Какая была история создания
Одним из последствий поражения Германии в Первой мировой войне стал полный запрет на разработку и производство военных самолетов. Ситуация изменилась, когда к власти в Веймарской республике пришла НСДАП во главе с Адольфом Гитлером.
Новое правительство сразу взяло курс на милитаризацию страны. Одним из лидеров партии был летчик-герой Первой мировой войны Герман Геринг. Возглавлял Министерство авиации, которое было образовано в 1933 году.
Министр охотно взялся за поставленную задачу, и уже в 1934 году среди авиастроителей был объявлен конкурс на создание истребителя со скоростью не менее 450 км/ч.
Построенные самолеты должны были быть одноместными монопланами, предназначенными для замены устаревших бипланов Heinkel 51 и Arado 68.
Для участия в конкурсе были приглашены Heinkel, Focke-Wulf и Arado. Фирма Мессершмитта не была приглашена из-за отсутствия опыта проектирования скоростных истребителей.
В том же году компания Bayerische Flugzeugwerke (Bf) (на русский язык можно перевести как Баварские авиационные заводы) начала разработку самолета с аналогичными характеристиками для Королевских ВВС Румынии.
Когда известие об этой разработке дошло до правительства, разразился грандиозный скандал, в результате которого компания Вилли Мессершмитта была выставлена на конкурс.
28 мая 1935 года в небо поднялся первый «Мессершмитт» Bf.109, на нем был установлен английский двигатель.
В области авиадвигателестроения Германия была в то время далека от ведущих мировых держав.
Отборочная комиссия не выявила победителя среди самолетов, представленных на конкурс. Главный бой шел между компаниями «Мессершмитт» и «Хейнкель». Несмотря на то, что максимальная скорость Bf.109 была на 17 км/ч выше, чем у конкурентов, он стоил меньше и был проще в управлении, окончательное решение принято не было.
Люфтваффе склонялись к Heinkel He-112. Особо хотелось бы отметить, что этой точки зрения придерживался известный летчик Эрнст Удет, который со временем в корне изменил свои взгляды.
Поскольку комиссия не смогла определить победителя, конкурсанты сделали предзаказ по 10 самолетов у каждой из компаний. Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году, стала отличным полигоном для военной техники многих стран мира.
В составе войск генерала Франко участвовали пилоты немецкого легиона «Кондор», сформированного в 1935 году Люфтваффе (военно-воздушные силы). Боевое применение показало явное преимущество конструкции «Мессершмитта», принятой на вооружение в 1937 году.
Какая была конструкция самолёта
В середине 30-х годов прошлого века в военном авиастроении произошел переход от бипланов с воздушным охлаждением к монопланам с жидкостным охлаждением. Такой переход был оправдан сильно возросшей скоростью самолета, что позволило быстрее выполнять боевые задачи.
Появившийся Messerschmitt Bf.109 полностью отвечал требованиям современности.
Это был моноплан с трапециевидным крылом в основании фюзеляжа, с двигателем жидкостного охлаждения.
Сам самолет был цельнометаллическим, двигатель располагался в носовой части фюзеляжа. В центральной части находилась закрытая кабина, с прозрачным оргстеклом, что давало летчику хороший обзор вперед и в стороны, задний обзор практически отсутствовал из-за мешавших обзору гаррот и оперения машины.
В кабине установили навигационное оборудование и систему управления полетом. Практически все самолеты были оборудованы кислородными приборами и радиостанциями. На последних модификациях FuG 25A была установлена система опознавания «свой-чужой», которая самостоятельно обеспечивала ответный сигнал наземной радиостанции.
Два топливных бака общим объемом 400 литров разместили под сиденьем пилота и за его кабиной. Стоит отметить, что можно было использовать подвесные топливные баки — ПТБ, каплевидной формы, расположенные под фюзеляжем.
Шасси крепилось к фюзеляжу и убиралось в специальные, не полностью закрывающиеся ниши, расположенные в крыле.
Из-за этой конструктивной особенности колея шасси была узкой, что вызывало определенные трудности при рулении.
Шасси убиралось с помощью гидравлического привода, колеса оснащались гидравлическими тормозами. Поэтому расположение шасси объяснялось удобством ремонта самолета; потребовалось некоторое время, чтобы заменить консоль крыла. Но в то же время узкая колея шасси приводила к высокой аварийности истребителя.
Оригинальной изюминкой Messerschmitt Bf-109 было хвостовое оперение — благодаря тому, что опирающийся на стойки стабилизатор был подвижным, пилот мог прямо в полете менять угол установки. Это положительно сказалось на его маневренности. Изначально до версии E стабилизаторы имели ребра жесткости, придающие жесткость конструкции, но с модификации F они были удалены.
В качестве силовой установки на ранних модификациях в различных модификациях устанавливался двигатель Jumo 210. Позднее с серии Е в качестве силовой установки стал использоваться двигатель Daimler-Benz DB601, а затем и его различные модификации.
Основной упор был сделан на увеличение мощности двигателя, а также оснащение его дополнительным оборудованием, что также сказалось на мощности. Стоит отметить установку на самолете карбюратора, надежно работавшего при любом положении самолета в воздухе.
Модификации истребителя Мессершитт (Bf) — 109
- Bf-109V1 — первый прототип с двигателем Kestrel V мощностью 695 л.с., двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. Первый полет 28 мая 1935 г.
- Bf-109V2 — второй прототип с двигателем Jumo.210A, усиленным шасси. Первый полет в октябре 1935 г.
- Bf-109V3 — третий прототип, с двумя 7,92-мм пулеметами MG-17.
- Bf-109V4 (Bf-109B-01) — прототип с 3 пулеметами MG-17 и двигателем Jumo.210Da мощностью 720 л.с. Первый полет в ноябре 1936 г.
- Bf-109V5, V6 — прототипы Bf-109B с усовершенствованной системой подачи воздуха для пулеметов, усиленным лобовым стеклом, двухлопастным металлическим винтом ВДМ с изменяемым шагом.
- Bf-109V7 — прототип Bf-109B-2 с двигателем Jumo.210G мощностью 700 л.с с непосредственным впрыском топлива. Первый полет в марте 1937 года.
- Bf-109V8 — прототип Bf-109C с двигателем Jumo.210Ga, двумя дополнительными пулеметами MG-17 в крыле.
- Bf-109V9 — с двумя пушками MG-FF в крыле.
- Bf-109V10 — прототип с двигателем DB.600A.
- Bf-109V11, V12 — прототипы Bf-109D.
- Bf-109V13 — прототип с двигателем DB-601. 11 июля 1938 года был установлен рекорд скорости для сухопутного самолета — 610,5 км/ч.
Чертеж истребителя Messerschmitt Bf-109
- Bf-109V14 — прототип Bf-109E с двигателем DB.601A-1 мощностью 1050 л.с. Вооружение состояло из 2-х пулеметов MG-17 в фюзеляже и 2-х 20-мм пушек MG-FF в крыле.
- Bf-109V15 — прототип Bf-109E с 4 пулеметами.
- Bf-109V17 — прототип Bf-109E-3 с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с.
- Bf-109V21 — прототип Bf-109F с двигателем DB.601Aa. Позже двигатель был заменен на Pratt-Whitney Twin Wasp».
- Bf-109V22 — прототип Bf-109F с двигателем DB.601E.
- Bf-109V23 — прототип Bf-109F с полуэллиптическими законцовками крыла.
- Bf-109V31 — с убирающимся в сторону фюзеляжа шасси. У него было более тонкое крыло.
- Bf-109V49 — прототип Bf-109H для статических испытаний, с большим размахом крыла и большим оперением. Переоборудован из Г-5 весной 1943 г.
- Bf-109V50 — прототип Bf-109H с двигателем DB.628A с двухступенчатым нагнетателем и интеркулером. Весной 1943 г конвертирован из Г-3. Первый полет 18 мая 1943 г.
- Bf-109V54 — прототип Bf-109H. Первый полет в июле 1943 г.
- Bf-109B — первая серийная версия с двигателем Jumo.210Da.
- Bf-109B-0 — предсерийный. В 1936 году было выпущено 10 самолетов.
- Bf-109B-1 — серийный, с двухлопастным деревянным винтом изменяемого шага. Вооружение состояло из 2-3 пулеметов MG-17. Весной 1937 года на заводе в Аугсбурге было выпущено около 30 самолетов. Отправлено в Испанию.
- Bf-109B-2 — с металлическим двухлопастным винтом ВДМ. Самолеты последних серий оснащались двигателем Jumo.210Ga. Выпускался летом-осенью 1937 года в Аугсбурге и на заводе Fieseler в Касселе. Отправлено в Испанию.
- Bf-109C — с двумя дополнительными пулеметами в крыле, двигателем Jumo.210Ga, увеличенным туннельным радиатором, новыми выхлопными трубами.
- Bf-109C-1 — серийный вариант с радиостанцией FuG-7R/T. Выпускается с весны 1938 года.
- Bf-109C-2 — опытный с пулеметом MG-17, стрелявшим через втулку винта.
- Bf-109C-3 — опытный с двумя крыльевыми орудиями MG-FF.
- Bf-109C-4 — опытный с моторной пушкой MG-FF.
- Bf-109D — с усиленным крылом. Оснащен двигателем Jumo.210Da с измененными выхлопными патрубками.
- Bf-109D-0 — предсерийный.
- Bf-109D-1 — серийный. Выпущен малой серией весной 1938 года. Поставлялся в Испанию, Венгрию и Швейцарию.
- Bf-109D-2, D-3 — опытные с улучшенным вооружением.
- Bf-109E — с двигателем DB.601A. Выпускался на заводах «Мессершмитт» в Регенсбурге, «Эрл Машиненверке» в Лейпциге и «Физелер» в Касселе. Было выпущено более 4000 самолетов.
- Bf-109E-0 — предсерийный, с двигателем DB.601A-1. Вооружение состояло из 4 пулеметов MG-17. В конце 1938 года было выпущено 10 самолетов.
- Bf-109E-1 — серийный, с уменьшенным масляным радиатором, размещением гликолевых радиаторов системы охлаждения. Вооружение состояло из 2 пулеметов MG-17 и 2 пушек MG-FF. В 1939 году было выпущено 1540 самолетов. Поставляется в Болгарию, Венгрию, Испанию, Словакию, Швейцарию, Югославию.
- Bf-109E-1/B — истребитель-бомбардировщик с бомбодержателем на 4 50-кг бомбы. Выпущен в 1939 году небольшой серией. Переделаны некоторые из ранее выпущенных E-1.
- Bf-109E-2 — с мотопушкой. Осенью 1939 года было выпущено 25 самолетов.
- Bf-109E-3 — с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с. Вооружение состояло из 3-х орудий (при стоянке моторная пушка снималась). Выпускался с осени 1939 года. Всего было выпущено 1868 самолетов. Отправлено в Швейцарию.
- Bf-109E-3/Trop — тропический, с дополнительными фильтрами.
- Bf-109E-4 — с дополнительным бронированием кабины. Отличался конструкцией фонаря кабины, увеличенным боекомплектом, бомбодержателями под крылом. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-FF. Выпускался летом-осенью 1940 г. Поставлялся в Румынию и Японию.
- Bf-109E-4/B — истребитель-бомбардировщик. Бомбовая нагрузка увеличилась до 250 кг.
- Bf-109E-4/N — с двигателем DB.601N мощностью 1200 л.с.
- Bf-109E-4/Trop — тропический.
- Bf-109E-5 — разведчик на базе Е-4 с фотоаппаратом Rb21/18. Вооружение состояло из 2 пулеметов MG-17. Выпускался с лета 1940 года.
- Bf-109E-5/Trop — Тропический.
- Bf-109E-6 — разведывательный самолет на базе E-4/N.
- Bf-109E-7 — с увеличенной дальностью за счет ПТБ с 300 л под фюзеляжем. Отличался двигателем DB.601N. Отправлено в Хорватию.
- Bf-109E-7/U2 — с дополнительной бронезащитой.
- Bf-109E-7/Z — с системой впрыска закиси азота GM-1.
- Bf-109E-8 — вариант Е-1 с ПТБ под фюзеляжем. Выпускался с осени 1940 года.
- Bf-109E-9 — самолет-разведчик на базе Е-7 с 2 камерами Rb32/17 и 1 камерой Rb50/30. Часть самолетов оснащалась двигателем DB.601E мощностью 1350 л.с. Выпускался с осени 1940 года.
- Bf-109F — с улучшенной аэродинамикой. Отличался двигателем DB.601E, увеличенным коком, закругленными законцовками крыла и отсутствием пружин стабилизатора. Вооружение состояло из моторной пушки МG-150/20 и двух синхронных пулеметов МG-17. В 1940-1941 годах было выпущено более 2000 самолетов.
- Bf-109F-0 — предсерийный. Осенью 1940 года было выпущено 10 самолетов.
- Bf-109F-1 — первая серийная версия с двигателем DB.601N и пушкой MG-FF/M. Год выпуска 1940.
- Bf-109F-2 — с пушкой MG-151/15. Оснащен двигателем DB.601N. Год выпуска 1942.
- Bf-109F-2/B — истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжными бомбодержателями для 250-кг бомбы.
- Bf-109F-2/N — с системой впрыска GM-1 (проект).
- Bf-109F-2/Trop — тропический, с дополнительными фильтрами.
- Bf-109F-2/U1 — с крупнокалиберными пулеметами MG-131.
- Bf-109F-3 — серийный с двигателем DB.601E и пушкой MG-FF/M. В конце 1940 года было выпущено 15 самолетов.
- Bf-109F-4 — с пушкой MG-151/20. С декабря 1940 г по декабрь 1941 г выпущен 1841 самолет. Поставляется в Венгрию, Испанию и Италию.
- Bf-104F-4/B — истребитель-бомбардировщик. Выпускался с начала 1942 года.
- Bf-104F-4/R1 — с двумя дополнительными пушками MG-151/15 в контейнерах под крылом. Фирма Винер-Нойштадтер произвела 200 самолетов.
- Bf-104F-4/R2, R4, R8 — опытные разведчики.
- Bf-109F-4/R3 — серийный разведчик. Изготовлено 36 самолетов.
- Bf-109F-4/R6 — с подфюзеляжным держателем на 1250 кг, 4 50-кг бомбы или 300 л ПТБ.
- Bf-109F-4/Trop — тропический.
- Bf-109F-4/Z — с системой впрыска GM-1, увеличенным маслорадиатором, подфюзеляжным бомбодержателем.
- Bf-109F-5, F-6 — опытные разведчики. Изготовлен в 1941 году.
- Bf-109G — с двигателем DB.605 мощностью 1475 л.с., гермокабиной, усиленным шасси, увеличенным маслорадиатором. Было выпущено более 20 000 самолетов.
- Bf-109G-0 — предсерийный, с двигателем DB.601E. Осенью 1941 года было выпущено 10 самолетов.
- Bf-109G-1 — серийный с двигателем DB.605A-1, обтекателем, новым маслорадиатором. Выпускается с марта 1942 года. Всего выпущено 167 самолетов.
- Bf-109G-1/R2 — легкий высотный перехватчик. В 1942 году было выпущено 80 самолетов.
- Bf-109G-1/R3 — с подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
- Bf-109G-1/U1 — с реверсивным винтом Me.P6.
- Bf-109G-1/U2 — с системой впрыска GM-1.
- Bf-109G-2 — без гермокабины. С марта по осень 1942 г было выпущено 1587 самолетов. Поставляется в Болгарию, Венгрию, Испанию, Румынию, Финляндию, Хорватию.
- Bf-109G-2/R1 (FiSk.199) — дальний истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным бомбодержателем для 500-кг бомбы, дополнительным шасси. Разработан Физелером. Производится на заводе Шкода в Праге.
- Bf-109G-2/R2 — самолет-разведчик с фотокамерой Rb50/30.
- Bf-109G-2/R3 — самолет-разведчик с фотоаппаратом Rb75/30, подфюзеляжный ПТБ на 300 л.
- Bf-109G-2/U3 — самолет-разведчик с системой впрыска водометанола MW-50, камерой в хвостовой части фюзеляжа. Произведено 80 самолетов.
- Bf-109G-3 — высотный вариант G-4 с гермокабиной наподобие G-1. В январе 1943 г было подготовлено 50 самолетов.
- Bf-109G-4 — с радиостанцией FuG-16z. Выпускался с осени 1942 года.
- Bf-109G-4/R3 — самолет-разведчик с фотоаппаратом Rb75/30, подфюзеляжный ПТБ на 300 л.
- Bf-109G-4/R4 — самолет-разведчик с фотокамерой Rb50/30.
- Bf-109G-5 — с двигателем DB.605 с системой GM-1. Осенью 1943 года было выпущено 475 самолетов.
- Bf-109G-5/AS — с двигателем DB.605AS с нагнетателем от DB.603.
- Bf-109G-5/U2 — с трехкилевой частью фюзеляжа и оперением.
- Bf-109G-6 — с крупнокалиберными пулеметами MG-131 и катапультной кабиной. Выпускался с ноября 1942 г. Выпущено 12 200 самолетов. Поставляется в Болгарию, Италию, Румынию, Словакию, Финляндию, Швейцарию.
- Bf-109G-6/AS — с двигателем DB.605AS мощностью 2000 л.с. Отличался конструкцией фонаря, более высоким килем. Было выпущено 686 самолетов.
- Bf-109G-6/N — ночной с 2-мя подкрыльевыми орудиями MG-151/20, пламегасителями, ответчиком FuG-25a, радиопеленгатором FuG-350 Naxos-Z».
- Bf-109G-6/R4 — с двумя подкрыльевыми орудиями MK.108.
- Bf-109G-6/R6 — с двумя подкрыльевыми пулеметами MG-151.
- Bf-109G-6/U2 — с деревянной хвостовой частью фюзеляжа.
- Bf-109G-6/U3 — с системой впрыска MW-50.
- Bf-109G-6/U4 — с 30-мм моторной пушкой MK.108.
- Bf-109G-6/U5 — с мотопушкой Мк.108 и двумя пушками Мк.108 в подкрыльевых мотогондолах (проект).
- Bf-109G-6/U6 — с мотор-пушкой MK.103.
- Bf-109G-6Y — ночной для командиров звеньев, с радиостанцией FuG-16zy.
- Bf-109G-7 — модифицированный (проект). Разработан в начале 1943 года.
- Bf-109G-8 — самолет-разведчик на базе G-6 с двигателем DB.605A-1 (DB.605AS) и фотокамерой Rb12,5/7 (Rb32/7). Некоторые самолеты были оснащены камерой «Робот II». Вооружение состояло из моторной пушки Мк.108 (МГ-151). С августа 1943 г по январь 1945 г было выпущено более 900 самолетов. Сколько самолетов поставлено в Румынию и Финляндию.
- Bf-109G-10 — переход на Bf-109K. Отличался двигателем DB.605D мощностью 1850 л.с. С октября 1944 г по май 1945 г было переоборудовано около 2600 ранее выпущенных самолетов Г-6 и Г-14. Поставляется в Италию, Хорватию.
- Bf-109G-10/R2 — разведчик с двигателем DB.605DB, фотоаппаратом, без пулемета.
- Bf-109G-10/R3 — с подфюзеляжным ПТБ.
- Bf-109G-10/R5 — с двумя подкрыльевыми орудиями MG-151/20.
- Bf-109G-10/R6 — ночной перехватчик с автопилотом ПКС-12 и фотопулемётом БСК-16.
- Bf-109G-10/R7 — с реактивными установками VG-21 под крылом.
- Bf-109G-10/U4 — с мотор-пушкой MK.108.
- Bf-109G-12 — учебно-тренировочный с двойной катапультируемой кабиной с двойным управлением. В 1944 г было переоборудовано 500 ранее выпускавшихся Г-2, Г-3, Г-4, Г-6.
- Bf-109G-14 — модификация с двигателем DB.605AM с системой впрыска MW-50. Более поздние серийные самолеты имели деревянную хвостовую часть фюзеляжа и более крупное шасси. Выпускался с июля 1944 г. Направлен в Венгрию.
- Bf-109G-14/AS — с двигателем DB.605AS.
- Bf-109G-14y, G-14/ASy — с радиостанцией FuG-16zy.
- Bf-109G-14/R6 — с двумя подкрыльевыми пулеметами MG-151.
- Bf-109G-14/U4 — с мотор-пушкой MK.108.
- Bf-109G-16 — модифицированный.
Немецкий истребитель Мессершмитт-109
- Bf-109H — высотный, с увеличенным килем, размахом крыла увеличен до 11,92 м, увеличенной колеей шасси, стабилизатором со стойкой.
- Bf-109H-0 — предсерийный, с двигателем DB.601E-1 с системой впрыска GM-1. Летом 1943 года было переоборудовано несколько F-4.
- Bf-109H-1 — опытный для войсковых испытаний, с двигателем DB.605A с системой впрыска GM-1, гермокабиной и камерой. Вооружение состояло из моторной пушки MG-151/20 и двух синхронных пулеметов MG-17.
- Bf-109J (HA-1109-J.1L, HA-1109K.1L, C.4J) — испанский вариант Bf-109G-2 с двигателем HS-12Z-17 (на прототипе Hispano-Suiza 12Z-89) мощностью 1300 л.с., винт В71Л1, форма корпуса, система охлаждения и маслосистема. Вооружение состояло из 2 20-мм крыльевых орудий HS-404/408 и 8 НУРС Oerlikon. Первый полет 2 марта 1945 года. В 1945-1951 годах Hispano Aviasion выпустила 150 самолетов.
- Bf-109K — с двигателем DB.605DM с системами GM-1 и MW-50. Отличался конструкцией фонаря кабины, деревянным килем, убирающимся задним колесом на удлиненной стойке. Вооружение состояло из моторной пушки Мк.108 и двух пулеметов МG-131.
- Bf-109K-0 — предсерийный с измененной формой обтекателя, ниши шасси полностью закрываются дверями, 2 стационарных складных триммера на руле направления.
- Bf-109K-4 — первая серийная версия. Выпускается с октября 1944 года. Всего выпущено около 1200 самолетов.
- Bf-109K-4/R2 — разведчик.
- Bf-109K-4/R3 — с подфюзеляжным ПТБ.
- Bf-109K-4/R5 — разведчик.
- Bf-109K-6 — опытный с двумя подкрыльевыми орудиями Мк.108.
- Bf-109K-8 — разведчик.
- Bf-109K-10 — с двигателем MK.103 (проект).
- Bf-109L — опытный с двигателем Jumo-213E-1. Изготовлен в апреле 1944 года.
- Bf-109S — учебный (проект) с двухместной кабиной с двойным управлением. Разработан в 1940 году.
- Bf-109T — палубный истребитель-бомбардировщик с увеличенным размахом крыла и шасси. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-151/20 и 2 синхронных пулеметов MG-34.
- Bf-109T-0 — предсерийный с двигателем DB.601A-1. 10 самолетов Bf-109E-1 переоборудованы.
- Bf-109T-1 — серийный с двигателем DB.601N. В 1939-1940 годах Физелер выпустил 60 самолетов.
- Bf-109T-2 — с демонтированным авианосным оборудованием. Весной 1941 года произведенные ранее Т-1 были переоборудованы.
- Bf-109TL — с ТРД (проект). Разработан в начале 1943 года.
- Bf-109X — летающая лаборатория для испытаний двигателя BMW-801, с уменьшенным до 9,33 м размахом крыла с законцовками типа Bf-109E. Переоборудован 1 Bf-109F. Первый полет в сентябре 1940 г.
- С-10 (С-99) — чехословацкий вариант Bf-109G-14. В 1945-1947 годах было выпущено 20 самолетов.
- C-110 (CS-99) — чехословацкий вариант Bf-109G-12 с двухместной кабиной. Сделал 2 самолета.
- С-210 (С-199) — с двигателем Jumo.221F мощностью 1370 л.с. Вооружение состояло из 2-х синхронных пулеметов MG-131 и 2-х подкрыльевых пушек MG-151/20. Мог нести 250-кг бомбу под фюзеляжем и НИРС WG-21 под крылом. Выпускается с 1949 года на заводах «Авиа» и «Летов». Выпущен 551 самолет. Отправили в Израиль.
- С-210С (CS-199) — учебный с двухместной кабиной с двойным управлением. Было выпущено несколько самолетов.
- НА-1109М.1Л — опытный с двигателем «Мерлин». Оружия не было. В 1953-1954 годах Hispano Aviasion выпустила 2 самолета.
- HA-1110K.1L — учебно-тренировочный вариант HA-1109K.1L с двойной кабиной, заниженным обтекателем, без вооружения. Осенью 1953 года было выпущено 2 самолета..
- НА-1112М.1Л «Бюшон» (С-4К) — истребитель-бомбардировщик с двигателем «Мерлин». В 1954-1955 годах было выпущено 169 самолетов.
- НА-1112М.4Л — учебно-тренировочный вариант НА-1112М.1Л с двухместной кабиной. Сделал 2 самолета.
Bf-109К
Читайте также: Northrop B-2 Spirit: самолёт, bomber, бомбардировщик, конструкция, кабина, технические характеристики (ТТХ)