- История конструирования Ту-22М3
- Тактико-технические характеристики
- История проекта
- Конструкция и летно-технические характеристики Ту-22М3
- Оборудование
- Характеристики самолета
- Конструкция Ту-22М3
- Двигатели
- Кабина пилотов
- Боевой комплекс
- Силовая установка
- Лётно-технические характеристики
- Система управления самолетом
- Эксплуатация и экспорт
- Вооружение
- Модификации
- Боевые операции с участием Ту-22М3
- Описание Ту-22
История конструирования Ту-22М3
Ту-22М3 был одной из дальнейших модификаций линейки Ту-22М. Создание новых самолетов было продиктовано необходимостью появления в боевой авиации более легких, скоростных и многофункциональных бомбардировщиков. Изменения должны были коснуться конструкции крыльев, двигателей и систем атаки и защиты.
В начале 1974 года было принято решение о создании Ту-22М3. В новом ракетоносце планировалось внедрить современные двигатели, уменьшить взлетную массу, усовершенствовать бортовую систему и построить новую систему прицеливания. Машина получила ряд преобразований:
- Новые двигатели под электронным управлением.
- Воздухозаборники отделились от крыльев, что программы выставление выставление.
- Полностью обновленная система электроснабжения.
- Новые элементы бортового комплекса защиты.
- Общая реконструкция корпуса и частей самолета.
В 1977 году началось производство Ту-22М3. В последующие два года после комплекса испытаний модель полностью заменила предыдущую версию Ту-22М2. Окончательный вариант готового авианосца был принят на вооружение в конце 1980-х гг. В 1993 году производство техники этой серии закончилось. Последний экземпляр из-за невозможности заказчика произвести оплату был превращен в памятник. Всего за годы существования модели с конвейера под этим названием сошло 268 единиц техники.
Часть самолетов (70 машин) находилась в подчинении ВВС России. Еще более 80 принадлежало ВМФ, которое в 2011 году передало бомбардировщики в исправном состоянии в распоряжение ВВС РФ.
В настоящее время существуют проекты по использованию и развитию этой модели. Разрабатываются дальнейшие модификации, в том числе экспортные. В планах реализации амбициозный проект по использованию Ту-22М3 для запуска малых спутников непосредственно на орбиту. Это значительно повышает экономическую эффективность вывода малых спутников на орбиту, снижая его стоимость на 20-30%.
Комплексы работ по управлению Ту-22М предполагали продлить срок его эксплуатации на 40 лет при внедрении улучшенных конструктивных особенностей.
Тактико-технические характеристики
Длина самолета | 42,46 м (при измерении по килю) |
Размах крыльев | От 23,3 до 34,28 м, в зависимости от угла наклона луча |
Высота | 11,05 м |
Пустой самолет | 68 тонн |
Нормальный взлетный вес | 112 т |
Максимальная масса | 126 часов |
Эксплуатационная перегрузка | 2,2 г (кратковременно до 2,5 г) |
Максимальная скорость | 2300 км/ч |
Крейсерская скорость | 930 км/ч |
Практичный потолок | 13 300 м |
Максимальная дальность полета | 7000 м |
Максимальный боевой радиус машины составляет 2410 км, но достигается он только на дозвуковой скорости и «смешанном» режиме полета. При выполнении задач на предельно малых высотах или на сверхзвуковых скоростях этот параметр снижается до 1500-1650 км (максимальный — 1850 км). Увеличить дальность можно, уменьшив размер боевой нагрузки.
В состав экипажа машины входят четыре человека — командир, его помощник, штурман и оператор установки тыловой обороны.
История проекта
В 1962 г на вооружение ВВС СССР поступили реактивные сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 (в варианте ракетоносца — Ту-22К). При эксплуатации выявились недостатки проекта — самолет получился сложным в управлении и ненадежным, в том числе из-за размещения двигателей в хвостовой части, под килевым крылом. В середине 1960-х годов специалисты Московского машиностроительного завода «Опыт» (ныне — ПАО «Туполев») в инициативном порядке приступили к разработке нового самолета этого класса.
Поскольку Минобороны СССР категорически отказывалось выделять средства на разработку сверхзвукового бомбардировщика нового типа спустя всего несколько лет после начала эксплуатации Ту-22, работы формально проводились как глубокая модернизация Ту-22К. Фактически разрабатывался новый самолет с крылом изменяемой стреловидности и двигателями, расположенными по бокам фюзеляжа. В 1969-1973 годах было создано несколько модификаций, только одна из которых строилась большой серией.
- Ту-22М0 — экспериментальный самолет. Небольшая партия продаж в 1969-1971 гг.
- Ту-22М1 — опытная модификация с новыми двигателями НК-144-22, доработанным крылом увеличенных размеров, кормовой пушкой и др. в начале 1970-х было построено девять экземпляров.
- Ту-22М2 — первый серийный вариант с повышенной боевой нагрузкой. В 1973-1983 годах построено 211 единиц. Принят на снабжение авиации ВМФ и ВВС СССР под обозначением Ту-22М.
Однако эти самолеты не полностью удовлетворили госзаказчика. В 1974 году Совет Министров СССР издал постановление о дальнейшем развитии бомбардировщика. Пришлось разработать новую модификацию самолета, оснастив его перспективными видами ракетного вооружения, увеличив нагрузку бомбовым вооружением, доработав крыло, заменив двигатели НК-22 на более мощные НК-25 и другие.
Конструкция и летно-технические характеристики Ту-22М3
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме свободнолетающего низколетящего самолета с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности (минимальный угол стреловидности консолей крыла используется для взлета и посадки, максимальный — для полеты со сверхзвуковой скоростью или на предельно малых высотах). Конструкция в основном изготавливается из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов.
Элероны отсутствуют, механизация крыла включает передние крылья, створки и интерцепторы. Стабилизатор — цельноповоротный. Самолет имеет фузеляж типа полумонокок, трехопорное убирающееся сасси с носовой стойкостью. Силовая установка включает два ТРД двухконтурных двигателей с форсажной камерой НК-25 (форсажная тяга — 25 тыс кгс, разработчик — Куйбышевский моторный завод Минавиапрома СССР, ныне — ПАО «Кузнецов»).
- Длина самолета – 42,46 м;
- высота — 11,05 м;
- размах крила — от 27,70 м (при стреловидности 65 градности) до 34,28 м (при стреловидности 20 градности);
- максимальная взлетная масса – 124 тыс т кг;
- максимальная скорость полета — 2 тыс км/ч;
- тактический радиус действия — 2 тыс. 200 км;
- практический потолок – 14 тысяч м;
- практическая дальность — 7 тыс км;
- экипаж — четыре человека в герметичной кабине (командир, помощник командира, штурман-штурман и штурман-оператор);
- боевая нагрузка — 24 тыс кг (максимальный), 12 тыс кг (нормальный);
- вооружение — двухствольная кормовая пушка ГШ-23Л калибра 23 мм (боекомплект 750 снарядов), управляемые и аэробаллистические ракеты (включая гиперзвуковой комплекс «Кинжал»), свободнопадающие авиабомбы или морские мины различных типов. Ракеты размещены в отсеке фюзеляжа и на пилонах под неподвижной частью крыла.
Предусмотрены активные и пассивные мрестаные простановки помех. В экстренной ситуации члены экипажа могут покинуть кабину, воспользовавшись сиденьями-катапультами.
Оборудование
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, в том числе инерциальная навигационная система повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с сохранением запрограммированного профиля. В сопад бортового комплекса входит ЦВМ.
Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационным комплексом, включающим РЛС ПНА большой мощности (разработчик — НПО Ленинец), и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным работать в темное и светлое время суток. Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование. Низкий полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты, получающая информацию от радиовысотомера.
Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа, под килем, расположены РЛС и телевизионный прицел.
К средствам РЭП относятся системы радиолокационного обнаружения и оповещения об излучении, активные системы радиолокационных помех, дипольно-отражательные эмиссионные устройства и тепловые ловушки (пассивные помехоэмиссионные блоки, размещаемые в непосредственной близости от узлов крепления поворотных стабилизаторов). Для оповещения о приближающихся ракетах противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа, имеется ИК-станция с полусферическим обтекателем граненой формы.
Характеристики самолета
Технические характеристики Ту-22М3 следующие:
Конструкция Ту-22М3
По своим характеристикам самолет Ту-22М3 оказался намного мощнее зарубежных представителей этого класса по дальности полета, скорости развития, грузоподъемности. Секрет конструкции машины заключался в особенностях строения крыльев стрелы, способных изменять свою геометрическую форму. Крыло самолета состоит из неподвижной части и крыла из легких алюминиевых сплавов. Рабочие элементы меняют свое направление в зависимости от скорости машины.
Облегченная конструкция очень пустой машины, при этом уже нив ее грузопадъемность.
Двигатели
Мощные двигатели нового поколения способны выдавать колоссальную мощность. Полотение бомбадировщиком всполнительной системы электроснабжения или гидромеханики при выходе из строя сооружение. Топливные баки расположены в разных местах по всему корпусу самолета. На один летний час Ту-22М3 требуется 51 человеко-час работы инженеров и оборудования.
Кабина пилотов
Кабина пилота оснащена развитым комплексом оборудования. Комплекс пилотирования и навигации позволяет машине самостоятельно добраться до нужной точки маршрута. Самолет оснащен радиолокационной станцией и системой радиоэлектронного подавления, которые отвечают за разведывательную деятельность, установку помех и оповещение в случае обнаружения машины радиолокатором. Инфракрасная станция предназначена для обнаружения приближения ракет к авианосцу.
Внешний вид Ту-22М3, фото и видео которого имеются в открытом доступе, впечатляет мощью, плавностью хода и строением крыльев и корпуса.
Боевой комплекс
В боевой комплекс самолета могут входить ракеты класса «воздух-земля» в количестве трех штук, баллистические ракеты, предназначенные для поражения наземных целей, в том числе десять экземпляров, и бомбы обычного или атомного плана массой до 12 тонн. Кроме того, машина оснащена скорострельной пушкой, предназначенной для защиты авианосца.
Самолет оснащен мощным световым оборудованием. Низ корпуса окрашен в белый цвет, а бока и верх — в серый и зеленый. Это своеобразный камуфляж для улучшения скрытности ракетницы. В 1990-е годы среди членов экипажа было популярно раскрашивать доску в виде ярких устрашающих фигур.
Для контроля за состоянием полета установлены бортовые самописцы и средства видеофиксации. Все самолеты оборудованы системой добровольного и принудительного катапультирования, которое осуществляется вверх с защитным шлемом на лице. Самолет вылетает в следующем порядке: оператор, штурман, пилот, командир. Решение о вынужденном катапультировании принимает командир корабля.
Для полета из кабины над водной гладью имеется надувная лодка с запасом необходимых медикаментов и продуктов питания.
Самолет оснащен современной системой кондиционирования и очистки воздуха и средствами пожаротушения. Наличие этого оборудования жизненно необходимо в условиях боевых вылетов и тренировок на сверхзвуковой скорости.
Силовая установка
ДТРДФ НК-25 (2 х 14 500/25 000 кгс) устанавливаются на Ту-22М3 и Ту-22МР. Система управления двигателем ў электрическая, с гидромеханическим добулированием. Топливо размещено в неразъемных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, диаметроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Суммарная емкость баков — 50 000 л, заправка занимает 25–30 минут. В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа свисают узлы от двух стартовых ускорителей.
Лётно-технические характеристики
Единственным приблизительным аналогом самолета Ту-22М был «стратегический» вариант фронтового бомбардировщика F-111. Интересно также, насколько модификация «М3» по своим параметрам ушла от первых моделей самолета Ту-22.
Ту-22 | Ту-22М2 | Ту-22М3 | ФБ-111 | |
Длина, м | 41,6 | 41,4 | 42,4 | 23 |
Размах крыла, м | 23.1 | 27,7/34,2 | 27,7/34,2 | 21,3 |
Максимальная взлетная масса, т | 85 | 126 | 124 | 54 |
Максимальная скорость, км/ч | 1510 | 1800 | 2000 г | 2338 |
Практическая дальность, км | 5850 | 5100 | 6800 | 4025 |
Боевая нагрузка, т | 12 | 24 | 24 | 17 |
Ту-22М превосходил американский самолет по дальности полета и массе боевой нагрузки, но при этом был значительно тяжелее и крупнее. Ну а его «предок» Ту-22 бомбардировщики нового поколения превосходили по всем показателям, но главное — по надежности и удобству в управлении и эксплуатации.
После распада Советского Союза значение Ту-22М3 не уменьшилось. Наоборот, оказалось, что в своем «лице» российские ВВС имеют относительно недорогое и давно разработанное мощное ударное оружие.
К сожалению, программу пришлось остановить для дальнейшего совершенствования.
Однако в 2017 году модернизация Ту-22М3 все же началась. В настоящее время проходят государственные испытания. Судя по всему, история, начавшаяся еще в 60-х годах, далека от завершения.
Читайте также: Линкор Ямато крупнейший корабль Второй мировой войны: история создания, вооружение и характеристики
Система управления самолетом
Система управления сдвейной, электрогидромеханическая, дифференциал, по четырём каналам управления: по ходу — руль, по крену — интерцепторы, по тангажу — стабилизатор и резервный канал дифблиззитора (дференциальный стабилизатор по круну).
Движение колонок и педалей пилотов с помощью механических трубчатых тяг передается через коромысла дифференциала на гидроусилители рулевого управления (усилители), синхронно отклоняющие половины стабилизатора и руля. С дифференциальными коромыслами соединены также рулевые агрегаты АБСУ, которые в зависимости от управляющих сигналов автоматически добавляют (или уменьшают) отклонения рулевых поверхностей в зависимости от режимов полета или берут на себя все управление — по сути, всех пилотов ‘ Движения тела отслеживаются, и при необходимости корректируются автоматически.
В связи с практически полным отсутствием усилий на колонке и педалях в проводке управления введены нагрузки тренажера полета/взлета и посадки — пружинные погрузчики. В канале тангажа имеальное электромеханический автоматический облистник расхода колонки — торсион. В канале крена выделяется избирательная четырехканальная система управления (ЭДСУ), без механической проводки, двух рулевых приводов управления количеством управления работой силовых гидроприводов перехватчиков.
Для его бронирования используется канал крена на стабилизаторе с его рулевым агрегатом, что позволяет управлять самолетом за счет дифференциального отклонения половины стабилизатора. В проводке управления по ходу, круну и тангажу также установлен электромеханизм тмимрирования (триммерный эффект, в делительном канале — автотриммирования), и электромеханизм системы автоматической баланировика в канале тангажа.
На стоянке, из-за широкого представления в гидросистеме, стабилизатор опускает нос до упора гидроцилиндров — он становится на кабину.
Эксплуатация и экспорт
В разные периоды службы бомбардировщиков поступали сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 в другие страны, но большинство из них не имеют официального подтверждения. Иран планировал закупить семь единиц техники для выполнения воздушных задач в условиях назревающего военно-политического конфликта. Правительство Российской Федерации опровергло эту информацию.
В 2013 году в сеть просочилась информация о покупке Китаем двадцати пяти самолетов, которая также не получила точного подтверждения. До этого велись переговоры о поставке машин в Индию, а также лизинг нескольких экземпляров. Однако по разным причинам решения не были реализованы в реальности.
За годы своего существования, с момента старта, бомбардировщики Ту-22М3 находились в различных городах СССР, России и стран СНГ. После распада Советского Союза оборудование было отозвано из Белоруссии в Россию. В Украине машины использовались до 2003-2006 годов, после чего были уничтожены. Один экземпляр Ту-22М3 находится в музее в качестве экспоната. Сегодня рабочие самолеты дислоцированы в Калужской, Мурманской, Рязанской и Иркутской областях.
В настоящее время в России эксплуатируется 62 единицы Ту-22М3. Некоторые части технологии в настоящее время хранятся или хранятся.
Самолет имеет важное стратегическое значение в развитии оборонного комплекса Российской Федерации. Его непревзойденные характеристики позволяют ему поддерживать преимущество боевой авиации своего государства.
Вооружение
Основным назначением Ту-22М3 всегда считались авианосные группы. Поэтому ее «главным калибром» стала противокорабельная крылатая ракета Х-22. Это достаточно тяжелое и «негабаритное» оружие, с помощью которого можно наносить удары по надводным целям с расстояния до 600 километров.
Противокорабельная ракета Х-22.
Вес боевой части Х-22 составляет 960 кг. В «обычном» варианте содержит до 630 кг специальной взрывчатки ТГАГ-5. Ядерная боеголовка может иметь мощность от 250 килотонн до одной мегатонны.
Полет к цели Х-22 может выполнять программы по низкой (11500 м) или программы (более 22 000 м). Скорость при этом достигает более 3,6М (4000 км/ч и выше).
Ту-22М3 может взять на борт от одной до трех таких ракет. Нормальная полезная нагрузка — два Х-22.
В 2016 году на вооружение принята ПКР Х-32 – результат глубокой модернизации Х-22. При прежних размерах и скорости эта ракета стала гораздо более защищенной от помех. Кроме того, высота полета была увеличена до 40 000 метров, что сделало ПКР защищенной от поражения зенитной системой «Иджис.
Ту-22М3 можно было использовать для постановки морских донных мин. В зависимости от веса и габаритов на борт помещалось от 8 до 18 таких боеприпасов.
Для поражения наземных целей Ту-22М3 был вооружен аэробаллистическими ракетами Х-15П. Их могло быть до десяти на борту: шесть в барабанной установке, размещенной внутри грузового отсека, и еще четыре – под корневой частью крыла. Х-15П был предшественником современной «Кинжалы». Эта ракета летела к цели с гиперзвуковой скоростью 5М, но дистанция поражения составляла всего 280 километров. Х-15П предназначался для уничтожения радиолокационных станций и всей системы ПВО.
В отличие от Ту-160 Ту-22М3 с самого начала был способен применять по наземным целям обычные свободнопадающие авиабомбы различного калибра до 9000 кг. Допускается также «смешанное» вооружение, состоящее как из управляемых ракет, так и из бомб. Нормальная боевая нагрузка самолета составляет 12 т, что позволяет брать на борт до 69 ФАБ-250.
Аэробаллистическая ракета Х-15.
Модификации
На вооружении ВВС СССР находилось около 500 самолетов Ту-22М различных модификаций. На данный момент на вооружении ВВС России находится меньше самолетов, часть из них находится на консервации, но и тех, что в строю, нам достаточно для выполнения всех поставленных задач. Операция ВКС России в Сирии это очень наглядно показала.
В настоящее время на авиационном заводе планируется модернизировать самолеты Ту-22М-3. Задача — продлить ресурс планера, а также выполнить комплекс работ по наступательному вооружению самолета. Модификация Ту-22М-3М сможет использовать новые высокоточные крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» с большой дальностью полета, также предполагается улучшить характеристики бортовой РЛС по дальности , разрешающую мощность и защиту от помех, и установить новую систему управления ракетой. На самолете Ту-22М-3М будет сохранена возможность применения всей номенклатуры боеприпасов Ту-22М-3.
Возраст не помеха — заложенные в конструкцию технические характеристики позволяют Ту-22М-3 успешно решать боевые задачи. Кстати, американский стратегический тяжелый бомбардировщик В-52 летает уже 50 лет, и его планируется эксплуатировать еще 30 лет.
По сообщениям прессы, завершается модернизация аэродрома Бельбек в Крыму, и обновленный аэродром может в случае необходимости стать базой стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков Ту-22М-3, так как является одним из самые южные пункты базирования российских ВКС.
Боевые операции с участием Ту-22М3
Самолеты Ту-22М3 принимали активное участие в различных боевых операциях и воздушных задачах государства. Реактивные установки впервые были задействованы при выводе войск из Афганистана. В 1994 году авианосцы нанесли удары по дислокациям обеиков в Чечне.
В 2008 году бомбардировщики Ту-22М3 участвовали в боевых действиях в Южной Осетии. Также был случай, когда одна из единиц техники была подбита противником. В 2017 году авианосцы Ту-22М3 участвовали в атаке террористических организаций в Сирии.
Описание Ту-22
Самолет Ту-22 построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет крыло средней разнесенности с большой дальностью полета. Крыло имеет кессонную конструкцию.
Фюзеляж – полумонокок, разделенный на пять отсеков. В носовой части фюзеляжа находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным колпаком. Далее — кабина пилота, в ней расположены приборы и органы управления. Вход в кабину осуществляется через нижние люки, через которые происходит аварийная эвакуация экипажа. В третьей секции есть ниша для передней стойки шасси, а также топливных баков и некоторых видов оборудования.
Четвертый отсек — бомбовый, здесь же находятся два топливных бака. Пятый отсек — хвостовой, к которому крепятся хвостовое оперение и двигатели.
Хвостовое оперение – однокилевое. Двигатели расположены в двух моторных мотогондолах. Силовая установка состоит из двух двигателей ТРД РД-7М, на более поздних машинах их заменили на более надежные РД-7М2, с более высокими техническими характеристиками.
Ходовая часть — трехколесная, состоящая из передней стойки с двумя тормозными колесами и двух основных стоек, на каждой из которых установлено по четыре тормозных колеса. Также есть хвостовая опора. Ту-22 оборудован тормозным парашютом, контейнер которого расположен в хвостовой части самолета.
Ту-22 имеет три независимые гидросистемы, одна из которых аварийная.
Имеется кондиционер кабины экипажа, обогрев бомбоотсека и герметизация входных люков. Спасательная система представлена катапультируемыми креслами, которые сбрасываются вниз и оснащаются системами жизнеобеспечения и средствами экстренной помощи. При посадке в кабине кресла опускаются вниз, а затем поднимаются вместе с пилотами, при помощи специального механизма. Минимальная высота, на которой мог катапультироваться экипаж, составляла 350 метров.
Самолет Ту-22 был оснащен весьма совершенным для своего времени комплексом радиоэлектронного оборудования.
Боевая нагрузка до 9000 кг. В бомбоотсек могут быть установлены как ракеты, так и бомбы. Для защиты задней полусферы самолета имеется артиллерийская установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), с дистанционным управлением.
Ту-22К мог нести одну крылатую ракету Х-22 «Буря» или 13 свободнопадающих бомб.