Самые мощные беспилотники в мире: обзор с фото

Военная техника

Что сегодня могут армейские БПЛА

Основная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты и могут работать стрелками и корректировщиками. Размер одного из самых маленьких самолетов-разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину и весит 200 г. Он был принят на вооружение в 2008 г. Тогда он стоил 50 000 долларов.

Одна из модификаций - Wasp AE

Одна из модификаций — Wasp AE

Как минимум в 100 раз дороже гораздо более мощные юниты: те, что умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие по всему континенту), запускают ракеты и могут действовать как камикадзе — сбивают цель и подрывают себя и противника.

Израиль одним из первых применил беспилотники для самоподрыва. Их Harop (ходовые снаряды) были применены Азербайджаном в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Беспилотники или истребители?

В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, и находится за десятки, сотни и даже тысячи километров от самого БПЛА. В этом главное преимущество БПЛА перед самолетом с пилотом.

Основные преимущества беспилотников

  • Пилот не рискует своей жизнью, он не хочет умирать и не хочет попасть в плен. Государство не будет спасать своего гражданина из плена, что по политическим причинам может быть затруднительно и не всегда реально;
  • потерять дроны не так жалко, как истребители. Они почти в 20 раз дешевле настоящего истребителя: 5-6 миллионов долларов против 100 миллионов долларов за навороченный американский F-35. Это также должно увеличить стоимость обучения пилота высокого класса. В России подготовка летчика военного самолета стоит 3,4–7,8 млн долларов и занимает 7–12 лет. За навыки оператора дрона государство платит 200 тысяч долларов, и он учится год;
  • Экономия энергии и топлива. БПЛА средней высоты может находиться в воздухе очень долго — более суток. Дроны с турбореактивными двигателями потребляют относительно мало топлива на скорости ниже 200 км/ч. Им требуется больше времени, чтобы добраться до нужного места, чем бойцу, но они разведывают все тщательнее, чем он.

Однако некоторые военные эксперты уверены, что час беспилотников еще не пробил, и БПЛА эффективны только против стран, у которых практически нет ВВС и ПВО, либо существующие системы обнаружения давно устарели.

Основные недостатки беспилотников

  • БПЛА не могут принимать решения самостоятельно, они полностью зависят от человека. Более того, оператор может просто не увидеть опасности, которая грозит дрону. Он получает изображение с камеры на носу аппарата или под фюзеляжем, что ограничивает дальность обзора. С другой стороны, живой пилот лично оценивает опасность и мгновенно реагирует;
  • БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, способные поглощать лучи радаров, чтобы беспилотник был максимально незаметен для систем ПВО;
  • Не каждый дрон может поднять тяжелый груз. На большинство моделей, например, нельзя повесить мощные бомбы;
  • К недостаткам дронов также можно отнести слабую автоматизацию, неавтономность и малую скорость. Медленную цель поразить гораздо легче, чем быструю. Даже плохая погода может стать препятствием для полета.

ZALA 421-04M

ZALA 421-04M — российский беспилотный летательный аппарат марки ZALA, предназначенный для наблюдения за подстилающей поверхностью в широком диапазоне погодных условий (включая труднопроходимую местность и водную поверхность), определения степени поражения, обнаружения взрывных устройств, сброса малых грузов, пограничный контроль, обнаружение разливов нефти, проверка состояния линий электропередач и трубопроводов, розыск и установление лиц.

Беспилотники армии США

Одним из основных поставщиков БПЛА как гражданского, так и военного назначения в США является компания AeroVironment. Семейство БПЛА включает модели Wasp (Оса), Raven (Ворон) и Puma (Пума) в весовом диапазоне от 5,5 до 6,5 килограммов. Все устройства в полевых условиях переносятся в рюкзаке, собираются за считанные минуты и запускаются вручную.

БПЛА Wasp III («Оса») — имеет размах крыльев 73,5 см, весит 454 г и несет направленные вперед и вбок электронно-оптические цветные камеры плюс дополнительную модульную нагрузку из оптических или инфракрасных датчиков. Он имеет дальность действия до 5 км от передатчика и максимальное время нахождения в воздухе до 45 минут.

БПЛА Wasp III («Оса»)

БПЛА Wasp III («Оса»)

Летно-технические характеристики БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)

  • Размах крыла — 1,5 м
  • Вес — 1,7 кг
  • Скорость – 95 км/ч
  • Потолок — 5000 м
  • Дальность — 10 км
  • Тип двигателя — электрический
  • Длина — 96 см.
  • Продолжительность — полет 45.. 60 мин.

БПЛА Raven («Ворон»)

БПЛА Raven («Ворон»)

БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)

БПЛА RQ-11 Raven («Ворон»)

БПЛА Puma (

БПЛА Puma («Пума»)

БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») и MQ-9 Reaper («Жнец») — американские тяжелые беспилотные летательные аппараты производства General Atomics Aeronautical Systems, дочерней компании американской компании General Atomics. Подразделения состоят на вооружении ВВС США и армий стран НАТО. Активно использовались в Ираке и Афганистане, Сирии.

БПЛА MQ-1 Predator («Хищник»)

БПЛА MQ-1 Predator («Хищник»)

Летно-технические характеристики БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)

  • Потолок: 15 км
  • Автономность: 14 часов при полной зарядке
  • Дальность: 1900 км
  • Запас топлива: 1300 кг
  • Длина: 11 метров
  • Грузоподъемность: 1700 кг
  • Вес: 2223 кг (пустой); 4760 кг (максимальная)
  • Размах крыла: 20 м
  • Максимальная скорость: 400 км/ч
  • Крейсерская скорость: 250 км/ч
  • Двигатель: турбовинтовой Honeywell TP331-10, 670 кВт

БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)

БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец») БПЛА MQ-9 Reaper («Жнец»)

Конечно, в военной технике много беспилотных аппаратов, имеющих привычные нам очертания авиационной техники. Так что американский самолет Х-47В — это полноценный БПЛА.

X-47B — многоцелевой ударный БПЛА производства Northrop Grumman. Беспилотник способен взлетать и садиться, а также выполнять определенные задачи без участия оператора, используя возможности бортового компьютера.

Характеристики:

  • Экипаж: нет
  • Длина: 11,63 м
  • Крыло: 18,92 м
  • Высота: 3,10 м
  • Пустой вес: 6350 кг
  • Максимальный стартовый вес: 20 215 кг
  • Полезная нагрузка 2000 кг
  • Двигатель: 1 ТРД Pratt & Whitney F100-220
  • Тяга: 8074 кг (79,1 кН)
  • Максимальная скорость: «высокая дозвуковая» (990 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 0,45 Маха (535 км/ч)
  • Дальность: 3900 км
  • Практический потолок: 12 190 м

БПЛА X-47B дозаправляется в полете

БПЛА X-47B дозаправляется в полете

Как используют ударные дроны

Большинство разведывательных дронов способны выполнять ударные функции. Упомянутый «Орион» способен нести корректируемые и управляемые бомбы, а также ракеты класса «воздух-воздух», способные поражать воздушные цели. К аналогичному классу турецких беспилотников Bayraktar TB2 также относятся управляемые бомбы, дополняющие противотанковые ракеты UMTAS. Высокоточное вооружение позволяет беспилотнику атаковать цели с большого расстояния, снижая риск попадания БПЛА в зону действия средств ПВО противника.

Также в конструкции дронов используются стелс-технологии, позволяющие тяжелым БПЛА преодолевать ПВО противника. В США разработали беспилотник RQ-180, выполненный по схеме «летающее крыло», а в России создали С-70 «Охотник». В 2021 году выкатили С-70 с плоским соплом, что снижает радиолокационную заметность аппарата. «Охотник», который будет вооружен бомбами и ракетами, может стать ведомым истребителя пятого поколения Су-57.

Опыт конфликтов последних лет показал, что небольшие беспилотники, невидимые для большинства систем ПВО и трудно обнаруживаемые визуально, также могут эффективно поражать цели. Коммерческие квадрокоптеры, изначально не предназначенные для нанесения ударов, оснащены устройствами для сброса ручных гранат или реактивных гранатометов. Это делает беспилотник разумным средством поражения целей в укрытии.

В декабре появилось видео падения ручной гранаты с дрона. Оператор дрона отправил боеприпасы в вентиляционную трубу подземного укрытия противника. В ноябре на выставке Aeronet-2035 был представлен гексакоптер Loitering Kamikaze, который будет оснащен штатной системой сброса шести ручных гранат Ф-1. Кроме того, квадрокоптеры используются для перехвата дронов противника. В том же месяце на видео было показано попадание другого автомобиля в беспилотник во время спецоперации.

Характеристики многих БПЛА — военная тайна

Точно известны только те БПЛА, которые прошли официальные испытания. Информация о других засекречена. Как на самом деле появляются секретные машины в воздухе, пока никто, кроме самих разработчиков, не знает.

Например, Китай в настоящее время не ведет низкоуровневых или гибридных войн и не демонстрирует свои возможности в этой области, но в будущем способен серьезно изменить характер ведения боевых действий. Пока об истинном успехе большинства китайских БПЛА можно судить только по данным разведки или на примере немногочисленных моделей, экспортируемых. По опубликованным параметрам китайские беспилотники — идеальные машины. Правда, как и многое в Китае, они создавались «по мотивам» западных разработок.

В частности, на экспорт идут дешевые аналоги американского MQ-1 Predator MQ-9 Reaper, разведывательно-ударного СН-4. За половину стоимости американских прототипов покупателями CH-4A/B стали Алжир, Иордания, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия.

Преимущества

Можно выделить следующее:

  • выполнять полеты в различных метеоусловиях, сложных помехах (порывы ветра, восходящий или падающий воздушный поток, попадание БПЛА в воздушную яму, при среднем и сильном тумане, сильном дожде);
  • осуществлять воздушную разведку в труднодоступных и удаленных районах;
  • является надежным источником достоверной информации, достоверным исследованием объекта или предполагаемой территории, с которой исходит угроза;
  • позволяют предотвращать аварийные ситуации при регулярном мониторинге;
  • выявлять чрезвычайные ситуации (лесные пожары, горение торфяников) на ранних стадиях;
  • исключить риск для жизни и здоровья человека.

Беспилотный летательный аппарат предназначен для решения следующих задач:

  • беспилотный дистанционный мониторинг лесных массивов для выявления лесных пожаров;
  • контроль и передача данных о радиоактивном и химическом загрязнении местности и воздушного пространства в заданном районе;
  • техническая разведка местности с наводнениями, землетрясениями и другими стихийными бедствиями;
  • обнаружение и мониторинг заторов льда и речных паводков;
  • мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте- и газопроводов, линий электропередач и других объектов;
  • экологический мониторинг водоемов и береговой линии;
  • определение точных координат очагов ЧС и пострадавших объектов.

Мониторинг проводится днем ​​и ночью, при благоприятных и ограниченных погодных условиях. Вместе с этим беспилотный летательный аппарат обеспечивает поиск поврежденных (аварии) технических средств и пропавших без вести групп людей. Поиск осуществляется по заданному полетному заданию или по маршруту полета, который оперативно изменяется оператором. Он оснащен системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами.

В полете, как правило, управление беспилотным летательным аппаратом осуществляется автоматически с помощью бортового навигационно-управляющего комплекса, в состав которого входят:

  • спутниковый навигационный приемник, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС и GPS;
  • система инерциальных датчиков, определяющих ориентацию и параметры движения беспилотного летательного аппарата;
  • сенсорная система, измеряющая высоту и скорость полета;
  • различные типы антенн.

Бортовая система связи работает в разрешенном диапазоне радиочастот и обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт.

Однороторный дрон – беспилотный вертолет

Однороторные беспилотники по конструкции очень похожи на настоящие вертолеты. В отличие от многороторного дрона, однороторный дрон имеет один большой ведущий винт и небольшой хвостовой винт для управления курсом. Дроны с одним ротором намного эффективнее, чем версии с несколькими роторами. Они имеют большее время полета и даже могут быть оснащены двигателями внутреннего сгорания.

Простой роторный дрон

Простой роторный дрон

В аэродинамике чем меньше пропеллеров, тем меньше общее вращение объекта. И это главная причина, по которой квадрокоптеры (4 винта) более стабильны, чем октоптеры (8 винтов). В этом смысле однороторные дроны намного эффективнее многороторных.

Дизельный беспилотный вертолет Airbus VSR700

Дизельный беспилотный вертолет Airbus VSR700

Но есть и недостатки у однороторных дронов. Эти машины из-за более сложной конструкции имеют высокую себестоимость и эксплуатационные расходы. Они также требуют специальной подготовки управленческого персонала. Большие лопасти ротора опасны. Сообщалось о несчастных случаях со смертельным исходом от винта радиоуправляемого вертолета. Многороторные дроны, к примеру, ни разу не участвовали в авариях со смертельным исходом, хотя получить шрам на теле человека от пропеллера мультироторного дрона вполне возможно.

RHV-35

Конструкторское бюро «ВР-Технологии», входящее в состав ОАО «Вертолеты России», разработало уникальный конвертоплан с качающимися винтами. Проект реализуется в рамках ускоренной программы, принятой холдингом «Вертолеты России».

Российские вертолетчики провели испытания RHV-35 в инновационном центре «Сколково». Беспилотный летательный аппарат RHV-35 уже совершил свой первый полет.

Дозор-85

Дозор-85
Дозор-85 (Дозор-4) — разведывательный БПЛА. Разработан компанией «Транзас» и является основным агрегатом модельного ряда «Дозор». Серийно выпускается с 2007 года. Осенью 2008 года «Дозор-4» прошел недельные испытания на погранзаставе в Дагестане. После успешного выполнения задач (патрулирование в горах, поиск пропавшего БПЛА «Иркут») группе из 12 самолетов было приказано сформировать часть и провести основные испытания.

Гибридные дроны

Гибридные версии сочетают в себе преимущества моделей с неподвижным крылом, такие как более длительное время полета, с преимуществами винтовых моделей, способностями парня. Гибридные конструкции самолетов разрабатывались с 1960-х годов, но не имели большого успеха. Но с появлением датчиков нового поколения (гироскопов и акселерометров) гибридный дизайн обрел новое направление жизни и развития.

Гибридный пример. Квадрокоптер «Втол» с неподвижным крылом

Гибридный пример. Квадрокоптер «Втол» с неподвижным крылом

Пример планируемого гибрида. БПЛА

Пример планируемого гибрида. БПЛА «X PlusOne»

Гибридный дрон Zelator-28, разработанный компанией Airbus, может использоваться для доставки грузов и выполнения самых разных миссий. Для вертикального маневрирования беспилотник использует четыре Т-образных двигателя U11s с максимальной тягой 7,5 кг. А для горизонтального перемещения мощный Т-мотор У12 21х33 с винтовой системой с максимальной тягой 11 кг.

Пример планируемого гибрида. БПЛА Airbus «Зэлатор-28»

Пример планируемого гибрида. БПЛА Airbus «Зэлатор-28»

Copter Express

Коптер Экспресс
1 многороторный БПЛА вертолетного типа от Copter Express (COEX, Москва), в том числе Pelican и Klever, также известны пока в основном на гражданском рынке. Судя по имеющемуся портфелю, доставка грузов является одним из основных направлений, на которых компания планирует специализироваться.

Иркут-200

Иркут-200
Иркут-200 — российский беспилотный летательный аппарат дистанционного зондирования Земли. Предназначен для получения в режиме реального времени фото-, теле-, тепловизионных изображений местности. Он также может использоваться для доставки компактных грузов весом до 50 кг. Время полета до 12 часов, дальность до 200 километров.

Тахион

Тахион
Тахион — это небольшой беспилотный летательный аппарат.

Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки повреждений. Эффективен для аэрофотосъемки и видеозаписи на расстоянии. Может использоваться как ретранслятор связи.

Аппарат создан ООО «Ижмаш — Беспилотные системы» и представлен в 2012 году. В январе 2015 года начались государственные испытания модификации беспилотника, работающей на топливных элементах вместо аккумуляторов. В начале 2015 года беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Тахион» поступили на вооружение разведывательных подразделений Центрального военного округа (ЦВО). В начале 2016 года подразделения поступили на вооружение российской военной базы в Армении.

Беспилотный летательный аппарат выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления автопилотом, органов управления и силовой установки, бортовой энергосистемы, парашютной системы приземления и съемных блоков полезной нагрузки. Запущен с катапульты. Способ посадки — автоматический с парашютом.

Пчела́-1Т

Пчела-1Т
Пчела-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», пушечной артиллерией, ударными вертолетами в условиях огня и радиоэлектронного противодействия.

Типчак

Типчак
0 1К133 «Типчак» — комплекс для ведения воздушной разведки с дистанционно управляемым летательным аппаратом. Предназначен для ведения воздушной разведки и аэрофотосъемки местности на удалении до 40 км от наземного пункта управления.

Разработчик — КБ «Луч» (Рыбинск), позже — ОАО «Концерн «Вега»»

Сильнейшие боевые беспилотники планеты

США лидируют в производстве боевых беспилотников. Прогнозируется, что к 2028 году американские военные будут иметь больше разведывательных беспилотников, чем весь остальной мир вместе взятый. Армии других стран не могут похвастаться таким количеством беспилотников «в погонах», но способны поставить на боевое дежурство самые мощные боевые беспилотники на планете.

GAAS Avenger

Это беспилотник-авианосец, модификация Predator, который был выведен на пенсию ВВС США в 2020 году. Крылья складываются, благодаря чему аппарат занимает меньше места и помещается на корабле.

Хищник, Жнец и Мститель на заводе дронов

Хищник, Жнец и Мститель на заводе по производству дронов

Хотя опасен он, конечно, не этим. Грузовой отсек GAAS Avenger способен нести две бомбы с лазерным прицелом, общим весом 440 кг. Помимо них беспилотник легко перевезет еще полтонны вооружения и снаряжения. «Мститель» необычайно быстр — он разгоняется до 740 км/ч. Потолок 18 км.

Heron TP

Израильский Heron, вероятно, является одним из самых продаваемых военных дронов в мире. Heron TP — средневысотный многоцелевой беспилотник большой дальности. Размах крыла — 26 м. Потолок — 13,7 км. Продолжительность полета — 36 часов. Может нести аппаратуру управления огнем и ударные системы. Цапля ТП видит в оптическом и инфракрасном диапазоне. Крейсерская скорость составляет 296 км/ч, способен разогнаться до 460 км/ч.

Израильский многоцелевой беспилотник Heron TP на средней высоте

Израильский многоцелевой беспилотник Heron TP на средней высоте

Читайте также: F-22 Raptor истребитель пятого поколения, технические характеристики ЛТХ, вооружение и авионика самолета, потолок скорости, кабина пилота

MQ-9 Reaper

И снова американец. Один из самых мощных и известных БПЛА в мире. Это основной беспилотный летательный аппарат армии США. Он может взлетать на высоту до 14 км и находиться в воздухе до 30 часов. Крейсерская скорость — 280-310 км/ч, максимальная — до 480 км/ч.Беспилотник способен поднимать в небо груз массой до 4,7 т. Волоконно-оптическая система AN/AAS-52 распознает и сопровождает цель, камеры считывают номерной знак даже на расстоянии 3 км от машины. Время реакции на команду, полученную от оператора, составляет 1,5 с.

Студент-пилот и оператор сенсора, управляющий MQ-9 Reaper в наземной кабине

Студент-пилот и оператор сенсора, управляющий MQ-9 Reaper в наземной кабине (Фото: Министерство обороны США)

Reaper вооружен противотанковой ракетой AGM-114 Hellfire, а также управляемыми бомбами GBU-12 и GBU-38. Может нести до 14 ракет «Хеллфайр» класса «воздух-земля».

Жнец специально ликвидировал третьего человека в руководстве «Аль-Каиды» Мустафу Абу Язида, известного как Шейх аль-Масри, Мохаммеда Эмвази (он же «Джихадист Джон»), генерала Касема Сулеймани, заместителя командующего иранскими мобилизационными силами.

Bayraktar TB2

Турецкий аппарат относится к классу дальнобойных тактических средневысотных БПЛА. Программное обеспечение несколько превосходит некоторых конкурентов, включая израильский беспилотник Heron.

Ударный турецкий беспилотник Bayraktar TB2

Ударный турецкий беспилотник Bayraktar TB2

Крейсерская скорость — 130 км/ч, максимальная — 250 км/ч.Практический потолок — 7,3 км. Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м. Беспилотник весит 630 кг, способен поднимать до 55 кг боеприпасов. Максимальное время нахождения в воздухе – одни сутки.

Он может нести две противотанковые управляемые ракеты и управляемые бомбы MAM-C (8 кг) и MAM-L (23 кг) с лазерным наведением, опасные для техники и легкой бронетехники.

СH-5 (Rainbow-5)

Новый средневысотный разведывательно-ударный беспилотник из Китая. «Радуга-5» может нести до 16 ракет класса «воздух-земля» или других высокоточных боеприпасов общей массой до 900 кг. Размах крыла — 21 м, максимальная скорость — 400 км/ч. Без дозаправки продержится в воздухе 60 часов.

CH-5 — самый мощный беспилотник китайской армии

CH-5 — самый мощный беспилотник Китая

Taranis

Британские разведывательно-штурмовые самолеты пятого поколения названы в честь кельтского бога грома. До недавнего времени подробности разработки держались в секрете. Точно известна только масса — 3 тонны, длина — 11 м, размах крыльев — 10 м, и то, что беспилотник оснащен технологией «Стелс», что делает аппарат практически невидимым для ПВО противника. Максимальная скорость сверхзвуковая, предназначена для межконтинентальных перелетов.

Taranis был разработан учеными и системными инженерами из 250 британских компаний

Taranis был разработан исследователями и системными инженерами из 250 британских компаний

Yabhon United 40

Разработанный в ОАЭ средневысотный разведывательно-ударный БПЛА может находиться в воздухе до пяти суток (120 часов). Может нести 1030 кг боеприпасов. Крыша — 7 км.

БПЛА ADCOM United 40 block 5 на одной из авиавыставок

БПЛА ADCOM United 40 block 5 на одной из авиавыставок

С-70 «Охотник»

Пока подробные характеристики российского «Охотника» засекречены. Однако известно, что вес составляет около 22 тонн. Разработчики уверяют, что несколько «Охотников», оснащенных зенитными ракетами Х-58, Х-35, Х-74М2 и корректируемыми бомбами КАБ-25, могут нанести инфраструктуре противника страшный урон.

Максимальная скорость аппарата составляет 920 км/ч. Боевая нагрузка — 6 т, максимальная высота полета — 18 км.

Первый полет новейшего беспилотного летательного аппарата «Охотник»

Примерная стоимость «Охотника» составляет около 1 млрд рублей. Однако военные эксперты считают, что цена будет снижена на 40-50% после запуска БПЛА в серию. Глава ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) Юрий Слюсарь заявил, что серийные БПЛА начнут поступать в войска с 2024 года.

Дозор-600

Дозор-600
Дозор-600 (Дозор-3) — российский разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат. Разработан компанией «Транзас». Относится к классу тяжелых средневысотных БПЛА с большой продолжительностью и дальностью полета. Беспилотные автомобили из России

БАС-62

БАС-62
БАС-62 — перспективный гражданский беспилотный авиационный комплекс, предложенный ОКБ Сухого. БАС-62 решает чрезвычайно широкий круг задач. Он способен обнаруживать воздушные, надводные и наземные объекты разных классов (с передачей информации в режиме реального времени). Бортовое оборудование позволяет проводить аэрофотосъемку (картографирование), проверку соблюдения договорных режимов в рамках программы «Открытое небо», мониторинг гидрометеорологических условий, наблюдение за активно излучающими объектами, контроль линий электропередач. Беспилотные автомобили из России
Грант (Гражданский аэродинамический обозреватель телевизионного звука). Предназначен для аэрофотосъемки.

А-175 «Акула»

А-175 «Акула»
А-175 «Акула» — беспилотный комплекс, предназначенный для всепогодного наблюдения в широком диапазоне климатических условий и сложного рельефа местности. Разработан ООО «Аэророботикс». По словам разработчика, комплекс создавался для сугубо гражданских целей, но не исключено создание военной модификации. Беспилотные автомобили из России
Беспилотные автомобили из России

Ту-243

Ту-243
Ту-243 (ВР-3Д, «Рейс-Д») — разведывательный БПЛА. Первый полет был совершен в 1970 году.

Состояние комплекса

Комплексы «Рейс» с БРЛА Ту-143 до сих пор находятся на вооружении, поставлены в Чехословакию (1984 г.), Румынию, Ирак и Сирию (1982 г.), использовались в боевых действиях во время ливанского конфликта. В Чехословакии в 1984 г были сформированы две эскадрильи, одна из которых в настоящее время находится в Чехии, другая – в Словакии.

Серийно выпускается с 1994 года. Принят на вооружение в 1999 году. Выпускается на заводе КумАПП в Кумертау. Является модернизированной версией Ту-143. По сравнению с Ту-143 полностью обновлен состав средств разведки.

Разведывательное оборудование, выполненное в двух вариантах, позволяет вести наблюдение днем ​​и ночью.

В первом варианте установлены панорамный аэрофотоаппарат типа ПА-402 и система телевизионной разведки «Аист-М» с передачей информации в реальном времени по радиолинии «Трасса-М».

Классификация

Некоторые классы зарубежной классификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют гораздо большую дальность действия и т.д. По российской классификации, которая в основном ориентирована на военное назначение аппаратов.

БПЛА можно систематизировать следующим образом:

  1. Микро- и мини-БЛА малой дальности — стартовая масса до 5 кг, дальность до 25-40 км;
  2. Легкие БПЛА малой дальности — взлетная масса 5-50 кг, дальность 10-70 км;
  3. Легкие БЛА средней дальности — взлетная масса 50-100 кг, дальность 70-150 (250) км;
  4. Средний БПЛА — стартовая масса 100-300 кг, дальность 150-1000 км;
  5. Среднетяжелые БПЛА — взлетная масса 300-500 кг, дальность 70-300 км;
  6. Тяжелые БПЛА средней дальности — взлетная масса более 500 кг, дальность 70-300 км;
  7. Тяжелые БПЛА большой дальности — взлетная масса более 1500 кг, дальность полета около 1500 км;
  8. Беспилотный боевой самолет — взлетная масса более 500 кг, дальность примерно 1500 км.

ГЕОСКАН 101

ГЕОСКАН 101
БПЛА «ГЕОСКАН 101» одноименной группы компаний «Геоскан» из Санкт-Петербурга, как и другие агрегаты серии беспилотников этого разработчика, пока более известен на гражданском рынке. В то же время существующий бэкграунд разработчиков, в том числе выходцев из компаний, работавших по заказу Минобороны России (например, «Транзас»), дает хорошие шансы для выхода компании в военную сферу.

Беспилотники с неподвижным крылом

Дроны с неподвижным крылом полностью отличаются по конструкции от многороторных дронов. Чтобы летать и создавать подъемную силу, они используют «крыло», как его используют обычные самолеты. Эти дроны не могут зависать в воздухе и бороться с гравитацией. Вместо этого они могут двигаться по определенному курсу и так долго, как позволяет источник питания.

Дрон с неподвижным крылом.

Дрон с неподвижным крылом.

Среднее время полета большинства дронов с неподвижным крылом составляет пару часов. Дроны, работающие на бензине, могут летать до 16 часов и более. Благодаря более длительному полету и топливной экономичности беспилотники с неподвижным крылом идеально подходят для дальних операций (будь то съемка или наблюдение). Но их нельзя использовать для аэрофотосъемки, когда дрон должен оставаться неподвижным в воздухе в течение определенного периода времени.

Дрон FeiyuTech с фиксированным крылом

Дрон FeiyuTech с фиксированным крылом

Другими недостатками БПЛА с неподвижным крылом являются более высокие затраты на обучение персонала навыкам управления, необходимым для полета. Поднять в воздух дрон с неподвижным крылом непросто. Для запуска и подъема беспилотника в воздух требуется либо специальная «взлетно-посадочная полоса», либо пусковое устройство типа катапульты. Чтобы безопасно посадить корабль на землю, вам также понадобится взлетно-посадочная полоса, парашют или сеть.

Шмель-1

Шмель-1
Шмель-1 — разведывательный БПЛА. Первый полет был совершен в 1983 году. В ОКБ начаты работы по созданию мини-БПЛА. А.С. Яковлев в 1982 г на основе опыта изучения боевого применения израильских БПЛА в войне 1982 г. В 1985 году началась разработка БПЛА «Шмель-1» с четырехслойным шасси. Летные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащенном теле- и ИК-аппаратурой, начались в 1989 году.

Аппарат рассчитан на 10 пусков, хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере. Оснащен сменными комплектами разведывательного оборудования, в состав которого входят телекамера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Парашютный способ посадки.

Дальнейшее развитие — БПЛА «Пчела»

«Шмель-1» послужил прототипом для более совершенной машины Пчела-1Т, которая снаружи практически неотличима.

Инспектор

Инспектор
«Инспектор» — российский сверхлегкий беспилотный летательный аппарат дистанционного зондирования Земли, разработанный ЗАО «Аэрокон». Предназначен для ведения воздушной разведки, аэрофотосъемки.

Задачи разведывательных дронов

Сегодня разведка по-прежнему является основной задачей дронов. Вершиной развития концепции устройств для Холодной войны стал американский стратегический разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk. Стартовая масса базовой версии RQ-4A, способной провести в воздухе 36 часов, составляет 12,1 тонны. В состав комплекса входит самолет с различными датчиками и наземный сегмент с аппаратурой связи, а также стартовая аппаратура и система управления.

БПЛА оснащен радаром, инфракрасными и оптическими датчиками. Полученные данные могут передаваться на землю в режиме реального времени по спутниковому каналу или в пределах прямой видимости. Для навигации БПЛА используется инерциальная система с поправками GPS. Американцы используют эти аппараты специально для полетов вблизи российских границ через Черное море.

Для разведки также используются средневысотные дроны с большой продолжительностью полета (MALE, Medium Altitude, Long Endurance), которые летают на высоте до 9000 метров. К этому классу транспортных средств относится российский БПЛА «Орион» с двигателем внутреннего сгорания, способный нести 250 кг полезной нагрузки. «Орион» может быть оснащен оптико-электронной системой, средствами радиотехнической разведки, радиолокационной системой или оборудованием для аэрофотосъемки.

Разведывательный беспилотник «Орлан-10»

Разведывательный беспилотник «Орлан-10»

Стартовый вес дронов MANNE может составлять более одной тонны, что требует для эксплуатации подготовленной инфраструктуры. Более компактные модели, такие как российский беспилотник «Орлан-10», могут запускаться экипажем из нескольких человек с помощью катапульты. Дальность действия дрона составляет 120 километров. «Орлан» используется не только для разведки и корректировки огня артиллерии.

Беспилотник также способен подсвечивать цели для корректируемых артиллерийских снарядов «Краснополя», а в составе комплекса РЭБ «Леер-3» беспилотник может блокировать действия подразделений на определенных участках. Одного человека достаточно для запуска небольших разведывательных БПЛА. Например, американский беспилотник RQ-11 Raven, который весит 1,7 килограмма, обеспечивает разведку в радиусе 10 километров. Компактный агрегат получил электродвигатель, позволяющий летать с минимальным шумом.

Позже развитие электроники позволило создать миниатюрные квадрокоптеры, которые также используются для разведки. Компактность таких БПЛА позволяет операторам вести наблюдение за противником в укрытиях.

Орлан-3М

Орлан-3М
Орлан-3М — российский беспилотный летательный аппарат для видеосъемки.

БПЛА «Орлан-3М» предназначен для использования в качестве носителя при разработке авиационных комплексов аэрофото- и видеосъемки, панорамных и плановых, а также для решения других подобных задач.

Конструкция с модульной архитектурой позволяет быстро менять полезную нагрузку БЛА и варьировать состав бортового оборудования. А герметичная конструкция модуля системы управления и полезной нагрузки значительно продлевает срок службы дорогостоящего оборудования при регулярной эксплуатации дрона.

Высокая устойчивость и хорошая управляемость позволяют использовать БЛА «Орлан-3М» в сложных метеоусловиях и из ограниченных зон. Беспилотные автомобили из России
Основные характеристики:

  • Стартовая масса, кг — 7
  • Масса полезной нагрузки, кг — до 1,8
  • Двигатель — двигатель внутреннего сгорания (метанол)
  • Способ запуска — с разборной катапульты
  • Способ посадки — на парашюте
  • Скорость полета, км/ч — 70-150
  • Макс. Продолжительность полета, мин — 180
  • Максимальная площадь использования комплекса, км — 100
  • Максимальная высота полета над уровнем моря, м — 7000
  • Максимально допустимая скорость ветра на старте, м/с — 10
  • Диапазон рабочих температур у земли — от -30 до +40 °С

Что такое барражирующий боеприпас

Барражирующие боеприпасы, также называемые дронами-камикадзе, стали еще одним типом дронов. В этих подразделениях развивались идеи «летающих бомб» начала века. Дроны могут патрулировать заданную область, ожидая оптимальных условий для атаки. Устройство, в конструкцию которого интегрирована боевая часть, способно пикировать в сторону цели.

Боевой дрон «Охотник»

Боевой дрон «Охотник»

В России выпускаются дроны-камикадзе «Куб-БПЛА» и «Ланцет», которые используются при проведении спецоперации в Украине. Эти устройства используют ГЛОНАСС и GPS для атаки целей по заданным координатам. Ланцет способен поражать цели в радиусе 40 километров. Как и «Куб-БЛА», он несет трехкилограммовую комбинированную боевую часть для поражения пилотируемых и небронированных машин.

В ноябре источник РИА Новости рассказал о версии «Ланцет» с увеличенной до пяти килограммов боевой частью. Со своей стороны США разработали тактические дроны-камикадзе Switchblade 300 и Switchblade 600. Младшую модель весом 2,7 килограмма можно носить в рюкзаке. Аппарат с дальностью действия 10 километров позволяет поражать экипаж противника. Если дрон не нашел цель, оператор может прервать полет и вернуть БПЛА в точку старта.

Существуют также специализированные дроны-камикадзе. В ноябре Тайвань представил беспилотник Chien Hsiang. Аппарат с дальностью действия до 1000 километров может поражать радиолокационные станции. Еще одним примером специализированного дрона-камикадзе является израильский LANIUS. Разработанные на базе гоночных беспилотных летательных аппаратов, запасы для бездельников предназначены для работы в зданиях и туннелях. LANIUS получил ядро ​​на основе искусственного интеллекта, позволяющее классифицировать цели. Устройство можно запустить вручную или с мультикоптера.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector