- Создание
- Видео – история создания
- Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне
- Аварии и происшествия
- Катастрофы Ил-86
- Где лучше разместиться в Ил-86?
- Испытания и достижения
- Фото Ил-86
- Краткий обзор и конструкция
- Особенности и технические характеристики
- Эксплуатация
- Видео – методика взлета
- История разработки
- Работы над авиалайнером
- Модификация
- Плюсы и минусы лайнера Ил-86
- Моторы и недостатки
- Неудачные попытки
- Варианты
Создание
В 1970 году перед головным советским предприятием по проектированию и разработке авиационной техники ОКБ Ильюшина С.В была поставлена задача проектирования пассажирского маршрута средней дальности вместимостью до 350 человек. Для громоздкой широкофюзеляжной машины конструкторская мысль остро искала гармоничное сочетание надежности, экономичности в эксплуатации, экономичности и, конечно же, безопасности.
Через два года началась разработка модели самолета. Наряду с серьезными требованиями к техническим параметрам существовал критерий – перевозка багажа по принципу «багаж с собой». Перед конструкторами встал вопрос: «Какой будет корпус по диаметру?»
Эта проблема была решена созданием широкого фюзеляжа, позволяющего разместить в ряду до девяти кресел, между которыми было два широких прохода. Кроме того, крыло, состоящее из предкрылков и трехщелевых закрылков, обеспечивало использование сравнительно коротких взлетно-посадочных полос.
Видео – история создания
Восход солнца в небе:
- 1976 г. — работы над самолетом завершены. Новый тип Airbus совершил свой первый полет;
- 1977 г. — демонстрация доски в Париже;
- 1978 г. — технический рейс Москва — Сочи, а также показательные полеты в другие города Советского Союза;
- 1979 г. — эксплуатационные испытания;
- 1980 г. — выдан сертификат летной годности и выполнен регулярный рейс Москва — Ташкент.
Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне
Помните, что пассажировместимость Ил-86 отличается от типа комплектации. 3-классный вариант предусматривает наличие 314 пассажиров, 2-классовый вариант – 234 человека, а эконом-вариант – 350. Отметим, что салон этого самолета обеспечивает полный комфорт, удобство и надежность. Решение расположить пассажирские кресла в ряд 3+3+3 очень правильное.
Такое расположение удобно как для путешественников, так и для бортпроводников. Примечательно, что в Ил-86 три салона отделены друг от друга блоками с буфетными стойками и поперечными проходами к аварийным выходам. Расположение эвакуационных лестниц связано с расположением аварийных выходов.
В целом особенность расположения кресел в салоне Ил-86 заключается в том, что он имеет условное деление. Это деление обеспечивается лестницами, буфетными стойками и проходами. Но при этом все пассажиры достаточно компактно расположены, поэтому бортпроводникам удобно их обслуживать. Также очень удобно раздавать еду благодаря двум продольным проходам.
И пассажиры, и попутчики могут свободно перемещаться по салону, что крайне важно на случай непредвиденных обстоятельств. При входе в самолет пассажиры сначала попадают на нижнюю палубу багажных отсеков, а затем, преодолев три лестничных пролета, попадают в основной пассажирский салон. Свой груз люди оставляют в багажных камерах, а с собой берут только ручную кладь и сумочки.
Приложенное к статье фото салона Ил-86 поможет вам более точно понять, как расположены сиденья в салоне. Как известно, если прилететь заранее, то можно выбрать подходящие места. Особенно это касается тех, кто не выдерживает полета. Поэтому рассмотрим, какие самые лучшие кресла в самолете Ил-86.
Фото салона Ил-86
Аварии и происшествия
Из 106 самолетов, построенных по состоянию на 8 июля 2008 г., четыре были потеряны.
Дата | Номер платы | Место катастрофы | Жертва | Краткое описание |
08.03.1994 | 86119 | Дели | 8+0/0 | Падающий В-737 врезался в неподвижный самолет, Ил-86 загорелся. Сотрудники аэропорта убиты |
06.1998 | 86080 | Шереметьево | 0/н/д | Жесткая посадка. Линия была выведена из эксплуатации 2 июля 1998 г |
21.09.2001 | 86074 | Дубай | 0/322 | Посадка с не выпущенным шасси из-за грубой ошибки экипажа, при касании взлетно-посадочной полосы лайнер загорелся. |
28.07.2002 | 86060 | Шереметьево | 14/16 | Авиакатастрофа, при взлете произошло сваливание из-за выхода на закритический угол атаки. Разрыв разъема переключателя управления стабилизатором. Стабилизатор отклонялся на максимальный угол 12 градусов |
Катастрофы Ил-86
За весь период эксплуатации было потеряно 4 корабля. В 2002 году из-за ошибки пилота и отказа стабилизатора RA-86060 разбился при взлете из Шереметьево. 14 членов экипажа погибли. Двое выжили.
Одна из катастроф произошла не по вине техники или экипажа. В 1994 году обломки перрона терминала Boeing 737-200, которые столкнулись с бетоном, попали в Дели Ил, который был обработан перед посадкой пассажиров. 8 человек погибли.
В 1998 году международный рейс Москва-Дубай SU 521 приземлился на живот. Командир корабля не выпускал шасси и другие члены экипажа не управляли им. Следует отметить, что в аэропорту Дубая в целях снижения шума при полете над районами города запрещено выпускать шасси до момента приземления для снижения шума. Командир СУ 521 выключил световую и звуковую сигнализацию «Выпуск шасси», чтобы не отвлекать.
При аварийной посадке загорелись двигатели хвостовой части. Самолет, который загорелся на взлетно-посадочной полосе, быстро потушили. Никто не умер. Подкладку пришлось списать. «Аэрофлот» заплатил аэропорту 10 миллионов долларов за простои аэропорта. После этой катастрофы четыре члена экипажа, включая капитана, потеряли билеты на самолет. Потеряли свои позиции и некоторые менеджеры «Аэрофлота.
После распада Советского Союза Ил-86 Аэрофлота перешел в собственность других авиакомпаний: Крас Эйр, Пулково, Москва, Ют Эйр, Уральские авиалинии, Атлант-Союз, Сибирь. С 2001 года первые советские широкофюзеляжные самолеты стали быстро утилизироваться, в том числе из-за введения Евросоюзом ограничений по шуму. Основной причиной захоронения первого советского аэробуса стал неудачный, прожорливый, шумный двигатель НК-86, перекочевавший после модернизации с Ту-154Б и Ил-62, двигатель НК-8.
Где лучше разместиться в Ил-86?
Начать стоит с того, что сам салон этого самолета достаточно удобен и практичен. Изобретатели сделали все, чтобы пассажиры могли наслаждаться повышенным уровнем комфорта. Благодаря удобным мягким креслам, выгодному расположению, широким проходам, декоративно-художественному оформлению салона и использованию новейшего оборудования летать на Ил-86 было очень комфортно. Многие люди были удивлены тем, насколько незамеченным был их полет.
ряд 33 — один из самых комфортных, так как рядом нет сидений, но есть откидывающаяся спинка, подлокотники и место для ног. В таком расположении можно спокойно расслабиться и насладиться любимой музыкой в наушниках.
Схема салона Ил-86
Испытания и достижения
Новый самолет совершил первый полет в 1976 году. Это был прототип, пилотируемый Кузнецовым.
Ил-86 выполнял технические рейсы в разные города СССР с весны 1978 года. Но первый коммерческий рейс состоялся в 1980 году.
Новый самолет получился откровенно удачным. При этом он был уникальным для своего времени и превосходил зарубежные аналоги. Об этом можно судить по 17 рекордам, установленным до осени 1981 года. Их не удавалось побить более 20 лет. В 1981 году создатели авиалайнера получили ряд наград и наград.
Фото Ил-86
Спускаемый аппарат Ил-86 авиакомпании «Сибирь»
Краткий обзор и конструкция
На момент выпуска Airbus не имел аналогов во всем мире. Этот авиалайнер достойно превосходил все иностранные самолеты. С пассажирами и грузом ему удалось установить около 18 рекордов скорости.
Ил-86 производился до 1993 года в Воронеже, а гражданскими авиалиниями летал до 2010 года. Лайнер нового поколения значительно превосходил по удобству всех своих предшественников.
При проектировании самолетов нового поколения использовались все последние достижения приборостроения, радиотехники, технологий того времени.
Он представлял собой классическую широкофюзеляжную машину с четырьмя двигателями, расположенными под крылом. Диаметр фюзеляжа достигал 6,08 метра. В салоне было девять мест в один ряд с двумя проходами.
Достаточно сказать, что самолет на 54 % состоял из алюминиевых сплавов, на 15 % из стали и на 14 % из титановых сплавов. Остальные – полимерные материалы.
Специально разработан современный двигатель НК-86. Через некоторое время из-за огромного расхода топлива и сильного шума этот двигатель стал основной причиной отказа от Airbus.
Кроме того, масштабность НК-86 впоследствии привела к невозможности замены его модифицированными двигателями. Именно это способствовало разработке нового самолета Ил-96. Что немаловажно, производительность двигателя при высокой температуре наружного воздуха снижалась, а иногда приходилось даже останавливать вылет.
Самолет обладает хорошей управляемостью: рули разделены на отдельные секции, а гидравлика дублирована.
Дублирование было и в других жизненно важных системах аэробуса. Конструкторы первого советского аэробуса разработали уникальную электроимпульсную противообледенительную защиту. Эффективность была в сотни раз выше, чем у обычной тепловой установки.
Самолет был оснащен четырьмя мощными ТРД тягой до 13 тс каждый. Механизация крыла и новая компоновка шасси позволили эксплуатировать аэробус на аэродромах базирования Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 требовалась взлетно-посадочная полоса не более 2600 метров.
Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки трюма. Наличие трех трапов, встроенных в аэробус, значительно упростило работу наземных служб аэропорта и сэкономило время пассажиров.
На новый уровень перешла и шумоизоляция. Ил-86 отличался наличием навигационной системы, которая применялась впервые. Эта система позволяла совершать полеты в любых погодных условиях и в любое время суток. Все приборы самолета были инновационными.
Особенности и технические характеристики
Экипаж (чел.) | 3 |
Размеры | |
Длина (м) | 59,5 |
Размах крыла (м) | 48 |
Высота (м) | 15,8 |
Площадь крыла (кв.м) | 320 |
Масса | |
Максимальный стартовый вес (кг) | 208 000 |
Максимальный посадочный вес (кг) | 175 000 |
Пустой вес (кг) | 116 250 |
Максимальный вес без топлива (кг) | 158 400 |
Макс. Полезная нагрузка (кг) | 42000 |
Емкость топливного бака (л) | 114 000 |
Полетные данные | |
Дальность полета с макс. Нагрузки (км) | 3600 |
Макс. Крейсерская скорость (км/ч) | 870 |
Стартовый пробег (м) | 2800 |
Длина бега (м) | 2300 |
Двигатели | НК-86, 4*13 000 кгс |
Удельный расход топлива (г/пасс.км) | 34,5 |
Расход топлива в час (кг) | 9900 |
Пассажирский салон | |
Количество мест (эконом) | 350 |
Количество мест (эконом/бизнес) | 234 |
Ширина кабины (м) | 5.7 |
Эксплуатация
Только Аэрофлот был пользователем Ил-86. Самолет выполнял регулярные рейсы по загруженным маршрутам и чартерные рейсы на различные курорты.
Благодаря динамично развивающемуся авиационному рынку наша страна имеет возможность закупать и другие воздушные суда. Ил-86 постепенно терял свое преимущество и конкурентоспособность из-за высоких эксплуатационных расходов и шума двигателя.
В 2000 году началось массовое списание авиагигантов и постепенный вывод из состава авиапарков.
В результате пассажирские рейсы были завершены в 2011 году. В настоящее время Минобороны России эксплуатирует четыре самолета Ил-86.
Видео – методика взлета
Это был процесс эксплуатации первого серийного широкофюзеляжного советского авиалайнера. Позже Ил-86 будет заменен на Ил-96.
История разработки
Самолет Ил-86 — первый серийный советский широкофюзеляжный пассажирский самолет. Потребность в таком самолете возникла в СССР в 1967 году, когда Аэрофлот разработал требования к самолету на 250-350 мест. 13 октября 1967 г было принято постановление Совета Министров СССР о разработке такого самолета. В ОКБ им.
Ильюшин впервые прорабатывал проект 250-местного варианта самолета Ил-62-250 с удлиненным на 6,8 метра фюзеляжем. Однако этот проект не получил развития. Для размещения 350 пассажиров пришлось увеличить количество кресел в ряду, но в попытке сохранить уровень комфорта, достигнутый на Ил-62, в ОКБ подготовили двухпалубный вариант, а также одноместный -палубный вариант с фюзеляжем овальной формы с двумя отдельными кабинами. Но и эти предложения были отвергнуты.
22 февраля 1970 года ОКБ С.В. Ильюшина получило техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолета на 350 мест. 9 марта 1972 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 168-68 о начале работ по широкофюзеляжному самолету Ил-86. Среди требований, предъявляемых к самолету, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу «багаж с собой». Это условие потребовало обширного комплекса исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа.
Результатом этих проработок, в которых участвовали специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить 9 кресел с двумя проходами в ряд, причем ширина этих проходов была сделана больше, чем на аналогичных зарубежных широкофюзеляжных самолетах типа Макдоннелл Дуглас DC-10. Для обеспечения эксплуатации с относительно коротких взлетно-посадочных полос была выбрана механизация крыла, состоящая из предкрылков и трехщелевых закрылков, обеспечивающих большую подъемную силу.
Первый полет опытного самолета Ил-86 совершил 22 декабря 1976 г экипаж Е.И.Кузнецова. В июне 1977 года самолет был представлен на Парижском международном авиационно-космическом салоне. К концу сентября 1978 года заводские испытания были завершены, после чего начались сертификационные испытания.
Эти испытания были завершены в 1980 году. 26 декабря 1980 года самолет Ил-86 выполнил первый плановый полет по маршруту Москва — Ташкент. В 1981 году Ил-86 установил 18 мировых рекордов скорости при полете по замкнутому маршруту с грузом от 35 до 80 тонн.
Были построены четыре самолета в варианте воздушного командного пункта Ил-87 (Ил-80) для управления вооруженными силами в случае ядерного конфликта.
В 1980-е годы прорабатывались проекты самолетов Ил-86В и Ил-86Д, где предполагалось использовать британские ТРД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19 000 кгс каждый. Среднемагистральный Ил-86В имел удлиненный фюзеляж и был рассчитан на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600-4000 км. Самолет Ил-86Д рассчитан на перевозку 330 пассажиров на расстояние более 9000 км. Этот самолет послужил базой для дальнемагистрального самолета Ил-96-300.
Во второй половине 1990-х годов прорабатывалась возможность установки на самолет высокоэффективных ТРД CFM56-5C-2 (4×14160 кгс), что позволило бы увеличить дальность полета на 350 пассажиров до 6400 км. Но по распространенному мнению, ОКБ Ильюшина по практическим соображениям не завершило реинжиниринг Ил-86: по стоимости и многим параметрам такой Ил-86 занял бы нишу Ил-96. Есть и другие мнения на этот счет.
В результате в серийное производство не пошли ни Ил-96, ни ремоторизированный Ил-86, а эту нишу заняли бывшие в употреблении Боинг-767, Эйрбас А-310, Боинг-747, которым на момент выпуска было по 10-20 лет были приобретены российскими авиакомпаниями в 2000-х годах.
Ил-86 считается одним из лучших самолетов в России и, по словам первого заместителя министра транспорта России, начальника Государственной службы гражданской авиации Александра Нерадько в 2003 году, «был и остается одним из самых надежных самолетов в мире».
Работы над авиалайнером
Главной проблемой, которую нужно было решить в первую очередь, было увеличение количества посадочных мест до 350. Вроде ничего сложного в этом нет, сами знаете, увеличить фюзеляж. Но это не автобус, а самолет — для него важна аэродинамика.
Так что я должен был попробовать. В итоге оказалось, что самолет двухэтажный. Нижний ярус отдавался под багаж, а на верхнем «этаже» размещались пассажиры.
Благодаря сотрудничеству с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н. Е. Жуковского ОКБ Ильюшина получило необходимый фюзеляж. В ряду 9 стульев с двумя проходами между ними, т.е блоки по 3.
В МГТУ ГА в Шереметьево можно сходить на экскурсию, где покажут Ил-86. Фото: Youtube.com
Благодаря слаженной работе конструкторов Ил-86 теоретически мог взлетать даже с коротких взлетно-посадочных полос, несмотря на свои габариты.
В фюзеляже было устроено три люка для посадки пассажиров. Они сразу вышли на первую палубу, оборудованную специальными стеллажами для багажа. Там клиенты оставили свои вещи и поднялись наверх.
Модификация
Всего Ил-86 имел четыре модификации, которые разрабатывались или находились в производстве:
- Ил-86 — базовая версия;
- Ил-86В — вариант самолета вместимостью до 450 мест и дальностью полета 3600-4000 км;
- Ил-86Д — проект экраноплана, на базе которого создан Ил-96;
- Ил-80/87 — воздушный командный пункт. Он был оборудован системой дозаправки топливом в полете и дополнительным отсеком в носовой части. Не было окон. Всего было построено четыре единицы.
Плюсы и минусы лайнера Ил-86
Первый широкофюзеляжный отечественный авиагигант огромной вместимости | Не слишком высокая мощность двигателя |
Усовершенствованное приборное оснащение самолета Ил-86 | Огромный стартовый вес |
Инновационная компоновка салона | Требуется более длинная взлетно-посадочная полоса |
Высокая надежность по советским меркам | Высокий шум двигателя, не соответствующий международным стандартам |
Высокий расход топлива |
Несмотря на все недостатки и ранний закат Ил-86, он оставил свой след в истории и обозначил новый этап в развитии гражданской авиации. Он стал гордостью страны и был лучшим в свое время.
Читайте также: Самолет F-16 Fighting Falcon конструкция, технические параметры, модификации
Моторы и недостатки
Ил-86 — классический низкоплан с четырьмя ТРД. Крыло самолета стреловидное, оперение однобортное.
Так как это был первый советский широкофюзеляжный самолет для такого большого количества пассажиров, для него пришлось делать новые двигатели. Делались они не на пустом месте, а путем модернизации НК-8, установленных на Ту-154Б и Ил-62.
Новые силовые агрегаты получили индекс НК-86. Кстати, именно из-за этих двигателей от самолета окончательно отказались. Двигатели имели ряд недостатков:
- ✅ Высокий уровень шума
- ✅ Низкая тяговооруженность
- ✅ Большой расход топлива
Зато в салоне пассажиры не жаловались на громкую работу двигателей. Инженеры КБ Ильюшина хорошо поработали над шумоизоляцией.
Кстати, еще при существовании Советского Союза предпринимались попытки модернизации Ил-86. На самолет планировалось установить мощные двигатели фирмы Rolls-Royce. Сначала «перестройка», а затем и распад Советского Союза помешали этому проекту осуществиться.
Самолет получился красивым, в отличие от Боинга-747. Фото: Youtube.com
В ОКБ Ильюшина решили отказаться от модернизации. Вместо него собирались выпустить Ил-96, но новая модель так и не стала серийной.
Ил-86 эксплуатировался до 2011 года. В результате место отечественных авиакомпаний в российских компаниях заняли подержанные Airbus и Boeing. Как показали последние события, это тупиковая схема. После введения экономических санкций против РФ авиакомпании не могут даже ремонтировать неисправные самолеты. Не говоря уже о покупке новых.
Стране нужны собственные авиакомпании. Иначе можно вообще остаться без пассажирского самолета.
Неудачные попытки
Аэрофлот запросил новый большой самолет в 1967 году. Совет Министров оперативно отреагировал на это, приняв соответствующее постановление.
Ил-86 в очередном полете.
Проект сразу же взяло на себя ОКБ Ильюшина. Инженеры решили обойтись «маленькой кровью», то есть создать самолет на шасси существующей модели. Так появился Ил-62-250.
Этот самолет был рассчитан на 250 человек, для чего пришлось увеличить фюзеляж. Но этого было мало — потребовалась установка нескольких сидений в ряд. Самолет был переполнен, уровень комфорта сразу упал. Для авиалайнера это было неприемлемо, поэтому от проекта в таком исполнении отказались.
Были мысли сделать двухпалубную модель и вариант с большим овальным фюзеляжем и парой кабин. Но от этих проектов сразу же отказались, даже не начав их реализовывать.
В 1970 году ОКБ Ильюшина получило официальное задание на создание нового самолета, рассчитанного на 350 пассажиров. Эта модель должна была быть разработана с нуля.
Уже в 1972 году было известно, что новый самолет будет называться Ил-86. Кроме того, перед конструкторами стояла дополнительная задача — создать самолет, способный перевозить багаж по схеме «с собой».
Варианты
- Ил-86 — базовая версия. Копия изготовлена в специальном варианте для службы Президента Российской Федерации.
- Ил-80/87 (по кодификации НАТО: Maxdome) — воздушный командный пункт. От обычных Ил-86 отличается отсутствием иллюминаторов, бортовой системой дозаправки и дополнительным аппаратным отсеком («горбом») в носовой части фюзеляжа построено 4 экземпляра.
- Ил-86Д — проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолет Ил-96.