- История создания
- Конструкция
- Планер Су-27
- Авиадвигатели
- Топливная система
- Гидравлическая система
- Пневмосистема
- Шасси
- Электроснабжение
- Система управления самолётом
- Пилотажно-навигационное оборудование
- Средства связи
- Управление вооружением
- Устройство Су-27
- Превзошел «американца»
- Признание и заслуги
- Технические характеристики Су-27
- Система вооружений машины Су-27
- Модификации самолета Су-27
- Трудный путь к превосходству
- Прототипы КБ «Сухого»
- Интересные факты
- Боевое применение Су-27
История создания
Самолет Су-27 — многоцелевой всепогодный истребитель советского, а затем и российского производства. Это высокоманевренный летательный аппарат четвертого поколения, разработанный в ОКБ Сухого для полного превосходства в воздухе. Над проектом в разное время работали такие дизайнеры: Н.С. Черняков, М.П. Симонов, А.И. Кнышев и А.А. Колчин. Первый ОП поднялся в воздух в 1977 году, а через пять лет Су-27 поступил на вооружение страны. Это основной боевой самолет ВВС России.
Начиная с 60-х годов в разных передовых странах началась гонка по созданию многоцелевых истребителей. Первыми прибыли США, пытавшиеся создать продолжение знаменитого F-4C «Фантом». Им стал созданный фирмой «Макдоннелл Дуглас» F-15 «Игл».
В СССР отступать не хотели и решили дать достойный ответ в виде ПФИ. К новому конкурсному проекту допустили три ОКБ, институт Сухого не примила пачаничной. Инженеры были заняты текущими проектами: Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Т-4 и иногородним ЛА. Но с 1969 года инженеры ОКБ уже занимались разработкой самолета типа перспективного фронтового истребителя.
В проекте учитывались многие факторы, не только завоевание господства в воздухе, но и фактор возможного противника — F-15. Тактика также включала то, что было признано в то время маневренным видом ближнего боя. В 72 году произошло две научно-технические встречи с представлениями ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна. Представители КБ Микояна представили предложение о создании двух истребителей: легкого и тяжелого. Каждый из них должен был выполнять разные задачи.
Начато строительство первых прототипов. Т-10-1 – ОП с двигателями АЛ-21-Ф-ЗАИ совершил первый полет в мае 77 г с летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным. Самолет прошел испытания на устойчивость, управляемость и общую эффективность. Второй прототип Т-10-2, построенный более года, летал недолго. Попав в продолную раскачку, конструкция была разрушена из-за огромных перегрузок. К сожалению, летчик-испытатель Евгений Соловьев погиб.
Т-10-3 разрабатывался с установкой двигателей АЛ-31Ф, но их неподготовленность привела к позднему первому полету — 1979 г. Четвертый опытный праграмм областной установной такой же опытной РЛС «Меч». В конце 1979 года к эксплуатации допустили три образца. Установочная партия была изготовлена на авиастроительном заводе в городе Комсомольск-на-Амуре. Через некоторое время было выпущено пять самолетов Су-27 типа Т-105. На них, отсутствием летных спустаных, тестировать изменение.
Параллельно с разработкой Су-27 поступила оперативная информация о F-15 американского производства. По имеющимся данным, оказалось, что советский истребитель значительно уступает зарубежному истребителю. Проведенные эксперименты показали, что даже в 1976 г производители электронной техники не могли уложиться в очерченные ими массогабаритные рамки. РЛС не ответил на все указанные параметры. Было решено проектировать самолет с нуля, не доводя его до серийного производства.
Новый прототип был построен в кратчайшие сроки. Т-10С-1, пилотируемый В.С. Ильюшиным, взлетела в апреле 1981 года. Практически все узлы были созданы наново. Фюзеляж, например, крыло первого прототипа было похоже на МиГ-29, а новый Т-10С придал ему трапециевидную форму. Кили вмонтировали по бокам двигателей, носовую стуку отодвинули назад на три метра.
Тормозные щитки сначала разместили внизу фюзеляжа, в новой конструкции их разместили за кабиной пилота. Стал открываться выходной фонарь кабины. Изменили ободы носовой части. Количество узлов на подвеске ракеты увеличилось с восьми до десяти.
Вновь созданный самолет не только не уступал, но в некоторых ситуациях превосходил заокеанского конкурента. Но этим конструкты не убилис, назад истребитель продолжал подвергаться модернизации.
Серийный выпуск Т-10С начался в 1981 году. До него же начали серийно выпускать двигатели АЛ-31Ф на заводах ММПП «Салют» в Москве и на МПО в Уфе. ВВС Советского Союза начали поставлять самолеты в 1982 году. Официальное постановление правительства о вооружении Су-27 вышло 23 августа 1990 года. На момент приемки в ВВС самолет именовался Су-27С, а в Войсках ПВО — перехватчиком (Су-27П). Как штурмовик не использовался.
Конструкция
Самолет Су-27 изготовлен из титана и алюминия. Композитные материалы в устройстве истребителя практически не использовались. Дизайнеры представили самолету эстетичный внешний вид с яркими линиями вокруг корпуса.
Планер Су-27
Интегральная компоновка, согласно теории аэродинамической схемы, позволяла объединить крыло с фюзеляжем в единый корпус. Угол стреловидности крила спереди 42°.
Развитые параметры аэродинамики на значительных углах атаки достигаются за счет корневого обтекания крыла и системы автоматического отклонения носка.
Тому же наплывы способны улучшать аэродинамические характеристики на сверхзвуковых скоростях. Крыло оборудовано флаперонами, выполняющими задачу элеронов и жалюзи при взлете и посадке.
Горизонтальный подвес выполнен в виде поворотных панелей. Одинаковое направление движения панелей способствует регулированию высоты полета, а разноправленное положение регулирует крен. Для повышения маневренности конструкция планера имеет двухкилевое вертикальное крыло.
Модифицированные модели Су-27 имеют переднее горизонтальное крыло, например: Су-27М, а также Су-30, Су-33, Су-34. Морской вариант Су-33 оснащен складными крыльями для уменьшения габаритов при размещении на палубе авианосца и оснащен гаком для торможения при посадке.
Новейшая система электрического дистанционного управления, впервые примененная на серийных Су-27, способна более эффективно распределять нагрузку на координационный узел. Его появление связано с нестабильной работой при маневрировании на дозвуковых скоростях.
Авиадвигатели
На серийные Су-27 установили пару форсажных ТРД с двухконтурной системой, получивших кодовое название АЛ-31Ф. Это базовый двигатель форзажной серии, разработанный в конце 1970-х годов и начавший серийно выпускаться в 1985 году, после всесторонних испытаний.
При массовом агрегате 1490 кг он по программе тяга 12500 кгс. Для двигателей сооружены мотогондолы, разнесенные по обеим частям оси оси и обнаружены на частой части.
Этот тип авиадвигателя показал хорошую топливную экономичность на форсажном режиме и на минимальной тяге. На данный момент двигатели производятся на Московском ФГУП «НПТС «Салют» и УМПО в Уфе. В базовую конструкцию двигателя АЛ-31Ф входят:
- компрессор с четырьмя ступенями пониженного давления
- компрессор с девятью ступенями высокого давления;
- охлаждающая турбина с одной ступенью высокого давления;
- охлаждающая турбина с одной ступенью пониженного давления;
- форсажная камера
Запуск силовой установки происходит от автономной силовой установки ГТДЕ-117-1, представляющей собой турбостартер. Помимо пачанки, энергоустановка позволяет имитировать работу силовой установки на земле, для проверки системы боевой машины. От авиадвигателя, при помощи приводов, работают генератор, гидронасос и насос подачи топлива.
Размещение авиадвигателей по обеим странам фузеляжа грузоподъемность вивучесть файона.
Один вышедший из строя энергоблок не повлияет на работу второй установки.
Также стоит добавить, что воздухозаборники получают достаточное количество воздуха без какого-либо влияния на этот процесс фюзеляжа. Внутри аэробокса есть регулируемые заслонки и сетчатый экран.
Задача сетчатых экранов — защищать силовую установку от предметов и мусора с взлетно-посадочной полосы до тех пор, пока самолет не уберет переднюю опору шасси после взлета. В режиме стоянки экраны открыты, так как работают от гидравлического давления.
Форсажные сопла охлаждаются потоком воздуха, проходящим через два каскада «лепестков». Автоматическая регулировка форсунки осуществляется с помощью моторного топлива, которое используется в качестве рабочей жидкости.
Топливная система
Горючее размещается в пяти топливных баках истребителя. Исключения, учебные Су-27УБ, в конструкции которых всего четыре топливных бака.
У истребителя два крыла расположены в крыльях и три крыла в корпусе фюзеляжа.
Полная заправка 9,6т, неполная заправка 5,6т (передний и задний бак в фузеляже не заправляются). Основной вид фильпа авиакеросин марки РТ, Т-1, ТС.
Запарку заболеваемости через спасиболизационный клапан, наддуший на равовой странице борта. Процесс подачи топлива регулируется пультом управления. Можно применить упрощённую правку раздаточным пистольном, через верхние топильные горловины.
Автоматическая заправка и расход топлива контролируется автоматикой, управляющей топливными насосами и контролирующей уровень топлива. Внутренние полости топливных баков заполнены пенополиуретаном.
Гидравлическая система
Гидросистема разделена на два автономных контура с необходимым давлением 280 кг/см2. В качестве рабочей жидкости используется специализированное масло АМГ-10. Гидронасосы НП-112 г/с, установленные на каждом авиационном двигателе. Задачей гидросистемы является обеспечение стабильной работы следующих узлов:
- рулевые колеса;
- узлы кладывания шасси;
- тормозные системы колёс;
- движение створок и защитного экрана воздухозаборников;
- управление тормозного шиктка
Пневмосистема
Контурная воздушная система заполнена техническим азотом. Задача установки: обеспечить аварийное освобождение шасси при выходе из строя гидросистемы, а также управление пневмоприводом механизма открывания фонаря кабины летчика.
Шасси
На истребителе применена трохопорная система часов. Две центральные опоры имени телескопические газомасляные стоики и двуколесные КТ-15бД с тормозным приводом. Размер шины 1030х350 мм. После освобождения шасси опоры фиксируются замками, которые размещаются на силовом каркасе мотогондолы.
Передняя опа имеет полурычажную газомасляную стуку с колесвеймей КН-27. Механизм носового колеса не оборудован тормозом. Управление колесным расположением с надежной ножной системой путевого управления.
Электроснабжение
Напряжение сети самолета 200/115В с частотой 400Гц. Каждый двигатель самолета имеет генератор ГП-21.
Дополнительная (низковольтная) сеть напряжением 27В с питанием от ВУ-6М выпрамителей. Для аварийного источника электроэнергии на самолете установлены две батареи 20НКБН-25 с двумя преобразователями ПТС-800БМ.
Система управления самолётом
В комплекс управления входит несколько систем. Они состоят из поперечного, продольного и путевого управления, а также согласования законцовки крыла. Для управления в продольном воздушном канале используется непрерывное движение горизонтального крыла, не связанного механически с рукояткой.
Команда с рукоятки передается с помощью электрического пульта на соответствующий привод. Этот механизм называется СДУ-10С и обеспечивает выполнение поставленных задач, таких как:
- управление самолетом в поперечном, путевом и продольном каналах;
- программы эродинамики машин при маневрировании;
- защита от перегрузок и критических угловых атак;
- значительное снижение нагрузки на плоскости истребителя.
Программа СДУ включает в себя три основных режима работы, это «полет», «взлет-посадка» и «жесткая связь». Первые два режима рабочие, а третий аварийный.
ОПР – онниститель предленых режимов, обеспечивает запрет ухода самолета на заданное регулирование полета, вызывающее вибрацию рукоятки штурвала. Поперечные наклоны штурвала управляют флаперонами.
Самолет оборудован автопилотом САУ-10, в задачу которого входит:
- регулирование высоты полета и стабилизация наклонов самолета;
- выведение машины из страничной дезориентации в хоризонтальное положение;
- набор запрограммированного производства и средних дней;
- управление наземными и воздушными командными пунктами, в том числе вооружением;
- полёт по путевому плану;
- возвращение на базу дислокации и посадки с помощью сигналов радиомаяков.
Пилотажно-навигационное оборудование
На истребителе Су-27 установлены две системы пилотажно-навигационного оборудования, образующие единый узел бортового комплекса ПНК-10. В состав лоцманской электроники входят: измеритель скорости ИК-ВСП-2-10, датчики воздушных сигналов СВС-2Ц-2, измеритель высоты РВ-21, координатор самолетов САУ-10 и СОС-2.
В состав навигационного комплекса входили: вертикальный вычислитель ИК-ВК-80-6, электронный компас АРК-22, местный навигационный прибор РСБН А-317, радиомаяк А-611.
Средства связи
Для связи летчика с командным пунктом, самолетом и другими сопряженными объектами на истребителе имеются две радиостанции УФ и КВ диапазона (Р-800Л, Р-864Л).
Дополнительно в состав оборудования входят: устройство для внутренних переговоров П-515 и записывающее устройство П-503Б.
Управление вооружением
СУВ – система управления размением состоит из: комплекса наведения ракеты РЛПК-27, прицельного устройства ОЭПС-27 для поиска и сопровождения целей по инфракрасному излучению, устройства индикации СЭИ-31, устройства-запросчика опознавания состояния.
Устройство Су-27
Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме — его крыло плавно соединяется с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж как таковой отсутствует: подъемная сила создается не только крыльями, но и корпусом машины.
Крыло самолета снабжено корневыми закрылками большой стреловидности, что значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке крыла — 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными законцовками.
Горизонтально оперение самолета цельноворотное, вертикальное — двухкилевое.
Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.
В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. В полностью герметичной кабине летчика установлена катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя места пилотов расположены тандемно.
Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щит. Вот стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя расположены два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозными парашютами.
Шасси отчетливо трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя страка шасси собирается в фузеляж, а основния – в центроплан крила.
Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.
Топливная система истребителя состоит из пяти баков, вмещающих 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 имеет значительный боевой радиус, максимальная дальность полета составляет 3900 км.
В состав пилотажно-навигационного комплекса Су-27 входят: инерциальная система поворотов ИКВ-72, доплеровский измеритель скорости, радиокомпас, навигационная система «Радикал», самолетный ответный прибор СО-72, вычислитель «Маневр», а также система автоматического управления, приборы пилотирования и радиовысотомер.
Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станици, предложение об облучении и стистем изроция мех.
На самолете установлены комплекс РЛПК-27 «Мех», система единой индикации СЕИ-31, комплекс распознавания воздушных объектов и система управления вооружением. Цели типа «истребитель» в предней хомисфере до 100 км, в задней – до 40 км. Су-27 может одновременно наводить до десяти целей и атаковать одну из них. РПЛК-27 дополняет оптико-электронную систему прицеливания ОЕПС-27, состоящую из лазерного дальномера и тепловизионного пеленгатора.
Су-27 вооружен автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов) и различным ракетным вооружением. Пушка установлена с правой стороны крыла. Самолет имеет десять узлов подвески. В состав ракетного вооружения самолета входят ракеты различных классов. Максимальная боевая нагрузка самолета – 6 тыс кг.
Превзошел «американца»
Разработка ОКБ Сухого (ныне — подразделение ПАО «Компания «Сухой» в составе Объединенной авиационной корпорации, ОАК) началось в 1969 г., в 1975 г был завершен эскизный проект, а еще через год — постройка первого опытного самолета. Разработкой руководили генеральный конструктор Павел Сухой (на ранних стадиях проекта), главные конструкторы Наум Черняков, Михаил Симонов, Артем Колчин и Алексей Кнышев.
Самолет создавался как ответ американскому истребителю McDonnell Douglas F-15 Eagle.
Мало кто знает, что чертежи американского истребителя F-15, к тому времени еще не взлетевшего, каким-то образом были добыты нашими разведчиками и отправлены в ОКБ. Как мне рассказывал Михаил Петрович Симонов, по ним начали делать прототип нашей машины, которая по своим тактико-техническим характеристикам должна была превзойти «американца
В первом полете машину Т-10-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Ильюшин. Летные испытания показали, что истребитель не отвечает техническому заданию.
Литовкин рассказывает, что, когда самолет был уже готов, выяснилось, что «на наши «штурвалы», мягко говоря, поставили неправильные чертежи Орла. Т-10 не мог составить конкуренцию настоящему американскому «орлу», истребителю за завоевание господства в воздухе.
От начала было некуда — все параметры нового «Сухого» устанавливаются секретным постановлением ЦК КПСС и Совета СССР. И тогда Симонов с молчаливого согласия преданного этой «авантюре» министра авиационной промышленности (она бы так и называлась, если бы работа закончилась неудачей) рискнул и под тем же шифром сделал новый самолет , но с совершенно другими летно-техническими характеристиками
Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС
В 1979–1981 годах конструкция была значительно переработана: при сохранении общей компоновки истребитель Т-10С получил крыло новой формы и увеличенной площади, иные обводы мотогондол, сильно раскинутое двухкилевое оперение и др. практически был создан новый самолет, который уже с небольшими доработками пошел в серийное производство. Первый серийный Су-27 поднялся в небо в июне 1982 года.
И не F-15, а Су-27 стал настоящим истребителем для завоевания власти в воздухе. Король воздушного шара
Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС
Су-27 серийно строился в 1981 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе).
Принят на вооружение ВВС (ВВС) Советского Союза в 1985 году. Официально принят на вооружение через пять лет и стал одним из основных истребителей ВВС России (ныне входит в состав Воздушно-космических сил, ВКС).
Читайте также: Вертолет Ми-28 конструкция, технические характеристики, боевое применение
Признание и заслуги
Су-27 — многоцелевой сверхзвуковой всепогодный фронтовой истребитель четвертого поколения, по классификации НАТО — Flanker-B (в переводе означает «фланговый удар». — Прим. ТАСС).
С появлением этой машины в воинских частях резко возросли боевые возможности истребительной авиации. Летчики ВВС и ВВС Советского Союза впервые получили самолет, способный на равных конкурировать с лучшими зарубежными истребителями.
В конце 1980-х старший летчик ОКБ Сухого Виктор Пугачев установил на Су-27 восемь непревзойденных мировых рекордов скорости. На этом самолете они совершили уникальные полеты над Северным Ледовитым океаном с дозаправкой в воздухе и посадкой на ледовый аэродром на острове Грэм-Белл (Земля Франца-Иосифа). Одна из фигур топ-летчика носит имя летчика — «Кобра Пугачева», впервые продемонстрированная публике в 1989 году на авиасалоне во французском Ле-Бурже.
Лучший истребитель ХХ века и ложуть истребитель пергуго десатилетия ХХI века — это отзывы о нем — о Су-27 и о его модификах: от Су-30 до Су-34 и Су-35. Среди многофункциональных истребителей четвертого поколения и поколения 4++ этим российским машинам нет равных. И на международных авиасалонах, и в воздушном бою
Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС
Су-27 стал символом истребительной авиации конца ХХ века и дал начало целому семейству самолетов. На его основе разработаны:
- палубный истребитель Су-33 (Су-27К) со складывающимися консолями крыла и горизонтальными крыльями;
- двухместный истребитель-перехватчик Су-30 (Су-27ПУ);
- двухместный фронтовой бомбардировщик Су-34 (Су-27ИБ);
- глубоко модифицированный многоцелевой истребитель Су-35;
- экспортные варианты ряда модификаций.
Модернизированные Су-27СМ3 и Су-27СКМ (экспорт) поставляются производителем. В Украине разработаны собственные варианты модернизации. Созданные на базе Су-27 модификации разного назначения сейчас состоят на вооружении ВВС России и более 30 стран мира. Всего построено более 800 единиц, в том числе Shenyang J-11 — лицензионный вариант, который производится в Китае на заводах Shenyang Aviation Corporation.
С 1991 г по октябрь 2016 г известная авиагруппа «Русские витязи» выступала на одноместных Су-27П (модификация для ВВС ПВО) и Су-27УБ. В настоящее время он полностью укомплектован новыми истребителями Су-30СМ.
Авторитетный международный журнал Flight International признал Су-27 одним из лучших боевых самолетов прошлого века. А американское издание National Interest неоднократно включало его в пятерку лучших боевых самолетов ВС России и самое «смертоносное» российское оружие.
Во время эфиопско-эритрейской войны 1999–2000 годов самолёты этого типа из состава ВВС Эфиопии сбили три эритрейских МиГ-29. Также Су-27 принимали участие в боевых действиях на территории Абхазии, Южной Осетии и Украины.
Технические характеристики Су-27
Длина, м | 21 935 |
Высота, м | 5932 |
Масса, кг | |
пустой самолет | 16300 |
нормальный взлет | 22500 |
максимальный взлет | 30000 |
максимальный | 9400 |
Двигатель | 2 ТРДД АЛ-31Ф |
Максимальное усилие, кН | |
бесфорсажная | 2 х 74,53 |
форсажная | 2 х 122,58 |
Макс скорость, км/ч: | 2500 |
Практический потолок, м | 18500 |
Практическая дальность, км | 3680 |
Вооружение: | 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс кг, 10 узлов подвески. |
Система вооружений машины Су-27
Столь долгий путь — от начала проектных работ до официального принятия серийного образца на вооружение — объясняется сложностью реализации функций, которые должен был выполнять самолет. Для самолетов 4-го поколения, к которым относятся российские фронтовые истребители Су-27, характерна многофункциональность.
Несмотря на долгий путь к статусу основного фронтового истребителя ВВС России, машина Сухого оказалась удачной. Он сочетает в себе высокую скорость и отличную маневренность. В сочетании с мощным бортовым вооружением все это делало советскую, российскую авиацию опасным противником для всех современных самолетов.
Вооружение Су-27 выполнено по традиционной для всех современных самолетов схеме — «пушка-ракета». Основное оружие ближнего боя было представлено 30-мм пушкой ГШ-301. Кроме того, самолет мог нести до 6000 кг полезной нагрузки. На крыльях машины имелось 10 узлов внешней подвески, на которых можно было установить 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности.
В помощь артилирии на истребителе были установлены 4 ракеты ближнего действия класса «воздух-воздух» с тепловыми головками наведения. На последнюю модификацию самолета Су 27СМ могут устанавливаться управляемые ракеты класса «воздух-земля».
Успешное и эффективное применение мощного вооружения стало возможным благодаря установке на самолете системы управления вооружением, состоящей из прицельно-радиолокационного комплекса, оптико-электронного прибора и единой системы целеуказания. Система управления вооружением плюс система объективного контроля обстановки гарантируют точное определение цели и объективность боевого применения системы вооружения истребителя.
В современных условиях истребитель Су 27СМ является переходным звеном от самолета 4-го поколения к машинам следующего 5-го поколения как по вооружению, так и по летно-техническим характеристикам.
Модификации самолета Су-27
- Су-30 — многоцелевой истребитель, рассчитанный на экипаж из двух человек.
- Су-33 — палубный истребитель. В нем есть крюк для экстренного торможения.
- Су-34 — бомбардировщик, применялся в штурмовых операциях.
- Су-35 – истребитель военного применения.
- Су-27С – одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).
- Су-27СК — экспортная модель, выпуска 1991 года. Вооружение − Р-27 и Р-73.
- Су-27СМ — более совершенная версия самолета. В наличии системы СУВ-27Э и СУВ-ВЭШ.
- Су-27СМ3 – сконструировано 12 машин. Двигатель АЛ-31Ф-М1.
- Су-27СКМ — экспортный вариант Су-27СМ.
- Су-27П — истребитель-перехватчик, рассчитанный на одного пилота. Используется исключительно для ПВО.
- Су-27УБ — двухместный истребитель учебно-боевого характера.
- Су-27УБК — экспортный вариант.
- Су-33УБ — палубный истребитель, предназначенный для учебно-боевых действий.
- Модификации украинского производства: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.
Трудный путь к превосходству
Процесс создания Су-27 не был гладким. В конце 1970-х после комплексного анализа характеристик машины было установлено, что самолет не претендует на звание покорителя воздушного пространства.
«Такой результат объяснялся целым комплексом причин, основными из которых были: с одной стороны — недооценка реальных характеристик F-15, а с другой — серьезный перевес самолета», — говорится в материалах ОАО «ОКБ Сухого».
«Вихрь», «Бронебойщик», «Монолит»: чем уникальны современные российские авиационные ракеты Экипаж ударного вертолета Ка-52 впервые испытал модернизированную управляемую ракету «Вихрь-1». Об этом сообщает Минобороны РФ….
По инициативе Михаила Симонова и генерального конструктора ОКБ Сухого Евгения Иванова была принята программа действий, предусматривавшая строгое регулирование массы машины, снижение сопротивления, улучшение характеристик поперечной устойчивости самолета и повышение несущих свойств крыла, его приспособленности к различным режимам полета.
С этой целью конструкторы перешли на трапециевидную форму крыла с вращающейся носовой частью и флапероном (рулем крыла самолета), установили коробку авиационных агрегатов «сзади» двигателя, применили новую кинематическую схему для убрали основные опоры шасси и перенесли киль с гондолы на балки фюзеляжа, что улучшило шкема их крепления и вкупили ефективно оперения машины.
Именно такой прототип Су-27 (Т-10С) пошел в серийное производство, которое открылось на заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. Однако процесс испытаний машин по разным программам продолжался несколько лет. Официально советское групповое истребитель на размение 23 августа 1990 года.
«Результаты пестанции подтвердили исключительно высокие ЛТХ (летно-технические характеристики. — RT) нового самолета. Совокупность доработок дала Т-10С «накопительный» эффект: получившийся самолет обладал блестящими летными данными, превосходя всех конкурентов в своем классе», — говорится в материалах ОКБ Сухого.
В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский назвал Су-27 самой удачной боевой авиационной платформой в отечественной авиации. По его словам, возможности этой машины позволяли ему «эффективно бороться с любыми воздушными целями, в том числе с новейшими истребителями США и Европы».
«Гениальность Су-27 заключается, прежде всего, в интегральной компоновке, где по сути и крылья, и фюзеляж самолета являются несущими аэродинамическими поверхностями. Самолет может выполнять в воздухе фигуры пилотажа, чего не могут зарубежные модели. Например, торможение на большой скорости почти с остановкой в воздухе — так называют кобру», — пояснил Мураховский.
По данным компании, нормальная взлетная масса самолетов серии Су-27 составляла 23,43 т, максимальная скорость — 2,35 Маха (2,8 тыс км/ч), дальность полета — 3530 км, максимальная боевая нагрузка самолета — 4 ,43 т.д.ля установки боекомплекта самолет оборудовали десятью точками подвески.
В арсенал Су-27 входили 30-мм артиллерийская установка с боекомплектом 150 патронов, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, неуправляемые снаряды С-8КОМ, С -8ОМ, С-8БМ, С-13Т, С-13ОФ, С-25ОФМ-ПУ, разовые бомбовые кассеты и авиабомбы массой 100, 250 и 500 кг.
Прототипы КБ «Сухого»
20 мая 1977 года первый опытный образец Т-10-1 совершил первый полет. Пилотировал апартаменты, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Владимир Ильюшин.
Задача теста заключалась в проверке работоспособности блоков управления и контроля устойчивости.
Всего на этом прототипе было выполнено 38 экспериментальных полетов, после чего были проведены необходимые доработки. Оружие на прототип не устанавливалось.
Второй опытный образец Т-10-2 начал испытания в 1978 году. Пилот Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Евгений Степанович Соловьёв. В следующем полете нужно было проверить коэффициент продольной управляемости. Выполняя задание, у машины возозикла продольная раскачка, повлёкшая разработку рафона. Пилот погиб.
Третий прототип Т-10-3 был оснащен более мощными двигателями и впервые поднялся в воздух в августе 1979 года. Четвёртый испытуемый праграмм Т-10-4 оснастили экспериментальной системой РЛС «Меч».
Таким образом, в 1979 году испытания прошли, и в том же году на авиазаводе в городе Комсомольск-на-Амуре запустили производство партии из пяти самолетов. За ними закрепилось наименование Су-27 тип 105.
С запада пришли неутешительные вести о том, что F-15 значительно превосходит советскую машину.
Выяснилось, что техническое задание не соответствовало параметрам американского истребителя.
Еще в 1976 году конструкторы обратили внимание на неудовлетворительную работу Т-10 при обдуве модели через воздуховод. Испытания прочили в Сибирском Научно-Исследовательском Институте Авиации.
В период проектирования не все развитие аэроупругости и флаттера могло быть использовано в соответствии с теорией. Это было связано с отсутствием специализированного вычислительного оборудования. Тем страйкальный файона выполнял научные исследования в области авиации.
Ко всему прочему, разработчики электроники вышли за пределы отведенного под аппаратуру места, что нарушило запланированную центровку самолета. РЛС работала с перебоями. Расход фильпа не применяется заглавным параметром.
Перед конструкторами встал сложный вопрос – довести до «ума» созданный прототип или кардинально переделать существующий проект. Предоставление одали двухму варианту – заново сконструировать истребитель, выходит выявляется, чтобы перевзошёл западный комментарного конкентарым.
Мотивированные горьким чувством предыдущей неудачи, разработчики смогли в очень короткие сроки создать новый самолет, при постройке которого учли опыт модели Т-10 и его экспериментальные показатели. 20 апреля 1981 года новый опытный образец Т-10-7 (Т-10С-1) впервые поднялся в воздух с аэродрома под управлением В.С. Ильюшина.
Конструкция машины претерпела значительные изменения, от предыдущей версии практически ничего не осталось. Экспериментальные модельные испытания показали впечатляющие результаты. Это было
Очевидно, что машина не уступает западному аналогу F-15, а по некоторым параметрам имеет преимущество.
Радость конструкторов затмила катастрофу. 23 декабря 1981 года, опытный правоходный под управлением летчика-испытателя Александра Сергеевича Комарова, разбился на скорости 2300 км/ч, при испытаниях аппарата в критическом режиме, летчик погиб.
Чудом удалось избежать второго инцидента при испытаниях тестового прототипа. Случайно произшёл 16 июля 1986 года недалеко от города Ахтубинск. На скорости 1000 км/ч и высоте 1000 метров оторвались нос и консоль крыла.
Пилотировал аппарат летчик-испытатель Николай Садовников, и только благодаря его мастерству ему удалось посадить поврежденную машину на скорости 350 км/ч, что превышает посадочную скорость 100 км/ч. У испытательной машины отсутствовала значительная часть консоли крыла и был сломан один киль.
В аналогичной ситуации, произошедшей 25 мая 1984 г., самолет спасти не удалось, летчик вовремя катапультировался. Возникшие обстоятельства дали внушительный материал для доводки конструкции планера и крыла, в частности было уменьшено переднее крыло.
Последующие улучшения происходили на всем этапе испытаний. Не удалось этого избежать и после начала серийного выпуска самолета.
Интересные факты
В 1990-е годы летчики ВВС России и ВВС США обменялись визитами на авиабазы Лэнгли и Саваслейка. Визиты для обмена опытом стали поводом для сравнения двух конкурирующих самолетов, F-15 и Су-27.
Публицисты и летчики заявляли о безоговорочном превосходстве российского истребителя, который неоднократно выходил победителем с сухим счетом.
Су-27 лучший истребитель в мире.
Посетители авиасалона в Ле Бурже, проходившего в июне 1989 года, были шокированы демонстрацией фигуры топ-пилота под названием «кобра». В последствии элемент назовут «коброй Пугачева». Однако впервые динамическое торможение применил в испытательных полетах заслуженный летчик-испытатель, летчик-космонавт СССР Игорь Волк.
Название «кобра» придумал Михаил Симонов, занимавший пост главного конструктора ОКБ «Сухой», стихия напомнила ему стойку кобры с закрытым капюшоном перед выходом в атаку.
Количество аварий с участием Су-27 точно неизвестно. За четыре года экспрессиональный, с учётом пустан, с 1988 года утрачено 22 года. К 2016 году список катастроф Су-27 и его модификаций содержал обзор 28 аварий и аварийных ситуаций, в которых самолеты были потеряны.
Лучший истребитель Су-27 порадовал компьютерных геймеров и истинных поклонников этой модели.
Компания-разработчик электронных игр из России «Eagle Dynamics» выпустила версию симулятора управления истребителем под названием «Su-27 Flanker».
Программисты качественно подошли к производству и максимально реалистично перенесли управление самолетом и детализацию в компьютерную игру. Большое внимание уделяется консультациям из конструкторского дома «Сухой». Эта игра получила ряд улучшенных сиквелов, что позволило ей стать самым совершенным симулятором модели Су-27 на компьютере в 2016 году.
Боевое применение Су-27
Участие России в логанных конфликтах на территории бывшего СССР сопровождалось поддержкой с воздуха. Во время абхазской войны, 19 марта 1993 года, на перехват двух самолетов Су-25, принадлежащих ВВС Грузии, Су-27 ВВС России совершил боевой вылет с аэродрома Гудаута. Обнаружить автомобильные цели не собавления.
Экипаж истребителя получил команду вернуться в базу дислокации и во время маневра на разворот был атакован из зенитно-ракетного комплекса на территории поселка Шрома Сухумского района. Атаку отразить не удалось, самолет Су-27 был уничтожен, летчик Вацлав Шипко погиб.
7 июня 1994 года Российское автостовное постное броссули транспортный самолет «Геркулес», принадлежащий ВВС США. «Авиагрузовик» следовал по воздушному маршруту из Франкфурта в Тбилиси. На радиовызовы западный крепев не отвежал, и продал свой курс с обрантием грансия.
После сигнала тревоги в воздух была поднята пара Су-27, которые обнаружили нарушителя и вынудили его совершить посадку в Адлере. В течение трех часов они выяснили причину нарушения и разрешили «Геркулесу» лететь в Тбилиси. Нота протеста была направлена против нарушения воздушного пространства.
В середине января 1998 года два истребителя Су-27УБ и Су-27П были вынуждены совершить вынужденную посадку на аэродроме принадлежащего ВВС Эстонии самолета Brave Aero L-29 «Дельфин.
Операция по форсированию посадки проводилась на очень малой скорости. Экипаж из двух англичан, Марка Джеффриса и Клайва Дэвидсона, был арестован.
первого сентября 1998 года российские войска ПВО зафиксировали неопознанный входной объект над акваторией Белого моря. Поднятий в воздух по тревоге Су-27 обнаружил дрейфующий аэростат внешней разведки. Воздушная разведка уничтожила истребитель.
Воздушное пространство Южной Осетии во время военной агрессии Грузии в 2008 году охраняли российские Су-27 и МиГ-29.
В 2014 году у южной границы России стали активно летать иностранные самолеты-разведчики. Это связано с милитаризованным положением на Украине и присоединением полуострова Крым к территории Российского государства.
Су-27 и Су-30 активно использовались для перехвата авиационной техники противника. Активность внешней разведки не падает.
Например, с января по август 2017 года удалось перехватить около 120 иностранных самолетов-разведчиков. В северных границах также наблюдается активность, но она меньше.
- Сирийская компания. Война в Сирии способствовала участию российской боевой авиации на стороне действующей власти в борьбе с террористами. Были задействованы стратегическая и ударная авиация. Наряду с модифицированными истребителями Су-27, участие приняли: Су30СМ, палубные Су-33, Су-35С и бомбардировщик Су-34.
- Африканская война. В эфиопско-эритрейской войне 1999-2000 годов использовались самолеты советско-российского производства. Истребители Су-27, принадлежащие ВВС Эфиопии, под руководством российских военных советников воевали с МиГ-29, принадлежащими эритрейскому государству. В воздушных боях «Сушки» уничтожили 3 самолета МиГ-29 и одному нанесли непоправимые повреждения.
- Конфликт Гражданской войны в Украине 2014. Значительная часть постсоветского вооружения и российской военной техники находится на вооружении ВВС Украины. Среди военного арсенала — перспективный истребитель Су-27, который летом 2014 года был на вооружении 831-й авиационной бригады. Самолет выполнял задачи по прикрытию разведки и нанесению точечных бомбовых ударов. Низкая подготовка пилотов не позволяла им эффективно использовать боевую машину. Со стороны России введен запрет на продажу запчастей и комплектующих ко всем видам вооружения, за исключением Су-27. Один из истребителей Су-27 был сбит 2 июня 2014 года из крупнокалиберного 14,5-мм пулемета во время разведывательного полета над территорией Луганской области. Самолет с заказами вернулся на базу в Миргород.