- Американский F-105 поражен северо-вьетнамским ПВО.
- Один из двух демонстрантов стелс-технологий «Синий». Эти прототипы 1970-х годов вдохновили F-117 Nighthawk.
- Design
- Avionics
- Stealth
- Сербский урок
- Гениальная сербская тактика
- F-117 с F-15 во время операции: иракская Свобода
- Для поддержания неуклюжего F-117 в воздухе потребовалась сложная компьютеризированная система авионики.
- Первый F-117 в 1983 году.
- Многие думали, что секретный «невидимый истребитель» в Америке — это F-19, гипотетический военный самолет-радар.
- Сбитый F-117 под именем Vega 31
- Описание конструкции
- F-117s сбрасывает управляемую бомбу GBU-28.
- Летно-технические характеристики
- Kosovo
- Gulf War
- F-117 «Серый дракон»
- Боевое применение
- Пилот потерял управление и катапультировался
- Operational history
- Combat over Yugoslavia
- Development
- F-117A Nighthawk
Американский F-105 поражен северо-вьетнамским ПВО.
1. Его вдохновила война во Вьетнаме
В то время как стремление к самолетам-невидимкам восходит к Первой мировой войне, происхождение F-117 можно проследить до восьмилетней воздушной войны Америки над Юго-Восточной Азией. В период с 1964 по 1972 год Соединенные Штаты потеряли почти 2500 своих боевых самолетов из-за северовьетнамских перехватчиков, зенитных ракет и зенитной артиллерии.
Военные планировщики опасались, что, если Америка когда-либо окажется в конфликте с СССР в Западной Европе, Соединенные Штаты могут ожидать таких же или даже больших потерь от ПВО Варшавского договора. Поэтому в 1975 году Пентагон запустил сверхсекретную программу по разработке самолета, который не обнаруживался бы радарами. ×
Один из двух демонстрантов стелс-технологий «Синий». Эти прототипы 1970-х годов вдохновили F-117 Nighthawk.
Проект получил кодовое название «Синий». К концу 1977 года легендарная Лаборатория перспективных разработок Lockheed, также известная как «Skunk Works», поставила военным два прототипа технологии «стелс» стоимостью 35 миллионов долларов. Хотя оба они будут уничтожены в результате крушения, Министерство обороны было достаточно воодушевлено этими ранними испытательными платформами, чтобы заказать парк самолетов-невидимок.
В итоге 64 из них стали известны как F-117. Первый дебютный полет состоялся 18 июня 1981 года. К концу 1983 года Nighthawk действовал в составе 4450-й оперативной группы на базе ВВС Неллис в Неваде. Удивительно, но пройдет много лет, прежде чем общественность узнает о существовании многомиллионного самолета.
Design
Когда ВВС впервые обратились к Lockheed с концепцией малозаметности, директор Skunk Works Келли Джонсон предложила округлый дизайн. Он считал, что равномерно смешанные формы обеспечивают наилучшее сочетание скорости и скрытности. Однако его помощник Бен Рич показал, что граненые угловые поверхности обеспечат значительное снижение радиолокационной заметности, а необходимый аэродинамический контроль могут обеспечить вычислительные блоки.
В отчете Skunk Works за май 1975 г. «Отчет о ходе работы № 2, Концептуальные исследования высокой скрытности» показано, что округленная концепция отвергается в пользу плоского подхода. Получившаяся в результате необычная конструкция удивила и смутила опытных пилотов.
Пилот Королевских ВВС (RAF), который летал на нем в качестве офицера по обмену, заявил, что, когда он впервые увидел фотографию все еще секретного F-117, он «сразу же хихикнул и подумал про себя: «Очевидно, что он не может летать». ‘Ранние самолеты-невидимки были разработаны с упором на минимальное радиолокационное поперечное сечение (RCS), а не на аэродинамические характеристики. Он имеет форму, позволяющую отклонять сигналы радара, и имеет размер примерно как F-15 Eagle.
Одноместный Nighthawk оснащен двумя турбовентиляторными двигателями General Electric F404 без дожигания. Он может быть наполнен воздухом и имеет V-образное хвостовое оперение. Максимальная скорость на большой высоте, максимальная скороподъемность в минуту, практический потолок 43000т. Кабина пилота была довольно просторной, с эргономичными экранами и органами управления, но поле зрения несколько ограничивалось большой слепой зоной сзади.
Avionics
Он имеет четырехкратное дублирование управления полетом по проводам. Чтобы снизить затраты на разработку, авионика, электродистанционные системы и другие системы и детали были заимствованы у General Dynamics F-16 Fighting Falcon, Boeing B-52 Stratofortress, McDonnell Douglas F/A-18 Hornet и McDonnell Douglas F-18. 15E Страйк Игл. Детали изначально были описаны как запасные части в бюджетах на эти самолеты, чтобы сохранить проект F-117 в секрете.
Самолет оснащен сложными навигационными и атакующими системами, интегрированными в цифровой комплекс авионики. Он перемещается в основном с помощью GPS и инерциальной навигации с высокой точностью. Миссии координируются автоматизированной системой планирования, которая может автоматически выполнять все аспекты атакующей миссии, включая выпуск оружия.
Цели обнаруживаются с помощью тепловизионной инфракрасной системы в сочетании с лазерным дальномером / лазерным целеуказателем, который определяет дальность и проектирует цели для бомб с лазерным наведением. Разделенный внутренний отсек F-117A может нести боеприпасы. Типичным вооружением является пара бомб с лазерным наведением GBU-10, GBU-12 или GBU-27, две бронебойные бомбы BLU-109 или две противотанковые бомбы Joint Direct Attack Munitions (JDAM) с GPS/INS-наведением.
Для сохранения малой заметности самолет не был оборудован собственной РЛС; не только активный радар можно было бы обнаружить по его излучениям, но и неактивный радар также будет действовать как отражатель энергии радара. [12]
Stealth
F-117 имеет площадь радиолокационного сечения около 0,001 м2. Среди штрафов за малозаметность — более низкая мощность двигателя из-за потерь на входе и выходе, очень низкое удлинение крыльев и большой угол стреловидности (50 °), необходимый для отклонения входящих радиолокационных волн в стороны. С учетом этих конструктивных соображений и отсутствия форсажной камеры F-117 ограничен дозвуковыми скоростями.
У F-117A нет радара, что снижает излучение и поперечное сечение, а наличие у него какого-либо оборудования для обнаружения радаров оставалось засекреченным по состоянию на 2008 год. Его граненая форма (состоящая из двумерных плоских поверхностей) была результатом ограничений 1970-х годов. Эпоха компьютерных технологий, используемых для расчета поперечного сечения радара.
Более поздние суперкомпьютеры позволили последующим самолетам, таким как бомбардировщик B-2, использовать изогнутые поверхности, сохраняя при этом скрытность, за счет использования гораздо большего количества вычислительных ресурсов для выполнения дополнительных вычислений.
Плоские радиопоглощающие листы, покрывавшие F-117A, весили почти тонну и удерживались на месте с помощью клея, а промежутки между листами заполнялись замазочным материалом, называемым «маслом».
Выхлопная вспышка дает значительную инфракрасную сигнатуру. F-117 уменьшает ИК-сигнатуру с помощью некруглой выхлопной трубы (форма щели), чтобы минимизировать поперечное сечение выхлопных газов и максимизировать смешивание горячих выхлопов с холодным окружающим воздухом. У F-117 отсутствуют форсажные камеры, потому что горячий выхлоп увеличил бы инфракрасную сигнатуру, а преодоление звукового барьера привело бы к очевидному звуковому удару, а также к поверхностному нагреву обшивки самолета, что также увеличивает инфракрасный след.
В результате характеристики маневрирования в воздушном бою, необходимые в воздушном бою, никогда не будут соответствовать характеристикам специализированного истребителя. Это было неважно для этого самолета, поскольку он был разработан как бомбардировщик.
Пассивный (мультистатический) радар, бистатический радар [13] и, особенно, мультистатические радиолокационные системы обнаруживают некоторые самолеты-невидимки лучше, чем обычные моностатические радары, поскольку технология малозаметности первого поколения (например, F-117) отражает энергию за пределами прямой видимости передатчика, эффективно увеличивая эффективную эффективную площадь рассеяния (ЭПР) в других направлениях, которые контролируют пассивные радары.
Сербский урок
Первое боевое применение F-117 Nighthawk состоялось во время операции «Буря в пустыне» в Ираке. По данным США, самолет-невидимка показал себя хорошо и оставался невидимым как для радаров, так и для истребителей МиГ-25 и МиГ-29 иракских вооруженных сил. Но, по сообщениям арабской прессы, США потеряли в ходе кампании три «Найтхока», один из которых был сбит зенитно-ракетным комплексом «Оса» советского производства. Между тем никаких вещественных доказательств гибели F-117 Nighthawk представлено не было, поскольку американцам, по данным арабской прессы, удалось собрать все обломки секретного самолета.
Настоящее фиаско постигли штурмовики-невидимки во время Косовской войны. 27 марта 1999 года один из этих самолетов был сбит в районе села Буджановцы в 40 километрах от Белграда. Сербы применили две зенитные ракеты С-125 «Нева», в систему управления которых была интегрирована тепловизионная камера. Первый оторвал крыло самолета, второй попал в фюзеляж.
«Неожиданно, по показаниям, на радаре был обнаружен объект на курсе 195 градусов, на расстоянии 23 километра. Я говорю: «Дани [Золтан, полковник ПВО югославских вооруженных сил], он идет на нас!» — написал в рапорте об уничтожении самолета заместитель командира третьей батареи 250-й зенитно-ракетной бригады подполковник Джордж Аничич. «С этого момента начинается игра в кошки-мышки».
Самолет появляется и исчезает с радара: «Дани приказал: «Опустошить цель прямой наводкой, стартовать!» Раздался взрыв. Первая ракета запущена, вторая через пять секунд операторы работают стабильно экран. Яркая вспышка, взрыв первой ракеты возле цели. Цель уничтожена».
При этом сербы понятия не имели, какую цель они способны сбить. По словам Дани Золтана, «ощущение все равно было приятным, как будто в очень важном матче забили гол».
— Утром первым делом пришел офицер из высшего командования, поздравил нас всех и спросил, знаем ли мы вообще, что было сбито. Я сказал: «Я понятия не имею, цель». А потом он сказал нам, что это был F-117, сказал Золтан.
По данным американской стороны, фюзеляж самолета не пострадал, то есть вторая ракета так и не достигла цели. В США не стали называть причину авиакатастрофы и до сих пор пытаются вернуть обломки. Однако большая часть останков сбитого F-117 хранится в музее авиации возле белградского аэропорта имени Николы Теслы, а «хлам», по данным СМИ, был продан в Россию и Китай.
Тогда же появился известный издевательский плакат с фразой «Извините, мы не знали, что он невидим», а местные СМИ опубликовали фотографии жителей поселка Буджановцы, танцующих на крыльях сбитого самолета.
Через месяц, 29 апреля, был поврежден еще один F-117 Nighthawk — но и в этом случае самолет смог вернуться на базу. Причины произошедшего не совсем ясны. По словам сербов, для перехвата применялась переносная зенитная установка. Западные источники утверждают, что штурмовик был сбит из-за прямой видимости в лунном свете.
В конце концов, однако, США были вынуждены признать, что F-117 Nighthawk не был таким уж невидимым для радаров. Причина очевидна: этот самолет проектировался с упором на малозаметность в Х-диапазоне (сантиметровых волнах), что характерно для большинства современных РЛС, в то время как старые советские системы, такие как С-125 «Нева», используют L-диапазон (дециметровые волны). Самолет-невидимка также обнаруживается в Х-диапазоне, но на относительно коротких дистанциях. Так первый F-117 Nighthawk был сбит зенитной ракетой, пусковая установка которой находилась всего в 13 километрах от самолета.
Чуть позже, чем начались работы над F-117 Nighthawk, в конце 1970-х годов американская военно-промышленная компания Northrop приступила к разработке еще одного самолета-невидимки — стратегического бомбардировщика B-2 Spirit. Он стал первым серийным самолетом, выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло».
2 100 300 000 долларов США была цена B-2 Spirit, это был самый дорогой самолет в истории авиации
Более того, самолет стоимостью более двух миллиардов долларов (вместе с вооружением) стал самым дорогим в истории авиации. В отличие от F-117 Nighthawk, он по сей день активно эксплуатируется ВВС США (ВВС). После B-2 Spirit американская компания Lockheed в сентябре 1991 г впервые взяла на вооружение третий самолет-невидимку — истребитель пятого поколения F-22 Raptor, выполненный по традиционной (нормальной) аэродинамической схеме.
Гениальная сербская тактика
Американские пилоты вели F-117 по тому же маршруту, повторяя единый курс. Возможно, это было связано с уверенностью американцев, которые использовали самолеты РЭБ EA-6B Prowler для обнаружения, подавления и уничтожения радиолокационных установок противника. Ведь они были уверены, что обнаружить самолет невозможно.
Сербы знали примерную траекторию, но этого было недостаточно, чтобы прицелиться и сбить бомбардировщик. Для обнаружения «невидимых» самолетов югославы ежедневно перемещали свои радары в места вдоль намеченных маршрутов, но включали их лишь ненадолго на несколько секунд, чтобы избежать обнаружения НАТО.
F-117 с F-15 во время операции: иракская Свобода
2. Он был как черная дыра в небе
Ряд передовых конструктивных особенностей помог сделать F-117 практически невидимым. Уникальная угловатая форма самолета была спроектирована так, чтобы рассеивать 99% радиолокационных излучений источника, а крылья и панели фюзеляжа были покрыты засекреченными радиолокационными материалами, что еще больше улучшило «невидимость» самолета.
Кроме того, специальные горизонтальные вытяжные вентиляторы выравнивали тепло от двигателей Nighthawk, значительно уменьшая его инфракрасную сигнатуру. Его неспособность превысить скорость звука затрудняла акустическое обнаружение. А без бортовой РЛС F-117 издавал практически нулевой электронный шум. Даже матово-черная краска самолета скрывала его в темноте.
Для поддержания неуклюжего F-117 в воздухе потребовалась сложная компьютеризированная система авионики.
3. Летать было непросто
Замечательные конструктивные особенности радара F-117 имели свою цену, но самолет был аэродинамически нестабильным. Многие пилоты сообщали, что Nighthawk было трудно удерживать в воздухе. Чтобы оторвать его от земли, понадобилась счетверенная компьютеризированная система «полет». Недаром летчики прозвали его «Гоблин Воблин».
Первый F-117 в 1983 году.
4. Даже имя было скрыто
Несмотря на то, что он назывался F-117 («F» означает «истребитель»), на самом деле это был бомбардировщик. Фактически «Найтхок» был совершенно неспособен к воздушному бою — он не нес ракет «воздух-воздух» и не имел пушек. Так для чего вводящая в заблуждение номенклатура? По некоторым данным, самолет назвали «истребителем-невидимкой», чтобы привлечь самых элитных пилотов ВВС. Предположительно, немногие соглашались летать на том, что называется B-117. Более вероятно, что вводящее в заблуждение название было выбрано для того, чтобы скрыть истинное происхождение самолета из СССР.
Многие думали, что секретный «невидимый истребитель» в Америке — это F-19, гипотетический военный самолет-радар.
5. F-117 долгие годы оставался загадкой
На протяжении большей части 1980-х общественность предполагала, что ВВС могут скрывать секретный космический самолет. Многие считали, что «истребитель-невидимка» ВВС, по слухам, должен называться F-19, поскольку министерство обороны уже приняло на вооружение как Hornet F/A-18, так и F-20 Tigershark. Фактически, гипотетический F-19 появлялся в голливудских фильмах и занимал видное место в популярном романе Тома Клэнси о холодной войне 1986 г. «Восход красной бури» Разработчик программного обеспечения Microprose даже выпустил популярную игру-симулятор истребителя, основанную на этом самолете.
Сбитый F-117 под именем Vega 31
Сербы использовали российский радар П-18 для обнаружения F-117 на расстоянии 24 км в ночь на 27 марта 1999 года. С первого раза зайти сербам не удалось — американский бомбардировщик быстрее вычислил их местонахождение. Когда самолет приблизился к ним во второй раз, сербы предприняли еще одну попытку, на этот раз американский F-117 находился всего в 8 км и уже готовился к сбросу своих бомб. Обнаружить «невидимку» американского самолета удалось благодаря открытому орудийному отсеку, открывавшему внутреннюю часть бомбоотсека — отраженный радар, благодаря чему сербы смогли точно определить местонахождение «невидимки».
Моментом воспользовались сербы и выпустили по «Веге-31» две ракеты. Американский летчик это чувствовал и старался избегать столкновений. Версии США и Сербии различаются в том, куда попали ракеты. В США уверяют, что одна ракета пролетела мимо F-117, а другая не попала в самолет, а взорвалась в непосредственной близости от него.
Сербские участники событий говорят, что одна ракета оторвала крыло, а другая сбила сам самолет. Однако взрыв был настолько мощным, что другой американский летчик, пролетая над Боснией и Герцеговиной, примерно в 144 км от сербского села Буддановац, увидел гибель непобедимого «Ночного ястреба.
«Победоносной» зенитно-ракетной бригадой югославской армии командовал подполковник Золтан Дани. Сбить американский бомбардировщик удалось с помощью советского зенитно-ракетного комплекса «Нева».
Описание конструкции
Штурмовик F-117 построен по схеме «летающее крыло». Имеет V-образный хвост. Конструкция машины выполнена с использованием стелс-технологий, это касается как формы самолета, так и используемых в конструкции материалов.
Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол наклона которых рассчитан на отражение сигнала РЛС в разные стороны. Такая форма фюзеляжа называется граненой, и именно такая форма снижает заметность самолета на 90%. Фонарь кокпита выполнен по тому же принципу. Он покрыт специальным материалом, содержащим золото. Такое покрытие исключает риск облучения оборудования в кабине и оборудования пилота (его шлем может излучать больше фона на экране радара, чем весь самолет).
Шасси — трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, основные стойки также одноколесные. Самолет оборудован посадочным гаком и тормозным щитком.
Над крыльями по обеим сторонам фюзеляжа расположены воздухозаборники. Все контуры пазов и соединений имеют пилообразные кромки, которые также рассеивают электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все вооружение размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы специальными теплопоглощающими пластинами, значительно снижающими заметность самолета в инфракрасном диапазоне.
Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь фюзеляжа. В конструкции F-117 активно использовались композиционные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые были наклеены на него, как обои на стену. Самолет окрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и очень хорошо рассеивает тепло.
Из-за вышеперечисленных конструктивных особенностей F-117 имеет гораздо меньшую эффективную дальность рассеяния (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сотен раз меньше ЭПР обычного самолета аналогичного размера. Таким образом, обнаружить летательный аппарат с помощью наземной РЛС или РЛС истребителя очень сложно.
Даже если вражеский истребитель все же обнаружит F-117, шансов у последнего практически не будет.
У Nighthawk нет собственного радара, для снижения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета пассивные. Также отсутствуют активные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицелы представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой мишеней, которые включаются на предельно короткое время.
Силовая установка состоит из двух двухконтурных ТРД General Electric F-404-GE-F1D2, развивающих тягу по 4900 кг каждый.
F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, а также может применять ядерное оружие. Типичным вооружением самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, он может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».
Nighthawk — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для нанесения ударов ночью по ключевым объектам противника. Все оружие, которое он может взять на борт, управляемое. Он имеет очень высокую точность (±0,1 м).
Штурмовик F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему управления введена специальная программа, не позволяющая пилоту совершать опасные маневры.
F-117s сбрасывает управляемую бомбу GBU-28.
6. Было предложено несколько альтернатив
Вскоре после его первоначального появления Lockheed представила версию F-117 как палубный штурмовик. Представители ВМФ больше интересовались многоцелевыми военными самолетами, такими как F/A-18, и отказались. Идея F-117N «Сихок» была возрождена в начале 1990-х годов, когда Lockheed предложила ряд специальных модификаций для авианосных операций. Хотя установка внешних узлов подвески увеличила бы радиолокационную заметность самолета, они позволили бы F-117 нести более разнообразный набор вооружений, включая ракеты класса «воздух-земля» и даже ракеты класса «воздух-воздух».
Летно-технические характеристики
Ниже приведены ТТХ штурмовика F-117A.
Модификация | Ф-117А |
Размах крыла, м | 13:30 |
Длина полета, м | 20:30 |
Высота полета, м | 3,78 |
Площадь крыла, м | 105,90 |
Угол стреловидности, град | 67.30 |
Вес (кг | |
пустой самолет | 13381 |
стартовый вес | 23625 |
топливо | 8255 |
Тип двигателя | 2 турбовентиляторных двигателя General Electric F404-GE-F1D2 |
Толчок, колено | 2 х 46,70 |
Максимальная скорость, км/ч | 970 |
Крейсерская скорость, км/ч | 306 |
Посадочная скорость | 227 |
Расстояние переправы, км | 2012 |
Боевая дальность, км | 917 |
Практичная крыша, м | 13716 |
Максимальная рабочая перегрузка | 6 |
Экипаж, ребята | 1 |
Kosovo
Вернувшись из Персидского залива, флот F-117A был переброшен на базу ВВС Холломан в Нью-Мексико в 1992 году и стал частью 49-го истребительного авиаполка. В 1999 году F-117A использовались в Косовской войне в рамках операции Allied Force. Во время конфликта F-117A, которым управлял подполковник Дейл Зелко, был сбит специально модифицированной зенитной ракетой SA-3 Goa. Сербские силы смогли ненадолго обнаружить самолет, задействовав радар на необычно длинных волнах. Хотя Зелко был спасен, остатки самолета были захвачены, а некоторые технологии скомпрометированы.
В годы после терактов 11 сентября F-117A выполняли боевые задачи в поддержку операций «Несокрушимая свобода» и «Иракская свобода». В последнем случае он сбросил первые бомбы войны, когда F-117 поразил ведущую цель в первые часы конфликта в марте 2003 г. Несмотря на то, что F-117A был очень успешным самолетом, к 2005 г поднимались.
Gulf War
По мере развития кризиса в Кувейте в августе F-117A, теперь приписанные к 37-му тактическому истребительному авиаполку, были переброшены на Ближний Восток. Операция «Щит пустыни/Буря» была первым крупным боевым дебютом, хотя два из них были тайно использованы в рамках вторжения в Панаму в 1989 году. Ключевой компонент воздушной стратегии коалиции, F-117A совершил 1300 самолето-вылетов во время войны в Персидском заливе и нанес 1600 ударов цели. Сорок два F-117A из 37-го TFW преуспели в достижении 80% попаданий и были одними из немногих самолетов, которым разрешено поражать цели в центре Багдада.
F-117 «Серый дракон»
В 2003 году ВВС экспериментировали с дневным вариантом Nighthawk. Известно, что с двухцветным камуфляжем F-117 «Серый дракон» менее заметен для вражеских наблюдателей во время полетов при дневном свете, чем черно-белая цветовая схема самолета. Проверено только одно.
7. Ночной ястреб сбит!
Единственный известный F-117, потерянный в бою, был сбит над Сербией 27 марта 1999 года во время кампании НАТО в Косово. Злополучный самолет был замечен вражеским радаром, когда он открыл двери бомбового отсека, чтобы выпустить полезную нагрузку. Ракетная батарея обнаружила аномальный сигнал и запустила российскую «Стрелу-10».
Белградский аэрокосмический музей является домом для обломков единственного известного F-117, который будет сбит враждебным огнем. Самолет был потерян во время воздушной кампании НАТО в Косово в 1999 году.
0 Пилот благополучно катапультировался и был спасен, но самолет погиб. Найденные обломки предоставили российской разведке кладезь секретов космических путешествий. Фонарь обреченного Nighthawk, а также шлем пилота и катапультное кресло сейчас выставлены в Белградском военном музее.
8. F-117 все еще можно увидеть
Первоначально планировалось вывести из эксплуатации в 2011 году, но Пентагон продвинулся вперед с планами поэтапного отказа от стареющих F-117 в 2008 году. После более чем двух десятилетий эксплуатации флот обходился ВВС более чем в 1 миллиард долларов в год на ремонт. Некоторые из Nighthawk были переданы в дар музеям — музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, имеет один в своей коллекции, базы ВВС Холломан, Неллис и Эдвардс также имеют по одному.
Боевое применение
Самолет эксплуатировался с 1983 по 2008 год, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. В ходе операции было потеряно семь самолетов, из которых только один был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в авариях, произошедших из-за ошибок пилотов или из-за технических ошибок.
Боевым крещением F-117 стало вторжение США в Панаму в 1989 году.
Впервые эти самолеты массово применялись во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. F-117 в ходе этого конфликта показали очень высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили почти все иракские Ту-22.
Следующим конфликтом, в котором американцы массово использовали этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Он был уничтожен сербской зенитной батареей, вооруженной устаревшей советской зенитной системой С-125. Сербы заявили об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные достаточно противоречивы.
Последним значительным конфликтом, в котором участвовали F-117, стала вторая кампания США в Ираке (2003 г).
Первоначально этот самолет планировалось использовать до 2020 года, но высокая стоимость программ F-22 Raptor и F-35 вынудила военных США отказаться от него почти десятилетием ранее.
Уже в середине прошлого десятилетия Nighthawk представлял собой устаревшую машину. Из-за бурного развития средств обнаружения самолетов он утратил свое главное достоинство — звание «самолета-невидимки», а изначально присущие ему конструктивные недостатки сделали F-117 очень дорогой и крайне уязвимой машиной. Да и стоимость содержания Nighthawk была достаточно высока, так что такое решение кажется вполне закономерным.
F-117 стал настоящим стендом, на котором американцы отрабатывали все нюансы использования стелс-технологий. Этот самолет без преувеличения можно назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие ошибки. Во многом благодаря Nighthawk в небо поднялись самолеты-невидимки пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.
Пилот потерял управление и катапультировался
Vega 31 пилотировал подполковник Даррелл Патрик Дейл Зелко, ветеран иракской операции «Буря в пустыне». Он смог катапультироваться из самолета и подать сигнал бедствия, который был принят тем же пилотом, совершавшим кружение над Боснией и Герцеговиной. Зелко после приземления спрятался в дренажной канаве, югославские поисковики не смогли его найти, через несколько часов пилота подобрал американский вертолет. Позже Зелко узнал, что во время обыска сербы прошли буквально в нескольких метрах от него, но не заметили противника в темноте.
Югославский военный Драган Матич рассказал, что после крушения самолета бригада быстро покинула место происшествия вместе с техникой: «Чем быстрее вы передислоцируетесь, тем больше шансов, что весь экипаж останется в живых. Мы делали это 24 раза за эти три месяца агрессии».
Operational history
В первые годы программы, с 1984 по середину 1992 года, флот F-117A базировался в аэропорту испытательного полигона Тонопа, штат Невада, где он служил в составе 4450-й тактической группы. Поскольку в это время F-117 был засекречен, подразделение официально располагалось на базе ВВС Неллис, штат Невада, и было оснащено самолетами A-7 Corsair II. Все военнослужащие были постоянно приписаны к авиабазе Неллис, и большинство военнослужащих и их семьи жили в Лас-Вегасе.
Это потребовало коммерческого воздушного и грузового транспорта для перевозки персонала между Лас-Вегасом и Тонопой каждую неделю. 4450 были поглощены 37-м тактическим истребительным авиаполком в 1989 году. В 1992 году весь флот был переведен на базу ВВС Холломан, штат Нью-Мексико, под командование 49-го истребительного авиаполка. Этот шаг также отменил контрактные рейсы Key Air и American Trans Air в Тонопа, которые выполняли 22 000 пассажирских рейсов на 300 рейсах из Неллиса в Тонопа в месяц.
F-117 достиг первоначального состояния боевой готовности в 1983 году. Пилоты Nighthawk называли себя «Бандитами». У каждого из 558 пилотов ВВС, летавших на F-117, есть номер Bandit, например «Bandit 52», указывающий последовательность их первого полета на F-117. Пилоты рассказали друзьям и о том, что они летали на Northrop F-5 в составе эскадрилий с семьями агрессоров против Tactical Air Command. [14]
F-117 несколько раз использовался на войне. Его первая миссия была совершена во время вторжения США в Панаму в 1989 году. Во время этого вторжения два F-117A Nighthawk сбросили две бомбы на аэропорт Рио-Хато.
Во время войны в Персидском заливе 1991 года F-117 совершили около 1300 самолето-вылетов и нанесли прямые удары по тому, что Соединенные Штаты назвали 1600 особо важными целями в Ираке за 6905 летных часов. Листовки, сброшенные на иракские силы, показали, что F-117 уничтожает наземные цели, и предупредили: «Бегите сейчас и спасайтесь».
Только 229 самолетов тактической коалиции могли сбрасывать и наводить бомбы с лазерным наведением, из которых 36 F-117 составляли 15,7%, и только у ВВС США были бомбы И-2000, предназначенные для защищенных целей. Так что F-117 представляли 32% всех самолетов коалиции, способных доставлять такие бомбы. [15] В частности, F-117 использовались при бомбардировке убежища в Амирии. [16]
Позже выяснилось, что первоначальные заявления об эффективности F-117 были завышены. Первоначальные сообщения о том, что F-117 поразили 80% своих целей, позже были сокращены до «41–60%». В первую ночь им не удалось поразить 40% назначенных им целей ПВО, в том числе Оперативный центр ВВС в Багдаде, и 8 таких целей оставались в рабочем состоянии из 10, которые можно было оценить.
В своем официальном документе «Буря в пустыне» ВВС США заявили, что «F-117 был единственным самолетом, которым планировщики осмелились рискнуть над центром Багдада» и что этот район был особенно хорошо защищен. (В первые дни войны десяткам F-16 регулярно приходилось атаковать Багдад.) Фактически, большая часть средств ПВО находилась на окраинах города, а многие другие самолеты поражали цели в центре города с минимальными потерями когда они атаковали примерно ночью как F-117.
Это означало, что они избегали зенитных орудий с оптическим прицелом и инфракрасных ЗРК, которые представляли наибольшую угрозу для самолетов коалиции.
Самолет тайно эксплуатировался из Тонопа в течение почти десяти лет, но после войны в Персидском заливе в 1992 году самолет был переведен в Холломан, но интеграция с «железными реактивными самолетами» ВВС США, не являющимися малозаметными, шла медленно.
Как позже сказал старший пилот F-117A: «Из-за сохраняющейся секретности другие продолжали рассматривать самолет как «не их дело, автономную систему». F-117A, а также мужчины и женщины 49-го истребительного авиаполка несколько раз отправлялись в Юго-Западную Азию. При первом развертывании с дозаправкой в воздухе пилоты беспосадочно летели из Холломана в Кувейт, продолжительность полета составила примерно 18,5 часов. [17]
Combat over Yugoslavia
Один F-117 (серийный номер ВВС 82-0806) был потерян в результате действий противника. Он был сбит во время боевого вылета союзных войск против армии Югославии 27 марта 1999 года. Самолет был обнаружен радаром управления огнем на расстоянии 13 км (08 миль) и высоте 8 км (05 миль). Затем SA-3 были запущены югославской версией советского зенитно-ракетного комплекса Исаева С-125 «Нева» (название НАТО SA-3 «Гоа»). Пусковая установка находилась в ведении 3-го батальона 250-й ракетной бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани.
После взрыва самолет стал неуправляемым, что вынудило пилота катапультироваться. Через шесть часов пилот был спасен группой параспасателей ВВС США. [18] Стелс-технология списанного F-117, возможно, была приобретена Россией и Китаем, но Соединенные Штаты не пытались уничтожить обломки, поскольку высокопоставленные чиновники Пентагона заявили, что технология уже устарела и ее больше не нужно защищать.
Источники в США заявляют, что еще один F-117 был атакован и поврежден во время кампании, как сообщается, 30 апреля 1999 г. [19] Самолет вернулся на базу Шпангдалем, но, по-видимому, больше никогда не летал. Однако ВВС США продолжали использовать F-117 в составе союзных войск.
Development
Разработка F-117 началась как сверхсекретный «черный проект» в знаменитом подразделении Lockheed Advanced Development Projects, более известном как «Skunk Works». Впервые разработав модель нового самолета в 1975 году, получившую название «Безнадежный бриллиант» из-за его странной формы, Lockheed построила два испытательных самолета по контракту Have Blue, чтобы проверить способность конструкции противостоять радарам.
Самолеты Have Blue меньше, чем F-117, совершали ночные испытательные полеты над пустыней Невада в период с 1977 по 1979 год. Используя одноосную электродистанционную систему F-16, самолеты Have Blue решили проблемы нестабильности и стали невидимыми к радару.
Удовлетворенные результатами программы, ВВС США 1 ноября 1978 года заключили с Lockheed контракт на разработку и производство полноразмерного самолета-невидимки. Во главе с генеральным директором Skunk Works Беном Ричем и с помощью Билла Шредера и Дениса Оверхолсера команда разработчиков использовала специально разработанное программное обеспечение для создания самолета, в котором использовались грани (плоские панели) для распространения более 99% радиолокационных сигналов.
Конечным результатом стал странно выглядящий самолет с четырехкратным дублированием проводного управления полетом, усовершенствованной инерциальной системой наведения и сложной GPS-навигацией.
Чтобы свести к минимуму радиолокационную заметность самолета, конструкторы были вынуждены исключить бортовой радар, а также минимизировать входные и выходные отверстия двигателей и тягу. В результате получился дозвуковой бомбардировщик, способный нести 5000 фунтов боеприпасов во внутреннем отсеке.
Новый F-117 был создан в рамках программы Senior Trend Program и впервые поднялся в воздух 18 июня 1981 года, всего через 31 месяц после начала полномасштабной разработки. Первый серийный самолет получил название F-117A Nighthawk и был доставлен в следующем году, а эксплуатационная готовность была достигнута в октябре 1983 года. Всего в 1990 году было построено и поставлено 59 самолетов.
F-117A Nighthawk
Общий
- Длина: 69 футов. 9 дюймов.
- Размах крыла: 43 фута. 4 дюйма.
- Высота: 12 футов. 9,5 дюйма.
- Площадь крыла: 780 кв футов.
- Снаряженная масса: 29 500 фунтов.
- Вес в снаряженном состоянии: 52 500 фунтов.
- Экипаж: 1
Производительность
- Силовая установка: 2 ТРДД General Electric F404-F1D2
- Дальность: 930 миль
- Максимальная скорость: 0,92 Маха
- Потолок: 69 000 футов.
Вооружение
- 2 внутренних отсека для оружия с одной точкой подвески в каждом (всего два оружия)