чертеж, германия
«Ягдтигр» Рисунок истребителя танков.

Сборка «Ягдтигра» с САУ (как и самого танка «Тигр II») была наиболее трудоемкой операцией, что значительно затягивало производственный процесс. Именно поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в порядке частной инициативы выступило с предложением использовать на этой самоходке подвеску, подобную той, что установлена ​​на истребителе танков «Фердинанд».

Его особенность заключалась в том, что торсионы находились не внутри корпуса, а снаружи внутри специальных лафетов. Каждый из этих продольных торсионов обслуживал 2 опорных катка. Прибавка массы при использовании такой подвески составила 2680 кг. Кроме того, установка и затяжка торсионов штатной подвески Henschel была возможна только в собранном кузове, в строгом порядке с использованием специальной лебедки.

Балансиры подвески и торсионы можно было заменить только на заводе. Сборка подвески конструкции Порше могла производиться отдельно от кузова, а установка производилась без применения специального оборудования. Ремонт и замена узлов подвески могли производиться во фронтовых условиях и особых трудностей не представляли.

Всего с подвеской конструкции Порше было изготовлено 7 машин (5 серийных образцов и 2 прототипа), первый Ягдтигр с подвеской Порше был испытан даже раньше, чем САУ с подвеской Хеншель. Несмотря на все достоинства подвески Порше, по рекомендации артиллерийского управления в серию пошла еще одна машина.

Основной причиной стали более чем натянутые отношения известного конструктора с чиновниками министерства, а также поломка одного из вагонов во время испытаний, в остальном по вине изготовителя. Также невозможно отрицать, что Управление артиллерийского вооружения стремилось добиться максимального единства между САУ и танком «Королевский тигр».

овца, Германия
«Охотничий тигр» с подвеской конструкции Porsche.

Всего с июля по апрель 1945 года в Германии было собрано от 70 до 79 таких самоходок, так что ни о каком массовом их применении не могло быть и речи. Чаще всего САУ «Ягдтигр» вступали в бой повзводно, или по частям, и входили в состав быстро формируемых боевых групп. Ходовая часть машины была слишком перегружена, что приводило к малой подвижности и частым поломкам. По этой причине в конструкции САУ предусматривалась установка двух стационарных зарядов взрывчатого вещества.

Один находился под казенной частью орудия, другой под двигателем. Большая часть самоходок уничтожалась собственными экипажами, если не было возможности отбуксировать машину задом. Применение «Охотничьих тигров» было эпизодическим, но их появление в бою стало серьезной головной болью для союзников. Пушка, установленная на САУ, позволяла без проблем поражать любой танк союзников с непреодолимой дистанции в 2,5 км.

Тактико-технические характеристики  Jagdtiger

  • вес: 75,2 тонны
  • вооружение: 128-мм пушка StuK44 L/55, 7,92-мм пулемет MG-34
  • боекомплект: 40 патронов, 1500 патронов
  • бронирование: от 40 до 250 мм.
  • двигатель: 12-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230P30, 700 л.с
  • максимальная скорость: по шоссе — 36 км/ч, по пересеченной местности — 17 км/ч
  • габаритные размеры: длина 10 654 м, ширина 3 625 м, высота 2 945 м.
  • экипаж: 6 человек
  • запас хода: по шоссе — 170 км., по пересеченной местности — 120 км.

Также планировалось оснастить самый большой танк Второй мировой войны «Маус» (Тип 205) 128-мм пушкой. Несмотря на отданный в июне 1943 года приказ Гитлера о замене ее более мощной 150-мм пушкой, на единственный полностью готовый прототип танка была установлена ​​128-мм орудийная башня KwK.44 L/55.

Он был установлен в общей литой маске с 75-мм пушкой и пулеметом MG 34. В нижней части башни располагался компрессор, предназначенный для очистки канала ствола после выстрела. Боекомплект 128-мм орудия составлял 68 выстрелов с раздельным заряжанием. После установки орудий 3 октября 1944 года на полигоне в Кумерсдорфе проходили испытания танка Maus (опытный образец 205/1), но сведений о том, стреляли ли из него какие-либо орудия, нет.

С началом войны с Советским Союзом буксируемые зенитные орудия оказались единственными немецкими орудиями, способными безопасно поражать советские танки КВ и Т-34 с дистанции 1,5 км и более. Однако некоторые конструктивные особенности, в первую очередь высокий профиль, делали их непригодными для наземной маскировки и, следовательно, для использования в противотанковой обороне.

Следовательно, были предприняты попытки создания специализированных противотанковых средств на основе баллистики существующих зенитных орудий. Так появилась 88-мм противотанковая пушка PaK 43, разработанная фирмой Krupp на базе 88-мм зенитки (Gerät 42) и принятая на вооружение в 1943 году. Она легко поражала любой танк союзников в лобовой проекции вообще разумные дистанции боя.

противотанковая пушка, 128-мм пушка, трехосный лафет
128-мм противотанковая пушка Rheinmetall-Borsig в ​​транспортном положении на трехосном лафете

Читайте также: Основные технические характеристики АРС-14К

«Sturer Emil»

овца, овца макс, овца мориц
Самоходка 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(H)

Немцам срочно понадобилось бронетанковое вооружение, способное на равных сражаться с новой советской бронетехникой. Естественно, вспомнили о проектах 105-мм и 128-мм САУ. В середине 1941 года компании Henschel и Rheinmetall Borsig получили заказ на разработку самоходного лафета (Selbsfarhlafette) для 105-мм и 128-мм противотанковых орудий. Шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.D быстро адаптировали под 105-мм орудие, и на свет появилась 105-мм самоходка Dicker Max.

Для 128-мм пушки Pak 40 L/61 с длиной ствола 61 калибр, разработанной на базе 128-мм зенитки Flak 40, оснащенной качающейся броневой маской и дульным тормозом, пришлось искать другую шасси — Pz.Kpfw.IV мог и не выносил вообще. Конструкторы использовали шасси экспериментального танка Henschel VK-3001(H). Но хотя это шасси и «подняло» семитонную пушку, места для боекомплекта и экипажа уже не было.

Пришлось удлинить шасси почти в два раза — к шасси добавили четыре опорных катка. Орудие размещалось в открытой башне с лобовой броней толщиной 45 мм, обеспечивающей углы горизонтальной наводки — 7° в каждую сторону, и вертикальной — от -15° до +10°. Новые САУ оснащались 6-цилиндровым двигателем Maybach «HL 116» мощностью 265 л.с., что позволяло при массе ок. 35 тонн, чтобы развивать максимальную скорость по шоссе 18-19 км/ч.

К марту 1942 года фирма Henschel изготовила две опытные самоходки, получившие обозначение 12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(H). Прототипы имели собственные имена — «Макс» и «Мориц». В середине 1942 года они прошли боевые испытания на Восточном фронте в составе 521-го Pz.Jag.Abt (батальон самоходных истребителей танков), вооруженного легкими САУ Panzerjaeger I. («Ста Эмиль»).

Тактико-технические характеристики немецкой САУ «Sturer Emil»

  • вес — 35 тонн (полный боекомплект).
  • вооружение — 128-мм нарезная пушка Pak 40 L/61.
  • боекомплект – 15 снарядов.
  • дополнительное вооружение — 1 курсовой пулемет 7,92 мм MG-34.
  • бронирование — стальное, катаное.
  • двигатель — V6 цилиндровый, бензиновый Maybach HL 116 (300 л.с.).
  • скорость — 18 км/ч (максимальная).
  • экипаж — 5 человек.
  • выпущено — 2 боевых испытания, оба участвовали в боях.
  • примерная стоимость — 190 000 рейхсмарок за САУ.

Германия, боевые овцы, овцы макс, овцы мориц
Немецкая самоходка «Sturer Emil» с обозначением танков на стволе.

Одна самоходка была уничтожена в бою, а другая была захвачена Красной Армией под Сталинградом в январе 1943 года. На ее орудии были следы 22 уничтоженных советских машин. Эта машина демонстрировалась в 1943 и 1944 годах на выставке трофейного оружия, а сейчас экспонируется в Кубинском НИИ БТТ.

боевые пробные овцы, немецкая самоходка, немецкие овцы
В середине 1942 года самоходки прошли боевые испытания на Восточном фронте, действуя в составе 521-го Pz.Jag.Abt

Оценка самоходки по результатам испытаний была неоднозначной. С одной стороны, его мощная 128-мм пушка легко пробивала броню любого советского танка. С другой стороны, машина была тихоходной, шасси было перегружено, большой проблемой был ремонт двигателя (он располагался прямо под днищем орудия), орудие имело очень ограниченные углы наводки, а боекомплект составлял всего 18 выстрелов. (по другим данным — 15 выстрелов). Вполне естественно, что в серию машина не пошла.

Из доклада командира тяжелого противотанкового дивизиона: Самоходки Штурер Эмиль уверенно уничтожают советские танки с дистанций 1 и 1,2 км, но только если позиция скрыта. Самоходке сильно не хватает маневренности (из-за маломощного двигателя), слишком ограничен боекомплект. Передний бампер вполне сносный, но с фланга и кормы машина очень уязвима.

Низкая скорострельность орудия и малый угол горизонтальной наводки сильно затрудняют его действия на поле боя.

В результате — донесение немецкого командующего и выявленные недостатки САУ — запуск в серию прекратился. Приоритет отдавался другим моделям, но самоходка «Sturer Emil» останется в истории как одна из первых моделей со столь мощным орудием.

В то же время заговорили о «чудо-оружии», способном изменить весь ход войны. Подобные слухи официально стали немецкой пропагандой, обещавшей народу Германии быстрое изменение положения на фронтах. При этом достаточно эффективных глобальных разработок (ядерных вооружений и их аналогов) в завершающей фазе готовности в Германии не было.

Поэтому руководство империи было вынуждено завладеть всеми значимыми военно-инженерными проектами, которые своей оригинальностью и необычностью, наряду с оборонительными возможностями, могли выполнять еще и психологические функции, внушая людям мысли о силе и могуществе государства, что в состоянии сделать такое сложное оборудование. Именно в подобной ситуации создавался и запускался в серию тяжелый истребитель танков — САУ «Ягдтигр». Jagdtiger стал самым тяжелым образцом серийной бронемашины времен Второй мировой войны.

Преимущества САУ

На сегодняшний день PzH 2000 является одной из самых совершенных в мире конструкций самоходных орудий, сочетающей в себе живучесть, подвижность, дальность и высокую скорострельность с разнообразными современными боеприпасами. Немецкая установка превосходит по дальности стрельбы американскую М109 и британскую AS-90 — популярные в НАТО установки имеют устаревший формат длины ствола 39 калибров, а PzH 2000 использует ствол 52 калибра.

Несмотря на то, что PzH 2000 не имеет полноценного автомата заряжания, борт для полуавтоматического заряжания снаряда позволяет добиться более высокой скорострельности по сравнению с САУ, где заряжающие вводят снаряд вручную в болт.

Противотанковое орудие Pak 44

В том же 1943 году немецкие специалисты в новой попытке создать Вундерваффе — «чудо-оружие» взялись за еще более мощную противотанковую пушку на базе 12,8 cm Flak 40. Работы велись фирмами Krupp и Rheinmetall — Borsig, которые представили свои прототипы на испытания. Они имели укороченный по сравнению с зенитками ствол (55 калибра против 61) и дульный тормоз типа Солтристер для уменьшения отдачи.

противотанковая пушка, Pak 44, чудо-оружие
128-мм противотанковая пушка Krupp Pak 44 в транспортном (вверху) и боевом (внизу) положениях

Так как установить такую ​​тяжелую бочку на существующие вагоны не представлялось возможным, для перевозки прототипа Rheinmetall фирма Meiland, специализирующаяся на выпуске прицепов, спроектировала специальный трехосный вагон с двумя парами колес впереди и один сзади.

При переводе в боевое положение передние колеса поднимались, а задние снимались, а орудие подвешивалось на крестообразных опорах. Но при этом сохранялся высокий профиль орудия, что делало орудие крайне заметным на местности. Для защиты расчета предусматривался броневой щит.

Прототип орудия Круппа устанавливался на специально сконструированный крестообразный лафет, аналогичный лафету 88-мм зенитки Flak 36/37, что обеспечивало круговой обстрел и угол вертикальной наводки от -8° до +45°. В походном положении Pak 44 буксировался на 4-х колесах с резиновыми шинами, благодаря чему его можно было буксировать по шоссе со скоростью до 35 км/ч.

По результатам испытаний было принято решение использовать изделие «Крупп». Производство 128-мм противотанковой пушки, получившей обозначение Pak 44 L/55, началось в декабре 1943 года, и к марту следующего года было изготовлено 18 таких орудий.

Благодаря очень солидному калибру Pak 44 оказалась единственным немецким противотанковым орудием с раздельной гильзой. Однако благодаря полуавтоматическому затвору скорострельность орудия составляла 5 выстр/мин. Стрельба велась бронебойными (Pzgr.43) и осколочно-фугасными гранатами (Sprgr. L/4.5). Орудие могло поразить любой советский, американский или британский танк на дистанциях, превышающих их досягаемость.

Бронебойный снаряд на дальности 500 м пробивал броню толщиной 217 мм, на дальностях 1000 и 1500 м — 200 и 187 мм соответственно. Большая масса снаряда при попадании в танк в 90% случаев гарантировала выход из строя даже без пробития брони. Однако у этого «молота Тора» были и недостатки — при массе пушки в 10 тонн его могли буксировать лишь 12- или 18-тонные полугусеничные тягачи, которых было немного. Кроме того, из-за большого размера Pak 44 его было трудно замаскировать.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector