Судьба эскадр люфтваффе, вооруженных Ju 88А
- ЛГ. 1 — действовал в Средиземном море, воевал в Италии. В июне 1944 года ее перевели в Бельгию. Капитуляция застала ее в Шлезвиг-Гольдлтейне. Единственная эскадрилья Ju 88, не участвовавшая в боях на Восточном фронте.
- КГ.1 — принимал участие в нападении на СССР. Осенью 1941 года переброшена на Балканы, летом 1944 года расформирована.
- КГ.3 — оставался на Восточном фронте до начала 1944 года. III группа из ее состава позже была перевооружена на Не 111, приспособленных для пуска реактивных снарядов.
- KG.6 — сформирована в мае 1942 г., действовала на Западном фронте. К концу 1944 года переоснащена Ju 188.
- KG.26 — весной 1944 г начал перевооружаться с Не 111 на Ju 88А. Конец войны встретил в Норвегии.
- KG.51 — в апреле 1943 г перевооружен на самолет Ме 410.
- KG.54 — в 1944 году был переброшен из СССР на Запад, где участвовал в ночных налетах на Англию. Осенью того же года она была расформирована.
- KG.60 — дислоцировалась в Норвегии. Использовала Ju 88 недолго — зимой 1942-1943 гг.
- KG.66 — действовала на Западном фронте. Имеланный смешанный сопад «охотников»: Ju 88, Ju 188 и Do 217.
- KG.76 — в 1943 г переброшен с Восточного фронта на Сицилию. В июне 1944 года она вернулась на Западный фронт, где приступила к переоснащению Ar 234.
- KG.77 — действовала на Восточном фронте до лета 1942 г., когда была переброшена на Сицилию, и окончательно расформирована зимой 1942-1943 гг.
В начале 1945 г. Ju 88A оставались на вооружении всего в нескольких частях (эскадрильи — KG.26, KG.66 и LG.1).
Самолеты → Самолеты Германии → Бомбардировщики и штурмовики → |
Военная авиация | |||
Самолеты Вторая мировая война |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |
Модификации многоцелевого самолёта Люфтваффе Юнкерс Ju-88
Ju 88A — первая серийная модификация, выпущенная в середине 1939 года. У меня были следующие варианты:
Ju 88А-1 — полный очестный предсерийный образец с размахом крыла 18,37 м и готовыми двигателями Jumo 211В-1 (1200 л с).
Ju 88А-2 — вариант с двигателями Jumo 211G-1.
Ju 88А-3 — учебно-тренировочный электронный с дойным управлением, вооружение и бомбодержатели не устанавливались.
Ju 88А-4 — наиболее массовый вариант, в котором был учтен опыт применения Ju 88 в боях начала Второй мировой войны. Освобожден в середине 1940 года. Крупная серия А-4 имела увеличенный до 20 м размах крыла, усиленную конструкцию и более мощное оборонительное вооружение. На него устанавливались 1340-сильные двигатели Jumo 211 J-1 или J-2. Существовал тропический вариант Ju 88А-4Trop со специальными фильтрами на двигателях, с дополнительным баком для воды и средствами защиты от комаров и солнечной радиации.
Ju 88А-5 — вариант, запущенный в серию раньше варианта А-4. На А-5 устанавливались днити Jumo 211 модификаций В, D, G и Н.
Ju 88А-6 — аналог А-1, снабженный расходомером для проечения аэростатных заграждений.
Ju 88А-7 — учебно-тренировочный электрой, созданный на базе предпочтения А-5.
Ju 88А-8 — аналог А-1 с двигателем Jumo 211 Н и устройством преодоления аэростатных препятствий. В последствии был переорудован в обычный бомбомётчик с дигионами Jumo 211J.
Ju 88А-9 — аналог А-1 с тропическим оборудованием.
Ju 88А-10 — аналог А-5 с тропическим оборудованием.
Ju 88А-11 — аналог А-4Trop, но с двигателем Jumo 211G.
Ju 88А-12 — учебно-тренировочный самолёт.
Ju 88А-13 — созданный на базе варианта А-1 штурмовик с дополнительным бронированием и вооружением (шесть 7,92-мм пулеметов, направленных вперед-вниз или назад-вниз, а также 500 кг осколочных авиабомб SD 2).
Ju 88А-14 — дальнейшее развитие А-4 с увеличенной площадью крыла и устройством преодоления аэростатных преград.
Ju 88А-15 — аналог А-14 с деревянной гондолой под фюзеляжем для размещения груза массой до 3300 кг.
Ju 88А-16 — учебно-тренировочный самолёт с военно-управлением, разработанный на базе А-14.
Ju 88А-17 — торпедный катер на базе А-4, на этот самолет крепились две торпеды массой 1100 кг каждая.
Ju 88В — модификация разработана на базе Ju 88А-4 с новой кабиной с большой площадью остекления, прототипы летали с двигателями Jumo 211F, Jumo 213 или BMW 801MA.Эта модификация позже стала основой для разработка бомбардировщика и дальнего разведчика Ju 188.
Ju 88С — эта модификация также имела обозначение «Z» от слова Zerstoerer — тяжелый истребитель. В принципе, модификация «С» была аналогична А-1, но не имела бомбардировочного вооружения и аэродинамических тормозов. Экипаж сократили до трех человек.
Ju 88C-l — тяжелый истребитель с двигателями Jumo 211a, вооружение состояло из одного стационарного 13-мм пулемета MG 131 в носовой части фюзеляжа и трех 7,92-мм пулеметов MG 17.
Ju 88С-2 — тяжелый истребитель и ночной истребитель-перехватчик на базе А-1 с усиленным вооружением: одна 20-мм пушка MG FF и три 7,92-мм пулемета установлены стационарно в носовой части фюзеляжа и два мобильных 7,92-мм пулемета мм пулеметы, установленные в задней части рубки. Вариант ночного истребителя-перехватчика дополнительно имел две 20-мм пушки MG FF в нижней части фюзеляжа.
Ju 88С-3 — аналог С-2 с двигателями BMW 801А.
Ju 88С-4 — аналог С-2 с разведывательной аэрофотоаппаратурой (№50/30 или Rb20/30) и радиооборудованием для слепой посадки.
Ju 88С-5 — аналог С-2, но без задней нижней огневой точки, экипаж уменьшен до двух человек, на самолеты этого варианта устанавливались двигатели BMW 801.
Ju 88С-6 — тяжелый истребитель, дневной и ночной истребитель-перехватчик. В зависимости от типа самолета устанавливались РЛС FuG 202, FuG 212-е 1, FuG 220 или FuG 227. Дополнительное вооружение состояло из 13-мм пулемета MG 131 в носовой части фюзеляжа и двух 20-мм Пушки MG 151/20, установленные стационарно за кабиной крепава для стрельбы веред и выход (схема «Schrage Musik»).
Ju 88С-7 — аналог С-6, но с увеличенным крылом.
Ju 88D — модификация дальнего разведчика, выпускавшаяся в следующих вариантах:
Ju 88D-1 — дальний разведчик, разработанный на базе А-4, убраны аэродинамические тормоза и установлены дополнительные топливные баки в фюзеляже и под ним. Дальность полета увеличена до 5000 км. Специальное оборудование состояло из аппаратуры аэрофотосъемки (в том числе стереофотосъемки).
Ju 88D-2 — разработан на базе А-5, оснащение как у варианта D-1.
Ju 88D-3 — тропический вариант D-1.
Ju 88D-4 — тропический вариант D-2.
Ju 88D-5 — аналог D-1, но с винтами меняющегося в полете шага VDM.
Ju 88D-6 — аналог D-2 с двигателями BMW-801.
Ju 88Е — бомбардировщик, дальнейшее развитие А-4 с кабиной экипажа, так как в модификации самолета «В» имелись варианты Е-1 и Е-2 с двигателями Jumo 211J и BMW 801D соответственно.
Ju 88F — дальний разведчик, соответствует Е-1, но без бомбардировки. Спецоборудование, как в варианте Д-1.
Ju 88G — ночной истребитель-перехватчик, разработанный с использованием фюзеляжа и оперения самолета Ju 188 и крыла Ju 88А-4. Всего до конца войны было выпущено около 4000 самолетов этой модификации. Были следующие варианты:
Ju 88G-0 — опытный ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором FuG 220 «Лихтенштейн» SN 2, вооружение состояло из шести неподвижных 20-мм пушек MG 151 в носовой части фюзеляжа.
Ju 88G-1 — серийный вариант варианта G-0 с дополнительно установленными теплопеленгатором и автопилотом. Также был установлен дополнительный фюзеляжный топливный бак.
Ju 88G-2, G-3, G-4, G-5 — опытные ночные истребители-перехватчики, в серийное производство не запущенные.
Ju 88G-6 — соответствует варианту G-1, но имеет двигатели повышенной мощности Jumo 213Е (1750 л.с).
Ju 88G-7 — аналог G-1, но с крылом от самолета Ju 188, дополнительное вооружение состояло из двух 30-мм пушек MK 108 под фюзеляжем.
Ju 88G-8, G-9 — опытные ночные истребители-перехватчики, не запущенные в серийное производство.
Ju 88G-10 — ночной истребитель-перехватчик, при его создании использовался взрыватель Ju 88А-4 и крыло Ju 188.
Ju 88Н — дальний разведчик и бомбардировщик, 1944 г были разработаны варианты:
Ju 88Н-1 — дальний разведчик, фюзеляж заимствован у Ju 88А-4, но увеличена его длина, установлены двигатели BMW 810D. Благодаря дополнительным топливным бакам дальность полета увеличена до 4800 км (12 часов полета). Спецоборудование как в варианте Д-1. Вооружение: три 13-мм пулемета MG 131 и один 7,92-мм пулемет MG 181.
Ju 88Н-2 — дальний разведчик и бомбардировщик, конструкция очень похожа на вариант G-1, но фюзеляж представляет собой комбинацию элементов фюзеляжа Ju 88А-4 и Ju 188, его длина увеличена до 17,88 м. Увеличен также раз кримахла. Вооружение и спецтехника как у Н-1.
Ju 88Н-3 — дальний разведчик и бомбардировщик, аналог Н-2, серийно не производился.
Ju 88Н-4 — дальний истребитель, конструкция аналогична Н-2, однако увеличена длина фюзеляжа и установлены двигатели Jumo 21 ЗА. Самолет был оборудован радарами, была предусмотрена возможность подвески двух топливных баков.
Ju 88Р — разработан в 1943 году модификация, предназначенная для поражения бронетехники:
Ju 88Р-1 — конструкция аналогична Ju 88А-4, но без бомбардировочного вооружения и аэродинамических тормозов. Под фузеляжем размещение большой обтекатель с 75-мм противотанковой пушкой РаК 40.
Боекомплект пушки состав 16 снарядов, перерайя продавалось электропневматической ститем. Испытания показали, что при выстреле на конструкцию самолета действуют слишком сильные нагрузки, поэтому серийно этот вариант истребителя танков не выпускался.
Ju 88Р-2 — дальнейшее развитие Р-1, однако в подфюзеляжном обтекателе установлены две 37-мм зенитки Flak 38, оснащенные вольфрамовым сердечником, бронебойные снаряды которых пробили верхнюю усилена броня всех основных советских танков, а перенесенные части фюзеляжа возникающие при стрельбе нагрузки. Этот вариант также не производился серийно, но использовался при разработке варианта Р-3.
Ju 88Р-3 — серийный вариант Ju 88Р-2 с усиленным бронированием, в частности установлена броня двигателя.
Ju 88Р-4 — аналог Р-3, но вместо 37-мм пушки 50-мм пушка Kwk 39 с боекомплектом из 42 снарядов с ручной перезарядкой (вариант А) или 50-мм пушка VK 5 с боекомплектом из 36 снарядов с автоматической перезарядкой (вариант В). Помимо борьбы с танками, вариант Р-4 планировалось использовать и для уничтожения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков противника.
Ju 88R — тяжёлый ночной истребитель-перехватчик, разработанный на базе Ju 88С-6. Выпущено в двух вариантах:
Ju 88R-1 — ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором FuG-220 «Лихтенштейн» С-1,
Ju 88R-2 — аналог Р-1 с улучшенной РЛС FuG-220 «Лихтенштейн» SN 2.
Ju 88S — скоростной бомбардировщик образца 1944 г разработан на базе Ju 88А-4, со значительно улучшенной аэродинамикой, без подфюзеляжной гондолы, сняты аэродинамические тормоза, кабина оборудована проточным плексигласовым фонарем. Бомбовая нагрузка размещена только в бомбоотсеках фюзеляжа (восемнадцать 50-кг бомб), скорость полета достигала 600 км/ч, поэтому часть бронезащиты была демонтирована, а оборонительное вооружение состояло из одного 13-мм пулемета в задняя часть кабины экипажа. Для увеличения дальности полета были установлены дополнительные топливные баки. Были разработаны следующие варианты этой модификации:
Ju 88S-1 — вариант скоростного бомбардировщика с двигателем BMW-801D мощностью 1700 л с. Максимальная скорость полета 600 км/ч на высоте 8000 м.
Ju 88S-2 — аналог S-1 с двигателями BMW 801G, оснащённый системой GM 1. Максимальная скорость увеличена до 615 км/ч на высоте 8000–10 000 м.
Ju 88S-3 — разработан в 1944 году на базе Ju 88В, двигатели Jumo213E (1750 л.с.).
Ju 88S-4 — разработан на базе S-3 с использованием конструктивных элементов Ju 188, что позволило увеличить бомбовую нагрузку, но несколько уменьшили скорость и дальность полета.
Ju 88S-5 — скоростной бомбардировщик, дальнейшее развитие S-2 с двигателем Jumo 213Т и турбокомпрессором. Максимальная скорость 600 км/ч на высоте 11 000 м. Серийно не выпускался.
Ju 88Т — модификация дальней разведывательной машины, разработанная на базе Ju 88S в следующих вариантах:
Ju 88Т-1 — дальний скоростной разведчик, соответствует С-1, но бомбардировочное вооружение заменено на разведывательное в виде варианта Д-1.
Ju 88Т-2 — аналог Т-1, но с усиленным защитным вооружением, серийно не выпускался.
Ju 88Т-3 — аналог Т-1 с двигателями Jumo 213А или Jumo 213Е, спецоборудование состояло из трех аэрофотоснимков. Максимальная скорость 640 км/ч на высоте 10 000 м.
Конструкция и основные модификации бомбардировщика Ju-88
Bombardier Ju-88 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низколетящий самолет с фюзеляжем трапециевидного сечения. Крыло трапецевидное с закруглённым концами, двухлонжеронное, с толстой рабочей обшивкой. Шасси убирающеся, с приводом, трохопорное, с хвойтовым колесом. Зимой Ju-88 удалось «переобувать» в лыжи.
Экипаж размещался в одной кабине с фацетным остеклением, расположенной в носовой части фюзеляжа.
Бомбовая нагрузка размещалась в двух бомбоотсеках и на внешней подвеске под центропланом. Для дальничного бигратов в бомбоотсеках можно монтироваться топливные баки. Оружие менялось в зависимости от модификации.
- Ju.88V1 — первый протопотив с двигателями DB.600Aa пачистю по 1000 л.с. Первый полет 21 декабря 1936 г.
- Ju.88V5 — рекодный, с двигателями Jumo.211B-1 пачистю по 1200 л.с с трехлопастными винтами, без нижней гондолы. Первый полёт 13 апреля 1938 года.
- Ju.88V6 — эталон для серии Ju.88A с двигателями Jumo.211B-1 с четырехлопастными винтами. Первый полет 18 июня 1938 г.
- Ju.88A — первый серийный вариант, выпущено более 7000 самолетов.
- Ju.88A-0 — предсерийный. Оснащен двигателями Jumo.211B-1. В марте 1939 г было выпущено 10 самолетов.
- Ju.88A-1 — серийный. Отличался трохопастный винтами VDM.
- Ju.88A-1/Trop — тропочний. Его отличали дополнительные фильтры.
- Ju.88A-1(F) — разведчик. Отличался установкой 3-х камер и дополнительного топливного бака на 1450 литров, отсутствием бомбодержателей и воздушных тормозов. В 1940 году несколько самолетов были модернизированы.
- Ju.88A-2 — с двигателями Jumo.211G-1. Мог оснащаться стартовыми пороховыми проховелима «Вальтер» Rb.202.
- Ju.88A-3 — учебный. Отличался наличием двойного управления. Ранее выпущенные А-1 были переоборудованы. Под Сталинградом в качестве транспортных машин использовались самолеты Ju.88A-3.
- Ju.88A-4 с двигателями Jumo.211J (на выбросах Jumo.211F-1). Отличался удлиненным до 20 м крылом, элеронами с металлической обшивкой, усиленными стойками шасси, винтами ВС-11.
- Ju.88A-4/Torp — торпедоносец. Некоторые самолеты были оборудованы морской РЛС FuG.200 «Хогентвиль». В 1942 году было модернизировано несколько самолетов.
- Ju.88A-4/Trop — тропочний. Его отличали пылевые фильтры, солнцезащитные шторы и специальное оборудование для действий в пустыне. Переобрудовался в войсках.
- Ju.88A-5 — с удлинённым крылом. Оснащался двигателями Jumo.211B-1, G-1 или H-1. Освобожден весной 1940 года. Ранее выпущенные А-1 были переоборудованы.
- Ju.88A-5/Trop — тропочний. Его отличали дополнительные фильтры.
- Ju.88A-5(F) — разведчик. В 1940 году несколько самолетов были модернизированы.
- Ju.88A-6 — с параванным подкрыльем для области с аэростатами заграждения. Позже все самолеты были переоборудованы в бомбардировщики.
- Ju.88A-6/U — дальний морской разведчик. Отличался двигателями Jumo.211J, локатором FuG-200 в носовой части. Экипаж сократился до 3 человек.
- Ju.88A-7 — учебный на базе А-5. Выпущен в 1940 году небольшой серией.
- Ju.88A-8 — вариант А-4 с отрезками тросов аэростатов заграждения на передних кромкахла. Отличался двигателями Jumo.211F-1. Экипаж сократился до 3 человек. В 1941 году была выпущена небольшая серия.
- Ju.88A-9 — тропический вариант А-1 (серийный).
- Ju.88A-10 — тропический вариант А-5 (серийный).
- Ju.88A-11 — тропический вариант А-4 (серийный).
- Ju.88A-12 — учебный на базе А-4. Отличался двойным управлением, отсутствием нижней гондолы, пневматических тормозов и вооружения. На заводе ATG в Мерценбурге было переоборудовано 148 самолетов.
- Ju.88A-13 — штурмовик. Отличался дополнительным бронированием кабины экипажа, отсутствием бомбового оборудования. Вооружение состояло из 500 кг малых осколочных авиабомб и 16 пулеметов MG-17 в контейнерах под крылом. Переоборудовано очень Ju.88A-4.
- Ju.88A-14 — доработанный. Отличался наличием резцов на крыле и дополнительным бронированием кабины экипажа. На некоторых самолетах в нижней гондоле устанавливалась пушка MG-FF. Ранее выпущенные А-4 и А-5 были переоборудованы.
- Ju.88A-15 — с увеличенным бомбоотсеком. Отличался отсутствием нижней гондолы. Экипаж сократился до 3 человек. Оборонительное вооружение состояло из 2 пулеметов MG-15. Бомбовая нагрузка увеличилась до 3000 кг.
- Ju.88A-16 — учебный на базе А-14. Отличался двойным управлением, отсутствием нижней гондолы и оборонительного вооружения.
- Ju.88A-17 — бомбардировщик-торпедоносец. Мог нести 2 торпеды LT F5b. Часть приближена была оснащена радаром FuG.200. Экипаж сократился до 3 человек.
Бомбардье Юнкерс Ю-88.
- Ju-88B — бомбардировщик с двигателями воздушного охлаждения. Отличался удлинённай частовой части фузеляжа. Бомбовая нагрузка увеличилась до 2500 кг. Оборонительное вооружение состояло из 6 пулеметов MG-81.
- Ju.88B-0 — предсерийный. Отличался увеличенным крылом (от Ju.88A-4) и удлиненной носовой частью фюзеляжа. Летом 1940 года было выпущено 10 самолетов. Часть из них переоборудована в дальние разведчики, котов продавили разведчики треритиров СССР в 1940-1941 годах.
- Ju.88B-1 — бомбардировщик. Серийно не выпускался.
- Ju.88B-2 — разведчик. Серийно не выпускался.
- Ju.88B-3 — тяжёлый истребитель. Серийно не выпускался.
- Ju-88C — тяжёлый истребитель. Экипаж сократился до 3 человек. Изготовлено около 3200 самолетов.
- Ju.88C-1 — с двигателями BMW.801MA. Вооружение состояло из 2 пушек MG-FF и 2 пулеметов MG-17. Поскольку двигатели в первую очередь требовались для FW.190, ни один самолет не был построен.
- Ju.88C-2 — первый серийный вариант истребителя. Отличался двигателями Jumo.211B-1, отсутствием остекления носовой части, дополнительным бронированием. В 1940-1941 годах в истребителях переоборудовано 128 переобов Ju.88A.
- Ju.88C-3 — с двигателями BMW.801MA. В 1941 году переоборудовано 25 Ju.88C-2.
- Ju.88C-4 — истребитель на базе Ju.88A-4. Он имел 2 дополнительных орудия в нижней гондоле и 2 пулемета MG-81J в задней части кабины. С осени 1941 г по начало 1942 г было выпущено около 100 самолетов.
- Ju.88C-5 — с двигателями BMW.801D-2 пачистю 1700 л.с. Отличался отсутствием нижней гондолы, установкой в бомбоотсеке контейнера «ваффентрофен» с 2 пулеметами MG-17. Пушки MG-FF заменены на пулеметы MG-151. На начало 1942 г было выпущено 10 самолетов.
- Ju.88C-6 — двунный «охотник». Отличался угничным бронированием. Выпускался с начала 1942 года.
- Ju.88C-6a — ночной. Отличался наличием локатора FuG-202 (FuG-212). Переоборудовались дневные C-6.
- Ju.88C-6b — серийный ночной. Отличался наличием на борту РЛС FuG-212. Вооружение состояло из 5 пулеметов и 5 пушек MG-FF.
- Ju.88C-6c — ночной с локатором FuG-220 «Лихтенштейн» SN-2. Часть самолетов оснащалась наземными (FuG-350 «Наксос-З») и авиационными (FuG-227 «Фленсбург») системами предупреждения об облучении»).
- Ju.88C-7a — девушний. Нижняя гондола заменена контейнером «ваффентрофен» с двумя пушками MG-FF/M. Бомбовая нагрузка 500 кг (в заднем бомбоотсеке). Выпущен с конца 1943 года.
- Ju.88C-7b — с допокладным крыльевым бомободержателем. Бомбовая нагрузка увеличилась до 1500 кг.
- Ju.88C-7c — опытный с двигателями BMW.801MA. Пушки заменены на пулеметы MG-151. Год выпуска 1944.
Ночной истребитель Ju-88G. Проволочная конструкция спереди — радар.
- Ju-88D — дальний разведчик на базе Ju-88A-4 с доположениями топильным в переднем бомоботсеке. В кормовом бомбоотсеке устанавливались 2-3 камеры с дистанционным управлением. В 1941-1945 годах длина изображения 1450 платьёв. Размещено в Румынии.
- Ju.88D-0 — предсерийный. Отличался двигателями Jumo.211B-1. Летом 1940 года было выпущено 6 самолетов.
- Ju.88D-1 — с двигателями Jumo.211J. Освобожден в 1941 году.
- Ju.88D-1/Trop — тропочний. Отличался установкой одного фильтра.
- Ju.88D-2 — с двигателями Jumo.211B-1 (G-1, H-1). Отличался простовем подкрыльевых бомбодержателей. Выпущен в 1940 году.
- Ju.88D-3 — серия тропических самолетов на базе Д-1.
- Ju.88D-4 (Ju.88D-2/Trop) — тропочний на базе D-2.
- Ju.88D-5 — с 3 фотоаппаратами Rb50/30 (Rb75/30).
- Ju.88E-0 (Ju.88V27) — опытный с двигателями BMW.801C, прототип бомбардировщика Ju-188. Он имел небольшую башню с пулеметом MG-131. Перестроен из Ju.88B-0.
- Ju.88F-1 — раведчик-бомбардировщик на базе А-4 (проект).
- Ju.88G — ночной истребитель с улучшенной аэродинамикой, крылом большей площади по типу Ju-188, контейнером «ваффентрофен» справа под фюзеляжем и отсутствием нижней гондолы. Изготовлено около 800 самолетов.
- Ju.88G-1 — первая серийная версия. Отличался от FuG-220 детектором, системой предупреждения об облучении FuG-227 и отсутствием фюзеляжных пушек. Освобожден весной 1944 года.
- Ju.88G-2 (Ju.88V106) — опытный с двигателями DB.603E.
- Ju.88G-3 (Ju.88V107) — опытный.
- Ju.88G-4 — доработанный. Отличался сопазом оборудования. Освобожден в 1944 году.
- Ju.88G-6a — с двигателями BMW.801G и воздушными компрессорами ВС-111. Состав оборудования аналогичен G-4.
- Ju.88G-6b — с пеленгатором английского локатора H2S — FuG-350 «Наксос-Z».
- Ju.88G-6c — с двигателями Jumo.213A пачистю 1750 л.с. Выпущен до конца 1944 года.
- Ju.88G-7a (Ju.88V112, V113, V114, V115) — опытный с системой форсирования двигателей MW-50. Он отличался от локатора FuG-220 антеннами, направленными вперед и назад. Изготовлено 4 частоты в конце 1944 года.
- Ju.88G-7b — с локатором FuG-228 «Лихтенштейн» SN-3 (позже FuG-218 «Нептун» ВР). Освобожден в 1945 году.
- Ju.88G-7c — с обнаружителем FuG-240 «Берлин» Н-1а с рефлекторной антенной, работающей в сантиметровом диапазоне. В 1945 году было выпущено 10 самолетов.
- Ju.88G-10 — вариант G-6 с дополнительными баками. Отличался удлиненным фюзеляжем. Весной 1945 года было изготовлено несколько самолетов.
- Ju-88H — разведчик. Отличался двигателем BMW.801, отсутствием нижней гондолы, удлиненным фюзеляжем, 4 дополнительными топливными баками в фюзеляже. Он был выпущен на заводе в Мерзебурге.
- Ju.88H-1 — разведчик. Он был оснащен локатором FuG-200 «Кахентвиль» и 3 фотокамерами. Оборонительное вооружение состояло из 2 пулеметов MG-81 и 1 спаренного MG-81Z. В 1942 году было выпущено 10 самолетов.
- Ju.88H-2 — охотник. Отличался установкой 6 пушек MG-151 вместо локатора и фотокамеры. В 1942 году было выпущено 10 самолетов.
- Ju.88H-3 — разведчик с двигателями Jumo.213A-12 и системы MW-50. Отличался удлиненным фюзеляжем на 3157 мм, увеличенным стабилизатором и дополнительным топливным баком. В 1944 году было модернизировано несколько самолетов.
- Ju.88H-4 — охотник с двигателями Jumo.213A-12 и удлинённым фузеляжем. В 1944 году было модернизировано несколько самолетов.
- Ju-88J — тяжёлый истребитель (проект). Он отличался от двигателя BMW.801D.
- Ju-88N «Небельверфер» (Ju.88Nbwe) — противотанковый (опытный). Оснащался реактивными снарядами Wfr.Gr.21 (Wfr.Gr.28) во вращающемся барабане. Год выпуска 1942.
- J-88P — штурмовик. Он был оснащен 75-мм пушкой KwK.39 в кожухе под фюзеляжем.
- Ju.88P-1 — серийный. Отличался двигателем Jumo.211J-2, отсутствием остекления в носовой части и пушкой PaK.40.
- Ju.88P-2 — с двумя 37-мм пушками BK 3.7 (Flak.38). Переобрудовано несколько Ju.88A-4.
- Ju.88P-3 — с усиленным бронированием. Оснащен двумя пушками БК 3,7.
- Ju.88P-4 — с 50-мм пушкой BK 5. В конце 1944 года изображено 32 пушкой.
- Ju-88Q — ночной истребитель (проект). Отличался двигателями BMW.801G.
- Ju-88R — ночной истребитель с двигателями BMW.801. Состав оборудования аналогичен Ju.88C-6b.
- Ju.88R-1 — с двигателями BMW.801MA.
- Ju.88R-2 — с двигателями BMW.801D. Освобожден в начале 1944 года.
- Ю-88С — бомбардировщик-высотник. Отличался новой носовой частью, отсутствием бронезащиты. 146 бомбардировщиков Ju.88A-4 переоборудовали на заводе «Хеншель» в Шенефельде и 30 — в мастерских «Люфтганзы» в Штаакене.
- Ju.88S-0 — предсерийный. Он отличался двигателями BMW.801D и дополнительным топливным баком на 680 л в задней бомбоотсеке, оченьем очень бомбодержателей. Экипаж состоял из 4 человек. В 1943 году было изготовлено несколько самолетов.
- Ju.88S-1 — серийный. Отличался двигателями BMW.801G-2 пачистю 1730 л.с с системой форсирования GM-1 (впрыск окиси азота), допользовательным топливным баком на 1215 л в переднем бомбоотсеке. Оборонительное вооружение состояло из 1 пулемета MG-131 в задней части рубки. Экипаж сократился до 3 человек. Бомбовая нагрузка составляла 2000 кг (2 бомбы по 1000 кг на внешней подвеске). Освобожден с ноября 1943 года.
- Ju.88S-2 — с двигателями BMW.801TJ пачистю 1810 л.с. Бомбомешок массой до 3000 кг располагался в деревянном обтекателе под фюзеляжем. Освобожден весной 1944 года.
- Ju.88S-3 — с двигателями Jumo.213A пачистю 1776 л.с с системой форсирования GM-1, позволяющей увеличить мощность в полете до 2125 л.с. Летом 1944 года было построено несколько самолетов.
- Ju.88S-4 — с бомботсеком проективной вместимости (проект).
- Ju.88S-5 — высотный вариант С-3 (проект). Отличался компрессорами ТК-11.
- Ju-88T — скоростной разведчик на базе Ju.88S. Он был оснащен разведывательной аппаратурой другого назначения.
- Ju.88T-1 — серийный разведчик. Отличался допользовательными баками: на 1215 л в переднем бомоботсеке, на 680 л на заднем, 2 по 900 л на внешней подвеске. Освобожден в начале 1944 года.
- Ju.88T-3 — раведчик на базе Ju.88S-3. Его предполагалось выпускать большими сериями на заводе «Хеншель» в Шенефельде, но вместо него осенью 1944 года в серию пошел Ме.410.
- «Мистель» — беспилотный самолет-снаряд от истребителя в верхней части и планера Ju.88, в котором вместо кабины находился бризантный заряд (смесь тротила и гексагена) массой 1000-1500 кг установлен.
- «Мистель 1» — связка Bf.109F и Ju.88A-4 (C-6). Он отличался кумулятивным зарядом массой 1000 кг с несколькими детонаторами.
- «Мистель 2» — связка FW.190A-8 и Ju.88G-1. Он имел дополнительные топливные баки под крылом бомбардировщика.
- «Мистель S2» — учебный.
- «Мистель 3А (S3A)» — учебная, связка FW.190A-6 и Ju.88A-4.
- «Мистель 3B» — связка FW.190A-6 (A-8) и Ju.88H-4. Отличался беоголовкой массой 1500 кг.
- «Мистель 3C» — связка FW.190F и Ju.88G-10.
- «Мистель S3C» — учебный.
Ju-88, вид на вершину
Читайте также: Су-37 (многофункциональный истребитель)
Применение
Ju.88 активно использовались с начала и до конца Второй мировой войны, начиная с плена в Польше. Хотя производство бомбардировщиков еще не было полностью освоено, специально для их боевой проверки было отобрано 12 штук. А на момент вторжения во Францию «восемь восьмёрок» уже находились в составе всех боевых частей.
Во Франции же вяснилось, что «Юнкерс», несмотря на свои высокие характеристики (он оказался хорошим ныряльщиком) сложен в освоении.
Неопытные экипажи несли большие потери и предпочитали летать на уже устаревших Не-111.
В воздушной «битве за Британию» «восемь восьмёрок» понесли самые тяжёлые потери среди бомбардировщиков Люфтваффе. А к моменту поступления в серию Ju.88A-4 с более мощными двигателями и усиленным вооружением основные бои уже закончились.
К началу операции «Барбаросса» Ju.88 уже были достаточно освоены экипажами, и почти вытеснили самолеты Do.17. Первые дни боев на советском фронте продемонстрировали высокую боеспособность «юнкерсов». Однако когда бомбардировщики были перехвачены советскими истребителями — они понесли потери. Нехватка фронтовых приковсчиков Ju.87 вынуждала выздала высокие «восемьдесят осмых» для установний поддержите войск. В таких случаях они, не имея достаточной брони, часто поражались огнем с поверхности.
Ju.88 продолжали производиться и активно использоваться до конца войны, даже несмотря на выпуск более совершенной серии Ju.188.
Устаревшие и выработавшие свой ресурс бомбардировщики во второй половине войны начали переоборудовать для использования в составе системы «Мистел». Самолеты были переделаны в беспилотные снаряды, управляемые по радио с истребителя-носителя.
24 «Юнкерса» получили ВВС Финляндии. Их с некоторым успехом применяли против советских войск. После войны Финляндии запретили эксплуатировать бомбардировщики, и самолеты некоторое время использовались в качестве учебных. До 1951 года трофейный Ju.88 использовался Францией.
Серии и модификации самолета Junkers Ju 88
На протяжении всей войны немцы использовали Ju-88 как бомбардировщик, ночной истребитель, разведчик и штурмовик. Каждому из этих способов применения самолета соответствовала своя серия, включавшая многочисленные модификации. Самой массовой серией бомбардировщиков (А) был Ju-88. Его производство продолжалось с 1938 по 1944 год. За эти годы было создано полтора десятка модификаций бомбардировщика, часть из которых впоследствии была переоборудована в штурмовые, разведывательные или истребительные варианты Ju-88. Вот список бомбардировочных модификаций самолета:
- Ю-88А-0. Опытная серия самолетов, выпущенная в 1938 г., насчитывала 10 машин. В основном они использовались для испытаний и обучения летного состава.
- Ю-88А-1. Первая серийная машина, оснащенная двигателями Jumo-211B, размах крыла 18,37 м.
- Ю-88А-2. Серийная версия, оснащенная моторами Jumo-211G.
- Ю-88А-3. Учебный самолет.
- Ю-88А-4. Модификация бомбардировщика, которую можно назвать одной из самых массовых.
- Ю-88А-4 Отряд. Самолет серийно не производился для эксплуатации в тропиках.
- Ю-88А-5. Бомбардировщик, который мог выполнять функции разведки. Оснащается моторами Jumo-211B или Jumo-211G.
- Ю-88А-6. Самолет, на котором была установлена система преодоления аэростатного барьера.
- Ю-88А-7. Бомбардировщик на базе модификации А с двигателями Jumo-211H.
- Ю-88А-8. Самолет, оснащенный системой преодоления аэростатного барьера.
- Ю-88А-12. Учебная машина на базе А-4.
- Ю-88А-13. Самолет предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск. Он имел дополнительное бронирование, шестнадцать пулеметов для стрельбы вперед.
- Ю-88А-14. Модификация на базе А-4, этот самолет имел улучшенное оборудование и 20-мм орудие в носовой части.
- Ю-88А-15. Пикирующий бомбардировщик с осмотром креплами крепеа.
- Ю-88А-16. Учебно-тренировочный самолет на базе А-14.
- Ю-88А-17. Торпедоносец мог брать на борт две торпеды LTF-5b.
Ju-88A прекрасно показал себя в первые месяцы войны, во время польской и французской кампаний. Настоящим испытанием для этих машин стала битва за Англию, которую люфтваффе провело в середине 1940 года. Немцы проиграли эту битву. Последующий анализ боя выявил слабые стороны Ju-88A.
Главное преимущество самолета — скорость — уже не была гарантией его неуязвимости: даже без бомб Ju-88A далеко не всегда удавалось уйти от британских истребителей. Мощь оборонительного размения опачалась очень выпочением очень гарантированно отбиться от протичиков. Еще ярче эти недостатки проявились во время последующих немецких кампаний, в Африке и России. Хотя, и летчики, и руководство Люфтваффе не раз отмечали фантастическую надежность самолета.
Чтобы повысить живучесть самолета, немецкие конструкторы решили улучшить его скоростные характеристики. В конце 1942 года начались работы по созданию нового бомбардировщика с радиальными двигателями и более совершенной аэродинамикой. Для увеличения скорости самолет постарались максимально облегчить: частично демонтировали бронезащиту, уменьшили бомбовую нагрузку, сократили экипаж до трех человек.
Однако выигрыш в скорости был минимальным. Несмотря на это, работы по самолетам со звездообразными двигателями были продолжены: всем выпускаемым машинам был присвоен индекс S. Всего в S-серии было изготовлено пять модификаций, последняя из которых могла развивать скорость до 610 км/ч.
Еще одной проблемой, вставшей перед вермахтом «в полный рост», была необходимость уничтожения тяжелой бронетехники противника. Немцы впервые столкнулись с тяжелыми танками противника еще во время французской кампании. Уничтожить их можно было только с воздуха прямым попаданием бомбы, что было практически нереально для существовавшей в то время точности бомбометания. Еще больше ситуация ухудшилась после начала Восточной кампании и «знакомств» гитлеровцев с Т-34 и КВ.
Рассматривались два варианта: использование неуправляемых ракет или установка на самолет мощной скорострельной пушки. На Ju-88 была установлена система залпового огня, состоящая из шести реактивных гранат в барабанной установке, но ее эффективность оказалась недостаточной.
С артиллерийской системой тоже все было сложно: проблема заключалась в том, что у Германии просто не было автоматической авиационной пушки нужного калибра. Конструкторам пришлось использовать то, что было на вооружении сухопутных войск.
Летом 1942 года появилась модификация Ju-88, вооруженная 75-мм танковой пушкой KwK-39. В ходе испытаний установили, что орудие могло произвести два выстрела на подходе, при попадании в танк (в качестве мишени использовалась «тридцатьчетверка») он гарантированно уничтожался, но точность стрельбы оставляла много вопросов быть желанным. За время войны было выпущено четыре модификации штурмовиков на базе Ju-88:
- Ю-88П-1. Модификация, оснащенная пушкой ПаК-40 (75 мм).
- Ю-88П-2. Штурмовик, с подарочной 37-мм пушками. Небольшая партия самолетов была выпущена в 1943 году.
- Ю-88П-3. Штурмовик на базе Р-2.
- Ю-88П-4. Самолет оснащен 50-мм пушкой БК-5. Его производство началось в конце войны (1944 г.), всего было выпущено 32 машины. Р-4 пытались использовать как ночной истребитель, но без локаторов их эффективность была практически нулевой.
Самолеты Ju-88 серии D в основном использовались как воздушные разведчики. Обычно на них устанавливали дополнительный топливный бак и несколько камер. Серийно выпускалось пять модификаций.
Позднее для разведки были созданы Ju-88 серии Т. В его состав вошли три модификации, разработанные на базе Ju-88С-1.
Еще одним направлением модернизации самолета Ю-88 стали работы по увеличению его высоты и дальности полета. Так в 1942 году появился сверхдальний разведчик Ju-88H с дальностью полета до 5210 км. Он стал родоначальником другой серии Ju-88 — Н. Всего было выпущено четыре модификации этой серии: две машины были сверхдальними разведчиками, а еще две — тяжелыми истребителями.
Очень интересны «истребители» Ju-88 серий C и G — эти машины сыграли заметную роль в отражении налетов ВВС Союза на Германию. Работы над тяжелым истребителем на базе Ju-88 начались еще в первые месяцы войны, после того как руководство Третьего рейха осознало реальность этой угрозы.
Первые самолеты серии С появились уже в середине 1940-х годов, машины серии G начали серийно выпускать в 1943 году. Несколько модификаций самолета использовались как ночные истребители, на которые устанавливались локаторы (например, Ju-88G6 или Ju-88C6).
Рассказ об этом легендарном самолете будет неполным без упоминания проекта Mistel. Из-за нехватки стратегической авиации немцы решили использовать старые дистанционно управляемые Ju-88 для уничтожения особо важных объектов противника. Bombardier использовался в паре с самолетами управления, обычно истребителями Bf.109F-4. В Ju-88 загружали заряд взрывчатого вещества, а на нос устанавливали специальный металлический рожок для пробития бетонных или бронированных целей защиты.
Особенности конструкции Юнкерс Ю-88
- Кабина экипажа — единственное место в самолете, где установлена бронированная защита. Размещенное в кабине оборонное с помощью пожалуйстаю обстреливаю практически все пространство вокруг самолета;
- Задняя огневая точка была оснащена 7,92-мм пулеметом MG 15;
- Цельнометаллический фузелаяж имел высокотехнологичную конструкцию, что значительно облегчало производство крупносерийного самолета;
- Вхостовое перение выполнения однокилевого, угло встанция стабилизатора менялся в фолете;
- Хвостовое колесо в полете убираюсь в фузеляж;
- Цельнометаллическое крыло полукассонного типа составлено из двух консолей которые крепились именно к фузеляжу.
- Гондолы двигателей крепились к силовым элементам крыла, вдоль законцовки крыла имелся канал, по которому подавался горячий воздух для предотвращения обледенения крыла;
- Запас топлива для двигателей размещался в четырех крыльевых и двух фюзеляжных защищенных баках;
- У штурмана-бомбардировщика устанавливались бомбовые прицелы и вооружение для защиты от атак с передней полусферы
Характеристики Юнкерс Ju.88
Страна: Германия Тип: Bombardier Год выпуска: 1939 Экипаж: 4 человека Двигатель: 2х Jumo.211J, мощность 1340 л.с. Максимальная скорость: 467 км/ч Практический потолок: 8200 м Дальность полета: 1780 км (перегонная — 2730 км) Масса пустого: 9,86 т Максимальная взлетная масса: 14 т (12,1 т — нормальный взлет) Размах крыла: 20, 08 м Длина: 14.36 м Высота: 5.07 м Площадь крыла: 54.7 кв.м. Вооружение: 2 пулемета MG-131, 3 пулемета MG-81, до 3 тонн бомбовой нагрузки
Технические данные и сравнение
В СССР прямым аналогом Ju.88 был бомбардировщик Пе-2. Разрабатываемый как тяжелый высотный истребитель, Пе-2 был переделан в пикирующий бомбардировщик именно после визита советских авиаконструкторов в Германию и их внедрения, в частности, на «Юнкерсы».
Для сравнения с поздними сериями «овемьдесят осмого», можно указать другой советский файон – Ту-2.
Длина, м | 14,4 | 14,8 | 12,6 | 13,8 |
Размах крыла, м | 20 | 20 | 17,3 | 18,8 |
Максимальная взлетная масса, т. | 14 | 13,8 | 8,5 | 11,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 467 | 605 | 540 | 528 |
Практическая дальность, км | 2170 | 2850 | 1200 | 2020 |
Боевая нагрузка, т. | 2,4 | 2 | 1 | 2 |
Пе-2, уступая «восьмой восьмерке» по дальности и массе бомбового вооружения, значительно превосходил большинство «юнкерсов» по скорости. Собственно говоря, реальные характеристики раннего «Пешека» могли быть и хуже табличных — он показывал низкое качество изготовления.
А Ту-2, уступая на максимальной скорости более позднему Ju.88, мог нести в перезарядке до трех тонн бомб. Кроме того, были и более «длинные» модификации Ту-2, намного опережавшие «Юнкерс» по боевому радиусу.
Ju.88 был, вероятно, лучшим бомбардировщиком Люфтваффе в своем классе. Отличные качества он показал при выполнении таких разнообразных задач, как уничтожение танков с пикирования и перехват тяжелых бомбардировщиков.
Однако в послевоенный период он почти не использовался в боевых целях и по возможности заменялся. В настоящее время в целости и сохранности сохранились только два таких самолета.