Самый популярный советский танк Второй Мировой войны Т-34

Военная техника

Серийные модификации танка Т-34:

  • Т-34 образца 1940 года — первый серийный вариант. Корпус и башня сварные, с большими углами наклона бронелистов. На часть танков устанавливались литые башни. Боевая масса 26,8 т. Габариты 5920×3000×2400 мм. Вооружение: 76-мм пушка Л-11, два пулемета ДТ; Боекомплект 77 патронов и 2898 выстрелов. Экипаж 4 человека. На часть танков выпуска 1941 года устанавливались 76-мм пушки Ф-34.
  • Т-34 обр. 1941 г. — новые люки механика-водителя и башни, бронекорпус курсового пулемета, гусеница шириной 500 мм, ряд других мелких изменений. Опорные катки на частях танков не имели резиновых бандажей. Ряд автомобилей выпускался с карбюраторным двигателем М-17. На несколько десятков танков была установлена ​​57-мм пушка ЗИС-4. Боевая масса 28,5 тонны.
  • Т-34 образца 1942 г. — башня увеличенного размера с двумя круглыми люками, пятиступенчатая коробка передач. Изменения коснулись систем двигателя. На часть танков устанавливалась штампованная башня. Танки выпуска 1943 года оснащались башенной башенкой.

Общий вид танка Т-34 обр. 1940, 1941, 1943 гг
Общий вид танка Т-34 обр. 1940, 1941, 1943 гг

На 22 июня 1941 года было выпущено 1225 танков Т-34. В танковой дивизии по штату должно быть 210 танков этого типа. Однако реально в Киевском Особом военном округе было 694 единицы, в Западном — 268, в Прибалтийском — 108 единиц.

По своим основным ТТХ Т-34 превосходили все типы танков Вермахта. Но отсутствие необходимого количества подготовленных экипажей, конструктивные недостатки (небольшой ресурс двигателя, низкая надежность коробки передач, плохая аппаратура наблюдения, теснота боевого пространства, неудачное размещение боекомплекта и т.д.), а также ряд объективных причин, связанных к развитию событий на советско-германском фронте летом 1941 г., привели к тому, что почти все эти танки были потеряны в первые два месяца войны.

В дальнейшем Т-34 с 76-мм пушкой применялись на всех фронтах и ​​участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны вплоть до штурма Берлина. При этом численность танковых бригад неуклонно увеличивалась.

В 1941 г в смешанной танковой бригаде было 16 танков Т-34, в 1942 г количество увеличилось до 32. С ноября 1943 г бригады стали однородными — теперь в них было 65 Т-34, а танки других марок были выведены. Помимо доработок, которые постоянно проводятся заводами-изготовителями, были предприняты и некоторые меры по совершенствованию боевых машин силами войск. Наиболее известно усиление брони корпуса и башни путем приваривания дополнительных бронелистов. Подобные мероприятия обычно проводились на фронтовых ремонтных предприятиях, в частности на заводе № 27 в Ленинграде.

Наиболее известно усиление брони корпуса и башни путем приваривания дополнительных бронелистов. Подобные мероприятия обычно проводились на фронтовых ремонтных предприятиях, в частности на заводе № 27 в Ленинграде. Танки Т-34 находились на вооружении Советской Армии до конца 40-х годов. Т-34 получили Войско Польское (118 единиц), Чехословацкий корпус и NOAJ.

На базе Т-34 выпускались самоходно-артиллерийские установки, командирские танки, мостовые бригады, тральщики, огнеметные танки, БРЭМ и другие специальные машины. * В октябре 1941 г завод № 183 ХПЗ был эвакуирован в Нижний Тагил с сохранением прежнего номера.

Общий вид танка образца 1942 г
Общий вид танка образца 1942 г

Единственный минус танка

Наконец, следует рассмотреть единственное слабое место 34 122. Тем не менее, танк не мог быть идеальным в силу определенных требований к конструкции. В итоге надо учитывать слабую броню в 2-х местах.

Крыша — 20 мм;

Низ 15 мм.

Сразу видно, где можно повредить тяжелую боевую единицу. Конечно, сделать это по-прежнему непросто, но отдельным бойцам удалось подобраться достаточно близко. По этой причине все же учитывалась слабость самоходной установки, поэтому для ее поддержки обычно выделялись мотострелковые роты. Не самый известный танк Т-34 122
0 Танк 34 122 — отличный образец боевой единицы, способной штурмовать любое оборонительное сооружение. Да, серийное производство не состоялось, но проект оказался одним из самых удачных. Так что в рядах Красной Армии нам все же удалось увидеть несколько машин.

Минус самоходной установки

На первый взгляд, танк с башней 34 122 уступает самоходке, поэтому от него следует отказаться. Однако он оказался самой важной боевой единицей по важной причине. Отсутствие башни не позволяет вести огонь по всем направлениям, поэтому экипажу приходится выполнять сложные маневры.

Практика показала, как после окончания Второй мировой войны турецкие власти пытались принять на вооружение именно такую ​​самоходную установку. Однако танк разочаровал их необходимостью разворота на 180 градусов при движении противника. В результате 34 122 сразу потеряли скорость, что привело к ухудшению маневренности.

Не самый известный танк Т-34 122

Основные характеристики Т 34 122

После окончательного выпуска первой модели танк сразу заинтересовал параметрами. Легкая база гусеницы от 34 давала приличную скорость, но над ней была толстая броневая броня, достигавшая 6 см толщины. Причем отличительной чертой стала не она, а тяжелое вооружение, позволявшее расправляться с самым серьезным противником.

  • Вес — 30 тонн;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Броня 45-60 мм;
  • Мощность двигателя — 500 л.с

Данные показывают, что машина сохранила приличную скорость, хотя и немного замедлилась из-за возросшего веса бронемашины. Тем не менее Т 34 122 имел хорошую осадку, чтобы экипаж мог в нужный момент сменить позицию. Следовательно, бороться с такой самоходкой было непросто, особенно если учесть вооружение, которое она несла.

Т 34 122

Основные характеристики Т 34 122

После окончательного выпуска первой модели танк сразу заинтересовал параметрами. Легкая база гусеницы от 34 давала приличную скорость, но над ней была толстая броневая броня, достигавшая 6 см толщины. Причем отличительной чертой стала не она, а тяжелое вооружение, позволявшее расправляться с самым серьезным противником.

  • Вес — 30 тонн;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Броня 45-60 мм;
  • Мощность двигателя — 500 л.с

Данные показывают, что машина сохранила приличную скорость, хотя и немного замедлилась из-за возросшего веса бронемашины. Тем не менее Т 34 122 имел хорошую осадку, чтобы экипаж мог в нужный момент сменить позицию. Следовательно, бороться с такой самоходкой было непросто, особенно если учесть вооружение, которое она несла. Не самый известный танк Т-34 122

Новый танк Т-43

Вернулись к проекту с новым танком только во второй половине 1942 года. Легенда гласит, что однажды А.Морозову лично позвонил верховный главнокомандующий — И.Сталин, и сказал в своей обычной манере: «есть мнение что теперь пора начинать работать над новыми танками», — поторопился конструктор. К мнению вождя всех людей было принято относиться как к приказу, и соответственно работа закипела с удвоенной энергией.

экспериментальный танк Т-43/76, Т-34/76, танки ВОВ, танки ВОВ
Опытный танк Т-43 с 75-мм пушкой. Видна ходовая часть, заимствованная у Т-34, трехместная литая башня с удлиненным погоном и низкопрофильная командирская башенка

Новый танк, получивший индекс Т-43, в основном сохранил форму корпуса, двигателя, коробки передач и орудия своего предшественника. До 80% деталей стыковались с «тридцатьчетверкой». Главным отличием была усиленная броня. Толщина броневых частей корпуса составляла 75 мм, башни – до 90 мм. Корпус упрощен для улучшения условий автоматической сварки.

С носового листа убрали пулемет в шаровой установке, а люк механика-водителя перенесли на правый борт. Слева, в носовой части корпуса, в бронерубке помещался топливный бак (бортовые баки сняты с надгусеничных полок). Для обеспечения экипажу необходимого внутреннего пространства и экономии веса конструкторы впервые применили на среднем танке торсионную подвеску опорных катков. Она была намного компактнее и легче, чем свеча зажигания с вертикальной пружиной.

Танк получил новую увеличенную трехместную литую башню с командирской башенкой и погоном диаметром 1600 мм. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) практически не изменилось — двигатель и коробка передач устанавливались так же, как и на Т-34, за исключением новой 5-ступенчатой ​​коробки передач (трансмиссии).

Однако из-за возросшей массы были снижены максимальная скорость и пропускная способность. В результате Т-43 имел боевую массу 34,1 т, 76-мм пушку Ф-34, два пулемета ДТ, двигатель В-2 мощностью 500 л.с., удельную мощность 14,65 л.с./ч, броня – 75 мм (расположена под углами 54 градуса и 52 градуса), экипаж – четыре человека, максимальная скорость – 48,3 км/ч.

С марта 1943 года опытные образцы Т-43 прошли различные испытания, в том числе фронтовые (в составе «Особой танковой роты 100») и ходовые (на 3 тысячи километров). Башня, как наиболее сложный узел нового танка, была испытана, также с использованием двух «вождений-лабораторий» — модифицированных под установку башни Т-43 корпуса «тридцатьчетверки».

экспериментальный танк Т-43/76, Т-34/76, пушка Т-43, танки Второй мировой войны
Средний танк Т-34 с 85 мм — Т-34/85

Примерно в это же время (февраль-март 1943 г.) началась лихорадочная деятельность по переоснащению советских танков более мощными артиллерийскими системами, инициированная неутешительными результатами испытательных стрельб захваченного на Тихвинском фронте нового немецкого тяжелого танка PzKpfw VI «Тигр».

Его броня (толщиной 100 мм) не пробивалась танковыми и противотанковыми средствами, состоящими на вооружении Красной Армии. Для исправления ситуации была предпринята попытка установить в башне Т-43 85-мм орудие Д-5Т при условии размещения в ней не трех, а двух членов экипажа. Однако сделать это в строго оговоренные сроки — до 5 июля 1943 г. (из-за отсутствия 85-мм орудия) не удалось).

Тем не менее, 15 июля, в разгар боев на Курской дуге, приказом ГКО танк Т-43 (эталонный) был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии, а до разработки 85- танковая пушка вооружена 76-мм пушкой Ф-34М!. А на заводе №183 началась подготовка к серийному производству. Первые десять Т-43 предполагалось изготовить к концу августа 1943 года, но выпуск этой серии и вообще подготовка серийного производства Т-43 вскоре были остановлены приказом И. Сталина. Что случилось?

Дело в том, что переход заводов на выпуск нового танка, хотя и имевшего много общего с Т-34, неизбежно привел бы к уменьшению объемов производства, а это считалось неприемлемым накануне запланированного крупномасштабные наступательные операции. В своих воспоминаниях А. Морозов цитирует замечание Сталина о Т-43: «Товарищ Морозов, вы сделали очень хорошую машину. Но сегодня у нас уже есть хорошая машина — Т-34.

Наша задача сейчас не в создании новых танков, а в улучшении боевых качеств Т-34, в увеличении их производства…». Кроме того, после Курской битвы возникла острая необходимость вооружить советские танки более мощное орудие, чем 76-мм пушка.Однако, если ранее единственным возможным кандидатом на оснащение среднего танка 85-мм пушкой был Т-43, то после испытаний «вождения-лаборатории» из корпуса Т-34 и башне Т-43 (с погоном 1600 мм) стало ясно, что у Т-43 появился серьезный конкурент.

На самом деле никто не может сомневаться в том, что проще и быстрее освоить только новую башню в серии, а не целого танка.В результате была разработана модифицированная «тридцатьчетверка» — Т-34/85 с 85-мм пушкой, и постановлением ГКО № 5020 от 23 января 1944 г принята на вооружение, а производство Т-43, как было сказано выше, было прекращено. Тем не менее, опытные работы по Т-43 некоторое время продолжались — так в 1944 г был построен еще один опытный Т-43 с улучшенным вооружением — 85-мм пушкой Д-5 в новая турель.

экспериментальный танк Т-43/76, Т-34/76, пушка Т-43, танки Второй мировой войны
Опытный танк Т-44 с 85-мм пушкой Д-5Т. Над люком механика-водителя видна прямоугольная турель со смотровым люком

После провала проекта Т-43, являющегося по сути глубокой модернизацией Т-34, А. Морозову стало ясно, что конструкция новой машины должна иметь значительные резервы для ее дальнейшего развития, совершенствования ее Компоновка может стать основой для создания более совершенного танка.

А. Морозов считал, что значительно увеличить пространство боевого отделения можно за счет отказа от размещения двигателя и коробки передач в корме нового танка или за счет более тесного расположения двигательной установки и отделения в целом. Еще весной 1943 г группа МТО КБ-520 предложила схему герметизации конструкции танка Т-34 путем размещения двигателя над силовым отделением (справедливости ради надо отметить, что такой вариант расположения двигателя был предложен Кошкиным в 1940 году для танка Т-34М).

Создание нового танка активно поддерживал нарком НКТП В.Малышев, благодаря чему был открыт заказ на постройку, но также были установлены жесткие сроки готовности заводских испытаний (их предполагалось провести не позднее 10 января 1944 г).

Конструкторы В. Волков, М. Кизин, М. Набутовский, М. Таршинов, Н. Чистяков взялись за проектирование нового танка под непосредственным руководством А. Морозова. Танк получил индекс Т-44 и был рассчитан на установку пушек калибром от 85 до 122 мм. А. Морозов неоднократно подчеркивал, что Т-44 должен быть машиной совершенно нового типа, так как он должен был оставаться средним по массе, а по вооружению и бронированию соответствовать тяжелым танкам того времени.

На новой машине было использовано не только поперечное расположение двигателя, но и ряд других технических новшеств, которые, внедряясь по отдельности, на разных танках, не дали бы ощутимого эффекта, но в совокупности сделали конструкцию Т -44 так, что на десятилетия определили развитие отечественной бронетехники.

Первый опытный образец Т-44 был готов досрочно — к 1 января 1944 года. Его испытания также прошли в январе и в целом завершились успешно. За период испытаний танк прошел более 1100 км без серьезных повреждений. Обстрел бронекорпуса из трофейной немецкой противотанковой пушки PaK 40 калибра 75 мм показал, что ее передняя часть пробивает не с дистанций более 300 м, а с дистанций более 700 м и снарядами из 88 мм пушка танка PzKpfw VI «Тигр». Тем не менее было решено увеличить толщину бортовой брони до 75 мм, а башни до 90 мм.

экспериментальный танк Т-43/76, Т-34/76, пушка Т-43, танки Второй мировой войны
Опытный танк Т-44 со 122-мм пушкой Д-25 с увеличенной башней. Видимый купол водителя
экспериментальный танк Т-43/76, Т-34/76, пушка Т-43, танки Второй мировой войны
Опытный танк Т-44 с 85-мм пушкой Д-5Т

В феврале 1944 года были изготовлены два опытных Т-44, вооруженных соответственно 85-мм пушкой Д-5Т и 122-мм пушкой Д-25Т-44 (танки с 85-мм пушкой должны были стать обычными — «линейными», а с 122-мм орудие — танки артиллерийского усиления), отличавшиеся размерами и конфигурацией башен. Они прошли испытания вместе с Т-34 и трофейным танком PzKpfw V Panther в феврале-марте 1944 года и еще раз продемонстрировали надежность своих механизмов и узлов.

Т-44 был легче обеих этих моделей, а лобовая бронезащита была не хуже, чем у «Пантеры», которая была скорее тяжелым танком, хотя и считалась в Германии средней. При этом вооружение Т-44 соответствовало уровню советского тяжелого танка ИС и немецкого «Тигра» и в дальнейшем могло быть дополнительно усилено новой башней.

серийный танк т-44, механик-водитель, танки с того света
Танки Т-44-122 и ТВ «Пантера» на сравнительных испытаниях

Ширина корпуса Т-44 была выбрана из расчета установки башни с радиусом обслуживания 1800 мм, длина была почти такой же, как длина корпуса Т-34, а высота была максимально уменьшена и составлял всего 830 мм в носу и 965 мм в корме. Верхний лобовой лист корпуса располагался под углом 60 градусов. Оставили большие надгусеничные ниши — борта корпуса стали вертикальными. В результате смещения башни назад на полотно башни освободилось место для отделения механика-водителя, где он и разместился.

Это обеспечивало водителю отличный обзор в «походном» положении, соответственно улучшалась управляемость. Попутно избавились и от заливания механика-водителя водой при движении по броду, как это было на Т-34 (для улучшения обзора механикам-водителям Т-34 обычно приходилось маршировать с открытым люком). На первых опытных машинах над передним сиденьем водителя была сделана прямоугольная башня, имевшая смотровой люк.

Но позже на серийных машинах от него отказались, а для механика оставили лишь небольшую смотровую щель в лобовом листе, закрытую триплексом, и перископ на крыше корпуса.

Наводчик-радист был уволен из экипажа, так как стрельба из курсового пулемета из-за плохой видимости была малоэффективной, а передача радиосообщений через члена экипажа снижала эффективность связи. Функции радиста передали командиру, а вместо радиста поставили топливный бак и разместили боекомплект к орудию. Следовательно, в шаровой установке исчез и курсовой пулемет. Правда, на части танков Т-44 выпуска после 1945 г снова был установлен курсовой пулемет, но жестко закрепленный в лобовом листе, справа от механика-водителя, который вел из него огонь.

Как было сказано выше, для увеличения объема боевого отделения и возможности установки башни с диаметром погона до 1800 мм (против 1580 мм у Т-34/85) длина МТО была значительно уменьшен (за счет установки двигателя над корпусом — параллельно КПП, а также более рационального и близкого размещения агрегатов). Это позволило добиться габаритов боевого отделения, допускавших возможность установки вооружения калибром до 122 мм включительно, а также сдвинуть башню назад так, чтобы ось вращения практически совпадала с центром боевого отделения корпус. Здесь угловые колебания машины были наименьшими.

В результате была повышена точность стрельбы из танковой пушки и снижена утомляемость экипажа. Также было меньше шансов воткнуть длинный ствол в землю при движении по пересеченной местности (военные вообще периодически требовали от конструкторов, чтобы орудие не выходило за габариты корпуса). Большая часть боекомплекта — 44 выстрела — размещалась в специальной стеллаже, в передней части с правой стороны корпуса. Еще 16 выстрелов разместили в башне (12 — в кормовой нише, 4 — по правому борту), а последние пять — по левому борту корпуса. Пулеметные диски также находились в корпусе.

установленная на Т-44 122-мм пушка Д-25Т-44 существенно отличалась от обычной Д-25-Т, имевшей раздельное заряжание (снаряд и метательный заряд загружались в нее раздельно). Во-первых, на Д-25Т-44 была несколько уменьшена длина ствола, а во-вторых, для него был разработан специальный агрегатный выстрел с уменьшенным примерно на 3% пороховым зарядом. Считалось, что это повысит скорострельность орудия в танке.

Первые испытания Т-44 со 122-мм пушкой прошли в феврале-марте 1944 года, но закончились неудачно: пушка вышла из строя и была возвращена на завод. В апреле испытания возобновили, но оказалось, что добиться увеличения скорострельности за счет агрегатного заряжания не удалось. Наоборот, большая масса и размер одиночного выстрела сильно усложняли работу экипажа.

Зарядить орудие было очень сложно из-за низкой посадки и недостаточного «заднего отрезка» даже в башне с погоном 1800 мм. При раздельном заряжании скорострельность составляла всего 1 выстр/мин. Кроме того, боекомплект в 24 122-мм выстрела был совершенно недостаточен для среднего танка и возложенных на него задач.

Планировалась установка на Т-44 двигателя В-2-44 мощностью 520 л.с. (модифицированный дизель В-2ИС), оснащенный улучшенной топливной аппаратурой. Водяной и масляный радиаторы располагались горизонтально, под крышей МТО, в равномерном потоке воздуха. Крыша МТО откидывается вместе с радиаторами, что дает хороший доступ как к двигателю, так и к оборудованию, а также ко всем элементам трансмиссии. Двигатель питался от трех топливных баков общей емкостью 420 литров, расположенных в специальных отсеках в моторном отсеке.

Высоту МТО дополнительно уменьшили за счет переноса воздухоочистителя (нового типа) из развала цилиндров двигателя в сторону. Вместо вентилятора на Т-34, выделявшемся габаритами картера, поставили компактный маховик. Это позволило установить двигатель на низкой, жесткой, но легкой раме двигателя. В результате высота корпуса по сравнению с Т-34/85 уменьшилась на 300 мм.

Механическая силовая передача состояла из гитары, главного фрикциона, пятиступенчатой ​​коробки передач, бортовых фрикционов с ленточными тормозами и бортовой передачи. За исключением гитары и коробки передач, все агрегаты были такими же, как на Т-34.

Шасси имело уже опробованную на Т-43 торсионную подвеску, но гусеницы новой машины остались такими же, как и на Т-34, кстати, «сорокчетвёрка» стала последним советским средним танком с зубчатой ​​гусеницей.

Как уже было сказано, в результате испытаний выяснилось, что пушка калибра 122 мм Т-44 не подходит по ряду причин. Поэтому третий прототип Т-44 позже был оснащен 85-мм пушкой ЗИС-С-53, принятой для Т-34/85 (вместо 122-мм пушки Д-25-44), а после получил улучшенную коробку передач , прошел испытания в марте 1944 года.

В июне 1944 года были изготовлены следующие два экземпляра Т-44 (эталонный) с двигателем В-2-34М и пушкой ЗИС-С-53, в основном повторявшие конструкцию февральских машин, несколько отличаясь от них по некоторые детали . И вот в августе 1944 года «улучшенный» Т-44А был готов. Новый танк получил цельнолитую башню с «улучшенной» защитой (толщина поддона 110 мм, борта — 80 мм), броню в лобовой части корпуса, увеличенную до 90 мм, и планетарную трансмиссию.

Производство Т-44 планировалось наладить в освобожденном 23 августа 1943 года Харькове на территории ХПЗ, имевшей относительно небольшие повреждения и которую, по мнению НКТБ, можно было восстановить в кратчайшие сроки. В соответствии с постановлением Комитета национальной обороны здесь был организован танковый завод № 75 с задачей выпускать до 300 танков Т-44 в месяц.

Эвакуированный из Харькова завод №183 в Нижнем Тагиле продолжил налаженное производство Т-34/85. Для этого на территорию ХПЗ из Кирова был реэвакуирован завод № 38 с оборудованием и личным составом, включая КБ, под руководством создателя САУ СУ-76 М. Щукина.

серийный танк т-44, механик-водитель, танки с того света
Серийный танк Т-44. Отличия от опытной машины хорошо видны — гладкий лобовой лист с небольшим местом водителя, пушка ЗИС-С-53 в новой маске, иная форма башни. На башне, гусенице и катках хорошо виден круглый люк механика-водителя — аналогично Т-34

В сентябре начались работы по сборке первой серии Т-44А в Харькове. Производство компонентов танка осуществлялось на месте, но корпуса и башни шли с УВЗ, а дизели с ЧКЗ, что, естественно, вызывало постоянные задержки. В ноябре 1944 года со складов Харьковского завода сошли первые пять танков Т-44А, а в декабре еще 20, которые были отправлены в танковые училища. С начала 1945 года производство танков Т-44А, осуществляемое в Харькове под названием «Т-44 первой серии», было в значительной степени отлажено и шло нарастающими темпами.

Тем временем А. Морозов в Нижнем Тагиле продолжал совершенствовать Т-44. Для повышения снарядостойкости лобового листа корпуса была полностью ликвидирована выступающая боевая рубка, одновременно внесены изменения в технологию производства. Опытный танк, получивший название Т-44Б, был достроен 20 ноября 1944 года.

Помимо монолитного лобового листа, он получил усиленное днище, новую двигательную установку В-2-44 с системой охлаждения и энергоснабжения, а также Пушка ЗИС-С-53 с увеличенным боекомплектом. Незадолго до Нового 1945 года танк отправили в Кубинку (Испытательный бронетанковый полигон), где он прошел государственные испытания.

серийный танк т-44, механик-водитель, танки с того света
Танк Т-44Б

1 марта в Харькове началось серийное производство (Т-44 «валовой серии» или Т-44Б). По плану НКТП к концу 1945 года должно было быть изготовлено 850 штук Т-44Б при общем заказе 1200 штук. По некоторым данным, до конца войны в Европе было выпущено 190 машин, но в боевых действиях они не участвовали, так как по-прежнему считались «ограниченно пригодными» (МП, торсионные мосты, бортовые редукторы работали ненадежно).

До конца мая Т-44 передавали только в учебные части, и только в июне первая партия новых танков была отправлена ​​в войска, а в августе танк, оснащенный новыми машинами, отправился на Дальний Восток для соединения армия. Однако они не участвовали в матчах.

Всего в 1945 году завод № 75 выпустил 880 танков Т-44Б, но к концу 1945 года было принято решение прекратить как работы по этому танку, так и серийное производство. Однако ограниченное производство Т-44Б продолжалось до 1946 года, когда было собрано 718 танков. Таким образом, всего за 1944-1946 годы был выпущен 1631 танк (в том числе 8 опытных на заводе № 183 в Нижнем Тагиле).

Он так и не был запущен в серию и остался только в уже подготовленных к производству опытных образцах Т-44Б, вооруженных 100-мм пушкой. Разработка этой машины была вызвана появлением в конце войны немецких танков и САУ со значительно улучшенной бронезащитой. Для уверенной борьбы с ними уже не хватало мощности 85-мм орудия, которым были вооружены советские средние танки. В 1945 году были построены два опытных танка Т-44-100 с пушкой ЛБ-1 (Лаврентий Берия, который в то время был заместителем председателя Комитета национальной обороны и отвечал за вооружение).

Борта и ходовая часть танка прикрывались противокумулятивными стальными экранами толщиной 6 мм. Масса танка достигла 34 т, то есть увеличилась на 3 т по сравнению с серийным Т-44. Для борьбы с низколетящими самолетами на башне над люком заряжающего был установлен зенитный пулемет — ДШК. Боекомплект пушки составлял 36 выстрелов. Испытания танка в целом прошли успешно, хотя военных смущало наличие дульного тормоза на стволе орудия, а также снижение маневренности Т-44-100.

В результате Т-44-100 не был допущен к госиспытаниям, а работы по нему прекращены. Это было связано не только с присущими им конструктивными недостатками и окончанием боевых действий. Основная причина заключалась в том, что в 1945 году уже был готов проект нового среднего танка с таким же мощным вооружением, но превосходящим Т-44-100 по всем остальным параметрам. Этим танком стал будущий Т-54.

Читайте также: Самые большие пушки мира — топ-10, фото и видео наиболее мощных, дальнобойных и знаменитых артиллерийских орудий всех эпох

Вооружение танка Т-34 122

Мощный танк потерял часть собственных ходовых качеств, но обзавелся серьезным вооружением. Он стал лучшей опорой для Красной Армии, хотя широкого распространения модель не получила. Массовое производство оказалось ограниченным, но даже несколько боевых единиц повлияли на исход некоторых боев.

  • 122-мм гаубица;
  • 2 пулемета 7,62 мм.

Вроде ничего особенного конструкторы не выбирали, но такое название 34 122 получил не просто так. За счет собственной гаубицы он превратился в настоящий штурмовой танк, который беспрепятственно пробирался сквозь блокирующие скандалы немецких войск. При этом в ближнем бою пулеметы отлично справлялись со своей ролью, позволяя вести огонь во всех направлениях.

т34-122

Пулеметы 7,62 – стандарт

Кроме того, установка на 34 122 пулемета не казалась чем-то неожиданным. Практически у всех САУ появилось именно это оружие, которое помогало справиться с мотострелковыми войсками. Именно на два пулемёта были отдельные стрелки, входившие в состав расчёта. Они быстро расправлялись с приближающимися солдатами, так что о тылах можно было не беспокоиться. Не самый известный танк Т-34 122
Мощные пулеметы многократно проверены в действии, а их калибр соответствовал всему автоматическому оружию Красной Армии. Из-за этого их патроны считались взаимозаменяемыми, хотя боеприпасы удивили даже профессионалов, привыкших сравнивать образцы времен Второй мировой войны с современностью.

Почему гаубица?

Историки вспоминают, что 122-мм гаубицы никогда не устанавливались на танки. Действительно, они считались слишком тяжелыми и стрелять из них на ходу было практически невозможно. Тем не менее, 34 122 обзавелись именно такой башней, став первым и последним образцом достижений разработчиков. Не самый известный танк Т-34 122
Выбор гаубицы был не случаен. Дело в том, что именно такое мощное оружие было необходимо для каждой последующей атаки. Экипаж из 5 человек сразу заменил целую роту солдат, которым нужно было на метры подобраться к противнику. После первых боевых действий одноместный танк отлично показал себя, показав, каково будущее Советского Союза.

Боезапас танка Т-34 122

Для обеспечения полной автономности машины на танке было установлено 5 ящиков со снарядами и патронами. Этого количества хватало для ведения длительного боя, поэтому специальные подразделения обеспечения не понадобились. Этот фактор также учитывался при разработке, ведь нехватка боеприпасов часто становилась проблемой для экипажа.

Теперь 34 122 беспрепятственно ушли на передовую, где он даже почти не нуждался в поддержке. Он свободно прошел через заграждения и пришел к противнику. При этом велся заградительный огонь, чтобы мотострелковые войска могли следовать за тяжелой техникой. Именно так проводились бои, характеризующиеся различными историческими отсылками.

т34-122

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector