Самолёт Ил-20 ттх, особенности конструкции, применение

Военная техника

История создания

Еще в 1942 военном году С.В.Ильюшин направил руководству вооруженных сил доклад, в котором изложил причины ограничения работ по Ил-6 и преимущества постройки нового самолета. К письму был приложен эскизный проект модернизированного штурмовика (МШ) с двигателем повышенной мощности АМ-38. Главным отличием проекта называлось радикальное изменение обзора вперед и вниз из кабины и повышение точности ведения прицельного огня по наземным целям.

Для достижения этой цели предполагалось использовать необычный конструктивный план самолета. Новый самолет получил обозначение Ил-20. Он предназначался для уничтожения средств поражения и армии противника на передовой и в глубоком тылу врага.

История создания

11 марта 1947 г вышло постановление Совета Министров страны, предписывающее ОКБ С.В. Ильюшина разработать новый штурмовик с улучшенным бронированием по сравнению со штурмовиком Ил-10 и улучшенным обзором для летчика вперед, вниз и в стороны, с проверенным и испытанным серийным двигателем М-45ш. В постановлении также были сформулированы технические характеристики (см таблицу) новой машины и требования к вооружению.

Самолет должен иметь максимальную скорость на высоте 3 км — 560 км/ч, над землей — 500 км/ч, потолок высоты — 8 км, дальность полета — 1200 км. Вооружение должно состоять из шести 23-мм наступательных орудий, одного 20-мм оборонительного орудия, 400-кг бомб и шести 132-мм реактивных орудий.

Работа над проектом шла быстро. В феврале 1948 года был разработан эскизный проект двигателя М-45ш, и уже в июле макет новой машины был представлен комиссии. Выводы комиссии оказались неутешительными: макет был признан незаконченным. К недостаткам относились:

  • Неопределенная близость к пропеллеру кабины;
  • Сброс фонаря в аварийной ситуации не предусмотрен;
  • Противотанкового устройства не было;
  • Сложность эксплуатации и обслуживания машины при новой компоновке машины.

Хорошим решением было разместить пушечные установки под углом в нижней части фюзеляжа и вести огонь вниз. Постройку прототипа Ил-20 было решено отложить до утверждения модели машины. Однако С.В.Ильюшину удалось обойти запреты. Самолет в первой версии все же был изготовлен и допущен к заводским испытаниям.

На ходу

Испытания на заводе начались 20 ноября 1948 г. Испытания проводил летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Первый полет новой машины был совершен в начале декабря 1948 года. Испытания показали неудовлетворительные летные характеристики машины и их несоответствие требованиям, изложенным в постановлении правительства.

Кроме того, требования заказчика к оружию не были выполнены. Новый двигатель М-47 также требовал доводки. В связи со всем этим работы по Ил-20 в мае 1949 года были прекращены. Самолет также осмотрели высшие должностные лица военного ведомства. В результате проверки были подтверждены многие недостатки, в том числе:

  • небезопасное размещение бензобака между кабинами наводчика и летчика;
  • отсутствие эффективных средств пожаротушения;
  • недостаточная проработка поведения машины в режиме пикирования;
  • несоответствие устанавливаемого вооружения требованиям заказчика (4 орудия вместо 6) и т д

Аппаратура при нем

Самолет-разведчик Ил-20М оснащен комплексом электронно-оптических средств получения информации. В его состав входят станции «Ромба-4», «Квадрат-2», перехватчик ультракоротковолнового диапазона «Вишня», радиолокационная станция «Игла-1» бортового и оптического оборудования. Всего было выпущено два десятка экземпляров Ил-20М. Фотографии этих самолетов практически идентичны, в большинстве случаев на борту нет даже общего номера. Каждый из них имеет определенную конфигурацию и предназначен для выполнения определенного круга задач, поэтому принимаются меры секретности.

ил 20 м изображение

Объективы аэрофотоаппаратов прикрываются в полете специальными шторками, радиолокационная фаза заключена в длинный (почти 8 м) радиопрозрачный подфюзеляжный контейнер гондолы. Оптика размещена в боковых панелях, на задней части которых также расположены ромбовидные антенны, отвечающие за обнаружение РЛС.

Дальнейшая судьба

Самолет Ил-20М можно назвать небесным ветераном. Для мировой авиации подобные явления не редкость, но в каждом случае можно сказать, что долго летает только настоящий шедевр технической мысли. Электронное оборудование устаревает, но это не беда, его можно заменить и установить заново.

ил 20 м изображение

Самолет Ильюшина оказался очень удачным, прочным, надежным, простым в эксплуатации и экономичным. Заменить его пока просто нечем. Из всех возможных вариантов только реактивный Ту-214 может выполнять роль бортового разведчика, и то только после основательной и серьезной перенастройки, что является делом далекого будущего. Между тем поддержание Илова в исправном состоянии стало заботой военного ведомства. Разработана программа их глубокой модернизации.

Ил-20М теперь окрашен в привычный для боевой авиации серый цвет. Гражданский цвет больше никого не введет в заблуждение. Когда этот самолет приближается к границе, ВВС соседних стран обычно объявляют тревогу…

Описание конструкции

Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и трехопорным убирающимся шасси.

Фюзеляж самолета цельнометаллический полумонококового типа. Под ним в специальной гондоле располагалась антенна РЛС БО «Игла». Он имел характерную сигарообразную форму. Радиолокационное оборудование размещалось в носовом багажном отсеке самолета.

Силовая установка Ил-20 включала четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М мощностью по 4225 л.с каждый. С каждым.

Убирающееся шасси трицикла состояло из двух основных и передней стоек. Основная стойка шасси четырехколесная, передняя стойка шасси имела два колеса.

Описание конструкции

Экипаж самолета Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортового радиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, электронное оборудование обслуживали шесть операторов, рабочие места которых находились спереди и в центре машины. Кабина самолета была полностью перепроектирована, в хвостовой части разместилась комната отдыха экипажей с буфетом, туалетами и стульями. Также имелся аварийный люк в задней части фюзеляжа, через который можно было покинуть самолет в аварийной ситуации.

Радиолокационная станция «Игла-1» была важнейшим средством разведки на Ил-20, но отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях разместили камеры комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы были закрыты сдвижными шторками.

Наличие этих обтекателей — еще один признак (помимо антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета. На задней части обтекателей разместили антенны системы радиотехнической разведки «Ромбус», задачей которой было обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и местонахождения.

Для более детального изучения радиоизлучающих объектов противника на борту Ил-20 разместили комплекс «Квадрат», а для перехвата радиосвязи в УКВ-диапазоне использовали комплекс «Вишня».

Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для радиотехнической разведки. Хотя, конечно, сегодня этот автомобиль можно назвать морально и физически устаревшим.

Обзор Ил-20 и его лётно-технические характеристики

Аэродинамически Ил-20 представляет собой обычную компоновку с низким расположением крыла. Хвостовое оперение самолета одноохлаждаемое. Шасси — трехопорное. Носовая стойка шасси расположена под фюзеляжем, а борта — под гондолами авиадвигателя. Силовая установка Ил-20 представлена ​​4 одновальными турбовинтовыми двигателями АИ-20М.

Летные характеристики

Самолет оснащен современными аэрофотоаппаратами А-87П, а также станцией радиотехнической разведки «Ромб-4». Также на Ил-20 устанавливались радиолокационная станция «Игла-1» и станция радиотехнической разведки «Квадрат-2». Пассажирский салон самолета оборудован для размещения шести (затем восьми) операторов, работающих с радиолокационным оборудованием.

Летно-технические характеристики самолета Ил-20:

Размах крыла, м   37,4
Длина полета, м   35,9
Высота полета, м   10.2
Площадь крыла, м2   140,6
Вес (кг
  пустой самолет   33760
  максимальный старт   64000
Тип двигателя   4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   675
Крейсерская скорость, км/ч   620
Практическая дальность, км   6200
Практичная крыша, м   10 000
Экипаж, ребята   1. 3

Сильные и слабые стороны Ил-20

Ил-20 создавался на базе авиалайнера Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, полностью «унаследовал» все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолета в воздухе и его надежность также были результатом этого «родства».

Если говорить о характеристиках Ил-20, относящихся исключительно к основной деятельности, то здесь следует отметить, что это был первый в своем роде самолет, спроектированный и произведенный в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в вооруженных силах СССР самолет показал себя с хорошей стороны. Так что Ил-20 исправно служил и на учениях не подводил. И большое количество модификаций самолета доказывает, что концепция была выбрана очень удачно, благодаря чему Ил-20 находится на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полета.

Разочаровывает то, что Ил-20 уже морально устарел, и это может быть причиной его досрочного снятия с вооружения, причем сразу после появления нового самолета РЭБ и разведки.

Задачи

Во время учений или при подготовке к агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае соседняя сторона хочет знать весь объем передаваемой информации, но многое можно понять и по интенсивности радиообмена. В салоне Ил-20М находится первоклассный военный лингвист-переводчик, который постоянно прослушивает открытые каналы связи.

Свободно владеет языком соседнего государства, знает диалекты и жаргон, которыми пользуются военнослужащие в армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезной информации получается именно таким простым способом. Болтун — не просто подарок для шпиона.

авиационная грязь 20м

Но не только подслушать, но и посмотреть может Ил-20М (разведчик). Фотографии, сделанные качественным подразделением А-87П за много километров, помогут сделать выводы о боевых действиях, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и конечно не помешает отследить иностранные радары.

Модификации самолёта Ил-20

Существует девять модификаций самолета Ил-20:

  • Ил-18Д «Игла» — опытный образец самолета Ил-18, переоборудованный под радиотехническую разведку. Оснащен радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил свое название. Другое название модели: «Изделие 20».
  • Ил-18РТЛ — модификация Ил-18Д, переоборудованная в телеметрический самолет, используемый при испытаниях ракет.
  • Ил-20М — основная модель самолета Ил-20. Самолет радиотехнической разведки и боевой.
  • Ил-20М1 — самолет, оснащенный модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
  • Ил-20РТ — модификация Ил-20, переоборудованная в самолет — летающую лабораторию для телеметрии. Используется при испытаниях ракет.
  • Ил-22 «Бизон» — модификация самолета, используемая в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22М-11 «Зебра» — усовершенствованная модель самолета Ил-22.
  • Ил-22М-15 — последняя разработанная модификация самолета, используемого в качестве воздушного командного пункта.
  • Ил-22ПП «Чоппер» — модификация Ил-22, применявшаяся как самолет радиоэлектронной борьбы, а также постановщик помех.

Оборудование Ил-40

На борту Ил-40 установлено современное оборудование, позволяющее эффективно использовать самолет днем ​​и ночью, в различных погодных условиях. Носки крыла, киль и стабилизатор, воздухозаборники двигателей были оборудованы воздушно-тепловыми противообледенителями, поступающими от компрессоров двигателей горячим воздухом. Лобовое стекло кабины пилотов имело электрический обогрев.

Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование самолета представлено навигационным указателем НИ-50И, авиагоризонтом АГИ-1, гирокомпасом ГПИ-48, автоматическим радиокомпасом АРК-5 и компасом ЛГМК-3М, РСИУ-3М командная радиостанция и радиостанция связи РСБ-5, переговорное устройство СПУ-5, радиовысотомер РВ-2, маркерный радиоприемник МРП-48П, ретранслятор определения состояния барий, аэрофотоаппараты НАФА и АФА.

При выполнении пушечных стрельб, бомбометании и стрельбе ракетами летчик использовал коллиматорный прицел ПБП-6, который не подвел на больших высотах и ​​в пикировании. Сбрасывание бомб осуществлялось автоматически благодаря электросбрасывателю ЭСБР-3П. Кормовая установка оснащалась прицелом СПБ-40. Самолет был оснащен аппаратурой, позволявшей фиксировать результаты бомбардировки в любое время суток.








В ходе разработки на базе Ил-40 в дальнейшем планировалось создать несколько модификаций.

Читайте также: History of Israel Aircraft Industries Ltd

Эксплуатация

С 1970 года самолет-разведчик Ил-20 стал использоваться на учениях и в разведывательных полетах. При этом самолеты часто окрашивались в цвета «Аэрофлота» и имели гражданскую регистрацию. Вероятно, это способствовало тому, что окончательная идентификация машины странами НАТО произошла только в 1978 году. Разведывательные самолеты Ил-20 и Ил-22 использовались во время войны в Афганистане, а последние обычно не использовались для прямого «командного» назначения, но и как мобильные штаб-холлы.

В 90-е годы самолеты-разведчики на базе старых лайнеров начали устаревать, но самолеты Ту-22Р устарели еще больше, а современных самолетов-разведчиков Ту-22МР было выпущено слишком мало.

Эксплуатация

Так что Ил-20 оставался основным средством воздушной радиотехнической разведки. Такие разведчики входили и в состав группировки российских войск в Сирии. В сентябре 2017 года один из Илов был по ошибке сбит сирийской системой ПВО.

Удар в спину

В ноябре 2015 года российский истребитель Су-24 был сбит над территорией Сирии турецкой ракетой F-16 класса «воздух-воздух». Экипаж успел катапультироваться, выжил только штурман Константин Мурахтин. Пилот Олег Пешков был расстрелян в воздухе сирийскими боевиками. Владимир Путин назвал произошедшее «ударом в спину». Это привело к резкому ухудшению отношений между Москвой и Анкарой.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган долгое время отказывался признать вину Анкары в крушении Су-24 и даже пообещал продолжить сбивать российские самолеты, если они нарушат воздушное пространство Турции. Потепление в двусторонних отношениях начало проявляться почти год спустя, когда Эрдоган направил Путину письмо с извинениями.
Ответ, как заявил российский лидер, будет направлен на обеспечение безопасности российских военнослужащих и объектов в Сирии. Подробностей плана президент не раскрыл, только о.

Никакой эскалации напряженности между Москвой и Тель-Авивом не будет — обе стороны дорожат отношениями и нужны друг другу, уверен эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. «Публично для внутренней аудитории Минобороны России правильно выразило твердую позицию, которая должна объяснить гибель россиян», — отмечает эксперт. Кроме того, Мардасов указывает, что сдерживание Израилем Ирана выгодно самой Москве — противостояние Тель-Авива и Тегерана позволяет России ограничивать иранские амбиции на Ближнем Востоке «чужими руками».

Россия вряд ли пойдет на радикальные и опрометчивые меры против Израиля, с которым ей удалось выстроить эффективные рабочие отношения, соглашается старший преподаватель Высшей школы экономики Леонид Исаев. «С Тель-Авивом Москве удалось найти общий язык и прийти к пониманию интересов каждой из сторон не только в Сирии, но и в ближневосточном регионе в целом — и это пока работает безотказно, «, — поясняет эксперт. По его мнению, России сейчас невыгодно открывать новый фронт противостояния.

Самолет

Как уже было сказано выше, самолет-разведчик Ил-20М идентичен пассажирскому самолету Ил-18Д по летным характеристикам и общей конструкции. Это цельнометаллический моноплан с несущим корпусом круглого сечения. Четыре газотурбинных двигателя АИ-20М мощностью по 4250 л.с каждый. С каждым. Длина фюзеляжа 35,9 м, высота киля над землей 10170 мм, размах крыла 17,4 м, площадь 140 кв.м, взлетная масса 64 т. Скорость — 640-680 км/ч.Потолок — 10 тыс.

Конечно, пассажирские места в кабине Ил-20М полностью избыточны, остаются только места персонала, работающего со сложной электронной аппаратурой. Сиденья (их восемь) тоже специальные, предназначены для укладки парашютов, все-таки военный самолет. Так как перелеты длительные, есть условия для отдыха (шведский стол, туалет и раздевалка). В экстренной ситуации экипаж может покинуть борт по трапу, ведущему в расширенный грузовой люк (в пассажирском варианте). Помимо сотрудников радиоэлектронной разведки, в самолете, конечно же, есть и летный экипаж из пяти человек (2 пилота, радист, бортинженер и штурман).

ил 20 м изображение

Особенности исполнения

Как уже говорилось ранее, при разработке проекта Ил-20 использовалась необычная конструкция конструкции самолета. Необычно расположение кабины пилотов было прямо над двигателем и впереди, насколько позволяла конструкция машины. Такое расположение кабины давало летчику довольно широкое поле зрения вперед-вниз под углом около 37 градусов, для сравнения на серийном Ил-2 поле зрения составляло всего 8 градусов. В режиме пикирования пилот мог видеть намеченные цели.

В остальном Ил-20 был обычным низкопланом с двигателем М-47 жидкостного охлаждения. Хвостовое оперение — обычное однокилевое. Горизонтальное оперение и крыло трапециевидной формы. Кабина, стрелок, двигатель, топливные баки и все системы обеспечения находились внутри бронекорпуса. Радиаторы располагались в средней части.

Самолет был оснащен современным пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), противообледенительной системой (ПОС) и радиотехническим оборудованием. Установленное оборудование позволяло эксплуатировать самолет в любых погодных условиях и в любое время суток.

Броневая защита машины была изменена. Толщина металлических бронелистов была увеличена почти вдвое — на 46 %, а бронестекла на кабине — на 59 %. Броневая защита двигателя состояла из бронированного капота. Радиаторы со всех сторон прикрывались броневыми листами разной толщины.

Предполагалось разработать два проекта машины под разные варианты расположения наводчика, а соответственно и разный состав вооружения. В первом варианте проекта наводчик располагался непосредственно за топливным баком и управлял 23-мм пушкой, расположенной в верхней подвижной артустановке Ил-ВУ-11.

Во втором варианте проекта наводчик располагался в хвостовой части корпуса машины и управлял пушкой, расположенной в кормовой артустановке Ил-КУ-8. Второй вариант проекта не был реализован.



Главное правило — не вызывать подозрений

Разведчик-нелегал должен выглядеть как обычный гражданин, а самолет-разведчик должен быть похож на авиалайнер. Так решили в Генштабе СССР.

В целом этот самолет имел мало отличий от базового Ил-18Д, последней и наиболее совершенной пассажирской модификации, функцией которой была увеличенная дальность полета (6400 против 4850 км у ранее выпускавшегося Ил-18В). С 1965 года этот лайнер серийно выпускался авиазаводом «Знамя труда» в Москве, а Ил-20М также начал строиться здесь в 1968 году.

Из соображений государственной тайны цвет (авиастроители называют его ливреей) он получил обычный аэрофлотовский. На носу осталась надпись «Ил-18», в целом внешне он не отличался от гражданского, а что у него внутри могли знать только специалисты, получившие секретный доступ. А в салоне находились приборы, позволяющие судить о степени боевой активности армий иностранных государств по интенсивности и характеру радиосигналов.

ил 20м фото разведки

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector