- История разработки самолета
- Конструкция МиГ-25
- Оборудования для радиолокации и электроника
- Вооружение
- Двигатели
- Топливная система
- Угон самолета
- Тактико-технические характеристики
- Модификации и модернизации
- Мировые рекорды самолета Е-266 М/1
- Вооружение
- Модификации
- Истребители-перехватчики:
- Разведчики:
- Тактические бомбардировщики:
- Практическое применение
- Сирия
- Ирак
- Ливия
- Индия
- Характеристики МиГ 25
- Истребители-перехватчики
- Разведчики
- Тактические разведчики-бомбардировщики
- Потери
- МиГ-25 — чемпион
- Двигатель
- Электроника и радиолокационное оборудование
- «Пьянство» – в бой!
- МиГ-25 vs SR-71 «Blackbird»
- Интересные факты
- Оборудование
- Характеристики самолета Су-25
- Сохранившиеся экземпляры
История разработки самолета
В 1964 году в США был совершен первый полет нового и технологичного самолета ХВ-70. Несмотря на то, что первые полеты были не очень удачными (были разные проблемы с работой двигателей), это позволило США выйти в лидеры самолетостроения.
ХВ-70 обладал невиданной по тем временам скоростью полета — М=3. Для Советского Союза бездействие означало проигрыш. Поэтому в 1961 году С.А. Микоян заявил о разработке нового скоростного самолета.
Уже в 1962 году был составлен и утвержден новый проект Е-155П. Через 2 года истребитель был готов к первому испытательному полету, который совершил советский летчик-испытатель П. Остапенко.
Через некоторое время удалось провести еще испытания на государственном уровне, для которых понадобилось 9 самолетов. Полеты проводились в НИИ ВВС, город Ахтубинск.
Интересен тот факт, что при разработке самолета МиГ-25 конструкторы несколько раз переделывали чертежи.
Объяснялось это тем, что каждый раз перед разработчиками вставали новые проблемы и вопросы: какое оружие наиболее оптимально, как максимально упростить систему управления, какая силовая установка лучше всего подходит для данной модели и так далее
Главной целью конструкторского бюро Микояна-Гуревича было создание машины, способной длительное время летать на сверхвысоких скоростях.
Для изготовления передней части фюзеляжа, а также передней кромки крыла использовался титан. Это было необходимо для того, чтобы самолет выдерживал сильный нагрев во время полета.
Для изготовления остальных деталей машины использовалась сталь (нержавеющая), а сварка — автоматическая (до этого применялась клепка как обычно).
Всего самолет состоял из следующих компонентов:
- Титан: всего 9%;
- Алюминий: 11 %;
- Нержавеющая сталь — 80 %.
Несмотря на то, что серийное производство самолета началось в 1965 году, впервые он был принят на вооружение в 1972 году.
Со временем самолет был модернизирован:
- увеличена площадь килей;
- Полностью убрано крепление топливных баков, которые устанавливались на концах крыла. Причиной этого была непригодность переднего горизонтального оперения;
- Уменьшена площадь подделок.
Стоит отметить, что даже после поступления на вооружение у самолета были проблемы с двигателем. Поэтому в ВВС машину начали использовать только в 1973 году.
После того, как в летных частях появились новые модели самолетов, американские истребители-разведчики «Локхид», которые до этого очень часто летали вблизи границ Советского Союза, стали реже патрулировать эти места.
Летом 1975 года С.А. Микояну было присвоено звание Героя Советского Союза.
На этой модели были мировые рекорды. Затем, в 1977 году, советский летчик А. Федотов смог набрать высоту этого самолета в 37650 метров. Таким образом, был установлен новый мировой рекорд. Всего на МиГ-25 было побито 29 мировых рекордов.
Несмотря на то, что во время первых испытательных полетов возникали различные проблемы с оборудованием и двигателем, свежий продукт советского авиапрома оказался очень хорош. В 1967 году широкой публике были представлены новые модели самолетов.
Во время парада, который проходил в Москве, в небе поднялись все три модели МиГ-25. Разработчики заявили, что скорость представленных истребителей может достигать 3000 км/ч.
Интересен тот факт, что за воздушным парадом следили не только в СССР, но и во всем мире, в том числе и в США. Сказать, что западные инженеры были впечатлены работой советских конструкторов, это ничего не сказать.
Дошло даже до того, что западные политики проводили слушания в Конгрессе США, где бурно обсуждалась тема нового советского истребителя.
Так же, как и начало использования истребителей третьего поколения во Вьетнаме, появление самолетов МиГ-25 так или иначе повлекло за собой разработку американскими конструкторами истребителей F-15 и F-14.
К сожалению, обошлось без травм. В 1967 году летчик НИИ ВВС И. Лесников попытался установить на этой модели мировой рекорд. К сожалению, пилот погиб. Причиной тому стало отступление от ограничений на полеты.
Конструкция МиГ-25
Оборудования для радиолокации и электроника
Внешний вид кабины истребителя может порадовать любого любителя электроники. Советские конструкторы смогли добиться того, что именно МиГ-25 стал самым мощным самолетом в мире по радиоэлектронному оснащению.
Разведывательные модели оснащались сверхмощными радиолокационными станциями Sabre. Модели перехватчиков изначально имели радиолокационную станцию РП-25 типа «Смерч-А».
Но после того, как самолет угнали в Японию, было решено как можно скорее разработать новую систему управления. Последующие модели имели модернизированную систему управления, а также оснащались новой РЛС, например «Сапфир С-25».
Вооружение
Использовались ракеты, например «воздух-воздух» П-60, П-40П/Т. Для вооружения моделей бомбардировщиков использовались бомбы типа ФАБ-500М-62, ФОТАБ 100-80. Самолет мог поражать наземные цели на высоте до 20 000 м.
Двигатели
Двигатели истребителя — типа Р15Б-300, одновальные, турбореактивные, с 2-х кратным 3-х позиционным эжекторным соплом и форсажной камерой. Между двигателями есть специальная перегородка, которая предназначена для предотвращения возгорания.
Охлаждение моторных отсеков — воздушное, осуществляется с использованием забортного очищенного воздуха.
Двигатели обладали не имеющими аналогов в то время характеристиками:
- Сухая масса составила — 2795 кг;
- Мощность на форсаже – 11200 кгс;
- Удельный расход топлива (минимальный) — 1,25 кг на кгс в час.
Благодаря такому мощному двигателю самолет мог разгоняться до скорости 3 Маха и подниматься на высоту 22 км.
Скорость самолета МиГ-25 могла достигать 3000 км/ч.
И это при всем вооружении. В отсутствие было зафиксировано увеличение скорости на 15 процентов. Позже специалисты в США испытали двигатель этого истребителя, с помощью которого достигли скорости 3400 км/ч.
Максимальная скорость, достигнутая на этом самолете, составляет 3600 км/ч. Это было в 1972 году, когда советские истребители пролетели над Синайским полуостровом.
Это означает, что именно этому истребителю принадлежит мировой рекорд скорости и высоты. В целях безопасности пилотам строго запрещалось летать со скоростью выше 3000 км/ч.
Топливная система
Топливная система имеет 6 фюзеляжных и 4 крыльевых бака. Основное топливо — Т-6, а резервное — Т-7П. Грузоподъемность на моделях-перехватчиках составляет 14 570 кг, а на моделях-разведчиках — 15 245 кг.
Вскоре было принято решение увеличить дальность полета, для чего установили еще один топливный бак, на этот раз подвесной. Он находился под фюзеляжем. Грузоподъемность составляла 4370 кг.
Угон самолета
В сентябре 1976 года произошел неприятный для советского авиастроения инцидент. Летчик советских ВВС В. Беленко угнал самолет МиГ-25 и совершил посадку в Японии.
Таким образом, он рассекретил данные и характеристики нового на тот момент истребителя иностранным спецслужбам. Это событие послужило поводом для разработки новой модели самолета.
На последующих моделях была заменена система управления, вооружение, полностью переработана система опознавания самолета.
Теперь на нем был установлен алгоритм шифрования, взломать который было намного сложнее.
Также в усовершенствованной модели МиГ-25ПД появилась новая радиолокационная станция, а также модернизированные силовые установки П15БД-300.
Вскоре самолет вернули на родину. Сначала его детально изучили на Горьковском авиационном заводе, а затем направили в Даугавпилсское военное авиационно-инженерное училище.
В этом учебном заведении боец находился до 80-х годов. Все это время он использовался как тренажер. А потом, после того как его списали, самолет разобрали на сувениры.
Тактико-технические характеристики
Самолет выполнен в виде двухконтурного моноплана, с двумя двигателями с воздухозаборниками, расположенными сбоку, с трапециевидным крылом, расположенным сверху, и цельноповоротным стабилизатором.
Фюзеляж истребителя цельнометаллический, относится к монококовому типу. Сам фюзеляж имеет 57 шпангоутов и разделен на несколько частей:
- Кабина комната. Он теплоизолирован и полностью герметичен;
- Передняя комната;
- Хвост вращается;
- Хвостовая часть. Для изготовления использовалась сталь ВЛ-1. Эта деталь служит держателем гребней переохлаждения, балок стабилизатора, коромысла управления РУ, а также гидроцилиндров тормозных щитов;
- Воздухозаборник;
- Танковая комната. Разделен на 6 топливных баков, каждый пристенным каркасом. На этот отсек приходится более сильная нагрузка, поэтому он является основной частью фюзеляжа. К базовому отсеку присоединяются сразу две части фюзеляжа: задняя и передняя.
Самолет имеет шасси трехколесное, с подкосами, типа рычажного. Внизу основных стоек установлены колеса 1300 х 360, а на передней стойке сразу 2 колеса, каждое 700 х 200. Освобождение и втягивание стоек осуществляется с помощью гидравлической системы.
То же самое относится и к вращающимся колесам. Пневматическая система обеспечивает аварийное освобождение стеллажей. Основные стойки оснащались противоскользящим вооружением.
Модификации и модернизации
Перехватчики:
- МиГ-25П (изделие «84») — первый полет состоялся в 1964 году. Базовая модификация.
- МиГ-25М (Е-155М) (1974 г.) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Р15БФ2-300 тягой 13 500 кгс, отличавшийся лучшей экономичностью. Модернизация была направлена на повышение высотно-скоростных характеристик перехватчика, увеличение скороподъемности, рубежей перехвата, дальности и продолжительности полета. Серийно не производится.
- МиГ-25МП (Е-155МП, изделие «83») (1975 г.) — модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Д-30Ф-6, РЛС «Заслон» и новой системой вооружения. Серийно не строился, послужил прототипом МиГ-31.
- МиГ-25ПД (изд. «84Д») (1978 г.) — истребитель-перехватчик. Установлена РЛС «Сапфир-25″ с ЭВМ АВМ-25, способная обнаруживать цели с ЭПР более 10 м² на дальности 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать до 6 целей» на дорога» с углом обзора в горизонтальной плоскости +/- 56 градусов и 6 градусов в вертикальной плоскости, с улучшенными возможностями обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличен район пуска модернизированных в 1975 г ракет класса «воздух-воздух», получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД которые в количестве 4 штук могут подвешиваться под наружные пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с использованием специальных двойных направляющих.Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная — до 36720 кг.На новом самолете это было возможно подвесить ПТБ мощностью 5300 л.Дальность полета на сверхзвуковой скорости (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км, на дозвуковой скорости — 1730 км. С применением ПТБ дальность увеличилась до 2400 км. Самолет достиг высоты 19 000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составил 20 200 м. Истребители МиГ-25ПД выделялись удлиненной носовой частью, закрывавшей радиолокационное оборудование. Новый самолет получил модернизированные двигатели Р15БД-300 с увеличенным до 1000 часов ресурсом, которые обеспечивают движущую силу более мощных генераторов трехфазного тока. Серийно производится в городе Горьком (Нижний Новгород).
- МиГ-25ПДС (1978 г.) — доработанный истребитель-перехватчик с заменой РЛС Смерч (РП-25) на Сапфир-25 (С-25), двигателя Р15Б-300 на Р15БД-300, части другого оборудования , а также обеспечение применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60. Выпускавшиеся ранее самолеты МиГ-25П были модифицированы по типу МиГ-25ПДС.
- МиГ-25ПДСЛ (1985 г.) — модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и блоками пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ был достроен ранее выпущенный самолет МиГ-25ПДС. Серийная модификация не производилась.
Разведчики:
- МиГ-25Р (Е-155Р, изделие «02») (1964 г.) — высотный разведчик. Он предназначался для ведения оптической, электронной и радиолокационной разведки с больших высот. В состав фотооборудования входят четыре А-70М и один топографический АЕ/10. В охладителях размещались дополнительные топливные баки. Позже все Скауты были модифицированы под бомбовое вооружение.
- МиГ-25БМ (1983 г.) — самолет прорыва ВВС. Всего было выпущено менее 40 единиц. Основное вооружение — 4 ракеты Х-58 с пассивной радиолокационной головкой на четыре поддиапазона и станция обнаружения целей «Сыч-М». Способен нести ракеты с ядерными боеголовками малой мощности. Поразив РЛС противника из стратосферы, создавались условия для действий других родов авиации на оперативную глубину (до 500 км от линии фронта). После развала СССР они были уничтожены на авиабазе Барановичи в Белоруссии (1993?).
- МиГ-25РБН (1972 г.) — ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией Вираж и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом. Ранее выпускавшиеся самолеты МиГ-25РБ были переоборудованы по типу МиГ-25РБН.
- МиГ-25РБТ (изд. «02Т») (1979 г.) — самолет радиотехнической разведки с более надежной и легкой станцией радиоэлектронной разведки общего назначения «Тангеге», установленной вместо станции разведки «Вираж РТ». Сохранены ограниченные ударные способности. Носовой обтекатель выполнен из диэлектрика, с правой стороны установлена бортовая РЛС с дальностью действия более 200 км. Развитие модели Миг25-РБ.
- МиГ-25МР — метеорологический разведчик. Он предназначался для метеонаблюдений и отличался специальным оборудованием и отсутствием фотокамер и станций СРС-4. Ранее выпускавшиеся самолеты МиГ-25РБ были переоборудованы по типу МиГ-25МР.
Тактические бомбардировщики-разведчики:
- МиГ-25РБ (изд. «02Б») (1970 г.) — одноместный всевысотный оперативно-разведывательный самолет-бомбардировщик. Фотоаппаратура типа МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам использовалась навигационная система «Пеленг-Д» (в последующих модификациях — «Пеленг-ДМ»). Носитель ядерного оружия. Строился серийно два года. В 1972 году четыре машины прошли испытания в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
- МиГ-25РБВ (1970 г.) — одноместный всевысотный оперативно-разведывательный самолет — бомбардировщик из состава более эффективной станции общей радиотехнической разведки СПС-9 вместо станций СПС-4А/Б. Вооружение аналогично МиГ-25РБ. Восемь самолетов этого типа были оснащены аппаратурой «Высота» с контейнером (фильтровальной установкой) лучевой разведки FUKA для наблюдения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв ранее выпускавшиеся самолеты МиГ-25РБ были достроены и серийно производились в 1973-1979 гг.
- МиГ-25РД (изд. «99») (1976 г.) — опытный вариант бомбардировщика-разведчика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными ТРД Д-30Ф-6. Серийно не производится.
Мировые рекорды самолета Е-266 М/1
Эти 6 мировых рекордов (один из которых абсолютный), установленных более 15 лет назад, до сих пор не побиты
- 17 мая 1975 г
Время набора высоты 25000 м — 2 мин 32,2 с (пилот А.В.Федотов)
- 17 мая 1975 г
Время набора высоты 30 000 м — 3 мин 9,85 с (пилот П.М. Остапенко)
- 17 мая 1975 г
Время набора высоты 35000 м — 4 мин 11,7 с (пилот А.В.Федотов)
- 22 июля 1977 г
Рекорд высоты с полезной нагрузкой 1000 кг — 37080 м (пилот А.В.Федотов). Рекорд высоты с полезной нагрузкой 2000 кг
- 31 августа 1977 г
- Рекорд абсолютной высоты — 37 650 м (летчик А.В. Федотов) Год принятия на вооружение — 1970 г
- Размах крыла — 14 015 м.
- Длина полета (без ПВД) — 19,75 м.
- Высота — 5 139 м.
- Площадь крыла — 61,40 кв.м.
Масса топлива во внутренних баках, кг:
- — без ПТБ — 14570,
- — с ПТБ — 18940.
- Стартовая масса – 36720 кг.
- Тип двигателя — два ТРДД Р-15Б-300.
Максимальная тяга, кН/кгс:
- — без форсажа — 2х73,5/2х7500;
- — форсажная — 2х109,8/2х11200.
- Максимальная скорость – 3000 км/ч (М=2,83).
- Посадочная скорость – 290 км/ч.
- Практическая крыша (с четырьмя СУ) — 20700 м.
Практическая дальность, км:
- — на сверхзвуковой скорости — (М=2,35) 1250;
- — на дозвуковой скорости — 1730.
- Стартовый забег – 1250 м.
- Длина пробега (с тормозным экраном) — 800 м.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка — 4,5 (МиГ-25ПД 5,0).
Вооружение
Использовались ракеты класса «воздух-воздух» Р-40Р/Т и Р-60. Бомбардировщики применяли бомбы ФОТАБ 100-80, ФАБ-500М-62.
Модификации
Долгое время МиГ-25 был самым быстрым, самым мощным и самым современным в мире. На этом самолете было установлено множество рекордов и достижений.
Истребители-перехватчики:
- Миг25П — самая первая и базовая модель, выпущенная еще в 1969 году;
- МиГ25ПУ — эта модель разрабатывалась специально для учебных целей;
- МиГ25ПД — улучшенная и обновленная версия, получившая мощное и модернизированное вооружение;
- МиГ25МП является более модернизированной моделью. Является прототипом самолета МиГ-31.
Разведчики:
- МиГ-25П — самолет-разведчик, способный летать на больших высотах и с большой скоростью. На борту имелась фототехника и оптика, благодаря которым велась радиоэлектронная, радиолокационная и оптическая разведка;
- МиГ25БМ — имел на вооружении противорадиолокационные ракеты Х-58, которые могли наносить урон с высоты стратосферы;
- МиГ25МП — был оснащен совершенно новой техникой для изучения наблюдений метеорологов и составления прогнозов;
- МиГ25РБТ — самолет оснащался соответственно самой современной разведывательной аппаратурой и предназначался для этого. Выполнил свою миссию безупречно, благодаря радиотехнике.
Тактические бомбардировщики:
- МиГ-25РБ и МиГРБВ — оба самолета имели одно место для пилота и предназначались для разведывательных целей, а также для бомбометания;
- МиГ-25РД является модернизированной версией более ранних моделей, оснащенных двухконтурными ТРД.
Практическое применение
Сирия
Летом 1982 года Израиль объявил, что ЗРК HAWK сбил сирийский МиГ-25РБ. В ответ на это Сирия заявила, что на тот момент у нее на вооружении таких самолетов не было.
В 1990-е годы сирийские истребители МиГ-25 с регулярной активностью проводили разведывательные полеты на границе с Израилем. Были случаи, когда приходилось отгонять израильские самолеты, которые иногда падали на сирийскую территорию.
Ирак
В 1973 году на территории Ирака стали появляться самолеты из Советского Союза, которые выполняли разведывательные полеты в Турции, Израиле и Иране.
В 1992 году иракский истребитель МиГ-25ПДС вошел в запретную зону страны, что побудило американский F-16 сбить его. Пилоту иракского самолета удалось катапультироваться.
Ливия
Впервые самолеты МиГ-25 стали появляться в Ливии в 1977 году. Из Советского Союза было 5 истребителей, которые выполняли разведывательные полеты.
Во время чадско-ливийского конфликта ливийские МиГ-25 пару раз встречались с американскими истребителями. Ливийское правительство тогда заявило, что им удалось уничтожить более 2 самолетов США.
Индия
СССР начал поставлять самолеты в Индию в 1981 году. Это были два МиГ-25Ру «Скауты» и шесть МиГ-25РБ.
В 1997 году пакистанские F-16 попытались сбить МиГ-25, вторгшийся в Пакистан. Это был истребитель из Индии.
Но пакистанские самолеты не добились никакого результата и истребителям противника удалось уйти. Во время Каргильской войны Индия активно использовала МиГ-25 для разведывательных полетов.
Читайте также: Виды роботов: какие бывают роботы — классификация, типы, разновидности устройств
Характеристики МиГ 25
Много лет в небе господствовал истребитель МиГ-25. Именно на этой машине и ее модификациях было установлено множество рекордов скорости и высоты. Чертежи машин держались в секрете. Область применения этой модели самолета очень широка.
Истребители-перехватчики
- МиГ 25П — самый первый перехватчик МиГ 25, базовая модель впервые выпущена в 1969 году (сделана на базе прототипа Е-155П);
- МиГ 25ПУ — модель, предназначенная для учебных целей;
- МиГ 25МП — усовершенствованная модель, ставшая прототипом МиГ 31. Серийно не производился;
- МиГ 25 ПД — модифицированная модель с мощным вооружением и электроникой. К ним относятся модели МиГ 25ПДС и МиГ 25ПДСЛ, на которых устанавливался двигатель типа Р15БД-300».
Разведчики
- МиГ-25Р — скоростной высотный разведчик. Выполнял радиолокационную, радиотехническую и оптическую разведку. Он был оснащен качественной оптикой и фототехникой.
- МиГ 25БМ — предназначен для прорыва линии ПВО. Оснащен противорадиолокационными ракетами Х-58. Мог нести ракеты с ядерными боеголовками. Поражения по целям радиолокационной службы противника наносились с высоты стратосферы.
- МиГ-25РБТ — самолёт радиотехнической разведки. Кабина самолета была оборудована новейшей электроникой, станцией «Шаг».
- МиГ-25МР — предназначался для исследований и прогнозов метеорологических наблюдений. Он был оснащен специальным оборудованием.
Тактические разведчики-бомбардировщики
МиГ 25РБ, МиГ 25РБВ — полностью высокие одноместные самолеты, которые предназначались для разведки и бомбометания. Их оснастили высокоточной электроникой, мощной радиолокационной аппаратурой (СРС-4А). Они несли на борту впечатляющее боевое вооружение. Масса бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Они были носителями ядерного оружия. Для автоматического бомбометания использовалась навигационная система «Пеленг-Д».
Потери
- 30 октября 1967 г. — летчику Игорю Лесникову предстояло установить очередной рекорд набора высоты. После взлета летчик начал быстро набирать высоту, превышая при этом разрешенную скорость. Самолет начал крениться влево и вошел в пикирование. Лесников попытался исправить ситуацию, отклонив ручку управления вправо, но из-за задней части элеронов МиГ-25 еще сильнее накренился влево. Лесников катапультировался, но высота была очень мала, и пилот погиб при ударе о землю. После этой трагедии у самолета МиГ-25 половинки стабилизатора погнулись в разные стороны.
- 26 апреля 1969 г в авиакатастрофе МиГ-25 погиб начальник авиации ПВО генерал Анатолий Леонидович Кадомцев. Причиной аварии стало возгорание двигателя.
- 30 июня 1973 г во время демонстрации нового самолета для высших органов власти один из самолетов МиГ-25, пролетая над выставочной площадкой, начал вращаться, а затем врезался в землю.
- Некоторые боевые летчики сталкивались с тем, что МиГ-25 на определенных режимах полета начинал самопроизвольно вращаться после небольшого отклонения от РСС. МиГ-25, на котором была обнаружена эта ошибка, был переведен в Жуковский, и там летчики-испытатели пытались найти режимы, при которых происходило вращение. 4 октября 1973 года у руля стоял Олег Васильевич Гудков. Несколько проходов на определенной высоте и скорости ничего не дали. На последнем проходе самолет начал сильно качать. Гудков отправил на землю: «Я 530-й, крутится! 530., крутись!» После этого самолет упал на здание текстильной фабрики в городе Раменское, пилот погиб. В ходе расследования выяснилось, что стабилизатор заклинило из-за недостаточной мощности гидроусилителей.
- 10 января 1978 г., село Иваново (Городецкий район Горьковской области) В 2 часа дня капитан Виталий Конюхов (786 иап) на МиГ-25 врезался в высокий берег реки Белой. Пилот погиб, имея возможность дважды катапультироваться. Официальная причина крушения — ошибка пилота. Подробнее об этом происшествии в статье «Песня о летчике» от 13.08.1999
- В 1996 году разбился МиГ-25ПУ Бориса Сафонова».
- 2 июля 2003 года на Кольском полуострове разбился МиГ-25.
МиГ-25 — чемпион
Удивительно, но основные проблемы были решены почти за два года. Односторонний пуск на высоких скоростях ракеты, подвешенной на внешних узлах подвески, приводил к опасной асимметрии, которая устранялась цельноповоротным дифференциальным стабилизатором. Самолет пронизан целой системой теплообменников, турборефрижераторов для снижения температуры воздуха с 7000С на входе в компрессор до необходимых 200С для нормальной работы оборудования.
Для радиоэлектронной аппаратуры была специально разработана мощная водно-спиртовая система охлаждения, питающаяся именно от загадочных 200 литров Массандры. На стальные теплоотражающие перегородки Госплан выделил по 5 кг серебра на самолет — и ни граммом больше. Тело и голова пилота охлаждались специальным потоком воздуха, но касаться стекла кабины голыми руками было категорически запрещено — это то же самое, что касаться раскаленного железа.
В результате получился уникальный самолет, не имеющий аналогов в мире, способный развивать высоту и скорость, как ничто другое в мире.
Самолету было присвоено специальное «спортивное» имя «Е-266», под которым он был зарегистрирован в Международной авиационной федерации FAI, и он стал бить мировые рекорды, установленные преимущественно американским сверхразведчиком SR-71. Это было продолжением своеобразного психологического давления со стороны США, в погоне за космическими успехами СССР. До сих пор многие рекорды Е-266 остаются непобедимыми.
Двигатель
Двигатель Р15Б-300 устанавливался на большинство самолетов МиГ-25 и их модификаций. Технические данные этого устройства впечатляют. Он разогнал истребитель до скорости 3 Маха и поднял его на высоту 22 километра. Тяга 11 200 кгс.
С полным вооружением истребитель развивал скорость 3000 км/ч. Без оружия скорость увеличивается на 10-15%. Американские ученые, проводившие испытания, показали, что двигатель Р15Б-300 может развивать скорость до 3400 км/ч. Максимальная скорость МиГ-25 достигала 3600 км/ч скорость с советскими самолетами в 1972 году.
Согласно этим данным, истребитель МиГ 25 установил абсолютный рекорд скорости и данных высоты полета. Но из соображений безопасности летчикам запрещалось разгонять самолет выше 3000 км/ч.
Электроника и радиолокационное оборудование
Кабина была оборудована мощной электроникой, характеристики которой на тот момент были лучшими для истребителей этого типа. К ним относятся система САУ-155П1 (автоматическая система управления), теплопеленгатор 26Ш-1, СПО «Сирена-3М» (система предупреждения об облучении), радиовысотомер Р-19 и система наведения «Лазурь». На разведчики устанавливались мощные бортовые радиолокационные станции типа «Сейбр».
«Пьянство» – в бой!
Американский журнал National Interest назвал МиГ-25 «ошибкой» с трагической судьбой. А вот японцы, особенно эксперт Мори Кентаро, восхищаются шедевром советской авиации и по сей день считают его «королем скорости». Так какая сторона права? Как ни странно, оба сразу.
МиГ-25 действительно напугал теоретиков и практиков военного дела своими удивительными ТТХ. И при этом сам стал их заложником. Самолет способен развивать огромную скорость и набирать удивительную высоту, причем очень быстро. Но именно поэтому он грешит постоянными неполадками в работе двигателя, а также крайне неприятен для пилотов.
Сверхзвуковое чудо, работая на пределе своих возможностей, становится словно пьяным: ломается, теряет управление, перегревается или вообще перестает работать.
В качестве примера этой особенности автор Виктор Марковский приводит эпизод, произошедший в 1972 году в египетском небе. Летчик Николай Стогов во время одного из полетов был вынужден быстро взлететь: у самолета остановился двигатель. К счастью, ситуацию удалось быстро исправить.
Летчик Александр Бежевец столкнулся с еще более серьезной неприятностью: треснула стойка основных стоек шасси, что грозило трагедией. Лишь с большим трудом и при большом везении ему удалось относительно мягко и без серьезных повреждений посадить самолет.
И это только исключительные случаи. Перегрев кабины и фюзеляжа — обычное дело для МиГ-25. Если машина движется на полном ходу, температура воздуха на впуске двигателя достигает 320 градусов Цельсия, а обшивка самолета нагревается до 303 градусов. По словам пилотов, участвовавших в боевых вылетах, иногда даже фонарь кабины нагревается так, что до него невозможно дотронуться.
Низкая эффективность советской машины усугубляется тем, что у нее нет радара, а это не позволяет летчику видеть самолеты противника перед собой и под собой.
Самолет был пьян и в другом смысле. По воспоминаниям авиационного офицера Игоря Водопьянова, за час полета в МиГ-25 заливают около 40 литров чистого 96% спирта и 250 литров так называемой Массандры, то есть спирта, наполовину разбавленного дистиллированной водой. Даже опытным пилотам было непросто устоять перед обаянием «зеленого змея.
Иногда топливо израсходовали нерадивые истребители перед полетом — и этот полет, конечно же, провалился: самолет был просто не готов к операции.
МиГ-25 даже в шутку называли «летающим продуктовым магазином», а его аппаратуру — «директором деликатесов». Смех смехом, а боевой потенциал иногда находился под угрозой из-за отсутствия самоконтроля у личного состава.
МиГ-25 vs SR-71 «Blackbird»
МиГ-25 выпускался в двух основных модификациях (плюс бесчисленное множество модификаций): перехватчик МиГ-25П и бомбардировщик-разведчик МиГ-25РБ, имеющие между собой минимальные отличия. МиГ-25 — серийный самолет, предназначенный для серийной постройки и постоянной эксплуатации в строевых частях.
СР-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик, построено 36 штук. Редкий, во многом экспериментальный самолет.
Давайте теперь начнем с этих фактов. Прямое сравнение перехватчика МиГ-25П со стратегическим самолетом-разведчиком невозможно из-за разных требований к конструкции. МиГ-25П создавался для быстрого перехвата цели, «Черный дрозд», наоборот, должен был часами находиться в воздушном пространстве другого государства.
Поэтому специалисты ОКБ Микояна обходились простыми и надежными техническими решениями, используя в качестве основного конструкционного материала жаростойкую сталь. Время нахождения на скорости 2,8 Маха для МиГ-25 ограничивалось 8 минутами, иначе тепло могло бы уничтожить самолет. За эти восемь минут МиГ-25 пролетел над всей территорией Израиля.
SR-71 должен был поддерживать полет на трех скоростях звука в течение полутора часов. Такого результата нельзя было достичь обычными методами. В конструкции SR-71 широко использовался титан, применялась сложнейшая астронавигационная система (отслеживание положения 56 звезд), пилоты были в костюмах высокого давления, похожих на скафандры.
Вылет SR-71 напоминал цирк: взлет с полупустыми баками, выход на сверхзвук и прогрев конструкции для устранения компенсационных зазоров в баках с последующим торможением и первоначальной дозаправкой в воздухе. Только после этого SR-71 встал на боевой курс.
Но, повторяю, такие извращения были следствием обеспечения длительного полета на трех скоростях звука. Здесь нет другого пути. Я уже не говорю о том, что затраты на эксплуатацию МиГ-25П и СР-71 были несопоставимы, в силу разных задач, поставленных перед машинами.
Если вы ищете ближайший зарубежный аналог МиГ-25П, то это, вероятно, будет перехватчик F-106 Delta Dart (начало службы в 1959 г.). Самолет был прочным и легким в управлении и состоял на вооружении 13 эскадрилий ВВС США. Максимальная скорость — 2 Маха, потолок — 17 километров. Из интересных особенностей — помимо обычных ракет класса «воздух-воздух» в состав комплекса вооружения входили две неуправляемые ракеты АИР-2А «Джинни» с ядерной боевой частью.
Затем машина получила шестиствольную пушку «Вулкан» — снова сказался опыт Вьетнама. Конечно, F-106, как и все представители 100-й серии, был примитивной машиной по сравнению с мощным МиГом, созданным на 10 лет позже. Но в 60-е годы американцы не стали разрабатывать высотные перехватчики, а сконцентрировали свои усилия на создании истребителей 4 поколения.
0 Если боевая эффективность перехватчика МиГ-25 оказалась низкой, то почему западные спецслужбы так стремились получить копию советского самолета? Начнем с того, что МиГ-25 оказался уникальной машиной для установления рекордов: МиГ установил 29 мировых рекордов скорости, скороподъемности и высоты полета. В отличие от СР-71, на советском перехватчике при скорости 2,5М допускались перегрузки до 5g. Это позволяло МиГу ставить рекорды на коротких закрытых маршрутах.
Настоящую славу «бессмертного самолета» получил МиГ-25РБ 63-го отдельного авиаразведывательного отряда. В мае 1971 года разведчики начали регулярные полеты над Израилем. Впервые при входе в воздушное пространство Израиля израильские системы ПВО открыли шквальный огонь по советским МиГ-25РБ. Но безрезультатно.
На перехват была поднята эскадрилья «Фантомов», но тяжелый истребитель-бомбардировщик «Фантом» никак не был склонен покорять стратосферу. Выпустив все свои ракеты, «Фантомы» вернулись ни с чем. Затем в воздух поднялась связка «Миражей» — чрезвычайно легкие, недозаправленные горючим, они должны были подняться на высоту более 20 км для успешного пуска своих ракет. Но и этот маневр израильтянам не удался: выпущенные по ним ракеты не смогли догнать МиГ.
Самая мощная американская система ПВО «Найк-Геркулес». Даже он не смог достать МиГ-25 на форсаже, хотя максимальная высота перехвата «Геркулеса» составляла 45 км. Несгибаемый разведчик — неприятно конечно, но терпимо. А вот несокрушимый бомбардировщик — это реально страшно. Специально для МиГ-25РБ были изготовлены термостойкие бомбы ФАБ-500, которые сбрасывались с высоты 20 000 метров со скоростью 2300 км/ч.
Бомба массой 500 кг, пролетев десятки километров, была вбита в землю на многометровую глубину, где взорвалась и вывернула наизнанку всю окружающую территорию. Конечно, точность оставляла желать лучшего, но сам неизбежный ответный удар отрезвлял противника.
Ну и напоследок расскажу забавную легенду: в системе охлаждения оборудования МиГ-25РБ было использовано 250 литров «массандры» — водно-спиртовой смеси и 50 литров чистого спирта, годного к употреблению. При каждом полете «на разгон» (высокая скорость на большой высоте) весь этот запас подлежал замене.
Однажды А. И. Микоян получил письмо от жен чиновников с просьбой заменить алкоголь чем-то другим. Микоян ответил, что если для достижения необходимых летно-технических характеристик машины ему нужно залить в нее Армянский коньяк, то он нальет в нее хоть АРМЯНСКИЙ КОНЬЯК!
Интересные факты
С этим самолетом МиГ-25 связано несколько интересных фактов:
- До того, как МиГ-25 начали использовать в СССР, в СССР лидерами самолетостроения были американцы. После появления на вооружении МиГ-25 лидерство отдали Советскому Союзу, и американские истребители перестали приближаться к границам СССР;
- Разработка МиГ-25 стала новым шагом не только в советском авиастроении, но и в мире. Конструкция истребителя, позволяющая сохранить маневренность при увеличении скорости, так никто и не пробовал. В результате удалось разработать самолет, отличающийся маневренностью и высокой скоростью;
- На разработку самолета МиГ-25 ушло много времени — около 10 лет. Это связано с тем, что никто ранее не создавал истребитель такой сложной конструкции. Поэтому при разработке то и дело появлялись различные нестыковки и технические проблемы. Доходило до того, что проект приходилось переделывать несколько раз.
- Появление МиГ-25 в некотором роде заставило конструкторов из США заняться разработкой новых истребителей F-14, F-15. Однако по техническим характеристикам эти самолеты не превосходили характеристики советских самолетов;
- Чертежи МиГ-25 держались в особом секрете. Это способствовало интересу дизайнерских агентств из других стран (в основном западных).
Выпуск МиГ-25 надолго вывел Советский Союз в лидеры авиастроения. Советский самолет использовался в разных странах, в том числе и на постсоветском пространстве. Вскоре США попытались «отреагировать» своими истребителями F-14 и F-15, но по техническим характеристикам эти самолеты не превосходили характеристики советских самолетов.
Оборудование
Первоначально перехватчик оснащался радиолокационной станцией РП-25 «Смерч-А» (изделие «720»), разработанной для перехватчиков Ту-128. После угона самолета в Японию вышло постановление правительства (от 4 ноября 1976 г.), согласно которому в кратчайшие сроки были подготовлены новый комплекс вооружения и новая РЛС С-25 «Сапфир». Также на самолете установлено:
Система автоматического управления САУ-155П1 (перехватчик) или САУ-155Р1 (разведчик): навигационный комплекс «Пеленг-Д» (ДР, ДМ); теплопеленгатор 26Ш-1; радиокомандная система наведения «Лазурь» (перехватчики); радиокомпас АРК-10; высотный радиовысотомер РВ-18 (РВ-19); СПО «Сирена-3М» или ЛО06 «Березка»; система управления воздухозаборником СРВМу-2А; система ближней радионавигации РСБН-6С «Коралл»; маркерный радиоприемник МРП-56П; переговорное устройство СПУ-7; подсудимый СО-63Б; система воздушной сигнализации СВС-ПН-5; речевой информатор РИ-65; диктофон МС-61 и др. в более поздних сериях устанавливался СПК «Радуга».
Все перехватчики оснащены комплексом «Полет-1И», который состоит из радиотехнической системы навигации и захода на посадку, курсовой, воздушной сигнализации и системы автоматического управления полетом. Разведчики были оснащены: фотоаппаратурой А-70 или А-72 от станции радиотехнической разведки «Куб-3М», РЛС бокового обзора «Сейбр», станции радиотехнической разведки «Вираж» или «Пангаж».
В 1969 г. Горьковский авиационный завод приступил к серийному выпуску истребителей МиГ-25П, официально принятых на вооружение авиации ПВО в 1970 г., а в 1978 г начался выпуск самолетов МиГ-25ПД, оснащенных импульсно-доплеровской РЛС «Сапфир-25» и теплового направления искатель ТП-23.
Через год построенные ранее самолеты МиГ-25П были доработаны до уровня МиГ-25ПД (эти машины получили обозначение МиГ-25ПДС). В состав вооружения перехватчика входят четыре гиперзвуковые (М>5) ракеты большой дальности Р-40Т (Р-40ТД) с тепловизионной головкой и Р-40Р (Р-40РД) с полуактивной радиолокационной системой наведения (максимальная дальность пуска по высотной цели от фронта до курса 35-60 км). Топливный бак можно подвесить под фюзеляжем.
При необходимости наземные цели могут быть поражены с высоты 20 000 метров.*
Характеристики самолета Су-25
Модификация | Су-25 |
Размах крыла, м | 14.36 |
Длина полета, м | 15.36 |
Высота полета, м | 4,80 |
Площадь крыла, м2 | 33,70 |
Масса, кг пустого самолета | 9500 |
Вес, кг нормальный взлетный | 14600 |
Масса, кг макс пуск | 17600 |
Топливо: внутреннее топливо, кг | 5000 |
Топливо ПТБ | 2 |
Тип двигателя | 2 ТРД Р-195 (первый — Р95Ш) |
Толчок, кН | 2 х 44,13 (40,20) |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 975 |
Максимальная скорость, км/ч высота | М=0,82 |
Практическая дальность, км | 1850 г |
Боевой радиус, км | |
на высоком | 1250 |
близко к земле | 750 |
Практичная крыша, м | 7000-10000 |
Максимальная высота боевого применения | 5000 |
Максимальная рабочая перегрузка | 6,5 |
Экипаж, ребята | 1 |
Сохранившиеся экземпляры
- Головной отраслевой музей истории гражданской авиации (Ульяновск)
- Таганрогский музей авиации
- Национальный музей ВВС — МиГ-25РБ, ранее принадлежавший ВВС Ирака. Самолет был обнаружен военнослужащими США в 2003 году; он был закопан в песок, и обе панели крыла отсутствовали. По состоянию на 2010 год самолет находится на реставрации.
- В городе Дубна. Памятник установлен на пересечении улиц Центральной и Октябрьской.
- Центральный музей ВВС, пос. Монино Щелковского района Московской области, МиГ-25РБ, летчик-испытатель А.В.Федотов
- В городе Югорске (ХМАО) ул. Железнодорожный
- В городе Когалым (ХМАО)
- В городе Елец (Липецкая область), на въезде в город со стороны Москвы.
- Минский музей авиационной техники при Центральном аэроклубе ДОСААФ
- Пермский музей авиации Павлов Михаил Анатольевич, на шоссе Космонавтов 262
- Государственный музей авиации (Киев) — МиГ-25РБ
- Военно-исторический музей ВВС ВС Украины — МиГ-25РБС
- Екатеринбург, Штаб ВВС УрВО, музей — МиГ-25 стол 46 (красный). Служил в авиационном гарнизоне Сокол, рядом с Большим Савино (аэропорт), Пермь. Пилотировал его заслуженный военный летчик полковник Пастухов Г.П., командир 764-го ИАП. 7 ноября 2012 года Соколу исполнилось 60 лет.
- В поселке Верхнеподпольный Ростовской области.