Самолеты Ильюшина: история создания компании и модельный ряд

Военная техника

Знаковые самолеты

ЦКБ-26

Первый опытный дальний бомбардировщик ЦКБ-26. Крыло полностью металлическое, конструкция обшита фанерным шпоном.

ЦКБ-26

Дальнейшее развитие получили металлоконструкции с крылом из дюралюминия. Впервые поднялся в небо в 1936 году, летом установил пять мировых рекордов. Бомбовая нагрузка до 1000 кг. Скорость развивалась до 390 км/ч.

ДБ-3 была удачной модификацией, хорошо управлялась, выполняла петлю Нестерова. За два года было выпущено 1528 единиц самолетов. Машины семейства ЦКБ-26 успешно бомбили территории противника в ходе боевых действий в сороковых годах.

ИЛ-2

Ил-2 получил настоящее признание. Военный штурмовик отличился во Второй мировой войне, было выпущено более 36 000 единиц. Эксплуатировался до 1954 года. Противник называл Ил-2 «черной чумой», а производители называли свое детище «летающим танком».

Главной особенностью планера был бронированный корпус носовой части и центральной части фюзеляжа. Толщина брони 64 мм. Самолет устойчив, в разных модификациях характеризовался бортовым вооружением.

Ил-28

Самолет Ил-28 стал первым военным реактивным бомбардировщиком, способным нести ядерное оружие. Принимал участие в нескольких локальных конфликтах, отличался неприхотливостью в управлении.

Ил-28

Создание этого бомбардировщика принесло главному конструктору Ильюшину и нескольким членам группы Сталинскую премию.

Коммерческая эксплуатация началась в 1950 году, всего было выпущено 6316 экземпляров. Самолет производился также в Китае и Чехословакии. Служил в ВВС многих стран мира, среди них: ГДР, Китая, Румынии, Египта, Йемена, Вьетнама и большого количества других стран.

Выпускается в нескольких вариантах. Это были летающие лаборатории и противолодочный бомбардировщик, фронтовой разведчик и самолет радиоэлектронной разведки — это лишь некоторые модификации Ил-28.

Ил 12

Это первая транспортная модель для средних и малых линий. Стал популярным на международных пассажирских маршрутах. Поставлялся в разные страны, летал в Китае до 1993 года.

Ил 12

Всего за три года (с 1946 по 1949 год) в серийное производство было собрано 663 самолета. Ил-12 применялись в полярной авиации, геологоразведке, работали в Антарктиде, труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, горных районах Средней Азии.

Ил-62

В 1967 году начал эксплуатироваться Ил-62. Первый дальнемагистральный межконтинентальный самолет имел вместимость 168 человек, а в модели Ил — 62 М 186 пассажиров. Турбореактивные двигатели, четыре части.

Ил-62

всего было выпущено 289 единиц, выпускались различные модификации, как пассажирские, так и грузовые. В начале девяностых четырехмоторные машины устарели, в небе они находились до 1995 года.

Отечественные узкофюзеляжные лайнеры экспортировались в европейские страны социалистического лагеря, а также на Кубу, в Мозамбик и Анголу. Ил-62 долгие годы оставался востребованным, в том числе и государственными органами.

Эта машина служила столом №1, перевозя первых людей в штате. До того момента, когда ему на смену пришел новый широкофюзеляжный самолет Ил-96.

Ил-76

В 1971 г. ОКБ Ильюшина под руководством конструктора Г.В. Новожилова разработало тяжелый военно-транспортный самолет. Лайнер оснащен четырьмя реактивными двигателями. Имеет круглое сечение корпуса, максимальная взлетная масса 210 тонн. Корпус разделен на герметичные отсеки, также имеется отдельная кабина для наводчика.

Самолет был принят на вооружение ВВС в 1976 году и сегодня состоит на вооружении армий многих стран мира. Машина имеет хорошую грузоподъемность (до 45 000 кг груза). С 1973 года в серийное производство было выпущено до 1000 моделей этого военного крейсера.

Ил-86

1976 год ознаменовался выпуском первого в истории отечественной авиации широкофюзеляжного самолета. Предназначен для линий средней протяженности на загруженных маршрутах. Машина имела четырехмоторную турбореактивную силовую установку. Пассажировместимость Ил-86 в экономичной компоновке составляла 350 человек.

Ил-86

Серийно выпускался с 1976 по 1997 год (106 ед.). В коммерческой эксплуатации находился до 2011 года, страны СНГ после девяностых также эксплуатировали самолеты этой категории.

Самолет этой марки в сентябре 1981 года установил мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту (975,3 км/ч.

Ил-96-300

Межконтинентальный широкофюзеляжный самолет имеет возможность взять на борт 300 пассажиров. Этот дальнемагистральный самолет имеет четыре ТРДД отечественного производства. Ил-96-300 сертифицирован для полетов на всех широтах земного шара, приспособлен к полетам в сложных условиях.

Ил-96-300

Уникальный самолет является самолетом №1 в России и находится в распоряжении Президента РФ с 1996 года. Экземпляр Ил-96 ПУ оборудован как «пункт управления», полеты выполняет СЛО «Россия». «. Было выпущено всего 30 единиц пассажирских и грузовых транспортных модификаций.

Ил-114

Двухмоторный турбовинтовой самолет предназначен для полетов на средние и короткие расстояния. Н. Д. Таликов был главным конструктором этого самолета. Пассажировместимость 64 человека.

Ил-114

Первый полет был совершен в 1990 году, но в серию он так и не пошел из-за распада Советского Союза и кризиса. В настоящее время планируется возобновить производство турбовинтовых региональных самолетов Ил-114-300. Серия кораблей выйдет в 2020 году. В дальнейшем возможны следующие варианты компоновки: разведывательный, патрульный, медицинский, противолодочный.

Ил-2. Легенда авиации

Этот самолет принес Сергею Ильюшину большую известность. Во второй половине 1930-х годов он предложил руководству страны создать бронированный штурмовик — «летающий танк» для непосредственной авиационной поддержки войск на поле боя в условиях сильной ПВО противника. Идея авиаконструктора заключалась в том, чтобы создать планер из бронекорпуса обтекаемой формы, что позволило значительно снизить вес конструкции самолета и оснастить его мощным вооружением.

..нужно создать бронированный штурмовик, или иначе говоря «летающий танк», где все жизненно важные части зарезервированы. Наше конструкторское бюро решило сделать так, чтобы броня работала в фюзеляже, чтобы он был рабочим органом. До сих пор конструкторы ставили броню на раму только для ее защиты. И здесь был спроектирован бронекорпус, содержащий все жизненно важные части боевой машины — двигатель, кабину, двигательные системы и тому подобное. Кузов приобрел обтекаемую форму

В марте 1941 года в Воронеже состоялся первый полет серийного штурмовика в одноместном варианте. Однако опыт боевых действий Великой Отечественной войны показал, что Ил-2 без оборонительного кормового пулемета был беззащитен перед истребителями противника, и в первые месяцы войны штурмовые части понесли большие потери. Поэтому в короткие сроки был разработан и принят на вооружение двухместный вариант (с кабиной наводчика для сбития самолетов противника в задней полусфере).

Будущий штурмовик в прямом смысле этого слова нужно было выковать из стали. Непростой задачей оказался выбор толщины стального листа, чтобы зря не перегружать станок

Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч автомобилей. В Вермахте его называли «мясорубкой» и «железным Густавом», а вот немецкие летчики прозвали Ил-2 «бетонным самолетом» — за высокую боевую живучесть. Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 390 км/ч, а на высоте 1200 м — 405 км/ч. Время набора высоты до высоты 1000 м — 2,2 минуты. При этом на боевом развороте штурмовик набрал высоту 400 м.

В годы войны было изготовлено несколько модификаций самолета. Ил-2 и его дальнейшее развитие — штурмовик Ил-10 — активно применялись во всех крупных сражениях, в том числе и в советско-японской войне.

Именно штурмовики Ил-2 и дальние бомбардировщики Ил-4 стали главной ударной силой советской авиации в годы войны. Фактически, как отмечают авиаспециалисты, вся ударная авиация, как новый вид вооруженных сил, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками создавалась на базе самолетов конструкции Ильюшина.

За создание и усовершенствование Ил-2, за разработку Ил-10 Ильюшин был удостоен четырех Сталинских премий. А в 1941 году по совокупности заслуг (Ил-2 и Ил-4) ему было присвоено первое звание Героя Социалистического Труда.

Кузница рекордов

На всю жизнь у него осталась память об этих полетах — шрам. Это видно на фотографиях Ильюшина — на его приподнятую бровь трудно не обратить внимание. С 1936 года Ильюшин был главным конструктором КБ Менжинского авиационного завода. С тех пор ему удалось почти все.

Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, боялись и уважали студенты, благоволил начальство. Однажды Сталин даже пригласил авиаконструктора погостить на несколько дней на знаменитую Кунцевскую дачу. Любовь вождя – ценность обоюдоострая, в любой момент она может обернуться против фаворита. Но генсек поверил Ильюшину. Может быть, потому, что он увидел в нем сильный характер.

Высота вокруг: как первая российская летная школа стала элитной Почему юбилей Качинской летной школы превратился в грустный праздник

Вся его жизнь текла от плана к плану, шаг за шагом. У него была заповедь: «Если ты хочешь сделать что-то серьезное, ты не можешь сделать что-то за восемь рабочих часов». Иногда казалось, что Ильюшин просто не замечает ничего другого — только чертежи и постановку. Просто работай. Никаких мирских бедствий, никаких отклонений от курса. Но каждый самолет — это целая история, от идей и споров до реализации и испытаний. А потом — релиз, потом — доработки и наконец идея следующей модели. Идея охватила всю советскую промышленность — ведь «Илысы» выпускались и в Казани, и в Ташкенте, и в Минске… И весь земной шар, который тысячи раз облетел самолет Ильюшина.

17 июля 1936 года на машине Ильюшина ЦКБ-26 летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты наземного самолета с полезной нагрузкой 500 кг. Коккинаки перекрыл предыдущее достижение француза Синьерена на 1173 м, поднявшись на высоту 11458 м.

Русский богатырь и летающая лодка: самый большой самолет в мире Истории главных воздушных гигантов и наглядное сравнение их характеристик и масштабов

А дальше чередой пошли пластинки, самым известным из которых стал перелет из подмосковного Щелково в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, длившийся более суток. Это был рекорд дальности полета – 7580 км. И Коккинаки, и штурман Александр Бряндинский впоследствии были удостоены звания Героев Советского Союза. Ильюшин на тот момент остался без звезды.

ЦКБ-26. Самый первый

Этот дальний бомбардировщик стал первым самолетом, построенным ОКБ Ильюшина. В ходе испытаний были достигнуты хорошие летные характеристики, не уступающие зарубежным аналогам. Позже на базе этой модели были разработаны и интересные модификации: ДБ-3 и ДБ-3Ф, получившие впоследствии название Ил-4.

Самолет ДБ-3 был построен в 1936 году. На одном из серийных бомбардировщиков, переоборудованных в самолет-рекордсмен ЦКБ-30 «Москва», экипаж под командованием летчика-испытателя Владимира Коккинаки совершил дальний перелет Москва — Дальний Восток и трансатлантический рейс Москва — Северная Америка.

Сегодня современные самолеты летают по второму маршруту. В 1965 году по решению Международной ассоциации воздушного транспорта Владимир Коккинаки, как первопроходец на кратчайшем маршруте между Европой и Америкой, был награжден бриллиантовой цепью «Роза ветров Пионерская цепь». По словам разработчиков, эти рекордные полеты позволили раскрыть потенциальные характеристики машины, в результате чего ДБ-3 заработал репутацию отличного «дальнобойщика» и был запущен в серийное производство.

В 1939 году коллектив конструкторского бюро под руководством Ильюшина выпустил новую модификацию — ДБ-3Ф. Оснащенная усовершенствованным планером, вооружением и более мощными двигателями, эта машина заменила в 1940 году серийный самолет ДБ-3.

В августе 1941 года самолет Ильюшина еще раз доказал свои прекрасные летные качества. В ночь на 8 августа 13 ДБ-3Т ВВС Балтийского флота нанесли бомбовые удары по целям в Германии, в том числе по Берлину, преодолев 1760 км туда и обратно, из них 1400 над морем. Это было ответом на попытку немецкой авиации нанести массированные воздушные удары по Москве в ночь с 22 на 23 июля 1941 года.

Когда работает большая команда, зачем давать машине имя одного человека? С моей точки зрения, это правильно, ведь в первую очередь за свое детище отвечает дизайнер. В моей жизни было много неприятных взлетов и падений, но мои коллеги часто не знали о них, я не перекладывал на них ответственность. Присвоение имени дизайнера ко многому обязывает, ведь это не только большая честь, но и большая ответственность перед людьми

Сергей Ильюшин советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда

ДБ-3Ф был переименован в Ил-4 в марте 1942 года в соответствии с решением Комитета обороны Норвегии.

Дешево, но надежно

Сразу после войны Ильюшина захватили мирные проекты. Конечно, он продолжал разрабатывать боевые самолеты, но все больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Еще в военное время он начал зарисовывать машины для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомбардировок.

Так появился Ил-14, имевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктике. В полярной авиации он долгое время оставался незаменимым. Такие самолеты использовались и в первом в мире полярном перелете атомохода «Арктика», и в знаменитых лыжных походах на Северный полюс, сопровождая путешественников с неба.

Следующая машина ОКБ Ильюшина, четырехмоторный турбовинтовой Ил-18, на полтора десятилетия стал одним из основных самолетов Аэрофлота. В апреле 1959 года Ил-18 начал выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.

На чем полетишь навстречу веку Отечественная гражданская авиация отмечает 95-летие

В начале 1960-х правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный авиалайнер мирового уровня, который мог бы летать прямо из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Ильюшин начал работать. Межконтинентальный авиалайнер Ил-62 по тогдашней традиции был введен в строй в праздничную дату — 50-летие Октября.

Долгое время Ил-62 также был официальным правительственным самолетом руководителей Советского Союза и России. А в наше время лидер Северной Кореи Ким Чен Ын использует один из двух Ил-62М Air Koryo в качестве личного самолета.

У Ильюшина был девиз: «Просто, но качественно, дешево, но надежно!» Здесь помогла врожденная сельскохозяйственная практика. Ильюшин гордился тем, что у него в два-три раза меньше сотрудников, чем в фирме Туполева. Авиаконструкторы в СССР были привилегированной кастой — и, как говорится, за лишний рубль обычно не гнушались лезть в государственный карман. И для Ильюшина экономичность тоже была делом чести.

123

Он не жаловал журналистов — не любил позировать и давать интервью и даже молчал на заседаниях Академии наук. Он слишком ценил свое время. Избегал безделья и шумихи. Он чувствовал себя хорошо только тогда, когда был в середине проектной работы. Все остальное было максимально исключено.

Первые женщины-рекордсменки в истории мировой авиации Их истории — к 120-летию со дня рождения легендарной летчицы Амелии Эрхарт

За пунктуальность, за сообразительность коллеги называли его чистюлей. Ильюшин был убежден, что надежный самолет начинается с внутренней дисциплины конструктора, и оставался верен своим привычкам на протяжении десятилетий. А за умение доводить любой новаторский проект до уровня технологической наглядности Ильюшин считался мастером простых решений.

Ил-14. «Полярник»

На основе опыта эксплуатации Ил-12 в самых разных климатических и погодных условиях был создан авиалайнер Ил-14, впоследствии ставший рабочей лошадкой Аэрофлота и всей полярной авиации.

Автомобиль получился очень удачным, простым в управлении, неприхотливым и достаточно надежным. Это особенно понравилось полярникам, так как суровый климат не позволял использовать большинство других самолетов. В 1962 году для действий в Арктике несколько «полярников» получили убирающееся лыжное шасси и топливный бак в фюзеляже.

До второй половины 1950-х годов Ил-14 был основным самолетом госведомства, а его различные варианты эксплуатировались до начала 1990-х.

Самолет использовался больше как гражданский лайнер, но в его истории были и боевые эпизоды. Машины обеспечивали деятельность контингента советских войск при подавлении восстания в Венгрии в 1956 году. Поставленные за границу Ил-14 стали участниками Суэцкого кризиса на стороне Египта.

Затем их использовали для высадки десанта во время различных локальных конфликтов. Примечательным эпизодом стало также участие в Кубинском ракетном кризисе 1962 года — самолеты использовались для доставки различных грузов на Кубу и затем оставались там. Ил-14 эксплуатировался в 31 стране мира.

Известно, что машины также использовались для отбора проб воздуха и фото- и видеосъемки во время различных ядерных испытаний на полигоне Новая Земля.

Появление первых отечественных массовых пассажирских самолетов Ил-12 и Ил-14 положило начало становлению воздушного транспорта гражданской авиации.

Послевоенные самолеты для армии

После войны коллектив конструкторского бюро под руководством С.В. Ильюшина начал работу над опытным реактивным бомбардировщиком Ил-22. Здесь впервые применили систему подвески двигателей под крылом на пилонах. Впоследствии результаты этой опытной работы были воплощены в реактивном фронтовом бомбардировщике Ил-28, принятом на вооружение.

Затем создание истребителей-бомбардировщиков было передано фирме Туполева, а штурмовиков — фирме Сухого. Но ОКБ Ильюшина выпустило и ряд опытных образцов, в том числе реактивный штурмовик Ил-102, не пошедший в серию по разным причинам.

Для ВВС страны конструкторское бюро изготавливало самолеты-разведчики Ил-20, противолодочные самолеты Ил-38, постановщики помех, ретрансляторы и другую специальную авиационную технику, а также военно-транспортные машины.

ил-18 в воздухе

Ил-18

Ил-18
0 Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простой») — пассажирский самолёт для дальних авиалиний, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с оперением с килем. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.

Серийно производился с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя Труда»), расположенном недалеко от Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено 719 (по другим данным — более 850) самолетов, в том числе 564 авиалайнера (1957-1969 гг.), остальные — специальные (например, ледовые разведывательные или метеорологические лаборатории) и военные (в т.ч. Ил-38) строился до конца 1970-х гг. Авиаконструкторское бюро имени Ильюшина

Красный воздушный флот

В 1919 году Ильюшин уже служил в Красной Армии, механиком поезда, перевозившего самолеты на ремонт в Серпухов. Он участвует в уникальной операции по транспортировке сбитого вражеского самолета Avro. Этот биплан впоследствии стал прототипом российского У-1. Дослужившись до начальника этого поезда, именуемого авиапоездом, он поступает в Институт инженеров ВКФ. Совмещает учебу с работой в кружке планеристов, где создавал вполне настоящие модели, участвовавшие в соревнованиях международного уровня.

После окончания учебы он становится председателем группы экспертов и даже вносит коррективы в работу Туполева и Поликарпова. Но он хочет делать свои собственные самолеты. А в 1931 году он стал начальником института, а в 1933 году — конструкторского бюро.

Он возглавлял ОКБ до 1970 года. За это время из гнезд вылетело немало красивых самолетов. Последним самолетом Ильюшина был Ил-62. Личный вклад этого человека в мировую авиаиндустрию невозможно переоценить. Конструкторское бюро, его школа, продолжает работать на развитие авиации до сих пор.

Ил-40

Ил-40
Ил-40 (по кодификации НАТО: Brawny — «Мускулистый») — советский реактивный штурмовик.

Из-за проблем на летных испытаниях, связанных с остановкой двигателей при стрельбе из носовых орудий, производство сначала было приостановлено, а затем (в апреле 1956 г.) и вовсе прекращено в связи с отказом ВВС СССР от штурмовиков

Военные самолеты Ильюшина

Развитие боевой авиации в ОКБ Ильюшина шло по двум основным направлениям: штурмовикам и дальним бомбардировщикам.

Из первых можно выделить Ил-2 (и его модификации), ставший самым массовым боевым самолетом в истории, и Ил-10. Все они характеризовались высокой для машин этого класса скоростью и маневренностью. Особенно ценными чертами штурмовика Ильюшина были тяжелое бронирование, серьезное вооружение и высокая бомбовая нагрузка.

Ил 10 над уровнем моря

Из бомбардировщиков стоит отметить двухмоторный Ил-4. Самолет активно эксплуатировался в первые годы войны. Было выпущено более пяти тысяч автомобилей. Они также использовались в море как бомбардировщики-торпедоносцы. Эти самолеты Ильюшина принимали участие в бомбардировке Берлина в 1945 году.

Следующим самолетом в этой категории стал реактивный Ил-28. Массовое производство началось в 1949 году. Он был способен нести тактическое ядерное оружие. Этот самолет Ильюшина был хорошо защищен и активно эксплуатировался как в СССР, так и в других странах Варшавского договора. Всего было выпущено 6100 таких самолетов.

Нужны как воздух

Ил-2 — это не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной войны. С этим штурмовиком Красная Армия прошла всю войну. Пехота прозвала четырехтонную бронемашину летающим танком. «Самолеты Ил-2 нужны сейчас нашей Красной Армии, как воздух, как хлеб», — писал Сталин. С помощью этих машин Герой Советского Союза Нельсон Степанян потопил 13 немецких кораблей, сбил 27 самолетов, разрушил пять мостов и привел в негодность почти 700 единиц боевой техники противника.

На пути к рекорду История беспосадочного полета Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, открывшего новую страницу в развитии авиации

Георгий Береговой, единственный в истории летчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за полеты в космос, летал на «Илах» во время войны. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Ил-2 сделан добротно. Отличная машина! Мужик, потому что неприхотлив, надежен в лоб, но Ил нас спас, потому что можно было приземлиться и в болото, и в лес, и в лоб… Бронекорпус был берегом летчика… На форсированном гнешь лопасти винта, а потом на аэродроме механик берет кувалду, поправляет, а потом опять летишь… В общем, наша машина была наша, не раз выручала, а значит я ей жизнью обязан, а значит и Ильюшину!»

Василий Васильевич Решетников, старейший из ныне живущих Героев Советского Союза, за годы Великой Отечественной войны совершил 307 боевых вылетов. Он летал за штурвалом другой машины Ильюшина, дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).

В начале войны как фронтовые, так и тыловые службы распределялись скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда еще не решалась судьба битвы за Москву, вышел указ о присвоении Ильюшину звания Героя Социалистического Труда. За годы войны наши заводы выпустили около 137 тысяч самолетов. Из них 48 тысяч — более трети — «Илы»!

Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации тоже творение Ильюшина, Ил-28. Еще одна новаторская машина, занимавшая лидирующие позиции в своем классе с конца 1940-х до середины 1950-х годов. Ил-28 также были переброшены на Кубу накануне Карибского кризиса. А на Новой Земле бомбардировщики Ильюшина участвовали в непосредственных испытаниях ядерного оружия.

Взгляд вдаль: как в России изобретали бомбардировщики Судьба их создателей Игоря Сикорского и Михаила Шидловского могла сложиться иначе

Стоит ли удивляться, что вологжанин по количеству регалий превзошел всех своих коллег, в том числе и собственных учителей? Академик, генерал-полковник. Семь Сталинских премий, одна государственная, Ленинская премия, три звезды от Героя Труда.

«Летающий танк»

Всю войну, с 1941 по 1945 годы, Ил-2 в различных модификациях «боролись» за победу. Эти машины участвовали во всех боях Великой Отечественной войны. За толстую броню и вооружение, пробивающее немецкую технику, самолет получил прозвище «летающий танк». Он был эффективен, надежен и довольно прост в обслуживании и ремонте. Все это позволило самолету стать самой массовой машиной в истории боевой авиации.

Штурмовик Ил 2

Более 30 процентов всех советских самолетов, воюющих на Курской дуге, составляют именно эти самолеты. Летчики, бросившиеся им навстречу в пекло, понесли противнику колоссальные потери. История воздушных боев с участием Ил-2 полна героических сторон и грандиозных побед.

Самолет эксплуатировался после войны. Машина находилась в строю армий стран социалистической Европы до 1954 года. Вверху самолет Ильюшина Ил-2.

Читайте также: МИГ-23: самолёт, истребитель, технические характеристики (ТТХ), боевое применение, вооружение, профиль крыла

Ил-103

Ил-103
Ил-103 — четырехместный (пилот и три пассажира) одномоторный поршневой авиалайнер аэротакси.

Самолет был сертифицирован по стандартам AP-23 IAC в 1996 году. В качестве двигателя был выбран Teledyne Continental Motors IO-360ES мощностью 210 л.с. Дальность — 1000 км.

Рассматривался проект создания на его базе двухмоторного самолета.

В конце 2017 года появилась информация о возможной глубокой модернизации самолета. Одним из вариантов установки на него отечественного двигателя является адаптация двигателя, разработанного в КБ Симонова, для беспилотников. По словам производителя, цена продажи самолета будет в пределах 150-200 тысяч долларов Авиаконструкторское бюро имени Ильюшина

Ил-12. «Междугородный автобус»

Несмотря на то, что основные усилия авиационной промышленности в годы войны были направлены на обеспечение нужд фронта, в 1943 году по собственной инициативе Сергей Ильюшин приступил к проектированию пассажирского самолета на 27 мест. Конструктор понимал, что как только война закончится, стране понадобится комфортабельный, экономичный и быстроходный самолет по сравнению с существовавшими тогда двухмоторными поршневыми Ли-2, выполненными на базе лицензионного американского Douglas DC-3.

Мы начали проектировать Ил-12 в июне 1943 года. Мы верили, что победа будет за нами, иначе мы бы не начали работу над пассажирским самолетом

Проект пассажирского двухмоторного Ил-12 был утвержден в январе 1944 года, а уже через год машину подняли в воздух. С 1947 года самолет стал широко использоваться Аэрофлотом. Причем использовался он не только для пассажирских перевозок, но и для перевозки различных грузов. Кстати, машина успешно экспортировалась: больше всего закупил Китай, где Ил-12 летал до начала 1990-х.

За создание этой машины Ильюшин был удостоен Сталинской премии.

Ил-8

Ил-8
Ил-8 (часто используется обозначение Ил-8-1) — проект глубокой модификации штурмовика Ил-2, выполненный ОКБ Ильюшина в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что проект был доведен до предсерийных испытаний, в серию самолет так и не пошел.

Ил-54

Ил-54
Ил-54, по кодификации НАТО Blowlamp (англ паяльная лампа) — околозвуковой бомбардировщик с двумя ТРД АЛ-7 на пилонах под крылом и велосипедным шасси. Разработан для замены Ил-28. Не присоединился к сериалу.

Ил-96

Ил-96
Ил-96 — советский и российский широкофюзеляжный пассажирский самолёт для средне- и дальнемагистральных авиалиний, разработанный ОКБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полет в 1988 г., серийно выпускается с 1993 г на заводе Воронежского акционерного авиастроительного общества. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолетом. Рассчитан на 300-435 пассажиров и дальность полета 13 000 км. Использует российские двигатели ПС-90А. Авиаконструкторское бюро имени Ильюшина

Ил-46

Ил-46
Ил-46 — опытный дальний околозвуковой бомбардировщик. Это была увеличенная версия бомбардировщика Ил-28. В серию не пошел из-за уступающих по сравнению с Ту-16 характеристик.

Ил-78

Ил-78
Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — советский самолёт-заправщик. Создан на базе самолета Ил-76МД и предназначен для дозаправки в воздухе военных самолетов. Оснащен системой наполнения воздухом шланг-конус. В настоящее время это единственный специализированный тип самолетов-заправщиков, стоящих на вооружении ВВС России. Также может использоваться как военно-транспортный самолет (эта возможность утрачена в модификации Ил-78М).

Ил-276

Ил-276
Ил-276 (ранее Ил-214, также известен как МТС — многоцелевой транспортный самолет и СВТС — средний военно-транспортный самолет) — проект тактического военно-транспортного самолёта, разработанный Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина».

Он предназначен для замены Ан-12, Ан-26 и Ан-72 в ВВС России и ВВС Индии. Позиционируется между легким транспортником Ил-112 и тяжелым Ил-76. Грузовой отсек в поперечном сечении идентичен Ил-76, но короче. По проекту самолет МТС способен перевозить до 80% всех видов вооружения и военной техники при гораздо меньших затратах.

Стоимость одного самолета ожидается в размере 35-40 миллионов долларов США, стоимость всей программы разработки составляет примерно 600 миллионов долларов

Ил-18. Отличная платформа

Пассажирский самолет средней дальности, один из первых в СССР гражданских самолетов с турбовинтовыми двигателями, Ил-18 сделал полеты доступными для широкого круга жителей нашей страны, использовался на международных линиях и положил начало продажам самолетов за рубеж.

Первый полет был совершен в 1957 году. Всего было выпущено более 600 машин. Ил-18 стал платформой для множества модификаций — разработано более 20 различных вариантов как для гражданской авиации, так и для военного применения. В конце 1960-х годов на его базе были построены противолодочные самолеты Ил-38 и Ил-20, а позже несколько специальных машин Ил-22, в том числе измерительные комплексы для отработки ракетной техники, самолеты-разведчики (Ил-24)) и воздушные командные пункты.

Какую главную цель мы преследовали с самого начала пассажирской авиации? Это главный вопрос, суть которого в том, чтобы дать возможность любому обычному человеку, а не только командировочным или людям с доходом, выбирать: хочу ли я лететь, хочу ли я ехать поездом, т.е цены на билеты должны быть примерно одинаковыми. Надо сказать, что Ил-18 близок к реализации этой задачи

Кроме того, на его базе создан самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП («постановщик помех и связанная с ним разведка») «Чоппер», который до сих пор успешно эксплуатируется в составе космических войск Российской Федерации.

Он позволяет эффективно управлять самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами ПВО, а также пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами. По словам разработчиков, главной особенностью комплекса является частотная избирательность, обеспечивающая сохранение боеготовности отечественных радиоэлектронных систем.

Что касается Ил-38, то эта машина до сих пор стоит на вооружении. Самая современная модификация этого самолета Ил-38Н состоит на вооружении морской авиации ВМФ России. ПАО «Ил» выполнило несколько государственных контрактов на серийную модернизацию этих машин. На самолет был установлен новый поисково-прицельный комплекс «Новелла-П-38», что значительно расширило круг решаемых задач и их боевые возможности. Кстати, за создание Ил-38 Ильюшин и группа конструкторов были удостоены Государственной премии СССР.

Что касается Ил-18, то его эксплуатантами в разное время были десятки авиакомпаний и военных ведомств более 30 стран мира. Пассажирская эксплуатация на гражданских авиалиниях РФ закончилась в 2001 году. В настоящее время самолеты находятся на вооружении Минобороны России, ВВС и ПВО Северной Кореи. За создание этой машины Ильюшин и группа конструкторов были удостоены Ленинской премии.

Ил-6 (1941)

Ил-6 (1941 г)
ЦКБ-60, также упоминаемый в документах ОКБ Ильюшина как Ил-6, — проект советского тяжелого штурмовика на базе Ил-2. Не вышел из стадии прототипа в связи с работами над усовершенствованными версиями Ил-2: Ил-8, а затем Ил-10.

Современность

В результате распада Советского Союза Россия осталась без военно-транспортной авиации. Большая часть этих машин была спроектирована в Киеве, а их серийный выпуск был налажен в различных городах Украины и Узбекистана, даже Ил-76 производился в Ташкенте. Чтобы исправить ситуацию, было принято решение наладить производство самолетов семейства «Ил» в России.

Модернизированный самолет Ил-76МД-90А совершил первый полет в 2014 году с аэродрома Восточный в Ульяновске. Параллельно с этим решалась задача воспроизведения танкера, взлетевшего в 2018 году.

Помимо работ по модернизации, конструкторское бюро дорабатывает конструкцию и готовит к первому полету новый легкий военно-транспортный самолет Ил-112В.

Разумеется, коллектив Ильюшина также занимается поддержанием летной годности самолетов, находящихся в эксплуатации, как внутри страны, так и за рубежом. Их модернизируют.

модель Ил-112

Ил-28. «Гончая» с ядерным оружием

Он стал первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС. Он также был носителем тактического ядерного оружия. В середине 1950-х это была главная ударная сила советской фронтовой авиации.

Ил-28 был известен своими высокими тактическими характеристиками и технологиями, хорошо адаптированными к серийному производству. Его основным оружием были бомбы общей массой до 3 тыс кг. Они располагались в бомбоотсеке, располагались под центропланом и оснащались четырьмя патронными и одним балочным держателями. На кассетные держатели можно было подвешивать бомбы калибром от 50 до 500 кг, а на балочные держатели — бомбы массой от 1 тыс до 3 тыс кг. В номенклатуру входили осколочно-фугасные, зажигательные, осколочные, бетонобойные и другие боеприпасы, а позже и ядерные «спецпредметы».

 

Изначально не предполагалось, что Ил-28 будет иметь в своем арсенале ядерную бомбу. Однако на это повлияла международная обстановка начала 1950-х гг. Появилось ядерное оружие при относительно небольшой массе, и Ил-28 был доработан: бомбоотсек был оборудован системой обогрева, на борту установлено необходимое спецоборудование и светозащитные шторки в кабине.

Всего за шесть лет серийного производства в Советском Союзе было построено 6316 Ил-28 различных модификаций. За создание этой машины Ильюшин и группа конструкторов были удостоены Сталинской премии.

Оцените статью
Блог о пневматическом оружии
Adblock
detector