Самые известные самолеты Второй мировой вoйны с фото и описанием

Военная техника

Германия

Messerschmitt Bf.109 — пожалуй, самый известный самолет Второй мировой войны

Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штуки) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой войны. Использовался как истребитель, истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, разведчик. Такое универсальное использование в строю привело к тому, что «Мессершмитт» стал едва ли не самым известным самолетом Люфтваффе времен Второй мировой войны.

Именно как истребители «мессеры» получили известность у советских летчиков — на начальном этапе войны советские истребители, такие как И-16 и ЛаГГ, явно уступали технически Bf.109 и несли большие потери. Только появление более совершенных самолетов, таких как Як-9, позволило нашим летчикам сражаться с «мессерами» практически на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).

Messerschmitt Me.262 — знаменитая знаменитая серия самолетов Третьего рейха

По сравнению с Bf.109 это, конечно, не самый известный самолет Второй мировой войны, но ему была уготована иная роль. В истории авиастроения Ме.262 запомнился как первый реактивный самолет на поле боя. Ме.262 начали проектировать еще до войны, но настоящий интерес к проекту пробудился у Гитлера лишь в 1943 году, когда люфтваффе уже потеряли свою боевую мощь.

Ме.262 обладал уникальными для своего времени скоростью (около 850 км/ч), высотой и скороподъемностью, а потому имел серьезные преимущества перед любым истребителем того времени. Но он не стал самым известным самолетом Второй мировой войны. В реальности на 150 сбитых самолетов союзников приходится 100 потерянных Me.262. Низкая эффективность боевого применения была обусловлена ​​«сыростью» конструкции, малым опытом применения реактивных самолетов и недостаточной подготовкой пилотов.

Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик Люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (его создание ВВС Германии было запрещено Версальским договором). На начало Второй мировой войны «Хейнкель-111» был самым массовым бомбардировщиком Люфтваффе.

Он стал одним из главных действующих лиц Битвы за Англию — она стала результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению англичанам посредством массированных бомбардировок городов Туманного Альбиона (1940 г.). Хотя эта операция поставила «Хейнкель-111» в число самых известных самолетов Второй мировой войны, уже тогда было ясно, что этот средний бомбардировщик устарел, ему не хватает скорости, маневренности и безопасности. Тем не менее, самолет продолжали эксплуатировать и выпускать до 1944 года.

Эта «штука» прославилась в европейском небе, став одним из самых известных бомбардировщиков Второй мировой войны на Восточном фронте. Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 был своеобразным предшественником современного высокоточного оружия, поскольку сбрасывал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло точнее наводить боеприпасы.

Ввиду особенностей применения в условиях высокой загруженности машина была оборудована автоматическими пневматическими тормозами для отказа от пикирования в случае потери сознания пилота. Для усиления психологического эффекта летчик во время атаки ударил по «Иерихонской трубе» — устройству, издававшему страшный вой.

«Юнкерсы» этой серии были самыми известными самолетами Второй мировой войны в борьбе с танками — их эффективность была чрезвычайно высока. Одним из самых известных пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ханс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о войне на Восточном фронте.

Тактический разведчик Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухреактивной конструкцией, за что советские солдаты дали ему прозвище «Рама». Как и «Штука», «Рама» стал самым известным самолетом Второй мировой войны на Восточном фронте. Именно здесь этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным для нацистов.

Наши истребители прекрасно знали, что за «Рамой» прилетят бомбардировщики и будут атаковать разведывательные объекты. Но сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести. При сближении с советскими истребителями, например, он мог начать описывать круги с малым радиусом, в которые просто не могли вписаться скоростные автомобили.

Boeing B-17 Flying Fortress

Boeing B-17 Flying Fortress стал первым серийным цельнометаллическим бомбардировщиком, произведенным американской промышленностью. Этот самолет был оснащен четырьмя двигателями и выделялся на фоне аналогов солидной конструкцией. Американский самолет смог вернуться на базу с большими повреждениями фюзеляжа.

При этом Boeing B-17 не защитил экипаж от лобового попадания, в том числе и из пулемета. Однако американский самолет был оснащен прицельным комплексом Norden, позволявшим вести точное бомбометание с высоты до семи километров. Для защиты экипажа в конструкции Boeing B-17 Flying Fortress было предусмотрено 9 или 12 (в зависимости от версии) пулеметов калибром 12,7 мм.

Помимо своей основной задачи, американский самолет использовался для нарушения работы электроники, управлявшей корабельными орудиями нацистской Германии.

Штурмовики

«Летающий танк», «бетонный самолет», «черная смерть» — все это прозвища Ил-2, самого массового боевого самолета в истории. За годы войны было выпущено 36 183 самолета.

Изначально модель планировалась на два места, но в таком варианте бронированный самолет получился очень тяжелым и неповоротливым. Столкнувшись с конкуренцией со стороны других конструкторских бюро, Ильюшин решил создать одноместную модификацию, которая позволяла сохранить броню для второго стрелка, и за счет этого увеличилась скорость. Позже была выпущена двухместная модель с местом для стрелка на борту, но она была слабо защищена броней. Этот недостаток был устранен только в более поздней модели — Ил-10.

При этом потери Ил-2 были достаточно высоки: одноместные модели были плохо защищены от атак истребителей противника. Но даже расположение стрелка на борту не является проблемой для выживания штурмовика. Так как они активно использовались для поражения наземных целей, им пришлось подолгу находиться под огнем зенитной артиллерии вермахта.

Як-9

Як-9 стал самым массовым самолетом, выпускавшимся в 40-е годы в СССР. За это время советскими конструкторами было создано 22 модификации самолета, 15 из которых поступили в соответствующие армейские части.

Такой популярности способствовало то, что Як-9 отличался простотой конструкции. Самолет был сделан не только из алюминия: некоторые детали были сделаны из дерева. После доработок Як-9 смог противостоять немецким «мессершмидтам». Но последние выиграли бои с советской авиацией на больших высотах.

За время производства Як-9 получил:

  • 5 типов двигателей;
  • 6 вариантов топливного бака;
  • 7 видов оружия;
  • 2 варианта спецтехники.

Советские войска также использовали Як-9 с двумя типами крыльев: смешанным и цельнометаллическим.

«Норт Америкэн Р-51 Мустанг» (North American P-51 Mustang)

Этот истребитель стал первым самолетом, получившим ламинарное крыло. Эта конфигурация дала американской модели дополнительную подъемную силу, что привело к снижению расхода топлива. В то же время ламинарное крыло увеличило дальность полета.

«Мустанг» также отличался от истребителей Второй мировой войны тем, что в конструкцию самолета была заложена возможность установки дополнительных топливных баков. Это, в сочетании с улучшенными характеристиками на высоте, сделало американскую модель оптимальным транспортным средством-компаньоном. По этому признаку «Мустанг» превосходил аналоги, выпускавшиеся до середины прошлого века.

Благодаря дополнительным топливным бакам этот самолет мог взлетать с аэродромов на севере Англии, совершать налеты на Берлин и возвращаться без дозаправки.

«Юнкерс Ю-87» (Junkers Ju 87)

Юнкерс Ю-87 — одномоторный пикирующий бомбардировщик и штурмовик с двумя кабинами. Немецкая модель характеризовалась крылом «перевернутая чайка». Благодаря такой компоновке и в сочетании с неубирающимся шасси немецкий бомбардировщик издавал характерный рев при пикировании.

«Юнкерс Ю-87» отличался низкой скоростью и малым запасом хода. Но несмотря на такие характеристики, эта установка считалась одним из лучших бомбардировщиков нацистской Германии благодаря своей точности метания.

Юнкерс Ю-87 выпускался в 10 модификациях с 1937 по 1944 год. За этот период промышленность Германии выпустила более 5,7 тыс экземпляров бомбардировщика. Инженеры также создали несколько специализированных модификаций Юнкерса Ю-87, предназначенных для уничтожения танков, кораблей и другой боевой техники.

Союзники

Boeing B-17 Flying Fortress — самый известный военный самолет знаменитой компании

Американская «летающая крепость» во время войны постоянно повышала свою защищенность. Помимо отличной живучести (например, в виде возможности вернуться на базу с одним из четырех неповрежденных двигателей) тяжелый бомбардировщик получил в модификации B-17G тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, при которой «летающие крепости» пересекали вражескую территорию в шахматном порядке.

Таким образом, одни из самых известных самолетов Второй мировой войны защищали друг друга перекрестным огнем. Самолет был оснащен высокотехнологичным для того времени бомбовым прицелом Norden, построенным на базе аналогового компьютера. Если англичане бомбили Третий рейх в основном ночью, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией и днем.

Один из самых известных самолетов Второй мировой войны родом из Великобритании. Этот британский тяжелый бомбардировщик — главный участник бомбардировок Германии союзниками. На Avro 683 Lancaster приходилось ¾ всей бомбовой нагрузки, сброшенной британцами на Третий рейх.

Грузоподъемность позволяла четырехмоторному самолету нести «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, но ночные бомбардировки были не очень точными. В течение дня эти самолеты понесли значительные потери. Ланкастеры принимали активное участие в самых разрушительных бомбардировках Второй мировой войны — на Гамбург (1943 г.) и Дрезден (1945 г).

Один из самых знаковых истребителей Второй мировой войны, сыгравший исключительную роль в событиях Западного фронта. Как ни защищались тяжелые бомбардировщики союзников при налетах на Германию, эти большие, неманевренные и относительно тихоходные самолеты несли большие потери от немецких истребителей.

Компания North American по заказу британского правительства быстро создала истребитель, который мог не только бороться с «мессерами» и «фоккерами», но и имел достаточную дальность полета (за счет внешних баков) для выполнения бомбардировок континента. Когда в 1944 году в этом качестве начали использовать «Мустанги», стало ясно, что немцы окончательно проиграли воздушную войну на Западе.

Супермарин Спитфайр

Самый важный и массовый истребитель британских ВВС периода войны, один из лучших истребителей Второй мировой войны. Его высотно-скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, а мастерство пилотов сыграло важную роль в бою между этими двумя машинами.

«Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха нацистского блицкрига, а затем во время Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 г.), когда британским истребителям приходилось сражаться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, а также с Bf. 109 и Bf.110.

Heinkel H1 111

Эта модель считалась одним из основных самолетов, использовавшихся нацистской Германией в войне с союзниками. Heinkel H1 111 — двухмоторный моноплан, который отличался эллиптическим перевернутым крылом и наличием двигателей BMW.

Heinkel 111 в основном использовался как бомбардировщик. А вот модификация Н1 стала штурмовиком, который отвечал за поддержку пехоты и наземной боевой техники. Этот самолет выпускался более чем в 10 модификациях, отличающихся между собой количеством экипажа, размахом крыла, скоростью и другими характеристиками.

Mitsubishi A6M Zero

В отличие от других моделей, представленных в этом обзоре, Misubishi A6M Zero представляет собой палубный истребитель. Появление такого самолета связано с большим флотом, который имел Императорская Япония. До окончания Великой Отечественной войны промышленность выпустила более 11 тысяч экземпляров «Зеро». Также последние версии использовались для атак камикадзе.

Зеро был способен развивать до 500 км/ч. Для взлета самолету требовалась площадка высотой 70 метров. Зеро мог подняться на высоту 4 километра и провести в полете без дозаправки восемь часов.

Японский истребитель был оснащен бомбами, пулеметом и стрелково-пушечным вооружением. «Зеро» прославился атакой на Перл-Харбор в 1941 году.

Ла-5

Ла-5 выделялся на фоне истребителей первой половины ХХ века наличием двухрядного двигателя. После нападения фашистской Германии на Советский Союз советские конструкторы стали дорабатывать самолеты, уделяя повышенное внимание аэродинамическим характеристикам. Проведенные испытания позволили внести изменения в компоновку Ла-5, так что инженерам завода не пришлось прибегать к серьезным изменениям.

Благодаря этой модернизации Ла-ФН вступил в войну в 1943 году, став одним из лучших советских истребителей. Эта модель, помимо измененного кузова, получила улучшенный двигатель. Однако лучшим истребителем, произведенным в Советском Союзе, был Ла-7, созданный на базе Ла-5. Первый смог развить на 80 км/ч больше, чем прототип. Причем прибавку в 60 км/ч обеспечивала аэродинамика кузова.

Читайте также: Самолет Юнкерс Ju 88

Япония

Самый известный японский самолет — Mitsubishi A6M Raisen

В начале Второй мировой войны японский палубный истребитель A6M Raisen был лучшим в мире в своем классе, хотя в его названии содержалось японское слово «Rei-sen», означающее «нулевой истребитель». Тем не менее, ему было суждено стать самым известным японским самолетом Второй мировой войны.

Благодаря подвесным бакам истребитель имел большую дальность полета (3105 км), что делало его незаменимым для участия в рейдах на морском театре. Среди самолетов, участвовавших в атаке на Перл-Харбор, было 420 A6M. Американцы извлекли уроки из борьбы с проворными, быстро развивающимися японцами, и к 1943 году их истребители превзошли некогда опасного врага.

Messerschmitt Bf.109

Мессершмитт Bf.109 появился случайно. Из-за натянутых отношений с руководством в Германии конструктор не смог получить заказ правительства на разработку самолета. Но Мессершмит подписал контракт с румынским заводом. Из-за этого в Германии разразился скандал, из-за которого дизайнер едва не оказался в тюрьме. Только вмешательство высшего руководства страны спасло «Мессершмит» от тюрьмы.

Однако, несмотря на такое давление, конструктор не выполнил условия контракта и создал самолет, не соответствующий требованиям госконтракта. Благодаря такой целеустремленности инженера Германия в начале войны получила истребитель, превосходивший своих собратьев по всем параметрам.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector