- Конструкция Су-9
- «Аэрофлот», S7 и Smartavia приостанавливают международные рейсы
- Возможности применения Су-9
- Эксплуатация самолета
- Су-9 характеристики:
- Удобства в самолете
- Основные особенности самолетов
- Модификации Sukhoi SuperJet-100
- Схемы посадочных мест в салонах самолетов
- Airbus A320
- Airbus A321
- Airbus A330
- Boeing 737
- Boeing 777
- Sukhoi Superjet 100
- Описание мест по блокам рядов
- История создания истребителя Су-9
- Конструкция
- Характеристики пассажирского самолета Su9
- Краткая характеристика конструкции самолета Су-9
- Немного истории
- Разновидности и модификации проекта Су-9
Конструкция Су-9
В конструкцию машины Сухова были включены уникальные решения, намного опередившие свое время. Впервые на этом самолете применили пусковое управление элеронами и рулями направления. Передача усилия на отведение рулей осуществлялась гидроусилителем. Боевые летчики высоко оценили пилотажные возможности перехватчика, управление Су-9 было простым и отзывчивым. Машина хорошо вела себя в воздухе во всем диапазоне скоростей.
В середине 60-х на вооружении Су-9 стояло 30 авиаполков. Разработка этого самолета стала тяжелым испытанием как для промышленных предприятий, занимавшихся выпуском «девятки», так и для авиационных частей войск ПВО, перешедших на принципиально новую технику. Авиакатастрофы были высоки, особенно среди молодых пилотов.
В процессе разработки были обнаружены конструктивные недостатки самолета: на машинах первой серийной серии выход из строя двигателя был не редкостью. Достаточно часто аварийные ситуации были вызваны нарушениями правил эксплуатации техники, низкой культурой обслуживания. Для устранения отмеченных дефектов был мобилизован персонал ОКБ Сухого. Все предложения и замечания военных летчиков были учтены конструкторами и производственниками.
В 1965 году авиация ПВО получила более совершенную систему воздушного перехвата — Су-11.
«Аэрофлот», S7 и Smartavia приостанавливают международные рейсы
«Российские авиалинии» с 8 марта приостанавливают все международные рейсы, кроме рейсов в Минск. В пресс-службе компании объяснили это «наступлением дополнительных обстоятельств, препятствующих выполнению рейсов».
«Аэрофлот» продолжит работу на маршрутной сети в России в полном объеме, за исключением введенных ранее временных ограничений на полеты в города юга страны», — говорится в сообщении.
С 6 марта Аэрофлот (00:00 мск) прекращает прием пассажиров на международные рейсы с обратным билетом, если обратный рейс был запланирован на даты после 8 марта. Тех, у кого есть билет только в один конец, компания будет принимать к перевозке до 8 марта.
Пассажиры отмененных международных рейсов могут подать заявку на полный возврат стоимости билета. В компании добавили, что иностранные пассажиры с обратным билетом также могут их переоформить.
«Для пассажиров, которые останутся за границей после прекращения рейсов, авиакомпания приложит все усилия для организации их возвращения в Россию», — говорится в сообщении.
Еще одна российская авиакомпания, S7 Airlines, с 5 марта отменила все рейсы по международным направлениям.
«С 5 марта S7 Airlines вынуждена отменить все рейсы по международным направлениям. Пассажиры отмененных рейсов получают уведомления от авиакомпании, с ними работают наши специалисты в представительствах S7 Airlines», — говорится в сообщении.
О приостановке международных рейсов до 19 марта сообщила и российская авиакомпания Smartavia.
Аэрофлот выполнял прямые рейсы в два города Узбекистана – Ташкент и Самарканд. S7 Airlines летает в Бухару, Карши, Навои, Наманган, Самарканд, Ташкент, Ургенч и Фергану. Smartavia отменяет следующие рейсы в Узбекистан: Санкт-Петербург — Наманган — Санкт-Петербург; Санкт-Петербург – Бухара – Санкт-Петербург; Москва — Фергана — Москва.
Бюджетная авиакомпания «Победа» (входит в «Аэрофлот») также объявила о приостановке международных рейсов с 8 марта до окончания зимнего расписания полетов. Эта авиакомпания не летает в Узбекистан.
О ситуации с международными рейсами в России
На фоне военного вторжения России в Украину ЕС и США в рамках пакета санкций закрыли воздушное пространство для полетов из России. В ответ Россия закрыла небо для полетов из 37 стран.
26 февраля ЕС ввел санкции, запрещающие продажу новых самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям. Они также не могут предлагать услуги по страхованию и техническому обслуживанию гражданских самолетов. С 28 марта планируется аннулирование действующих договоров лизинга с российскими компаниями, то есть санкции обязывают иностранных лизингодателей возвращать лизинговые самолеты.
Европейский авиастроительный концерн Airbus и американский авиастроительный концерн Boeing ранее приостановили техническое обслуживание и поддержку российских авиакомпаний и поставку им запчастей. После этого самолеты российских авиакомпаний стали задерживать при выполнении международных рейсов.
5 марта Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям значительно ограничить полеты за границу. Авиакомпаниям, чьи самолеты арендованы у иностранных авиакомпаний и не зарегистрированы в России, рекомендовано приостановить полеты за границу с 6 марта, из-за рубежа — с 8 марта.
По данным консалтингового агентства IBA, в 2022 году на долю России приходилось около 6% мирового рынка авиаперевозок. Около 515 российских самолетов рыночной стоимостью $10 млн взяты в лизинг у иностранных компаний, подсчитали аналитики Cirium.
По данным Росавиации, на середину февраля крупнейшие российские авиакомпании эксплуатировали 491 самолет производства Airbus, Boeing и Embraer, на долю которых пришлось 72% общего пассажиропотока.
Возможности применения Су-9
Перехватчики Су-9 и Су-11 не имели аналогов: их скорость, высота, дальность захвата и обнаружения целей были непревзойденными в то время. Именно эти самолеты были нужны для охраны советских рубежей, вдоль которых постоянно летали иностранные самолеты-разведчики. Поэтому в строевых частях ВВС «всухую» занимались боевой работой. Они летели на перехват самолетов и автоматических дрейфующих аэростатов, вторгшихся в советское воздушное пространство. Перехватчики Су-9 и Су-11 служили в частях ПВО страны до начала 80-х годов. Всего было построено около 1100 таких машин.
В 1960-е годы на аэродроме нес боевое дежурство самолет-перехватчик Су-9 для обеспечения ПВО космодрома Байконур. На смену семейству истребителей Су-9 пришли более совершенные истребители П. Сухого. Эти самолеты могли перехватить любую цель, от стратегических бомбардировщиков до крылатых ракет.
Эксплуатация самолета
Следует отметить, что Су-9 начали поступать в строевые части еще до официального принятия на вооружение. В 1960 году эта машина уже состояла на вооружении тридцати авиаполков. Но даже пройдя весь комплекс испытаний, новый самолет все равно оставался «сырым», только в 1963 году основные проблемы истребителя были решены. Для оперативного реагирования на замечания военных на заводе даже были созданы специальные бригады, которые ездили по стране и устраняли неполадки прямо в строевых частях.
Еще одна проблема заключалась в том, что Су-9 стали поступать в войска без «спарки», то есть без учебно-тренировочного самолета с двойным управлением. Их сделали намного позже, когда Су-9 уже были освоены летчиками. Хотя и досталось это дорогой ценой: летчикам пришлось расплачиваться жизнью за отсутствие учебно-тренировочного самолета. Сначала пилотам Су-9 был запрещен высший пилотаж, разрешили его только в 1967 году.
Главной проблемой самолета был двигатель. Эксплуатационная надежность была низкой, и очень часто именно он подводил пилота. В начале 60-х получили широкое распространение случаи оставления пилотами самолета именно из-за отказа двигателя, лишь спустя несколько лет эта проблема была частично решена. И хорошо, если двигатель отказывал на большой высоте, пилот имел возможность катапультироваться. Остановка двигателя на взлете обычно оказывалась фатальной для летчика, так как в то время еще не существовало средств спасения летчика с земли. Но часто причиной аварий становился человеческий фактор…
Еще одной проблемой Су-9 был низкий КПД двигателя. Топлива хватило буквально на 35-40 минут полета. Этого хватило, чтобы подняться на 20 тысяч метров, после чего нужно было спускаться обратно. Для решения этой проблемы на самолет установили два подвесных топливных бака емкостью по 180 литров каждый.
При этом Су-9 имел хорошие летно-технические характеристики. Он выдерживал большие перегрузки, очень сильно раскручивался, предсказуемо вел себя при посадке, имел хорошую управляемость и отличный обзор из кабины.
Истребитель-перехватчик Су-11, эксплуатация которого началась в 1964 году, можно назвать дальнейшим развитием идей, заложенных в Су-9. Эти машины очень похожи по внешнему виду и летным характеристикам.
Однако Су-11 устранил многие проблемы, мучившие пилотов Су-9. В частности, на Су-11 был установлен новый двигатель АЛ-7Ф2, благодаря которому была устранена основная проблема с Су-9. Оба этих самолета оставались самыми высокими и быстрыми в советских ВВС вплоть до 1970 года — начала эксплуатации истребителя-бомбардировщика МиГ-25.
Су-9 характеристики:
Модификация | Су-9 |
Размах крыла, м | 8,54 |
Длина фюзеляжа с ПВД, м | 18.06 |
Высота, м | 4,82 |
Площадь крыла, кв.м | 34,0 |
Масса, кг пустой | 7675 |
Вес, кг нормальный взлетный | 11422 |
Масса, кг макс пуск | 12515 |
Масса, кг топлива | 3100 |
Тип двигателя | 1 ТРДД АЛ-7Ф-1-100У |
Движущая сила, кгс | |
максимум | 1 х 6800 |
форсажная камера | 1 х 9600 |
Максимальная скорость, км/ч | |
на высоком | 2230 |
близко к земле | 1150 |
Практическая дальность, км | |
без ПТБ | 1260 |
с ПТБ | 1710 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 12000 |
Практичный потолок | 20 000 |
Экипаж, ребята | 1 |
Вооружение: | Боевая нагрузка 6 узлов подвески: |
4 УР класса «воздух-воздух» РС-2УС (К-5МС) или | |
2 УР класса «воздух-воздух» РС-2УС и 2 УР К-55 | |
2 ПТБ |
Су-9 (1946 г)
ОКБ Сухого в 1946 году создало самолет Су-9, который был оснащен двумя реактивными двигателями. Эта машина была истребителем-бомбардировщиком, разработанным для ВВС СССР.
Удобства в самолете
Аэрофлот не только заботится об удобстве своих пассажиров, но и предоставляет им свободное время во время перелетов. Такую возможность обеспечивают технические характеристики используемых моделей самолетов (информация приведена в таблице ниже).
Удобства на борту рейсов Аэрофлота
Аэробус А320-200, А321-200 | Они не оборудованы экранами для просмотра фильмов, у них нет доступа в Интернет. Из развлечений для маленьких пассажиров предлагаются наборы игр и раскраски. Для удобства спинки сидений предыдущих рядов оборудованы откидными столиками |
Сухой Суперджет 100 | |
Аэробус А330-200, А330-300, Боинг 777-300ER | Спинки кресел оборудованы мониторами развлекательной системы Panasonic, которые позволяют пассажирам во время полета смотреть фильмы и слушать музыку. Дети могут не только смотреть мультфильмы, но и играть в занимательную компьютерную игру. Самолет с доступом в Интернет |
Боинг 737-800 | На борту есть возможность подключения собственного гаджета к сети Аэрофлота, что позволяет установить мобильное приложение, а пассажиры смогут пользоваться развлекательной системой Panasonic eXW, в которой собрана большая коллекция фильмов, аудиокниг и музыки |
Примечание! Обратите внимание, что услуга подключения к Интернету не входит в стоимость билета. Для оплаты подключения Wi-Fi необходимо использовать банковскую карту (это можно сделать прямо на борту). Интернет станет доступен, когда самолет наберет высоту.
Развлечения на борту Аэрофлота
Теперь, когда вы знаете, какие самолеты есть у Аэрофлота, имеете представление о технических параметрах и расположении наиболее удобных мест для путешествия с детьми, пассажирам будет проще сделать выбор при покупке авиабилета на внутренние и международные рейсы. А авиакомпания обеспечивает комфорт, зрелищность и безопасность во время полета.
Основные особенности самолетов
Схема салона самолета А 330 300 Аэрофлот
Авиакомпания «Аэрофлот» заботится о своем престиже и безопасности пассажиров, поэтому придает большое значение технике, которую обслуживает. В парке авиакомпании только самолеты значимых производителей, которые успели завоевать мировую популярность.
Наиболее важные технические характеристики самолета приведены в таблице ниже.
Основные характеристики самолетов Аэрофлота
Аэробус | ||||
А320 (200) | 140/158 | 4.0 | 830 | 12.2 |
А321 (200) | 183/186 | 3,8 | 830 | 12.1 |
А330 (200; 300) | 241; 296/301 | 11,2; 9,5 | 900 | 12,5 |
Боинг | ||||
737 (800) (или рейс 73) | 158 | 4,5 | 900 | 12,5 |
777 (300ЭР) | 402 | 11.2 | 905 | 13.1 |
ОКБ Сухого | ||||
Сухой Суперджет 100 | 87 | 2,4 | 840 | 12.2 |
Часть самолетов «Аэрофлота» используется на ближнемагистральных маршрутах, другие предназначены для дальнемагистральных рейсов. Каждая модель имеет хорошие аэродинамические характеристики, что позволяет пассажирам чувствовать себя комфортно во время путешествия.
Модификации Sukhoi SuperJet-100
Рассмотрим особенности модификаций пассажирского самолета Су9.
Модель | Характеристики |
100В | Базовая версия машины. |
100В-ВИП | Административно-коммерческая модификация гражданского самолета. Эти версии эксплуатируются в «России» и «Русджете». |
100 ЛР | Этот самолет отличается тем, что его дальность полета увеличена конструкторами до 4578 км. |
100 ЛР VIP | Административно-бизнес версия машины с предыдущей конфигурацией. Его особенности: трансформируемая кабина для пассажиров, приспособленная для перевозки лежачих больных. |
100SV (растянутая версия) | Коммерческая эксплуатация такого самолета станет возможной только к 2022 году, но работы по проектированию и созданию ведутся с 2015 года. Самолет будет отличаться удлиненным фюзеляжем — машина сможет перевозить 110-125 человек. Максимальный стартовый вес в этом случае будет равен 55 тоннам. Не исключено, что для самолета будет разработано новое крыло с улучшенными аэродинамическими свойствами. |
Бизнес-джет | Очень комфортная версия самолета, предназначенная для перевозки VIP-персон. Изготавливается только по индивидуальным заказам. |
Спортджет от Сухого | Модель все еще находится в разработке – итоги можно будет обсудить в 2022 году. Модификация разработана специально для перевозки спортивных команд. |
Sukhoi Superjet-100 — надежный и комфортабельный пассажирский самолет, разработанный группой российских и зарубежных конструкторов. Автомобиль имеет отличные характеристики и ряд модификаций для разных категорий пассажиров.
Схемы посадочных мест в салонах самолетов
Самые безопасные самолеты в мире
Если используемые Аэрофлотом самолеты внешне похожи друг на друга по оперению, то внутри модели имеют некоторые отличия, связанные с расположением кресел. Схема салона каждого типа самолетов, эксплуатируемых Аэрофлотом, приведена под описанием.
Airbus A320
Узкофюзеляжные самолеты летают на короткие и средние расстояния. Airbus имеет длину 37,6 метра и размах крыльев 34,1 метра.
Компоновка кресел в салоне имеет 2 варианта: в первом варианте под бизнес-класс выделено 5 рядов, во 2-м – 2 ряда по схеме 2х2. В экономическом классе используется рассадка — 2х3 (т.е между креслами 1 проход посередине салона). Туалеты на борту приспособлены для пассажиров с ограниченными функциональными возможностями.
Карта салона Airbus A320
Airbus A321
Этот тип узкофюзеляжных самолетов также относится к среднемагистральным, но имеет большую длину, чем модель 320 – 44,5 м при размахе крыла 34,1 м.
Карта салона Airbus A321
Существует 3 варианта совместного использования мест в бизнес- и эконом-классах:
- в 2-х вариантах (немного отличающихся друг от друга конструкцией кресел в эконом-классе), всего 36 рядов, первые 4 отведены под бизнес-класс по компоновке 2х2;
- в третьем варианте в салоне оборудован 31 ряд, бизнес-класс занимает первые 7.
В каждом варианте предусмотрен отдельный туалет для инвалидов в хвостовой части самолета.
Airbus A330
Широкофюзеляжный самолет используется на дальнемагистральных маршрутах. Лайнер 200-й модификации имеет длину 58,8 м, 300-й — 63,7 м, размах крыла в обоих случаях — 60,3 м.
Карта салона Airbus A330
Модель А330-200 имеет 37 рядов кресел, из которых 6 отведены для бизнес-класса (3х2). В экономическом классе 2 боковые секции имеют по 2 места, средняя секция имеет 4 места в ряду, за исключением 11-го, с 34 по 37 (по 3 места).
В А330-300 салон практически идентичен, но имеет 45 рядов и немного другую расстановку сидений в бизнес-классе.
Boeing 737
В качестве транспорта на средние расстояния используется узкофюзеляжный самолет. Длина самолета 39,5 м, размах крыла 35,8 м. Схема расположения кресел в салоне следующая: ряды с 1 по 5 отведены для бизнес-класса по компоновке 2х2; с 6 по 28 — под эконом 2х3.
Boeing 777
Дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет имеет длину 73,9 м и размах крыла 64,8 м. В салоне этого самолета есть места еще одной категории — комфорт-класса, расположенные между бизнес и эконом и занимающие ряды с 11 по 16 В. Кресла салона бизнес-класса легко превращаются в уютные диваны для отдыха.
Sukhoi Superjet 100
Ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет СУ имеет длину 29,9 м и размах крыла 27,8 м. Бизнес-класс имеет 12 кресел, расположенных в 3 ряда по схеме 2х2 расположение кресел — слева 2 кресла, на правая сторона — по 3 шт.
Примечание! В каждой из описанных моделей есть возможность перевозки лежачих пассажиров. Носилки устанавливаются в задней части салона, чтобы не мешать другим пассажирам.
Описание мест по блокам рядов
В каждом салоне любого самолета есть приоритетные места, где пассажиры чувствуют себя наиболее комфортно. Но есть и такие кресла, которые могут сделать полет утомительным. Для пассажиров, летящих с маленькими детьми, выделены специальные места, рядом с которыми оборудованы держатели для люлек.
В таблице ниже представлена сравнительная информация о распределении мест в залах ожидания по уровню их комфортности.
Распределение мест по блокам на рейсах Аэрофлота
с люльками | со свободным пространством для ног | с мобильными подлокотниками | ограниченная спинка сиденья | в районе крыла | рядом с туалетами | |
Аэробус | ||||||
А320-200 | 16 | 10 (14) | 7, 11-25 (7-12, 15-30) | 8,9,25 (12, 13, 30) | 7-14 (11-18) | 25 (30) |
А321-200 | 1 (1, 8) | 19, 20 (11, 23) | 9-18, 21-23 (9-10, 12-22, 24-35) | 7, 18-31 (4, 22, 35,36) | 11-18 (15-22) | 18,19,31 (22, 23, 35) |
А330-200 | 1, 5, 11 | 24 | 12-23, 25-37 | 23, 36, 37 | 11-22 | 5, 23, 24, 37 |
А330-300 | 1, 11, 29 | 29 | 12-28, 30-45 | 27, 28, 44, 45 | 13-28 | 11, 28, 29, 45 |
Боинг | ||||||
737-800 | 16 | 1. 3 | 1-5, 7-11, 14-28 | 11, 12 | 9-17 | 28 |
777-300ЭР | 1, 11, 17, 24, 39 | 24, 38 | 1-5, 18-23, 25-37, 40-51 | 16, 23, 36, 37, 50, 51 | 18-31 | 11, 23-25, 37, 38, 50, 51 |
Сухой Суперджет 100 | 1 | 6 | 7-20 | 20 | 6-13 | 20 |
Выбирая места для полетов с маленькими детьми, пассажиры стараются бронировать те ряды, на которые можно прикрепить люльку. Но этот вариант ограничен, поэтому можно выбирать кресла, у которых есть свободное место, если они не установлены возле запасного выхода.
С младенцем в салоне Аэрофлота
Примечание! Худшие места те, что расположены в непосредственной близости от туалетов — странный запах, постоянное хождение пассажиров доставляют дискомфорт.
Кресла с фиксированными спинками неудобны — долгий перелет в этих местах будет утомительным. Ряды в районе крыла также имеют низкую степень комфорта из-за работающих двигателей.
Читайте также: Лучшие беспилотники мира: топ-10 моделей, их характеристики и возможности
История создания истребителя Су-9
Конструкторы агентства приступили к разработке Су-9 в начале 1944 года по инициативе руководства страны. Машина этого типа была создана благодаря разработке конструктора А. М. Люлькина, который в то время активно занимался исследованиями в области производства нового ТРД типа С-18. Именно этот двигатель планировалось установить на самолет Су-9. К сожалению, этот двигатель был разрушен во время первых испытаний. Поэтому ОКБ Сухого стало ориентироваться на немецкие двигатели этого типа, добытые в боях.
Осенью 1945 года был утвержден проект самолета под условным обозначением «L», где был установлен двигатель типа Jumo-004, снятый со сбитого немецкого самолета. Изначально эта машина должна была служить качественным истребителем, но позже ее оснастили бомбардировочным вооружением.
Самолет был выполнен по типу цельнометаллического среднего крыла, оснащенного шасси с тремя стойками, которое во время полета убиралось в корпус машины. Носовая часть самолета была оборудована для установки вооружения. Кроме того, здесь разместили один топливный бак, а другой расположили позади пилота. Общая емкость баков машины составляла 2,3 тонны топлива.
Крылья трапециевидные, на них установлены газотурбинные двигатели типа Jumo-004. Кабина оборудована со всех сторон достаточно толстой броней, способной защитить пилотов от прямого попадания 12-мм снаряда.
По госзаказу Сухой должен был изготовить две машины этого типа со следующими характеристиками:
- скорость должна быть 805 км/ч, и это близко к земле;
- на высоте 3 километра аппарат должен был двигаться со скоростью 880 км/ч;
- также Су-9 должен преодолеть расстояние 880 км без дозаправки;
- потолок по высоте полета планировался на уровне 12,5 километров.
Осенью 1946 года был готов первый прототип, а уже через месяц Су-9 доставили на аэродром для начала летных испытаний. Шли они долго из-за проблем с двигателем и доводки всех основных систем, закончившейся только через год. Важнейшим изменением конструкции в этот период стала установка катапультного кресла, которое также было взято с немецкого автомобиля и доработано нашими конструкторами, что повысило эффективность.
Су-9 был представлен публике на параде в городе Тушино летом 1946 года. Тем же летом машину отправили на государственные испытания. Их завершили в декабре 47-го, пока машина совершенствовалась. Изменения коснулись конструкции стартовых ускорителей и системы торможения парашюта. Это улучшило характеристики аппарата, а именно сократилась стартовая и беговая дистанция.
Государственная комиссия отметила отличные летные характеристики по сравнению с аналогичными моделями и простоту управления, послушность машины. Кроме того, Су-9 был менее капризен в наземном управлении. Эту машину можно было использовать в качестве самолета-перехватчика, оснастив ее новым радиолокационным комплексом, имевшим обозначение «Торий».
Несмотря на все достоинства и новшества, заложенные конструкторами этой машины, самолет типа Су-9 так и не был запущен в серийное производство. В основном это было связано с проволочками официальных лиц, а затем и с полным прекращением финансирования этого проекта в 1948 году.
Конструкция
Фюзеляж перехватчика Су-9 построен по схеме полумонокока на основе силового набора шпангоутов, соединенных стрингерами. В конструкции используются различные алюминиевые сплавы, часть элементов изготовлена из высокопрочной стали. Длина секции фюзеляжа различается по форме и размеру. Конструктивно узел делился на два отдела — хвостовой и носовой (или головной).
Для соединения использовался специальный болтовой разъем. Передняя часть фюзеляжа вмещала передний отсек бортовой РЛС, за которой располагалась гермокабина пилота. За кабиной расположен задний отсек, предназначенный для установки двигателя, оборудования и частей топливных баков.
В передней части носовой части Су-9 установлен кольцевой воздухозаборник с симметричным относительно оси каналом. В центре установлен управляемый конус, дополнительно установлены четыре регулируемых щита, что снижает вероятность возникновения перенапряжения в силовой установке. При полете на дозвуковой скорости конус находится в максимально убранном положении.
После разгона перехватчика до скорости звука и выше начинается плавная регулировка положения прибора, сглаживающая скачки давления в воздухозаборном канале.
Приводы механизмов воздухозаборника перехватчика Су-9 имеют электрическое и гидравлическое управление. Гермокабина, установленная на носовой части, делит воздуховод на две симметричные части, которые за ним соединяются в общую линию.
Турбореактивный двигатель перехватчика Су-9 установлен в хвостовой части фюзеляжа. Хвостовая часть содержит удлинительный канал для форсажной камеры силовой установки. Кроме того, установлена титановая перегородка, представляющая собой противопожарный экран. По нижнему краю установлен третий бак топливной системы самолета, имеется полость для размещения тормозного парашюта (модели ПТ-7 или ПТЗ-7Б). На внешней поверхности установлены четыре гидравлических тормозных щитка.
В конце хвостовой части имеется несущий каркас для крепления вертикального и горизонтального оперения. Хвостовое оперение снабжено рабочим кожухом из алюминиевых листов. На оконечности киля перехватчика Су-9 находится стеклопластиковая вставка со встроенной радиоантенной.
Руль направления выполнен в виде цельной детали, снабженной весовым балансиром. Горизонтальное оперение стреловидно по передней кромке, рули высоты снабжены специальными утяжелителями, снижающими вероятность возникновения вибраций при полете (флаттера).
Кабина пилота Су-9 прикрыта фонарем, оснащенным ветровым бронестеклом из материала на силикатной основе. Задняя часть фонаря подвижная, изготовлена из термостойкого органического стекла, приборная панель подсвечивается красными лампочками, на ранних машинах применялась ультрафиолетовая подсветка.
В состав бортового оборудования перехватчика Су-9 входили гирокомпас (на более поздних машинах — система управления), авиагоризонт, высотомер, указатели скорости, поворота и дополнительное оборудование. Для связи с землей и другими самолетами использовались УКВ-радиостанция и система высотной связи. Кроме того, на борту имелся радиокомпас, система слепой посадки на основе данных радара, система опознавания самолета и другое оборудование.
В кабине истребителя-перехватчика Су-9 имеется система кондиционирования и обогрева воздуха, работающая от компрессора турбореактивного двигателя. В кабине установлена кислородная установка, обеспечивающая работоспособность пилота при полете на большой высоте. Кроме того, пилот был одет в высотный костюм, снабженный гермошлемом.
Управление полетом оснащено ускорителями с необратимой схемой работы. В приводах управляемых самолетов используются жесткие тяги и тросы. Кроме того, установлены пружинные имитаторы аэродинамического нагружения. Закрылки Су-9 оснащены гидроцилиндрами, в более поздних сериях их заменили на пневмоприводы.
Катапультное кресло используется для аварийного выхода из кабины перехватчика Су-9. На ранних и поздних самолетах использовались разные модели с разной максимальной скоростью, при которой возможно катапультирование.
На перехватчике Су-9 используется треугольное крыло с постоянной стреловидностью по передней кромке с углом 60⁰. Силовой каркас крыла состоит из двух балок и трех балок, скрепленных нервюрами и полками. Каждое крыло разделено на пять комнат. В носовом отсеке находится топливный бак, который использовался для установки пушечного вооружения ранних Су-9. Еще один топливный бак располагался в отсеке вдоль задней кромки крыла.
Конструкция крыла имела ниши для основных стоек шасси, расположенные между лонжеронами. На внешней поверхности располагалась механизация, включавшая закрылок и элерон, снабженный аэродинамическим и весовым компенсатором. На нижней плоскости крыла имелись точки крепления двух пилонов, служивших опорой для ракетного вооружения или дополнительных баков.
На перехватчике Су-9 используется трехстоечное шасси с передней рулевой рейкой. Стойка установлена на носовой части под гермокабиной; во время полета агрегат тянет вперед. В конструкции стойки предусмотрен специальный демпфер, исключающий эффект высокоскоростной раскачки, а также специальная фара для освещения взлетно-посадочной полосы.
Дополнительное освещение обеспечивалось выдвижными фарами, установленными в консолях крыла. Основные стойки, расположенные на крыльях, отведены назад к фюзеляжу. В конструкции стоек применена рычажная подвеска с гидропневматическим амортизатором двустороннего действия.
Носовое колесо ранних самолетов Су-9 не оборудовано тормозным механизмом; Торможение машины при посадке осуществляется колесами основных стоек шасси. Позже были введены камерный тормоз на передних стойках и дисковые тормоза с гидравлическим и пневматическим (резервным) управлением на основных стойках. Тормозные диски изготовлены из композитного материала на основе керамики и металла. Для уменьшения пробега перехватчика используется тормозной экран.
В качестве силовой установки используется ТРД серии АЛ-7Ф1, оснащенный форсажной камерой. В зависимости от времени выпуска перехватчика Су-9 устанавливались двигатели с разным межремонтным ресурсом. Турбина запускалась отдельной небольшой турбиной, работавшей на бензине.
Управление системами двигателя в номинальном режиме — тросовое, включение форсажной камеры — электрическое. Двигатель перехватчика Су-9 оснащен теплоизоляционными экранами и специальным огнетушителем, оснащенным распылительным коллектором, выведенным на точки возгорания в силовой установке. Информация о возгорании поступает на приборную доску в кабине с помощью специальных датчиков.
В качестве топлива для двигателя используется авиационный керосин. Запас топлива на борту самолета при досрочном выпуске составлял 3060 литров. После введения двух дополнительных крыльевых баков объем керосина достиг 3780 литров. Кроме того, перехватчик Су-9 мог нести под крыльями два бака, вмещавших 1200 литров топлива.
Встроенная гидросистема перехватчика Су-9 включала три магистрали — основную, бустерную и резервную (для привода бустеров).
Каждая из систем связана с индивидуальным насосом, установленным на двигателе самолета. Резервная система имеет дополнительный насос с электрическим приводом.
Рабочее давление в системах 210 кгс/см². На борту самолета установлена пневматическая система, разделенная на основную и резервную линии. Пневматический привод используется для герметизации фонаря и выпуска аварийного шасси. В качестве рабочего газа Су-9 использует азот под давлением 150 кгс/см² в трех баллонах.
Возобновление подачи азота возможно только из сети аэропорта.
На турбине самолета Су-9 установлены генераторы постоянного и переменного тока. Дополнительным источником питания служил аккумулятор. Электросистема перехватчика оснащена преобразователями напряжения, вырабатывающими однофазный и трехфазный ток со стабилизированной частотой.
Вооружение ранней версии перехватчика Су-9 составляли четыре ракеты класса «воздух-воздух» РС-2УС, имевшие радионаведение. Позднее на вооружение были приняты ракеты Р-55, оснащенные тепловыми головками наведения. Зафиксированы случаи применения ракет К-5МС. Для обнаружения целей использовалась бортовая радиолокационная станция, на борту имелась кинокамера, которая фиксировала результаты пусков ракет. Система управления вооружением позволяла вести одиночный или залповый огонь.
На серийных самолетах пушечного вооружения не было, но в начале 70-х были проведены испытания контейнера УПК-23-250, установленного под крылом вместо подвесного бака. Второй танк также был демонтирован. В контейнере находилась двуствольная 23-мм пушка ГШ-23 и боекомплект в 250 выстрелов.
Испытания прошли успешно, но установка на перехватчике Су-9 не получила широкого распространения из-за сокращения дальности полета. Сравнение технических характеристик Су-9 с зарубежными аналогами показывает, что отечественная машина отличалась минимальной массой и размахом крыла. При этом радиус действия минимален именно у Су-9.
Стартовая масса, кг | 12515 | 18915 | 14187 |
Скорость полета, км/ч | 2230 | 2415 | 1387 |
Крыша, м | 20 000 | 18915 | 16093 |
Дальность, км | 450 | 600 | 1048 |
Английский перехватчик был оснащен двумя ТРД Rolls-Royce и имел бортовое пушечное вооружение, но только две точки подвески ракет. Американский самолет не был оснащен стрелковым вооружением, нес до шести ракет, но развивал малую скорость полета.
Характеристики пассажирского самолета Su9
Основные характеристики устройства этого самолета:
- Длина полета: 29,94 м.
- Размах крыла: 27,8 м.
- Высота машины: 10,28 м.
- Диаметр фюзеляжа: 3,24 м.
- Максимальная взлетно-посадочная масса: 45880-49450 кг (в зависимости от модификации) / 41000 кг.
- Масса пустого: 24 250 кг.
- Максимальная масса груза: 12 245 кг.
- Максимальная скорость автомобиля: 860 км/ч.
- Крейсерская скорость самолета: 830 км/ч.
- Максимальная высота полета: 12 200 м.
- Максимальная дальность без дозаправки: 3048-4578 км.
- Максимальное количество пассажиров на борту: 98-108 человек.
- Экипаж: 2+2.
- Общий объем багажного отделения: 21,7 м3.
- Длина пробега: 1630 м.
- Стартовый курс: 1731-2052 м.н.у.м.
- Максимальный запас топлива: 15 805 л.
Схему авиалайнера Су9 вы можете увидеть на изображении ниже.
Краткая характеристика конструкции самолета Су-9
Самолет Су-9 проектировался как среднеплан. Крылья машины имели трапециевидную форму, к ним крепились реактивные двигатели немецкого производства. Оперение машины было вертикальным. Фюзеляж имел овальное сечение, на которое крепилась гладкая обшивка. Каркас корпуса имел 33 шпангоута, которые соединялись лонжеронами и дополнительными стойками.
Что касается крыла, то его конструкция очень хорошо проработана и продумана. Он однолонжеронный, состоит из двух консолей, снабженных дополнительными продольными стенками. Крылья крепились к корпусу аппарата с помощью всего 4 креплений. Закрылки имели возможность изгибаться на 50°. Тормозные щитки устанавливались между мотогондолами самолета и фюзеляжем.
Силовая установка машины была представлена двигателем конструкции ТРД РД-10 или двигателем от немецких самолетов типа Jumo-004. Двигатели электростанции работали на керосине.
Немного истории
На самом деле деятельность компании началась в 1923 году. В то время у нее было другое название: «Добролет». Парк воздушных судов использовался для внутренних и международных пассажирских рейсов, почтовых перевозок и других целей.
Уже в 1932 году авиакомпания была реорганизована. Создан на его основе. До 1991 года считался крупнейшим российским перевозчиком. В 1974 году была представлена новая жизнь. А в 1976 году она стала первой авиакомпанией, которая за год перевезла более 100 000 000 пассажиров по всему миру.
Интересный! Аэрофлот был официальным перевозчиком Олимпийских игр 1980 года».
С 1989 года компания является членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Современная история популярного Аэрофлота началась в 1992 году. Именно тогда было принято постановление Правительства РФ «О мерах по организации международного воздушного сообщения в России». Компания имеет различные дочерние компании.
В 2006 году Аэрофлот стал участником альянса SkyTeam. Самолеты летают как внутри страны, так и за границу. Вылеты осуществляются из московского аэропорта Шереметьево».
Разновидности и модификации проекта Су-9
Помимо описанной выше штатной машины, в ОКБ Сухого проектировались и другие машины этого класса. Одним из них стал самолет Су-9УТ, также разработанный в 1946 году. Этот вариант предназначался для обучения и обучения пилотов. Основное отличие от базовой модели заключалось в том, что машина должна была иметь две кабины. Особенность заключалась в том, что кабина студента находилась в передней части самолета, а кабина инструктора — в задней. К тому же на этой машине не предусматривалось бронирование кабин, а из вооружения она имела только две пушки.
Еще одной модификацией должен был стать самолет «Дублер», на который конструкторы планировали установить более мощный форсированный двигатель типа РД-10. Проектирование этого двигателя выполнялось непосредственно ОКБ Сухого при поддержке ЦИАМ. Также особенностью этого агрегата была конструкция крыла, причем расположение двигателя планировалось не под крылом, как раньше, а посередине его. По расчетам конструкторов, этот самолет должен был развивать скорость 900 км/ч, но все эти проекты так и не были воплощены в жизнь.